Разновидности бизнес планов предприятия

Виды бизнес-планов

Когда планируется открытие или развитие предприятия, процедура составления документа с обоснованием целей является обязательной, поэтому нужно знать и понимать какие типы бизнес-планов бывают и их основные особенности. У предпринимателя должно быть понятие, что каждый бизнес-план уникальный в своем роде, потому что его разработка осуществляется под конкретные условия. Правильное определение вида планирования позволит верно двигаться во время разработки собственного бизнес-плана, учесть все поставленные задачи.

Классификация бизнес-планов по назначению

Документ по планированию деятельности, который составляется для того, чтобы получить из внешних источников финансовые средства (как пример, банковское кредитование, гранты, инвестирование), – один из основных видов бизнес-планов, ориентированных на внешнее использование. В данном случае в документе будет определение стратегии, тенденции развития производства, построение рыночных отношений.

У потенциальных инвесторов к бизнес-плану имеются определенные требования, которые при его разработке нужно обязательно соблюдать. Во многих случаях у инвесторов имеются свои специальные формы (типовые бизнес-планы), данные образцы и используются при составлении заявок.

Следующая разновидность бизнес-планов – это документы, которые предполагаются для использования в самой компании (внутренние). В них изложено возможные риски, а также показатели, которые относятся к деятельности будущего предприятия, в частности, его специфика и возможности. Документ руководство компании будет использовать с целью сравнения реальных показателей с планируемыми, что позволит принимать важные управленческие решения.

Существует и такой тип простого бизнес-плана, применение которого целесообразно, когда в работающей компании требуются какие-либо изменения:

введение нового товара (услуги);

внедрение нового направления деятельности;

организация нового подразделения;

Это может быть мини-документ, где коротко описываются основные цели, которые нужно достигнуть. К примеру, организация выставки.

Внимание! Профессионально составленный бизнес-план имеет не только образовательные функции, он необходим руководству компании, чтобы понимать, какие требуются действия для выполнения поставленных задач и достижения требуемого результата.

В зависимости от продолжительности планирования деятельности, классификация документов по планированию деятельности: долго-, средне-, краткосрочные.

Принцип составления бизнес-плана зависит от типа организации и поставленных заданий.

Инвестиционный бизнес-план

Главной задачей при составлении инвестиционных бизнес-планов является убеждение потенциальных инвесторов в том, что предлагаемый проект действительно привлекательный для вложения в него средств.

Для привлечения грантов, выдаваемых государством и фондами, акцент нужно делать на соответствии поставленных в проекте целей с условиями для их получения.

В документах по планированию на получение банковского кредита, обязательно должны содержаться расчеты, которые могут обосновать требуемую сумму займа. Кроме этого должно быть подробное описание собственности компании, что может выступать в качестве залога. Обязательная также ссылка на кредитную историю компании.

Инвестиционные бизнес-планы, подробную информацию про которые можно найти в статье «Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта», отличаются углубленной проработкой всех моментов, способных подтвердить, что вкладывать средства в конкретный проект целесообразно, в частности:

доходность вложений средств;

сроки их окупаемости;

перспективность увеличения объема прибыли.

Каждая цифра в документе обязательно должна иметь серьезное материально-техническое обоснование.

Бизнес-план инновационного проекта

Когда нужно внедрить какую-то инновацию, разрабатывается инновационный бизнес-план. Под инновацией понимают не только внедрение какого-то нового продукта, но также маркетинговый анализ рынка или разработку нового ПО.

Важно, чтобы в документе по планированию, который составляется для инновационного проекта, конечная цель была четко прописана. Что касается целей локальных, то в зависимости от показателей на промежуточных этапах, они подлежат корректировке.

Сроки реализации проекта, заданные при разработке документа, то они также могут корректироваться.

Читайте также:  Бизнес планы для открытия журнала

Главный фактор планирования – это фиксированная величина денежных средств, выделяемая для реализации инновационного проекта, что накладывает некоторые ограничения на ресурсы, задействованные в нем.

Стратегический бизнес-план

Разработка документа по планированию осуществляется максимум на пятилетний срок. Как правило, в нем содержится информация по основным направлениям деятельности с требованиями развития и роста, детализация значительно меньше.

В стратегическом бизнес-плане содержатся цели на длительную перспективу, что зависят от главных заданий предприятия. Составляя бизнес-план, обязательно принимаются во внимание все способы (два и больше), использование которых обеспечит достижение поставленных целей, коротко описываются.

Важнейшим фактором, оказывающим влияние на долгосрочность планирования, является стойкость среды, в которой работает фирма. Подробный бизнес-план может быть составлен на долгосрочную перспективу в случае больших рисков и неопределенностей, но его характер будет больше учебным.

Классификация бизнес-планов – это не стойкая система, готовых шаблонов документа, которые были бы универсальными для разных проектов, не существует. Методика составления документа и его содержание изменяется в зависимости от целей, которые стоят. Зная основные виды бизнес-планов, руководство компании сможет принимать важные решения по развитию компании и привлечению инвестиционных средств.

Источник

1.3 Виды бизнес-планов и их назначение

Бизнес-планом называется документ, содержащий экономическое обоснование развития предприятия, выпуска новой продукции или реализацию других коммерческих идей. Бизнес-план сочетает в себе черты стратегических и текущих планов. Он составляется при создании предприятия или в переломные моменты его существования, например: при расширении масштабов деятельности, привлечении потенциальных инвесторов, эмиссии ценных бумаг и т.д. Горизонт планирования от 1 года до 5 лет; как правило, бизнес-план разрабатывается с разбивкой по годам.

Разработка бизнес-плана позволяет прогнозировать различные варианты различные варианты развития бизнеса и выявить проблемы, с которыми может столкнуться предприятие.

Бизнес-планы в различных модификациях в зависимости от назначения: бизнес-план предприятия, бизнес-план инвестиционного проекта по выпуску новых видов продукции (работ, услуг, технического решения).

В мировой практике бизнес-план разрабатывается на основе стандартных требований к его оформлению:

Простота и четкость изложения плана;

Достаточность, надежность и достоверность информации;

Обоснованность и объективность;

Достижимость поставленных целей;

Гибкость и оптимальность;

Контроль (составление графиков работ, сроков, показателей).

В зависимости от рыночной ситуации и цели составления, бизнес-планы могут быть различны. По объектам бизнеса, бизнес-планы можно классифицировать(рис.1):

Источник

Виды бизнес-планов. Содержание и классификация.

Сегодня мы кратко рассмотрим 4 основных вида бизнес-плана. Выделение разных видов бизнес-плана полезно для упорядочения внутренних взаимосвязей разных элементов, подробного анализа всех его составляющих, выявления оптимальных методов и форм составления .

Основные виды бизнес-планов

В зарубежной и отечественной литературе выделяют следующие виды бизнес-планов:

  1. Внутренний. Он нужен для работы компании. Внутренний бизнес-план должен быть у каждой компании для того, чтобы вести успешную деятельность. Такой документ прогнозирует уровень разных показателей деятельности, планирует дальнейший рост компании. Это «рабочий» бизнес-план, в него постоянно вносятся правки в соответствии с пройденным опытом, изменениями на предприятии и на рынке, что помогает заранее предположить, как будут обстоять дела на фирме в будущем. Бизнес-план для компании рассматривает и учитывает все проблемы и препятствия, которые могут возникнуть перед предприятием, предлагая все возможные способы их устранения. Он помогает развиваться компании в нужном для нее направлении в соответствии с трудовыми, материальными и финансовыми показателями на каждый момент.
  2. Бизнес-план для привлечения инвестиций. Естественно, его целью является привлечение потенциальных инвесторов, поэтому весь бизнес-план построен на анализе их наиболее выгодного и эффективного освоения предприятием. Инвестиции могут быть жизненно необходимы как для основания новой компании, так и для модернизации существующей. Бизнес-план, только создаваемой фирмы, должен рассматривать характер маркетинговой политики, перспективы освоения инвестиций и развития бизнеса, разумеется, такой документ будет основан лишь на догадках. В бизнес-плане действующей компании может учитываться и личный опыт, на его примере можно определить, какие именно части предприятия требуется улучшить. Основными пунктами в бизнес-плане для инвесторов, должны быть: степень риска, срок получения чистой прибыли и окупаемость вложенных в него средств.
  3. Бизнес-план для приобретения гранта. Если компания рассчитывает на поддержку со стороны общественных фондов или государственную поддержку, то бизнес-план в данном случае должен быть социально направленным. В таком документе следует отметить то, какую пользу населению, региону, городу принесет ваша фирма, так как при выдаче гранта особое внимание уделяется на социальные цели предприятия. Здесь большую роль играет гуманность бизнеса.
  4. Бизнес-план для приобретения кредита. Такой документ несколько отличается по содержанию от бизнес-плана для потенциальных инвесторов. Кредиторы смотрят в первую очередь на уровень платёжеспособности предприятия, обоснование потребности займа, а также наличие имущества для залога. Поэтому в таком бизнес-плане следует делать упор на то, как вам помогут заемные средства, чем вы сможете их обеспечить, а также какой уровень прибыли ожидается. Чем больше в таком документе доказательств способности компании расплачиваться в будущем по кредиту, тем больше шансов получить этот кредит.
Читайте также:  Образцы расчетов бизнес плана

Все вышеперечисленные виды бизнес-планов играют огромную роль в деятельности предприятия, прогнозируя развитие фирмы в будущем и являясь опорой для принятия решений внутри компании.

Источник

Бизнес-план: понятие, виды, структура

Бизнес-план (с англ. – план предпринимательской деятельности) включает два слагаемых «бизнес» и «план».

В современных справочниках и словарях бизнес – это инициативная самостоятельная экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенных видов продукции и услуг.

Бизнес осуществляется за счет собственных и/или заемных средств под свой риск и под свою имущественную ответственность. Синонимы понятия «бизнес» – предпринимательство, коммерция, торговля, организация, фирма.

Бизнес-планом называется документ, содержащий экономическое обоснование развития предприятия, выпуска новой продукции или реализации других коммерческих идей.

Бизнес-план сочетает в себе черты стратегических и текущих планов. Он составляется при создании предприятия или в переломные моменты его существования, например, при расширении масштабов деятельности, привлечении потенциальных инвесторов, эмиссии ценных бумаг и т.д. Разработка бизнес-плана позволяет прогнозировать различные варианты развития бизнеса и выявить проблемы, с которыми может столкнуться предприятие.

Бизнес-планы разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: бизнес-план предприятия, бизнес-план инвестиционного проекта по выпуску новых видов продукции (работ, услуг, технического решения).

Данная классификация представлена на рисунке 8.

Бизнес–план предприятия – это программа эффективного управления предприятием, направленная на обеспечение конкурентоспособности предприятия и устойчивого финансового положения предприятия. Существуют различия между бизнес-планом создаваемого предприятия и действующего. В первом случае, предприятие опирается на прогнозные и оценочные данные, которые позволяют разрабатывать производственную, маркетинговую и организационную структуру предприятия, заинтересовывать потенциальных инвесторов в будущей перспективности и прибыльности своего предприятия. Во втором случае, бизнес-план опирается на результаты и опыт функционирования предприятия, позволяет определить возможности его развития, предопределить изменения, которые предстоит осуществить, перераспределять инвестиции в те области, которые принесут в будущем высокий доход.

Читайте также:  План как начать свой бизнес для студии

Бизнес–план инвестиционного проекта – это технико–экономическое обоснование внедрения инноваций. Он предполагает сравнительный анализ эффективности предлагаемых мероприятий, оценку необходимых для их реализации инвестиций и решение проблем, связанных с осуществлением проекта.

Бизнес-планирование по своей природе является уникальным процессам, что объясняется неповторимостью каждого инвестиционного проекта и предприятия. Вместе с тем при разработке любого из них используются базовые принципы, являющиеся общими, независимо от отрасли, в которой реализуется проект, и организационно-правовых особенностей предприятия, его осуществляющего. К ним относятся определение целей бизнес–планирования и требований к его разработке, а также выбор типовой структуры бизнес-плана.

Наиболее общая цель бизнес-плана – прогноз хозяйственной деятельности предприятия-инициатора проекта на определенный период времени в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых финансовых ресурсов, в том числе в форме иностранного кредита.

В связи с этим бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:

— определить конкретные направления деятельности предприятия, его целевые рынки;

— сформулировать, долговременные и краткосрочные цели компании, стратегию и тактику их достижения;

— выбрать состав и определить характеристики производимых товаров и услуг, проанализировать производственные и торговые издержки;

— определить перечень маркетинговых мероприятий фирмы;

— оценить материальные, кадровые и финансовые возможности предприятия, их соответствие поставленным целям.

В мировой практике бизнес-план разрабатывается на основе стандартных требований к его оформлению: простота и четкость изложения плана; достаточность, надежность и достоверность информации; обоснованность и объективность; достижимость поставленных целей; комплектность; перспективность; гибкость и оптимальность.

Содержание конкретного бизнес-плана зависит от отраслевой принадлежности предприятия, размера предприятия, стратегии предприятия (расширение, создание), условий финансирования.

Бизнес-план решает следующие задачи:

— определение конкретных количественных показателей и сроков достижения целей предприятия;

— разработка взаимоувязанных планов производства, маркетинга, финансов;

— определение необходимых ресурсов и поиска их источников;

— выявление проблем, с которыми возможно придется сталкиваться;

— организация системы контроля за ходом осуществления плана;

— подготовка основательного обоснования, с целью привлечения инвесторов. Первые пять направлений необходимы предприятию для своего развития даже в тех случаях, когда нет надобности в привлечении сторонних инвестиций.

Бизнес-план в общем виде состоит из следующих разделов:

— Характеристика организации и стратегия ее развития;

— Описание вида деятельности, продукции, их характеристика;

— Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга;

— Инвестиционный и инновационный план;

— Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности;

— Показатели эффективности деятельности предприятия;

Объем и содержание разделов бизнес-плана зависит от целей его разработки, размеров предприятия, отраслевой специфики и особенностей его финансово-хозяйственной деятельности.

Источник

Оцените статью