Размер уставного капитала для предприятий с иностранными инвестициями

Регистрация ООО с иностранным учредителем

В некоторых случаях иностранному предпринимателю не достаточно открыть в РФ представительство фирмы или ее филиал. Ему необходимо учредить юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью. Может ли лицо, не имеющее гражданства России, выступать в роли учредителя ООО на ее территории?

Да, такое право есть как у иностранца – физического лица, так и у иностранной компании. В соответствии с Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» учредителями такого юридического лица не могут быть только хозяйственные общества, состоящие из единственного учредителя. Порядок регистрации ООО, учредителем которого является иностранец, не сложная. Она имеет лишь некоторые нюансы документального оформления.

Особенности открытия и работы ООО с иностранным капиталом

Если среди учредителей общества есть лицо с иностранным гражданством, то такое предприятие называется ООО с иностранным капиталом или иностранными инвестициями. Иностранец (физическое или юридическое лицо) может быть единственным учредителем. Тогда это будет общество со 100% иностранным капиталом. Иностранному учредителю может принадлежать лишь доля в уставном капитале. В этом случае компания получит название совместного предприятия.

Для учредителя-иностранца законодательством введены некоторые особенности действий при регистрации компании и в дальнейшем при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности по сравнению с отечественными учредителями:

  • иностранец обязан внести взнос в уставный фонд в денежном выражении. Это ограничение касается установленного законом минимума в 10000 рублей;
  • внести взнос в уставный фонд необходимо в течение 4 месяцев после регистрации предприятия;
  • по дивидендам, начисленным в дальнейшем, применяется налог по ставке 15%, в то время как при наличии гражданства России – 13%;
  • иностранные компании не имеют права вести бухгалтерский учет по упрощенной системе.

Документы, необходимые иностранному учредителю

Учредителем могут выступать как иностранные физические, так и юридические лица. В зависимости от этого комплект документов для регистрации организации будет отличаться.

Физическое лицо

Юридическое лицо

Решение учредителей об открытии Решение учредителей об открытии Заявление о регистрации общества по установленной форме Заявление о регистрации общества по установленной форме Устав общества Устав общества Квитанция об уплате пошлины Квитанция об уплате пошлины Перечень участников, если их несколько Перечень участников, если их несколько Перевод паспорта на русский язык, заверенный нотариусом в РФ. Свидетельство о регистрации иностранного юридического лица (заверенный нотариусом в РФ) Выписка из торгового реестра с данными об иностранном учредителе (заверенный нотариусом в РФ) Справка о наличии счета Справка о присвоении налогового номера Доверенность на того, кто будет производить действия по открытию ООО

Последовательность действий при регистрации

Процедура регистрации состоит из следующих этапов:

  1. сбор необходимых документов и сведений об иностранном учредителе;
  2. подготовка пакета документов для создания ООО (проект устава, протоколы собрания участников);
  3. изготовление учредительных документов;
  4. оплата госпошлины за регистрацию;
  5. заверение у нотариуса подписи заявителя на заявлении;
  6. личная подача заявителем пакета документов на регистрацию. Допускается подача по доверенности или по почте;
  7. изготовление печати общества;
  8. по истечении 6 рабочих дней заявитель должен забрать лично зарегистрированные документы в Государственной налоговой службе;
  9. подготовка пакета документов для банка для открытия счетов;
  10. оформление всех необходимых документов в банке;
  11. постановка на учет в Пенсионном фонде и Фонде социального страхования, предоставление МИ ФНС сведений об открытых счетах.

Легализация документов иностранного учредителя

Документы, представленные учредителем-иностранцем, требуют легализации. Порядок действий зависит от того, существуют ли определенные договоренности между Россией и его страной, и если да, то какие.

Беларусь, Чехия, Латвия Договор о взаимопомощи с РФ Нотариально заверение документов Государства, принявшие Гаагскую конвенцию Гаагская конвенция 1961 г. Документы, заверенные апостилем Прочие ——— Легализация в консульстве России на территории своей страны

Регистрация ООО с иностранным учредителем: особенности

Основным новшеством при регистрации ООО с иностранным капиталом является необходимость участия в регистрационных действиях каждого учредителя. Это означает, что иностранный учредитель не может никому передать свои полномочия и должен сам, от своего имени выступать заявителем. Заявление заполняется сведениями о каждом учредителе, подписывается им лично и заверяется у нотариуса. Отсюда следует необходимость приезда иностранного учредителя на территорию РФ для заверения подлинности своей подписи в заявлении о регистрации. Если учредителей-иностранцев несколько, то такая процедура обязательна для каждого. Правда к нотариусу они могут явиться в разное время и в разное место.

Что делать, если приехать в Россию лично нет возможности?

Если возникла ситуация, когда учредитель-иностранец не может приехать в Россию и зарегистрировать предприятие лично, то можно:

  • подписать заявление и заверить в консульстве. Хорошо, если в консульстве есть российский нотариус;
  • заверить подпись у зарубежного нотариуса, перевести на русский и заверить апостилем.

В качестве выхода из положения, если предложенные выше варианты невозможны, а открыть предприятие надо незамедлительно, можно создать ООО без иностранного капитала. В дальнейшем, когда у иностранного гражданина или юридического лица появится возможность подписать заявление по правилам, надо ввести его в состав учредителей.

Способы подачи документов на регистрацию ООО

Документы для регистрации учредитель–иностранец может подать следующим образом:

  • лично;
  • через представителя по доверенности, заверенной у нотариуса;
  • по почте.

Если в документах нет никаких ошибок, и они соответствуют установленным законодательством требованиям, в течение трех рабочих дней ООО регистрируют, выдают заявителю пакет документов и общество может начинать хозяйственную деятельность.

Читайте также:  Как разогнать процессор для майнинга

Уставный капитал ООО с иностранным капиталом

Половина величины уставного капитала общества с ограниченной ответственность с иностранным капиталом, заявленного в учредительных документах, должна быть внесена сразу при регистрации фирмы. Уставный капитал погашается рублями РФ, для этого иностранцу необходимо открыть счет в банке в рублях и в валюте. Сначала денежные средства вносят на валютный счет в валюте, после чего они конвертируются и поступают на расчетный счет.

Вклад в уставный капитал, если его размер превышает установленную законодательством минимальную величину, может быть внесен иностранным учредителем имуществом. В этом случае имущество подлежит оценке, в обязательном порядке составляется акт оценки и акт передачи.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос №1. Директором ООО с иностранным капиталом назначен иностранец. Какие документы нужно оформить предприятию для него?

Ответ. Каждому работнику-иностранцу нужно иметь визу, вид на жительство, разрешение на работу и квоту. Но этот список сокращается для руководящих сотрудников. Квотирование не касается руководителей, но список квот может меняться ежегодно, поэтому его стоит уточнить.

Вопрос №2. Какие документы подает иностранец-физическое лицо в регистрирующий орган?

Ответ. Физическое лицо с гражданством другого государства при регистрации предприятия предоставляет базовый набор документов, предусмотренный в этих случаях. Основной нюанс – дополнительно предоставляется копия паспорта с переводом на русский язык, заверенная у нотариуса. Причем перевод следует оформить в РФ.

Вопрос №3. Может ли учредитель, который не является гражданином РФ, открыть счет в банке при регистрации компании по доверенности? За какое время банк откроет счет?

Ответ. В настоящее время на территории РФ открыть банковский счет по доверенности не возможно. Требуется присутствовать лично. Счет юридическому лицу будет открыт в течение 3 рабочих дней после предоставления необходимых документов.

Вопрос №4. В течение которого времени можно оплатить заявленный при регистрации общества с иностранными инвестициями уставный капитал? Может ли взнос в уставный фонд быть погашен имуществом?

Ответ. Заявленный при регистрации ООО с иностранными инвестициями уставный капитал необходимо оплатить не позднее 4 месяцев со дня регистрации компании. Имуществом может быть погашена только часть уставного капитала, которая превышает установленный законодательством минимальный размер.

Вопрос №5. Отличается ли налогообложение общества с иностранным капиталом от аналогичных отечественных предприятий?

Ответ. Нет, порядок налогообложения един для юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории РФ независимо от того, присутствует ли в уставном фонде иностранный капитал или нет (см. → система налогообложения ООО: анализ). Единственное отличие наблюдается в налогообложении дивидендов. Ставка налога будет 15 %. И необходимо учесть то, что предприятие с иностранным капиталом не может считаться субъектом малого бизнеса, следовательно, не попадает под упрощенное налогообложение.

Вопрос №6. Может ли иностранец, не имеющий ВНЖ или РВП, стать учредителем ООО?

Ответ. Да, может. Для того чтобы зарегистрировать компанию, иностранцу не требуется подтверждать законность пребывания его на территории РФ. Достаточно копии паспорта, переведенного на русский язык и заверенного у нотариуса. Сложность может возникнуть при заверении паспорта, поскольку нотариус имеет право проверить наличие основания, по которому иностранный гражданин находится в России. Можно заверить копию паспорта в первую неделю по прибытии, именно столько можно находиться в РФ без регистрации. В заявлении на регистрацию предприятия иностранец указывает свой фактический адрес проживания за рубежом.

Вопрос №7. Какие ограничения касаются деятельности организации с иностранным капиталом?

Ответ. Для компаний с иностранными инвестициями законом установлены строгие ограничения по некоторым видам деятельности. Так, ограничения налагаются на деятельность в оборонной промышленности, работу с радиоактивными материалами, на издательское дело, если тираж более 1000000 экземпляров, теле и радио вещание на большое расстояние. Это далеко не полный перечень позиций. Под некоторые ограничения попадают занятия страховой и банковской деятельностью, аренда и покупка земли на территории портов, приграничных зонах, сельскохозяйственных земель.

Источник

Участие иностранного инвестора в создании и деятельности компаний

Правовое регулирование иностранных инвестиций в России включает как нормативные акты, регулирующие непосредственно деятельность иностранных инвесторов, так и акты, регламентирующие общий правовой режим инвестиционной деятельности и ее конкретных правовых форм. В первую очередь здесь следует назвать Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», который определил национальный режим деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Федеральный закон направлен на гарантирование стабильности условий и обеспечение прав инвесторов на инвестиции, получаемые от них доходы и прибыль, а также защиту прав и интересов иностранных инвесторов.

По общему правилу все иностранные юридические лица могут вести на территории РФ хозяйственную деятельность, заключать сделки, создавать новые компании с участием российских юридических и физических лиц либо юридических и физических лиц третьих государств или без таковых. Иностранные организации могут открывать представительства или учреждать филиалы, в том числе и для ведения внешнеторговой деятельности от имени иностранного юридического лица. Они могут расчеты, страховые, транспортные, кредитно-финансовые и другие операции. Представители иностранной организации вправе выдавать доверенности и действовать на их основании; выступать в суде в качестве истца, ответчика, третьего лица.

Участие иностранного инвестора в российской компании может осуществляться или в рамках вновь создаваемых юридических лиц, или путем привлечения иностранного капитала в уже существующие российские предприятия в установленных законодательством формах, т.е. в качестве предприятий с иностранным участием либо на основе только иностранного учредительства в форме обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ и др. При этом, согласно Федеральному закону от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» вклад в уставный капитал российских юридических лиц иностранными юридическими лицами рассматривается как инвестиции, которыми являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли (дохода). Однако, участие иностранного капитала в ряде хозяйственных обществ закрыто либо ограничено специальным законом, действующим в РФ с 7 мая 2008г. — Федеральным законом от 29.04.2008 N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Этот закон применяется к отношениям, которые связаны с осуществлением иностранными инвесторами инвестиций в форме приобретения акций (долей) хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение (далее — общества стратегического значения), и с совершением иных сделок, влекущих установление контроля иностранного инвестора над такими хозяйственными обществами, и которые возникли после дня вступления в силу этого Закона.

Читайте также:  Rtx 3090 скорость майнинга

Действие Закона N 57-ФЗ не распространяется на сделки, совершенные до дня его вступления в законную силу. При этом в течение 180 дней после дня вступления в силу Закона N 57-ФЗ иностранный инвестор обязан представить в уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством РФ (такой порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 27 октября 2008 г. N 795), информацию о владении иностранным инвестором 5% и более акций (долей), составляющих уставный капитал общества стратегического значения и приобретенных иностранным инвестором до дня вступления в силу этого Закона.

Закон N 57-ФЗ установил перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, который является закрытым и состоит из 42 наименований. При этом в данном перечне можно выделить отдельные группы видов деятельности, например:

  • деятельность по воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;
  • деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
  • деятельность, связанная с ядерными установками, ядерными материалами и радиоактивными веществами;
  • подлежащая лицензированию деятельность по производству и распространению шифровальных (криптографических) средств и по предоставлению услуг в этой сфере;
  • деятельность по разработке, производству, ремонту, утилизации вооружения и военной техники и торговле ими;
  • деятельность по производству оружия, патронов и составных частей к ним, боеприпасов, взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • деятельность по обеспечению авиационной и космической безопасности;
  • деятельность по теле — и радиовещанию на территории, где население составляет половину и более численности субъекта Российской Федерации;
  • деятельность по оказанию услуг субъектом естественных монополий;
  • деятельность по обеспечению телефонной связи;
  • геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, добыча водных биологических ресурсов;
  • осуществление полиграфической деятельности, а также деятельности издателя периодического печатного издания, тираж которого не менее 1 млн экземпляров.

Определенные ограничения установлены и на стадии создания коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Одним из таких ограничений является введение квоты на участие иностранного капитала для обеспечения экономической стабильности и безопасности государства. Суть квотированияв — установлении максимального участия иностранного капитала в данной отрасли экономики. Квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах организаций с иностранными инвестициями, к совокупному уставному капиталу организаций данной отрасли, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

Наиболее жесткие ограничения для иностранных инвесторов содержит страховое законодательство. В соответствии с Законом РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015–1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изм. от 29 ноября 2007 г.) если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 25%, орган страхового надзора прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%.

В банковской сфере Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395–1 (ред. от 28.04.2009 г.) «О банках и банковской деятельности» предусмотрен механизм установления размера (квоты) участия иностранного капитала в банковской системе РФ: квота устанавливается федеральным законом по предложению Правительства РФ, согласованному с Банком России. При достижении такой установленной квоты Банк России обязан прекратить выдачу лицензий на осуществление банковских операций банкам с иностранными инвестициями, филиалам иностранных банков. Кроме того, Банк России имеет право наложить запрет на увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов и на отчуждение акций (долей) в пользу нерезидентов, если результатом указанного действия является превышение такой квоты.

Однако сведений об установлении квоты участия иностранного капитала в банковской системе РФ до настоящего времени не имеется. К ограничениям при создании коммерческой организации с иностранными инвестициями можно отнести и обязанность получить предварительное разрешение компетентного органа на создание коммерческой организации с иностранной инвестицией и увеличение уставного капитала за счет средств иностранного инвестора/приобретения долей иностранным инвестором. Таким государственным органом выступает Правительство Российской Федерации совместно с отраслевым контролирующим органом. Предварительное разрешение контролирующего органа необходимо получать страховым и кредитным организациям. Для первых контролирующим органом является Федеральная служба страхового надзора, для вторых — Банк России.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» контроль над экономической концентрацией осуществляет Федеральная антимонопольная служба.

Следует отметить, что для предприятий энергетического сектора экономики разрешительный порядок создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями с декабря 2005 года отменен. Так, например, для приобретения акций ОАО «Газпром» иностранными участниками-резидентами и нерезидентами не требуется разрешения Федеральной службы по финансовым рынкам, ранее выдававшемся в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации.

Некоторые особенности имеются и при государственной регистрации организаций с иностранным участием.

Юридические лица с иностранным участием, так же как и другие российские коммерческие организации, создаются в явочно-нормативном порядке. По сравнению с российскими коммерческими организациями дополнительно они должны представить в регистрирующий орган только один документ в отношении юридического лица-учредителя, — выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса.

Читайте также:  Инвестиционные управляющие компании рейтинг доходности

Отказ в регистрации возможен по общим основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ (ред. от 19.07.2009) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Необоснованный отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

Однако, применительно к организациям, создаваемым в разрешительном порядке, законодательство по-прежнему предусматривает необходимость представить в регистрирующие органы дополнительные по отношению к требуемым в общем порядке документы.

Помимо ограничений, связанных с созданием организаций с иностранным участием, российским законодательством установлен и ряд ограничений в отношении учредителей иностранных инвесторов.

К примеру страховая организация, являющаяся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору (основной организации), имеет право осуществлять в Российской Федерации страховую деятельность, если иностранный инвестор(основная организация)не менее 15 лет является страховой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законодательством соответствующего государства, и не менее двух лет участвует в деятельности страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации.

Согласно Закону РФ «О средствах массовой информации» иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителями теле- и видеопрограмм.

Иностранный гражданин, лицо без гражданства и гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более,не вправе учреждать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов Российской Федерации либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения Российской Федерации.

Отчуждение акций (долей) учредителем теле-, видеопрограммы, в том числе после ее регистрации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей (осуществляющим) телевещание, зона уверенного приема передач которой (которого) охватывает половину и более половины субъектов Российской Федерации либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения Российской Федерации, повлекшее появление в их уставном (складочном) капитале доли (вклада) иностранного участия, составляющей 50 процентов и более, — не допускается.

Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ (ред. от 30.10.2007 г.) «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» введены определенные ограничения при создании организации, учредителями которой являются иностранные граждане. Так, введен запрет на создание и деятельность на территории закрытого административно-территориального образования организаций, учредителями которых являются иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные организации, иностранные некоммерческие неправительственные организации, отделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций,а также деятельность международных организаций (объединений). Создание и деятельность организаций с иностранными инвестициями на территории закрытого административнотерриториального образования допускаются в порядке, предусмотренном Правительством РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Имеются ограничения и по участию в некоммерческих организациях. Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ (ред. 23.07.2008 г.) «Об общественных объединениях» предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями, членами и участниками общественного объединения, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. Не могут быть учредителем, членом, участником общественного объединения иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Российским законодательством установлены также ограничения, направленные на предотвращение установления иностранным инвестором прямого контроля над коммерческой организацией с иностранными инвестициями. В этом случае ограничивается возможность иностранного инвестора оказывать решающее влияние на деятельность конкретной коммерческой организации.

Подобные ограничения установлены для таких отраслей как авиаперевозки и СМИ.

Для авиационных предприятий (авиакомпаний) доля участия иностранного капитала не может превышать 49% уставного капитала (ч.2 ст.61 Воздушного кодекса РФ).

В средствах массовой информации иностранный инвестор может владеть не более 50% долей общероссийских телевизионных каналов (ст.19.1 ФЗ «»О средствах массовой информации»).

Если говорить о процессе осуществления хозяйственной деятельности, то статус коммерческой организации с иностранными инвестициями максимально приближен к статусу национальных коммерческих организаций, однако определенные законодательные ограничения все же имеются.

К ним можно отнести:

  • ограничение на осуществление отдельных видов деятельности страховыми организациями, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, которые не могут осуществлять в Российской Федерации страхование объектов личного страхования, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций;
  • ограничение права на приобретение в собственность коммерческих организаций с иностранными инвестициями земельных участков для юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%. Они могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 3 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»)
  • ограничения по формированию руководящего органа авиационного предприятия: согласно Воздушному кодексу РФ руководителем авиационного предприятия может быть только гражданин РФ и количество иностранных граждан в руководящем органе авиационного предприятия не должно превышать одну треть состава руководящего органа.

© Интернет-проект «Корпоративный менеджмент», 1998–2021

Источник

Оцените статью