Бизнес-планирование для ССУЗов.
2.3. Отличие бизнес-плана от других плановых документов.
Результатом планирования является создание системы планов. План включает в себя основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По существу, план представляет собой набор инструкций для менеджеров, описывающих роль, которую каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей фирмы.
Виды планов можно квалифицировать по ряду признаков, таких как:
1) временной горизонт;
2) функциональная направленность;
3) иерархия планирования и ряд других.
Длительность времени, на которое составляется план, называется временным горизонтом. Начало плана совпадает с началом реализации плана, а в конец может наступить и до окончания плана. С учетом временного горизонта различают: краткосрочные планы (менее 1 года); среднесрочные планы (от 1 до 5 лет); долгосрочные планы (более 5 лет). Приведенные сроки планирования неоднозначны и зависят от качества прогнозов, от объекта планирования, от планирующего предприятия и от отрасли. Кроме того, на указанные сроки также оказывают влияние такие факторы: жизненный цикл продукта; состояние НИОКР; возможность замены продукции.
Таким образом, процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, которую можно разделить на следующие элементы:
1) стратегический план, иначе называемый генеральным планом фирмы (часто составляется на 5 лет вперед и более);
2) общефирменные планы, составляющие продолжение стратегического плана и определяющие главные задачи развития организации. Основой этих планов является план развития фирмы;
3) краткосрочные планы фирмы и текущие планы подразделений, в том числе бюджетные, дополняющие общефирменные планы текущей деятельности;
4) программы (или планы-программы) и бизнес-проекты.
Стратегический план включает в себя видение и миссию, общие цели, определяющие место организации в будущем, выбранные стратегии действий. Составной частью этого плана является политика организации. В него входят глобальные программы организации.
Стратегический план является ориентиром для принятия решений на более низких уровнях. Общие цели организации, определенные в этом плане, конкретизируются в цели текущей деятельности, называемые задачами. Кроме того, стратегический план является ограничителем для планов более низких уровней, поскольку ограничивает число ресурсов, необходимых для решения оперативного планирования.
Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии эффективных управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, в рамках процесса стратегического планирования выделяются четыре основных вида управленческой деятельности: распределение ресурсов; адаптация к внешней среде; внутренняя координация; организационное стратегическое предвидение.
Оперативное планирование представляет собой текущее производственно-финансовое и исполнительское планирование на короткие отрезки времени, ориентированное на дополнение, детализацию, внесение корректив в намеченные ранее планы и графики работ.
В то же время следует обратить внимание на то, что в настоящее время среди специалистов не существует единого подхода в отношении системы планов, и экономисты в эту систему планов предприятия включают различные ступени планирования. Так, например, предлагается следующая схема системы планов:
1) стратегические рамочные планы (нацелены на достижение только глобальных целей);
2) долгосрочные планы (конкретизируют программы инвестиций);
3) среднесрочные планы (создают предпосылки для реализации инвестиционных программ);
4) бюджетные планы (содержат подетальную разработку определенных проектов);
5) скользящие краткосрочные планы (охватывают временное пространство в 21 месяц с разбивкой на месячные или квартальные планы).
Однако нужно отметить, что недопустимо сводить иерархию планов исключительно до временных горизонтов. Кроме того, необходимо понимать, что планы убывающих уровней в системе планирования последовательно вытекают один из другого. Формально тактический план выводится из стратегического, являясь его детализацией, а оперативный – из тактического. Подобная зависимость называется соотносимостью планов.
Говоря о роли и месте бизнес-плана в системе планов предприятии (организации), следует подчеркнуть, что бизнес-план прежде всего представляет собой документ, который имеет специфичные, только ему присущие черты. В то же время нельзя говорить и бизнес-плане, и это очень важно, как о строго регламентированном документе. Бизнес-план – это план развития. Когда мы говорим о развитии, то при этом масштабы планирования могут быть различны и касаться развития предприятия; направления деятельности; нового вида продукции; новой системы оплаты труда и т. д. В этом качестве бизнес-план должен определять пути выхода на новые позиции и уметь давать ответы на следующие основные вопросы:
1) каковы будут условия спроса в будущем, каких товаров и услуг будут ждать потребители от данной организации;
2) каков должен быть характер внутренних элементов организации, необходимый для ее развития;
3) какими новыми видами продукции должна быть дополнена номенклатура предприятия, или какая часть основной продукции должна быть заменена новыми товарами и услугами;
4) каковы должны быть методы предупреждения ошибок при вложениях капитала и разработке новой продукции;
5) каков должен быть диапазон экономических ресурсов, необходимый для производства новых товаров и услуг;
6) каковы должны быть организационные способы создания новых производств: будет ли это поглощение в форме скупки других предприятий, слияние с организациями, производящими нужные продукты, или создание производств собственными силами путем проведения научных исследований и разработок и осуществления предпринимательских проектов.
При этом необходимо отметить, что бизнес-план является принципиально новым для нашей экономики документом. В традиционном для отечественного планирования технико-экономическом обосновании оценке экономической эффективности проекта отводилось всего несколько страниц текста. Этого было вполне достаточно в условиях централизованно планируемой экономики, где инвестором выступал государственный бюджет, а своеобразным маркетингом занимались соответствующие государственные структуры. В отличие от технико-экономического обоснования бизнес-план детально характеризует все основные аспекты будущего предприятия, анализирует проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.
Место бизнес-плана в системе планов предприятия определяется тем, что он:
1) оценивает степень жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижает риск предпринимательской деятельности;
2) конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей;
3) обеспечивает внешние инвестиции.
Последнее подчеркивает то обстоятельство, что бизнес-план, в отличие от ранее описанной системы планов на предприятии, учитывает не только внутренние цели предприятия, но и внешние цели лиц, заинтересованность в участии которых есть у предпринимателя. Помимо инвесторов, заинтересованными лицами могут являться потенциальные потребители и поставщики предприятия.
Таким образом, бизнес-план, являясь неотъемлемой частью системы планирования на предприятии, является ее отдельным звеном и не ограничивается каким-либо одним видом планирования вне зависимости от выбранного признака классификации: временного горизонта; функциональной направленности или иерархии планирования.
Тем не менее в соответствии со стоящими перед ним задачами, бизнес-плану присущи в достаточной степени устойчивые признаки.
1. Бизнес-план не может включать весь комплекс целей предприятия, а лишь одну из них, ту, которая связана с инвестиционным процессом (внутренним или внешним). Бизнес-план – это всегда инвестиции (развитие), без инвестиций не может быть и бизнес-планирования (в отличие от других видов планов, например, стратегического).
2. В отличие от стратегического и тактического планов бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, в которых определенные бизнес-планом цели задачи должны быть выполнены.
3. В бизнес-плане функциональные составляющие (план маркетинга, план производства и т. п.) в отличие от других планов, являются полноправными, равноценными частями структуры.
Кроме того, следует отметить, что планы действий любой организации можно охарактеризовать как наступательные или оборонительные. В большинстве случаев предприятия довольствуются оборонительными планами, нацеленными на удержание своих позиций на рынке и предупреждение банкротства их. Вариантом оборонительных планов является ликвидационный план. Этот план включает в себя рекомендации по избавлению от ненужных организации элементов, т. е. от таких элементов, которые создают препятствия на пути ее развития. Это могут быть конкретные виды убыточных или низко рентабельных товаров и услуг, неэффективно работающая собственность, отдельные структурные единицы.
Наступательные планы предполагают развитие организации: производства новых товаров и услуг, выход на новые рынки сбыта, завоевание конкурентного превосходства. Такие планы обычно создают обладающие высоким экономическим потенциалом предприятия (организации).
Бизнес-план предприятия является по существу наступательным планом (планом развития), включающим в себя комплекс взаимосвязанных мероприятий, необходимых для создания новых сфер деятельности фирмы.
Характерной для экономической организации является разработка программ и бизнес-проектов. Программы обычно определяют развитие одного из важных аспектов жизни организации. Это могут быть программы по совершенствованию технологии, программы организации контроля качества, программы учета движения запасов и др. Бизнес-проекты отличаются от программ тем, что они ориентируются на определенный аспект жизнедеятельности и развития организации. В них реализуется совокупность идей и замыслов предпринимательского характера. Они имеют установленную стоимость, график выполнения, включают технические и финансовые параметры, т. е. отличаются высоким уровнем конкретной проработки. До последнего времени они преимущественно были связаны с созданием и продвижением на рынок новых продуктов и услуг фирмы.
В рамках одной организации разрабатываться и общий стратегический план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы. При этом необходимо отметить, что в отличие от стратегического плана бизнес-планы ориентированы прежде всего на нововведения и имеют четко очерченные временные границы с конкретными проработками, в то время как стратегический план по мере выполнения очередного этапа и проведения соответствующего ситуационного анализа может пересматриваться и корректироваться. Кроме того, бизнес-план – это не что иное, как план развития с присущими только ему целями. Поэтому ни один из видов планов в системе планирования на предприятии не заменяет бизнес-планирования. В то же время необходимо отметить, что бизнес-план подчинен общему стержню системы планов предприятия и разрабатывается в соответствии общими принципами планирования.
Контрольные вопросы 1. Назовите основные причины разработки бизнес-плана. 2. Дайте характеристику основным стадиям процесса бизнес-планирования. 3. Что представляет собой перспективная бизнес-идея? Назовите основные источники бизнес-идей. 4. Как произвести отбор бизнес-идей? 5. Как оценить жизнеспособность бизнес-идеи? 6. Какие подходы к составлению бизнес-плана используются наиболее часто? 7. От чего зависит выбор конкретной методики бизнес-планирования? 8. В чем заключаются цели разработки бизнес-плана? 9. Какие задачи помогает решить предприятию бизнес-план? 10. В чем состоит сходство и различие бизнес-планов для внутреннего и внешнего использования? 11. Какие основные модификации бизнес плана используются на практике? 12. Какие особенности следует учитывать при разработке различных типов бизнес-планов? 13. Дайте характеристику основным видам бизнес-планов. 14. Опишите основные элементы системы планов предприятия (организации). 15. По каким признакам проводится классификация планов предприятия (организации)? 16. В чем заключается отличие бизнес-плана от других плановых документов? 17. Чем определяется место бизнес-плана в системе планов предприятия (организации)?
Источник
Различия между стратегическими и бизнес планами.
в Бизнес 22.07.2019 0 46 Просмотров
Владельцы малого бизнеса на ежегодной основе должны создавать стратегический план и бизнес план и периодически пересматривать их в течение года, чтобы увидеть, требуются ли какие-либо корректировки планов на основе фактического дохода и результатов прибыли. Как стратегические, так и бизнес планы помогают руководителю принимать решения по вопросам малого бизнеса и помогают ему наметить будущее направление своей компании, но между ними есть различия.
Фокус и цель
Стратегический план, как следует из его названия, ориентирован на разработку маркетинговых стратегий, которые компания будет реализовывать для увеличения доходов. Бизнес план имеет более широкую миссию – помочь владельцу бизнеса определить, как наилучшим образом распределить человеческие и финансовые ресурсы компании для развития бизнеса и максимально эффективного управления им. Стратегический план включает в себя прогноз расходов, необходимых для реализации стратегий, таких как зарплата сотрудников по маркетингу и реклама. Прогноз бизнес плана включает все расходы, связанные с ведением бизнеса. Он описывает все аспекты деятельности компании. Бизнес план разработан, чтобы помочь владельцу бизнеса управлять конечной прибылью предприятия.
Использование и уровень детализации
Для многих владельцев малого бизнеса бизнес план служит двум целям: внутреннему плану работы компании и документом, который может быть представлен потенциальным инвесторам или кредиторам, чтобы убедить их предоставить капитал для бизнеса. Стратегический план предназначен для внутреннего использования, особенно владельцем бизнеса и сотрудниками его отдела маркетинга. Маркетинговые стратегии из стратегического плана и логика включены в бизнес план. Стратегический план делает ещё один шаг вперед и показывает конкретные, подробные планы действий – шаги, которые необходимы для реализации стратегий и кто в организации отвечает за их выполнение. Стратегический план может содержать календарь реализации, который показывает все шаги плана действий и предполагаемые даты завершения.
Процесс
Владелец малого бизнеса в первую очередь должен будет создавать стратегический план. План основан на прогнозах относительно направления экономики, роста отрасли и изменений в конкурентной среде. Бизнес стратегию можно сравнить с вдумчивой игрой в шахматы или планированием энергичной кампании – в любом случае цель состоит в том, чтобы победить своих конкурентов. Исследования, стратегии и прогнозы доходов в стратегическом плане перетекают в бизнес план. Бизнес план может отражать только операционные результаты и чистую прибыль в предстоящем году или охватывать период от трёх до пяти лет. Стратегические планы обычно охватывают от трех до пяти лет, потому что одна из целей стратегического плана состоит в том, чтобы раскрыть долгосрочные возможности, которые компания хочет реализовать. Например, для разработки новой продуктовой линейки может потребоваться больше года.
Кто участвует
Владелец бизнеса должен быть активным участником разработки как стратегических, так и бизнес планов. Бизнес план будет более полезным для него, если он будет привлекать к его подготовке других членов его управленческой команды – отдел продаж, операций, финансов. Он может извлечь выгоду из их перспектив относительно улучшений, которые могут быть сделаны в операциях компании. Разработка ориентированного на рынок стратегического плана требует участия всех сотрудников, занимающихся продажами и маркетингом. Персонал отдела продаж, который ежедневно общается с клиентами, находится в лучшем положении, чтобы поделиться идеями о том, каковы наиболее важные потребности клиентов, насколько хорошо компания справляется с этими задачами и что можно сделать для улучшения продуктов и услуг, которые компания предлагает.
Источник