- Региональное распределение инвестиций
- 986-а.doc
- Введение
- 1. Теоретические основы распределения инвестиций по регионам
- 1.1. Экономическое содержание инвестиционной политики региона
- Региональное распределение инвестиций
- Как привлечь региональные инвестиции корпораций для развития проектов
- Инвестиционная политика региона
- Инвестиционный климат регионов России
- Фонд развития регионов и региональный инвестиционный фонд
- Реестр участников региональных инвестиционных проектов
- Компания, центр и корпорация регионального развития
- Виды инвестиций по региональному признаку
- Привлечение инвестиций в регион
- Основные направления современной инвестиционной политики. Региональное и отраслевое распределение инвестиционных ресурсов
- Региональные инвестиции
- Цели и особенности регионального инвестирования
- Реализация регионального инвестирования
- Как определить инвестиционную привлекательность региона?
- Тема 3. Региональное распределение иностранных инвестиций в России;
Региональное распределение инвестиций
Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:03, курсовая работа
Описание работы
Важнейшая роль в процессе обеспечения устойчивого экономического развития территорий принадлежит самим субъектам Российской Федерации. Основой экономического роста и финансовой стабилизации региона, структурной перестройки и повышения благосостояния населения являются инвестиции, привлечение которых возможно только при реализации инвестиционной политики, нацеленной в первую очередь на создание благоприятного инвестиционного климата.
Содержание
1. Теоретические основы распределения инвестиций по регионам 5
1.1. Экономическое содержание инвестиционной политики региона 5
1.2. Региональная система управления инвестициями 13
2. Оценка регионального распределения инвестиций в России 20
2.1. Инвестиционный климат в регионах России 20
2.2. Инвестиционный потенциал и риск Чувашской Республики 27
3. Инвестиционная деятельность в Чувашской Республике в 2010 г. 30
Работа содержит 1 файл
986-а.doc
1. Теоретические основы распределения инвестиций по регионам
1.1. Экономическое содержание инвестиционной политики региона
1.2. Региональная система управления инвестициями
2. Оценка регионального распределения инвестиций в России
2.1. Инвестиционный климат в регионах России
2.2. Инвестиционный потенциал и риск Чувашской Республики
3. Инвестиционная деятельность в Чувашской Республике в 2010 г.
Список использованной литературы
Введение
«Региональное распределение инвестиций» — одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Региональные проблемы России во многом связаны с формированием единого экономического пространства и принципиально новой модели экономического развития. В настоящее время российская экономика характеризуется кардинальным изменением системы межрегиональных связей, роли и места отдельных регионов и территорий в национальном хозяйстве. Неоднородность экономического пространства, сложившаяся в условиях традиционной системы хозяйствования, предопределила различие стартовых условий регионов для перехода к системе рыночных отношений. Сложность проблем регионального развития также связана с противоречиями в системе размещения производительных сил и элементов национального богатства, различиями в динамике изменений экономических условий и факторов, формирующих рыночную среду. Возникшие по этой причине диспропорции в уровнях социального и экономического развития регионов России создают реальную угрозу национальной безопасности, требуют со стороны государства принятия мер для уменьшения различий в уровнях развития отдельных регионов, территорий и экономических районов.
Важнейшая роль в процессе обеспечения устойчивого экономического развития территорий принадлежит самим субъектам Российской Федерации. Основой экономического роста и финансовой стабилизации региона, структурной перестройки и повышения благосостояния населения являются инвестиции, привлечение которых возможно только при реализации инвестиционной политики, нацеленной в первую очередь на создание благоприятного инвестиционного климата.
Эффективная региональная инвестиционная политика — это результат синтеза экономических интересов государства, населения и бизнеса. Однако в экономической системе России данное утверждение часто не находит отражения. Регионы, наделенные существенными полномочиями в сфере управления инвестиционной привлекательностью территорий, подчас создают серьезные препятствия для притока инвестиций, применяют инструменты государственного воздействия, характеризующиеся низкой экономической, бюджетной и социальной эффективностью. Поэтому вопросы разработки и реализации региональной инвестиционной политики приобретает новую актуальность, особенно в условиях стабилизации и перехода к росту национальной экономики.
Переход к рынку вызвал потребность в формировании принципиально нового механизма инвестирования, адекватного рыночной экономике. Это обусловлено существенным изменением инвестиционного статуса государства и негосударственных структур, разделением их функции в инвестиционном процессе, сокращением доли централизованных инвестиций в их общем объеме, изменением структуры последних по формам собственности в связи с развитием приватизации, значительным ростом количества объектов инвестирования, изменением состава и соотношения внутренних и внешних источников инвестирования, способа распределения инвестиций в результате перехода от жесткого централизованного распределения к рыночному механизму соответствия спроса и предложения, к иному критерию эффективности инвестирования — доходности вложений.
Таким образом, среди всех вопросов, рассматриваемых экономической теорией, проблема инвестиций сегодня является пожалуй самой животрепещущей.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что процесс инвестирования играет важную роль в экономике любого региона России, особенно в условиях постоянного недофинансирования со стороны федерального центра. Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост региона, занятость населения и является одним из главных элементов базы, на которой основывается экономическое развитие общества.
Цель работы – рассмотреть вопрос, касающийся регионального распределения инвестиций.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи: 1) Исследовать теоретические основы распределения инвестиций по регионам. 2) Дать оценку регионального распределения инвестиций в России. 3) Охарактеризовать инвестиционную деятельность в Чувашской Республике в 2010 г.
1. Теоретические основы распределения инвестиций по регионам
1.1. Экономическое содержание инвестиционной политики региона
Эффективность инвестиционной политики в федеральном государстве во многом зависит от того, насколько при ее формировании учтены макроэкономический и региональные аспекты, согласованы и стратегически сориентированы на достижение общих экономических результатов интересы центра и регионов.
В наиболее общем виде инвестиционная политика регионов включает следующие основные элементы[1]:
— разработка и принятие пакета законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционный процесс;
— предоставление гарантий сохранности частного капитала;
— предоставление налоговых и иных льгот, отсрочек по налоговым и арендным платежам, нефинансовых стимулов;
— создание организационных структур по поддержке инвестиционной деятельности;
— содействие в разработке, проведении экспертизы и сопровождении инвестиционных проектов;
— выдача гарантий и поручительств коммерческим банкам, финансирующим инвестиционные проекты;
— мобилизация средств населения посредством выпуска муниципальных ценных бумаг;
— содействие становлению институтов региональной инвестиционной инфраструктуры.
С активизацией инвестиционной политики регионов возникает ряд проблем, связанных с углублением межрегиональных противоречий. В их числе усиление конкуренции за привлечение инвестиционного капитала, возрастание дифференциации уровней социально-экономического развития, разрыв единого инвестиционного пространства. Эти противоречия достаточно тесно взаимосвязаны.
Российские регионы характеризуются высокой степенью экономической неоднородности, а, следовательно, и различием возможностей привлечения инвестиционных ресурсов. Анализ региональной структуры инвестиций свидетельствует о неравномерном распределении средств: предпочтения инвесторов связаны в основном с вложениями ресурсов в крупные центры с развитой рыночной инфраструктурой, со сравнительно высокой платежеспособностью населения, а также в сырьевые регионы. Рост самостоятельности регионов в проведении региональной политики инициирует усиление конкурентной борьбы между регионами за привлечение инвестиционного капитала путем предоставления более благоприятных условий для его использования. Это имеет не только позитивные, но и негативные последствия.
Дифференцированность инвестиционной среды, многообразие форм и методов стимулирования инвестиций, отсутствие унифицированных схем продвижения проектов затрудняют активизацию инвестиционного процесса. Анализ фактологического и статистического материала свидетельствует о продолжающихся процессах вывоза отечественного капитала, отсутствии масштабного притока иностранных инвестиций и т.д.
Для инвесторов, особенно иностранных, первостепенное значение имеют стабильность и транспарентность экономики государства в целом, поэтому при принятии инвестиционных решений учитываются в первую очередь не региональные, а страновые риски. Мировой опыт показывает, что основные потоки средств стратегических инвесторов устремляются не столько в места, где созданы максимальные налоговые льготы, сколько в страны, экономика которых стабильно и последовательно развивается на собственной, внутренней основе, так как здесь можно рассчитывать на сохранность вложений, устойчивую прибыль и дальнейшие перспективы.
Регион-субъект РФ представляет собой сформировавшуюся социально-экономическую систему и в то же время выступает подсистемой социально-экономического комплекса страны. Важнейшие его признаки таковы: историческое прошлое территориальной общности; природно-ресурсный потенциал; комплекс экономических, социальных, политических и межнациональных отношений; наличие территориальных границ и территориальных органов управления. Кроме того, регион-субъект РФ обладает правом на саморазвитие и является неотъемлемой частью единого экономического, правового, территориального пространства Российской Федерации.
Инвестиционная привлекательность региона является основой принятия инвестиционного решения. От ее реальности зависят последствия как для инвестора, так и для экономики региона и макроэкономики в целом. Чем сложнее ситуация, тем в большей степени опыт и интуиция инвестора должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата на уровне макроэкономики и региона. Отметим, что история оценок инвестиционной привлекательности или инвестиционного климата стран мира насчитывает более 30 лет. Первые такого рода оценки были разработаны и применены западными экспертами в середине 60-х годов[2].
Создание благоприятного инвестиционного климата в России является одним из важнейших условий привлечения инвестиций и последующего экономического роста страны.
Россия — страна настолько резких межрегиональных экономических, социальных и политических контрастов, что каждый потенциальный инвестор при наличии достаточной информации об инвестиционном климате может выбрать регион с наилучшими условиями инвестирования. Появление в России вместо одного и единственного инвестора — государства — множества самостоятельных хозяйствующих субъектов и потенциальных инвесторов, а также приход на российский рынок иностранных инвесторов обусловили потребность в оценках инвестиционной привлекательности регионов России. Однако, так как регион или, точнее говоря, субъект федерации имеет существенные отличия от страны или государства в целом, то механическое перенесение известных и апробированных в международной практике методологических подходов оказалось невозможным.
Понимание этой специфики привело к разработке целого ряда различных оценок инвестиционной привлекательности регионов России, проведенных не только отечественными, но и зарубежными исследователями и фирмами. Наиболее распространенным методом, применяющимся в этих исследованиях, является ранжирование регионов. В результате этой процедуры составляется рейтинг, т.е. линейный ряд объектов, в котором они по сочетанию выбранных признаков находятся на равном расстоянии друг от друга. Каждому из них присваивается порядковый номер (ранг), соответствующий его месту в общем ряду. Наиболее предпочтительному объекту, как правило, присваивается первый ранг. На основе как рейтингов, так и абсолютных значений показателей могут составляться группировки.
Совокупный потенциал региона включает следующие интегрированные его виды[3]:
а) ресурсно-сырьевой, рассчитанный на основе средневзвешенной обеспеченности территории региона балансовыми запасами основных видов природных ресурсов;
б) производственный, понимаемый как совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе;
в) потребительский, понимаемый как совокупная покупательная способность населения региона;
г) инфраструктурный, в основе расчета которого положена оценка экономико-географического положения региона и инфраструктурной насыщенности его территории;
д) инновационный, при расчете которого учитывался комплекс научно-технической деятельности в регионе;
е) трудовой, для расчета которого использовались данные о численности экономически активного населения и его образовательном уровне;
ж) институциональный, понимаемый как степень развития ведущих институтов рыночной экономики в регионе;
з) финансовый, выраженный через общую сумму налоговых и иных денежных поступлений в бюджетную систему с территории данного региона.
Инвестиционная привлекательность существенным образом связана с инвестиционным риском. Инвестиционный риск оценивает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Риск — характеристика вероятностная, качественная. Применительно к региону можно выделить следующие виды риска:
1) политический, зависящий от устойчивости региональной власти и политической поляризации населения;
2) экономический, связанный с динамикой экономических процессов в регионе;
3) социальный, характеризующийся уровнем социальной напряженности;
4) криминальный, зависящий от уровня преступности с учетом тяжести преступлений;
5) экологический, рассчитанный как интегральный уровень загрязнения окружающей среды;
6) финансовый, отражающий напряженность региональных бюджетов и совокупные финансовые результаты деятельности предприятий регионов;
7) законодательный — совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения на территории: местные налоги, льготы, ограничения и т.п.
Регионы России сильно дифференцированы по соотношению инвестиционного риска и потенциала. Наиболее наглядно это видно в координатах «потенциал-риск». На этой плоскости можно выделить три интервала по потенциалу (высокий, средний и низкий: 1, 2,3) и четыре — по риску (низкий, средний, высокий и очень высокий: А, В, С и D). В соответствии с ними выделены характерные типы регионов.
Источник
Региональное распределение инвестиций
Как привлечь региональные инвестиции корпораций для развития проектов
От объемов бюджетов российских регионов напрямую зависят их возможности по реализации инфраструктурных и социальных проектов. Не всегда имеющихся ресурсов достаточно для решения всего массива социально-экономических задач. Полностью или частично проблемы помогают решить региональные инвестиции. Так именуют долгосрочные капиталовложения, поступающие в виде затрат различных участников рынка, управления и населения конкретной территории.
Законом предусмотрены инвестиции в регионы России, представляющие собой финансирование субъектов федерации из централизованных источников и более обеспеченных территориальных единиц. Конкретные регионы инвестиций (территориальные единицы, испытывающие нужду в денежном капитале) определяются исходя из местных производственных, финансовых, природных, трудовых ресурсов и т. д. Надо признать, что федеральные вливания не получили распространения, поэтому региональные инвестиции за счет средств муниципальных участников являются основным источником пополнения местного бюджета.
Инвестиционная политика региона
Темпы развития и нормальная жизнедеятельность региона зависят не только от наличия ресурсов, но и рационального их применения, в том числе, посредством утверждения местными властями эффективной инвестиционной политики.
Инвестиционная политика региона устанавливает принципы и механизмы взаимодействия между органами управления и хозяйствующими субъектами с целью стимулирования инвестиционных процессов с учетом нужд территории. В рамках этого определяются источники получения средств, структура и масштабы инвестиций, направления и способы их использования, целевые ориентиры.
Региональная инвестиционная политика включает в себя достижение следующих показателей:
- увеличение доходности;
- повышение продуктивности субъектов рынка;
- открытие новых и расширение действующих производств;
- увеличение занятости населения;
- усиление экономической состоятельности и автономности территории;
- формирование и форсированное развитие финансовой основы региона.
Каждый субъект разрабатывает свою индивидуальную инвестиционную политику исходя из специфических условий местности и инвестиционного потенциала региона. Последним именуют сочетанную возможность муниципальных и привлекаемых в регион ресурсов создавать и развивать благоприятный для инвесторов климат в необходимых масштабах.
Инвестиционный потенциал региона – это совокупность следующих внутренних резервов:
- сырьевого (количественного и качественного оснащения местности природными запасами);
- финансового (объема налоговой нагрузки и рентабельности предприятий);
- производственного (показателей региональной хозяйственной деятельности);
- трудового;
- инновационного (степени развития науки и техники);
- инфраструктурного (уровня обеспечения нормального функционирования местности);
- институционального (наличия основных экономических институтов);
- потребительского (покупательной способности населения).
Повышение ресурсного потенциала путем плотного взаимодействия государства, бизнеса и населения увеличивает вероятность привлечения региональных инвестиций, успешной реализации инвестиционной политики и формирования устойчивой модели развития.
В целях унификации требований к местным властям в части обеспечения позитивного инвестиционного климата, Агентством стратегических инициатив был разработан так называемый инвестиционный стандарт. Он представляет собой комплекс необходимых мероприятий, позволяющих создать инфраструктуру эффективного взаимодействия между государством и бизнесом, и привлечь в регион средства инвесторов.
Инвестиционный стандарт включает в себя 15 практических примеров, успешно реализованных наиболее развитыми регионами. К числу обязательных пунктов относятся разработка инвестиционной стратегии, создание плана объектов, нуждающихся в средствах, утверждение нормативного акта о правовой защите инвесторов и т. д. Только после выполнения субъектом всех требований, стандарт считается внедренным в работу.
Инвестиционный климат регионов России
Региональная инвестиционная политика, базирующаяся на ресурсном потенциале, направлена на обеспечение позитивного климата для инвесторов. Инвестиционный климат региона – это формирование социально-экономической, политической, правовой, организационной, инфраструктурной среды, благоприятной для ведения инвестиционной деятельности.
В структуре инвестиционного климата выделяют благоприятные и неблагоприятные факторы. К первым относятся гарантии инвесторам в части сохранности и свободного передвижения капитала, защиты прав и законных интересов, стабильности и прозрачности налогообложения. Ко вторым причисляют неэффективную работу государственных структур, отсутствие регулирования цен на товары и услуги естественных монополистов. Отрицательные факторы снижают привлекательность региона в глазах потенциальных инвесторов и ведут к оттоку капитала.
Ежегодно, начиная с 2015 года, инвестиционный климат регионов России оценивается Агентством стратегических инициатив. При этом национальный рейтинг высчитывается на основе мнения представителей бизнеса и экспертного сообщества. В учет принимаются 44 показателя (уровень административных барьеров, оформления разрешительной и согласительной документации, инфраструктуры, поддержки бизнеса, регуляторной среды и т. д.).
В текущем году национальный рейтинг впервые возглавила Тюменская область, сместив с первого места Татарстан, который до этого 3 года подряд лидировал в списке. Победителю удалось добиться прироста инвестиций, благодаря чему был реализован 21 проект в различных отраслях. В общей сложности, инвестпортфель региона включает больше 40 проектов на сумму 1 трлн руб. Такие результаты достигнуты с помощью облегчения налоговой нагрузки и тщательного контроля над каждым проектом.
Непосредственной реализацией инвестиционных проектов в Тюменской области занимаются индустриальные парки. К примеру, «Боровский» и «Богандинский» парки сопровождают 13 проектов, привлекших средств на сумму свыше 3,5 млрд руб. Лидер рейтинга не отстал и в социальной сфере, одним из первых в стране выполнив программу по ликвидации ветхого жилья и расселив более 10 тыс. граждан.
Второе место в национальном рейтинге заняла Москва. Столица из года в год заслуженно улучшает свои позиции в этом списке. Объем инвестиций в город составил 2 трлн руб., что в сравнении с 2016 годом больше на 13%. При этом 2/3 вложений пришлись на сферу услуг (финансовых, деловых, туризм). Принципиальными улучшениями можно назвать уменьшение административных барьеров, в том числе, за счет перевода части услуг в электронный режим, сокращения срока и стоимости согласительных процедур на 50% и т. д.
Увеличился объем заключенных контрактов в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП) и достиг в текущем году 800 млрд руб. Повсеместно практикуется малая форма ГЧП в виде льготной сдачи в аренду объектов недвижимости, в частности, в здравоохранении и образовании.
Лидер рейтинга на протяжении последних 3 лет Татарстан, в этом году оказался на 3 месте в списке регионов с успешным инвестиционным климатом.
Фонд развития регионов и региональный инвестиционный фонд
Финансовая помощь регионам из федеральной казны выделяется посредством следующих структур:
- Фонд регионального развития, целью которого является объединение средств, рассредоточенных по многим разрозненным федеральным и местным инвестпрограммам. Впоследствии, социальные инфраструктурные объекты субсидируются за счет этих денег. Фонд развития регионов создается за счет федеральной казны.
- Инвестиционный фонд субъекта РФ (региональный инвестиционный фонд) работает на основе ГЧП и предназначен, в первую очередь, для поддержки транспортных, энергетических, строительных и других капиталоемких отраслей хозяйства.
Денежные поступления из указанных источников предусматриваются в рамках общегосударственной инвестиционной политики.
Реестр участников региональных инвестиционных проектов
Региональный инвестиционный проект – это инвестпроект со следующими характеристиками:
- Цель проекта – товарное производство. Услуги не могут быть предметом деятельности регионального инвестпроекта.
- Запланированная работа ведется на подведомственной субъекту РФ территории.
- На вид проектной деятельности не установлены ограничения.
- Объекты собственности на используемых землях принадлежат уполномоченному лицу.
- Владелец проекта вкладывает не менее 50 млн рублей.
- Каждый объект ведется одним участником.
Для получения организацией региональных инвестиций необходимо включение ее в соответствующий реестр участников региональных инвестиционных проектов – специальный перечень, включающий в себя следующее:
- информацию об организации (полное наименование, ИИН, КПП, адрес);
- реквизиты правового акта о включении организации в реестр;
- информацию об инвестпроекте (название, цель, объемы требуемых средств с направлениями финансирования, объемы затрат, сроки исполнения и т. д.).
Ведением реестра занимаются налоговые службы. Включение организаций в список производится на основании решения уполномоченного органа субъекта РФ.
Компания, центр и корпорация регионального развития
Иную материальную, организационную, методологическую, консультационную поддержку регионам в реализации инвестпроектов оказывают следующие специальные институты:
- Корпорация регионального развития, как правило, государственная структура, целью которой является поиск и привлечение инвестиций, координация работы проекта. Корпорация развития регионов создается в форме АО, где акционером выступает местное правительство.
- Региональная инвестиционная компания, учреждаемая в рамках ГЧП на концессионных началах и осуществляющая оперативное управление проектами на период реализации.
- Центр инвестиций и регионального развития, создаваемый в качестве учреждения при областной администрации и занимающийся сопровождением инвестпроектов, изучением проблем регионального значения и т. д. В настоящее время функционирует на территории Крыма.
Участник проекта вправе прибегнуть к помощи любой из вышеперечисленных организаций, представленных в его регионе.
Виды инвестиций по региональному признаку
Существует большое количество критериев деления инвестиций на виды. В частности, по региональному признаку различают виды инвестиций за границей, внутри страны и региональные. За основу классификации принята территориальная принадлежность объектов, подлежащих инвестированию.
Кроме того, по региональному характеру инвестиции делятся на отечественные (передается капитал резидентов страны) и зарубежные (участвуют средства иностранных граждан).
Привлечение инвестиций в регион
Как следует из изложенного выше, привлечение инвестиций в регион достигается целым комплексом мер в хозяйстве, в реализации которых участвуют все субъекты рынка, власти и населения. Основным способом при этом является увеличение инвестиционной привлекательности, повышение позитивного имиджа региона. Каждый субъект РФ по-своему решает, как привлечь инвестиции в регион, опираясь на свои особые условия и территориальные возможности.
Основные направления современной инвестиционной политики. Региональное и отраслевое распределение инвестиционных ресурсов
К основным направлениям данной политики можно отнести:
1.сокращение оттока российского капитала благодаря мерам по улучшению инвестиционного климата — оптимизации налоговой нагрузки, укреплению финансовой системы, развитию инфраструктуры.
2.увеличение инвестиционных ресурсов предприятии за счет
- собственных средств
- роста доходов от экономической деятельности,
- сокращения налоговой нагрузки,
- возможного привлечения средств отечественных и зарубежных финансовых
3. восстановление доверия граждан к организованным формам сбережения наличных денег в отечественной и иностранной валютах для вовлечения их в инвестиционную сферу.
4. рост объемов средств, привлекаемых за счет кредитов банков, а также активизации деятельности инвестиционных институтов, в том числе и иностранных инвесторов, компенсируя тем самым некоторое снижение доли бюджетных средств.
5.смещение государственных инвестиций с федерального уровня на региональный уровень. Так, если в 90-х годах на федеральный бюджет приходилось 15% инвестиций, а на региональные бюджеты только 5%, то сегодня ситуация изменилась на противоположную.
6. развитие долевого (то есть совместного) государственно-коммерческого финансирования проектов, позволяющего объединить средства и разделить риски. Коммерческие корпорации активно финансируют различные крупные проекты
7. при наличии в стране большого объема накопленного реального капитала существует необходимость уже не наращивания капитала, а более эффективного его использования
То есть, если судить по норме сбережения (1990г. — 12,5%; 2000г. — 15%: 2002г. — 18%), Россия не испытывает большой нужды в притоке внешнего капитала. Это не говорит об отсутствии необходимости в иностранных инвестициях, просто они нужны нашей стране как дополнительный источник таких экономических факторов, как знания и
8. увеличение инвестиций в слаборазвитую инфраструктуру, отсталое сельское хозяйство и недостаточно развитую промышленность за счет сворачивания военного производства. Иностранные инвестиции поступают в основном в торговлю, общественное питание и так называемую общую коммерческую деятельность (53% притока всех иностранных инвестиций в первом полугодии 2003 года), а также в экспортоориентированные нефтяную и металлургическую промышленность Данная ситуация свидетельствует о том, что иностранные инвестиции не способствуют структурной перестройке российской экономики.
9. ускорение обновления основного капитала. Инвестиции необходимы для восполнения убыли мощностей, приостановки прогрессирующей деградации производственного потенциала. Степень изношенности машин и оборудования в промышленности России составляет 66,5%. Доля оборудования старше 20 лет превысила 40%. Доля инвестиций в основные фонды в 2001г. составила 38%
Структура инвестиций в основной капитал по источникам
финансирования (по методике Госкомстата РФ) согласно закону «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» инвестиционная деятельность может осуществляться за счет:
1)собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора:
— денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц,
— средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь, и другие;
2) заемных финансовых средств инвесторов (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);
3)привлеченных финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);
4)денежных средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;
5)инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов РСФСР, СССР, республик в составе РСФСР, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов;
Госкомстат РФ выделяет следующую структуру инвестиций в основной капитал по источникам финансирования.
Как видно из данных таблицы, наиболее весомыми источниками финансирования инвестиций являются амортизация и прибыль предприятий (около 50% от общего объема инвестиций).
Сравним приведенные данные со структурой источников финансирования за рубежом. На зарубежных предприятиях амортизация играет ведущую роль в источниках самофинансирования предприятий и в последние десятилетия наблюдается тенденция роста доли амортизации в общем объеме капиталовложений. К примеру, в США доля амортизации составляет 70-75%, в ФРГ — 55-60%, а в Японии — 45-50%.
Что же касается соотношения амортизации и прибыли как структуры обеспечения самофинансирования, то за рубежом эта пропорция в среднем составляет 60-70% амортизации и 30-40% прибыли, против 50:50 в России.
Таким образом, с точки зрения структурных оценок источников финансирования инвестиций в Российской экономике, дело обстоит относительно благополучно — здесь цифры вполне удовлетворительные. Однако, с точки зрения стоимостной оценки источников финансирования инвестиций этого сказать нельзя — в отечественной экономике ощущается их острый недостаток.
Удельный вес других источников финансирования инвестиций — сбережения населения, инвестиции из федеральных и местных бюджетов и иностранные инвестиции — в отечественной экономике составляет порядка 45-50%. По отношению к отдельным предприятиям эти источники являются внешними. Отметим, что в странах с цивилизованными рынками вышеперечисленные источники относятся к второстепенным в части повышения инвестиционной активности. Внешние источники финансирования в практике зарубежного инвестирования используются в незначительном размере — около 20% от общего объема инвестиций.
При этом роль сбережений населения в осуществлении процесса накопления капитала во всем мире падает.
Региональные инвестиции
Какие существуют цели регионального инвестирования, чем представлены основные показатели привлекательности региона для инвестирования и какие меры должны быть направлены для притока капиталовложений?
Региональные инвестиции — это общее количество затрат всех субъектов предпринимательской деятельности, населения региона и управленческих структур, направленных на долгосрочные капиталовложения в определенные отрасли экономической деятельности в обозначенном регионе. Инвестиции в рамках определенного региона преследуют ряд целей и задач, которые позволяют как повысить привлекательность территории для потенциальных инвесторов, так и увеличить экономическую стабильность региона в целом.
Цели и особенности регионального инвестирования
В рамках региона инвестирование предусматривает достижение нескольких наиболее важных целей:
- Получение максимально возможного дохода или прибыли;
- Повышение хозяйственной и экономической самостоятельности региона;
- Ликвидация существующей диспропорции в развитии нескольких отраслей хозяйственной деятельности;
- Улучшение существующей структуры производства;
- Разрешение социальных задач и проблем (создание новых рабочих мест, повышение уровня заработных плат в определенных отраслях);
- Создание надежной и устойчивой финансовой базы региона.
Региональные инвестиции имеют важное значение не только в рамках определенной территории, но и всего государства, вне зависимости от формы устройства (будь-то федеративная или унитарная республика). Поэтому инвестиции в регионе с точки зрения государственного аппарата способствуют:
- Выравнивание уровня социально-экономического развития всех регионов;
- Решение ряда проблем управленческого и экономического характера, которые имеют явную привязку к определенному региону;
- Устранение существующих деформаций между соседними регионами;
- Улучшение экономического и социального положения государства в целом.
Главной особенностью регионального инвестирования является осуществление капиталовложений за счет муниципальных источников.
Такими источниками являются местные бюджеты, средства населения региона, а также средства частных предприятий и организаций. Региональное инвестирование является неотъемлемой частью федеральной инвестиционной политики, поэтому наряду с инвестированием из муниципальных источников, производится инвестирование региона посредством предоставления централизованных (общегосударственных) капиталовложений, а также поступления средств из других, более развитых регионов.
Реализация регионального инвестирования
На сегодняшний день региональное инвестирование представляет повышенный интерес не только для государства в целом и органов власти, как способ достижения экономико-социальных результатов, но и для частных инвесторов, как возможность получать прибыль с потенциально выгодной с точки зрения экономической деятельности территории. Так, крупные и развитые регионы недоступны для инвесторов с меньшим опытом и средствами — огромная конкуренция и четкая разделенность рынка дает о себе знать. Другие же регионы являются своеобразной золотой жилой для многих инвесторов — имеется возможность выгодно вкладываться в различные сферы хозяйственной деятельности, начиная от мелкой и средней бизнес-деятельности, и заканчивая фондовыми рынками и развитием рекреационной и жилищной инфраструктуры.
К сожалению, в Российской Федерации инвестирование в регионы развито очень слабо. Примером тому могут послужить статистические показатели разницы в уровне жизни и доходах населения крупных территориальных единиц и более мелких, отдаленных от привычных центров бизнес-деятельности. Причин тому множество — несовершенство федеральной политики, явная цель сосредоточить все управление в своих руках местными властями, создание непреодолимых бюрократических барьеров как для иностранных инвесторов, так и для отечественных. Необходимо отметить и наличие недобросовестной конкуренции среди компаний, занимающих монопольное положение в регионе, а также отсутствие контроля за таковой конкуренцией со стороны властей.
Как определить инвестиционную привлекательность региона?
Для того, чтобы потенциальный инвестор мог определить целесообразность инвестирования в определенный регион, необходимо обращать внимание на различные макроэкономические показатели, свидетельствующие об эффективности функционирования экономики в территориальной единице. К таким показателям относятся: уровень жизни населения, потребительских цен, безработицы, среднемесячной заработной платы и обеспеченности населения, количество выпускаемого внутреннего продукта и внешний товарооборот, объем производства, который приходится на душу населения.
Оценка предусматривает включение в себя и учет всех вышеперечисленных факторов. Отметим невозможность комплексной и правдивой оценки экономической привлекательности региона только по нескольким показателям, поскольку все они взаимосвязаны между собой.
Необходимо учитывать и два важных момента, которые четко определяют привлекательность территориальной единицы для частного инвестора:
- Экономические возможности и привлекательность региона. Помимо вышеперечисленных факторов, необходимо учитывать и местную законодательную базу, существующие ставки муниципального налогообложения, открытость региона и властей в частности для инвестиционной деятельности, уровень защиты от инвестиционных рисков.
- Экономические возможности и привлекательность выбранного объекта. На данном этапе необходимо провести оценку возможностей отрасли, в которую собирается вкладывать средства инвестор, а также состояние субъектов хозяйственной деятельности в избранной сфере.
Читайте так же про инвестиционную привлекательность Российской Федерации. .
1.
Иностранные (международные) инвестиции в России.
Как формируется инвестиционный портфель и что такое портфельные инвестиции.
Что такое альтернативные инвестиции.
Что такое инвестиционная привлекательность региона и их составляющие.
Тема 3. Региональное распределение иностранных инвестиций в России;
Россия, крупнейшая из стран с переходной экономикой, встала на путь активного привлечения иностранного капитала с использованием широкого диапазона его современных форм в период реформ 90-х гг. За прошедший период произошли принципиальные изменения, как в масштабах, так и в формах участия страны в международном движении капитала. В частности, были сняты идеологические ограничения на привлечение в страну иностранного капитала в предпринимательской форме — в виде прямых и портфельных инвестиций, создана законодательно-правовая база и механизм их регулирования как на федеральном, так и региональном уровне
В России усиливается неравномерность регионального распределения иностранного капитала, дифференциация инвестиционного климата на территории страны (см. табл. 2). В связи с этим возрастает необходимость чета региональных факторов и условий в социально-экономическом развитии страны, проведения исследований на мезоуровне, имеющим отраслевой и региональный аспекты.
Региональная структура иностранных инвестиций в РФ, %
Рассматривая особенности иностранного инвестировании в регионы РФ, нельзя отметить существование предприятий с зарубежными инвестициями, которые связаны технологическим стадиями производства товара или услуги с производителями, расположенными в других странах. Разделение процесса производства развивается теперь не только в межфирменном, но и в международном хозяйственном пространстве. Участники такого транснационального производственного процесса, находясь в разных странах или на разных континентах, действуют согласованного над производством конкретного товара, соблюдая единые стандарты и нормы совместного производства. Таким образом, сформировался специфический тип международного разделения труда – международное разделение производственного процесса (МРПП). В мировой научной литературе этот феномен получил название «аутсорсинг», «фрагментация производства», «промежуточная торговля», «вертикальная специализация» и т.д. В любом случае имеется в виду разделение технологических стадий производства, находящихся в двух или более странах.
Характерной для региональной структуры иностранных инвестиций в РФ является высокая концентрация иностранного капитала в столичных городах-мегаполисах и прилегающих к ним областях, в центральных районах европейской части страны. Недостаточный приток иностранного капитала характерен для северных, восточных и южных районов, которые наиболее нуждаются в инвестициях (см. табл. 3).
В 2005 году доля иностранных инвестиций, поступавших на территорию Центрального федерального округа, достигла 47, 6% их общего притока в страну. Второе место занимает Уральский округ, включающий тюменскую область, — 17,4%. На третьем месте Дальневосточный округ – 12,5%. Далее в порядке убывания следуют федеральные округи: Сибирский – 7,7%; Северно-Западный – 7,1%; Приволжский – 6%; Южный – 1,7%.
Территориальная концентрация иностранных инвестиций, %
Отмечается территориальный дисбаланс в получении иностранных инвестиций. Так, одна Москва получает больше зарубежных капиталовложений, чем вся Азиатская экономическая зона страны. В восточном регионе 80% иностранных капиталовложений поступает в несколько экспортно-ориентированных сырьевых регионов – Тюменскую область, Красноярский край, Республику Саха (Якутия).
Наряду с этим 12 российских регионов вообще не получили иностранных инвестиций. Такое положение дел свидетельствует о необходимости государственного регулирования и проведения региональной инвестиционной политики.
Основными центрами притяжения иностранных капиталов являются крупные городские агломерации – Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург. В других регионах отсутствие производственной и транспортной инфраструктуры сдерживает иностранных инвесторов.
Тем не менее, в современных условиях для России существуют большие возможности для эффективного вхождения в мировую экономику.
Источник