Распределение инвестиций по районам

Содержание
  1. Региональное распределение инвестиций
  2. 986-а.doc
  3. Введение
  4. 1. Теоретические основы распределения инвестиций по регионам
  5. 1.1. Экономическое содержание инвестиционной политики региона
  6. Региональное распределение инвестиций
  7. Как привлечь региональные инвестиции корпораций для развития проектов
  8. Инвестиционная политика региона
  9. Инвестиционный климат регионов России
  10. Фонд развития регионов и региональный инвестиционный фонд
  11. Реестр участников региональных инвестиционных проектов
  12. Компания, центр и корпорация регионального развития
  13. Виды инвестиций по региональному признаку
  14. Привлечение инвестиций в регион
  15. Основные направления современной инвестиционной политики. Региональное и отраслевое распределение инвестиционных ресурсов
  16. Региональные инвестиции
  17. Цели и особенности регионального инвестирования
  18. Реализация регионального инвестирования
  19. Как определить инвестиционную привлекательность региона?
  20. Тема 3. Региональное распределение иностранных инвестиций в России;

Региональное распределение инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Важнейшая роль в процессе обеспечения устойчивого экономического развития территорий принадлежит самим субъектам Российской Федерации. Основой экономического роста и финансовой стабилизации региона, структурной перестройки и повышения благосостояния населения являются инвестиции, привлечение которых возможно только при реализации инвестиционной политики, нацеленной в первую очередь на создание благоприятного инвестиционного климата.

Содержание

1. Теоретические основы распределения инвестиций по регионам 5
1.1. Экономическое содержание инвестиционной политики региона 5
1.2. Региональная система управления инвестициями 13
2. Оценка регионального распределения инвестиций в России 20
2.1. Инвестиционный климат в регионах России 20
2.2. Инвестиционный потенциал и риск Чувашской Республики 27
3. Инвестиционная деятельность в Чувашской Республике в 2010 г. 30

Работа содержит 1 файл

986-а.doc

1. Теоретические основы распределения инвестиций по регионам

1.1. Экономическое содержание инвестиционной политики региона

1.2. Региональная система управления инвестициями

2. Оценка регионального распределения инвестиций в России

2.1. Инвестиционный климат в регионах России

2.2. Инвестиционный потенциал и риск Чувашской Республики

3. Инвестиционная деятельность в Чувашской Республике в 2010 г.

Список использованной литературы

Введение

«Региональное распределение инвестиций» — одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Региональные проблемы России во многом связаны с формированием единого экономического пространства и принципиально новой модели экономического развития. В настоящее время российская экономика характеризуется кардинальным изменением системы межрегиональных связей, роли и места отдельных регионов и территорий в национальном хозяйстве. Неоднородность экономического пространства, сложившаяся в условиях традиционной системы хозяйствования, предопределила различие стартовых условий регионов для перехода к системе рыночных отношений. Сложность проблем регионального развития также связана с противоречиями в системе размещения производительных сил и элементов национального богатства, различиями в динамике изменений экономических условий и факторов, формирующих рыночную среду. Возникшие по этой причине диспропорции в уровнях социального и экономического развития регионов России создают реальную угрозу национальной безопасности, требуют со стороны государства принятия мер для уменьшения различий в уровнях развития отдельных регионов, территорий и экономических районов.

Важнейшая роль в процессе обеспечения устойчивого экономического развития территорий принадлежит самим субъектам Российской Федерации. Основой экономического роста и финансовой стабилизации региона, структурной перестройки и повышения благосостояния населения являются инвестиции, привлечение которых возможно только при реализации инвестиционной политики, нацеленной в первую очередь на создание благоприятного инвестиционного климата.

Эффективная региональная инвестиционная политика — это результат синтеза экономических интересов государства, населения и бизнеса. Однако в экономической системе России данное утверждение часто не находит отражения. Регионы, наделенные существенными полномочиями в сфере управления инвестиционной привлекательностью территорий, подчас создают серьезные препятствия для притока инвестиций, применяют инструменты государственного воздействия, характеризующиеся низкой экономической, бюджетной и социальной эффективностью. Поэтому вопросы разработки и реализации региональной инвестиционной политики приобретает новую актуальность, особенно в условиях стабилизации и перехода к росту национальной экономики.

Переход к рынку вызвал потребность в формировании принципиально нового механизма инвестирования, адекватного рыночной экономике. Это обусловлено существенным изменением инвестиционного статуса государства и негосударственных структур, разделением их функции в инвестиционном процессе, сокращением доли централизованных инвестиций в их общем объеме, изменением структуры последних по формам собственности в связи с развитием приватизации, значительным ростом количества объектов инвестирования, изменением состава и соотношения внутренних и внешних источников инвестирования, способа распределения инвестиций в результате перехода от жесткого централизованного распределения к рыночному механизму соответствия спроса и предложения, к иному критерию эффективности инвестирования — доходности вложений.

Таким образом, среди всех вопросов, рассматриваемых экономической теорией, проблема инвестиций сегодня является пожалуй самой животрепещущей.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что процесс инвестирования играет важную роль в экономике любого региона России, особенно в условиях постоянного недофинансирования со стороны федерального центра. Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост региона, занятость населения и является одним из главных элементов базы, на которой основывается экономическое развитие общества.

Цель работы – рассмотреть вопрос, касающийся регионального распределения инвестиций.

Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи: 1) Исследовать теоретические основы распределения инвестиций по регионам. 2) Дать оценку регионального распределения инвестиций в России. 3) Охарактеризовать инвестиционную деятельность в Чувашской Республике в 2010 г.

1. Теоретические основы распределения инвестиций по регионам

1.1. Экономическое содержание инвестиционной политики региона

Эффективность инвестиционной политики в федеральном государстве во многом зависит от того, насколько при ее формировании учтены макроэкономический и региональные аспекты, согласованы и стратегически сориентированы на достижение общих экономических результатов интересы центра и регионов.

В наиболее общем виде инвестиционная политика регионов включает следующие основные элементы[1]:

— разработка и принятие пакета законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционный процесс;

— предоставление гарантий сохранности частного капитала;

— предоставление налоговых и иных льгот, отсрочек по налоговым и арендным платежам, нефинансовых стимулов;

— создание организационных структур по поддержке инвестиционной деятельности;

— содействие в разработке, проведении экспертизы и сопровождении инвестиционных проектов;

— выдача гарантий и поручительств коммерческим банкам, финансирующим инвестиционные проекты;

— мобилизация средств населения посредством выпуска муниципальных ценных бумаг;

— содействие становлению институтов региональной инвестиционной инфраструктуры.

С активизацией инвестиционной политики регионов возникает ряд проблем, связанных с углублением межрегиональных противоречий. В их числе усиление конкуренции за привлечение инвестиционного капитала, возрастание дифференциации уровней социально-экономического развития, разрыв единого инвестиционного пространства. Эти противоречия достаточно тесно взаимосвязаны.

Российские регионы характеризуются высокой степенью экономической неоднородности, а, следовательно, и различием возможностей привлечения инвестиционных ресурсов. Анализ региональной структуры инвестиций свидетельствует о неравномерном распределении средств: предпочтения инвесторов связаны в основном с вложениями ресурсов в крупные центры с развитой рыночной инфраструктурой, со сравнительно высокой платежеспособностью населения, а также в сырьевые регионы. Рост самостоятельности регионов в проведении региональной политики инициирует усиление конкурентной борьбы между регионами за привлечение инвестиционного капитала путем предоставления более благоприятных условий для его использования. Это имеет не только позитивные, но и негативные последствия.

Дифференцированность инвестиционной среды, многообразие форм и методов стимулирования инвестиций, отсутствие унифицированных схем продвижения проектов затрудняют активизацию инвестиционного процесса. Анализ фактологического и статистического материала свидетельствует о продолжающихся процессах вывоза отечественного капитала, отсутствии масштабного притока иностранных инвестиций и т.д.

Для инвесторов, особенно иностранных, первостепенное значение имеют стабильность и транспарентность экономики государства в целом, поэтому при принятии инвестиционных решений учитываются в первую очередь не региональные, а страновые риски. Мировой опыт показывает, что основные потоки средств стратегических инвесторов устремляются не столько в места, где созданы максимальные налоговые льготы, сколько в страны, экономика которых стабильно и последовательно развивается на собственной, внутренней основе, так как здесь можно рассчитывать на сохранность вложений, устойчивую прибыль и дальнейшие перспективы.

Регион-субъект РФ представляет собой сформировавшуюся социально-экономическую систему и в то же время выступает подсистемой социально-экономического комплекса страны. Важнейшие его признаки таковы: историческое прошлое территориальной общности; природно-ресурсный потенциал; комплекс экономических, социальных, политических и межнациональных отношений; наличие территориальных границ и территориальных органов управления. Кроме того, регион-субъект РФ обладает правом на саморазвитие и является неотъемлемой частью единого экономического, правового, территориального пространства Российской Федерации.

Инвестиционная привлекательность региона является основой принятия инвестиционного решения. От ее реальности зависят последствия как для инвестора, так и для экономики региона и макроэкономики в целом. Чем сложнее ситуация, тем в большей степени опыт и интуиция инвестора должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата на уровне макроэкономики и региона. Отметим, что история оценок инвестиционной привлекательности или инвестиционного климата стран мира насчитывает более 30 лет. Первые такого рода оценки были разработаны и применены западными экспертами в середине 60-х годов[2].

Читайте также:  Биткоин робот для криптовалюты

Создание благоприятного инвестиционного климата в России является одним из важнейших условий привлечения инвестиций и последующего экономического роста страны.

Россия — страна настолько резких межрегиональных экономических, социальных и политических контрастов, что каждый потенциальный инвестор при наличии достаточной информации об инвестиционном климате может выбрать регион с наилучшими условиями инвестирования. Появление в России вместо одного и единственного инвестора — государства — множества самостоятельных хозяйствующих субъектов и потенциальных инвесторов, а также приход на российский рынок иностранных инвесторов обусловили потребность в оценках инвестиционной привлекательности регионов России. Однако, так как регион или, точнее говоря, субъект федерации имеет существенные отличия от страны или государства в целом, то механическое перенесение известных и апробированных в международной практике методологических подходов оказалось невозможным.

Понимание этой специфики привело к разработке целого ряда различных оценок инвестиционной привлекательности регионов России, проведенных не только отечественными, но и зарубежными исследователями и фирмами. Наиболее распространенным методом, применяющимся в этих исследованиях, является ранжирование регионов. В результате этой процедуры составляется рейтинг, т.е. линейный ряд объектов, в котором они по сочетанию выбранных признаков находятся на равном расстоянии друг от друга. Каждому из них присваивается порядковый номер (ранг), соответствующий его месту в общем ряду. Наиболее предпочтительному объекту, как правило, присваивается первый ранг. На основе как рейтингов, так и абсолютных значений показателей могут составляться группировки.

Совокупный потенциал региона включает следующие интегрированные его виды[3]:

а) ресурсно-сырьевой, рассчитанный на основе средневзвешенной обеспеченности территории региона балансовыми запасами основных видов природных ресурсов;

б) производственный, понимаемый как совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе;

в) потребительский, понимаемый как совокупная покупательная способность населения региона;

г) инфраструктурный, в основе расчета которого положена оценка экономико-географического положения региона и инфраструктурной насыщенности его территории;

д) инновационный, при расчете которого учитывался комплекс научно-технической деятельности в регионе;

е) трудовой, для расчета которого использовались данные о численности экономически активного населения и его образовательном уровне;

ж) институциональный, понимаемый как степень развития ведущих институтов рыночной экономики в регионе;

з) финансовый, выраженный через общую сумму налоговых и иных денежных поступлений в бюджетную систему с территории данного региона.

Инвестиционная привлекательность существенным образом связана с инвестиционным риском. Инвестиционный риск оценивает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Риск — характеристика вероятностная, качественная. Применительно к региону можно выделить следующие виды риска:

1) политический, зависящий от устойчивости региональной власти и политической поляризации населения;

2) экономический, связанный с динамикой экономических процессов в регионе;

3) социальный, характеризующийся уровнем социальной напряженности;

4) криминальный, зависящий от уровня преступности с учетом тяжести преступлений;

5) экологический, рассчитанный как интегральный уровень загрязнения окружающей среды;

6) финансовый, отражающий напряженность региональных бюджетов и совокупные финансовые результаты деятельности предприятий регионов;

7) законодательный — совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения на территории: местные налоги, льготы, ограничения и т.п.

Регионы России сильно дифференцированы по соотношению инвестиционного риска и потенциала. Наиболее наглядно это видно в координатах «потенциал-риск». На этой плоскости можно выделить три интервала по потенциалу (высокий, средний и низкий: 1, 2,3) и четыре — по риску (низкий, средний, высокий и очень высокий: А, В, С и D). В соответствии с ними выделены характерные типы регионов.

Источник

Региональное распределение инвестиций

Как привлечь региональные инвестиции корпораций для развития проектов

От объемов бюджетов российских регионов напрямую зависят их возможности по реализации инфраструктурных и социальных проектов. Не всегда имеющихся ресурсов достаточно для решения всего массива социально-экономических задач. Полностью или частично проблемы помогают решить региональные инвестиции. Так именуют долгосрочные капиталовложения, поступающие в виде затрат различных участников рынка, управления и населения конкретной территории.

Законом предусмотрены инвестиции в регионы России, представляющие собой финансирование субъектов федерации из централизованных источников и более обеспеченных территориальных единиц. Конкретные регионы инвестиций (территориальные единицы, испытывающие нужду в денежном капитале) определяются исходя из местных производственных, финансовых, природных, трудовых ресурсов и т. д. Надо признать, что федеральные вливания не получили распространения, поэтому региональные инвестиции за счет средств муниципальных участников являются основным источником пополнения местного бюджета.

Инвестиционная политика региона

Темпы развития и нормальная жизнедеятельность региона зависят не только от наличия ресурсов, но и рационального их применения, в том числе, посредством утверждения местными властями эффективной инвестиционной политики.

Инвестиционная политика региона устанавливает принципы и механизмы взаимодействия между органами управления и хозяйствующими субъектами с целью стимулирования инвестиционных процессов с учетом нужд территории. В рамках этого определяются источники получения средств, структура и масштабы инвестиций, направления и способы их использования, целевые ориентиры.

Региональная инвестиционная политика включает в себя достижение следующих показателей:

  • увеличение доходности;
  • повышение продуктивности субъектов рынка;
  • открытие новых и расширение действующих производств;
  • увеличение занятости населения;
  • усиление экономической состоятельности и автономности территории;
  • формирование и форсированное развитие финансовой основы региона.

Каждый субъект разрабатывает свою индивидуальную инвестиционную политику исходя из специфических условий местности и инвестиционного потенциала региона. Последним именуют сочетанную возможность муниципальных и привлекаемых в регион ресурсов создавать и развивать благоприятный для инвесторов климат в необходимых масштабах.

Инвестиционный потенциал региона – это совокупность следующих внутренних резервов:

  • сырьевого (количественного и качественного оснащения местности природными запасами);
  • финансового (объема налоговой нагрузки и рентабельности предприятий);
  • производственного (показателей региональной хозяйственной деятельности);
  • трудового;
  • инновационного (степени развития науки и техники);
  • инфраструктурного (уровня обеспечения нормального функционирования местности);
  • институционального (наличия основных экономических институтов);
  • потребительского (покупательной способности населения).

Повышение ресурсного потенциала путем плотного взаимодействия государства, бизнеса и населения увеличивает вероятность привлечения региональных инвестиций, успешной реализации инвестиционной политики и формирования устойчивой модели развития.

В целях унификации требований к местным властям в части обеспечения позитивного инвестиционного климата, Агентством стратегических инициатив был разработан так называемый инвестиционный стандарт. Он представляет собой комплекс необходимых мероприятий, позволяющих создать инфраструктуру эффективного взаимодействия между государством и бизнесом, и привлечь в регион средства инвесторов.

Инвестиционный стандарт включает в себя 15 практических примеров, успешно реализованных наиболее развитыми регионами. К числу обязательных пунктов относятся разработка инвестиционной стратегии, создание плана объектов, нуждающихся в средствах, утверждение нормативного акта о правовой защите инвесторов и т. д. Только после выполнения субъектом всех требований, стандарт считается внедренным в работу.

Инвестиционный климат регионов России

Региональная инвестиционная политика, базирующаяся на ресурсном потенциале, направлена на обеспечение позитивного климата для инвесторов. Инвестиционный климат региона – это формирование социально-экономической, политической, правовой, организационной, инфраструктурной среды, благоприятной для ведения инвестиционной деятельности.

В структуре инвестиционного климата выделяют благоприятные и неблагоприятные факторы. К первым относятся гарантии инвесторам в части сохранности и свободного передвижения капитала, защиты прав и законных интересов, стабильности и прозрачности налогообложения. Ко вторым причисляют неэффективную работу государственных структур, отсутствие регулирования цен на товары и услуги естественных монополистов. Отрицательные факторы снижают привлекательность региона в глазах потенциальных инвесторов и ведут к оттоку капитала.

Ежегодно, начиная с 2015 года, инвестиционный климат регионов России оценивается Агентством стратегических инициатив. При этом национальный рейтинг высчитывается на основе мнения представителей бизнеса и экспертного сообщества. В учет принимаются 44 показателя (уровень административных барьеров, оформления разрешительной и согласительной документации, инфраструктуры, поддержки бизнеса, регуляторной среды и т. д.).

В текущем году национальный рейтинг впервые возглавила Тюменская область, сместив с первого места Татарстан, который до этого 3 года подряд лидировал в списке. Победителю удалось добиться прироста инвестиций, благодаря чему был реализован 21 проект в различных отраслях. В общей сложности, инвестпортфель региона включает больше 40 проектов на сумму 1 трлн руб. Такие результаты достигнуты с помощью облегчения налоговой нагрузки и тщательного контроля над каждым проектом.

Непосредственной реализацией инвестиционных проектов в Тюменской области занимаются индустриальные парки. К примеру, «Боровский» и «Богандинский» парки сопровождают 13 проектов, привлекших средств на сумму свыше 3,5 млрд руб. Лидер рейтинга не отстал и в социальной сфере, одним из первых в стране выполнив программу по ликвидации ветхого жилья и расселив более 10 тыс. граждан.

Читайте также:  Бизнес план как экономическая оценка инвестиций

Второе место в национальном рейтинге заняла Москва. Столица из года в год заслуженно улучшает свои позиции в этом списке. Объем инвестиций в город составил 2 трлн руб., что в сравнении с 2016 годом больше на 13%. При этом 2/3 вложений пришлись на сферу услуг (финансовых, деловых, туризм). Принципиальными улучшениями можно назвать уменьшение административных барьеров, в том числе, за счет перевода части услуг в электронный режим, сокращения срока и стоимости согласительных процедур на 50% и т. д.

Увеличился объем заключенных контрактов в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП) и достиг в текущем году 800 млрд руб. Повсеместно практикуется малая форма ГЧП в виде льготной сдачи в аренду объектов недвижимости, в частности, в здравоохранении и образовании.

Лидер рейтинга на протяжении последних 3 лет Татарстан, в этом году оказался на 3 месте в списке регионов с успешным инвестиционным климатом.

Фонд развития регионов и региональный инвестиционный фонд

Финансовая помощь регионам из федеральной казны выделяется посредством следующих структур:

  1. Фонд регионального развития, целью которого является объединение средств, рассредоточенных по многим разрозненным федеральным и местным инвестпрограммам. Впоследствии, социальные инфраструктурные объекты субсидируются за счет этих денег. Фонд развития регионов создается за счет федеральной казны.
  2. Инвестиционный фонд субъекта РФ (региональный инвестиционный фонд) работает на основе ГЧП и предназначен, в первую очередь, для поддержки транспортных, энергетических, строительных и других капиталоемких отраслей хозяйства.

Денежные поступления из указанных источников предусматриваются в рамках общегосударственной инвестиционной политики.

Реестр участников региональных инвестиционных проектов

Региональный инвестиционный проект – это инвестпроект со следующими характеристиками:

  • Цель проекта – товарное производство. Услуги не могут быть предметом деятельности регионального инвестпроекта.
  • Запланированная работа ведется на подведомственной субъекту РФ территории.
  • На вид проектной деятельности не установлены ограничения.
  • Объекты собственности на используемых землях принадлежат уполномоченному лицу.
  • Владелец проекта вкладывает не менее 50 млн рублей.
  • Каждый объект ведется одним участником.

Для получения организацией региональных инвестиций необходимо включение ее в соответствующий реестр участников региональных инвестиционных проектов – специальный перечень, включающий в себя следующее:

  • информацию об организации (полное наименование, ИИН, КПП, адрес);
  • реквизиты правового акта о включении организации в реестр;
  • информацию об инвестпроекте (название, цель, объемы требуемых средств с направлениями финансирования, объемы затрат, сроки исполнения и т. д.).

Ведением реестра занимаются налоговые службы. Включение организаций в список производится на основании решения уполномоченного органа субъекта РФ.

Компания, центр и корпорация регионального развития

Иную материальную, организационную, методологическую, консультационную поддержку регионам в реализации инвестпроектов оказывают следующие специальные институты:

  1. Корпорация регионального развития, как правило, государственная структура, целью которой является поиск и привлечение инвестиций, координация работы проекта. Корпорация развития регионов создается в форме АО, где акционером выступает местное правительство.
  2. Региональная инвестиционная компания, учреждаемая в рамках ГЧП на концессионных началах и осуществляющая оперативное управление проектами на период реализации.
  3. Центр инвестиций и регионального развития, создаваемый в качестве учреждения при областной администрации и занимающийся сопровождением инвестпроектов, изучением проблем регионального значения и т. д. В настоящее время функционирует на территории Крыма.

Участник проекта вправе прибегнуть к помощи любой из вышеперечисленных организаций, представленных в его регионе.

Виды инвестиций по региональному признаку

Существует большое количество критериев деления инвестиций на виды. В частности, по региональному признаку различают виды инвестиций за границей, внутри страны и региональные. За основу классификации принята территориальная принадлежность объектов, подлежащих инвестированию.

Кроме того, по региональному характеру инвестиции делятся на отечественные (передается капитал резидентов страны) и зарубежные (участвуют средства иностранных граждан).

Привлечение инвестиций в регион

Как следует из изложенного выше, привлечение инвестиций в регион достигается целым комплексом мер в хозяйстве, в реализации которых участвуют все субъекты рынка, власти и населения. Основным способом при этом является увеличение инвестиционной привлекательности, повышение позитивного имиджа региона. Каждый субъект РФ по-своему решает, как привлечь инвестиции в регион, опираясь на свои особые условия и территориальные возможности.

Основные направления современной инвестиционной политики. Региональное и отраслевое распределение инвестиционных ресурсов

К основным направлениям данной политики можно отнести:

1.сокращение оттока российского капитала благодаря мерам по улучшению инвестиционного климата — оптимизации налоговой нагрузки, укреплению финансовой системы, развитию инфраструктуры.

2.увеличение инвестиционных ресурсов предприятии за счет

  • собственных средств
  • роста доходов от экономической деятельности,
  • сокращения налоговой нагрузки,
  • возможного привлечения средств отечественных и зарубежных финансовых

3. восстановление доверия граждан к организованным формам сбережения наличных денег в отечественной и иностранной валютах для вовлечения их в инвестиционную сферу.

4. рост объемов средств, привлекаемых за счет кредитов банков, а также активизации деятельности инвестиционных институтов, в том числе и иностранных инвесторов, компенсируя тем самым некоторое снижение доли бюджетных средств.

5.смещение государственных инвестиций с федерального уровня на региональный уровень. Так, если в 90-х годах на федеральный бюджет приходилось 15% инвестиций, а на региональные бюджеты только 5%, то сегодня ситуация изменилась на противоположную.

6. развитие долевого (то есть совместного) государственно-коммерческого финансирования проектов, позволяющего объединить средства и разделить риски. Коммерческие корпорации активно финансируют различные крупные проекты

7. при наличии в стране большого объема накопленного реального капитала существует необходимость уже не наращивания капитала, а более эффективного его использования

То есть, если судить по норме сбережения (1990г. — 12,5%; 2000г. — 15%: 2002г. — 18%), Россия не испытывает большой нужды в притоке внешнего капитала. Это не говорит об отсутствии необходимости в иностранных инвестициях, просто они нужны нашей стране как дополнительный источник таких экономических факторов, как знания и

8. увеличение инвестиций в слаборазвитую инфраструктуру, отсталое сельское хозяйство и недостаточно развитую промышленность за счет сворачивания военного производства. Иностранные инвестиции поступают в основном в торговлю, общественное питание и так называемую общую коммерческую деятельность (53% притока всех иностранных инвестиций в первом полугодии 2003 года), а также в экспортоориентированные нефтяную и металлургическую промышленность Данная ситуация свидетельствует о том, что иностранные инвестиции не способствуют структурной перестройке российской экономики.

9. ускорение обновления основного капитала. Инвестиции необходимы для восполнения убыли мощностей, приостановки прогрессирующей деградации производственного потенциала. Степень изношенности машин и оборудования в промышленности России составляет 66,5%. Доля оборудования старше 20 лет превысила 40%. Доля инвестиций в основные фонды в 2001г. составила 38%

Структура инвестиций в основной капитал по источникам

финансирования (по методике Госкомстата РФ) согласно закону «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» инвестиционная деятельность может осуществляться за счет:

1)собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора:

— денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц,

— средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь, и другие;

2) заемных финансовых средств инвесторов (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);

3)привлеченных финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);

4)денежных средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;

5)инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов РСФСР, СССР, республик в составе РСФСР, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов;

Госкомстат РФ выделяет следующую структуру инвестиций в основной капитал по источникам финансирования.

Как видно из данных таблицы, наиболее весомыми источника­ми финансирования инвестиций являются амортизация и прибыль предприятий (около 50% от общего объема инвестиций).

Сравним приведенные данные со структурой источников финан­сирования за рубежом. На зарубежных предприятиях амортизация играет ведущую роль в источниках самофинансирования предприятий и в последние десятилетия наблюдается тенденция роста доли амортизации в общем объеме капиталовложений. К примеру, в США доля амортизации составляет 70-75%, в ФРГ — 55-60%, а в Японии — 45-50%.

Что же касается соотношения амортизации и прибыли как структуры обеспечения самофинансирования, то за рубежом эта пропорция в среднем составляет 60-70% амортизации и 30-40% прибыли, против 50:50 в России.

Таким образом, с точки зрения структурных оценок источников финансирования инвестиций в Российской экономике, дело обстоит относительно благополучно — здесь цифры вполне удовлетворительные. Однако, с точки зрения стоимостной оценки источников финансирования инвестиций этого сказать нельзя — в отечественной экономике ощущается их острый недостаток.

Удельный вес других источников финансирования инвестиций — сбережения населения, инвестиции из федеральных и местных бюджетов и иностранные инвестиции — в отечественной экономике составляет порядка 45-50%. По отношению к отдельным предприятиям эти источники являются внешними. Отметим, что в странах с цивилизованными рынками вышеперечисленные источники относятся к второстепенным в части повышения инвестиционной активности. Внешние источники финансирования в практике зарубежного инвестирования используются в незначительном размере — около 20% от общего объема инвестиций.

Читайте также:  Тинькофф ipo инвестиции участие

При этом роль сбережений населения в осуществлении процесса накопления капитала во всем мире падает.

Региональные инвестиции

Какие существуют цели регионального инвестирования, чем представлены основные показатели привлекательности региона для инвестирования и какие меры должны быть направлены для притока капиталовложений?

Региональные инвестиции — это общее количество затрат всех субъектов предпринимательской деятельности, населения региона и управленческих структур, направленных на долгосрочные капиталовложения в определенные отрасли экономической деятельности в обозначенном регионе. Инвестиции в рамках определенного региона преследуют ряд целей и задач, которые позволяют как повысить привлекательность территории для потенциальных инвесторов, так и увеличить экономическую стабильность региона в целом.

Цели и особенности регионального инвестирования

В рамках региона инвестирование предусматривает достижение нескольких наиболее важных целей:

  • Получение максимально возможного дохода или прибыли;
  • Повышение хозяйственной и экономической самостоятельности региона;
  • Ликвидация существующей диспропорции в развитии нескольких отраслей хозяйственной деятельности;
  • Улучшение существующей структуры производства;
  • Разрешение социальных задач и проблем (создание новых рабочих мест, повышение уровня заработных плат в определенных отраслях);
  • Создание надежной и устойчивой финансовой базы региона.

Региональные инвестиции имеют важное значение не только в рамках определенной территории, но и всего государства, вне зависимости от формы устройства (будь-то федеративная или унитарная республика). Поэтому инвестиции в регионе с точки зрения государственного аппарата способствуют:

  • Выравнивание уровня социально-экономического развития всех регионов;
  • Решение ряда проблем управленческого и экономического характера, которые имеют явную привязку к определенному региону;
  • Устранение существующих деформаций между соседними регионами;
  • Улучшение экономического и социального положения государства в целом.

Главной особенностью регионального инвестирования является осуществление капиталовложений за счет муниципальных источников.

Такими источниками являются местные бюджеты, средства населения региона, а также средства частных предприятий и организаций. Региональное инвестирование является неотъемлемой частью федеральной инвестиционной политики, поэтому наряду с инвестированием из муниципальных источников, производится инвестирование региона посредством предоставления централизованных (общегосударственных) капиталовложений, а также поступления средств из других, более развитых регионов.

Реализация регионального инвестирования

На сегодняшний день региональное инвестирование представляет повышенный интерес не только для государства в целом и органов власти, как способ достижения экономико-социальных результатов, но и для частных инвесторов, как возможность получать прибыль с потенциально выгодной с точки зрения экономической деятельности территории. Так, крупные и развитые регионы недоступны для инвесторов с меньшим опытом и средствами — огромная конкуренция и четкая разделенность рынка дает о себе знать. Другие же регионы являются своеобразной золотой жилой для многих инвесторов — имеется возможность выгодно вкладываться в различные сферы хозяйственной деятельности, начиная от мелкой и средней бизнес-деятельности, и заканчивая фондовыми рынками и развитием рекреационной и жилищной инфраструктуры.

К сожалению, в Российской Федерации инвестирование в регионы развито очень слабо. Примером тому могут послужить статистические показатели разницы в уровне жизни и доходах населения крупных территориальных единиц и более мелких, отдаленных от привычных центров бизнес-деятельности. Причин тому множество — несовершенство федеральной политики, явная цель сосредоточить все управление в своих руках местными властями, создание непреодолимых бюрократических барьеров как для иностранных инвесторов, так и для отечественных. Необходимо отметить и наличие недобросовестной конкуренции среди компаний, занимающих монопольное положение в регионе, а также отсутствие контроля за таковой конкуренцией со стороны властей.

Как определить инвестиционную привлекательность региона?

Для того, чтобы потенциальный инвестор мог определить целесообразность инвестирования в определенный регион, необходимо обращать внимание на различные макроэкономические показатели, свидетельствующие об эффективности функционирования экономики в территориальной единице. К таким показателям относятся: уровень жизни населения, потребительских цен, безработицы, среднемесячной заработной платы и обеспеченности населения, количество выпускаемого внутреннего продукта и внешний товарооборот, объем производства, который приходится на душу населения.

Оценка предусматривает включение в себя и учет всех вышеперечисленных факторов. Отметим невозможность комплексной и правдивой оценки экономической привлекательности региона только по нескольким показателям, поскольку все они взаимосвязаны между собой.

Необходимо учитывать и два важных момента, которые четко определяют привлекательность территориальной единицы для частного инвестора:

  1. Экономические возможности и привлекательность региона. Помимо вышеперечисленных факторов, необходимо учитывать и местную законодательную базу, существующие ставки муниципального налогообложения, открытость региона и властей в частности для инвестиционной деятельности, уровень защиты от инвестиционных рисков.
  2. Экономические возможности и привлекательность выбранного объекта. На данном этапе необходимо провести оценку возможностей отрасли, в которую собирается вкладывать средства инвестор, а также состояние субъектов хозяйственной деятельности в избранной сфере.

Читайте так же про инвестиционную привлекательность Российской Федерации. .

1.

Иностранные (международные) инвестиции в России.

Как формируется инвестиционный портфель и что такое портфельные инвестиции.

Что такое альтернативные инвестиции.

Что такое инвестиционная привлекательность региона и их составляющие.

Тема 3. Региональное распределение иностранных инвестиций в России;

Россия, крупнейшая из стран с переходной экономикой, встала на путь активного привлечения иностранного капитала с использованием широкого диапазона его современных форм в период реформ 90-х гг. За прошедший период произошли принципиальные изменения, как в масштабах, так и в формах участия страны в международном движении капитала. В частности, были сняты идеологические ограничения на привлечение в страну иностранного капитала в предпринимательской форме — в виде прямых и портфельных инвестиций, создана законодательно-правовая база и механизм их регулирования как на федеральном, так и региональном уровне

В России усиливается неравномерность регионального распределения иностранного капитала, дифференциация инвестиционного климата на территории страны (см. табл. 2). В связи с этим возрастает необходимость чета региональных факторов и условий в социально-экономическом развитии страны, проведения исследований на мезоуровне, имеющим отраслевой и региональный аспекты.

Региональная структура иностранных инвестиций в РФ, %

Рассматривая особенности иностранного инвестировании в регионы РФ, нельзя отметить существование предприятий с зарубежными инвестициями, которые связаны технологическим стадиями производства товара или услуги с производителями, расположенными в других странах. Разделение процесса производства развивается теперь не только в межфирменном, но и в международном хозяйственном пространстве. Участники такого транснационального производственного процесса, находясь в разных странах или на разных континентах, действуют согласованного над производством конкретного товара, соблюдая единые стандарты и нормы совместного производства. Таким образом, сформировался специфический тип международного разделения труда – международное разделение производственного процесса (МРПП). В мировой научной литературе этот феномен получил название «аутсорсинг», «фрагментация производства», «промежуточная торговля», «вертикальная специализация» и т.д. В любом случае имеется в виду разделение технологических стадий производства, находящихся в двух или более странах.

Характерной для региональной структуры иностранных инвестиций в РФ является высокая концентрация иностранного капитала в столичных городах-мегаполисах и прилегающих к ним областях, в центральных районах европейской части страны. Недостаточный приток иностранного капитала характерен для северных, восточных и южных районов, которые наиболее нуждаются в инвестициях (см. табл. 3).

В 2005 году доля иностранных инвестиций, поступавших на территорию Центрального федерального округа, достигла 47, 6% их общего притока в страну. Второе место занимает Уральский округ, включающий тюменскую область, — 17,4%. На третьем месте Дальневосточный округ – 12,5%. Далее в порядке убывания следуют федеральные округи: Сибирский – 7,7%; Северно-Западный – 7,1%; Приволжский – 6%; Южный – 1,7%.

Территориальная концентрация иностранных инвестиций, %

Отмечается территориальный дисбаланс в получении иностранных инвестиций. Так, одна Москва получает больше зарубежных капиталовложений, чем вся Азиатская экономическая зона страны. В восточном регионе 80% иностранных капиталовложений поступает в несколько экспортно-ориентированных сырьевых регионов – Тюменскую область, Красноярский край, Республику Саха (Якутия).

Наряду с этим 12 российских регионов вообще не получили иностранных инвестиций. Такое положение дел свидетельствует о необходимости государственного регулирования и проведения региональной инвестиционной политики.

Основными центрами притяжения иностранных капиталов являются крупные городские агломерации – Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург. В других регионах отсутствие производственной и транспортной инфраструктуры сдерживает иностранных инвесторов.

Тем не менее, в современных условиях для России существуют большие возможности для эффективного вхождения в мировую экономику.

Источник

Оцените статью