Раскройте содержание основных компонентов процесса своей будущей профессиональной деятельности

§2. Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности

Профессиональная деятельность человека осуществляется в определенных отраслях экономики.

Отрасль — исторически сложившаяся совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуг, однородностью потребляемого сырья и материалов, общностью материально-технической базы и технологических процессов, специфичностью профессионального состава кадров и условий труда.

Сфера профессиональной деятельности — это совокупность отраслей, объединенных по определенному признаку.

По результатам труда различают две крупные сферы профессиональной деятельности: сферу материального производства и непроизводственную сферу. В каждую из них входят определенные отрасли, которые представлены в нижеследующей схеме.

В сфере материального производства производится два вида продукции: средства производства и предметы потребления. Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики, управлению ими. Сфера материального производства и непроизводственные отрасли тесно взаимосвязаны. Состояние и развитие непроизводственной сферы оказывают активное воздействие на социально-экономический прогресс и являются важнейшими его показателями.

По мере социально-экономического развития общества число работников в сфере материального производства уменьшается, а в непроизводственной — увеличивается. Особенно быстрыми темпами развиваются в настоящее время обслуживающие отрасли (сервис).

В каждой отрасли можно выделить области профессиональной деятельности по ее направленности, т.е. по предмету труда.

Предмет труда — это то, на что направлен труд человека, на что работник воздействует, видоизменяя и приспосабливая его к удовлетворению личных и общественных потребностей.

Согласно предмету труда выделяют 5 областей профессиональной деятельности: человек — природа, человек — техника, человек — знаковая система, человек — человек, человек — художественный образ.

Особой областью профессиональной деятельности является предпринимательство, которое может интегрировать себя в другие сферы и отрасли.

Предпринимательство — это творческая деятельность по созданию товаров или услуг за счет собственных или заемных средств с мелью получения прибыли. Предпринимательская деятельность может осуществляться как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.

Процесс — это продвижение, ход, этапы развития, последовательность смены состояний и выполнения определенных действий.

Процесс профессиональной деятельности начинается с определения цели и задач этой деятельности, которые формулируются в должностных инструкциях, квалификационных характеристиках, профессиограммах и других технологических документах.

Основным компонентом процесса профессиональной деятельности является человек, т. е. субъект этой деятельности, тот, кто ее осуществляет.

Прежде всего человек должен быть готов к труду по конкретной профессии. Готовность к профессиональной деятельности — это интегративное качество личности, позволяющее человеку успешно выполнять именно эту деятельность. Готовность включает в себя такие аспекты:

  • физиологический (общее развитие, состояние здоровья);
  • нравственный (потребность в труде, любовь к профессии, сформированность профессионально значимых нравственных качеств);
  • психологический (соответствие особенности и свойств психики — внимания, памяти, мышления, темперамента и т.п. — характеру труда);
  • практический (наличие специальных знаний, умений и опыта).

Требования профессии к человеку излагаются в профессиограммах и психограммах. Требования к профессиональной подготовке по каждой специальности определяются государственными стандартами профессионального образования, они содержатся также в Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС).

Трудовая деятельность человека обычно мотивируется.

Мотив — это побудитель к деятельности. Мотивы трудовой деятельности могут быть общественно значимыми (удовлетворение потребностей общества), личностно значимыми (удовлетворение жизненно необходимых личных потребностей), корыстными (стремление к обогащению, славе, почестям и власти).

Читайте также:  Хочу заняться бизнесом не знаю что открыть

В процессе профессиональной деятельности человек выполняет следующие функции:

  • аналитическую (планирование, проектирование, организация деятельности, анализ ее эффективности);
  • энергетическую (затрата энергии мышц и биоэнергии);
  • технологическую (выполнение в строго определенной последовательности технологических операций и переходов);
  • транспортную (перемещение предметов труда и готовой продукции).

Свою профессиональную деятельность человек осуществляет, используя определенные средства труда.

Средства труда — это то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда (преобразует их) с целью производства материальных и духовных благ. К средствам труда относятся орудия производства, а также земля, производственные здания, железные, шоссейные и другие дороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач и т.д. Определяющая роль в составе средств труда принадлежит орудиям производства.

Схематично орудия производства можно представить следующим образом:

Машины в зависимости от выполняемой работы бывают:

  • энергетические (турбина, двигатель, генератор и др.);
  • рабочие и технологические (станок, сеялка и др.);
  • транспортные (конвейер, автомобиль);
  • подъемные (краны, лебедки);
  • информационные (арифмометры, ЭВМ).

Оснастка — совокупность технических средств, которые дополняют технологические машины и нужны для выполнения определенной части технологического процесса (крепление, подача и контроль заготовок и т.п.).

Рабочие инструменты в отличие от машин не могут сами совершать полезную работу. Они служат орудиями труда человека (игла, отвертка и т.п.) или средствами измерения (линейка, микрометр и т.п.).

Контрольно-измерительные приборы служат для измерения определенных показателей и контроля за технологическим процессом. Они классифицируются по ряду признаков: назначению (измерять температуру, скорость и т.п.), принципу действия (механическис, электрические, оптические и т.д.), функциям (показывающие — вольтметр, весы и т.д., регистрирующие — писцы, датчики и т.д.). Приборы, датчики которых находятся непосредственно на объекте, а индикаторы выводятся на специальные пульты, называют дистанционными.

Автоматические устройства выполняют технологические операции без непосредственного участия человека по заданной программе и осуществляют следующие функции: контроль, защита, регулирование, управление.

К функциональным возможностям человека относятся:

  • возможности рук (сила, ловкость, координация);
  • возможности органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния и др.);
  • возможности тела (пластика, мышечная сила и др.);
  • возможности психики (сила, уравновешенность психических процессов и др.);
  • возможности речевого аппарата, голоса и др.

Совокупность средств труда и предметов труда называется средствами производства.

Преобразование предметов труда — технологический процесс — осуществляется с помощью средств труда в виде технологических операций и переходов.

Технологическая операция — это законченная часть технологического процесса. Например, заготовка деталей, их сборка, окраска и т.д.

Технологический переход — часть технологической операции, которая выполняется одним инструментом, приспособлением. Например, разметка, обрезка, сверление и т.д.

Представим технологический процесс схематически.

Технологические операции и переходы осуществляются на основе специальной документации: технологических карт, маршрутных карт, графиков, планов, инструкций и т.д. Продуктами (результатами) профессиональной деятельности могут быть товары или услуги.

Товар — продукт труда, предназначенный для продажи или обмена. Каждый товар обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность (потребительская стоимость) и способностью обмениваться на другие вещи (стоимость).

Для хранения продуктов труда ( товара) создаются специальные места, помещения, склады.

Реализация продуктов труда осуществляется путем продажи на рынке, бартерного обмена, личного потребления.

К услугам относятся информационное, художественное, медицинское, бытовое и другие виды обслуживания людей.

Таким образом, процесс профессиональной деятельности графически можно представить следующим образом:

В процессе профессиональной деятельности человека создаются материальные и духовные блага, развиваются средства труда, общество и сам человек

Читайте также:  Как открыть новую управляющую компанию
Сфера, отрасль, область профессиональной деятельности, готовность человека к профессиональной деятельности, предмет и средства труда, орудия производства, технологический процесс, товар.

Практическая работа

Раскройте содержание основных компонентов процесса своей будущей профессиональной деятельности по таблице.

  1. Перечислите основные компоненты процесса профессиональной деятельности.
  2. Раскройте содержание готовности человека к профессиональной деятельности.
  3. Какие функции выполняет человек в процессе профессиональной деятельности?
  4. Назовите предметы (группы) профессиональной деятельности.
  5. Охарактеризуйте средства труда и орудия производства.
  6. Какова сущность и структура технологического процесса?
  7. Что такое товар?

Источник

Основные копоненты будущей професии архитектора

специалист в области арт-терапии

Содержание основных компонентов профессии архитектор

Изыскательский . Архитектор планирует и проектирует здания для самых разных клиентов: от компаний занимающихся огромными торгово-развлекательными центрами, до частных лиц возводящих собственные дома, могут проектировать новые здания, работать над существующими постройками, или специализироваться на восстановлении и сохранении исторических мест.

Архитектор организует городскую среду, разрабатывает объемно-планировочные концепции развития местности. В задачи сотрудника входит подготовка презентаций, смет. После согласования проекта специалист контролирует процесс возведения здания либо общественного комплекса, вносит дополнения, проверяет соответствие качества материалов и работ, утвержденным в чертеже. Сотрудник должен участвовать в приемке готового сооружения, вынести оценку качеству работ.

Профессионально важные качества субъекта деятельности.

Личностные качества : умение работать в команде и иметь организаторские способности; ответственность, креативность и бдительность; чувство вкуса и гармонии; хорошая память и пунктуальность. усидчивость, внимательность, аккуратность, самостоятельность, инициативность, старательность. К профессионально важным качествам архитектора относятся: способность к конструированию и проектированию; навыки черчения; способность к цветовому восприятии развитое абстрактное мышление, чувство вкуса, гармонии и симметрии; развитые творческие и художественные способности, глазомер (линейный, угловой, объемный); способность концентрировать внимание, стрессоусойчивость, способность к созданию образа по словесному описанию и к переводу образа в словесное описание; интуитивное мышление, развитая зрительная и тактильная память; развитый эстетический и художественный вкус; способность к восприятию пространственного соотношения предметов.

Ручные средства труда, а также персональный компьютер с возможностью выхода в Интернет.

Основная деятельность архитектора связана с проектированием, созданием, оформлением зданий, что позволяет отнести ее по предмету труда к типу «Человек – Художественный образ».

Технологические операции и переходы

Разрабатывать архитектурные проекты на всех стадиях согласно основополагающим требованиям, нормативам и законодательству;

· • инициировать новаторские решения и осуществлять функции лидера в проектном процессе;

· • проводить всеобъемлющий анализ и оценку здания, комплекса зданий или фрагментов искусственной среды обитания;

· • грамотно представлять архитектурный замысел, идеи и проектные предложения, изучать, разрабатывать, формализовать и транслировать их в ходе совместной деятельности средствами устной и письменной речи, макетирования, ручной и компьютерной графики;

· • участвовать в согласовании и защите проектов в вышестоящих инстанциях, на публичных слушаниях и в органах экспертизы;

· • оказывать профессиональные услуги в разных организационных формах;

· • координировать взаимодействие специалистов смежных профессий в проектном процессе;

· • осуществлять авторский надзор за строительством проектных объектов.

Продукты (результаты деятельности)

выполнение проектной и проектно-строительной документации; проведение прикладных научных исследований (предпроектных, проектных, постпроектных); защита проектных материалов перед заказчиком и общественностью; координация деятельности специалистов и участников проектного процесса; администрировании проектной деятельности;

проведение оценки и экспертиз проектных решений и построенных объектов, в популяризации профессии архитектора

Источник

Основные копоненты будущей професии инженер

специалист в области арт-терапии

Содержание основных компонентов профессии инженер

Создание и усовершенствование технических приспособлений, отслеживание их результативного и бесперебойного функционирования

Специалисты данной профессии работают над проектами создания устройств, проводят испытательные работы, следят за их дальнейшей эксплуатацией. Знаковая система «Человек –техника» 1 ) грамотно организовать технологический процесс, для чего подобрать технологическое оборудование, сделать расчет, спланировать участок, отделение или весь производственный корпус;

2) в соответствии с технологической необходимостью разработать нестандартное оборудование – съемники, приспособления к существующему оборудованию и т.д. Для этого нужно владеть навыками работы со справочниками, принципами расчета на прочность и т.д. Нужно уметь моделировать, в т.ч. математически [пример – расчет троллейбуса в дипломе ];

3) управлять работой подчиненных, повышать их квалификацию;

4) организовать снабжение участка, изучать и внедрять новые нормативные документы, следить за документацией (листок учета ТО и ремонта, карты диагностирования) и т.д.

• аккуратность в работе;

• стремление к профессиональному совершенству;

• внимание к деталям;

• способность к образному представлению предметов, процессов и явлений;

• аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления; гибкость мышления;

• предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления;

• способность запоминать на длительный срок большие объемы информации;

• твердость руки, устойчивость кистей рук (низкий тремор);

• умение четко и кратко формулировать информацию;

• упорство; навыки черчения;

• склонность к исследовательской деятельности;

• склонность к работе с документацией;

• способность к конструированию и проектированию;

• умение предвидеть результат.

Профессионально важные качества:

Серьезные нарушения функций опорно-двигательного аппарата; плохие зрение и слух; нервные и психические заболевания.

• вещественные (орудийные) — ручные (авторучку), электрифицированные (персональный компьютер), измерительные приборы (линейку, штангенциркуль), средства связи;
• невещественные (функциональные) — практическое мышление, долговременную и кратковременную вербальную и образную память, объемное и распределенное внимание, воссоздающее воображение; речь; общую координацию движений тела; органы чувств — зрение, слух.

Конкретные формы труда инженера и профессиональные требования профессии зависят от того, к какой профессиональной группе он принадлежит. Условно можно выделить 4 такие группы: 1) конструктор (разрабатывает конструкцию прибора, оборудования и пр.); 2) технолог (разрабатывает сам процесс обработки изделия или продукта); 3) экономист (занимается экономическим анализом и планированием путей достижения определенных экономических результатов); 4) организатор труда (административно-хозяйственная деятельность) Специфика инженерного труда заключается в том, что инженер имеет дело не только с материальными объектами, но и с информацией о состоянии этих объектов. Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

Технологические операции и переходы

Главное в ежедневной деятельности инженера-технолога: контроль соблюдения последовательности и качества операций, сопровождающих процесс производства продуктов или товаров. Конкретное содержание деятельности инженера-технолога серьезно отличается в зависимости от места его работы (на производстве или в научно-исследовательской лаборатории, в производстве пищевых продуктов или промышленных товаров).

Продукты (результаты) труда

Инженер работает практически во всех отраслях народного хозяйства: на фабриках и заводах, на шахтах и стройках, в НИИ, в авиации, в военном деле, на транспорте и т.д. Он может занимать должности: мастера, ст. мастера, инженера, ст. инженера , руководителя предприятия, начальника смены, отдела, участка, лаборатории, ведущего инженера.

Источник

Читайте также:  Варианты своего бизнеса с небольшими вложениями с нуля
Оцените статью
Компоненты Содержание
Цель
Профессионально важные качества субъекта деятельности
Технологические операции и переходы
Продукты (результаты) деятельности