Модели бизнес-плана
Вы будете перенаправлены на Автор24
Цели бизнес-плана
При быстром развитии технологий, усложнении и многообразии предлагаемой продукции, сокращении ее жизненного цикла, появлении множества конкурентоспособных предприятий, повышении потребительских требований, увеличении объемов и скорости получения информации, а также новых знаний, хозяйствующие субъекты вынуждены искать методы для приспособления к новым условиям. Это является причиной повышения роли стратегии в деятельности компании.
Результаты практической деятельности показывают, что если у компании отсутствует сбалансированный и постоянно обновляемый бизнес-план, который воплощает в жизнь все намеченные цели, то это говорит о неэффективности системы управления фирмой и отрицательно сказывается на возможностях привлечения заемных финансовых ресурсах. И наоборот, при реальном, достоверном планировании обеспечивается определенная надежность финансирования компании, что является важным для ее успешной деятельности.
Помощь со студенческой работой на тему
Модели бизнес-плана
Бизнес-план – это программа текущей производственной или инвестиционной деятельности компании, которая включает методы сбыта, технико-технологические, финансово-экономические и организационные вопросы, полный анализ возможных проблем, риски и методы их преодоления, индикаторы деятельности.
Применение бизнес-плана обусловлено несколькими причинами:
- Разрабатывается концепция предпринимательской деятельности и ее стратегия;
- Оцениваются фактические результаты деятельности компании за определенный период времени;
- Привлекаются денежные средства;
- Оцениваются возможности предприятия при конкурентной борьбе на рынке;
- Осуществляется внутрифирменный контроль;
- Привлекаются партнеры, инвесторы и кредиторы к реализации проекта, разработанного компанией.
Главной целью бизнес-плана является обоснование коммерческой состоятельности решений управленческого характера, которые связаны с развитием компании.
Условиями коммерческой состоятельности бизнес-плана являются:
- Экономическая эффективность вкладываемых средств;
- Финансовая состоятельность всего проекта в целом.
Модели в бизнес-планировании
Модель представляет собой важнейший инструмент научного познания, образ объекта изучения или управления. Конструирование модели происходит таким образом, чтобы отражались все характеристики объекта, представляющие значимость для целей анализа. К примеру, чтобы спланировать деятельность предприятия обычно применяются экономико-математические модели, являющиеся абстракцией реальных процессов в компании.
Главная функция модели – это воспроизведение с необходимой точностью прогнозируемых параметров деятельности, которые представляют исследовательский интерес.
Деятельность предприятия можно охарактеризовать многими факторами. Особое значение придается фактору времени, который в случае компьютерного моделирования можно масштабировать. Чтобы осуществлять такое масштабирование, необходимо вводить такие интервалы времени, в которых все остальные параметры остаются прежними или же заменяются обобщенными величинами. С помощью этих двух процессов: расчета событий интервала и укрупнения единиц интервала времени можно спрогнозировать и рассчитать варианты управленческих действий. Отдельное сочетание параметров, которые соответствуют принятому временному интервалу, является характеристикой состояния системы. Из этого можно сделать вывод, что моделирование – это описание соотношений, которые преобразуют характеристики данного состояния системы.
Составление финансовой модели бизнес-плана
Финансовая модель бизнес-плана в общем смысле – это описание деятельности предприятия и его развития в денежном выражении. Такая модель описывает взаимосвязи финансовых потоков и процессов, характерных для организации.
Основными составляющими финансовой модели являются:
- Отчет о движении денежных средств, отражающий операционные, финансовые и инвестиционные потоки денежных средств;
- Бухгалтерский баланс;
- Отчет о прибылях и убытках.
Чтобы начать строить финансовую модель, следует в первую очередь составить список всех вариантов получения прибыли и отразить это в плане продаж по месяцам. Как только будет составлен прогноз продаж по всем направлениям можно переходить к оценке себестоимости продаж. В процессе работы модель можно корректировать и углублять.
Следующим шагом по разработке финансовой модели является планирование расходов. Для этого необходимо разделить расходы на переменные, зависящие от объема прибыли, и постоянные, не зависящие напрямую от выручки.
Переменными могут быть расходы по закупкам, оплате труда производственного персонала, оплате работ субподрядчиков, транспортным расходам и др.
Если из суммы доходов вычесть все переменные расходы, то получится валовая прибыль. Следует четко выделить данный показатель в финансовой модели, поскольку он является индикатором, отражающим ее эффективность.
Далее следует просчитать постоянные расходы, к ним могут относиться: административные расходы, хозяйственные, т.е. не относящиеся напрямую к продаже продукции.
Планирование расходов является важной частью финансовой модели, главное – это реалистичность и детализация всех прогнозов.
Разность валовой прибыли и постоянных расходов – это операционная прибыль. Данный показатель позволяет дать оценку операционной деятельности компании. соответственно, операционная прибыль должна быть положительной.
Собрав воедино все прогнозы по операционной, инвестиционной, а также финансовой деятельности компании можно составить прогнозный отчет по движению денежных средств. Данная часть модели позволяет спланировать поступление денежных средств, прояснить различные вопросы, относящиеся к деятельности фирмы.
Созданную финансовую модель необходимо использовать, особенно на первоначальных этапах, чтобы анализировать деятельность компании и сопоставлять планы с фактической ситуацией.
Источник
Как написать бизнес-план самостоятельно: пошаговая инструкция
Написать бизнес-план так, чтобы он был понятным, грамотным и с точными расчетами —для многих начинающих предпринимателей эта задача кажется невыполнимой. В статье мы доказываем, что составить бизнес-план можно и самостоятельно. Главное — знать из чего он состоит, какие должны быть в нем расчеты исходя из конкретной сферы бизнеса, учесть типичные ошибки и не повторить их.
На что обратить внимание при написании
К бизнес-планированию в предпринимательской среде неоднозначное отношение. Почему-то некоторые считают его напрасной тратой сил и времени, ведь «в реальности всё получится совсем по-другому». Бесспорно, жизнь внесёт коррективы в любой проект, и в процессе реализации он может измениться до неузнаваемости. И все же предварительная проработка проекта крайне важна. Вот почему:
- Работа над бизнес-планом структурирует информацию о проекте и в целом ваши мысли и идеи.
- Бизнес-план определяет последовательность и продолжительность этапов, что в дальнейшем упрощает контроль над проектом.
- Помогает как следует изучить свой будущий рынок и конкурентов, а значит — лучше продумать концепцию товара или услуги.
- Заставляет проанализировать риски и обдумать способы их снижения.
- Устанавливает целевые показатели проекта, а когда есть конкретная измеримая цель — её реальнее достичь.
Если вы готовите бизнес-план для себя, а не для банка или инвестора, то это не обязательно должен быть фолиант на 300 страниц. Достаточно тезисно осветить несколько основных разделов. Вот стандартные пункты, которые должны быть в любом бизнес-плане:
- Резюме или «выжимка» по проекту;
- Описание проекта и отрасли;
- Концепция продукта/услуги;
- Маркетинговый план или план продвижения;
- План производства/продаж;
- Штатное расписание;
- Финансовый план;
- Доходность и окупаемость проекта;
- Риски проекта.
Начать работу над бизнес-планом нужно со SWOT-анализа. Почитать о нем и получить больше полезной информации о тонкостях составления бизнес-плана можно здесь.
Если вам нужен бизнес-план для инвестора или, в особенности, для банка, может быть полезно нанять консультанта. Он поможет соблюсти требования по формату и расставить правильные акценты.
Основа любого бизнес-плана — это анализ рынка и финансовая модель.
О том, как проводить маркетинговое исследование, в сети есть много открытой информации. Самые распространенные ошибки, на которых многие «спотыкаются», — это отсутствие анализа конкурентов и завышение данных по рынку. Вводные о спросе и ценах — ключевые для анализа эффективности всего проекта. Поэтому, строя расчёты на некорректных данных, вы обманываете, в первую очередь, сами себя.
В каких источниках можно искать информацию? Во-первых, различные базы данных — Росстата, Федеральной таможенной службы, государственных и муниципальных закупок, а также профильные СМИ, сайты производителей, дистрибьюторов и т.д. И конечно, полевые исследования и опросы, в зависимости от масштаба и специфики проекта.
Результатом анализа рынка и конкурентов должны стать конкретные вводные для финансовой модели проекта: объем спроса, воронка продаж, продуктовая линейка и цены.
Как считать бизнес план?
Финансовая модель — это основа любого проекта. Она помогает перевести ваши планы на язык цифр, показывает, какие именно вводные и в какой степени будут влиять на прибыль по проекту, задает целевые KPI. Финансовая модель строится на базе всех тех данных, которые были собраны в процессе работы над предыдущими разделами бизнес-плана. Рынок, план продаж, штатное расписание, расходы, налоги. Результатом расчёта должен стать прогноз денежных потоков (cash flow) и доходов/расходов по проекту. Прогноз покажет, насколько проект интересен экономически, как быстро окупятся вложения и на какую прибыль вам можно рассчитывать.
Если цифры вас не устроят — это повод пересмотреть какие-то исходные параметры. Возможно, нужно попробовать обойтись меньшим числом сотрудников, или сменить локацию, или скорректировать сам продукт. Согласитесь, лучше вносить изменения заранее, а не по факту, когда будут потрачены деньги и время.
Самый простой, удобный и доступный инструмент для создания финансовой модели — это MS Excel. Но если у вас пока нет опыта финмоделирования, можно воспользоваться готовой программой, наподобие Альт-Инвест или Project Expert. В такую программу нужно будет только внести исходные данные, а все расчёты она сделает сама.
Как написать бизнес план: пошаговая инструкция
1. Резюме проекта (введение)
В вводной части нужно описать продукт (и в целом, сферу деятельности) и ситуацию на рынке, перечислить конкурентные преимущества и недостатки, кратко представить организационную структуру и распределение финансов (инвестиционных и собственных). Также можно обозначить рентабельность и ожидаемые показатели по объему и качеству работы. То есть здесь должен быть изложен в общих чертах ваш бизнес-план и желательно, чтобы он был максимально привлекателен.
2. Маркетинговая кампания
Здесь необходимо составить подробную стратегию продвижения. В нее входят: определение целевой аудитории, а также способов и стоимости привлечения клиентов, анализ рынка и конкуренции, выявление каналов продаж, обозначение этапов и сроков завоевания рынка. Важно написать ориентировочный план ваших продаж – это поможет представить возможные объемы выручки и доходов.
3. План производства товаров и услуг
Этот пункт описывает организацию производства и особенности инфраструктуры, производственные ресурсы, площади и оборудование. В нем расписывают процесс производства и методы контроля качества. Кроме того, тут нужно представить расчет вложений и амортизации. Производственный план дает возможность понять, с какой динамикой получится увеличить производство и как лучше выстроить логистику.
4. Организация рабочего процесса
Раздел посвящен организационной структуре предприятия. Тут вы пишете пошаговое руководство для всех сотрудников с указанием задач и сроков исполнения, а также распределяете полномочия и ответственность для каждого. Выстраиваете систему контроля и расписываете ожидаемые результаты от работы.
5. Описание товара/услуги
Это нужно для того, чтобы четко понимать, какой товар/услугу вы выпускаете и ориентировочно представить, как выглядят ваши потенциальные клиенты, создать картину целевой аудитории. Перед этим важно проанализировать рынок, чтобы точно знать, что вы будете поставлять уникальный товар/услугу или же будете выгодно выделяться среди конкурентов. Тут необходимо точно обозначить: чем же вы будете лучше остальных и почему клиент захочет выбрать именно вас? Очевидно, что успех в бизнесе подразумевает вашу конкурентоспособность.
6. Финансовый план
В этом разделе должна быть представлена смета с детальными расчетами себестоимости продукта или услуги, а также прибыли и убытков. Это такое доскональное планирование бюджета предприятия. Кроме того, в нем нужно оценить затраты: единовременные – на помещение и оборудование, периодические – на зарплату, аренду и иные платежи, сырье и т.д. Здесь же указывается период инвестирования (примерный), точка безубыточности и точка окупаемости.
7. Перспективы развития и прогноз рисков
Важная часть – прогнозирование результатов. Исходя из предыдущих пунктов и денежных показателей, нужно дать оценку вашему бизнесу. Сюда входит и прогноз движения финансов, и прогноз рисков. Объективный взгляд на то, каким будет проект в реальности – поможет исправить недочеты. Еще немаловажно заранее подготовить и написать способы минимизации рисков.
Типичные ошибки при составлении бизнес плана
Напоследок приведем несколько самых частых недочётов, которые встречаются в бизнес-планах. Будет полезно учесть их при работе над вашим документом, особенно если вы собираетесь отослать его потенциальным партнерам или инвесторам:
- Небрежность в оформлении. Неряшливо оформленный документ сразу же портит впечатление и о проекте, и о его инициаторе. Шрифт, абзацы, отступы, выравнивание текста, заголовки, подписи к таблицам и рисункам — все это «упаковка» для ваших идей, и она должна выглядеть профессионально.
- Слишком специфичная терминология. Обязательно включите в бизнес-план словарь используемых профессиональных терминов, без которых никак не обойтись. Но постарайтесь избегать их чрезмерного употребления.
- Перегруженность информацией. Пишите по возможности кратно и ёмко, и только о важных для понимания проекта вещах, чтобы не рассеивать внимание читающего. Детали и подробности лучше вынести в приложения.
- Много «воды». Хуже всего, если бизнес-план перегружают пустой информацией для объема и «солидности». Делать так категорически нельзя. Инвесторы ценят своё время и просто не станут тратить его на такой проект.
- Неподтвержденные или завышенные данные по рынку. Старайтесь опираться на проверенные источники информации и обязательно указывайте их в тексте бизнес-плана. Критически оценивайте собственные прогнозы, всегда обосновывайте их.
- Ошибки в расчётах. Обязательно перепроверяйте свои расчёты, а еще лучше — покажите знакомому финансисту с незамыленным взглядом. Один ум хорошо, а два, как известно, лучше.
Итак, бизнес-план будет полезен для разработки проекта любого масштаба. Он позволит превратить вашу идею в реальные цели и заранее оценить возможные риски. Удачи в планировании и реализации!
Источник