Публичная защита своей педагогической деятельности

Публичная презентация и защита педагогической деятельности воспитателя

Елена Баркалова
Публичная презентация и защита педагогической деятельности воспитателя

Публичная презентация и защита педагогической деятельности Баркаловой Елены Николаевны – воспитателя высшей квалификационной категории МБДОУ № 84 «Снегурочка» г. Улан-Удэ. 2012 год

Осознание себя частью культуры того народа, среди которого родился и живешь, во все времена было важным и значимым. Издавна взрослые приучали своих детей уважать и ценить народное творчество, традиции, обычаи. Дети с малолетства учились от своих бабушек и дедушек, а также и родителей, выражать свои мысли и чувства посредством поговорок, пословиц, песен, потешек и танцев. Посредством доступных для детей форм и методов, во все века развивались любовь и уважение к родному краю, к простым вещам быта, к творческому наследию своего народа. Сейчас, в эпоху мультикультурности и глобализации, причастность детей к своей большой и малой родине, понимание самых разных процессов, имевших место в прошлом, и сохранившихся по сей день, представляется особенно важным. Чтобы не потерять себя во всем многообразии современной жизни, детям нужна опора на свои культурные и национальные корни. Поэтому тема разработанной мной программы «Приобщение детей к истокам русской культуры» проходит через всю мою педагогическую деятельность.

Педагогическая концепция моей программы – создание таких условий среды, при которых у детей можно было бы развивать художественно-творческие способности посредством народной культуры. Идея концепции продиктована вышеизложенными объективными факторами, которые происходят в настоящее время во всем мире. Это дает основания говорить о важности и своевременности программы.

Педагогическая практика показывает, что выбранная мной проектно-исследовательская деятельностьсовместно с игровой объединяет в себе свойства как минимум пяти направлений: исследовательского, игрового, практико-ориентированного, интеграционного и воспитательного. Поэтому для реализации программы применялись игры разного типа, теоретические и практические занятия, беседы, прогулки, творческие задания, развлекательная деятельность, чтение.

Помня об особенностях развития детей на каждом возрастном этапе, я ставила определенные цели и задачи для формирования в каждой группе представлений о культурном наследии народа. Приобщая детей к богатым народным традициям, в своей программе я опиралась на формирование у детей эмоционально-окрашенного чувства их причастности к прошлому своего народа. Для этого была создана особая среда, в которой дети могли бы непосредственно с ним соприкоснуться. Таким образом, сама среда, организованная не как музей, а как особый самобытный мир, помогала детям ощутить себя частью культуры большого народа.

Кроме специально организованной среды в виде русской избы, приобщение детей к народной культуре достигалось посредством занятий. Они проводились в первую половину дня и строились с учетом наглядно-действенного, наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира.

Для непосредственного и творческого понимания народной культуры детьми, знакомила их с народными играми, потешками, загадками. Развлекательная деятельность также состояла из конкурсов, народных гуляний и чаепитий в традициях русского народа. Воспитательно-образовательная работа с детьми проводилась, в том числе, и на прогулках.

Для лучшего понимания детьми всего разнообразия русской культуры, знакомила их с прикладным творчеством. Для чего в убранство русской избы были помещены образцы работ таких декоративно-прикладных промыслов,как: Гжель, Городец, Хохлома, Дымковская игрушка.

Чтобы творчество русского народа предстало перед детьми в живом и непосредственном образе, в игры и занятия были введены два персонажа – Хозяйка и Домовенок Кузя.

В задачу Хозяйки входило знакомство детей с особенностями народной речи (пословицы, поговорки, национальными обычаями и традициями, с народным искусством. Ее появление перед детьми в традиционной одежде русских крестьян – обыденной и праздничной, позволяло детям увидеть воочию, как одевались в старину, как вели себя в разных ситуациях, что говорили.

Читайте также:  Готовый бизнес своя автостоянка

В задачу Домовенка Кузи входило привлечение детского внимания к народным играм и такому творчеству,как: потешки, частушки, загадки, игры. Этот персонаж был более близок детям, и они с интересом и удовольствием подражали ему. Наряду с детьми он был активным участником народных игр и забав. Именно этот персонаж играл решающую роль в воздействии на детей, поскольку использовал игровые приемы, и помогал организовать детей.

Стараясь приобщать детей к народной культуре не только в теории, я проводила с ними практические занятия по освоению разных умений. Например, мы выпекали из теста традиционные угощения, мастерили кормушки для птиц, вязали крючком, лепили и рисовали, используя мотивы народных промыслов.

Русское народное творчество богато и разнообразно. Поэтому, разрабатывая свою программу, я исходила из гипотезы о том, что процесс приобщения детей к народной культуре родного края нужно осуществлять систематично, используя материал, доступный детям дошкольного возраста. О том, что в процессе приобщения детей к народной культуре большое значение имеет взаимопонимание и сотрудничество воспитателя и родителей, которые совместно будут обогащать знания детей о своих корнях.

Чтобы моя работа с детьми была эффективной, была поставлена цель – воспитать в детях любовь к Родине, ее традициям и искусству через средство приобщения к истокам русской народной культуры.Для ее достижения необходимо было решить следующие задачи:

1. Обогатить и закрепить знания детей о родном крае.

2. Сформировать у детей начальное представление об устном народном творчестве и о быте русского народа.

3. Апробировать педагогические условия развития художественно-творческих способностей детей 5-7 лет посредством русской народной культуры.

Объектом моего исследования выступало приобщение дошкольников к русской народной культуре.

Предметом исследования являлся процесс развития в детях осознанного понимания традиций, обычаев, творчества и быта русского народа с помощью поэтапного ознакомления детей с элементами народной культуры.

Разработанная программа обладает рядом важных характеристик:

• концептуальность (опирается на стройную систему философских и психолого-педагогических взглядов и обоснований, на принципы педагогики свободного воспитания и педагогики сотрудничества);

• системность (представляет собой целостную последовательность дидактических приемов и операций);

воспроизводимость (может найти применение на любых этапах воспитательно-образовательного процесса);

• универсальность (может адаптироваться к особенностям культур разных народов).

Для реализации цели программы, мое внимание было направлено на познавательное, речевое, художественно-эстетическое, нравственное и эмоциональное развитие детей. Для чего проводились комплексные занятия, которые, кроме прочего, способствовали и социальному развитию детей.

По характеру контактов между мною и детьми применялись:

• индивидуальные (проводила беседы с ребенком, вместе с ним обсуждая его работы, оценивая достижения, давая советы и рекомендации)

• групповые (вместе со всеми детьми читали и слушали былины и легенды, рассматривали иллюстрации, устраивали выставки и народные гуляния, играли, пели и танцевали)

Таким образом, соединённые воедино проектно-исследовательская и игровая технологии предполагали использование при осуществлении воспитательно-образовательного процесса принципов личностно-ориентированного подхода.

В своей работе я руководствовалась несколькими принципами:

1. Принцип гуманизации воспитательной работы с детьми был направлен на формирование у детей таких качеств, как свобода и достоинство с развитием в них любви к семье и родному краю. Под влиянием этих общечеловеческих ценностей, старалась развивать в детях толерантность.

2. Принцип ненасилия позволил мне проводить воспитательно-образовательный процесс с учетом развития детей дошкольного возраста, понимания ими тех или иных вещей, ситуаций, характеров. Давая возможность детям эмоционально осмыслить предложенный материал, развивала в них способности принимать и понимать по-доброму других людей, воспринимать природу и всё живое.

Читайте также:  Бизнес парикмахерская свое помещение

3. Принцип интеграции всей педагогической работы с детьми на основе их социализации через призму русской национальной культуры, был взят мною за основу целостного восприятия мира.

4. Принцип целостности педагогического процесса обеспечил единство воспитания, обучения и развития.

5. Принцип полноты, предусматривающий вхождение детей во все доступные миры (от мира семьи до мира Родины) сделал процесс понимания и познания детьми национальной культуры, более осознанным и понятным.

6. Принцип единства мировой и национальной культуры как системообразующее условие приобщения детей к искусству позволил познакомить детей как с народным искусством, так и с отдельными шедеврами авторской культуры.

7. Принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей сделал возможным более полное понимание детьми того, что народные традиции и обычаи не являются чем-то оставшимся в прошлом, а живут и по сей день среди их родителей, бабушек и дедушек. И задача детей, в свою очередь, быть хранителями и продолжателями народной культуры.

8. Принцип позитивного взаимодействия с различными культурно-просветительными учреждениями показал детям истинные образцы народной культуры в виде предметов прикладного творчества, театральных постановок, развлекательных мероприятий.

Что касается временных рамок реализации поставленной цели, исходя из моего опыта работы, могу утверждать, что дети наиболее полно и гармонично воспринимают народную культуру, если проводить с ними занятия, начиная со среднего дошкольного возраста. Это показывают результаты входной, промежуточной и итоговой диагностик. Оценку моей педагогической деятельности,а также понимание и накопление детьми знаний о культуре русского народа я извлекала из следующих механизмов оценки:

1. Контроль знаний детей

2. Опросы и беседы

3. Оценка результатов через общение с родителями

4. Успешность проводимых мероприятий

5. Тестирование и анализ

6. Общий эмоциональный настрой детей

Такая организация педагогического процесса помогла достичь ребятам моих групп достаточно высоких результатов. Это доказывают диагностика уровня развития детей, отзывы родителей и поведение самих детей, которые с радостью включаются в предложенные виды деятельности, с любопытством и интересом воспринимают новые знания, вникают в процесс освоения новых навыков и умений.

При проведении итоговой диагностики по проблеме Приобщения детей к истокам русской

народной культуры, выявлено, что у детей на конец года значительно улучшились знания по таким разделам,как: «Теоретические знания» (сказки, русские костюмы, народные игры, народно-прикладное искусство, «Практические знания» (использование знаний – рисование, декоративное рисование, лепка, аппликация).

Повседневный словарь детей обогатился словесными конструкциями русской народной речи и их общее речевое развитие возросло.

Многие из них стали активными участниками конкурсов художественной самодеятельности, научившись не бояться выступлений на публике, свободно проявлять свои знания, способности и умения. Таким образом, их социально-познавательное развитие перешло на качественно новый уровень.

Благодаря знакомству детей с образцами разной творческой деятельности русского народа, художественно-эстетическое развитие детей достигло более высокого уровня по сравнению с начальным этапом.

«Теоретические знания» повысились на 87%; «Практические знания» на 90%, умения детей при использовании фольклора в повседневной жизни возросли на 75%.

Диагностика уровня развития детей показала,что программные требования по разделам программы выполнены: речевое развитие на 78%; социально-познавательное на 81%;

художественно-эстетическое на 72%.

Моя педагогическая практика убеждает, что посредством разработанной мною программы, направленной на поэтапное и разностороннее формирование у детей любви к Родине, ее традициям и искусству через средство приобщения к истокам русской народной культуры, можно на высоком уровне развивать в детях речь, художественно-эстетический вкус, желание творить, толерантность и понимание культуры других народов.

Читайте также:  Идеи рекламы для развития бизнеса

Сочетание разных видов деятельности дает возможность всем без исключения детям проявить себя в том или ином занятии. Позволяет каждому из них прикоснуться к той частице народной культуры, которая наиболее ценна и понятна для него.

Считаю, что выбранные мною методы достижения поставленной цели помогли образовательному, воспитательному и социальному процессам, и с успехом могут применяться педагогами других дошкольных учреждений. Важно лишь то, чтобы весь этот процесс был окрашен положительными эмоциями и целиком отвечал потребностям активной детской натуры.

Источник

Публичная защита результатов педагогической деятельности

В презентации представлена публичная защита моей педагогической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Публичная защита результатов педагогической деятельности»

Конкурс «Лучший учитель – 2020» Публичная презентация результатов педагогической деятельности учителя физики МАОУ «Хоринская СОШ № 2» Сутуриной Веры Степановны

Я с уверенностью могу сказать, что не ошиблась в выборе профессии!

  • Год рождения: 1983
  • Образование: высшее, БГУ, ФТФ
  • Место работы: МАОУ «Хоринская общеобразовательная школа № 2»
  • Педагогический стаж: 14 лет
  • Квалификационная категория: высшая

«Современные технологии + творческая деятельность + сотрудничество» – это формула успешности ученика!

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

Развитие интеллектуальных способностей обучающихся

Развитие самостоятельности обучающихся

Ориентация на формирование проектных компетенций

Формирование круга познавательных интересов

Формирование метапредметных компетенций

Вариативность педагогических технологий

Деятельностный аспект личного вклада

1.«Возможности сетевых образовательных событий в формировании современных компетенций у педагогов и учащихся» — 18 ч.

2. «Методика решения заданий ЕГЭ по физике повышенного и высокого уровня сложности» — 40 ч;

3. Сертификат онлайн-конференции «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» — 4 ч.

4. «Основы персонализированной модели образования» , 1 этап (Точка роста) – 16 ч.

5. «Основы персонализированной модели образования» , 2 этап (Точка роста) – 16 ч.

6. «Основы персонализированной модели образования» , 3 этап (Точка роста) – 20 ч.

7. «Основы персонализированной модели образования» , 4 этап (Точка роста) – 16 ч.

8. «Основы персонализированной модели образования» , 5 этап (Точка роста) – 8 ч.

9. Сертификат об участии в работе II Всероссийского Форума Центров «Точка роста» «Вектор трансформации образования общеобразовательных организаций сельских территорий и малых городов».

Результативность профессиональной педагогической деятельности

  • 2017 г. Благодарственное письмо за активную деятельность в общественной жизни Хоринского района и помощь в организации проведения бурятского национального танца в рамках районного праздника «Сагаалган-2017» (начальник МКУ упрапвление культуры МО «Хоринский район» Э.А. Жамсаранов)
  • 2017 г . Благодарность за подготовку команды-призёра в районном интеллектуальном соревновании «Мудрик-2017» (осень-зима) среди 5-9 классов (начальник МКУ «Хоринское управление образования» Д.Д. Батуева)
  • 2018 г. Благодарственное письмо Администрации и Совета депутатов МО «Хоринский район» за активное участие в избирательной кампании и проведении выборов Президента РФ. (Глава МО «Хоринский район» Ю.Ц. Ширабдоржиев).
  • 2018 г. Благодарственное письмо Новосибирского Государственного Университета за успешную подготовку ученика Цыремпилова Санжи по предмету физика. (Директор СУНЦ НГУ, профессор , д.ф.-м.н. Яворский Н.И.)
  • 2018 г. Почётная грамота Администрации МО «Хоринский район» за добросовестный труд, большой вклад в практическую подготовку учащихся. (Глава МО «Хоринский район» Ю.Ц. Ширабдоржиев).
  • 2018 г. Грамота за творческий подход и активное участие в деятельности методического объединения классных руководителей. (Директор ХСОШ №2 Бадарханова Л.Е.)
  • 2019 г. Благодарность за профессионализм, трудолюбие и верность профессии. (Администрация образовательного портала «Продлёнка» Ковалёва Л.А.)
  • 2020 г. Благодарность Министерства образования и науки РБ за вклад в развитие интеллектуально-творческого потенциала молодёжи, за профессионализм, кропотливый труд и целеустремлённость. (Министр образования и науки РБ Б.Б. Жалсанов)

Результативность профессиональной педагогической деятельности

Участие в профессиональных конкурсах

Транслируемость практических достижений

Источник

Оцените статью