Психолого педагогические умения свою профессиональную деятельность

Педагогическая психология: конспект лекций.

5.6. Педагогические умения.

Педагогические умения представляют собой совокупность различных действия учителя, посредством которых осуществляется его деятельность. Умения в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя и свидетельствуют о его профессиональной компетенции. В наиболее полной мере педагогические умения представлены в исследованиях А. К. Марковой. Она выделяет четыре основных вида умений, включающие в общей сложности девять групп.[44]

Первый вид умений– психолого-педагогические. Их центральной составляющей является умение учителя работать в изменяющихся педагогических ситуациях, учитывая индивидуально-психологические особенности учащихся и заботясь об их психическом развитии. Психолого-педагогические умения можно разделить на три группы:

1) умения поставить педагогическую задачу и при ее постановке ориентироваться на ученика как на активно развивающегося соучастника образовательного процесса, имеющего собственные мотивы и цели; изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию, принимать педагогические решения в условиях неопределенности, гибко перестраивать педагогические цели и задачи по мере изменения педагогической ситуации, предвидеть близкие и отдаленные результаты решения педагогических задач;

2) умения, связанные с самим процессом обучения, с ответами на вопросы, чему, кого и как учить. На вопрос «чему учить» отвечают умения работать с содержанием учебного материала, выделять ключевые идеи преподаваемого предмета, обновлять учебный предмет, интерпретировать связанную с предметом информацию из СМИ, устанавливать межпредметные связи, формировать у школьников общеучебные умения и навыки. На вопрос «кого учить» отвечают умения изучать психические функции учащихся и характеристики их обученности и воспитанности, видеть реальные учебные возможности школьников, различать их успеваемость и личностные качества, выявлять не только наличный уровень развития, но и зону ближайшего развития, предвидеть возможные затруднения учащихся, исходить из мотивации самих учащихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, формировать у школьников отсутствующие у них уровни деятельности, расширять возможности их самостоятельной работы, работать как со слабыми, так и с одаренными детьми, строя для них индивидуальные программы. На вопрос «как учить» отвечают умения применять оптимальные сочетания приемов и форм обучения и воспитания, сравнивать и обобщать педагогические ситуации, применять дифференцированный и индивидуальный подходы к учащимся, находить разные способы решения типичных педагогических задач и т. д.;

3) умения использовать психолого-педагогические знания и последнюю информацию по психологии и педагогике, передовой педагогический опыт, фиксировать процесс и результаты своего труда, соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе, видеть сильные и слабые стороны своего труда, формировать и оценивать свой индивидуальный стиль, анализировать и обобщать свой опыт, соотносить его с опытом других учителей, строить планы развития и совершенствования своей педагогической деятельности.

Второй вид умений – коммуникативные. (Здесь и далее в каждый вид включаются по две группы умений, представляющие собой последовательные уровни их развития – от низкого к высокому.) Коммуникативные умения связаны с созданием атмосферы психологической безопасности для другого человека и обеспечением условий для самореализации его личности. В реализации коммуникативных умений большую роль играют педагогический такт учителя, его позиция как партнера по общению. В общей нумерации групп педагогических умений коммуникативные умения представлены четвертой и пятой группами:

Читайте также:  Как открыть личный кабинет ифнс для организации

4) умения ставить коммуникативные задачи, создавать условия психологической безопасности и реализации внутренних резервов партнера по общению;

5) умения, способствующие достижению высоких уровней общения. К ним относятся умения понять позицию другого, проявить интерес к его личности, интерпретировать его внутреннее состояние по нюансам поведения, владеть средствами невербального общения, создать обстановку доверительности и терпимости, использовать преимущественно организующие, а не дисциплинирующие и оценивающие воздействия, использовать демократический стиль руководства, быть готовым поблагодарить ученика и при необходимости извиниться перед ним, поддерживать равное отношение ко всем детям, с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической ситуации, отказаться от корпоративного стереотипа «Учитель всегда прав», создавать условия для появления у ученика желаемых качеств, не бояться обратной связи с учениками.

Третий вид умений – самонаправленные. Данные умения необходимы для самореализации, самовыражения и развития личности самого учителя. Они напрямую отражают соответствие учителя требованию постоянного роста и совершенствования. В общей классификации это шестая и седьмая группы:

6) умения удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии и способного противостоять трудностям, реализовывать и развивать свои педагогические способности, управлять своими эмоциональными состояниями, придавая им конструктивный, а не разрушительный характер, воспринимать свои позитивные возможности, овладевать эталонами труда (педагогическим мастерством), осуществлять творческий поиск;

7) умения осознавать перспективы своего профессионального развития, определять особенности своего индивидуального стиля, укреплять свои сильные стороны и устранять слабые, использовать компенсаторные возможности своих способностей, быть открытым поиску нового, переходить от уровня мастерства к собственно творческому, новаторскому уровню.

Четвертый вид умений – диагностико-прогностические. Они необходимы учителю для составления верного представления об учащихся, причем не только в настоящее время, но и представления о том, что из них может получиться в будущем. В этот вид умений входят восьмая и девятая группы:

8) умения определять знания учащихся в начале и конце учебного года, определять сформированность их деятельности, умений и навыков, выявлять отдельные показатели обучаемости (активность, ориентировку, объем необходимой помощи), определять причины отставания и осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход, стимулировать учащихся к самообучению и непрерывному образованию;

9) умения оценивать состояние воспитанности и воспитуемости школьников, распознавать по поведению учащихся их нравственные нормы и убеждения, которыми они руководствуются, видеть личность ученика в целом во взаимосвязи того, что он говорит, думает и делает, создавать условия для развития необходимых личностных качеств у отдельных учеников.

Педагогические умения соответствуют разным позициям, социальным ролям учителя. В педагогической деятельности учитель выступает как носитель информации, предметник, методист, исследователь, организатор, партнер по общению. Те умения, которыми владеет педагог, раскрывают наблюдателю как саму личность учителя, так и особенности его деятельности и взаимодействия с учащимися. Среди них есть умения, входящие в состав сразу нескольких способностей, и каждая способность, в свою очередь, определяет развитие не одного, а нескольких умений.

Источник

Психолого-педагогическое мастерство учителя

В статье рассматриваются психолого-педагогические компетентности современного учителя.

Читайте также:  Как открыть представительство зарубежной компании

Даются рекомендации по организации образовательного процесса с учетом психологии восприятия и усвоение учебного материала учащимися.

Скачать:

Вложение Размер
psihologo-pedagogicheskoe_masterstvo_uchitelya.docx 26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое мастерство учителя

Педагогическое мастерство учителя основано на умении и знании воспитательного процесса, умении его построить, привести в движение. Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии системной целенаправленной работы над собой. Оно формируется в процессе практической деятельности.

Необходимой составляющей профессионализма учителя является его профессиональная компетентность.

Основными показателями профессиональной компетентности учителя являются:

— специально-профессиональные знания, их соответствие объему, структуре, характеру, требованиям профессиональности на современном уровне развития науки, техники, культуры;

— психолого-педагогические знания — это сведения из педагогики и психологии о сущности труда учителя, об особенностях педагогической деятельности и общения, личности учителя, о психологическом развитии учащихся, их возрастных особенностях и др.;

— психолого-педагогические умения — способность психологически грамотно осуществлять воздействие на учащихся с целью достижения определенного педагогического результата, реализации знаний.

Поговорим о психолого-педагогической подготовленности учителя, которая заключается в знании методологических основ педагогики; закономерностей социализации и развития личности; законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества. Уровень профессиональной успешности учителя во многом зависит от его умения ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, от знаний возрастных особенностей и возможностей ребенка, которые позволяют получить наивысшие результаты обучения.

Учебная деятельность, прежде всего, познавательная деятельность. Это восприятие окружающего мира. Существуют определенные психофизиологические закономерности восприятия, усвоения и запоминания информации. Необходимым условием успешного педагогического воздействия является психологический контакт с ребенком, отсутствие психологических барьеров. Такой контакт предполагает учет личностных особенностей учащегося: его направленности, мотивов поведения, отношений, интересов, возрастных и индивидуально-личностных особенностей. Установление эмоциональной близости возможно на основе знания и понимания его эмоционального состояния.

Законы психологического и личностного развития ребенка требуют создания оптимальных психологических и педагогических условий, обеспечивающих полноценное проживание им каждого возрастного периода, способствующих реализации его индивидуального позитивного потенциала. Любая из ситуаций, возникающих на уроке, становится «социальной ситуацией развития ребенка», суть которой заключается в эмоциональном переживании учащимся того, что и как с ним сейчас происходит.

Тот или иной возрастной период является сенситивным (благоприятным) для развития определенных психических функций и свойств, психологических качеств личности. Такие психологические образования служат базой для последующего развития психики.

Учение – это работа мышления. Поэтому результаты учения зависят от согласованного действия психических процессов и психических свойств ребенка. Активизируя их, педагог может добиться хороших результатов. Накопленные научные данные позволяют понять, как развивается ребенка, что с ним происходит от младенчества до зрелости. Если не учитывать возрастные особенности учащихся, то мы не получим планируемые результаты обучения.

В процессе обучения, мы, прежде всего, обращаемся к органам чувств которые являются его «окнами в мир». К. Д. Ушинского писал, «что педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться, чтобы как можно больше органов чувств детей — глаз, ухо, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус — приняли участие в акте запоминания».

Психолого-педагогические условия, развивающие интерес к изучаемому предмету:

1. Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.

2. Разнообразный учебный труд. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.

3. Понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета и отдельных его разделов.

4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

5. Обучение должно быть трудным, но посильным. Слишком трудный и слишком легкий материал не вызывает интереса.

6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе и им самим), тем интереснее ему работать.

Правильная организация учебной деятельности школьников требует разработки и применения на уроке психолого-педагогических средств активизации обучения: формирование положительной мотивации учения, использование системы вопросов и заданий, стимулирующих активную умственную деятельность и вызывающих интерес учащихся. Практика показывает, что более 80 % вопросов требуют от учеников только механического воспроизведения выученного.

Вопросы, стимулирующие мыслительную активность:

  1. вопросы, в которых сталкиваются противоречия между старыми, сложившимися в житейском опыте представлениями и новыми знаниями;
  2. вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это сходство и различие, тем интереснее его обнаружить;
  3. установление причинно-следственных связей;
  4. выбор, основанный на сопоставлении друг с другом разных вариантов;
  5. вопросы, в которых предлагается подтвердить собственными примерами исследуемые закономерности.

Б. Г. Ананьев подчеркивал, что учитель ставит учеников в такие ситуации и условия, когда интеллект их активизируется, чувства приобретают стенический характер, воля мобилизуется.

На занятиях необходимо создать условия для развития исследовательской направленности интеллектуальной активности учащихся. С этой целью можно использовать активные методы обучения:

  1. обсуждение рефератов;
  2. защита ученических проектов;
  3. деловые игры;
  4. проблемные беседы (дискуссии);
  5. викторины;
  6. «мозговой штурм» предлагаемых учителем проблем или вопросов;
  7. использование компьютеров и пр.

Активизация учебной деятельности состоит в управлении мотивацией и психических процессов учения. В основе познавательного мотива лежит потребность в познании — переживание состояния необходимости в новых знаниях, на новом уровне понимания окружающих явлений, событий и себя самого.

Мотивация – это побудительная сила, движущая ученика к цели обучения. Для формирования такой мотивации необходимо:

  1. Создавать четкие целевые установки. Учащиеся должны понимать цели своего учения.
  2. Отбирать учебный материал в соответствии с познавательными требованиями учащихся.
  3. Обеспечивать четкую профессиональную направленность содержания материала.
  4. Обеспечивать оптимальный уровень требований по каждой дисциплине в соответствии с ее значимостью.

Педагог должен создавать в классе атмосферу любви, взаимного уважения. Поддержанные и поощряемые учителем правильные действия, советы, способствуют переживаемому успеху, закрепляют полученные знания и действия, создают благоприятные условия для дальнейшего обучения: успех порождает успех, неудача ведет к неудаче. Но только тот успех приносит настоящую радость, который достается напряженным трудом. Опытный педагог прислушивается к настроению учащихся, умеет организовать занятия таким образом, чтобы тема урока приобрела личностный смысл для каждого, и каждый ученик почувствовал себя равноправным участником познавательного процесса.

Источник

Читайте также:  Бизнес идеи для чпу фрезера
Оцените статью