Прямые инструменты государственного регулирования иностранных инвестиций

Средства государственного регулирования иностранных инвестиций.

Многие страны мира применяют различные ограниче­ния на зарубежные инвестиции, прежде всего прямые.

Причины введения ограничений:

-опасения стран по поводу установления излишне высокого зару­бежного контроля над национальной экономикой;

-опасения потери части национального достояния;

-стремление содействовать участию местных жителей в руковод­стве компаний, содействовать росту их занятости;

-желание контролировать приток технологий и управленческого опыта с точки зрения их тщательного отбора с учетом качества. Средства государственного регулирования притока зарубежных ин­вестиций условно делят на две группы:

-прямые, или формальные, средства;

-скрытые, или неформальные, средства.

Кпрямым, или формальным, относятся средства, регулирующие при­ток зарубежных инвестиций на основе законодательных норм и правил.

Прямые ограничения делят на абсолютные и отно­сительные ограничения. Абсолютные ограничения включают в себя определение максималь­ной доли иностранной собственности или контроля над деятельностью компании (т.е. процентные ограничения на долю в уставном капитале) или в отдельных отраслях (процентные ограничения на долю в объеме активов в той или иной отрасли).Примеры относительных ограничений: требования в отношении най­ма местной рабочей силы, проведения внутрифирменных исследований в принимающей стране, передачи торговой марки материнской компа­нии и др.

Скрытые, или неформальные, государственные ограничения на при­ток зарубежных инвестиций представляют собой барье­ры, связанные со спецификой административных процедур, жесткой институциональной структурой принимающих стран, с деятельностью политических и социально-культурных организаций.

Конкретным примером неформальных барьеров и их роли является система перекрестных инвестиций. Для данной системы характерно совместное владение собственностью фирм, входящих в одну предпринимательскую группу на основе систе­мы участия и/или обмена должностными лицами и директорами.

Рассматриваются средства государственного регулирования допус­ка инвестиций с точки зрения хронологии осуществления капиталовложений. В соответствии с этой классификацией все средства делят на четыре группы:

-средства регулирования на стадии допуска — разрешение и ли­цензирование для всех фирм. Простым, но существенным источником задержки выдачи разре­шения на вложение иностранных капиталов является соответствие ин­вестиционного проекта различным требованиям, которые выдвигают правительственные органы — торговый регистр, регистр компаний, на­логовые власти, статистические органы. Как правило, отсутствие ин­формации у зарубежного инвестора о специфике подобных требований является серьезным неформальным барьером.

-средства регулирования на стадии вложения — специфические или отраслевые разрешения, необходимые фирмам в отдельных отраслях. Правительство принимающей страны может потребовать дополнитель­ную оценку инвестиционного проекта для отдельных отраслей — туриз­ма, горнодобычи, рыбного хозяйства, инфраструктуры, сельского хо­зяйства;

-отбор проектов с иностранными инвестициями и возможность ис­пользовать земельные ресурсы для ведения предпринимательской дея­тельности. В этих случаях дополнительные издержки иностранного ин­вестора связаны с покупкой или сдачей в аренду земли, проведением строительных работ;

-на стадии деятельности — лицензирование и иные требования, необходимые для функционирования фирмы. При осуществлении пред­принимательской деятельности компании сталкиваются с необходимо­стью установления взаимоотношений с правительственными органами. Это — наличие типичных правил и контроля во внешней торговле, ва­лютного контроля, охрана труда и социальная безопасность.

В некоторых странах необходимы импортные лицензии, даже если правительство отменило их в рамках общей внешнеторговой реформы.

Источник

Методы государственного регулирования иностранных инвестиций

Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной оживленной экономике.

Государственным регулированием инвестиционной деятельности являются определенные законодательством формы и методы экономического и административного характера, которые используются органами управления для осуществления инвестиционной политики, которая обеспечивает государственные задачи социально — экономического развития страны и её отдельных регионов, а так же повышает эффективность инвестиций, обеспечивает безопасные условия для вложений в различные инвестиционные проекты.

Инвестиционная деятельность в России регулируется системой специальных нормативных актов, а так же общим государственным законодательством. Огромное значение имеют такие законы, как Конституция РФ, гражданский и налоговый кодекс, закон об акционерных обществах, о приватизации, о собственности, о внешнеэкономической деятельности, о валютном регулировании, о тарифном контроле и другие.

В нашей стране приняты и другие постановления, нормативные акты, которые регулируют инвестиционную деятельность. К ним можно отнести закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99г.

Этот закон определяет правовые, социальные и экономические условия инвестиционной деятельности, объекты и субъекты её, а так же предусматривает защиту прав, имущества и интересов субъектов инвестиционной деятельности независимо от форм собственности.

Так же существует ряд постановлений Правительства РФ, целью которых является повышение роли государственной инвестиционной и структурной политики, стимулирование процесса привлечения внебюджетных инвестиций в производство, создание условий для дальнейшего развития инициативы частных инвесторов по реализации высокоэффективных инвестиционных проектов.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется:

-полностью соответствуя государственным инвестиционным программам;

-прямым управлением государственными инвестициями;

-путем введения системы налогов с дифференцированием налоговых льгот и ставок;

-предоставлением финансовой помощи в виде субсидий, дотаций, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных отраслей производства, территорий;

-проведением финансовой и кредитной политики, амортизационной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском ценных бумаг в обращение);

-контролем за соблюдение государственных стандартов и норм;

-антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, включая незавершенное строительство;

-экспертизой инвестиционных проектов.

Государство, воздействуя на инвестиционную деятельность в стране, использует как административные, так и экономические методы воздействия. Административные или прямые метода регулирования воздействуют прямым образом на субъекты инвестиционной деятельности, при этом государство обладает правом и возможностью осуществления принуждения по отношению к другим экономическим субъектам, используя при этом запреты, ограничения, регламенты либо разрешения.

Читайте также:  Exmo или binance что лучше

Законодательные и нормативные акты выступают в данном случае в качестве инструментов подобного воздействия. К примеру, законом установлено, что все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе.

К экономическим методам воздействия государства относятся методы, с помощью которых государство может воздействовать путем стимулирования принятия инвестиционных решений в интересах самих субъектов и общества в целом. На практике государство использует сочетание этих двух методов воздействия для достижения целей в области инвестирования.

Активность инвестиционной деятельности зависит от проведения финансовой, ценовой, кредитной, амортизационной, валютной, налоговой и инвестиционной политики.

К экономическим методам так же можно отнести:

-установление ставок рефинансирования

-дифференциацию налоговых ставок

-налоговые льготы и скидки

-тарифы и ставки платежей за землю и природные ресурсы.

Закон об инвестиционной деятельности, которая осуществляется в форме инвестиционных вложений, предусматривает несколько форм государственного регулирования:

Инвестиционная деятельность совершенствуется путем:

-благоприятной системы налогообложения и механизмов начисления;

-амортизации и использования отчислений на амортизацию;

-создание специальных налоговых режимов, которые не носят индивидуального характера;

-защита интересов инвестора;

-предоставление субъектам инвестиционной деятельности льгот на пользование землей и другими природными ресурсами, которые не противоречат законодательству РФ;

-расширение использования средств населения и других внебюджетных источников финансирования жилищного строительства, а так же строительства объектов социально — культурного назначения;

-принятие мер по антимонопольной политике;

-создание и развитие сети информационно — аналитических центров, которые осуществляют проведение рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

-развитие финансового лизинга;

-расширение возможности использования залогов при осуществлении системы кредитования;

-создание возможностей формирования собственных инвестиционных фондов субъектами инвестиционной деятельности;

-проведение переоценки основных фондов в зависимости от темпа инфляции.

Прямое участие государства в формировании инвестиционной деятельности посредством:

-формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;

-разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, которые осуществляются в РФ совместно с иностранными государствами, а так же инвестиционных проектов, которые финансируются за счет бюджетных средств всех уровней;

-предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета и средств бюджета субъектов РФ;

-проведение экспертизы инвестиционных проектов;

-размещение на конкурсной основе средств федерального и регионального бюджетов для финансирования инвестиционных проектов. Эти средства размещаются на возвратной и срочной основе с уплатой процентов , которые определяются законом о бюджете, либо на условиях закрепления в государственной части соответствующих акций создаваемого акционерного общества, средства от реализации которых идут в соответствующий бюджет;

-разработка и утверждение стандартов, правил и норм и осуществление контроля над их соблюдением;

-защита российских компаний от поставок морально устаревших, энергоемких, материалоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

-выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов;

-предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов;

-вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных строек и объектов, которые находятся в государственной собственности.

Независимо от форм собственности, всем субъектам инвестиционной деятельности государство гарантирует:

-гласность при обсуждении инвестиционных проектов;

-обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности

защиту капитальных вложений;

-право обжалования в судебном порядке любых решений, действий или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

-стабильность прав субъекта инвестиционной деятельности.

Если государство принимает законы, которые устанавливают для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров между ними, условия этих договоров сохраняют свою силу.

Исключение составляют те случаи, когда законом установлено что его действие распространяется на отношения , которые возникли из ранее заключенных договоров.

Законом так же предусматривается, что национализированы капитальные вложения, могут быть только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности.

Одной из форм защиты инвестиций является их страхование, которое осуществляется согласно законодательству РФ. Государственное регулирование инвестиционной деятельности является совокупностью государственных подходов и решений, которые закреплены в законодательстве, организационно — правовых формах, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.

Государственное регулирование выражается в управлении государственными инвестициями:

-система налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;

-финансовая помощь в виде дотаций, субсидий, льготных кредитов и бюджетных ссуд;

-финансовая и кредитная политика;

-выпуск в обращение ценных бумаг;

То есть к основным формам государственного регулирования инвестиционной деятельности можно отнести:

-регулирование финансовых инвестиций;

-регулирования сфер и объектов инвестирования;

-экспертиза инвестиционных проектов;

-регулирование условий инвестирования средств за пределы государства;

-проведение эффективной амортизационной политики;

-налоговое регулирование инвестиционной деятельности;

-регулирование участия инвесторов в приватизации;

-предоставление финансовой помощи.

Для регулирования инвесторов на территории РФ государство пользуется следующими методами:

-экспертиза инвестиционных проектов, то есть оценка экономической целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестиционную программу;

-контроль соблюдения государственных стандартов и норм, а так же правил обязательной сертификации.

К формам и методам регулирования инвестиционной деятельности относятся:

-защита интересов инвесторов;

-установление льгот по уплате налогов для субъектов инвестиционной деятельности;

-расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства;

-предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и иными ресурсами;

-разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемыми муниципальными образованиями;

-выпуск муниципальных займов в соответствии с существующим законодательством;

Читайте также:  Как можно было получить биткоин

-размещение на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов;

-проведение финансовой и кредитной политики, политики ценообразования.

Источник

4. Классификация инструментов государственного регулирования зарубежных инвестиций

Инструменты государственного регулирования зарубежных инвестиций условно делят на прямые (формальные) и скрытые (нефор­мальные).

Это средства, регулирующие приток зарубежных инвестиций на основе законодательных норм и правил. По своему характеру они непосредственно воздействуют на приток инвестиций. Прямые инструменты применяются только в отношении зарубежных инвесторов, по этому имеют дискриминационный характер. К ним относятся:

• порядок регистрации и деятельности компаний с зарубежным инвестициями;

• законодательные или иные ограничения на долю зарубежной собственности и контроль в отдельных отраслях;

• требования, связанные с инвестиционными ограничениями в торговле, — установление минимального объема экспорта, требование максимального уровня цен на сбыт продукции на внутреннем рынке и др.;

• требования в отношении условий производственной деятельно­сти компании — доля местных компонентов в стоимости готовой про­дукции, требование минимального объема внутрифирменных иссле­дований и минимального объема использования местной рабочей’ силы.

В свою очередь, прямые инструменты делят на абсолютные и относительные. Различие между ними в том, что абсолютные инструменты; применяются как количественные барьеры в отношении объемов за­рубежных инвестиций и компаний, принадлежащих иностранным ин­весторам или контролируемых ими, а относительные инструменты — как требования, непосредственно не связанные с объемом вкладываемого капитала или долей зарубежного участия. Однако невыполнение этих требований ограничивает или запрещает допуск иностранных инвестиций.

Абсолютные инструменты включают в себя ограничения, связанные с определением максимальной доли иностранной собственности или контроля над деятельностью той или иной компании (процентные ог­раничения на долю в уставном капитале) или с определением макси­мальной доли иностранной собственности в отдельных отраслях (про-центные ограничения на долю в объеме активов).

Примеры относительных инструментов: ограничения, связанные с наймом местной рабочей силы, проведением внутрифирменных исследований в принимающей стране, передачей торговой марки материнской компании, сопутствующей технологии и др.

Абсолютные инструменты, ограничивающие иностранную собственность и (или) контроль, по своим последствиям эквивалентны квотам на импорт, так как количественно ограничивают участие зарубеж­ного капитала в принимающей стране. Относительные инструменты аналогичны тарифам, так как негативно сказываются на притоке капитала за счет увеличения регистрационных издержек и (или) расходов, обеспечивающих функционирование иностранных филиалов в при­нимающей стране.

Последние два десятилетия характеризовались либерализацией прямого регулирования инвестиций, прежде всего в развитых странах, где были смягчены отраслевые ограничения. Исключением можно считать, однако, американскую практику, когда в 1980-х гг. была при­нята поправка Эксон — Флорио, разрешающая правительству запре­щать допуск ПЗИ в отдельные отрасли из-за угрозы нарушения нацио­нальной безопасности.

Асимметричность инвестиционных потоков между странами отра­жает несоответствие экономических структур, структур собственно­сти, характерных для фирм и связей между экономическими субъекта­ми. Меньше она связана с требованиями по пересмотру уже выданных разрешений на допуск иностранных капиталовложений, а также с от­раслевыми ограничениями инвестиций.

Условия допуска зарубежных инвестиций в развитые страны прак­тически не изменились, несмотря на либерализацию, поскольку либе­рализация, касающаяся прямого регулирования допуска ПЗИ, не обеспечивает увеличения прозрачности правовых режимов. Практиче­ски во всех странах сохранился (хотя и редко используется) механизм, позволяющий запрещать допуск ПЗИ в отдельные отрасли в целях на­циональной безопасности. Кроме того, действуют антимонопольное законодательство и отраслевые ограничения в отношении стратегиче­ских и подверженных рыночным колебаниям сфер.

Скрытые инструменты государственного регулирования, касаю­щиеся притока зарубежных инвестиций, представляют собой барьеры, связанные со спецификой административных процедур, жесткой ин­ституциональной структурой принимающих стран, деятельностью по­литических и социально-культурных организаций. Они, таким образом, непосредственно не ограничивают притока инвестиций, не применяют­ся против зарубежных инвесторов из дискриминационных соображе­ний, так как им обязаны следовать и национальные предприниматели. Но эти ограничения нельзя игнорировать, более того, они пользуются сегодня приоритетом в принимающих странах, так как в значительной мере определяют деятельность иностранных компаний.

Рассмотрим систему перекрестных инвестиций и административ­ные ограничения из данной группы.

Примером скрытых инструментов и их роли является японская система перекрестных инвестиций кейретсу. До Второй мировой вой­ны японские корпорации были основаны на структуре зайбатсу. Тако­вы известные ныне компании «Сумитомо», «Мицуи», «Мицубиси».

Поражение Японии во Второй мировой войне привело к роспуску зай-батсу; позднее на их основе возникли компании кеиретсу. Для последних характерны совместное владение фирмами, входящими в одну предпринимательскую группу, на основе системы участий и (или) об­мен должностными лицами и директорами. Характерные черты кеи­ретсу:

• большинство входящих в предпринимательскую структуру фирм формально независимы, а не представляют филиалы материнской компании;

• действует закрытая система купли-продажи акций, когда фир­мы, входящие в группу, владеют определенной долей акций других компаний;

• контроль диверсифицирован, т.е. ни одна из компаний не кон­тролирует полностью всю предпринимательскую группу, которая отличается слабой централизацией;

• разделение собственности и управления, т.е. собственность на­ходится в руках конкретной семьи, а компаниями управляют профес­сионалы.

Компании, входящие в группу, связаны отношениями. Так, акции фирмы А принадлежат фирмам Б, В, Г, Д. Очевидно, получить внешний контроль над компаниями с блокирующей систе­мой купли-продажи акций практически невозможно.

Схожую структуру имеют южнокорейские чеболи. Но в отличие от японских кеиретсу по главе чеболя стоит семья, практически полностью контролирующая всю группу, хотя принадлежащая ей доля акций составляет 5—30%. Чеболь отличается строго централизованным контролем со стороны семьи. Кроме того, во главе компаний, входящих в ту или иную корпоративную структуру, стоит один из членов семьи. Таким образом, в чеболях собственность и управление сосредоточены в одних руках:

Читайте также:  Правовое регулирование инвестиционной деятельности понятие инвестиций

Самым крупным чеболем в Республике Корея является компания «Хенде», действующая в 33 сферах. Семья, которая владеет группой, имеет 50,5% акций 62 фирм, входящих в состав компании. В 1999 г. объем активов «Хенде» равнялся 88 806 млрд вон (по курсу 1 доллар США = 1,14 тыс вон). «Хенде» — самая крупная южнокорейская фирма.

Административные формальности государственного регулирова­ния зарубежных инвестиций можно классифицировать с учетом эта­пов инвестирования на четыре группы (по предложению экспертов ЮНКТАД).

1. Барьеры на стадии допуска инвестиций имеют форму разрешения или лицензирования, а также регистрации компаний. Вновь создавае­мые компании должны пройти несколько этапов регистрации, имею­щей особенности в разных странах. Эти барьеры для зарубежных инве­сторов выражаются в основном в задержке получения соответствующих разрешений, а значит, в дополнительных издержках, что связано с из­лишним государственным контролем при отборе и одобрении проекта, его детальном изучении, а также с отсутствием информации или непро­зрачностью. Вьщача разрешения на вложение иностранных капиталов может существенно задерживаться просто из-за требования соответст­вия инвестиционного проекта различным критериям, выдвигаемым го­сударственными структурами — торговым регистром, регистром компа­ний, налоговыми и статистическими органами. Другие барьеры — двой­ная регистрация в налоговых органах (это характерно для практики многих стран), отсутствие координации между местными и централь­ными органами власти принимающей страны при выдаче разрешения или соответствующих документов. В результате на регистрацию бизнеса 1 требуется от нескольких месяцев до года. Отсутствие информации у за­рубежного инвестора о специфике подобных требований является, как правило, серьезным неформальным барьером.

2. Административные формальности на стадии вложения средств выражаются в получении фирмами отдельных отраслей специфических или отраслевых разрешений. Правительство принимающей страны может потребовать дополнительной оценки инвестиционного про­екта в туризме, горнодобыче, рыбном хозяйстве, инфраструктуре, сельском хозяйстве. Условия процедуры могут быть непрозрачными, особенно в туризме и сфере инфраструктуры. В некоторых странах администрация предписывает структуры управления и квалификационные требования к менеджерам, которые часто противоречат государственной политике, определенной общим законодательством страны. Иногда требуются особые разрешения для получения налоговых льгот иностранными инвесторами в приоритетных отраслях экономики, на­пример в сельском хозяйстве.

3. Административные барьеры, возникающие на предварительной стадии реализации инвестиционного проекта, связаны с решением) проблемы использования земельных ресурсов, обустройства строи­тельных площадок, создания инфраструктуры для ведения предпри­нимательской деятельности. При этом дополнительные издержки иностранного инвестора связаны с покупкой или арендой участка зем­ли, проведением строительных работ. Так, возможно требование пре­доставить» три документа от различных инспекций для завершения строительства, что может занять несколько месяцев, или требование гарантии долгосрочной аренды земли с выплатой соответствующей суммы. Подобные административные препоны вызывают наиболее длительные задержки инвестиций.

4. Административные формальности на стадии деятельности ком­пании выражаются в лицензировании и иных требованиях, возникаю­щих при функционировании фирмы. Последние вынуждены решать с государственными органами традиционные вопросы, в частности, считаться с правилами регулирования и контроля во внешней торгов­ле, валютного контроля, охраны труда и социального страхования. В некоторых странах необходимы импортные лицензии, даже если они отменены правительством в рамках обшей внешнеторговой реформы.

Каждая административная процедура в отдельности не является существенным препятствием для инвестиций, но, взятые вместе, они могут задержать вложения до двух лет, как определено экспертами ЮНКТАД. Например, частный инвестор должен подготовить 23 пап­ки соответствующих документов и обратиться в 31 государственный орган; при этом по крайней мере шесть из них требуют выполнения многочисленных формальностей.

Правительственные усилия по уменьшению или отмене нефор­мальных препятствий — задача нелегкая, так как требует решения многих политических, правовых, административных и институцио­нальных вопросов. Административные барьеры часто связаны с от­жившей практикой, невыполнением, нехваткой или отсутствием соот­ветствующих правительственных институциональных структур. Для преодоления этих барьеров огромное значение имеет прозрачность экономики и рекомендации по их преодолению. Последнее возможно, например, в областях, где административные процедуры следует про­сто ликвидировать или облегчить.

Примером административного барьера служит требование сертификации товаров, под которое в России подпадает до 80% товарной номенклатуры; для сравнения в ЕС — 5%. По оценке А. Аузана, из­держки российских компаний по сертификации составляют 120—150 млн долл. ежегодно (только прямая плата за сертификацию, без учета внутренних трансакционных издержек импортеров и произ­водителей) [3]. Группа российских экспертов под руководством В. Тамбовцева оценила ежемесячные дополнительные издержки от преодоления административных барьеров в сфере торговли и произ­водства РФ суммой 18—19 млрд руб., а доля поборов в товарообороте — почти в 10% (ежемесячный оборот розничной торговли составлял в 2000 г. 188 млрд руб.).

Административные формальности широко применяются в разви­тых странах. По данным ОЭСР в отдельных странах преодоление этих барьеров уже на стадии организации бизнеса повышает издержки ком­паний и задерживает начало предпринимательской деятельности. К числу стран с высоким уровнем формальностей относят Грецию, Италию, Испанию, Францию. Минимальные административные ог­раничения применяются в практике Дании, Великобритании и США.

Вопросы на практическое занятие:

Сравнительный анализ прямых и портфельных инвестиций

Государственные и частные инвестиции

Способы инвестиционного проникновения на инвестиционные рынки

Понятие минимального международного стандарта национального режима и режима РНБ. Вероятность дискриминации зарубежных инвесторов.

Понятие справедливого и равноправного режима.

Основные формы государственных гарантий зарубежным инвесторам.

Формы ограничений, характерные для современной ми­ровой практики.

Сравнительная характеристика прямых и скрытых инвестиционных ограничений

Источник

Оцените статью