Прямые иностранные инвестиции турция

Особенности формирования инвестиционного климата в Турции

Согласно Дорожной карте развития МГИМО МИД России, предусмотрено проведение нескольких конкурсов, ориентированных на молодых ученых (до 35 лет). Конкурсы проводятся с целью широкого привлечения к научной работе молодых специалистов, аспирантов и студентов, а также для увеличения показателей публикационной активности и научного цитирования. Так, 22 мая под председательством проректора по научной работе МГИМО Е.М.Кожокина состоялось заседание экспертной комиссии, которая рассмотрела конкурсные заявки. Среди поддержанных комиссией заявок был проект к.э.н., ст. преподавателя кафедры мировой экономики Н.Р.Масумовой «Особенности формирования инвестиционного климата в Турции».

Члены научной группы в рамках проекта подготовили ряд статей, в которых была предпринята попытка оценить инвестиционную привлекательность экономики Турции, в частности в таких отраслях как ТЭК и ВПК. Для более полной картины был избран метод сопоставительного анализа инвестиционной привлекательности Турции и Ирана – страны со схожим социально-экономическим потенциалом.

Либеральные реформы начала 2000-х гг. и высокие темпы роста экономики Турции обеспечили ей стабильный приток иностранных инвестиций. На сегодняшний день страна является 18-ой экономикой мира и одним из региональных центров притяжения иностранных инвестиций. Поэтому было бы весьма интересно, рассмотреть в статье динамику ПИИ, структуру и географию приложения иностранных инвестиций, проанализировать особенности инвестиционного климата, инвестиционные риски и основные моменты политики правительства по привлечению иностранного капитала в страну.

Ключевые слова: Турция, прямые иностранные инвестиции, прямые зарубежные инвестиции, накопленные ПИИ, инвестиционный климат, государственная политика.

Мasumova N.R., Mammadova N.R Some Aspects of Investment Climate in Turkey

Liberal reforms of the 2000-s and high growth rates of Turkish economy secured her stable inflow of foreign investment. Turkey has become 18-th large economy in the world and one of the most attractive regional destinations for foreign investment. So it will be interesting to analyze FDI flows by years, by sectors and by geographic breakdown and the improving investment climate, investment risks and some aspects of government investment policyin the article.

Key words: Turkey, foreign direct investment, FDI stocks, investment climate, government policy.

Турция – одна из динамично развивающихся стран мира, обладающая самым мощным на сегодняшний день экономическим потенциалом в регионе. Турецкая социально-экономическая модель, учитывающая как европейский опыт, так и свои собственные традиции, является наиболее успешной для мусульманских стран. В стране наблюдаются высокие темпы роста, улучшаются социальные и экономические показатели страны, растет качество жизни населения. В то же время Турция усиливает свое политическое и экономическое влияние в регионе, пытается использовать свой транзитный потенциал для превращения страны в региональный энергетический хаб. Кроме того, исторически сложилось так, что турецкий рынок тесно связан с европейским, а также за последние десять лет Турция совершила мощный рывок в процессе интеграции с ЕС.Без преувеличения можно сказать, что в этом есть заслуга правящей Партии справедливости и развития (ПСР), приход которой ознаменовался реформированием не только политической системы страны, но прежде всего экономической. Поэтому было бы весьма интересным проанализировать новый этап экономической политики Турции по привлечению прямых иностранных инвестиций.

Несмотря на использование исламской риторики ПСР проводит достаточно либеральную экономическую политику, и страна продолжает интегрироваться в мировую экономику. Турция стала более активно участвовать в международном разделении труда, глобализации, интеграции и регионализации. Отражением всех положительных тенденций в экономике стало увеличение ВВП Турции за первое десятилетие правления ПСРпочти в 2 раза со среднегодовыми темпами роста – 4,8%. Фактически, за небольшой промежуток времени страна, практически лишенная минерального сырья и топлива, превратилась в регионального лидера – по объему экономики опережает Иран, Саудовскую Аравию, ОАЭ и Израиль.При этом изменилась и отраслевая структура экономики: уменьшилась доля сельского хозяйства в ВВП – с 12,2% в 2002 г. до 8,8% в 2014 г., выросла доля промышленности – с 30,3% до 32,9%, и сферы услуг – с 54,8% до 59,1% соответственно.

Таблица 1

Отраслевая структура ВВП Турции
в пост. ценах
(2002-2014 гг.)

Год

ВВП
в ценах 1998 г.
млрд тур.лир

Тр (%)

Сельское хозяйство

Промышленность

Сфера услуг

Млрд тур.лир

доля (%)

Тр (%)

Млрд тур.лир

доля (%)

Тр (%)

Млрд тур.лир

доля (%)

Тр (%)

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Источник: Türkiye İstatistik Kurumu URL: www.tuik.gov.tr (дата обращения 08.07.2015).

Начатые в 1980-х гг. либеральные реформы, которые были продолжены и в 2000-х гг., четко определили направление политики государства на привлечение в страну прямых иностранных инвестиций, как неотъемлемую часть политики модернизации экономики. Наряду с этим одновременно начинается активное проникновение турецкого капитала на рынки соседних государств. Однако наибольшие успехи были достигнуты лишь в начале 2000-х гг. в связи с принятием ряда основополагающих законодательных актов по регулированию деятельности инвесторов и улучшению инвестиционной привлекательности Турции. Так, в 2003 г. был принят новый Закон № 4875 «О прямых иностранных инвестициях»,отменяющий Закон № 6224 «О поощрении иностранных капиталовложений»от 1954 г. и соответствующий всем международным нормам.Стоит подробно остановиться на целях основных законов. Так, Закон «О прямых иностранных инвестициях» должен:

  • привлечь прямые инвестиции в страну,
  • защитить права инвесторов,
  • обеспечить деятельность инвесторов в соответствии с международными нормами права,
  • увеличить объем ПИИ при помощи более легких и доступных процедур.
Читайте также:  Настройка rx 580 nitro майнинг

Также существуют двусторонние соглашения о поощрении и защите иностранных инвестиций с 75-ю странами. Большим плюсом также является тот факт, что Турция входит в Таможенный союз с ЕС по торговле промышленными товарами. Тем самым, власти Турции создают благоприятную почву для приложения иностранных инвестиций, обеспечивают справедливую, соответствующую всем международным нормам законодательную базу.В то же время происходит постоянное совершенствование законодательной базы, о чем свидетельствуют последние поправки в законодательстве.

Своеобразным инструментом привлечения инвестиций в страну являются специальные инвестиционные зоны (СИЗ), где действуют специальные налоговые режимы и льготные условия для ведения бизнеса. Соответствующий Закон о свободных экономических зонах был принят в 1985 г. В Турции насчитываются около 274 действующих СИЗ, которые делятся на три вида: 1) технопарки (44 действующих), 2) организованные промышленные зоны (211 действующих) и 3) свободные зоны (19 действующих). На территории СИЗ существуют налоговые льготы для инвесторов, товары, произведенные в СИЗ, могут поставляться на внутренний рынок, имеется полностью готовая инфраструктура, отменяются таможенные тарифы и пошлины. Основная часть их сконцентрирована в исторически сложившихся индустриальных и научных центрах. Однако государство проводит активную региональную политику и создает СИЗ также в восточных, менее развитых провинциях. Турция, таким образом, пытается стимулировать развитие этих регионов и решить проблему неравномерного размещения инвестиций на территории страны.[1]Эти меры способствуют улучшению инвестиционного климата, так как повсеместно поощряется любая экономическая деятельность иностранных инвесторов практически во всех отраслях.

Другим инструментом стимулирования инвестиций стало создание Ассоциации иностранных инвесторов (YASED – UluslararasıYatırımcılarDerneği). YASED – это неправительственная, некоммерческая организация, созданная в 1980 г. В нее входят иностранные компании, действующие в Турции.[2]Ассоциация представляет интересы зарубежных инвесторов в турецком правительстве, следит за выполнением законов и других нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность. В том числе благодаря рекомендациям YASED в 2012 г. в Турции вступила в силу новая схема стимулирования инвестиций, с помощью которой правительство пытается решить ряд назревших проблем: дефицит счета текущих операций, дисбаланс социально-экономического развития регионов, отставание в НИОКР.[3]

Правительство Турции сделало ставку на прямые инвестиции, которые предполагают контроль над хозяйственной деятельностью предприятия, что, безусловно, является положительным фактором в процессе модернизации экономики. Во-первых, дефицит счета текущих операций покрывается профицитом счета операций с капиталом, во-вторых, иностранные компании привносят новые подходы к осуществлению предпринимательской деятельности, имеют большой опыт, активно участвуют в принятии решений, и в-третьих, что немало важно, являются долгосрочными, т.е. более стабильными инвестициями.

В Турции по данным за 2014 г. зарегистрировано почти 30 тыс. иностранных компаний и наиболее привлекательными городами для иностранных инвесторов являются Стамбул, Анталья, Анкара, Измир, Искендерун и Мугла. Также одним из аспектов стимулирования притока ПИИ в страну являются подписанные Турцией соглашений по предотвращению двойного налогообложения (подписаны соглашения с 80 странами) и двусторонние инвестиционные соглашения (в настоящее время подписаны соглашения с 74 странами). Действующий с 1996 г. Таможенный союз между Турцией и ЕС по торговле промышленными товарами дает стране дополнительные преимущества на мировом рынке капиталов. Примечательно, что и Россия заинтересована инвестировать в турецкую экономику. К примеру, один из крупнейших мировых производителей стали российский ММК приобрел турецкий металлургический комбинат холдинга «Атакаш» в Искендеруне. И теперь является крупнейшим производителем металлопродукции в Турции. Помимо расширения рынков сбыта, ММК также расширил товарную линейку и получил собственный частный морской порт для экспорта продукции.

Количественные показатели. В Турции стабильно уже более 20 лет приток ПИИ преобладает над вывозом, то есть страна неизменно является нетто-импортером инвестиций. Также она является региональным лидером по объему притока ПИИ в страну. В 1979 г. (до военного переворота сентября 1980 г.) объем ежегодных ПИИ в экономику Турции составил 75 млн долл., после начала либеральных реформ через 10 лет в 1990 г. – уже 684 млн долл., в 10 раз больше. В 2001 г. приток ежегодных ПИИ в Турцию составил почти 3,4 млрд долл. Пик притока ПИИ приходился на 2007 г., когда этот показатель составил 22 млрд долл.[1].Так если на период 2005-2008 гг. приходился инвестиционный «бум», то уже мировой финансовый кризис 2008 г. привел к резкому оттоку капитала из страны – почти в три раза к 2009 г. На лицо сильная зависимость от конъюнктуры мирового рынка, что, несомненно, является слабым местом экономики Турции. Однако это общемировая тенденция – замедлились темпы роста мировой экономики и международной торговли, сократился импорт прямых инвестиций. Поэтому до рекордных показателей 2007 г. Турции еще далеко. На фоне падения объемов ПИИ растут объему ПЗИ. Турецкий капитал ищет применение за рубежом, пытается обезопасить себя на фоне ухудшения конъюнктуры мирового рынка.

Что же касается общего объема накопленных ПИИ по данным ЮНКТАД на конец 2014 г. составил 169 млрд долл. (21% ВВП) [8, p.A9]. В то время как объем накопленных ПЗИ за тот же период увеличился и составил 40 млрд долл. (5% ВВП).

Таблица 2

Турецкие инвестиции (млрд долл.)

Источник

Инвестиции в Турции

Инвестиции в зарубежную недвижимость. Уже на протяжении многих лет в Турции наблюдается устойчивый рост инвестиций в недвижимость как в курортных зонах так и в крупных городах.

Читайте также:  Как вывести криптовалюту с биржи poloniex

Инвестиции в недвижимость Турции

В последние годы произошло заметное увеличение иностранных инвестиций в строительство и экономику Турции. По данным последнего доклада, сделанного Международным Финансовым Институтом, зафиксированные вложения иностранных компаний в экономику Турции в 2006 году составили 22 миллиарда долларов, а в 2007 году до 22,5 миллиардов, в 2008 году этот показатель приблизился к цифре 24 миллиарда. Турция одно из заметных мест в российском рейтинге привлекательных направлений, таких как инвестиции в строительство и недвижимость Турции.

Инвестиции в Турции

Сегодня в Турции иностранцам принадлежит более 50 тыс. объектов. Важными факторами, сформировавшими в настоящее время активный спрос на турецкую недвижимость, стали позитивные изменения в экономике страны, в частности успешно проведенная деноминация турецкой лиры, относительная стабилизация инфляции, благоприятный визовый режим в отношении российских граждан. Неудивительно, что в таких условиях началось бурное развитие жилищного строительства, а то, что местные жители умеют хорошо строить, россиянам известно давно. Объекты сдают в срок, и они всегда находят своего покупателя.

Либеральный и реформистский инвестиционный климат

Турция – второй по величине реформатор среди стран-членов ОЭСР с точки зрения либерализации ограничений на прямые иностранные инвестиции с 1997 (данные ОЭСР за 1997-2012 гг.)

Благоприятная среда для ведения бизнеса. В среднем на регистрацию компании требуется шесть дней, в то время как в странах-членах ОЭСР – больше чем 11 дней (данные Всемирного банка за 2014 год). Турция поднялась на три места в рейтинге Doing Business 2014

Причины инвестиционной привлекательности Турции.

Очень конкурентоспособные инвестиционные условия

Мощная промышленная и сервисная культура

Равные условия для всех инвесторов

Приблизительно 36 950 компаний, учрежденных с участием международного капитала (Министерство экономики Турции)

Удачное географическое положение

Низкие налоги и система стимулов

Таможенное объединение с ЕС с 1996

Перспективный внутренний рынок

Новая и отлично развитая технологическая инфраструктура в транспорте, телекоммуникациях и энергетике. Хорошо развитые и недорогие возможности для морской транспортировки. Наличие железнодорожного сообщения с Центральной и Восточной Европой. Налаженные маршруты транспортировки и система прямых поставок в большинство стран-членов Европейского Союза.

Естественный мост и между Востоком и Западом и между Севером и Югом, что помогает сократить затраты выхода на основные рынки. Легкий доступ к 1.6 миллиардам клиентов в Европе, Евразии, ближневосточной и Северной Африке. Доступ к разнообразным рынкам с совокупным объемом ВВП в размере $26 триллионов.

Важный энергетический коридор и перевалочный пункт в Европе, соединяющий Восток и Запад. Расположение в непосредственной близости от более чем 70 процентов подтвержденных энергетических запасов в мире. Европа, крупнейший потребитель энергии, расположена к западу от Турции, что делает страну опорным пунктом в энергетическом транзите и энергетическим коридором региона.

Подоходный налог корпорации уменьшен с 33 процентов до 20 процентов
Налоговые льготы и стимулы в Технологических зонах развития, Индустриальных зонах и Свободных зонах могут включать полное или частичное освобождение от подоходного налога корпорации, право на долю социального обеспечения работодателя, распределение земельных участков. Исследования и разработки и Закон о поддержке инноваций. Стимулы для стратегических инвестиций, направленных на уменьшение импорта, действующие как для крупномасштабных, так и для региональных инвестиций.

Таможенное объединение с ЕС с 1996 и Соглашения о свободной торговле (FTA) с 20 странами (по данным Министерства экономики Турции). Многочисленные Соглашения о свободной торговле в стадии реализации.

Перспективный внутренний рынок. 32.6 миллиона пользователей широкополосного Интернета в 2013 году. 69.6 миллион пользователей мобильных телефонов в 2013 году по сравнению с 23 миллионами в 2002 году. 57 миллионов держателей кредитных карт в 2013 году по сравнению с 16 миллионами в 2002 году.
149.4 миллион авиапассажиров в 2013 году по сравнению с 33 миллионами в 2002.
40.7 миллион иностранных туристов в 2013 году по сравнению с 13 миллионами в 2002 году.

Основные принципы деятельности иностранных инвесторов изложены в Законе Мо:б224 от 18.01.1954 г.; в 1986 г. этот закон был дополнен положениями Декрета Мо:8б-10353, а в 1995 г. инвестиционный кодекс Турции был окончательно сформулирован в Законе об иностранных инвестициях Мо:95-6990 от 07.06.95.

Турция в отношении иностранных инвесторов применяет комплекс стимулирующих и поощрительных мер, которые призваны способствовать такому размещению инвестиций в стране, которое бы отвечало общей стратегии ее экономического развития. Так, в том, что касается отраслевого распределения инвестиций, в первую очередь, поощряются инвестиции в экспорт ориентированные сферы промышленности и наукоемкие производства, а также в туризм, перевозки, строительство, образование, здравоохранение. Помимо этого, в соответствии с политикой выравнивания уровней экономического развития отдельных регионов страны, стимулирование иностранного капитала в Турции имеет выраженный территориальный характер.

В зависимости от уровня экономического развития Турция условно разделена на четыре категории районов; в это разделение заложена разная степень поощрения иностранных инвестиций: районы первой степени приоритетности; районы второй степени приоритетности; нормальные районы; развитые районы.

К «приоритетным районам» относят в основном наименее развитые регионы восточной Турции. «Нормальными районами» считаются западная и частично центральная Турция. «Развитыми» называют зоны больших городов: Стамбула, Анкары, Измира, Коджаэли, Аданы и Бурсы.

К формам поощрения инвестиций в строительство относятся, в основном, частичное или полное освобождение от уплаты налогов и таможенных пошлин на определенном этапе развития производства, льготное кредитование, отсрочки в выплате налога на добавленную стоимость при импорте инвестиционных товаров и др. Подробно система поощрительных мер, применяемых в Турции по отношению к иностранному капиталу, будет рассмотрена ниже. Здесь же укажем, что целенаправленная политика привлечения иностранного капитала в сравнительно короткие сроки дала свои результаты. По данным на конец 2002 г., суммарный объем иностранных инвестиций в экономику Турции достиг 31,6 млрд. долл. Из них 56% приходится на инвестиции в промышленное производство, 40% — в сферу услуг, 4% — в аграрный сектор и горнодобывающую промышленность.

Читайте также:  Расчет индекса рентабельности инвестиций формула

Стимулирование инвестиций в экономику Турции и их рациональное распределение поддерживает правительство, которое может брать на себя оплату 25% потребляемой электроэнергии, 50% выплат в фонд социального обеспечения, а также 100% необходимых отчислений в пенсионный фонд в течение 5-летнего периода. При этом речь идет только об инвестициях в осуществление особо крупномасштабных проектов в «приоритетных» и «нормальных» районах. Еще раз подчеркнем, что приведенная выше система привилегий применяется только для тех проектов, которые отмечены «поощрительным инвестиционным сертификатом», т.е. которые, по оценке турецкого правительства, могут внести вклад в развитие той или иной отрасли или региона Турции, а значит, соответствуют основным направлениям ее экономической стратегии. Что касается тех инвестиционных проектов, которые не подпадают под действие «поощрительного сертификата», а осуществляются лишь на основе разрешения Главного управления по вопросам иностранных инвестиций, то они также могут пользоваться некоторыми стимулирующими льготами, масштаб которых, однако, гораздо уже вышеприведенных. Они касаются в основном частичного освобождения от таможенных пошлин при импорте машин и оборудования и ограниченного льготного кредитования.

Вступление Турции в ТС с ЕС стало дополнительным стимулом для иностранных инвесторов. Так, крупные японские, южнокорейские и другие фирмы вложили инвестиции в Турции с тем, чтобы затем уже беспошлинно поставлять свою продукцию на рынки ЕС. В первую очередь — это автомобилестроительные компании, такие, как TOYOTA, HONDA, HYUNDAY, KIA.

Инвестиции в сфере торговли с Турцией

Основными направлениями осуществления турецких инвестиций в Россию являются текстильная, пищевая, химическая, деревообрабатывающая промышленность, производство строительных и отделочных материалов и сфера услуг: торговля, туризм, банковский сектор. Общий объем этих инвестиций составил на конец 2002 г. около 700 млн. долл. В основном это были прямые инвестиции и лишь весьма небольшую их часть (не более 20 млн. долл.) составили портфельные инвестиции в виде ценных бумаг, приобретаемых на российском рынке тремя турецкими банками — «Япы Креди Москва», «Гарантии Банк Москва» и «Финансбанк Москва».

В настоящее время наиболее крупными из реализуемых инвестиционных проектов являются следующие: Супермаркет «Рамстор» в Петербурге, завод по сборке телевизоров марки «Вестель» в Александрове (76% капитала принадлежит «Вестель»), обувная фабрика марки «Рокланд» в Серпухове (40% капитала принадлежит компании «Аймасан», 60% — российским партнерам), расширение пивоваренного завода в Москве, завод моющих средств в г. Клин Московской области («Левент Кимья»), деловой центр на Павелецкой наб. в Москве («ЭНКА», расширение), завод бытовой электротехники в Москве («Конти»).

В последние годы прослеживается тенденция смещения активности иностранных инвесторов в России из Москвы и других крупных городов в регионы. Основное преимущество регионов — значительно более низкая стоимость таких важнейших составляющих производства, как заработная плата персонала предприятия, арендная плата, стоимость сырья.

Анализ Турецких инвестиций в Россию

Анализ турецких инвестиции в Россию показал, что крупные турецкие холдинги, имеющие свои отделения в странах ЕС, АСЕАН, США, Японии, обладают возможностью осуществлять инвестиции в российскую экономику с привлечением средств третьей стороны. При этом финансирование из собственных источников турецкого инвестора может сочетаться с использованием кредитов международных финансовых институтов.

Возможна также реализация многосторонних инвестиционных проектов с участием турецкого капитала. Весьма перспективными для России в данной области являются проекты с участием стран СНГ и ЧЭС. Такие проекты могут реализовываться как в России, так и на территории одной из стран-участниц вышеупомянутых объединений. Учитывая наличие таможенного союза между странами СНГ, возможность использования хозяйственной инфраструктуры бывших республик СССР, а также продолжающийся процесс интеграции в рамках Содружества, привлечение турецких инвестиций в многосторонние проекты на территории стран СНГ способно принести реальные дивиденды российской экономике.

Если говорить о тенденциях экспорта российского капитала в Турцию, следует отметить, что целый ряд крупных и средних российских компаний проявлял интерес к турецкому рынку, однако продолжающийся в Турции экономический кризис, а также недостаточная осведомленность по инвестиционным программам России как на федеральном, так и на региональном уровнях определяют их в целом сдержанную позицию в данном вопросе.

До настоящего времени российские компании осуществляли инвестиции в основном в уставной капитал создаваемых ими фирм и СП в сфере услуг (торговля, транспортные услуги, туризм). Исключение составляли СП «ОХС» (Осташ — Хазинедароглу — Стройтрансгаз), созданное для выполнения строительно-подрядных работ и «Турусгаз» (РАО Газпром — «Бо-таш» — «Гама»), инвестировавший средства в увеличение мощности западного газопровода и принимающий участие в его эксплуатации.

Суммарный объем российских инвестиций в Турции оценивается на конец 2002 года на уровне 100 млн. долл.

В 2002 году подписан контракт и начались работы по реализации первого в Турции совместного российско-турецкого инвестиционного проекта в г. Килис, где фирма «Корнет» намечает построить завод шампанских вид одноименной марки. С мэрией города были согласованы вопросы отвода земли и в 2003 году начаты работы по строительству. Объем российских инвестиций оценивается в 20 млн. долл.

Источник

Оцените статью