Тренды: как распределились потоки прямых иностранных инвестиций в мире в 2019 году
«Тренды» — цикл материалов на сайте СЭЗ «Гродноинвест». В рамках этой рубрики мы будем рассказывать о ключевых мировых и региональных событиях в области экономики, инвестиций и бизнеса на основе собственного анализа и данных ведущих специализированных институтов. Первый материал о потоках прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в 2019 году. Он основан на свежем отчете Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и анализирует общую динамику инвестиционной активности в мире.
В 2019 году объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мире сократился на 1% до 1,39 триллиона долларов США из-за замедления макроэкономических показателей и высоких политических рисков для инвесторов, включая торговые войны. ПИИ в развитые страны за год сократились на 6% до исторического минимума в 643 миллиарда долларов США. ПИИ в страны Европейского союза продемонстрировали еще большее падение – на 15% до 305 миллиардов долларов США, в то время как инвестиционные потоки в США остались на прежнем уровне в 251 миллиард долларов США.
Тренды: как развивался международный туризм до пандемии
За 2019 год объем ПИИ в страны с развивающейся экономикой остался на неизменном уровне в 695 миллиардов долларов США, в то время как страны Латинской Америки и Карибского бассейна привлекли на 16% больше ПИИ, страны Африки – на 3%. ПИИ в страны Азии сократились за ушедший год на 6%, однако этот регион по-прежнему формирует треть от всех мировых ПИИ.
Что касается динамики привлечения ПИИ в страны с переходной экономикой, куда относится и Беларусь, здесь отмечается существенный рост по итогам 2019 года – на 65%. В то же время данная группа стран формирует всего 4% от общего потока ПИИ в мире или 57 миллиардов долларов США.
По итогам истекшего года эксперты Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) сделали ряд важных трендовых замечаний:
- в Великобритании ПИИ сократились на 6% из-за событий вокруг Brexit;
- ПИИ в Сингапуре выросли на 42% за счет позитивного развития региона и высокого доверия со стороны международных инвесторов;
- в Китае и США за истекший год объем привлеченных ПИИ остался на прежнем уровне;
- приток ПИИ в Бразилию вырос на 26% за счет новой приватизационной программы;
- приток ПИИ в Германию утроился за счет кредитов от транснациональных компаний, имеющих свои филиалы и представительства в этой стране.
В 2020 году экономисты ЮНКТАД ожидают незначительного увеличения мировых потоков ПИИ на фоне скромного роста глобального ВВП. Положительно на рост ПИИ повлияет высокая корпоративная прибыль международных компаний и снижение напряжённости вокруг ключевых торговых войн. В то же время эксперты обеспокоены тем, что в 2019 году на 22% сократилось количество новых проектов Greenfield, о реализации которых было объявлено. Это может существенно повлиять на мировую инвестиционную деятельность и усилить риски развития протекционистской политики в ряде крупных экономических объединений и стран.
Ключевыми странами по привлечению ПИИ являются США (18% мировых потоков), Китай (10%) и Сингапур (8%). В топ-10 также вошли Бразилия, Великобритания, Гонконг, Франция, Индия, Канада и Германия. При этом наибольший рост по итогам 2019 года продемонстрировали Германия (+232%), Сингапур (+42%) и Франция (+40%). Крупнейшее снижение притоков ПИИ из топ-10 стран зафиксировано в Гонконге (-48%).
В 2019 году после двухлетнего застоя начали увеличиваться притоки ПИИ в страны с переходной экономикой. В 2019 году объем ПИИ составил 57 миллиардов долларов США с темпом прироста 65%. Ключевым реципиентом мировых иностранных инвестиций в регионе стала Российская Федерация, объемы ПИИ в которой увеличились вдвое до 33 миллиардов долларов США. Приток ПИИ в страны СНГ и Грузию, в том числе благодаря России, вырос на 82% до 49 миллиардов долларов США.
Драйверами роста ПИИ в странах с переходной экономикой стали инвестиции в акционерный капитал и реинвестирование. Это свидетельствует о росте доверия инвесторов и ожидании более высокого экономического роста в регионе. Однако перспективы на 2020 год остаются призрачными. Причиной этому является сокращение в 2019 году числа сделок по слиянию и поглощению (M&A) и объявлений о новых greenfield-проектах.
В СЭЗ «Гродноинвест» созданы все необходимые условия для создания эффективного производства и успешного развития бизнеса. Для этого потенциальным инвесторам предлагаются свободные земельные участки и производственные площади в 8 городах и районах Гродненской области на индустриальных площадках с необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, предоставляются таможенные, налоговые и иные преференции.
Источник
Прямые иностранные инвестиции сша 2019
Страны Группы двадцати, или «Большой двадцатки» (G20) 1 , созданной в 1999 г., по данным на 2018 г. (ЮНКТАД), аккумулировали 67% притока прямых иностранных инвестиций в страны мира. В абсолютном выражении это составило 871 млрд долл., уменьшившись в сравнении с аналогичным показателем 2017 .(909 млрд долл.).
Динамика и факторы притока прямых иностранных инвестиций в страны «Большой двадцатки»
Страны Группы двадцати, или «Большой двадцатки» (G20) 1 , созданной в 1999 г., по данным на 2018 г. (ЮНКТАД), аккумулировали 67% притока прямых иностранных инвестиций в страны мира. В абсолютном выражении это составило 871 млрд долл., уменьшившись в сравнении с аналогичным показателем 2017 .(909 млрд долл.).
Динамика притока прямых иностранных инвестиций в страны «Большой двадцатки» в 2018–2019 гг. отражала общемировую тенденцию к замедлению этого процесса в последние годы, с неустойчивостью процесса по разным странам. Наибольшее падение притока прямых иностранных инвестиций в мире затронуло страны Европы (на 55%), а их рост отмечен в Африке (на 11%) 2 .
Динамика притока прямых иностранных инвестиций в страны «Большой двадцатки» в 2018–2019 гг. отражала общемировую тенденцию к замедлению этого процесса в последние годы, с неустойчивостью процесса по разным странам. Наибольшее падение притока прямых иностранных инвестиций в мире затронуло страны Европы (на 55%), а их рост отмечен в Африке (на 11%) 2 .
В 2019 г., по предварительной оценке, мировой объём прямых иностранных инвестиций был несколько ниже (1,39 трлн долл.), чем по уточнённой оценке на 2018 г. (1,41 трлн долл.). Их приток увеличился в страны с переходной экономикой на 65%; уменьшился на 6% в развитые страны и на 6% в развивающиеся 3 .
В 2019 г., по предварительной оценке, мировой объём прямых иностранных инвестиций был несколько ниже (1,39 трлн долл.), чем по уточнённой оценке на 2018 г. (1,41 трлн долл.). Их приток увеличился в страны с переходной экономикой на 65%; уменьшился на 6% в развитые страны и на 6% в развивающиеся 3 .
Одним из факторов стал резкий рост репатриации накопленных прибылей американскими компаниями в 2018 г. 4 К числу более общих и долгосрочных факторов можно отнести политику ограничений иностранной собственности, которые основаны на соображениях национальной безопасности, использовании стратегических технологий. Неопределённость изменения границ применения регуляторов в торговых и инвестиционных отношениях также не способствует ожиданиям существенного роста притока иностранных инвестиций.
Одним из факторов стал резкий рост репатриации накопленных прибылей американскими компаниями в 2018 г. 4 К числу более общих и долгосрочных факторов можно отнести политику ограничений иностранной собственности, которые основаны на соображениях национальной безопасности, использовании стратегических технологий. Неопределённость изменения границ применения регуляторов в торговых и инвестиционных отношениях также не способствует ожиданиям существенного роста притока иностранных инвестиций.
Приток прямых иностранных инвестиций в страны «Большой двадцатки», млн долл.
C траны
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
Приток прямых иностранных инвестиций в страны «Большой двадцатки», млн долл.
C траны
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
Одновременно произошло сокращение их притока в Великобританию – до 61 млрд долл. 5 . В целом по ЕС приток прямых иностранных инвестиций снизился в 2019 г., но по отдельным странам наблюдался их значительный прирост, например, в Германии.
Одновременно произошло сокращение их притока в Великобританию – до 61 млрд долл. 5 . В целом по ЕС приток прямых иностранных инвестиций снизился в 2019 г., но по отдельным странам наблюдался их значительный прирост, например, в Германии.
Новая волна регуляторов
Во втором десятилетии значительно усилилось внимание к оценке последствий притока иностранных инвестиций для национальных экономик. Тенденция к усилению контроля над иностранными инвестициями в целях обеспечения национальной безопасности характерна и для стран, не входящих в «Большую двадцатку», и связано это в том числе с множеством факторов, оказывающих влияние на растущую неопределённость в мировом хозяйстве 6 . Вместе с тем, в ряде стран по отдельным секторам режим для иностранных инвестиций стал более благоприятным в последние годы, что не исключает краткосрочность принятых решений и возврат к прежним нормам.
Новая волна регуляторов
Во втором десятилетии значительно усилилось внимание к оценке последствий притока иностранных инвестиций для национальных экономик. Тенденция к усилению контроля над иностранными инвестициями в целях обеспечения национальной безопасности характерна и для стран, не входящих в «Большую двадцатку», и связано это в том числе с множеством факторов, оказывающих влияние на растущую неопределённость в мировом хозяйстве 6 . Вместе с тем, в ряде стран по отдельным секторам режим для иностранных инвестиций стал более благоприятным в последние годы, что не исключает краткосрочность принятых решений и возврат к прежним нормам.
В Германии, Франции, Италии, Соединённых Штатах принятые изменения в регулировании прямых иностранных инвестиций вступили в силу до середины 2019 г. 7 . В Китае и ЮАР новые правила должны вступить позже. В Великобритании, Японии, других странах также рассматриваются изменения в данной сфере.
В Германии, Франции, Италии, Соединённых Штатах принятые изменения в регулировании прямых иностранных инвестиций вступили в силу до середины 2019 г. 7 . В Китае и ЮАР новые правила должны вступить позже. В Великобритании, Японии, других странах также рассматриваются изменения в данной сфере.
В Соединённых Штатах – главном центре притока прямых иностранных инвестиций – в 2018 г. был принят закон «О модернизации рассмотрения рисков иностранных инвестиций» (Foreign Investment Risk Review Modernization Act) 8 , который стал этапом ужесточения требований к рассмотрению и допуску иностранных инвестиций в ряде секторов экономики.
В Соединённых Штатах – главном центре притока прямых иностранных инвестиций – в 2018 г. был принят закон «О модернизации рассмотрения рисков иностранных инвестиций» (Foreign Investment Risk Review Modernization Act) 8 , который стал этапом ужесточения требований к рассмотрению и допуску иностранных инвестиций в ряде секторов экономики.
Согласно этому закону, Комитет по иностранным инвестициям США должен быть в обязательном порядке уведомлен «об инвестициях, сделанных иностранными лицами или компаниями в американские активы, связанные с критической инфраструктурой, критическими технологиями или конфиденциальными личными данными» 9 . Как отмечает П. Аксенов, «Закон FIRRMA впервые ввёл обязательный режим регистрации в отношении определённых трансакций, в то время как в отношении всех других трансакций, подпадающих под юрисдикцию Комитета по иностранным инвестициям, уведомление остаётся добровольным» 10 .
8. Аксенов П.А. Регулирование иностранных инвестиций в США: ограничения в условиях торговой войны. Международная торговля и торговая политика. – 2019. – No 4. – С. 31–41. (С. 33). Aksenov Pavel A. Regulirovanie inostrannyh investitsyi v SSHA: ogranicheniya v usloviyah torgovoi voiny. [The US Foreign Investment Regulation: Trade War Restrictions.]. Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. 2019, No. 4, pp. 31–41. (In Russ.), (p. 33). >>>
Согласно этому закону, Комитет по иностранным инвестициям США должен быть в обязательном порядке уведомлен «об инвестициях, сделанных иностранными лицами или компаниями в американские активы, связанные с критической инфраструктурой, критическими технологиями или конфиденциальными личными данными» 9 . Как отмечает П. Аксенов, «Закон FIRRMA впервые ввёл обязательный режим регистрации в отношении определённых трансакций, в то время как в отношении всех других трансакций, подпадающих под юрисдикцию Комитета по иностранным инвестициям, уведомление остаётся добровольным» 10 .
Пересмотр условий иностранных инвестиций имел место не только на национальном уровне, но и в рамках ЕС. Принятые положения относительно прямых иностранных инвестиций в страны ЕС должны вступить в силу 11 октября 2020 г. Эти положения создают механизм обмена информацией относительно регуляторов в странах ЕС и оценки угроз таких инвестиций интересам безопасности более чем одной страны-члена ЕС; или ситуации, складывающейся в результате притока иностранного капитала, которая может нанести ущерб той или иной программе ЕС 11 . Устанавливаются также ориентиры для национальных политик членов ЕС в целях защиты ключевых интересов безопасности.
Пересмотр условий иностранных инвестиций имел место не только на национальном уровне, но и в рамках ЕС. Принятые положения относительно прямых иностранных инвестиций в страны ЕС должны вступить в силу 11 октября 2020 г. Эти положения создают механизм обмена информацией относительно регуляторов в странах ЕС и оценки угроз таких инвестиций интересам безопасности более чем одной страны-члена ЕС; или ситуации, складывающейся в результате притока иностранного капитала, которая может нанести ущерб той или иной программе ЕС 11 . Устанавливаются также ориентиры для национальных политик членов ЕС в целях защиты ключевых интересов безопасности.
В некоторых странах «Большой двадцатки» в последние годы были приняты меры, способствовавшие определённой либерализации режима для иностранных инвесторов в отдельных секторах. Так, с декабря 2018 г. в Бразилии разрешено 100%-ное участие иностранных компаний в сфере авиатранспортных услуг; был пересмотрен «Аэрокодекс», предписывавший потолок иностранного участия в 20% и возможность управления исключительно бразильской стороной 12 . Но для продолжения действия этой меры она должна быть одобрена парламентом в течение 180 дней. Необходимо иметь в виду, что эта мера может стать временной. Подобная ситуация уже имела место в 2016 году.
В некоторых странах «Большой двадцатки» в последние годы были приняты меры, способствовавшие определённой либерализации режима для иностранных инвесторов в отдельных секторах. Так, с декабря 2018 г. в Бразилии разрешено 100%-ное участие иностранных компаний в сфере авиатранспортных услуг; был пересмотрен «Аэрокодекс», предписывавший потолок иностранного участия в 20% и возможность управления исключительно бразильской стороной 12 . Но для продолжения действия этой меры она должна быть одобрена парламентом в течение 180 дней. Необходимо иметь в виду, что эта мера может стать временной. Подобная ситуация уже имела место в 2016 году.
В Китае 15 марта 2019 г. был одобрен новый закон об иностранных инвестициях (Foreign Investment Law of the People’s Republic of China, 2019), (с вступлением в силу 1 января 2020 г.), целью которого является улучшение условий для инвестиций из-за рубежа. Новое законодательство стало заменой действовавших ранее законов о совместных предприятиях; о полностью контролируемых иностранным капиталом предприятий. Закон 2019 г. усиливает защиту законных прав и интересов инвесторов.
В Китае 15 марта 2019 г. был одобрен новый закон об иностранных инвестициях (Foreign Investment Law of the People’s Republic of China, 2019), (с вступлением в силу 1 января 2020 г.), целью которого является улучшение условий для инвестиций из-за рубежа. Новое законодательство стало заменой действовавших ранее законов о совместных предприятиях; о полностью контролируемых иностранным капиталом предприятий. Закон 2019 г. усиливает защиту законных прав и интересов инвесторов.
Австралия и Канада увеличили порог объёма иностранных инвестиций, подлежащих оценке, для стран, входящих во Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение для Транстихоокеанского партнёрства (Comprehensive and Progressive Agreement for Trans-Pacific Partnership, CPTPP). Данное объединение (куда вошли Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Вьетнам, Бруней, Малайзия, Мексика, Перу, Чили) было образовано после выхода США из Транстихоокеанского партнёрства.
Австралия и Канада увеличили порог объёма иностранных инвестиций, подлежащих оценке, для стран, входящих во Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение для Транстихоокеанского партнёрства (Comprehensive and Progressive Agreement for Trans-Pacific Partnership, CPTPP). Данное объединение (куда вошли Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Вьетнам, Бруней, Малайзия, Мексика, Перу, Чили) было образовано после выхода США из Транстихоокеанского партнёрства.
Канада установила порог в 1 568 млн кан.х долл., в то время как для стран, не входящих во Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение для Транстихоокеанского партнёрства, этот порог составляет 1 045 млн кан. долларов 13 .
Канада установила порог в 1 568 млн кан.х долл., в то время как для стран, не входящих во Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение для Транстихоокеанского партнёрства, этот порог составляет 1 045 млн кан. долларов 13 .
Характерной особенностью рассматриваемого периода являются попытки оценить возможные риски иностранных инвестиций не только для принимающей страны, входящей в ЕС, но и для других стран ЕС; создание более благоприятных условий для иностранных инвесторов из стран, входящих в то же объединение, что и принимающая страна (например, в рамках Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения для Транстихоокеанского партнёрства).
Характерной особенностью рассматриваемого периода являются попытки оценить возможные риски иностранных инвестиций не только для принимающей страны, входящей в ЕС, но и для других стран ЕС; создание более благоприятных условий для иностранных инвесторов из стран, входящих в то же объединение, что и принимающая страна (например, в рамках Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения для Транстихоокеанского партнёрства).
Библиография
3. Аксенов П.А. Налоговая реформа Трампа и американский бизнес. Международная торговля и торговая политика. – 2018. – No 2. – С. 91–103. Aksenov Pavel A. Nalogovaya reforma Trampa i amerikansky biznes. [Tax reform of Trump nd American business]. Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. 2018, No. 2, pp. 91–103. (In Russ.). https://doi.org/10.21686/2410-7395-2018-2-91-103
6. OECD Twenty-first Report on G20 Investment Measures. OECD. June 24, 2019.
Источник