Прямые иностранные инвестиции сша 2019

Тренды: как распределились потоки прямых иностранных инвестиций в мире в 2019 году

«Тренды» — цикл материалов на сайте СЭЗ «Гродноинвест». В рамках этой рубрики мы будем рассказывать о ключевых мировых и региональных событиях в области экономики, инвестиций и бизнеса на основе собственного анализа и данных ведущих специализированных институтов. Первый материал о потоках прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в 2019 году. Он основан на свежем отчете Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и анализирует общую динамику инвестиционной активности в мире.

В 2019 году объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мире сократился на 1% до 1,39 триллиона долларов США из-за замедления макроэкономических показателей и высоких политических рисков для инвесторов, включая торговые войны. ПИИ в развитые страны за год сократились на 6% до исторического минимума в 643 миллиарда долларов США. ПИИ в страны Европейского союза продемонстрировали еще большее падение – на 15% до 305 миллиардов долларов США, в то время как инвестиционные потоки в США остались на прежнем уровне в 251 миллиард долларов США.

Тренды: как развивался международный туризм до пандемии

За 2019 год объем ПИИ в страны с развивающейся экономикой остался на неизменном уровне в 695 миллиардов долларов США, в то время как страны Латинской Америки и Карибского бассейна привлекли на 16% больше ПИИ, страны Африки – на 3%. ПИИ в страны Азии сократились за ушедший год на 6%, однако этот регион по-прежнему формирует треть от всех мировых ПИИ.

Что касается динамики привлечения ПИИ в страны с переходной экономикой, куда относится и Беларусь, здесь отмечается существенный рост по итогам 2019 года – на 65%. В то же время данная группа стран формирует всего 4% от общего потока ПИИ в мире или 57 миллиардов долларов США.

По итогам истекшего года эксперты Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) сделали ряд важных трендовых замечаний:

  • в Великобритании ПИИ сократились на 6% из-за событий вокруг Brexit;
  • ПИИ в Сингапуре выросли на 42% за счет позитивного развития региона и высокого доверия со стороны международных инвесторов;
  • в Китае и США за истекший год объем привлеченных ПИИ остался на прежнем уровне;
  • приток ПИИ в Бразилию вырос на 26% за счет новой приватизационной программы;
  • приток ПИИ в Германию утроился за счет кредитов от транснациональных компаний, имеющих свои филиалы и представительства в этой стране.

В 2020 году экономисты ЮНКТАД ожидают незначительного увеличения мировых потоков ПИИ на фоне скромного роста глобального ВВП. Положительно на рост ПИИ повлияет высокая корпоративная прибыль международных компаний и снижение напряжённости вокруг ключевых торговых войн. В то же время эксперты обеспокоены тем, что в 2019 году на 22% сократилось количество новых проектов Greenfield, о реализации которых было объявлено. Это может существенно повлиять на мировую инвестиционную деятельность и усилить риски развития протекционистской политики в ряде крупных экономических объединений и стран.

Ключевыми странами по привлечению ПИИ являются США (18% мировых потоков), Китай (10%) и Сингапур (8%). В топ-10 также вошли Бразилия, Великобритания, Гонконг, Франция, Индия, Канада и Германия. При этом наибольший рост по итогам 2019 года продемонстрировали Германия (+232%), Сингапур (+42%) и Франция (+40%). Крупнейшее снижение притоков ПИИ из топ-10 стран зафиксировано в Гонконге (-48%).

В 2019 году после двухлетнего застоя начали увеличиваться притоки ПИИ в страны с переходной экономикой. В 2019 году объем ПИИ составил 57 миллиардов долларов США с темпом прироста 65%. Ключевым реципиентом мировых иностранных инвестиций в регионе стала Российская Федерация, объемы ПИИ в которой увеличились вдвое до 33 миллиардов долларов США. Приток ПИИ в страны СНГ и Грузию, в том числе благодаря России, вырос на 82% до 49 миллиардов долларов США.

Драйверами роста ПИИ в странах с переходной экономикой стали инвестиции в акционерный капитал и реинвестирование. Это свидетельствует о росте доверия инвесторов и ожидании более высокого экономического роста в регионе. Однако перспективы на 2020 год остаются призрачными. Причиной этому является сокращение в 2019 году числа сделок по слиянию и поглощению (M&A) и объявлений о новых greenfield-проектах.

В СЭЗ «Гродноинвест» созданы все необходимые условия для создания эффективного производства и успешного развития бизнеса. Для этого потенциальным инвесторам предлагаются свободные земельные участки и производственные площади в 8 городах и районах Гродненской области на индустриальных площадках с необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, предоставляются таможенные, налоговые и иные преференции.

Источник

Прямые иностранные инвестиции сша 2019

Страны Группы двадцати, или «Большой двадцатки» (G20) 1 , созданной в 1999 г., по данным на 2018 г. (ЮНКТАД), аккумулировали 67% притока прямых иностранных инвестиций в страны мира. В абсолютном выражении это составило 871 млрд долл., уменьшившись в сравнении с аналогичным показателем 2017 .(909 млрд долл.).

Динамика и факторы притока прямых иностранных инвестиций в страны «Большой двадцатки»

Страны Группы двадцати, или «Большой двадцатки» (G20) 1 , созданной в 1999 г., по данным на 2018 г. (ЮНКТАД), аккумулировали 67% притока прямых иностранных инвестиций в страны мира. В абсолютном выражении это составило 871 млрд долл., уменьшившись в сравнении с аналогичным показателем 2017 .(909 млрд долл.).

Читайте также:  Правовые режимы иностранных инвестиций это

Динамика притока прямых иностранных инвестиций в страны «Большой двадцатки» в 2018–2019 гг. отражала общемировую тенденцию к замедлению этого процесса в последние годы, с неустойчивостью процесса по разным странам. Наибольшее падение притока прямых иностранных инвестиций в мире затронуло страны Европы (на 55%), а их рост отмечен в Африке (на 11%) 2 .

Динамика притока прямых иностранных инвестиций в страны «Большой двадцатки» в 2018–2019 гг. отражала общемировую тенденцию к замедлению этого процесса в последние годы, с неустойчивостью процесса по разным странам. Наибольшее падение притока прямых иностранных инвестиций в мире затронуло страны Европы (на 55%), а их рост отмечен в Африке (на 11%) 2 .

В 2019 г., по предварительной оценке, мировой объём прямых иностранных инвестиций был несколько ниже (1,39 трлн долл.), чем по уточнённой оценке на 2018 г. (1,41 трлн долл.). Их приток увеличился в страны с переходной экономикой на 65%; уменьшился на 6% в развитые страны и на 6% в развивающиеся 3 .

В 2019 г., по предварительной оценке, мировой объём прямых иностранных инвестиций был несколько ниже (1,39 трлн долл.), чем по уточнённой оценке на 2018 г. (1,41 трлн долл.). Их приток увеличился в страны с переходной экономикой на 65%; уменьшился на 6% в развитые страны и на 6% в развивающиеся 3 .

4 Сокращение притока прямых инвестиций и его значительные колебания по странам вызваны разнообразными факторами. Прежде всего следует отметить тенденцию к уменьшению нормы прибыли на принимаемые прямые иностранные инвестиции, глобальное значение которой снизилось с 8% в 2010 г. до 6,8% в 2018 г., а в Африке, например, упало почти вдвое (с 11,9% до 6,5%).

Одним из факторов стал резкий рост репатриации накопленных прибылей американскими компаниями в 2018 г. 4 К числу более общих и долгосрочных факторов можно отнести политику ограничений иностранной собственности, которые основаны на соображениях национальной безопасности, использовании стратегических технологий. Неопределённость изменения границ применения регуляторов в торговых и инвестиционных отношениях также не способствует ожиданиям существенного роста притока иностранных инвестиций.

Одним из факторов стал резкий рост репатриации накопленных прибылей американскими компаниями в 2018 г. 4 К числу более общих и долгосрочных факторов можно отнести политику ограничений иностранной собственности, которые основаны на соображениях национальной безопасности, использовании стратегических технологий. Неопределённость изменения границ применения регуляторов в торговых и инвестиционных отношениях также не способствует ожиданиям существенного роста притока иностранных инвестиций.

6 Во второй половине текущего десятилетия приток ПИИ в страны «Большой двадцатки» отличался неравномерностью. 7 В первой десятке по объёму притока прямых иностранных инвестиций в 2018 г. были шесть стран, входящих в «Большую двадцатку»: США, Китай, Великобритания. Бразилия, Австралия, Индия. На фоне сокращения притока прямых иностранных инвестиций во многих странах, приток его, например, в Австралию, возрос в 2015–2018 гг. более чем вдвое (см. таблицу)

Приток прямых иностранных инвестиций в страны «Большой двадцатки», млн долл.

C траны

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Приток прямых иностранных инвестиций в страны «Большой двадцатки», млн долл.

C траны

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

9 По предварительной оценке на 2019 г., Соединённые Штаты продолжали оставаться лидером по притоку ПИИ (251 млрд долл.), за ними следовал Китай (140 млрд долл.). Из других стран «Большой двадцатки» существенно увеличились прямые иностранные инвестиции в Бразилию – до 75 млрд долл.; во Францию – до 52 млрд долл.; в Индию – до 49 млрд долл.; в Канаду — до 47 млрд долл., в Германию – до 40 млрд долл.

Одновременно произошло сокращение их притока в Великобританию – до 61 млрд долл. 5 . В целом по ЕС приток прямых иностранных инвестиций снизился в 2019 г., но по отдельным странам наблюдался их значительный прирост, например, в Германии.

Одновременно произошло сокращение их притока в Великобританию – до 61 млрд долл. 5 . В целом по ЕС приток прямых иностранных инвестиций снизился в 2019 г., но по отдельным странам наблюдался их значительный прирост, например, в Германии.

11 Эксперты ЮНКТАД прогнозировали некоторый рост иностранных инвестиций в 2020 г., однако в силу политических и экономических причин, а также последствий глобального распространения коронавируса, ожидания скорее не оправдаются; а прогнозы пересматриваются в сторону понижения. По последним оценкам, замедление инвестиционной активности затронет как развитые страны, так и развивающиеся. Может сократиться приток капитала и в те страны «Большой двадцатки», по которым в последние годы наблюдался его рост.

Новая волна регуляторов

Во втором десятилетии значительно усилилось внимание к оценке последствий притока иностранных инвестиций для национальных экономик. Тенденция к усилению контроля над иностранными инвестициями в целях обеспечения национальной безопасности характерна и для стран, не входящих в «Большую двадцатку», и связано это в том числе с множеством факторов, оказывающих влияние на растущую неопределённость в мировом хозяйстве 6 . Вместе с тем, в ряде стран по отдельным секторам режим для иностранных инвестиций стал более благоприятным в последние годы, что не исключает краткосрочность принятых решений и возврат к прежним нормам.

Читайте также:  Пифы с хорошей доходностью

Новая волна регуляторов

Во втором десятилетии значительно усилилось внимание к оценке последствий притока иностранных инвестиций для национальных экономик. Тенденция к усилению контроля над иностранными инвестициями в целях обеспечения национальной безопасности характерна и для стран, не входящих в «Большую двадцатку», и связано это в том числе с множеством факторов, оказывающих влияние на растущую неопределённость в мировом хозяйстве 6 . Вместе с тем, в ряде стран по отдельным секторам режим для иностранных инвестиций стал более благоприятным в последние годы, что не исключает краткосрочность принятых решений и возврат к прежним нормам.

В Германии, Франции, Италии, Соединённых Штатах принятые изменения в регулировании прямых иностранных инвестиций вступили в силу до середины 2019 г. 7 . В Китае и ЮАР новые правила должны вступить позже. В Великобритании, Японии, других странах также рассматриваются изменения в данной сфере.

В Германии, Франции, Италии, Соединённых Штатах принятые изменения в регулировании прямых иностранных инвестиций вступили в силу до середины 2019 г. 7 . В Китае и ЮАР новые правила должны вступить позже. В Великобритании, Японии, других странах также рассматриваются изменения в данной сфере.

В Соединённых Штатах – главном центре притока прямых иностранных инвестиций – в 2018 г. был принят закон «О модернизации рассмотрения рисков иностранных инвестиций» (Foreign Investment Risk Review Modernization Act) 8 , который стал этапом ужесточения требований к рассмотрению и допуску иностранных инвестиций в ряде секторов экономики.

В Соединённых Штатах – главном центре притока прямых иностранных инвестиций – в 2018 г. был принят закон «О модернизации рассмотрения рисков иностранных инвестиций» (Foreign Investment Risk Review Modernization Act) 8 , который стал этапом ужесточения требований к рассмотрению и допуску иностранных инвестиций в ряде секторов экономики.

Согласно этому закону, Комитет по иностранным инвестициям США должен быть в обязательном порядке уведомлен «об инвестициях, сделанных иностранными лицами или компаниями в американские активы, связанные с критической инфраструктурой, критическими технологиями или конфиденциальными личными данными» 9 . Как отмечает П. Аксенов, «Закон FIRRMA впервые ввёл обязательный режим регистрации в отношении определённых трансакций, в то время как в отношении всех других трансакций, подпадающих под юрисдикцию Комитета по иностранным инвестициям, уведомление остаётся добровольным» 10 .

8. Аксенов П.А. Регулирование иностранных инвестиций в США: ограничения в условиях торговой войны. Международная торговля и торговая политика. – 2019. – No 4. – С. 31–41. (С. 33). Aksenov Pavel A. Regulirovanie inostrannyh investitsyi v SSHA: ogranicheniya v usloviyah torgovoi voiny. [The US Foreign Investment Regulation: Trade War Restrictions.]. Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. 2019, No. 4, pp. 31–41. (In Russ.), (p. 33). >>>

Согласно этому закону, Комитет по иностранным инвестициям США должен быть в обязательном порядке уведомлен «об инвестициях, сделанных иностранными лицами или компаниями в американские активы, связанные с критической инфраструктурой, критическими технологиями или конфиденциальными личными данными» 9 . Как отмечает П. Аксенов, «Закон FIRRMA впервые ввёл обязательный режим регистрации в отношении определённых трансакций, в то время как в отношении всех других трансакций, подпадающих под юрисдикцию Комитета по иностранным инвестициям, уведомление остаётся добровольным» 10 .

16 Во Франции 1 января 2019 г. вступили в силу изменения, касающиеся оценки прямых иностранных инвестиций с точки зрения национальной безопасности. В результате был расширен перечень секторов, где иностранным инвесторам требуется получить разрешение, а также представлен список дополнительных оснований, по которым может быть отказано в осуществлении иностранных инвестиций.

Пересмотр условий иностранных инвестиций имел место не только на национальном уровне, но и в рамках ЕС. Принятые положения относительно прямых иностранных инвестиций в страны ЕС должны вступить в силу 11 октября 2020 г. Эти положения создают механизм обмена информацией относительно регуляторов в странах ЕС и оценки угроз таких инвестиций интересам безопасности более чем одной страны-члена ЕС; или ситуации, складывающейся в результате притока иностранного капитала, которая может нанести ущерб той или иной программе ЕС 11 . Устанавливаются также ориентиры для национальных политик членов ЕС в целях защиты ключевых интересов безопасности.

Пересмотр условий иностранных инвестиций имел место не только на национальном уровне, но и в рамках ЕС. Принятые положения относительно прямых иностранных инвестиций в страны ЕС должны вступить в силу 11 октября 2020 г. Эти положения создают механизм обмена информацией относительно регуляторов в странах ЕС и оценки угроз таких инвестиций интересам безопасности более чем одной страны-члена ЕС; или ситуации, складывающейся в результате притока иностранного капитала, которая может нанести ущерб той или иной программе ЕС 11 . Устанавливаются также ориентиры для национальных политик членов ЕС в целях защиты ключевых интересов безопасности.

18 Из отдельных стран ЕС, входящих также в «Большую двадцатку», в Германии, например, в декабре 2018 г. вступили в силу изменения процедуры рассмотрения инвестиций иностранных инвесторов из стран, не входящих в ЕС, в критически значимые сектора инфраструктуры, программное обеспечение, облачные технологии, информационные системы.
Читайте также:  Бизнес план с хорошей окупаемостью

В некоторых странах «Большой двадцатки» в последние годы были приняты меры, способствовавшие определённой либерализации режима для иностранных инвесторов в отдельных секторах. Так, с декабря 2018 г. в Бразилии разрешено 100%-ное участие иностранных компаний в сфере авиатранспортных услуг; был пересмотрен «Аэрокодекс», предписывавший потолок иностранного участия в 20% и возможность управления исключительно бразильской стороной 12 . Но для продолжения действия этой меры она должна быть одобрена парламентом в течение 180 дней. Необходимо иметь в виду, что эта мера может стать временной. Подобная ситуация уже имела место в 2016 году.

В некоторых странах «Большой двадцатки» в последние годы были приняты меры, способствовавшие определённой либерализации режима для иностранных инвесторов в отдельных секторах. Так, с декабря 2018 г. в Бразилии разрешено 100%-ное участие иностранных компаний в сфере авиатранспортных услуг; был пересмотрен «Аэрокодекс», предписывавший потолок иностранного участия в 20% и возможность управления исключительно бразильской стороной 12 . Но для продолжения действия этой меры она должна быть одобрена парламентом в течение 180 дней. Необходимо иметь в виду, что эта мера может стать временной. Подобная ситуация уже имела место в 2016 году.

В Китае 15 марта 2019 г. был одобрен новый закон об иностранных инвестициях (Foreign Investment Law of the People’s Republic of China, 2019), (с вступлением в силу 1 января 2020 г.), целью которого является улучшение условий для инвестиций из-за рубежа. Новое законодательство стало заменой действовавших ранее законов о совместных предприятиях; о полностью контролируемых иностранным капиталом предприятий. Закон 2019 г. усиливает защиту законных прав и интересов инвесторов.

В Китае 15 марта 2019 г. был одобрен новый закон об иностранных инвестициях (Foreign Investment Law of the People’s Republic of China, 2019), (с вступлением в силу 1 января 2020 г.), целью которого является улучшение условий для инвестиций из-за рубежа. Новое законодательство стало заменой действовавших ранее законов о совместных предприятиях; о полностью контролируемых иностранным капиталом предприятий. Закон 2019 г. усиливает защиту законных прав и интересов инвесторов.

Австралия и Канада увеличили порог объёма иностранных инвестиций, подлежащих оценке, для стран, входящих во Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение для Транстихоокеанского партнёрства (Comprehensive and Progressive Agreement for Trans-Pacific Partnership, CPTPP). Данное объединение (куда вошли Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Вьетнам, Бруней, Малайзия, Мексика, Перу, Чили) было образовано после выхода США из Транстихоокеанского партнёрства.

Австралия и Канада увеличили порог объёма иностранных инвестиций, подлежащих оценке, для стран, входящих во Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение для Транстихоокеанского партнёрства (Comprehensive and Progressive Agreement for Trans-Pacific Partnership, CPTPP). Данное объединение (куда вошли Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Вьетнам, Бруней, Малайзия, Мексика, Перу, Чили) было образовано после выхода США из Транстихоокеанского партнёрства.

22 Австралия повысила порог для оценки иностранных инвестиций с 266 млн австрал. долл. до 1 154 млн австралийских долларов.

Канада установила порог в 1 568 млн кан.х долл., в то время как для стран, не входящих во Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение для Транстихоокеанского партнёрства, этот порог составляет 1 045 млн кан. долларов 13 .

Канада установила порог в 1 568 млн кан.х долл., в то время как для стран, не входящих во Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение для Транстихоокеанского партнёрства, этот порог составляет 1 045 млн кан. долларов 13 .

24 В условиях возросшей неопределённости в международных экономических взаимосвязях, торговых ограничений в последние годы наблюдается тенденция к ограничительной практике в отношении иностранных инвестиций, диктуемая соображениями национальной безопасности. На примере стран «Большой двадцатки» отмечено введение новых правил регулирования прямых иностранных инвестиций, прежде всего в сфере стратегических технологий.

Характерной особенностью рассматриваемого периода являются попытки оценить возможные риски иностранных инвестиций не только для принимающей страны, входящей в ЕС, но и для других стран ЕС; создание более благоприятных условий для иностранных инвесторов из стран, входящих в то же объединение, что и принимающая страна (например, в рамках Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения для Транстихоокеанского партнёрства).

Характерной особенностью рассматриваемого периода являются попытки оценить возможные риски иностранных инвестиций не только для принимающей страны, входящей в ЕС, но и для других стран ЕС; создание более благоприятных условий для иностранных инвесторов из стран, входящих в то же объединение, что и принимающая страна (например, в рамках Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения для Транстихоокеанского партнёрства).

26 В то же время в ряде стран в некоторых секторах предприняты меры по упрощению допуска иностранных инвесторов, что может способствовать общему росту инвестиций из-за рубежа. Но общий прогноз притока прямых иностранных инвестиций на ближайший год остаётся далеким от оптимистичного в силу сочетания геополитических, экономических, а также эпидемиологических факторов, тормозящих принятие инвестиционных решений.

Библиография

3. Аксенов П.А. Налоговая реформа Трампа и американский бизнес. Международная торговля и торговая политика. – 2018. – No 2. – С. 91–103. Aksenov Pavel A. Nalogovaya reforma Trampa i amerikansky biznes. [Tax reform of Trump nd American business]. Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. 2018, No. 2, pp. 91–103. (In Russ.). https://doi.org/10.21686/2410-7395-2018-2-91-103

6. OECD Twenty-first Report on G20 Investment Measures. OECD. June 24, 2019.

Источник

Оцените статью