Прямые иностранные инвестиции россии статья

Прямые иностранные инвестиции в России

Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит

Статья просмотрена: 1499 раз

Библиографическое описание:

Гимазетдинова, Э. Я. Прямые иностранные инвестиции в России / Э. Я. Гимазетдинова, Н. И. Фокина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Москва : РИОР, 2011. — С. 126-128. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/565/ (дата обращения: 11.06.2021).

Модернизация российской экономики невозможна без привлечения иностранного капитала, прежде всего из-за отсутствия достаточных внутренних источников финансирования. Для нормализации российской экономики в ближайшие 5-7 лет, по оценке американской консалтинговой фирмы «Эрнст энд Янг», нужно 200-300 млрд. долларов. Эти средства в большой степени могут быть сформированы за счет привлечения иностранного капитала.

Таким образом, правовой базой инвестиций в РФ является:

-Закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 9 июля 1999г. (в ред. Федерального закона от 29.04.2008 № 58-ФЗ);

-Закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999г. (в ред. Федерального закона от 2 января 2000г. № 22-ФЗ).

Анализируя следующие законы видно, что есть противоречие законодательства РФ, состоящее в следующем. Одним из основных принципов регулирования иностранных инвестиций, закрепленных в международных договорах, является принцип предоставления национального режима иностранным инвесторам. Закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 9 июля 1999г. предусматривает в ст.4 изъятия стимулирующего характера в виде определенных льгот, что не согласуется с Законом «Об инвестиционной деятельности в РФ осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999г: ущемляет права российских инвесторов при реализации приоритетного инвестиционного проекта (не предоставляя гарантий ст.9 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ» от 9 июля 1999г.) Получается, что Закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 9июля 1999г. не придерживается принятого в международной практике мнения о том, что равный режим инвесторов, действующих в равных обстоятельствах, а также свободная конкуренция между ними являются наилучшими условиями для создания благоприятного инвестиционного климата.

Мировой опыт показал, что прямые иностранные инвестиции имеют ряд существенных преимуществ перед другими формами финансирования экономики. В- первых, это дополнительный источник капитальных вложений в производство товаров и услуг, нередко осуществляемых в виде передачи технологии, ноу-хау, передовых методов управления и т.д. Во-вторых, прямые иностранные инвестиции не ложатся бременем на государственный бюджет и на внешний долг государства. При международном сравнении достигнутый приток иностранных инвестиций в Россию выглядит весьма скромно. Объемы прямых иностранных инвестиций, например, в экономику Китая более чем в 10 раз превышают российские показатели. С точки зрения инвестиционного климата Россия проигрывает не только западным и многим развивающимся государствам, но и некоторым странам СНГ. Среди государств Центральной и Восточной Европы Россия занимает последнее место по объему иностранных инвестиций на душу населения, притом, что ее мировой экспорт капитала достигает 200 млрд. долларов.

Каждый год вариация по регионам показателя доли прямых инвестиций в общем объеме инвестиций от 0 до 100%. В целом можно отметить, что доля прямых инвестиций нередко относительно высока в регионах, промышленность которых ориентирована в основном на внутренний рынок, а среди регионов с сырьевыми, экспортно — ориентиронными отраслями есть регионы с пониженной долей прямых инвестиций (это, например, Белгородская, Челябинская, Омская области, Красноярский край, Якутия). И хотя из этого правила есть немало исключений, тем не менее, справедливость этой закономерности хорошо видна по перечням регионов, являвшихся в 2009г. лидерами по общим привлеченных иностранных инвестиций и прямым иностранным инвестициям на душу населения (таб.1). Из 14 регионов, где общий объем иностранных инвестиций превысил 100 долларов США на человека, только 3 региона не имеют экспортной ориентированности экономики (Москва, Санкт-Петербург и Московская область). Из 14 регионов- лидеров по объемам прямых иностранных инвестиций на душу населения- 9 регионов, экономика которых ориентирована на внутренний рынок (помимо названных регионов, это Ленинградская, Калужская, Самарская, Костромская, Новгородская области, Краснодарский край).

Читайте также:  Григорий баршевский хочешь выжить инвестируй 65 шагов от нуля до профи

Регионы- лидеры по объемам иностранных инвестиций на душу населения в 2009г.

Источник

Анализ структуры и динамики прямых иностранных инвестиций в РФ

Рубрика: 8. Мировая экономика

Дата публикации: 08.01.2017

Статья просмотрена: 20343 раза

Библиографическое описание:

Азатян, М. О. Анализ структуры и динамики прямых иностранных инвестиций в РФ / М. О. Азатян. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 10-14. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/220/11698/ (дата обращения: 11.06.2021).

В статье проводится обзор прямых иностранных инвестиций в Российскую Федерацию и их динамика. Выделены основные проблемы в инвестиционной сфере, а также рассмотрены позиции России в международных рейтингах.

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, инвестиционная привлекательность, динамика прямых иностранных инвестиций, привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику РФ

This article describes an overview of the direct foreign investments in the Russian Federation and it’s dynamics. Presents the main problems in the field of investment activity and describes Russia’s position in international rankings.

Keywords: foreign direct investment, the investment attractiveness, foreign direct investment dynamics, foreign direct investment in the Russian economy

На современном этапе каждая страна вовлечена в международное инвестиционное сотрудничество. ТНК, в рамках которых осуществляется большая часть иностранных инвестиций, являются одним из важнейших субъектов мировой экономики. В Российской Федерации происходит пересмотр правового регулирования ПИИ, создаются новые условия для привлечения иностранных инвесторов, такие как ОЭЗ (особые экономические зоны), ТОР (территория опережающего развития) и СРП (соглашение о разделе продукции). Однако, несмотря на новые возможности потенциал использован не в полной мере, таким образом анализ динамики ПИИ в РФ является актуальной проблемой.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) — это приобретение активов иностранных предприятий с целью осуществления контроля над ними (с вложениями в уставной капитал предприятия доли свыше 10 %) [7].

Современная экономическая ситуация в России имеет все признаки неустойчивости в связи с введением рядом западных стран санкций против России, падением мировых цен на нефть и ослаблением курса рубля.

Активизация инвестиционной деятельности является важным инструментом для оживления экономики, иностранные «инъекции» в российскую экономику могут поспособствовать увеличению ее производительных возможностей и стать фактором экономического развития.

Динамика прямых иностранных инвестиций в Россию за последние 10 лет неоднозначна, проведя анализ объема ПИИ в Российской Федерации с 2006 по 2016г. можно отметить, что наибольший объем ПИИ наблюдался в 2008г. в размере 74783 млн. долл. В 2009г. ситуация в корне поменялась, и последовал резкий спад, объем ПИИ составил 36583 млн. долл., что на 49 % меньше по сравнению с 2008г. Однако в 2010–2011гг. их объем увеличился на 50,6 % по отношению к 2009г., а в 2013г. вырос на 36,8 % по сравнению с предыдущим годом и составил 69219 млн. долл. В 2014г. последовало резкое снижение ПИИ, объем прямых инвестиций составил всего 20958 млн. долл., что на 30,3 % меньше по сравнению с предыдущим годом. В период 1994–2016гг., самый высокий показатель был достигнут в первом квартале 2013г., составив 40140 млн. долл., а рекордно низкий уровень в четвертом квартале 2005г. – 3922 млн. долл. [10]

Рис. 1. Динамика ПИИ РФ 2006–2014 г. [10]

В 2014–2015г. наблюдался резкий спад в притоке ПИИ, однако во втором квартале 2016г. ПИИ в Россию увеличились на 7115 млн долл. и в 2017г. ожидается продолжение их прироста.

Рис. 2. Приток ПИИ, млн. долларов 2015–2016г. [10]

Начавшееся во второй половине 2014г. резкое изменение страновой структуры ПИИ, во втором полугодии 2015-го продолжилось. Если в 2014г. лидером по объему вложений в Россию был Кипр, то в 2015г. он уступил первенство Багамам, откуда была обеспечена половина всех вложений в уставный капитал и 18 % реинвестированных доходов. Нидерланды, Швейцария, Люксембург и Ирландия активнее других уменьшали свои вложения в Россию. Единственной страной Западной Европы, продолжившей увеличивать ПИИ в Россию в виде реинвестированной прибыли осталась Германия. В условиях обострения отношений России с Западом сотрудничество со странами БРИКС может стать фактором, компенсирующим потери на других рынках.

Отечественные инвесторы активнее всего уменьшали свои вложения в Нидерландах, Швейцарии, Великобритании, Грузии и на Украине. При этом вложения, осуществленные в 2014г. на Кайманы, Сейшелы, Сент-Винсент и Гренадины, в первом полугодии 2015г. перемещали в первую очередь на Британские Виргинские острова, Багамы и Бермуды [2].

В связи с введением санкций закрытие иностранных предприятий продолжалось в 2015г. в промышленности и сфере услуг. В 2015г. закрылось производство автомобилей Opel, в IT сфере закрылись офисы Google, Skype, Adobe Systems, значительно сократил своё присутствие Raiffesen Bank.

ПИИ вРФ вI-II кв. 2016г. по видам экономической деятельности [9]

Среди отраслей промышленности большая часть инвестиций, как и ранее приходится на оптовую и розничную торговлю, обрабатывающее производство, финансы и добычу полезных ископаемых. Рухнули инвестиции в металлургическое производство, сферу информационных технологий, здравоохранения, образования и научных исследований [5].

В рейтинге стран по объему ПИИ Россия в 2013 году занимала третье место, уступив только США и Китаю, а в 2014 году по данным UNCTAD уже не вошла даже в первую десятку. Несмотря на богатые природные ресурсы, и масштабный потребительский рынок в список самых привлекательных стран для инвесторов Россия в 2014 году не вошла, хотя в 2013 году занимала в нем 11 место.[1]

Международная инвестиционная позиция Российской Федерации, млн. долл.[2]

Остатокна1.01.2015

Изменения

Остатокна1.01.2016

Чистая международная инвестиционная позиция

Активы

Прямые инвестиции

Участие в капитале и паи/акции инвестиционных фондов

Портфельные инвестиции

Участие в капитале и паи/акции инвестиционных фондов

Долговые ценные бумаги

Прочие инвестиции

Прочее участие в капитале

Наличная валюта и депозиты

Страховые и пенсионные программы, программы стандартных гарантий

Торговые кредиты и авансы

Прочая дебиторская задолженность

Резервные активы

Согласно таблице 2, чистый прирост активов возрос только в долговые инструменты, долговые ценные бумаги и в прочие инвестиции. Чистое уменьшение прямых иностранных инвестиций составило — 48412 млн. долларов.

Анализ структуры ПИИ показывает, что значительная часть иностранных инвестиций не приводит к увеличению основных фондов. В структуре иностранных инвестиций, поступающих в Россию велика доля долговых инструментов, которые не влияют на прирост капитала. Слияния и поглощения, являясь покупкой уже действующих предприятий, уменьшают его прирост, что указывает на осторожность инвесторов, их неготовность нести риски, связанные с созданием и управлением бизнесом.

Структура ПИИ вРФ по видам (2011–2014г.)[3]

2011

2012

2013

2014

Покупка/продажа новых акций (паёв, долей)

Всего инвестиций, изменяющих капитал

Слияния и поглощения

Всего участие в капитале

ПИИ могут послужить механизмом повышения конкурентоспособности России в мировой экономике, путем использования существующих конкурентных преимуществ и привнесения новых.

Формирование политики государства по привлечению ПИИ в страну должны включать следующие направления:

− признание роли ПИИ как важного конкурентного преимущества для развития страны;

− системная политика государственной поддержки иностранных инвестиций, в том числе обеспечение льготных условий для инвесторов, инвестирующих в приоритетные отрасли экономики;

− перенос центра внимания с количественных, финансовых аспектов ПИИ на качественные. Главным приоритетом должны стать современные технологии, передача которых возможна по каналам ПИИ;

− пересмотр отраслевых приоритетов ПИИ;

− учет и задействование конкурентных стратегий ТНК, где главной целью должно стать соединение принадлежащих им технологий, менеджмента и контроля над глобальными рынками с российскими сырьевыми и интеллектуальными ресурсами, высокообразованной рабочей силой и пилотными научно-техническими разработками для создания более конкурентоспособных на мировом рынке производств [4].

Российская экономика обладает рядом привлекательных для иностранного инвестора особенностей, среди которых следует выделить большую емкость внутреннего рынка, богатые природные ресурсы, относительно дешевую рабочую силу, научный потенциал и т. д.

Несмотря на повышение позиций в рейтинге Всемирного банка «DoingBusiness», в котором Россия в 2015 году поднялась на 51 место, его результаты не замечают инвесторы, которые считают главным препятствием на пути модернизации и расширения объемов иностранных инвестиций -недоработки нормативно-правовой базы, коррупцию и бюрократию. На данном этапе добавилась экономическая и политическая нестабильность как в России, так и в мировой экономике в целом.

На основе проведенного анализа, можно говорить о том, что действующие формы национального регулирования иностранных инвестиций и состояние мировой экономики пока не позволяют преодолеть негативные факторы инвестиционной привлекательности Российской Федерации и, следовательно, не способствуют увеличению притока ПИИ.

Необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу в сфере иностранного инвестирования, заострив внимание на применении принятых в международной практике принципов недискриминации, мер стимулирования инвестиционной деятельности. В условиях политики импортозамещения крайне важным является создание режима наибольшего благоприятствования инвесторам, направляющим свои вложения в медицину, образование, науку, культуру, инновации и др., поощрения отдельных, важных для экономики России видов деятельности, включая импорт новых технологий, поддержка мелких и средних иностранных компаний.

Национальное законодательство должно адаптироваться к условиям международных инвестиционных и торговых организаций и расширение практики двух- и многосторонних соглашений о гарантиях и взаимной защите инвестиций.

Таким образом, России необходимо активизировать приток ПИИ, путем доработки и изменения существующей инвестиционной политики и мер стимулирования иностранных инвестиций, так как прямые иностранные инвестиции — это эффективное средство повышения конкурентоспособности и укрепления положения страны в мировой экономике, которое помимо дополнительного финансирования дает возможность передачи прогрессивных технологий в мировом пространстве.

Источник

Читайте также:  Временный кошелек для биткоинов
Оцените статью