- Иностранные инвестиции. Зубченко Л.А.
- Прямые иностранные инвестиции в мире
- Содержание
- Прямые иностранные инвестиции в России
- Прямые иностранные инвестиции в Европе
- 2020: Китай стал лидером по прямым иностранным инвестициям, опередив США
- Прямые иностранные инвестиции pdf
- Динамика и факторы притока прямых иностранных инвестиций в страны «Большой двадцатки»
- Новая волна регуляторов
- Новая волна регуляторов
- Библиография
Иностранные инвестиции. Зубченко Л.А.
М.: Книгодел, 2006. — 160 с.
В учебном пособии рассматриваются иностранные инвестиции как форма международного движения капиталов. В частности, подчеркивается, что все более активное стремление России участвовать в этих процессах, в первую очередь в качестве импортера капитала, является важным стимулом вовлечения страны в систему мирохозяйственных связей и фактором ускорения рыночных реформ и структурных преобразований российской экономики.
В пособии также описываются формы и методы регулирования иностранных инвестиций на международном и национальном уровнях; раскрывается понятие «свободные экономические зоны», рассматриваются проблемы рисков в сфере международного предпринимательства. Пособие содержит вопросы для повторения и словарь терминов. Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений.
Формат: pdf / zip
Скачать / Download файл
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ИНВЕСТИЦИИ КАК ФОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА 7
1.1. Иностранные инвестиции: сущность, основные понятия и классификация 7
1.2. Объем и структура иностранных инвестиций в России 17
1.3. Особенности и этапы создания предприятий с зарубежным?’ партнерами в России 25
2. МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ. ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН .. 40
2.1. Двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций 41
2.2. Регулирование иностранных инвестиций на региональном уровне 43
2.3. Многостороннее регулирование иностранных инвестиций . 45
2.4. Участие России в международном регулировании иностранных инвестиций 51
2.5. Опыт зарубежных стран: условия стабильности деятельности иностранного инвестора. «Дедушкина оговорка» 53
3. ОСОБЫЕ (СВОБОДНЫЕ) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ 59
3.1. Общие условия и предпосылки создания ОЭЗ 61
3.2. Классификация ОЭЗ 63
3.3. Общие итоги и уроки функционирования ОЭЗ 66
3.4. Опыт создания ОЭЗ в России 68
4. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 80
4.1. Законы, регулирующие иностранные инвестиции 80
4.2. Соглашения о разделе продукции 85
4.3. Оффшорные операции 91
4.4. Налогообложение иностранных инвесторов в зарубежных странах 99
4.5. Налогообложение иностранных инвесторов в России 103
4.6. Режим регистрации компаний с иностранным капиталом в зарубежных странах 113
4.7. Регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями в России 115
5. РИСКИ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 121
5.1. Классификация предпринимательских рисков 121
5.2. Основные методы оценки и управления рисками 126
5.3. Главные механизмы снижения рисков 131
5.4. Особенности предпринимательских рисков в России 141
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 147
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 151
О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «
Источник
Прямые иностранные инвестиции в мире
Содержание
Прямые иностранные инвестиции в России
Прямые иностранные инвестиции в Европе
2020: Китай стал лидером по прямым иностранным инвестициям, опередив США
По итогам 2020 года Китай стал лидером по прямым иностранным инвестициям, опередив США. Об этом свидетельствуют данные Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Прямые иностранные инвестиции включают в себя, например, строительство зарубежными компаниями новых заводов, расширение присутствия в стране или приобретение ими местных компаний.
В 2020 году в китайскую экономику было инвестировано $163 млрд из-за рубежа, что на 4% больше, чем годом ранее, тогда как американская экономика привлекла около $134 млрд (почти вдвое меньше в сравнении с 2019-м). В России иностранные инвестиции уменьшились на 96% — с $32 млрд до $1,1 млрд.
Как отмечает BBC, в США иностранные инвестиции снижаются с 2016 года, когда они достигли максимума ($472 млрд). В Китае же этот показатель непрерывно растет. Еще в 2019 году разрыв между странами был практически двукратным: США получили $251 млрд новых зарубежных инвестиций, а КНР — с $140 млрд.
По прогнозам аналитиков британского Центра экономических и бизнес-исследований (CEBR), благодаря пандемии коронавируса COVID-19 экономика Китая обгонит американскую в 2028 г. – на пять лет раньше, чем прогнозировалось ранее. Как отмечают аналитики CEBR, Китай гораздо лучше перенес пандемию и экономика страны восстанавливается быстрее, чем американская.
В глобальном масштабе объем иностранных инвестиций в год пандемии снизился на 42% — с $1,5 трлн в 2019 году до $859 млрд по итогам 2020-го. Этот показатель стал наименьшим в XXI веке. Даже в период мирового финансового кризиса объем инвестиций был примерно на 30% выше нынешнего уровня.
По оценкам ЮНКТАД, в Европейском союзе объем привлеченных в 2020 году иностранных инвестиций упал на 71%. В Германии темпы падения достигли 61%. [1]
Источник
Прямые иностранные инвестиции pdf
Страны Группы двадцати, или «Большой двадцатки» (G20) 1 , созданной в 1999 г., по данным на 2018 г. (ЮНКТАД), аккумулировали 67% притока прямых иностранных инвестиций в страны мира. В абсолютном выражении это составило 871 млрд долл., уменьшившись в сравнении с аналогичным показателем 2017 .(909 млрд долл.).
Динамика и факторы притока прямых иностранных инвестиций в страны «Большой двадцатки»
Страны Группы двадцати, или «Большой двадцатки» (G20) 1 , созданной в 1999 г., по данным на 2018 г. (ЮНКТАД), аккумулировали 67% притока прямых иностранных инвестиций в страны мира. В абсолютном выражении это составило 871 млрд долл., уменьшившись в сравнении с аналогичным показателем 2017 .(909 млрд долл.).
Динамика притока прямых иностранных инвестиций в страны «Большой двадцатки» в 2018–2019 гг. отражала общемировую тенденцию к замедлению этого процесса в последние годы, с неустойчивостью процесса по разным странам. Наибольшее падение притока прямых иностранных инвестиций в мире затронуло страны Европы (на 55%), а их рост отмечен в Африке (на 11%) 2 .
Динамика притока прямых иностранных инвестиций в страны «Большой двадцатки» в 2018–2019 гг. отражала общемировую тенденцию к замедлению этого процесса в последние годы, с неустойчивостью процесса по разным странам. Наибольшее падение притока прямых иностранных инвестиций в мире затронуло страны Европы (на 55%), а их рост отмечен в Африке (на 11%) 2 .
В 2019 г., по предварительной оценке, мировой объём прямых иностранных инвестиций был несколько ниже (1,39 трлн долл.), чем по уточнённой оценке на 2018 г. (1,41 трлн долл.). Их приток увеличился в страны с переходной экономикой на 65%; уменьшился на 6% в развитые страны и на 6% в развивающиеся 3 .
В 2019 г., по предварительной оценке, мировой объём прямых иностранных инвестиций был несколько ниже (1,39 трлн долл.), чем по уточнённой оценке на 2018 г. (1,41 трлн долл.). Их приток увеличился в страны с переходной экономикой на 65%; уменьшился на 6% в развитые страны и на 6% в развивающиеся 3 .
Одним из факторов стал резкий рост репатриации накопленных прибылей американскими компаниями в 2018 г. 4 К числу более общих и долгосрочных факторов можно отнести политику ограничений иностранной собственности, которые основаны на соображениях национальной безопасности, использовании стратегических технологий. Неопределённость изменения границ применения регуляторов в торговых и инвестиционных отношениях также не способствует ожиданиям существенного роста притока иностранных инвестиций.
Одним из факторов стал резкий рост репатриации накопленных прибылей американскими компаниями в 2018 г. 4 К числу более общих и долгосрочных факторов можно отнести политику ограничений иностранной собственности, которые основаны на соображениях национальной безопасности, использовании стратегических технологий. Неопределённость изменения границ применения регуляторов в торговых и инвестиционных отношениях также не способствует ожиданиям существенного роста притока иностранных инвестиций.
Приток прямых иностранных инвестиций в страны «Большой двадцатки», млн долл.
C траны
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
Приток прямых иностранных инвестиций в страны «Большой двадцатки», млн долл.
C траны
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
Одновременно произошло сокращение их притока в Великобританию – до 61 млрд долл. 5 . В целом по ЕС приток прямых иностранных инвестиций снизился в 2019 г., но по отдельным странам наблюдался их значительный прирост, например, в Германии.
Одновременно произошло сокращение их притока в Великобританию – до 61 млрд долл. 5 . В целом по ЕС приток прямых иностранных инвестиций снизился в 2019 г., но по отдельным странам наблюдался их значительный прирост, например, в Германии.
Новая волна регуляторов
Во втором десятилетии значительно усилилось внимание к оценке последствий притока иностранных инвестиций для национальных экономик. Тенденция к усилению контроля над иностранными инвестициями в целях обеспечения национальной безопасности характерна и для стран, не входящих в «Большую двадцатку», и связано это в том числе с множеством факторов, оказывающих влияние на растущую неопределённость в мировом хозяйстве 6 . Вместе с тем, в ряде стран по отдельным секторам режим для иностранных инвестиций стал более благоприятным в последние годы, что не исключает краткосрочность принятых решений и возврат к прежним нормам.
Новая волна регуляторов
Во втором десятилетии значительно усилилось внимание к оценке последствий притока иностранных инвестиций для национальных экономик. Тенденция к усилению контроля над иностранными инвестициями в целях обеспечения национальной безопасности характерна и для стран, не входящих в «Большую двадцатку», и связано это в том числе с множеством факторов, оказывающих влияние на растущую неопределённость в мировом хозяйстве 6 . Вместе с тем, в ряде стран по отдельным секторам режим для иностранных инвестиций стал более благоприятным в последние годы, что не исключает краткосрочность принятых решений и возврат к прежним нормам.
В Германии, Франции, Италии, Соединённых Штатах принятые изменения в регулировании прямых иностранных инвестиций вступили в силу до середины 2019 г. 7 . В Китае и ЮАР новые правила должны вступить позже. В Великобритании, Японии, других странах также рассматриваются изменения в данной сфере.
В Германии, Франции, Италии, Соединённых Штатах принятые изменения в регулировании прямых иностранных инвестиций вступили в силу до середины 2019 г. 7 . В Китае и ЮАР новые правила должны вступить позже. В Великобритании, Японии, других странах также рассматриваются изменения в данной сфере.
В Соединённых Штатах – главном центре притока прямых иностранных инвестиций – в 2018 г. был принят закон «О модернизации рассмотрения рисков иностранных инвестиций» (Foreign Investment Risk Review Modernization Act) 8 , который стал этапом ужесточения требований к рассмотрению и допуску иностранных инвестиций в ряде секторов экономики.
В Соединённых Штатах – главном центре притока прямых иностранных инвестиций – в 2018 г. был принят закон «О модернизации рассмотрения рисков иностранных инвестиций» (Foreign Investment Risk Review Modernization Act) 8 , который стал этапом ужесточения требований к рассмотрению и допуску иностранных инвестиций в ряде секторов экономики.
Согласно этому закону, Комитет по иностранным инвестициям США должен быть в обязательном порядке уведомлен «об инвестициях, сделанных иностранными лицами или компаниями в американские активы, связанные с критической инфраструктурой, критическими технологиями или конфиденциальными личными данными» 9 . Как отмечает П. Аксенов, «Закон FIRRMA впервые ввёл обязательный режим регистрации в отношении определённых трансакций, в то время как в отношении всех других трансакций, подпадающих под юрисдикцию Комитета по иностранным инвестициям, уведомление остаётся добровольным» 10 .
8. Аксенов П.А. Регулирование иностранных инвестиций в США: ограничения в условиях торговой войны. Международная торговля и торговая политика. – 2019. – No 4. – С. 31–41. (С. 33). Aksenov Pavel A. Regulirovanie inostrannyh investitsyi v SSHA: ogranicheniya v usloviyah torgovoi voiny. [The US Foreign Investment Regulation: Trade War Restrictions.]. Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. 2019, No. 4, pp. 31–41. (In Russ.), (p. 33). >>>
Согласно этому закону, Комитет по иностранным инвестициям США должен быть в обязательном порядке уведомлен «об инвестициях, сделанных иностранными лицами или компаниями в американские активы, связанные с критической инфраструктурой, критическими технологиями или конфиденциальными личными данными» 9 . Как отмечает П. Аксенов, «Закон FIRRMA впервые ввёл обязательный режим регистрации в отношении определённых трансакций, в то время как в отношении всех других трансакций, подпадающих под юрисдикцию Комитета по иностранным инвестициям, уведомление остаётся добровольным» 10 .
Пересмотр условий иностранных инвестиций имел место не только на национальном уровне, но и в рамках ЕС. Принятые положения относительно прямых иностранных инвестиций в страны ЕС должны вступить в силу 11 октября 2020 г. Эти положения создают механизм обмена информацией относительно регуляторов в странах ЕС и оценки угроз таких инвестиций интересам безопасности более чем одной страны-члена ЕС; или ситуации, складывающейся в результате притока иностранного капитала, которая может нанести ущерб той или иной программе ЕС 11 . Устанавливаются также ориентиры для национальных политик членов ЕС в целях защиты ключевых интересов безопасности.
Пересмотр условий иностранных инвестиций имел место не только на национальном уровне, но и в рамках ЕС. Принятые положения относительно прямых иностранных инвестиций в страны ЕС должны вступить в силу 11 октября 2020 г. Эти положения создают механизм обмена информацией относительно регуляторов в странах ЕС и оценки угроз таких инвестиций интересам безопасности более чем одной страны-члена ЕС; или ситуации, складывающейся в результате притока иностранного капитала, которая может нанести ущерб той или иной программе ЕС 11 . Устанавливаются также ориентиры для национальных политик членов ЕС в целях защиты ключевых интересов безопасности.
В некоторых странах «Большой двадцатки» в последние годы были приняты меры, способствовавшие определённой либерализации режима для иностранных инвесторов в отдельных секторах. Так, с декабря 2018 г. в Бразилии разрешено 100%-ное участие иностранных компаний в сфере авиатранспортных услуг; был пересмотрен «Аэрокодекс», предписывавший потолок иностранного участия в 20% и возможность управления исключительно бразильской стороной 12 . Но для продолжения действия этой меры она должна быть одобрена парламентом в течение 180 дней. Необходимо иметь в виду, что эта мера может стать временной. Подобная ситуация уже имела место в 2016 году.
В некоторых странах «Большой двадцатки» в последние годы были приняты меры, способствовавшие определённой либерализации режима для иностранных инвесторов в отдельных секторах. Так, с декабря 2018 г. в Бразилии разрешено 100%-ное участие иностранных компаний в сфере авиатранспортных услуг; был пересмотрен «Аэрокодекс», предписывавший потолок иностранного участия в 20% и возможность управления исключительно бразильской стороной 12 . Но для продолжения действия этой меры она должна быть одобрена парламентом в течение 180 дней. Необходимо иметь в виду, что эта мера может стать временной. Подобная ситуация уже имела место в 2016 году.
В Китае 15 марта 2019 г. был одобрен новый закон об иностранных инвестициях (Foreign Investment Law of the People’s Republic of China, 2019), (с вступлением в силу 1 января 2020 г.), целью которого является улучшение условий для инвестиций из-за рубежа. Новое законодательство стало заменой действовавших ранее законов о совместных предприятиях; о полностью контролируемых иностранным капиталом предприятий. Закон 2019 г. усиливает защиту законных прав и интересов инвесторов.
В Китае 15 марта 2019 г. был одобрен новый закон об иностранных инвестициях (Foreign Investment Law of the People’s Republic of China, 2019), (с вступлением в силу 1 января 2020 г.), целью которого является улучшение условий для инвестиций из-за рубежа. Новое законодательство стало заменой действовавших ранее законов о совместных предприятиях; о полностью контролируемых иностранным капиталом предприятий. Закон 2019 г. усиливает защиту законных прав и интересов инвесторов.
Австралия и Канада увеличили порог объёма иностранных инвестиций, подлежащих оценке, для стран, входящих во Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение для Транстихоокеанского партнёрства (Comprehensive and Progressive Agreement for Trans-Pacific Partnership, CPTPP). Данное объединение (куда вошли Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Вьетнам, Бруней, Малайзия, Мексика, Перу, Чили) было образовано после выхода США из Транстихоокеанского партнёрства.
Австралия и Канада увеличили порог объёма иностранных инвестиций, подлежащих оценке, для стран, входящих во Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение для Транстихоокеанского партнёрства (Comprehensive and Progressive Agreement for Trans-Pacific Partnership, CPTPP). Данное объединение (куда вошли Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Вьетнам, Бруней, Малайзия, Мексика, Перу, Чили) было образовано после выхода США из Транстихоокеанского партнёрства.
Канада установила порог в 1 568 млн кан.х долл., в то время как для стран, не входящих во Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение для Транстихоокеанского партнёрства, этот порог составляет 1 045 млн кан. долларов 13 .
Канада установила порог в 1 568 млн кан.х долл., в то время как для стран, не входящих во Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение для Транстихоокеанского партнёрства, этот порог составляет 1 045 млн кан. долларов 13 .
Характерной особенностью рассматриваемого периода являются попытки оценить возможные риски иностранных инвестиций не только для принимающей страны, входящей в ЕС, но и для других стран ЕС; создание более благоприятных условий для иностранных инвесторов из стран, входящих в то же объединение, что и принимающая страна (например, в рамках Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения для Транстихоокеанского партнёрства).
Характерной особенностью рассматриваемого периода являются попытки оценить возможные риски иностранных инвестиций не только для принимающей страны, входящей в ЕС, но и для других стран ЕС; создание более благоприятных условий для иностранных инвесторов из стран, входящих в то же объединение, что и принимающая страна (например, в рамках Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения для Транстихоокеанского партнёрства).
Библиография
3. Аксенов П.А. Налоговая реформа Трампа и американский бизнес. Международная торговля и торговая политика. – 2018. – No 2. – С. 91–103. Aksenov Pavel A. Nalogovaya reforma Trampa i amerikansky biznes. [Tax reform of Trump nd American business]. Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. 2018, No. 2, pp. 91–103. (In Russ.). https://doi.org/10.21686/2410-7395-2018-2-91-103
6. OECD Twenty-first Report on G20 Investment Measures. OECD. June 24, 2019.
Источник