Прямые иностранные инвестиции чехии

Экономика Чехии — Economy of the Czech Republic

Статистика Население 10 701 777 (31 декабря 2020 г.) ВВП
  • 242 миллиарда долларов (номинал, оценка на 2020 год)
  • $ 431 млрд ( ППС , оценка 2020 г.)
  • 3,2% (2018 г.) 2,3% (2019 г.)
  • −6,5% (2020 г.) 5,1% (2021 г.)
  • $ 22 627 (номинал, оценка на 2020 г.)
  • $ 40 293 (ППС, оценка на 2020 г.)
  • 3,3% (оценка на 2020 г.)
  • 2,9% (2019)
  • 2,2% (2018)
  • 9,7% (2017 г.)
  • 12,5% подвержены риску бедности или социальной изоляции (AROPE, 2019)
24,0 низкий (2019 г., Евростат )
  • 0.900 очень высокий , 2019 ( 27-е )
  • 0,860 очень высокий IHDI , 2019 ( 12-е место )
  • 5 376 592 (2019)
  • Уровень занятости 79,9% (цель: 75%; 2018 г.)
  • 2,7% (август 2020 г.)
  • 8,9% безработица среди молодежи (от 15 до 24 лет; июль 2020 г.)
  • Инженерное дело
  • электроника
  • автомобили
  • металлургия
  • машины
  • химикаты
  • фармацевтические препараты
41-е (очень легко, 2020) Внешний Экспорт 161,2 миллиарда долларов (2016)
  • Машинное оборудование
  • прецизионное инженерное оборудование
  • транспортное оборудование
  • электроника
  • фармацевтические препараты
  • медицинское оборудование
  • ЕС (+) 84,1% (2016)
  • Германия (+) 32,4%
  • Словакия (+) 8,4%
  • Польша (+) 5,8%
  • Франция (+) 5,2%
  • Соединенное Королевство (+) 5,2%
  • Италия (+) 4,2%
  • Австрия (+) 4,1%
  • (2016)
Импорт 140,3 миллиарда долларов (2016)
  • Компоненты машинного оборудования
  • сырье и топливо
  • химикаты
  • ЕС (+) 77,2%
  • Германия (+) 30,6%
  • Польша (+) 9,6%
  • Китай (+) 7,5%
  • Словакия (+) 6,3%
  • Нидерланды (+) 5,3%
  • Италия (+) 4,1%
  • (2016)
  • 185,6 млрд долларов (оценка на 31 декабря 2017 г.) 35-е место
  • За рубежом: 54,39 миллиарда долларов (оценка на 31 декабря 2017 года).
$ 2,317 млрд (2017 г.) 36-е место 205,2 млрд долларов (оценка на 31 декабря 2017 г.) 44-е место −26,4% ВВП (2017) Государственные финансы
  • 30,8% ВВП (2019)
  • 1,739 трлн чешских крон (2019)
  • Положительное сальдо 15,4 млрд чешских крон (2019)
  • + 0,3% ВВП (2019)
Доходы 42,1% ВВП (2019) Затраты 41,9% ВВП (2019)
  • Standard & Poor’s :
  • AA (внутренний)
  • AA- (иностранный)
  • AA + (оценка условий)
  • Сфера:
  • AA
151,69 млрд долларов (оценка за январь 2018 г .; 17-е )

Экономика Чехии является развитой экспортно-ориентированным социальными рыночной экономикой на основе в сфере услуг, производство и инновации, который поддерживает высокий уровень доходов государства благосостояния и европейскую социальную модель . В Чехии участвует в едином европейском рынке в качестве члена Европейского союза , следовательно, и является частью экономики Европейского Союза , но использует свою собственную валюту, чешскую крону , вместо евро . Он является членом ОЭСР . Чешская Республика занимает 13 -е место по уровню человеческого развития с поправкой на неравенство и 14-е место в Индексе человеческого капитала Всемирного банка, опережая такие страны, как США , Великобритания или Франция . The Guardian описал ее как «одну из самых процветающих экономик Европы».

На промышленный сектор приходится 37,5% экономики, на услуги 60% и на сельское хозяйство 2,5%. Основными отраслями промышленности являются высокотехнологичные инженерные, электроника и машиностроение, производство стали, транспортное оборудование (автомобильный, железнодорожный и авиационно — космической промышленности ), химические вещества , современные материалы и лекарственные препараты . Основные услуги включают исследования и разработки , ИКТ и разработку программного обеспечения, нанотехнологии и науки о жизни, среди прочего. Основная сельскохозяйственная продукция — зерновые , растительные масла и хмель .

По состоянию на 2018 год ВВП Чехии на душу населения по паритету покупательной способности составляет 37 370 долларов США и 22 850 долларов США по номинальной стоимости . По состоянию на июнь 2019 года уровень безработицы в Чешской Республике был самым низким в ЕС — 1,9%, а уровень бедности — второй по величине среди членов ОЭСР после Дании . Чешская Республика занимает 24-е место как в Индексе экономической свободы (после Норвегии ), так и в Глобальном индексе инноваций (после Австралии ), 32-е место в Отчете о глобальной конкурентоспособности , 41-е место в индексе легкости ведения бизнеса и 25-е место в Глобальном отчете по развитию торговли. (после Канады ). Крупнейшим торговым партнером как по экспорту, так и по импорту является Германия и другие члены ЕС в целом. Чешская Республика имеет очень разнообразную экономику, которая занимает 9-е место в Индексе экономической сложности 2017 года .

СОДЕРЖАНИЕ

История

До 1989 г.

Чешские земли были одними из первых промышленно развитых стран континентальной Европы в эпоху Германской Конфедерации . Чешская индустриальная традиция восходит к 19 веку, когда земли чешской короны были экономическим и промышленным центром Австрийской империи, а затем австрийской части Австро-Венгрии . Чешские земли производили большую часть (около 70%) всех промышленных товаров в империи, некоторые из которых были почти монопольными. Чехословацкая крона была введена в апреле 1919 года. Введенная в соотношении 1: 1 к австро-венгерской валюте, она стала одной из самых стабильных валют в Европе. Первая республика вошла в десятку самых развитых стран мира (после США, Канады, Австралии, Швейцарии, Аргентины, Великобритании, Франции, Швеции и Бельгии).

Последствия Мюнхенского соглашения 1938 года и последующей оккупации были катастрофическими для экономики. После оккупации и принудительного подчинения экономики немецким экономическим интересам крона была официально привязана к марке в соотношении 1:10, хотя неофициальный обменный курс составлял 1: 6-7, и немцы сразу же начали покупать чешские товары в Большие количества.

Читайте также:  Что случилось с эфиром криптовалюта

В соответствии с проводимой Сталиным политикой плановой взаимозависимости в области развития все экономики социалистических стран были тесно связаны с экономикой Советского Союза . Чехословакия была самой процветающей страной в Восточном блоке , однако она продолжала отставать от остального развитого мира. С распадом коммунистического экономического союза в 1991 году чешские производители потеряли свои традиционные рынки сбыта среди бывших коммунистических стран на востоке.

Сегодня это наследие является одновременно активом и обузой . Чешская Республика имеет хорошо образованное население и плотно развитую инфраструктуру.

1989–1995

« Бархатная революция » 1989 года предоставила шанс для глубоких и устойчивых политических и экономических реформ. Признаки экономического возрождения стали появляться после шоковой терапии, которую Международный валютный фонд (МВФ) назвал « большим взрывом » января 1991 года. С тех пор последовательная либерализация и проницательное экономическое управление привели к устранению 95% полный контроль над ценами, низкий уровень безработицы, положительное состояние платежного баланса , стабильный обменный курс , смещение экспорта с рынков бывшего коммунистического экономического блока в Западную Европу и относительно низкий внешний долг . Инфляция была выше, чем в некоторых других странах — в основном в пределах 10% — и правительство постоянно имеет скромный бюджетный дефицит .

Двумя приоритетами правительства были жесткая фискальная политика и создание благоприятного климата для поступающих инвестиций в республику. После ряда валютных девальваций , то корона оставалась стабильной по отношению к доллару США . Чешская крона стала полностью конвертируемой для большинства деловых целей в конце 1995 года.

Чтобы стимулировать экономику и привлечь иностранных партнеров, правительство обновило правовую и административную структуру, регулирующую инвестиции. После распада Советского Союза страна, которая до этого момента сильно зависела от экспорта в СССР, была вынуждена радикально изменить свои экономические взгляды: от Востока к Западу. Это потребовало реструктуризации существующих банковских и телекоммуникационных предприятий, а также корректировки коммерческих законов и практики в соответствии с западными стандартами. Сводя к минимуму зависимость от одного крупного партнера, сменявшие друг друга правительства Чехии приветствовали инвестиции США (среди прочих) в качестве противовеса сильному экономическому влиянию западноевропейских партнеров, особенно их могущественного соседа, Германии. Хотя прямые иностранные инвестиции (ПИИ) осуществляются по неравномерным циклам, с долей 12,9% от общего объема ПИИ в период с 1990 по март 1998 года, США были третьим по величине иностранным инвестором в чешскую экономику после Германии и Нидерландов.

Прогресс в создании стабильного инвестиционного климата был признан, когда Чешская Республика стала первой посткоммунистической страной, получившей кредитный рейтинг инвестиционного уровня от международных кредитных организаций.

Страна может похвастаться процветающим сектором потребительского производства и приватизировала большинство государственных предприятий тяжелой промышленности через систему ваучерной приватизации . Согласно системе, каждому гражданину была предоставлена ​​возможность купить по умеренной цене книгу ваучеров, которая представляет собой потенциальные акции любой государственной компании. Затем держатели ваучеров могли инвестировать свои ваучеры, увеличивая капитальную базу выбранной компании и создавая нацию держателей акций-граждан. Это контрастирует с российской приватизацией, которая заключалась в продаже коммунальных активов частным компаниям, а не в передаче акций гражданам. Эффект от этой политики был драматическим. При коммунизме государственная собственность предприятий оценивалась в 97%. Приватизация посредством реституции недвижимости бывшим владельцам была в основном завершена в 1992 году. К 1998 году более 80% предприятий находились в частных руках. Теперь, когда программа завершена, чехи, владеющие акциями каждой чешской компании, стали одними из крупнейших владельцев акций на душу населения в мире.

1995–2000

Экономическая трансформация страны была далека от завершения. Политический и финансовый кризис 1997 года подорвал имидж Чешской Республики как одного из самых стабильных и процветающих посткоммунистических государств. Задержки с реструктуризацией предприятий и неспособность создать хорошо функционирующий рынок капитала сыграли важную роль в экономических проблемах в Чехии, кульминацией которых стал валютный кризис в мае. Ранее привязанная валюта была вынуждена перейти в плавающую систему, поскольку инвесторы продавали свои кроны быстрее, чем государство могло их купить. Это последовало за общемировой тенденцией отказа от инвестиций в развивающихся странах в том году. Инвесторы также обеспокоены тем, что экономическая трансформация республики еще далека от завершения. Еще одним осложняющим фактором стал дефицит текущего счета, который достиг почти 8% ВВП.

В ответ на кризис весной были введены два пакета мер жесткой экономии (называемые в просторечии «Пакеты»), которые сократили государственные расходы на 2,5% ВВП. Темпы роста упали до 0,3% в 1997 году, -2,3% в 1998 году и -0,5% в 1999 году. В 1999 году правительство создало агентство по реструктуризации и запустило программу оживления, чтобы стимулировать продажу фирм иностранным компаниям. Ключевые приоритеты включали ускорение сближения законодательства с нормами ЕС, реструктуризацию предприятий и приватизацию банков и коммунальных предприятий. Ожидалось, что к 2000 году экономика, подпитываемая ростом экспорта и инвестиций, восстановится.

2000–2005

Рост в 2000–2005 годах поддерживался экспортом в ЕС, прежде всего в Германию, и значительным восстановлением иностранных и внутренних инвестиций. Внутренний спрос играет все более важную роль в поддержании роста по мере падения процентных ставок и увеличения доступности кредитных карт и ипотечных кредитов. Дефицит текущего счета, составляющий около 5% ВВП, начинает снижаться по мере увеличения спроса на чешские продукты в Европейском Союзе. Инфляция находится под контролем. Недавнее присоединение к ЕС придает дополнительный импульс и направление структурным реформам. В начале 2004 года правительство приняло меры по увеличению налога на добавленную стоимость (НДС) и ужесточило право на получение социальных пособий с намерением сократить дефицит государственных финансов до 4% ВВП к 2006 году, но более сложные реформы пенсионного обеспечения и здравоохранения должны подождать. до следующих выборов. Приватизация государственной телекоммуникационной компании Český Telecom состоялась в 2005 году. Интенсивная реструктуризация крупных предприятий, улучшения в финансовом секторе и эффективное использование имеющихся средств ЕС должны способствовать росту производства.

Читайте также:  Биткоин для начинающих криптобиржа currency com

2005–2010 гг.

Рост продолжался в первые годы членства в ЕС. Кредитная часть финансового кризиса 2007–2010 годов не сильно повлияла на Чешскую Республику, в основном из-за ее стабильного банковского сектора, который усвоил уроки во время небольшого кризиса в конце 1990-х годов и стал гораздо более осторожным. Чешский государственный долг является одним из самых маленьких в Центральной и Восточной Европе, составляя долю от ВВП. Более того, в отличие от многих других посткоммунистических стран, подавляющая часть долга домохозяйств — более 99% — номинирована в местной чешской валюте. Поэтому сокращение денежной массы в долларах США не коснулось страны.

Однако как крупный экспортер экономика была чувствительна к снижению спроса в Германии и других торговых партнерах. В середине 2009 года ежегодное падение ВВП в 2009 году оценивалось примерно в 3% или 4,3%, что является относительно небольшим снижением. Влияние экономического кризиса могло быть ограничено существованием национальной валюты, которая временно ослабла в первом полугодии 2009 года, что упростило жизнь экспортерам.

2010–2015 гг.

После финансового кризиса 2007–2010 годов Чешская Республика находится в состоянии стагнации или снижения ВВП. Некоторые комментаторы и экономисты критикуют консервативную в финансовом отношении политику правого правительства Петра Нечаса, особенно критикуют экс-министра финансов Мирослава Калоусека . Мирослав Калоусек в интервью 2008 года, будучи министром финансов в правоцентристском правительстве Мирека Тополанека, сказал, что «Чешская Республика не пострадает от финансового кризиса». В сентябре 2008 года Мирослав Калоусек сформировал государственный бюджет с прогнозом увеличения ВВП на 5% в 2009 году. В 2009 и 2010 годах Чешская Республика пережила сильный экономический кризис, и ВВП снизился на 4,5%. С 2009 по 2012 год Чешская Республика страдала от самого высокого дефицита государственного бюджета в истории независимой Чешской Республики. С 2008 по 2012 год государственный долг Чехии увеличился на 18,9%. Наибольший спад промышленного производства наблюдался в строительной отрасли (-25% в 2009 году, -15,5% в 2013 году). С 4 квартала 2009 года по 1 квартал 2013 года ВВП снизился на 7,8%.

В 2012 году правительство Чехии увеличило НДС . Базовый НДС был увеличен с 20% в 2012 году до 21% в 2013 году, а сниженный НДС увеличился с 14% до 15% в 2013 году. Продажи малых предприятий снизились на 21% с 2012 по 2013 год в результате повышения НДС. Patria.cz прогнозирует стагнацию продаж и небольшой рост в 2013 году. Еще одна проблема — внешняя торговля. Чешская Республика считается экспортной экономикой (Чешская Республика имеет сильную машиностроительную и автомобильную промышленность), однако в 2013 году внешняя торговля резко сократилась, что привело к множеству других проблем и увеличению дефицита государственного бюджета. В 2013 году Чешский национальный банк, центральный банк, предпринял спорный монетарный шаг. Чтобы увеличить экспорт и занятость, CNB намеренно дефлятировал чешскую крону (CZK), инфляция которой увеличилась с 0,2% в ноябре 2013 года до 1,3% в 1 квартале 2014 года.

В 2014 году ВВП Чешской Республики увеличился на 2% и, по прогнозам, вырастет на 2,7% в 2015 году. В 2015 году экономика Чешской Республики выросла на 4,2%, и это самая быстрорастущая экономика в Европейском Союзе . 29 мая 2015 года было объявлено, что рост чешской экономики увеличился с расчетных 3,9% до 4,2%.

2015 – настоящее время

В августе 2015 года рост ВВП Чехии составил 4,4%, что сделало чешскую экономику самым быстрорастущим в Европе. 9 ноября 2015 года уровень безработицы в Чешской Республике составлял 5,9%, что является самым низким показателем с февраля 2009 года . В 2016 году иностранным владельцам чешских компаний были выплачены дивиденды на сумму 289 миллиардов чешских крон .

Европейский Союз

С момента своего присоединения к Европейскому союзу в 2004 году Чешская Республика приняла Экономический и валютный союз Европейского союза и в соответствии с Договором о присоединении 2003 года обязана в будущем переходить на евро.

Чешская Республика также получит 24,2 млрд евро в период с 2014 по 2020 год от европейских структурных и инвестиционных фондов , однако эта сумма не перевешивает объем оттока капитала в виде прибыли иностранных фирм из Чешской Республики в другие члены ЕС, при котором средства предназначены для компенсации.

Публичная политика

По состоянию на 2016 год Чешская Республика занимает второе место по уровню бедности среди членов ОЭСР после Дании . Чешская система здравоохранения занимает 13-е место в европейском рейтинге потребителей медицинских услуг за 2016 год .

Читайте также:  Как рассчитать срок окупаемости гостиницы

Энергия

Чешская Республика является долгосрочным нетто-экспортером электроэнергии. 97% -98% масла, используемого в Чешской Республике, импортируется.

В энергетической политике правительства на 2015 год ядерная энергия определена как основной источник энергии, и ее доля, по прогнозам, вырастет до 46–58% к 2040 году. Планируется, что энергия на угле упадет до 21%, а возобновляемые источники энергии вырастут до 25% и газовый диапазон от 5 до 15%.

Обновленная энергетическая стратегия 2019 года предусматривает постепенное сокращение доли угольной энергии в общем объеме производства электроэнергии с 46,2% в 2015 году до 15,5% к 2040 году. В стратегии ядерная энергия рассматривается как неуглеродный источник энергии, который будет использоваться во время медленного перехода. к возобновляемым источникам энергии, чтобы свести к минимуму использование ископаемых видов топлива с выбросами углерода, которые вызывают изменение климата . Увеличение доли ядерной энергии, возобновляемых источников энергии и природного газа должно удовлетворить потребность в энергии, создаваемую предстоящими постепенными остановами угольных электростанций. Эта утвержденная в 2015 году энергетическая стратегия предполагает строительство дополнительного ядерного реактора на АЭС Темелин и еще одного на АЭС Дукованы с возможностью дальнейшего расширения до двух реакторов на каждой электростанции. Из них двух, более старая станция, Дукованы, должна быть расширена перед Темелином. Начиная с 2019 года, правительство обсуждает модели финансирования и выбор подрядчика для планируемых реакторов.

Национальная энергетическая стратегия на 2019 год
Энергетический ресурс 2015 г. 2040 г.
Каменный уголь 46,2% 15,5%
Ядерная 31,5% 43,2%
Натуральный газ 4,8% 8,2%
Возобновляемые источники энергии 10,1% 20,2%

Статистические показатели

Разработка основных показателей

В следующей таблице представлены основные экономические показатели за 1980–2017 годы. Инфляция ниже 2% отмечена зеленым цветом.

Год ВВП
(в млрд. Долл. США по ППС)
ВВП на душу населения
(в долларах США по ППС)
Рост ВВП
(реальный)
Уровень инфляции
(в процентах)
Безработица
(в процентах)
Государственный долг
(в% ВВП)
2015 г. 340,6 32 318 5,3% 0,3% 5,0% 40,0%
2016 г. 353,9 33 529 2,6% 0,7% 3,9% 36,8%
2017 г. 375,7 35 512 4,3% 2,4% 2,9% 34,7%
Оценка 2018 г. 397,7 37 547 3,5% 2,3% 3,0% 32,9%
Оценка 2019 г. 418,7 39 478 3,0% 2,0% 3,2% 31,3%
Оценка 2020 г. 437,7 41 220 2,5% 2,0% 3,4% 29,4%

Задний план

Из ЦРУ по странам мира 2017 года ВВП (стр.): $ 353,9 млрд рублей (2016 г.) ВВП (ном.): $ 195,3 млрд рублей (2016 г.) Рост ВВП: 2,6% (2016 г.) ВВП на душу населения (стр.): $ 33500 (2016 г.) ВВП на душу на душу населения (номинал): 18 487 долларов США (2016 г.) ВВП по секторам: Сельское хозяйство: 2,5% Промышленность: 37,5% Услуги: 60% (2016 г.) Инфляция: 0,7% (2016 г.) Рабочая сила: 5,427 миллиона (2017 г.) Безработица: 2,3% (Сентябрь 2018 г.)

Темпы роста промышленного производства: 3,5% (2016).

Доход или потребление домохозяйств в процентах: (2015)

Государственный долг: 34,2% ВВП (2018)

Торговля и финансы

Экспорт: $ 136,1 млрд. Экспортные товары: машины и транспортное оборудование, сырье, топливо, химикаты (2018).

Импорт: 122,8 миллиарда долларов Импорт товаров: машины и транспортное оборудование, сырье и топливо, химикаты (2018) Сальдо текущего счета: 2,216 миллиарда долларов (2018) Партнеры по экспорту: Германия 32,4%, Словакия 8,4%, Польша 5,8%, Великобритания 5,2%, Франция 5,2%, Италия 4,3%, Австрия 4,2% (2016 г.) Партнеры по импорту: Германия 30,6%, Польша 9,6%, Китай 7,5%, Словакия 6,3%, Нидерланды 5,3%, Италия 4,1% (2016 г.) Резервы: 85,73 млрд долларов (31 декабря 2016 г.) ) Прямые иностранные инвестиции: 139,6 миллиарда долларов (31 декабря 2016 года) Чешские инвестиции за рубежом: 43,09 миллиарда долларов (31 декабря 2016 года) Внешний долг: 138 миллиардов долларов (31 декабря 2016 года) Стоимость публично торгуемых акций: 44,5 миллиарда долларов (31 декабря 2016 года)

  • 1 крон (Kč) за 1 доллар США — 21,82 Kč (сентябрь 2018 г.), 18,75 (декабрь 2010 г.), 18,277 (2007 г.), 23,957 (2005 г.), 25,7 (2004 г.), 28,2 (2003 г.), 32,7 (2002 г.), 38,0 (2001 г.) , 38,6 (2001), 34,6 (1999), 32,3 (1998), 31,7 (1997), 27,1 (1996), 26,5 (1995)
  • кроны (Kč) за 1 евро — 27,33 евро (май 2015 г.), 25,06 (декабрь 2010 г.)

IT и телекоммуникации

Домохозяйства с доступом к фиксированной и мобильной телефонной связи

  • стационарный телефон — 25% (2009 г.)
    • по данным Чешского статистического управления: 55,2% (2005 г.); 31,1% (2008 г.); 27,6% (2009 г.); 24,2% (2010 г.); 23,4% (2011 г.); 21,8% (2012)
  • мобильный телефон — 94% (2009 г.)
    • по данным Чешского статистического управления: 81,2% (2005 г.); 92,4% (2008 г.); 94,6% (2009 г.); 95,6% (2010 г.); 96,2% (2011 г.); 97,0% (2012)

Лица, имеющие доступ к мобильному телефону

  • по данным Чешского статистического управления: 75,8% (2005 г.); 90,6% (2009 г.); 93,9% (2011 г.); 96,0% (2012 г.); 96,0% (2013)

Уровень проникновения широкополосного доступа

  • фиксированный широкополосный доступ — 19,1% (2010 г.)
  • мобильный широкополосный доступ — 3,5% (2010 г.)

Лица, использующие компьютер и Интернет

  • компьютер — 67% (2009 г.)
    • по данным Чешского статистического управления: 42,0% (2005 г.); 59,2% (2009 г.); 64,1% (2010 г.); 67,1% (2011 г.); 69,5% (2012 г.); 70,2% (2013)
  • интернет — 80,9% (2019)
    • по данным Чешского статистического управления: 32,1% (2005 г.); 55,9% (2009 г.); 61,8% (2010 г.); 65,5% (2011 г.); 69,5% (2012 г.); 70,4% (2013)

Источник

Оцените статью