Прямой метод государственного регулирования инвестиций

Государственное регулирование инвестиций и его особенности

Государственное регулирование инвестиций играет важную роль при развитии рыночной экономики, поскольку инвестдеятельность не может носить саморегулирующий характер. В противном случае при хаотичном развитии инвестиционные процессы не позволят государству достигать не только стратегических, но и тактических задач в рамках решения социальных и экономических вопросов.

Под госрегулированием инвестиций понимается совокупность законодательных, исполнительных и контролирующих мер, которые выполняются уполномоченными на то госучреждениями с целью создания стимулов для инвестиционной активности, что станет залогом последующего экономического роста.

При рыночном механизме предполагается свобода выбора и действий, которые определяются целями хозяйствующего субъекта. Регулирование на законодательном уровне инвестпроцесса ставит целью сохранить принципы и механизмы хозяйствования, не заменяя их при этом директивным управлением. Вместо этого ставится цель организации благоприятных условий для активизации инвестдеятельности хозсубъектов на основании рыночного механизма.

Инвестиционная деятельность базируется на принципах невмешательства госорганов РФ, субъектов РФ и органов муниципальных образований в инвестдеятельность, если она выполняется на законных основаниях. Также соблюдаются интересы и права организаций, граждан, государства, общества и муниципальных образований при выполнении инвестиционной деятельности.

Госрегулирование инвестдеятельности: формы и методы

Госрегулирование инвестдеятельности – это формы и способы экономического и административного характера, которые определяются в законодательстве и используются управляющими органами всех уровней с целью осуществления инвестполитики. Она направлена на достижение государственных задач в сферах увеличения эффективности инвестиций, социально-экономического развития государства и его регионов, а также обеспечения безопасности для инвестирования в разные объекты.

Инвестиционная деятельность в Российской Федерации подлежит регулированию со стороны общего законодательства, а также системы специальных нормативных актов. При этом Конституция страны, Налоговый и Гражданский кодексы, а также законы о собственности, акционерных обществах, внешнеэкономической деятельности, приватизации, валютном регулировании и подобные имеют принципиальное значение.

На территории Российской Федерации действуют специальные постановления и законы, а также нормативные акты, призванные регулировать сам инвестиционный процесс. К таким документам относится Закон «Об инвестдеятельности, выполняемой в форме капвложений», который был принят 25 февраля 1999 года. В соответствии с ним устанавливаются экономические, правовые и социальные условия инвестдеятельности, ее субъекты и объекты, защищаются интересы и права субъектов инвестдеятельности не зависимо от формы собственности.

Кабинет министров Российской Федерации принял ряд постановлений, направленных на увеличение роли государственной структурной и инвестиционной политики, создание условий для повышения мотивации частных инвестиций, а также стимулирование привлечения внебюджетных инвестиций в производственную отрасль.

Госрегулирование инвестиций осуществляется:

— прямым управлением госинвестициями;

— в соответствии с реализацией госинвестпрограмм;

— приватизацией объектов госсобственности, антимонопольными мерами;

— контролем над соблюдением установленных в РФ стандартов и норм;

— внедрением налоговой системы с разграничением льгот и налоговых ставок;

— проведением кредитной и финансовой политики, а также амортизационной политики и политики ценообразования;

— финансовая помощь, которая предоставляется в виде субсидий, дотаций, ссуд, направленных на развитие как производственных отраслей, так и отдельных компаний;

Государство пользуется экономическими и административными способами влияния на инвестдеятельность на его территории.

Под экономическими методами понимаются те методы, которые позволяют влиять на субъекты инвестиционной деятельности создания стимулов для принятия инвестрешений в интересах не только субъектов, но и всего общества.

Административные методы регулирования являются прямыми, они предполагают непосредственное влияние на субъекты инвестдеятельности, при этом у государства есть право и возможность принуждать различных субъектов экономики посредством запретов, регламентов, разрешений и ограничений. Инструментами такого влияния являются нормативные и исполнительные акты.

Экономические способы предполагают, что государство будет влиять на субъекты инвестдеятельности, стимулируя принятия инвестрешений в интересах всего общества, а также непосредственно самих субъектов. К этой группе относится предоставление налоговых скидок и льгот, установление ставки рефинансирования, дифференциация платежей, тарифов и налоговых ставок.

Как правило, государство используется одновременно экономические и административные методы с целью достижения поставленных в инвестировании задач. Осуществление кредитной, финансовой, налоговой, ценовой, амортизационной, инвестиционной и валютной политики во многом определяет активность инвестиционной деятельности.

Для осуществления государственного регулирования инвестиций задействуют российские органы госвласти, а также органы госвласти субъектов Российской Федерации. Закон «Об инвестиционной деятельности» предполагает использование таких форм госрегулирования:

  1. Создание подходящих условий для развития инвестиционной деятельности. Для этого используется:

— амортизация и амортизационные отчисления;

— модернизируется налоговая система, улучшаются механизмы начисления налогов;

— защищаются интересы инвесторов;

— устанавливаются специальные налоговые режимы, которые не носят индивидуальный характер;

— принимаются антимонопольные меры;

— развивается финансовый лизинг;

— предоставляются льготы на использование земли и иных природных ресурсов, которые не противоречат российскому законодательству;

— организация переоценок основных фондов, которые будут действовать в соответствии с инфляционным ростом;

— расширение возможностей пользования залогов при взятии кредитов;

— расширение пользования средств физических лиц и средств из различных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства;

— создание возможностей по формированию инвестфондов непосредственно участниками инвестиционной деятельности.

Помимо этого государство может само принимать непосредственное участие в инвестдеятельности.

Функции госрегулирования инвестпроцессов

При регулировании инвестиций государство выполняет следующие функции:

Мобилизующая функция предполагает поиск источников инвестиционных ресурсов, методов их привлечения с целью решения поставленных задач. Ее реализация предполагает осуществление регулирования перемещением инвестресурсов, а также их распределение и перераспределение между подразделениями народного хозяйства. У данной функции имеются и иные инструменты, среди которых налоговое обложение, монетарная политика, бюджетная политика, политика в сфере амортизационных отчислений и регулирование внебюджетных фондов.

Контролирующая функция подразумевает контроль государственных органов за соблюдением хозяйствующими субъектами правовых и экономических норм, которые устанавливает государство. Госконтроль ведется посредством специальных органов управления и контрольных органов разного уровня.

Читайте также:  Финансовые риски портфельных инвестиций

Стимулирующая функция предназначена для ускорения достижения основных целей инвестиционной политики. Данная функция реализуется посредством предоставления финансовых и налоговых льгот, среди которых дотации и субсидии, а также дисконтную и кредитную политику, формирование оффшорных зон и иные инструменты.

Установочная функция кроется в постановке стратегических приоритетов и целей, а также основных целей инвестполитики на будущий период. Чтобы создать четкую структуру приоритетов и целей, необходимо определить самые острые политические и социально-экономические трудности, а также разработать эффективные мероприятия по их преодолению.

Современная инвестиционная политика страны состоит из двух различных форм – стратегии и тактики. Стратегия предполагает длительную постановку целей и курс державы, который направлен на решение крупнейших хозяйственных задач. Элементами стратегии являются:

— постановка долговременных задач, определение приоритетов и принципов госрегулирования инвестиций;

— выявление главных резервов и источников для финансирования долговременных инвестиций;

— выбор направлений и методов применения вложений, направленные на достижение поставленных целей.

Под тактикой понимают различные инструменты, методы и формы управления, которые помогают достигать стратегических целей. Главными отличиями тактики от стратегии являются:

— ориентация на поиск специфических и самых эффективных решений для каждой стратегической цели;

— предполагает решение оперативных задач в краткосрочной перспективе;

— применяются оперативные инструменты.

Как видно, государственное регулирование инвестиций играет важную роль в развитии народного хозяйства. Грамотное его ведение позволит создать важные стимулы для развития национального хозяйства. Именно поэтому в Российской Федерации ему уделяется такое повышенное внимание.

Источник

Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Государственное регулирование инвестиционной деятельности — это установленные в законодательном порядке формы и методы административного и экономического характера, которые применяются органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и ее регионов, а также повышения рентабельности инвестиций.

Главная задача государственного регулирования инвестиционной деятельности состоит в том, чтобы сформировать положительный инвестиционный климат в стране для абсолютно всех субъектов хозяйствования.

Общепринято выделяют две группы методов, опираясь на которые правительство регулирует инвестиционную деятельность: методы прямого и косвенного воздействия.

Методы прямого воздействия реализуются посредством правового регулирования, административного и экономического воздействия.

Методы косвенного воздействия осуществляются непосредственно экономическими средствами.

Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности также разделяются на методы прямого и непрямого регулирования.

Методы прямого государственного регулирования заключаются в финансовой поддержке отраслей экономики, которые могут не выдержать конкурентной борьбы. К методам непрямого воздействия относятся инструменты бюджетирования, кредитования и налогообложения [7].

Государственное законодательство в сфере инвестиционной деятельности коммерческих банков можно классифицировать на три группы, которые представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 – Государственное законодательство в сфере инвестиционной деятельности

К первой группе «общее государственное законодательство» относится общее государственное законодательство (Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ).

Ко второй группе «государственное регулирования реальных инвестиций» относится государственное законодательство в области регулирования реальных инвестиций.

К третьей группе «государственное регулирования портфельных инвестиций» относится государственное законодательство в области регулирования портфельных инвестиций.

Государство Российской Федерации использует для регулирования инвестиционной деятельности административные и экономические методы воздействия.

Административные методы регулирования подразумевают прямое воздействие на субъекты инвестиционной деятельности. В качестве инструментов подобного воздействия выступают законодательные и нормативные акты. Пример: законодательством установлено, что все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе.

Экономические методы воздействия государства – это методы, с помощью которых правительство воздействует на субъекты инвестиционной деятельности посредствам стимулирования принятия инвестиционных решений [8].

Обычно государство совмещает административные и экономические методы для достижения целей в области инвестирования. Стимулирование инвестиционной деятельности во многом зависит от проведения финансовой, кредитной, амортизационной, ценовой, налоговой, валютной, инвестиционной политики.

К экономическим методам относятся: установление ставки рефинансирования, налоговых льгот и скидок, дифференциация налоговых ставок, тарифов и ставок платежей за такие инвестиционные ресурсы.

Совокупность инструментов экономического регулирования включает в себя следующие группы инструментов: активно-структурные, фискально-структурные, монетарные.

К активно-структурным методам относятся:

− государственное финансирование инвестиций;

− прямое проектное финансирование;

− управление внешним активным и пассивным долгом.

Фискально-структурные инструменты включают в себя рычаги воздействия на инвестиционную деятельность через бюджетную и налоговую систему.

Монетарные инструменты воздействуют на инвестиционную деятельность через регулирование денежного обращения и объема денежной массы, а также рычаги кредитной политики (ставки рефинансирования Банка России, ставки процентов по кредитам коммерческих банков) [9].

Основные формы регулирования инвестиционной деятельности на основе государственного законодательства представлены на рисунке 5.

Рисунок 5 – Формы регулирования инвестиционной деятельности на основе государственного законодательства

Существует целый ряд факторов исходя из которых можно сделать вывод, что инвестиционная деятельность нуждается в правовом контроле со стороны государственного управления. Дело в том, что инвестиционная деятельность считается самостоятельной и во всех без исключения случаях она несет в себе определенную степень риска. Инвестором движет в данной деятельности – прибыль, а все производимые инвестиционные операции совершаются экономическими субъектами разных организационно-правовых форм.

Следовательно, учитывая все вышеперечисленные факторы в законах Российской Федерации, которые регулируют инвестиционную деятельность, конкретно определены такие понятия как: инвестор, заказчик, подрядчик. Также детализированы их основные функции и обязательства, которые могут возникнуть в процессе инвестиционной деятельности.

Невзирая на активное участие государственных органов в регулировании инвестиционной деятельности существуют проблемы формирования благоприятного инвестиционного климата в России.

Инвестиционный климат – это создание положительных экономических, политических и социальных условий для привлечения капитала (приложение Ж).

Читайте также:  Криптовалюта упала что будет

В научной литературе выделяют ряд фактором положительно и отрицательно влияющих на инвестиционный климат.

К факторам положительного влияния относится:

− обеспечение гарантий иностранным инвесторам (то есть защита интересов и условий их предпринимательской деятельности);

− усовершенствование правовой базы инвестиционного климата (то есть новые ставки и правила по уплате налогов).

К факторам отрицательного влияния относятся:

− неэффективная работа государственных органов по проведению инвестиционной политики (пример: недостаточное количество гарантий для инвесторов);

− невыполнение задач государства по регулированию ценовой политики естественных монополий.

Существующая модель регулирования инвестиционной деятельности в России имеет следующие основные недостатки:

1. недостаточный объем государственного инвестирования реального сектора экономики;

2. инвестирование государством и иностранными инвесторами в основном сырьевых отраслей экономики (газ, нефть, электроэнергия, лес);

3. низкая эффективность инвестиций из-за высокой инфляции и транзакционных издержек;

4. большая доля государственных ценных бумаг в активах государственных банков.

Основные факторы, сдерживающие развитие инвестиционной деятельности в России и предложения, мер государственного регулирования необходимых для их устранения представлены в (приложении И).

Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность. Основные формы государственного регулирования представлены на рисунке 6.

Рисунок 6 – Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Формы и методы регулирования инвестиционной деятельности:

— прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности;

— разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;

— выпуск муниципальных займов в соответствии с российским законодательством;

— предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств.

Таким образом, государственная поддержка инвестиционной деятельности зависит от целей, которые ставит государство в сфере приоритетных отраслей и предприятий. Важными составляющими инвестиционной политики в области государственного регулирования является: техническое переоснащение, расширение, модернизация и приобретение дополнительного оборудования.

Разработка оптимальной налоговой политики является особо актуальной для стран, которые нацелены стимулировать развитие предпринимательской деятельности.

В настоящее время основными факторами, которые отрицательно влияют на инвестиционную деятельность, являются инфляция, административные барьеры, избирательная трактовка в применении законов.

2.2 Анализ практики регулирования инвестиционной деятельности коммерческих банков (на примере Сбербанка России)

ПАО «Сбербанк» – это кровеносная система российской экономики, треть ее банковской системы. На долю лидера российского банковского сектора по общему объему активов приходится более 28 % совокупных банковских активов.

ПАО «Сбербанк» включает в себя 16 территориальных банков и более 16,4 тыс. отделений в 83 субъектах Российской Федерации, расположенных на территории 11 часовых поясов.

В банке создана система удаленных каналов обслуживания, в которую входят:

− онлайн-банкинг «Сбербанк Онлайн» (более 13 млн. активных пользователей);

− мобильные приложения «Сбербанк Онлайн» для смартфонов (более 1 млн активных пользователей);

− SMS-сервис «Мобильный банк» (более 17 млн активных пользователей);

− одна из крупнейших в мире сетей банкоматов и терминалов самообслуживания (более 86 тыс. устройств).

Среди клиентов Сбербанка – более 1 млн. предприятий (из 4,5 млн зарегистрированных юридических лиц в России). Банк обслуживает все группы корпоративных клиентов, причем на долю малых и средних компаний приходится более 35 % корпоративного кредитного портфеля банка.

Оставшаяся часть — это кредитование крупных и крупнейших корпоративных клиентов.

Миссия банка: «Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовать устремления и мечты».

По организационной структуре Сбербанк является публичным акционерным обществом.

К факторам инвестиционной привлекательности Сбербанка относятся: фокус на развитие технологий и инноваций; сильный бренд с глубокими историческими корнями; сильная команда менеджмента; успешная история трансформации крупнейшего банка; приверженность выполнению стратегических целей; уникальная рыночная позиция и глубокие знания клиентских предпочтений; высокие стандарты корпоративного управления, основанные на принципах открытости и прозрачности.

Ослабление рубля после перехода на плавающий валютный курс привело к резкому сокращению импорта (на 25,6 %), которое статистически поддержало рост ВВП. Внешний сектор – единственный компонент ВВП по использованию, который внес положительный вклад в экономический рост 2015 года.

Развитие кризисных явлений в экономике привело к снижению рентабельности банковской системы. За 2015 год российские банки получили прибыль до налогов в размере 192 млрд. рублей, что в три раза меньше результата 2014 года.

ПАО «Сбербанк» является ключевых поставщиков финансовых ресурсов в российскую экономику. Рост портфеля корпоративных кредитов Сбербанка составил по итогам 2015 года 5,2 % против 36,3 % в предыдущем году, когда на рост портфеля повлияла положительная переоценка ранее выданных валютных кредитов, возникшая из-за изменения курсов валют.

За 2015 год Сбербанком было выдано кредитов корпоративным клиентам на сумму 6,8 трлн рублей. Портфель кредитов юридическим лицам вырос на 5,2 % до 12,2 трлн рублей. Валютные кредиты занимают порядка 37 % портфеля кредитов корпоративным клиентам. ПАО «Сбербанк» укрепил лидирующие позиции практически на всех основных сегментах финансового рынка Российской Федерации, таблица 1.

Т а б л и ц а 1 – Доли Сбербанка в основных сегментах финансового рынка за пять лет, %

Показатели
Активы 26,8 28,9 29,6 29,1 28,7
Кредиты корпоративным клиентам 32,9 33,6 33,3 35,0 32,2
Кредиты частным клиентам 32,0 32,7 33,5 35,9 38,7
Средства корпоративных клиентов 14,5 17,2 17,2 21,9 25,0
Средства частных клиентов 46,6 45,7 46,7 45,0 46,0

Ключевые финансовые показатели ПАО «Сбербанк» за 2015 год представлены в таблице 2.

Читайте также:  Формула доходности при капитализации

Т а б л и ц а 2 – Финансовые показатели ПАО «Сбербанк» за 2015 год

Показатель Значение
Чистая прибыль группы, млн. руб. 222,9
Рентабельность капитала, % 10,2
Собственные средства, млн. руб. 2375,0
Средства клиентов, млн. руб. 19798,3

В структура корпоративного кредитного портфеля Сбербанка наибольшую долю занимает крупнейший бизнес, более детальная информация представлена в таблице 3.

Т а б л и ц а 3 – Структура корпоративного кредитного портфеля Сбербанка в разрезе клиентских сегментов

Показатели На 01.01.2015 На 01.01.2016
млрд. рублей доля,% млрд. рублей доля, %
Крупнейший бизнес 61,1 63,9
Крупнейший и средний бизнес 26,4 23,9
Малый и микро-бизнес 4,9 3,9
Региональный государственный сектор 6,5 7,2
Прочие 1,1 1,1
Всего 100,0 100,0

В условиях возросших кредитных рисков кредитная политика Сбербанка была пересмотрена в сторону ужесточения – сформулированы новые принципы кредитования клиентов, предусматривающие применение более консервативного подхода при оценке рисков, финансового состояния и перспектив деятельности заемщиков.

При кредитовании корпоративных клиентов Сбербанк активно использовал традиционные кредитные продукты: кредитование коммерческих и производственных программ, внешнеторговых операций, в том числе с использованием аккредитивной формы расчетов, кредитование с применением векселей банка, предоставление всех видов банковских гарантий. Помимо непосредственной выдачи кредитов банк осуществлял финансирование экономики и путем приобретения облигаций корпоративных эмитентов.

Крупнейшим кредитором Сбербанка является промышленность (60,3 %), где ведущие позиции занимают предприятия ТЭК, машиностроения и металлургии. 18,8 % кредитов было выдано для финансирования торгово-посреднической деятельности. Вместе с тем, существенное превосходство Сбербанка перед коммерческими банками по величине капитала дает возможность предоставлять кредиты, объем которых отвечает запросам крупнейших российских предприятий. Таким образом, кредитование крупных российских компаний закрепляется за Сбербанком.

На рисунке 7 представлена доля кредитов, выданных в 2014 г. Сбербанком России юридическим лицам по их сфере деятельности.

Рисунок 7 – Кредитный портфель юр. лиц по отраслям экономики

В 2014 году начато финансирование новых проектов в области разведки и добычи калийно-магниевых солей, реконструкции сталеплавильного и прокатного производств, развития сетей связи, производства цемента, строительства нефтеналивной станции, приобретения и передачи в лизинг подвижного состава и самолетов, реконструкции аэровокзального комплекса.

Работа Сбербанка России с контрагентами (банками и экспортными агентствами), финансирующими торговые и экспортные операции, позволяет сохранить для клиентов привлекательность транзакций даже в условиях роста стоимости ресурсов на мировых рынках.

Портфель ценных бумаг Группы на 97,9 % представлен долговыми инструментами и в основном используется для управления ликвидностью. За 2015 год доля акций в портфеле ценных бумаг почти не изменилась по сравнению с 2014 годом и составила 1,9 %. Доля корпоративных облигаций в структуре портфеля к концу 2015 года составила 39,9 %, увеличившись за год на 8,0 п. п. Доля корпоративных облигаций с инвестиционным рейтингом составила 39,1 % (по итогам 2014 года – 63,0 %). Более подробно с портфелем ценных бумаг можно ознакомится, ссылаясь на таблицу 4.

Т а б л и ц а 4 – Структура портфеля ценных бумаг в 2014 – 2015 г.

Показатели 31.122014 млрд. руб. Доля,% 31.12.2015, млрд, руб. Доля,%
Облигации федерального займа 807,9 36,3 872,2 30,0
Корпоративные облигации 712,7 31,9 1156,9 39,9
Облигации правительств и муниципальные облигации иностранных государств 355,5 15,9 413,0 14,2
Еврооблигации РФ 217,3 9,7 325,7 11,2
Муниципальные и субфедеральные облигации 93,3 4,2 76,4 2,6
Векселя 0,4 0,0 0,4 0,0
Итого долговых ценных бумаг 2187,1 98,0 2844,6 97,9
Корпоративные акции 40,2 1,8 56,2 1,9
Паи инвестиционных фондов 4,6 0,2 5,2 0,2
Итого ценных бумаг 100,0 2906,0 100,0

Так, Сбербанк России поддерживает ликвидность отечественных финансовых институтов, размещая денежные средства путем совершения операций обратного РЕПО с акциями и облигациями.

В первую очередь финансирование предоставляется небольшим региональным банкам, активно участвующим в кредитовании реального сектора экономики. Лимиты, установленные Сбербанком РФ, на проведение данных операций, полностью соответствуют потребностям рынка.

Для поддержания собственной ликвидности в условиях дефицита рублевых средств на рынке Сбербанк России активно использует портфель долговых государственных ценных бумаг, корпоративных облигаций, а также муниципальных и субфедеральных ценных бумаг для привлечения краткосрочных средств через сделки прямого РЕПО с Центробанком России.

ПАО «Сбербанк» предоставляет своим клиентам брокерские услуги, услуги доверительного управления и агентские услуги по операциям с паевыми инвестиционными фондами.

Следовательно, банк должен четко отработать и формально закрепить важнейшие мероприятия, связанные с организацией и управлением инвестиционной деятельностью.

Однако в инвестиционной деятельности существует ряд проблем: сокращение прироста организованных сбережений и отток вкладов населения; утрата возможностей привлечения кредитов от зарубежных кредитных институтов и финансовых компаний; снижение уровня банковского капитала [10].

Для решения данных проблем необходимо: развитие региональной сети, розничного и корпоративного бизнеса с целью повышения конкурентоспособности; углубить диверсификацию ресурсной базы за счет активизации деятельности на российских финансовых рынках, а также в сегменте розничного бизнеса;

Таким образом, хорошо организованная и спланированная деятельность банка, поможет бороться с рисками и оставаться на достаточно высоком уровне, не уступая свои позиции на рынке ценных бумаг.

Анализируя инвестиционную деятельность ПАО «Сбербанк» можно сделать вывод, что данный банк постоянно стремится к созданию механизмов дальнейшего совершенствования системы корпоративного управления с целью обеспечения прав и законных интересов акционеров, повышения эффективности ведения бизнеса, увеличения уровня прозрачности и инвестиционной привлекательности Сбербанка, а также сохранения и приумножения акционерного капитала.

Источник

Оцените статью