- Прямое государственное стимулирование инвестиций
- Модели государственного стимулирования инвесторов
- Государственное стимулирование инвестиционной деятельности
- Определение сущности, источников и видов инвестиций. Характеристика перспективы и совершенствования стимулирования инвестиционной деятельности в России. Установление особенностей формирования благоприятного финансового климата инвестиционной деятельности.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Прямое государственное стимулирование инвестиций
Одной из важнейших задач Минэкономразвития России является содействие привлечению инвестиций в российскую экономику.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан и реализуется План действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в валовом внутреннем продукте, а также по созданию условий для их привлечения.
Актуальность задачи обусловлена необходимостью технологической модернизации производств, разработки инновационной и конкурентоспособной на мировом рынке продукции, увеличения несырьевого неэнергетического экспорта. Привлечение инвестиций также направлено на получение новых технологий и результатов НИОКР (участие в совместных НИОКР, получение прав на ключевые результаты интеллектуальной деятельности и создание собственных результатов интеллектуальной деятельности), получение доступа на зарубежные рынки, создание новых высокотехнологичных рабочих мест и повышение квалификации персонала. Результатом реализации задачи привлечения инвестиций является создание и модернизация отечественных производств, встроенных в цепочки добавленной стоимости на мировом рынке и имеющих научно-технический задел для проведения НИОКР.
Особое внимание уделяется созданию прозрачных условий для бизнеса (в части создания условий для честной конкуренции, прав собственности, стабильности финансово-банковской системы, отсутствия административных барьеров, справедливого антимонопольного регулирования), проводится работа по созданию и поддержанию положительного имиджа Российской Федерации (в том числе в сфере промышленности и инфраструктуры), популяризации информации как о российских перспективных инвестиционных проектах, так и о реализуемых на территории Российской Федерации мерах, направленных на стимулирование реализации инвестиционных проектов по созданию новых высокотехнологических производств конкурентоспособной на мировых рынках продукции.
Источник
Модели государственного стимулирования инвесторов
Непредсказуемое изменение рыночной или политической конъюнктуры в одной стране как банкротство банка, резкие изменения курса национальной валюты или фондовых индексов, проблемы на рынке недвижимости или чрезвычайное происшествие может тотчас же отразиться на экономике другого государства. При этом географическое соседство вовсе не обязательно. Изменения в мировой экономике заложили основы «новой реальности» и будущем график экономического развития больше не будет напоминать сглаженную синусоиду, а будет стремиться вперед зигзагами беспорядочных колебаний.
Мир вступил в новую эпоху все более частых и интенсивных периодов турбулентности в глобальной экономике. В отличие от предыдущих рецессий, нынешний кризис сделал необходимым скорейший переход к новому образу мышления, который позволит инвестору процветать на фоне тревожных волнений и постоянной угрозы хаоса. Происходит сдвиг в работе экономических систем глобальной и национальных. В обозримом будущем новая экономическая реальность может представлять собой постоянно и неожиданно прерывающуюся последовательность периодов экономического благополучия и спада активности. В нынешних условиях основной тон задают турбулентность, хаос, риск и неопределенность. Все это и образует «новую реальность», которая теперь считается нормальной для работы рынков и компаний. Правительства, бизнес-сообщество и население в целом должны быть готовы к тому, что им придется столкнуться с таким сценарием и научиться жить в этой новой реальности. В Эпоху Турбулентности, которая будет продолжаться еще достаточно долго, даже тем компаниям, которые успешно преодолели экономические спады в прошлом, потребуется скорректировать стратегии своего поведения, чтобы устоять под натиском рисков и неопределенности.
Термин «рецессия» уже устарел и есть заблуждение называть теперешние глобальные проблемы рецессией, то есть затяжным снижением общей экономической активности с характерным падением реального ВВП на протяжении двух кварталов подряд, поскольку развитие мировой экономики уже утратило цикличный характер. Кризис как негативный фон это не повод для паники, а реальная возможность для серьезных и стимулирующих интеллектуальных дискуссий. Политика стимулирования инвесторов различная для стран с развитой и развивающейся рыночной экономикой. Стимулирование инвесторов в странах с развитой рыночной экономикой опирается на финансовые методы. В странах с развивающейся рыночной экономикой преобладают фискально-налоговые методы стимулирования: льготные таможенные пошлины на импортируемое производственное оборудование, снижение ставок налога на прибыль, предоставление иных налоговых послаблений для инвесторов. За счет использования налоговых стимулов страны с развивающейся рыночной экономикой стимулируют инвестиционный процесс в целях интенсификации роста и развития национальной экономики, ее реструктуризации.
Методы стимулирования инвесторов следующие.
Налоговые каникулы — установленный законом срок, в течение которого освобождаются от уплаты того или иного налога.
Налоговый кредит — вычет из налога на прибыль части инвестиционных расходов.
Система инвестиционных скидок, которая может использоваться в форме снижения налоговых ставок.
Инвестиционные субсидии — разновидность инвестиционных скидок или налоговых кредитов, но их предоставление проблематично.
Стимулирование инвесторов с использованием косвенных налогов и свободная экономическая зона — зона с особым юридическим и экономическим статусом, благоприятным для инвестиций.
С 2015 года в России начинает действовать новый формат инвестиций на фондовом рынке — с помощью индивидуальных инвестиционных счетов. Эти счета предназначены для долгосрочных регулярных инвестиций на относительно небольшие деньги, но они могут приносить гарантированный государствомдоход, значительно превышающий обычные ставки по банковским вкладам.
В зависимости от формы финансового участия государства модели развития инвестиционной деятельности делятся на 4 группы:
- прямое инвестирование государственных средств в компании;
- инвестирование государственных средств через государственные или частные фонды;
- смешанные программы инвестиционной деятельности, когда создается фонд с участием банков, предприятий, частных инвесторов и государства. Как правило, в данном случае государство участвует лишь номинально, показывая другим инвесторам свою поддержку и стимулирование данного вида деятельности;
- гарантированные программы развития инвестиционной деятельности, при реализации которых государство предоставляет инвесторам гарантии по возмещению возможных убытков, связанных с инвестициями в малые инновационные предприятия. Эти гарантии могут быть реализованы как в форме гарантий по кредитам или займам, или в форме возврата потерянных инвестиций путем предоставления фирмам определенных налоговых льгот.
Модель государственного стимулирования для инвесторов это метод государственного управления экономикой. Ведь с 2015 года в России появляется совершенно новый инструмент для инвесторов – индивидуальный инвестиционный счет (ИИС). Инвестор может заключить с управляющей компанией или брокером специальный договор ИИС, на котором можно размещать в течение календарного года сумму в пределах 400 тыс. рублей. Такой счет может быть только один, и договор должен действовать не менее трех лет. При этом условии государство предоставляет инвестору специальный инвестиционный вычет в размере 13%, то есть с максимальной суммы в 400 тыс. это будет 52 тыс. рублей.
Предусмотрено два вида вычетов: «на входе» и «на выходе». В первом случае, внеся на ИИС до 400 тыс. рублей в течение 2015 года, уже в 2016-м, подавая налоговую декларацию, можно будет запросить 52 тыс. возврата уплаченного НДФЛ. Во втором случае можно получить освобождение от налога на всю сумму доходов, полученных от инвестирования на ИИС. Совмещение налоговых вычетов невозможно, то есть придется выбирать. При закрытии ИИС ранее установленных законом трех лет все полученные из
ФНС суммы возврата по первой схеме придется вернуть в бюджет.
Инвестор может направлять деньги с ИИС в различного рода разрешенные инструменты инвестирования – от простых акций и облигаций до паевых фондов и более сложных
структурных продуктов. Также можно будет переводить ИИС от одного брокера или управляющего к другому, не прерывая срока своего договора. На перевод активов с ИИС в таком случае отводится один месяц. Частичное изъятие денег с ИИС не допускается и горизонтом инвестирования становятся три года. Расчеты показывают, что 13-процентный стимулирующий вычет и, например, сравнительная с депозитной доходность по облигационным стратегиям могут заинтересовать и привлечь не только уже действующих розничных инвесторов (пайщиков ПИФов, владельцев структурных продуктов ДУ, работающих на фондовой бирже напрямую через брокерские счета), но и более широкий круг, тех, кто имеет депозиты свыше 700 тыс. рублей, не покрываемых страхованием вкладов, и заинтересованных в более высокой доходности. Для государства сейчас очень важна тема появления источника «длинных» денег для стабилизации и развития фондового рынка, который призван быть источником капитала для российских эмитентов. Возможно к 2016 году в России «армия» владельцев ИИС может составить около 1 млн. человек.
Например, в начале 90-х годов прошлого века в США огромную популярность стали приобретать различные пенсионные планы, которые действуют и по сей день. Это индивидуальные инвестиционные счета (ИИС), на которых американские граждане создают свой долгосрочный капитал на будущую пенсию. Одной из самой главных особенностей, которой данные счета обладают, является наличие налоговых льгот. Отчисляя часть своих доходов на такие счета, американцы имеют возможность освободить эту часть от налогообложения. Более того, работодатель также может поспособствовать накоплениям своего сотрудника, перечисляя на его накопительный счет суммы, которые исключаются из расчетной базы налога на прибыль.
В России подобные программы, были популярны разве что среди работодателей, пытающихся оптимизировать налоги, а граждане слабо участвовали в программе государственного софинансирования пенсии тысяча на тысячу, но не более12тысяч.
В чем же такая разница в развитии стратегий накопления в Америке и России, в причинно-следственных связях. Американцы получают все доходы на руки, а потом самостоятельно уплачивают налоги, подавая декларацию и прибегая к помощи финансовых консультантов. В России же налоговым агентом для НДФЛ по основному месту работы является работодатель и граждане изначально не видят этих денег, поэтому сложно убедить людей экономить то, чего они даже не держали в руках. Институт НПФ в России очень сильно зависит от экономической, а в последнее время и от политической обстановки в стране. Но самое главное, эти счета можно использовать только в качестве накопительной стратегии формирования капитала. Вывод средств со счета будет приравниваться к расторжению договора на ведение счета. Кстати, такие счета родители смогут открыть для своих несовершеннолетних детей, чтобы созданный капитал в будущем послужил хорошим подспорьем для начала их взрослой жизни.
Например, японские домохозяйства отличаются достаточно высоким уровнем накоплений, составляющих около 16 трлн. долларов США. При этом 55% денег хранятся в наличной валюте или на депозитах. В то время как всего 9% вложены в акции и 5% – в инвестиционные фонды. При этом в Германии доля депозитов составляет 40%, во Франции и Великобритании – 30%, в США – менее 15% (более 30% – доля акций).
При слабом внутреннем инвесторе слаб и национальный фондовый рынок Японии: 23%
биржевых операций на Токийской бирже приходятся на индивидуальных внутренних инвесторов и 67% – на иностранных. Из-за такого перевеса высоки спекулятивность и неустойчивость фондовых индексов. Главные цели введения счетов – во-первых, в принципе подтолкнуть людей, особенно молодых, к началу накоплений, во-вторых, сдвинуть баланс накоплений из сбережений в инвестиции. При этом попутно решается задача поднятия фондового рынка. В России приход денег новых розничных массовых инвесторов также способен изменить ситуацию на рынке в пользу долгосрочного роста. Частично решить эту задачу и призваны индивидуальные инвестиционные счета. Интересно, что появление ИИС может удачно совпасть с привлекательными уровнями входа в фондовый рынок и разворотом тренда, что может благоприятно сказаться на доходности инвестирования в дальнейшем
Источник
Государственное стимулирование инвестиционной деятельности
Определение сущности, источников и видов инвестиций. Характеристика перспективы и совершенствования стимулирования инвестиционной деятельности в России. Установление особенностей формирования благоприятного финансового климата инвестиционной деятельности.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 13.04.2016 |
Размер файла | 46,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БУРЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ им. В.Р. ФИЛИППОВА»
Кафедра: «Финансы и кредит»
по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»
на тему: «Государственное стимулирование инвестиционной деятельности »
Выполнил: студент 4 курса
Проверил(а): Цыбикова Е.Б.
финансовый инвестиционный благоприятный россия
Глава 1. Теоретические основы инвестиций и стимулирования инвестиционной деятельности
1.1 Инвестиции: сущность, источники, виды
1.2 Особенности государственного финансового стимулирования инвестиционной деятельности в России
Глава 2. Анализ государственного финансового стимулирования инвестиционной деятельности
2.1 Анализ инвестиционных процессов в России
2.2 Оценка инвестиционного климата в России
Глава 3. Перспективы и совершенствование стимулирования инвестиционной деятельности в России
3.1 Формирование благоприятного финансового климата инвестиционной деятельности
3.2 Перспективы стимулирования инвестиционной деятельности
Список использованной литературы
До сих пор имеется определенное отставание в разработке теоретических основ и методологии финансового стимулирования инвестиционной активности. Непроработанность затронутых проблем создает актуальность данной темы.
Необходимость углубления научных исследований в данном направлении диктуется еще и тем, что накопленная в настоящее время база отечественных и иностранных научных разработок в основной массе своей не отвечает экономическим реалиям перехода страны к рынку. Сейчас, в связи с поиском путей выхода из кризиса, необходимо взглянуть на опыт стран мирового хозяйства под другим углом зрения, выявить его положительные и негативные стороны, чтобы найти ответы на волнующие наше общество вопросы.
Нами не случайно в качестве предмета исследования взяты проблемы инвестирования и механизм их стимулирования в производственном секторе. По нашему мнению, именно они являются ключевым звеном преодоления структурного кризиса национальных экономик.
В работе значительное место уделено проблемами привлечения внутренних и внешних источников финансирования инвестиционных процессов. Именно этим объясняется тесное сочетание микро- и макроэкономических проблем, анализа инвестиционного рынка и роли политики государства, региональных органов власти и менеджмента предприятий в обеспечении использования наиболее эффективных путей и методов инвестирования структурных реформ. Все это предопределяет актуальность и важность темы исследования.
Цель и задачи исследования. Целью является исследование теории и практики государственного финансового стимулирования инвестиционной деятельности и разработка более эффективных его форм.
Выбор цели предопределил решение следующих задач исследования:
Уточнить сущность и принципы бюджетных инвестиций
Проанализировать инвестиционный процесс и климат
Рассмотреть формирования благоприятных условий ивестиционного климата, для стимулирования инвестиционного процесса
Выявить перспективы стимулирования инвестиционной деятельности
Предметом исследования являются финансовые отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами и региональными органами власти по поводу осуществления государственного финансового стимулирования инвестиционной деятельности.
Теоретической и методологической основой исследования послужили теоретические работы по макро- и микроэкономике, инвестиционному и финансовому менеджменту, другим экономическим наукам, законодательные акты, нормативно-правовые документы, концепции и программы реформирования экономики России, а также исследования отечественных и зарубежных специалистов в области теории и практики инвестиционной политики.
Глава 1. Теоретические основы инвестиций и стимулирования инвестиционной деятельности
1.1 Инвестиции: сущность, источники, виды
Инвестиции (капитальные вложения) — это совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Инвестиции — относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие «валовые капитальные вложения», под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции — более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину «капитальные вложения», и «финансовые» (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Но часть портфельных инвестиций — вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства — по своей природе ничем не отличаются от прямых инвестиций в производство. В журнале «Экономист» определены основные направления инвестиционной политики. Были выделены следующие главные задачи инвестиционной политики: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.
Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны, поэтому правительство России оказывает ей огромное внимание, однако на данный момент инвестиционная политика нашего государства ещё слаба, что обусловлено в основном незащищённостью расходов бюджета на инвестиционные цели, бюджетные средства расхищаются или направляются не на те цели, на которые направлялись.
Объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем инвестиций в стране. Уже было отмечено, что инвестиции представляют собой расходы на приобретение оборудования, зданий и жилья, которые в будущем выразятся в подъеме производительной мощи всей экономики. Когда общество сберегает часть своего текущего дохода, это означает, что часть производства может быть направлена не на потребление, а на инвестиции. Когда страна входит в мировую финансовую систему, складывается не столь ясная ситуация. Если некая российская компания желает сделать капиталовложение, она может занять необходимые средства, как в российском, так и в зарубежном банке.
а) Иностранные инвестиции в России. В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий); создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств; приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг; приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав и т.р.; предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п. Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. Фельзенбаум “Иностранные инвестиции в России” // Вопросы Экономики, 2013. — с. 12-24В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций — прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров. Прямые зарубежные инвестиции — это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок. Портфельными инвестициями принято называть капиталовложения в акции зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных валютно-финансовых организаций.
Существуют и реальные инвестиции. Это — капитальные вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. Реальные инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала.
Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако, при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия — самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов Макдональдс), либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики.
б) “Экономическая амнистия”. Рассмотрев в первую очередь инвестиции, приходящие из-за рубежа, мы можем сказать и о том, какие средства уходят нелегально за рубеж. За последние годы в России сложился слой предприятий и предпринимателей, накопивших крупные капиталы. Из-за неустойчивости экономического положения в стране большие средства переводятся в конвертируемую валюту и оседают в западных банках. Можно было бы ожидать, что с окончанием коммунистической эры Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования крупных инвестиций по мере того, как страна перестраивается под действием рыночных сил. На этом основании было бы резонно предположить, что в России возникнет дефицит текущего платежного баланса (когда уровень инвестиций превышает уровень сбережений). Однако этого не происходит. Отток денежных ресурсов (потенциальных инвестиций) из России в несколько раз превышает их приток. Активное сальдо текущего платежного баланса России (когда страна является нетто экспортером капитала, т.е. граждане ссужают больше денег, чем занимают) составило порядка 10 млрд. долларов. Это усиливает инвестиционный «голод» в стране, ведет к дальнейшему ослаблению национальной валюты. Мотивация оттока капиталов — ощущение российскими бизнесменами политической и экономической нестабильности в России. Значительная часть накопленных российскими бизнесменами средств под влиянием страха перед возможным социальным взрывом в силу инфляции и непрерывного падения курса рубля, боязни денежной реформы переправляется ими в западные банки или используется для покупки недвижимости и ценных бумаг. Многие в российских деловых кругах чувствуют, что экономика России слишком нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций. Поэтому и предприятия используют свои сбережения не на капиталовложения внутри страны, а на выдачу кредитов за рубеж. Компании-экспортеры, как правило, хранят свою прибыль на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы ввозить ее обратно в Россию и направлять на новые инвестиции. Этот процесс, известный как утечка капитала, очень часто носит противозаконный характер. И все же, несмотря на ее противозаконность, утечка капитала находит логичное экономическое оправдание: гораздо надежнее помещать капитал в лондонский банк, чем в российскую экономику. Именно поэтому предприятия предпочитают предоставлять кредиты иностранцам (помещая деньги в зарубежный банк), а не своим соотечественникам. Мишин Ю.В. Инвестиции в конкурентоспособное производство / Ю.В. Мишин. М.: КНОРУС, 2013. 288 с.
Виды инвестиций принято подразделять на денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги; движимое и недвижимое имущество; имущественные права, связанные с авторским правом, опытом и другими видами интеллектуальных ценностей; совокупность технических, технологических, коммерческих и иных знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимого для организации того или иного вида производства, но не запатентованного (“ноу-хау”); права пользования землей, водой, ресурсами, домами, сооружениями, оборудованием, а также иные имущественные права и другие ценности.
1.2 Особенности государственного финансового стимулирования инвестиционной деятельности в России
Государственное финансовое стимулирование инвестиционной деятельности в развитых странах осуществляется в двух основных формах: прямой и косвенной. Прямая форма состоит в осуществлении государством прямого финансирования инвестиционных программ и проектов, косвенная форма состоит в поощрении частных инвестиций путем создания льготных условий в инвестиционном климате, особенно с помощью налоговых льгот и государственных гарантий по рискованным инвестициям. Обе формы государственного финансового стимулирования инвестиционной деятельности применяются во всех развитых странах, при этом постоянно меняется соотношение между ними в зависимости от целей и задач государства.
Прямая форма в большей степени оказывает влияние на ускорение инвестиционной активности за счет государственного финансирования в сфере капиталоемких, долгосрочных, высокорискованных инвестиционных программ и проектов национального значения в атомной, электронной, космической промышленности (в 70-80-е гг.); робототехнике, биотехнологии (в 90-е гг. — по настоящее время). Сакс. “Рыночная экономика и Россия”. М., “Экономика”, 2011. — 440 с.
Косвенная форма оказывает влияние на повышение общего уровня частной инвестиционной активности через формирование благоприятного инвестиционного климата. Эта форма способствует успешной реализации частных инвестиционных проектов и программ, которые имеют менее капиталоемкий характер, краткосрочную и среднесрочную окупаемость, приемлемую рискованность по масштабам ожидаемых финансовых потерь.
Во всех странах, где приходят к власти правые политические силы, осуществляется переход от элементов французской модели к японской, от прямой формы к косвенной. При этом правительственный курс начинает основываться на быстром развитии и совершенствовании методов поддержки инвестиционной деятельности частных компаний. Задачами государства становятся привлечение частных инвестиций за счет формирования благоприятного инвестиционного климата, переориентация инвестиционных ресурсов на обслуживание заказов частных промышленных предприятий при развитии рыночной конкуренции. Правительства приступают к сдерживанию роста и сокращению государственных инвестиций, принимают меры по поощрению частных инвестиций налоговыми льготами и государственными гарантиями. Основной целью правительства становится сведение к минимуму государственных инвестиций и усиление частной инвестиционной активности по принципу «больше рынка и меньше государственного вмешательства», что приводит к доминированию частных коммерческих инвестиций в программах и проектах развития.
Все большее развитие получают методы косвенного государственного финансового стимулирования инвестиционной деятельности, что, помимо усиления правых политических кругов во власти, оправдано объективно закономерным переходом от крупных национальных программ и проектов к развитию частной предпринимательской инициативы на уровне крупных и малых компаний, особенно на уровне корпоративных и кооперативных бизнес-групп, а также стратегического партнерства крупного и малого бизнеса в программах и проектах развития. В противном случае доминирование косвенных методов государственного финансового стимулирования инвестиций негативно отражается на стратегиях национального развития и реализации крупных национальных программ и проектов капиталоемкого, долгосрочного и высокорискованного характера.
Наряду с возрастанием роли методов косвенного государственного финансового стимулирования инвестиций увеличивается и значение региональных бюджетов и государственных (полугосударственных) внебюджетных фондов в финансировании инвестиций, особенно инновационного назначения. В этой связи во всех развитых странах все больше внимания начинает уделяться созданию системы региональных инвестиционных фондов, где важным источником финансирования становятся территориальные бюджеты и иностранный капитал.
Совершенствуется прямое государственное финансирование инвестиций, которое осуществляется сочетанием двух основных методов: административно-организационного и программно-целевого. Они часто дополняют друг друга. При совершенствовании прямого государственного финансирования инвестиций осуществляется переход от доминирования административного финансирования к программно-целевому. Игонина Л. Л. Инвестиции: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. /Л.Л. Игонина. — М.: Магистр, 2014. — 749 с.
При использовании административно-организационного метода государственного финансирования инвестиций средства выделяются учреждениям и организациям для возмещения произведенных в соответствии с утвержденными планами инвестиционных расходов. Но широкое распространение получает программно-целевой метод, при котором инвестиционные средства выделяются на выполнение определенной программы или проекта. Административно-организационный метод предусматривает финансирование инвестиций предприятий или учреждений, а программно-целевой — непосредственно работ по реализации инвестиционного проекта в какой-либо области. Выделение средств в первом случае осуществляется на основании утвержденной сметы, произведенных инвестиционных затрат, во втором — оплата работ осуществляется на основании выполненных обязательств по контракту, и обязательным условием выступает завершение либо всего проекта или программы, либо определенного этапа с заданными показателями рентабельности, окупаемости и финансовой устойчивости.
Оба метода имеют преимущества и недостатки. В связи с тем, что программно-целевой метод предполагает финансирование работ по реализации инвестиционного проекта и получение результата в жестко установленные сроки, его применение ограничено для финансирования тех проектных инвестиций, где существует значительная неопределенность относительно достижения положительного результата в рентабельности, окупаемости и устойчивости. Для финансирования капиталоемких инвестиций инфраструктурного типа этот метод полностью неприменим, так как такие инвестиции не имеют частной коммерческой эффективности, эффективность же сама имеет высокую степень неопределенности в силу самого долгосрочного характера их осуществления. В наибольшей степени он соответствует такой организации финансирования инвестиций, при которой существует возможность достаточно четкого определения задачи, точного установления обязательных сроков завершения этапов и общего объема работ, постоянного контроля и программирования деятельности, а следовательно, и возможность задолго до начала работ определить будущие затраты и эффекты. Программно-целевой метод создает условия для стимулирования выполнения заданий меньшей численностью менеджеров, сокращения инвестиционного цикла проекта, получения максимальной эффективности результатов, снижения управленческих расходов. Этому способствует усиление конкуренции среди потенциальных реципиентов за привлечение инвестиций и среди инвесторов за участие в перспективных, привлекательных проектах, шансы которых на заключение инвестиционных контрактов находятся в зависимости от предлагаемых ими условий инвестирования. Корчагин Ю.А. Инвестиционная стратегия / Ю.А. Корчагин. Ростов н/Д: Феникс, 2013. 316 с.
Использование административно-организационного метода финансирования инвестиций объективно заинтересовывает реципиента, который часто выступает как монополист в своей области, в увеличении сроков осуществления инвестиций, завышении расценок и окладов менеджерам и административному аппарату, то есть увеличению сметы затрат и стоимости самих инвестиций. У реципиентов меньше стимулов для создания гибких форм организации инвестиционной деятельности, таких, как временные проектные группы, а также для привлечения квалифицированных инвестиционных консультантов и внешних управляющих компаний (инвестиционных траст-фондов), даже если это может привести к значительному росту эффективности инвестирования.
Преимущества и недостатки указанных методов государственного финансирования инвестиций обусловили их комбинированное использование. При этом на основе административно-организационного метода осуществляется преимущественно финансирование инфраструктурных некоммерческих инвестиций, особенно предприятий национального стратегического значения. Инвестиционная деятельность в области частичной модернизации промышленности, улучшающих инноваций финансируется государством главным образом на основе программно-целевого подхода путем заключения инвестиционных контрактов с соучастием частных инвесторов в рамках долевого финансирования (софинансирования).
В России из-за слабого развития рынка капитала, дефицита инвестиционных ресурсов у национальных инвесторов и крайней потребности в успешной реализации крупных инфраструктурных проектов и программ национального и стратегического значения придется пойти на временное доминирование прямой формы государственного финансового стимулирования инвестиционной деятельности до достижения точки
окупаемости и переход на доминирование косвенной формы после прохождения точки окупаемости.
В качестве инструментов прямой формы государственного финансового стимулирования инвестиционной деятельности лучше использовать бюджет развития и инвестиционный фонд в структуре расходов федерального бюджета.
В качестве инструментов косвенной формы государственного финансового стимулирования инвестиционной деятельности лучше использовать сочетание инвестиционного налогового кредита, ускоренной амортизации высокотехнологичного оборудования и наукоемких нематериальных активов, государственных гарантий частным рискованным инвесторам.
Пока же использование прямой формы государственного финансового стимулирования инвестиционной деятельности свернуто до минимума, а косвенная форма не развернута, что обусловило разрегулированность инвестиционной деятельности, ее слабую управляемость, стагнацию инвестиционной активности даже частных структур, особенно в инновационной сфере. В качестве примере можно привести основные параметры федерального бюджета на 2012 год.
В 2012 г. доходы бюджета России предусматриваются на уровне 5 трлн 46,1 млрд рублей, расходы — 4 трлн 270,1 млрд рублей. Профицит планируется в размере 776 млрд рублей. Объем ВВП на 2012 г. прогнозируется в объеме 24 трлн 380 млрд рублей, инфляция — на уровне 7-8,5%, среднегодовой курс рубля к доллару США — 28,6 рубля за доллар. В долларах ВВП составит 852,44 млрд долл, а ВВП на душу населения по биржевому курсу — около 5720 долл. Цена на нефть марки Urals прогнозируется в размере 40 долл. за баррель (эта цена определяет значительную часть доходов бюджета от экспорта). Объем стабилизационного фонда на конец 2012 г. прогнозируется в размере 2 трлн 242,3 млрд рублей, инвестиционный фонд — 69,7 млрд рублей.
Таким образом, только в стабилизационном фонде Правительства РФ накопится в 2012 г. 78 млрд долл., а в инвестиционный фонд направляется всего 2,44 млрд долл., что составляет 0,3% ВВП, 1,6% расходов бюджета и 3% от стабфонда.
Общий объем накопленных государством средств составит в 2012 г. свыше 300 млрд долл. (золотовалютные резервы + стабфонд). Доля же инвестиционного фонда правительства от этих средств составляет около 0,8%.
Как видим, вплоть до 2013 г. инвестиции со стороны правительства через его инвестиционный фонд составляют ничтожную долю от накопленных государством средств, которые формируют основной поток капитала из России и инвестируются в экономики развитых стран.
Накопленные средства позволяют, в принципе, решать многие экономические, финансовые и инфраструктурные проблемы на федеральном (и особенно на региональных) и местных уровнях, в частности построить дороги и развивать инфраструктуру. По этой схеме можно работать во многих сферах, но задача государства, прежде всего, состоит в развитии инфраструктуры, социальной сферы и повышении уровня и качества жизни населения. Поэтому государственные инвестиции в воспитание, образование, медицину, науку, в развитие инфраструктуры регионов из накопленных страной средств должны стать приоритетными.
Основные направления государственной инвестиционной политики, изложенные в этих документах, включали:
— проведение децентрализации инвестиционного процесса, перенос центра тяжести на частные инвестиции, повышение роли собственных и привлеченных средств предприятий посредством проведения новой амортизационной политики, использования
— прибыли, вторичной эмиссии ценных бумаг, средств банков, институциональных инвесторов, населения;
— переход от безвозвратного финансирования предприятий к кредитованию их на платной и возвратной основе;
— усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, направленных на инвестиции;
— сохранение роли государства как стратегического инвестора в области важнейших жизнеобеспечивающих производств, социальной сфере, общественно значимых объектов, не привлекательных для частных инвесторов;
— использование централизованных инвестиций на реализацию эффективных и быстро окупающихся проектов, расширение практики их долевого (государственного и частного) финансирования;
— стимулирование частных и иностранных инвестиций, совершенствование нормативной базы, предоставление гарантий и страхование инвестиций.
В соответствии с принятым курсом экономических реформ восстановление инвестиционного процесса должно было осуществляться при минимальной роли государства. В качестве основных предполагаемых источников рассматривались: возросшие возможности предприятий за счет снижения налогового бремени и роста амортизационных отчислений, перелив кредита с рынка государственных обязательств в реальный сектор, мобилизация валютных сбережений населения, находящихся вне банковского оборота, приток иностранного частного капитала. . Игонина Л.Л. Инвестиции / Л.Л. Игонина. М.: Экономистъ, 2013. 478 с.
Между тем на базе рыночных методов регулирования не удалось решить поставленные задачи, поскольку в российской экономике не сложились условия, позволяющие полностью отказаться от методов государственного воздействия. В российских условиях воздействие монетарных импульсов на производство не принесло ожидаемых результатов. Жесткие рестрикционные меры в области денежно-кредитной политики хотя и облегчили в определенной мере адаптацию предприятий к изменяющейся рыночной конъюнктуре, но обнаружили свою несостоятельность в плане структурной перестройки производства и экономического оживления. Ухудшающееся финансовое состояние предприятий препятствовало, с одной стороны, направлению собственных средств (прибыли и амортизации) на инвестиционные цели, а с другой — привлечению ресурсов фондового и кредитного рынков.
Государственное финансирование инвестиционной деятельности было практически свернуто, между тем масштабы частного инвестирования не смогли компенсировать снижение государственных инвестиций. При повышении доли частных инвестиций в общем объеме источников финансирования (по формам собственности) совокупные инвестиционные ресурсы резко сократились.
Для прямой и косвенной форм государственного финансового стимулирования инвестиций требуется: технико-экономическое обоснование — бизнес-план инвестиционной программы, бухгалтерская отчетность организации-претендента, справка об отсутствии просроченной задолженности, копия лицензии на право осуществления хозяйственной деятельности.
Основными требованиями, блокирующими оказание финансовой помощи предприятиям промышленности, являются:
— наличие у предприятий-претендентов собственных средств на начало осуществления проекта в размере до 20% его сметной стоимости;
— отсутствие просроченной задолженности по ранее предоставленным средствам из Федерального бюджета и уплате процентов за пользование ими, а также отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов в федеральный бюджет и платежам в государственные внебюджетные фонды;
— высокие требования к уровню эффективности инвестиционных проектов, выражающиеся в коротких сроках возврата государственных средств. Как правило, средства федерального бюджета предоставляются на срок до двух лет.
По нашему мнению, для создания льготных условий финансовой поддержки крупных, высокотехнологичных инвестиционных проектов необходимо:
— принять решение о предоставлении бюджетных средств по двум основным критериям: уровню конкурентоспособности продукции на мировом рынке и размеру получаемого бюджетного эффекта — налоговых поступлений и обязательных платежей;
— смягчить требование обязательного вложения претендентом в проект собственных средств, а также увеличить сроки возврата бюджетных средств.
В случаях, когда финансово-экономическое положение предприятия является достаточно сложным, необходимо для выполнения проекта образовать специальную структуру на базе подразделений предприятия-претендента, занятых реализацией инвестиционного проекта.
Для снижения возможных кредитных рисков по таким крупным проектам следует ужесточить требования к ликвидности передаваемого по проекту в залог имущества. Поскольку реализация крупных инвестиционных проектов требует значительного времени, следует предоставлять отсрочку уплаты процентов за предоставленные средства. Необходимо также сократить ставки за пользование этими средствами до приемлемого уровня, упростить порядок предоставления средств, сократить количество требуемых для обоснования государственной поддержки документов, унифицировать их
Глава 2. Анализ государственного финансового стимулирования инвестиционной деятельности
2.1 Анализ инвестиционных процессов в России
Улучшение суверенного рейтинга России на фоне растущей нестабильности на международных рынках капитала подчеркивает потенциал роста российской экономики:
В июле 2012 года агентство Moody’s повысило рейтинг валютных депозитов российских банков с Baa2 до Baa1, при этом прогноз по рейтингу является позитивным.
В марте агентство Standard & Poor’s пересмотрело прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу России и изменило его со «Стабильного» на «Позитивный», что может повлечь за собой последующее улучшение.
Проанализировав кредитный рейтинг России в августе 2012 года, рейтинговое агентство Fitch Ratings оставило его неизменным на уровне BBB+, при этом прогноз по рейтингу является стабильным.
Агентство Standard & Poor’s оставило суверенный рейтинг по иностранным валютам на уровне ВВВ+, который был присвоен агентством в сентябре 2012 года.
В январе 2013 года Организация экономического сотрудничества и развития перевела Россию в 3-ю группу странового риска.
В рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса 2008» Россия занимает 106 место из 178 стран, что на 6 позиций выше, чем в предыдущем году. Рейтинг отражает общую ситуацию в области ведения бизнеса в различных странах. Жуков, Л. Финансово-экономический анализ в методике оценки эффективности инвестиций / Л. Жуков // Инвестиции в России. 2014. — № 10.-С. 34-39.
Исследование «Эрнст энд Янг» по вопросам привлекательности европейских стран проводится ежегодно и демонстрирует наиболее актуальную и полную картину инвестиционного климата в Европе. В этом году в опросе участвовали представители 834 компаний — авторитетных лидеров с четким представлением о Европе и опытом работы в европейских странах. Из них 56% представляли европейский бизнес, 33% — североамериканский бизнес, 11% — азиатский и бизнес других регионов.
Согласно результатам исследования показатели России в 2013 году можно охарактеризовать как впечатляющие. Рейтинг России по инвестиционной привлекательности существенно увеличился в этом году (на девять пунктов и на 21%), что является самым резким скачком по сравнению с рейтингами других стран. За последние два года Россия приложила много усилий для того, чтобы повысить интерес инвесторов. В 2012 году ее рейтинг составлял лишь 5%, а теперь в возможности России верит уже пятая часть всех принявших участие в исследовании.
Кроме того, Россия переместилась на четвертое место по количеству созданных рабочих мест и добилась самого высокого роста в этой области среди европейских стран (+85%). По числу инвестиционных проектов она продвинулась с 13-й на 8-ю позицию (+ 60%). В 2013 году в России начались масштабные промышленные проекты, что привело к созданию 13 480 рабочих мест. Таким образом, Россия не только присоединилась к списку привлекательных стран, но и продемонстрировала существенный прогресс в этом направлении.
По состоянию на конец июня 2013 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 242,5 млрд. долларов США, что на 0,1% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 56,0% (на конец июня 2008 г. — 48,7%), доля прямых инвестиций составила 39,2% (48,4%), портфельных — 4,8% (2,9%).
Основные страны-инвесторы в I полугодии 2013г. — Люксембург, Китай, Нидерланды, Кипр, Германия, Соединенное Королевство (Великобритания), Франция, США. На долю этих стран приходилось 77,0% общего объема накопленных иностранных инвестиций, 75,5% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.
В I полугодии 2012г. в экономику России поступило 32,2 млрд.долларов США иностранных инвестиций, что на 30,9% меньше, чем в I полугодии 2013. (в первом квартале 20г. — 12,0 млрд.долларов США (на 30,3% меньше), во II квартале -20,2 млрд.долларов США (на 31,2% меньше).
Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в I полугодии 2012г. 31,8 млрд.долларов США, или на 7,1% меньше, чем в I полугодии 2013г. (в первом квартале 2012г. — 12,1 млрд.долларов США (на 15,3% меньше), во II квартале -19,7 млрд.долларов США (на 1,2% меньше).
2.2 Оценка инвестиционного климата России
На развитие экономики и социальной сферы Российской Федерации организациями всех форм собственности в 2013 г. использовано 9 151,4 млрд. руб. инвестиций в основной капитал, или 106,0% к уровню 2014 г.
Таблица 1 — Структура инвестиций в нефинансовые активы 1 (в % к итогу)
Источник