Проведение самоанализа своей педагогической деятельности

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности
методическая разработка по теме

Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.

Скачать:

Вложение Размер
samoanaliz_pedagogicheskoy_deyatelnosti.doc 104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел по общему среднему образованию комитета по образованию

Т.С. Спиридонова, М.Н. Кивенко

ПО ПОДГОТОВКЕ САМОАНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Самоанализ педагогической деятельности.
  1. Понятие и цель самоанализа педагогической деятельности.
  2. Типичные ошибки при написании самоанализа пед. деятельности.
  3. Требования к самоанализу.
  4. Вопросы для подготовки самоанализа учителем.
  5. Экспертная оценка самоанализа.
  1. Самоанализ урока.
  1. Алгоритм анализа учителем проведенного урока.
  2. Затрудняют проведение урока.
  1. Самоанализ педагогической деятельности

Самоанализ представляет собой изучение педагогом состояния, результатов своей профессиональной деятельности, установление причинно-следственных связей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования профессиональной деятельности. Самоанализ деятельности обладает рядом функций: диагностической, познавательной, преобразующей, самообразовательной.

Целью представления аттестуемым самоанализа является подтверждение педагогическим работником достигнутого уровня квалификации, выражающегося:

  • в освоении им новейших достижений педагогической науки и практики,
  • в умении творчески решать педагогические (управленческие) задачи,
  • в умении осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания (управления),
  • в умении самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять современные педагогические (управленческие) технологии и их элементы,
  • в умении создавать условия для реализации личностных возможностей обучающихся (воспитанников, педагогических работников),
  • в умении применять на практике исследовательские и опытно-экспериментальные методы обучения и воспитания,
  • в умении планировать и организовывать самообразование обучающихся (педагогических работников) и собственное самообразование.

Самоанализ призван дать полное представление о работе педагога и результативности его деятельности, содержать выводы о причинах успехов и проблемных моментах, наметить перспективы.

При подготовке самоанализа следует помнить: самоанализ – это не статистический отчет! Предмет самоанализа – не данные статистики, а аналитические индикаторы и показатели, содержательно характеризующие деятельность педагога. Содержание самоанализа – это не представление имеющихся данных за определенный период, а анализ и интерпретация собственной деятельности.

Типичные ошибки , которые может допустить педагог при подготовке и написании самоанализа деятельности:

1. Педагог пишет только о том, что им сделано за отчетный период.

Для самоанализа первостепенно важно не то, что сделано педагогом за определенный период времени, а то, какая задача им решается, почему именно эта задача является для него актуальной, что делается педагогом для решения этой задачи, и каков результат его деятельности. То есть сначала формулируется проблема , а только потом говорится о шагах , способствующих ее решению .

2. Избыток фактов и цифр.

Зачастую в самоанализе педагог указывает огромное количество фактов и цифр, которые не несут никакой содержательной информации и никак не участвуют ни в оценке ситуации, ни в планируемых педагогом видах деятельности. Для самоанализа важно, прежде всего, то, для чего педагогом применялись те или иные методы , приемы и технологии , почему именно их использовал педагог в своей деятельности , как их использование повлияло на конечный результат .

3. Педагог не указывает, с какими трудностями он сталкивается в процессе своей профессиональной деятельности.

Среди педагогов (особенно среди аттестующихся на высшую квалификационную категорию) бытует мнение, что у них не должно быть никаких трудностей, иначе о каком соответствии той или иной категории может идти речь.

При подготовке самоанализа следует помнить, что практика становится источником профессионального роста педагога лишь в той мере, в какой она является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации педагога. Педагогическая рефлексия в деятельность – это процесс последовательных действий от затруднения (сомнения) к его обсуждению с самим собой и к поиску выхода из него . Умение видеть существующие в профессиональной деятельности проблемы, планировать выход из сложившейся ситуации характерны только для сложившегося педагога-профессионала . С помощью рефлексивных способностей, которые включают в себя ряд основных интеллектуальных умений, можно управлять собственной профессиональной деятельностью .

Помните: написание самоанализа – это аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления собственного опыта и перспектив развития.

Требования к самоанализу

Объем самоанализа – до 20 страниц печатного текста (шрифт № 14 через 1,5 интервала).

Оформление титульного листа :

  1. вверху указывается полное название учреждения, где работает педагог, далее – Ф.И.О., занимаемая должность.
  2. в середине листа – название темы
  3. в конце страницы – год подготовки работы.

На втором листе – оглавление с указанием страниц (страницы нумеруются), глав, разделов, параграфов.

  • определение темы, которая легла в основу работы. Тема должна быть актуальной, соответствовать тенденциям развития образования.
  • Выделение исследуемой проблемы, которая вытекает из темы и как бы сужает границы поиска.
  • Основные теоретические позиции, идеи, которые явились исходными при проведении опытной работы и лежат в основе методических находок.
  • Выделение ведущих идей своего педагогического опыта, которые легли в основу совершенствования педагогической практики. Обоснование их в соответствии с социально-педагогическими условиями жизнедеятельности учащихся в данной социокультурной среде. Характеристика особенностей учащихся, уровень их развития на начало работы.
  • Краткая характеристика содержания образовательной области предмета, ее функций и возможностей в развитии учащихся. Остановитесь на особенностях программы, особенностях реализации базисного учебного плана. Новизна подходов к преподаванию области знаний, предмета, вида деятельности.
  • Особенности выбранной технологии, чтобы образование и воспитание носило развивающий, деятельностный характер.
  • Описание системы уроков, других форм работы, направленных на реализацию вышеизложенных идей, уделив особое внимание содержательной стороне, формам и методам работы, позволяющим достигнуть более высоких результатов в развитии учащихся по сравнению с имеющимся традиционным опытом.
  • Аргументация нововведений, подтверждение их диагностическим материалом (промежуточными и итоговым срезами).
  • Анализ результативности своего педагогического опыта по соответствию результатов прогнозируемым целям и задачам, сформулированным вначале. Выводы должны четко определить сущность педагогического опыта, находок, нововведений, их новизну, оригинальность, соответствие тенденциям развития образования.

Вопросы для подготовки самоанализа учителем:

  1. Насколько цель вашей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности образовательного учреждения, в котором Вы работаете?
  2. Какие важные проблемы Вам удалось решить за период, прошедший после последней аттестации? В каком виде представлены результаты разрешения проблем.
  3. Какова Ваша роль в реализации программы развития образовательного учреждения, в котором Вы работаете?
  4. Каким образом Вы учитываете образовательные потребности детей в своей профессиональной деятельности? Насколько цели, задачи и деятельность согласуются с учетом индивидуальных потребностей обучаемых?
  5. Что Вами делается для эффективного использования времени детей и Вас самого, как педагога, на уроке и вне его? Какие технологии и приемы обучения Вы используете в своей педагогической деятельности? Насколько они соотносятся с потребностями учащихся?
  6. Как организуется взаимодействие с классом на занятиях и вне их? Как организовано сотрудничество школьников на уроке?
  7. Определите уровень познавательного интереса обучаемых на Ваших уроках? Что предпринимается для развития интереса к изучаемому предмету?
  8. Каким образом обеспечивается удовлетворение образовательных потребностей отдельных учащихся с отличающимися возможностями или склонностями?
  9. Какова динамика успеваемости учащихся по преподаваемому Вами предмету?
  10. Какие методы оценки деятельности обучаемых детей Вы используете? Насколько они соответствуют поставленным целям? Каким образом используется информация, полученная в результате оценки? Каково участие обучаемых в оценке их учебной деятельности?
  11. Оцените уровень психологической атмосферы в классе: какие меры Вами предпринимаются по созданию обстановки взаимного доверия, уважения, открытости.
  12. Каким образом Вы взаимодействуете с родителями? Как сообщается информация об учебных достижениях? Как Вами учитываются мнения родителей и их запросы относительно успеваемости и прогресса ребенка?
  13. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с коллегами?
  14. Как Вы повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место здесь занимает самообразование?
  15. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности? Каким образом преодолеваете их? Результат.

Источник

Самоанализ педагогической деятельности

Специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий, поскольку их продукт направлен на качество образования. В связи с этим неизбежен процесс гуманизации образовательной деятельности, которая предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию. В современных условиях важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью, наполненной творчеством, инициативой, самостоятельностью. Уроки технологии помогают решить эту проблему.

Изучив педагогическую и методическую литературу таких авторов как: В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупской, О.А.Кожиной, Н.В. Синицыной, Н.И. Лебедева, С.Н. Чистяковой, И.А. Сасовой, С.Э Маркуцкой, пришла к выводу применить их идеи в своей работе по теме: “Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития самостоятельности обучающихся”.

Цель моей профессиональной деятельности: подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной с трудовой деятельностью, наполненной творчеством и инициативой.

Для достижения своей цели решаю следующие задачи:

— использовать метод проектов на уроках технологии для развития самостоятельности в изучении нового материала, в процессе закрепления и применения на практике;

— совершенствовать умения и навыки трудовой деятельности путем развития творческих способностей учащихся;

— формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету через классную, внеурочную, кружковую деятельность.

Поэтому моя педагогическая деятельность строится на принципах формирования следующих ключевых компетенций у обучающихся:

— учебно-познавательные компетенции: научить планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;

— информационные компетенции: учить самостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;

— коммуникативные компетенции: воспитывать умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать, цивилизованными способами свою точку зрения, слушать и слышать других.

Поскольку моя задача — не усложнять, а облегчать учебную деятельность учащихся, то я считаю, что знание природных особенностей своих учеников необходимо учитывать в педагогической деятельности, что и является основой индивидуализации обучения. Проектная деятельность – это деятельность, где дети учатся самостоятельно выбирать объекты для исследования и дальнейшего выполнения, выражают свои чувства в творческих работах.

Проектная деятельность рассматриваю как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса. Проектная деятельность позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.

Творческое проектирование занимает в программе образовательной области «Технология» видное место. Программа предусматривает выполнение учащимися ежегодно не менее одного творческого проекта — учебно-трудового задания, активизирующего деятельность учащихся, в результате которого ими создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Работа над проектом начинается с выбора и обоснования темы.

Для учащихся 5 и 6 классов я предлагаю тематику творческих проектов. Учащиеся 7 и 8 классов при выборе темы проекта могут воспользоваться темой предложенной мной, выбрать её самостоятельно или определить ее с помощью родителей. Самостоятельность определения темы заслуживает поощрения, но я проверяю, что выбор обоснованный, продуманный, учитывающий возможности и самого школьника, и материально-технической базы.

Предполагаю, что в процессе проектного исследования над материалом, способствующим активизации познавательной деятельности и расширению общего кругозора, учащиеся будут самостоятельно “вырабатывать” определённые знания в результате поиска решений заданной проблемы. Считаю, что именно приёмы исследовательской деятельности позволяют повысить активность учащихся, расширить их навыки анализа, умения видеть за отдельными фактами явление или закон.

В процессе обучения школьники достигают все более высокого уровня самостоятельности; задачи, стоящие перед ними, усложняются; содержание проектов расширяется.

Большое внимание на уроках технологии уделяю здоровьесберегающим технологиям. На уроках провожу физкультминутки, физкультпаузы для глаз. Происходит формирование нравственных привычек: обязательности, трудолюбия, ответственности, добросовестности, желания работать с полной отдачей сил и с хорошим качеством, умения уважать свой и чужой труд, ценить время, соблюдать правила техники безопасности и дисциплину. Веду журнал инструктажа в кабинете технологии по разделам: “Рукоделие”, “Кулинария”, “Технология обработки ткани”, “Технология ведения дома”. В кабинете оформлены стенды по технике безопасности.

В профессиональной деятельности направляю своё общение с учениками на активизацию познавательных возможностей, используя материал развивающего и опережающего характера; провожу индивидуальную работу, организую индивидуально-групповые занятия. Чтобы оценить и проанализировать образовательные потребности учащихся, большее предпочтение отдаю технологии разноуровневого (дифференцированного) обучения. Такая форма работы позволяет задать необходимый темп на уроке, а также дозировать задания по сложности и объему.

В ходе занятия ни один ребенок не остается без дела, каждый ученик стремится полностью самореализоваться. Этому способствует используемый мною УМК под редакцией В.Д. Симоненко. Работа ведется не только по учебнику, но и используется дополнительная литература, карточки с заданиями, наглядный материал (плакаты, опорные схемы-таблицы, технологические карты и др.)

Для того чтобы в процессе учебной деятельности повысилась эффективность обучения и творческий потенциал обучающихся, стараюсь создать комфортную, благоприятную обстановку на уроке для каждого ребенка.

Индивидуализация никогда не бывает абсолютной, так как в любых условиях, при использовании разных форм и методов обучения нельзя учесть все индивидуальные особенности учеников, поэтому во внимание принимаются лишь те отличия, которые оказываются важными в процессе обучения. Кроме того, учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного ученика, а групп учащихся, обладающих сходными чертами. Однако индивидуальные особенности отличаются непостоянством, изменчивостью. В процессе работы я стараюсь выявить те индивидуальные особенности, от которых будет зависеть успех в познавательной, учебной деятельности: быстрота, темп, работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, отвлекаемость внимания, скорость восприятия, запоминания.

Анализ и своевременная коррекция собственной педагогической деятельности, диагностика текущего состояния обеспечивают положительную динамику учебной деятельности учащихся по технологии, приводит к повышению качества знаний учащихся, подтверждению итоговых оценок обучающихся.

Таблица №1. Результативность по технологии за 3 года

2011-2012 учебный год 2012-2013 учебный год 2013-2014 учебный год
Успеваемость 100% 100% 100%
Успешность 83,5% 86% 91,3%

Неуспевающих по технологии нет, но нельзя сказать, что нет проблем. Есть дети с низкой мотивацией и низкими способностями к обучению, работая с которыми применяю личностно-ориентированный подход в обучении, реализующий технологию формирования учебной деятельности, и учебно-игровую деятельность, способствующую без перегрузок включить ребёнка в учебно-познавательную деятельность.

Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, и каждый из них по-своему активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, творческую мысль. Один из видов деятельности – игра, способствующая как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию творческих качеств личности. Уроки – игры являются плодом совместного творчества учителя и учеников. Они способны увлечь ребят, воспитывают бережное отношение к изучаемому предмету.

Игры развивают память, внимание, сообразительность, их общий кругозор. Например, урок-игра “Золушка” 5 класс, урок-игра “Сто к одному” 6 класс, урок-игра “Технология обработки ткани” 7 класс, урок-игра “Карьера” 9 класс.

Для формирования творческих способностей учащихся провожу уроки творческого характера, на которых широко использую методические приемы, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность учащихся: викторина (8 класс “Угадай профессию”), КВНы, побуждающие мыслительную активность, составление кроссворда или ребуса по одному из разделов. Учащиеся с удовольствием выполняют данные задания. Такие формы работы делают уроки интересными и разнообразными.

Для эффективного обучения технологии необходимо использование межпредметных связей. Это способствует более глубокому освоению учащимися изучаемого материала путём систематизации ранее полученных знаний, формирует целостный взгляд на предметы и явления. Поэтому одним из видов развития творческих способностей считаю проведение интегрированных уроков. Мною были проведены интегрированные уроки по темам: 5 класс “Технология в мире сказки” (музыка, ИЗО, технология и литература), 5 класс “Что роднит музыку и живопись. Музыка скрипки.” (Музыка, ИЗО и технология), 5 класс “Моделирование фартука” (технология и информатика), 7 класс “Сервировка стола по теме осени” (музыка, ИЗО, технология).

В своей педагогической деятельности использую принцип успешности обучения. Этот принцип состоит в том, что у каждого ученика должен быть свой, пусть маленький, но собственный успех. Успех рождает вдохновенье, уверенность в своих силах. Задача учителя – помочь каждому ученику достичь такого успеха. Чтобы удовлетворить образовательные потребности отдельных учащихся с отличающимися возможностями и склонностями, необходимо вовлекать детей в различные творческие конкурсы, проекты, интеллектуальные игры. Детей с повышенной мотивацией к обучению данного предмета отличает исключительная успешность обучения. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Работы таких детей участвуют в районных и всероссийских конкурсах и выставках, где отмечаются дипломами, грамотами и благодарностями.

В формировании устойчивого интереса к изучаемому предмету огромную роль играет классная, внеурочная, кружковая деятельность. Она способствует нравственному и эстетическому воспитанию, приобщению учащихся к культурным традициям, способствует раскрытию индивидуальных способностей каждого ребенка. И даже способна организовать досуг подростка.

Именно поэтому она должна быть интересной и увлекательной. На внеклассных мероприятиях предлагаю разные виды самостоятельной деятельности (работа в парах, в группах). На таких занятиях ученик должен самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность, как за себя, так и за других участников команды. Я считаю, что это воспитывает в моих учениках волю к победе и стремление к преодолению трудностей.

Традиционным видом внеклассной работы является: проведение предметной недели “Искусства”: проводятся различные конкурсы, кроссворды, ребусы, игры: “Храбрый портняжка”, “Разговор о правильном питании”, “Золушка”, “Поле чудес”, КВН по искусству “В мире прекрасного ”.

Результатом профессиональной деятельности является успешное участие моих учеников в конкурсах разного уровня.

Ежегодно мои ученики успешно участвуют в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии, которому предшествует школьный тур олимпиады. Так, в 2012 учебном году Виноградова Наталья, ученица 9 класса, — призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников; в 2013 году дипломантами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников стала Шипицина Александра, ученица 8 класса, и Сажаева Дарья, ученица 7 класса.

Результаты анкетирования в рамках работы по методической проблеме, проводимого в течение 3 лет, показали следующее:

2011 – 2012
учебный год
2012-2013
учебный год
2013-2014
учебный год
1. Вы понимаете, что такое проект? 35% 70% 95%
2. Вы научились определять достижимые цели? 20% 56% 90%
3. Вы можете разделить общую цель на более мелкие задачи, позволяющие получить результат? 15% 59% 90%
4.Вы умеете составлять план действий по реализации проекта? 20% 56% 89%
5.Вы активно участвовали в его реализации? 50% 70% 97%
6.Вы получили навыки выполнения творческого проекта? 70% 80% 100%
7.Вы можете сделать презентацию проекта? 20% 60% 100%
8.Вы получили удовлетворение от его выполнения? 80% 85% 95%

Результаты диагностики, проводимой на всех этапах, показали, что проектное обучение активизирует самостоятельность обучающихся, потому что оно:

  • личностно ориентировано;
  • реализует деятельностный подход в обучении;
  • построено на принципах проблемного обучения;
  • самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда;

Являюсь руководителем РМО учителей технологии, вхожу в состав муниципальной комиссии по проверке олимпиадных работ по технологии. С целью повышения педагогического мастерства посещаю педагогические советы, конференции, открытые занятия. Все это способствует самообразованию, расширению сферы знаний, повышению профессионализма.

Создала личный мини-сайт в социальной сети работников образования “Наша сеть” http://www.prodlenka.org .

За межаттестационный период прошла курсы повышения квалификации по теме: “Современные концепции и подходы в реализации содержания художественной и технологической подготовки на современном этапе перехода на ФГОС”. Полученные на курсах знания, свои методические находки стремлюсь распространить среди коллег. Принимаю активное участие в выставках и мероприятий районного уровня: фестиваль “Признание”, “Я, ты, он, она — вместе дружная семья”, “Ночь в музее”, “Культуры негасимый свет”, что является положительным примером для моих учеников, побуждает их к творчеству.

Мною проведен открытый урок-игра по технологии: “Все работы хороши” 8 класс. Опыт представлен на Всероссийском фестивале педагогических идей “Открытый урок”.

Награды и поощрения

Сертификат “Школа цифрового века” 2011-2012 учебный год.

Диплом за предоставление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале “Открытый урок”

Сертификат к диплому “Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроенным рукавом”, 7-й класс

Приказ №214 от 12.10.2014 года Диплом Управления образования Татарского района “Мастер-золотые руки” в номинации “Бисероплитение”

Грамота Управления образования администрации Татарского района в районом конкурсе – выставке УПБ в номинации “Чудо заморское”, 3 место

Диплом IХ региональный конкурс “Через прошлое к будущему” УЧСИБ за практическое воплощение перспективной художественно-творческой идеи.

Диплом “Учитель цифрового века” 2012-2013 учебный год

2013 год. Диплом лауреата Фестиваля художественного творчества работников образования Новосибирской области “Признание”,номинация “Золотые руки”

Диплом “Учитель цифрового века” 2013-2014 учебный год

Приказ № 207 от 18.12.2013год. Благодарность Управления образования администрации Татарского района за подготовку победителя муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2013г

2013 год Диплом Межрегиональная выставка ДПИ “ Вышитая картина”

Новосибирск 20 августа 2013 №748-рк Благодарность Губернатора Новосибирской области за высокие профессиональные достижения, многолетний добросовестный труд.

2014 год. Диплом 1 степени Региональный конкурс творческих педагогических идей “Так зажигают звезды” УЧСИБ за педагогический проект “Сделаем школу цветущей”

2014 год Благодарность за творческий подход и активное участие в фестивале национальных культур “Я, ты, он, она — вместе дружная семья”

Грамота Администрации историко-краеведческого музея им. Н.Я. Савченко “Культуры негасимый свет”.

Сертификат к диплому Урок-игра “Все работы хороши”, 8-й класс

Диплом за предоставление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале “Открытый урок”

Свидетельство о публикации методического материала “Конструирование юбок”, “Раскрой”, “История развития вышивки”

В дальнейшей своей профессиональной деятельности планирую продолжить работу над развитием самостоятельности учащихся на уроках технологии, уделяя особое внимание исследовательской деятельности, чтобы расширить возможности использования метода проектной деятельности на уроке.

Источник

Читайте также:  Как начать свой бизнес по грузоперевозкам с одной газели
Оцените статью