Финансовое планирование и разработка бюджета предприятия
4. Бюджет предприятия и процесс разработки бюджета
4.1. Структура бюджета предприятия
Бюджетирование — это процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов.
Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты решают задачи распределения экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования фирмы.
К числу основных задач бюджетирования относится следующее:
- обеспечение текущего планирования;
- обеспечения координации, кооперации и коммуникации подразделений предприятия;
- обоснование затрат предприятия;
- создание базы для оценки и контроля планов предприятия;
- исполнение требований законов и контрактов.
Выгоды качественного составления бюджетов и контроля за их исполнением с излишком окупают затраты на их внедрение и разработку. Безусловно, очень многое зависит от специфики деятельности предприятия, но даже небольшим фирмам рекомендуется применение бюджетирования (например, в сокращенном варианте).
Внедрение бюджетирования на предприятии сталкивается с двумя группами проблем: методические проблемы и организационные. Опыт автора доказывает, что, как правило, самым трудным в бюджетировании является этап его внедрения на предприятие. Приватизированные предприятия получили в наследство огромный опыт составления документов, ненужных предприятию в рыночной экономике. Поэтому принципиально важным является решение высшего менеджмента о внедрении бюджетирования в новом реальном масштабе ценностей. И с этого момента по существу начинается серьезная работа, основные этапы которой состоят в следующем:
- изучение внутренней и внешней документации предприятия, его структуры и взаимодействия подразделений, механизмов управленческого учета и т.д.;
- поиск наименее болезненных путей вовлечения управленческой команды предприятия в процесс бюджетирования;
- разработка плана внедрения бюджетирования (все дальнейшие действия будут определены планом внедрения);
- пересмотр старых или разработка новых внутренних стандартов;
- создание информационной базы для бюджетирования, предусматривающей разработку новых отчетов по подразделениям, приближенных к специфике деятельности предприятия;
- создание новых или реорганизация старых подразделений для осуществления процесса бюджетирования;
- разработка или приобретение программного обеспечения и его установка на внутренней сети предприятия;
- обучение персонала.
Трудоемкий процесс внедрения системы бюджетирования может длиться месяцами и даже годами. Помимо временных затрат он требует наличия высококвалифицированных специалистов в области бюджетирования и компьютерной техники. Как правило, украинские предприятия не в силах самостоятельно провести эти работы, привлечение консалтинговой фирмы обходится дешевле и значительно надежней.
Теперь перейдем к процессу бюджетирования как таковому.
Бюджеты составляются как для структурных подразделений, так и для компании в целом. Бюджеты подразделений сводятся в единый бюджет предприятия называемый основным или головным. Американские финансовые менеджеры говорят Master Budget.
С точки зрения последовательности подготовки документов для составления основного бюджета выделяют две составных части бюджетирования, каждая из которых является законченным этапом планирования:
- Подготовка операционного бюджета;
- Подготовка финансового бюджета.
Перечень операционных бюджетов, как правило, исчерпывается следующим списком:
- бюджет продаж;
- бюджет производства;
- бюджет производственных запасов;
- бюджет прямых затрат на материалы;
- бюджет производственных накладных расходов;
- бюджет прямых затрат на оплату труда;
- бюджет коммерческих расходов;
- бюджет управленческих расходов;
- прогнозный отчет о прибыли.
К числу финансовых бюджетов относятся
- инвестиционный бюджет;
- бюджет денежных средств;
- прогнозный баланс.
Последовательность формирования основного бюджета удобно представить в виде блок-схемы (рис. 3). Данная блок-схема не отражает всех возможных взаимосвязей между бюджетами, но описывает логическую последовательность процесса бюджетирования.
Рис. 3. Блок-схема формирования основного бюджета
Прежде, чем приступать к изучению методики подготовки основного бюджета, рассмотрим некоторые аспекты философии бюджетирования:
- Бюджеты могут быть недостижимыми, если недостижимы поставленные маркетинговые и производственные цели.
- Бюджеты могут быть неприемлемыми, если условия достижимости целей невыгодны для предприятия.
- Эффективность принятых бюджетов оценивают в процессе диагностики состояния предприятия.
- При составлении бюджетов следует опираться на документы, по форме и структуре приближенные к документам бухгалтерской отчетности.
- Производить бюджетирование без применения вычислительных средств (локальной компьютерной сети) и соответствующего программного обеспечения невозможно в реальном масштабе времени и ценности.
Несколько слов в отношении временного характера бюджета. Традиционным считается разбиение года на 12 месяцев и составление всех бюджетных таблиц для каждого месяца в отдельности. Необходимо сознавать, что в этом случае целый месяц представляется одной точкой времени. Зачастую это не устраивает финансового менеджера, и он стремится производить дальнейшее более детальное бюджетирование с разбивкой месяца на недели или на декады. Такой случай можно считать идеальным. Главная проблема его практической реализации – это оперативное обеспечение процесса бюджетирования исходными данными. Практическая истина здесь очень проста: запрограммировать процесс планирования – это только часть задачи. Гораздо сложнее обеспечить информационную поддержку этому процессу в реальном масштабе времени.
В дальнейшем последовательно дадим краткую характеристику каждому из частных бюджетов в общей системе процесса бюджетирования.
4.2. Характеристика частных бюджетов предприятия
Процесс бюджетирование начинается с составления бюджета продаж.
Бюджет продаж – операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции. Роль этого бюджета настолько велика, что приводит к необходимости создания отдельного подразделения со своей инфраструктурой, качественно и постоянно занимающегося изучением рынка, анализом портфеля продукции и т.д. Как правило, это отдел маркетинга. Качество составления бюджета продаж непосредственным образом влияет на процесс бюджетирования и успешную работу компании.
При составлении бюджета продаж нужно ответить на следующие вопросы:
- какую продукцию выпускать;
- в каких объемах она будет реализована (с разбивкой на определенные промежутки времени);
- какую установить цену продукции;
- какой процент продаж будет оплачен в текущем месяце, какой в следующем, стоит ли планировать безнадежную задолженность.
В общем случае компания в текущем периоде уже выпускает несколько видов продукции. Подчиняясь стратегическому плану компании, отдел маркетинга оценивает хозяйственный портфель и выдвигает прогнозы относительно жизнеспособности и объемов реализации того или иного вида продукции.
На объем реализации продукции влияют следующие факторы:
- макроэкономические показатели текущего и перспективного состояния страны (средний уровень заработной платы, темп роста производства продукции по отраслям, уровень безработицы и т.д.);
- долгосрочные тенденции продаж для различных товаров;
- ценовая политика, качество продукции, сервис;
- конкуренция;
- сезонные колебания;
- объем продаж предшествующих периодов;
- производственные мощности предприятия;
- относительная прибыльность продукции;
- масштаб рекламной кампании.
Вопросы о стратегиях и тактиках установления цен на продукцию широко освещены в литературе. Выбор наиболее приемлемого из возможных вариантов осуществляется на основе анализа рынка, целей и состояния компании.
Переходя к вопросу об оплате реализованной продукции, отмечаем, что вся реализованная покупателям продукция может быть оплачена следующими видами платежей: предоплата, оплата по факту получения продукции и продажа товара в кредит, т.е. с временной отсрочкой платежа. Лучшим вариантом прогнозирования характера оплаты продукции является совокупная работа по статистическому анализу опыта компании, сортировке всех существующих контрактов по признаку срока оплаты продукции, оценка степени выполнения покупателями своих обязательств и выдача результата в следующем виде (табл. 16).
Источник
Тема 7. Организация управленческого учета на предприятии
Тема 5. Методы управленческого учета
1. Какие расходы можно условно отнести к постоянным:
а) не запланированные до начала изготовления продукции;
б) направленные на получение дохода;
в) не изменяющиеся в зависимости от изменения объема производства;
г) изменяющиеся в зависимости от изменения объема производства?
2. В основе деления затрат на постоянные и переменные лежит:
а) номенклатура выпускаемой продукции;
б) роль затрат в технологическом процессе производства продукции;
в) зависимость затрат от объема производства;
г) место возникновения затрат.
3. Затраты для принятия управленческих решений классифицируют по следующим группам:
а) основные, накладные;
б) переменные, постоянные;
в) входящие, истекшие;
г) вмененные, инкрементные, прямые, косвенные.
4. Затраты на ксерокопирование являются:
в) переменными для одних организаций и постоянными для других организаций.
5. Расходы, которые следует отнести к затратам (каждый вид расходов должен фигурировать в ответе только один раз):
материалы; аренда; коммунальные платежи; сдельная заработная плата основных производственных рабочих; плата за освещение и отопление; оплата электроэнергии на технологические нужды; комиссионные; заработная плата специалистов и служащих; амортизация; транспортные расходы; страхование; заготовительные расходы.
Тема 6. Бюджетирование
1. Период планирования — это:!
а) временной промежуток, на который составляются и в течение которого реализуются планы;
б) временной промежуток, в течение которого менеджеры предприятия составляют и согласовывают план;
в) временной промежуток для подготовки прогнозного баланса.
2. Для контроля за производственной деятельностью организации применяют бюджеты:
б) месячные;
3. При разработке финансовых бюджетов ставят цель:
а) получить бухгалтерские точные финансовые документы;
б) определить потребность в финансировании и дать оценку общего состояния предприятия на бюджетный период;
в) сравнить фактические результаты с запланированными.
4. Основой для разработки финансовых бюджетов выступают следующие бюджеты:
г) операционные.
5. Структура бюджета:
а) строго регламентирована законодательством;
б) предполагает сбалансированность доходов и расходов;
в) зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков;
г) устанавливается на предприятии.
6. Правильны ли следующие утверждения:
а) операционные бюджеты — бюджеты по центрам ответственности — Да;
б) при разработке бюджетов производства обычно учитывают теоретическую мощность — Нет?
7. Какие способы определения оценок лежат в основе разработки бюджета продаж:
а) экспертная оценка и факторный анализ;
б) способ корректировок, статистический прогноз;
в) экспертная оценка и статистический прогноз;
г) ни один из вышеприведенных.
8. В основе составления гибкого бюджета лежит деление затрат на:
а) прямые и косвенные;
б) переменные и постоянные;
в) затраты на продукт и расходы периода;
г) единовременные и периодические.
9. Планирование на период до одного года можно охарактеризовать как:!
а) текущее;
10. Генеральный бюджет — это:!
а) совокупность планов, составленных для предприятия в целом;
б) совокупность планов, составленных для основных производственных подразделений предприятия;
в) операционный финансовый план.
11. К финансовым планам относят:!
а) план общехозяйственных расходов;
б) бюджет производственной себестоимости;
г) прогнозный баланс.
12. Бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, называют:
а) гибкий;
13. Процедура планирования начинается с составления:!
а) плана коммерческих затрат;
б) бюджета продаж;
в) плана производства;
г) бюджета инвестиций.
14. Начинают процесс сметного планирования с разработки бюджета (сметы):
б) накладных расходов;
в) себестоимости реализованной продукции;
г) продаж.
15. Заключительным этапом сметного планирования будет подготовка сметы (бюджета):
а) прибылей и убытков;
б) общехозяйственных расходов;
в) капитальных затрат;
г) движения денежных средств.
16. Чтобы оценить количество прямых материалов, которое необходимо закупить, должен быть подготовлен текущий бюджет:
а) коммерческих расходов;
в) производства;
г) общепроизводственных расходов.
17. Для оценки количество материалов, которое необходимо закупить, следует подготовить следующий текущий бюджет:
в) использования материалов;
г) коммерческих расходов.
18. Детализированная смета предполагаемых производственных затрат, отличных от затрат прямых материалов и прямых затрат труда, которые должны иметь место для выполнения плана производства в будущем периоде, есть:
а) бюджет общих и административных расходов;
в) бюджет общепроизводственных расходов;
г) бюджет капитальных расходов.
19. Бюджет денежных средств должен быть подготовлен до того, как один из следующих документов может быть разработан:
а) бюджет продаж;
б) прогнозный отчет о финансовом положении;
в) бюджет капитальных расходов;
г) прогнозный отчет о прибылях и убытках.
20. Для разработки бюджета производства необходимой информацией является:
а) плановый объем реализации и величина запасов;
б) плановый объем реализации и величина коммерческих расходов;
в) величина запасов и величина административных расходов;
г) величина запасов и объем реализации за предыдущий год.
21. В процессе подготовки оперативного бюджета последним шагом является составление прогнозного:
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) отчета о движении денежных средств;
г) ни одного из названных выше.
22. Какие процедуры предшествуют разработке бюджета накладных расходов:
а) изучение ассортимента выпускаемой продукции;
б) изучение количества производимой продукции и ее трудоемкости;
в) классификация накладных расходов на прямые и косвенные;
г) классификация накладных расходов на постоянные и переменные?
23. Количество материалов, которое необходимо закупить, будет равно бюджетному количеству использованных материалов:
а) плюс начальные запасы и минус запланированные конечные запасы материалов;
б) плюс запланированные конечные запасы материалов и минус начальные запасы материалов;
в) оба из вышеназванных будут верны;
г) плюс запасы на начало периода и плюс запасы на конец периода.
24. Функция бюджета как средство контроля и оценки деятельности организации раскрывается, когда подготовлен бюджет:
в) гибкий;
25. В список возможных отчетов для «центра расходов» входят в том числе следующие:
а) план производства;
б) бюджет движения денежных средств;
в) план общехозяйственных расходов;
г) бюджет доходов и расходов.
26. Балансовое уравнение запасов имеет следующий вид:
а) Запасы на начало периода + Поступление запасов в течение периода = Выбытие запасов в течение периода + Запасы на конец периода;
б) Запасы на начало периода + Запасы на конец периода = Выбытие запасов в течение периода + Поступление запасов в течение периода;
в) Запасы на начало периода + Поступление запасов в течение периода = Выбытие запасов в течение периода — Запасы на конец периода.
27. Конечное сальдо может быть отрицательным в бюджете:
б) коммерческих расходов;
в) движения денежных средств;
г) доходов и расходов.
а) форма планового расчета потребностей предприятия в ресурсах;
б) операционный финансовый план, отражающий расходы и поступления средств от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия;
в) обобщенный документ, отражающий поступление и расходование денежных средств;
г)прогноз будущих финансовых операций.
29. Процесс составления организацией бюджета называется:
а) корректировкой смет;
в) бюджетным циклом;
30. Доходы и расходы, исчисленные из запланированного объема реализации, включают в бюджет:
б) статический;
31. Доходы и затраты, скорректированные на фактический объем реализации, включают в бюджет:
а) гибкий;
Тема 7. Организация управленческого учета на предприятии
1. Успешная деятельность предпринимательской деятельности зависит от:
а) регулирования хозяйственной деятельности;
б) эффективной системы управления расходами;
в) имиджа фирмы.
2. Основные принципы формирования информации о расходах (затратах) закреплены в:
а) ПБУ 10/99, гл. 25 НК РФ;
б) учетной политике;
в) Уголовном кодексе РФ.
3. Нормативно-правовые и законодательные акты, регулирующие управленческие расходы (затраты), различают:
а) прямого действия;
б) промежуточного направления и косвенного назначения;
в) все, вместе взятое.
4. Основной задачей нормативно-правовой и законодательной базы является:
а) привлечение к ответственности виновных лиц;
б) создание нормативно-правовой базы;
в) организация контроля, планирования и прогнозирования экономической деятельности организации на законодательной и нормативной основе.
5. Необходимость ведения управленческого учета определяется:
а) надзорными органами;
б) законодательной и нормативной базой;
в) администрацией самого предприятия.
6. Требования к ведению управленческого учета прописаны в:
а) нормативно-правовых, законодательных актах и стандартах бухгалтерского учета;
б) Законе о «Бухгалтерском учете»;
в) Уголовном кодексе РФ.
7. Имеются ли прямые законодательные акты, регулирующие организацию управленческого учета?
б) Нет.
8. Менеджеры для организации планирования, контроля и прогнозирования использования ресурсов руководствуются:
а) косвенными нормативно-правовыми и законодательными актами;
б) нормативно-правовыми и законодательными актами прямого действия;
в) все, вместе взятое.
9. Гражданский кодекс РФ регулирует в области управленческого учета:
а) трудовые споры и отношения;
б) правовое положение участников гражданского оборота;
в) уголовную ответственность.
10. Административное правонарушение — это:
а) противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица;
б) превышение своих полномочий и обязательств в корыстных целях;
в) вымогательство и сговор с заинтересованными лицами.
11. Видами административного наказания за правонарушения являются:
а) предупреждения, административный штраф, возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
б) лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы России иностранного гражданина или без гражданства, дисквалификация, административное приостановление деятельности;
в) все вместе взятое.
12. Административные правонарушения и наказания за них приводят к:
а) сокращению финансового результата;
б) снижению условий активности деятельности организации и снижению капитализации действующего капитала;
Источник