Роль профсоюзов в становлении гражданского общества
В конце 18го века возникло понятие гражданского общества и только уже в 19ом появилось понятие правовое государство(И. Кант).
Гражданское общество – идеал будущего. В этом обществе человек максимально свободен независим от государства, произвола властей. В теорию гражданского общества большой вклад внесли Дж. Локк, Ж-Ж Руссо, И. Кант и другие.
Уже тогда было доказано, что гражданское общество немыслимо без свободных рыночных отношений. Поэтому социалистическое общество не могло быть гражданским, хотя его так называли, имея ввиду наличие прав у граждан. Теперь гражданское общество понимают как союз индивидуальностей и коллективов, самым большим из нашего общества является профсоюз. На современном этапе изменяется социальная структура общества: классовое деление уступает профессиональному. Основой индустриального, а тем более информационного общества является человеческий фактор. Смысл его в том, что несмотря на развитие техники и тончайших технологий, роль человека-работника не уменьшилась, а напротив непрерывно растёт. В гражданском обществе утверждается главным образом свобода личности, и считается основным показателем. Гражданское общество понимается как совокупность социальных отношений, не связанных борьбой за власть. Оно появилось ещё до появления государства и имело ряд признаков. Прежде всего наличие частной собственности у большинства населения. Когда-то К. Маркс писал, что человек не имеющий ничего есть ничто. Частная собственность приводит к возникновению среднего класса – лиц живущих за счёт своего собственного труда и материально независящие от государства.
Далее: наличие развитых неполитических организаций. Члены гражданского общества объединены в организации, защищающие те или иные интересы самих граждан.
И ещё: демократия низового уровня (небольшого населённого пункта или многоквартирного дома трудового коллектива).
В современной науке не существует единого подхода к определению гражданского общества. Самое распостранённое это гражданское общество совокупность негосударственных общественных отношений, выражающих разнообразные частные интересы и потребности граждан в различных сферах жизни. Но гражданское общество не может существовать без правового государства и задача учёных: найти их пути разумного взаимодействия.
Профсоюз может выполнить роль связующего звена, но для этого необходимо чтобы государство наделило профсоюз более широкими полномочиями. В данный момент государство, а не профсоюз развернули массу социальных служб, которые помогают гражданам выживать. Необходимо разобраться с понятием гражданин, т.к. в советское время и не только оно предполагало значение патриота. Гражданин это, как правило, прежде всего, патриот.
Главная отличительная особенность гражданского общества – независимость общественных организаций от государства, конечно полной независимости быть не может.
В законе о профсоюзах есть статья №5, которая предполагает эту независимость. Это уже из предпосылок гражданского общества. Но даже в гражданском обществе могут существовать некоторые препятствия для реализации отдельных прав человека (например на труд, на владение имуществом)
Источник
Профсоюзы и становление гражданского общества
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» публикует поступившее в редакцию письмо Магди Магомедова, председателя рескома профсоюза работников рыбного хозяйства Дагестана.
Многие государства стремятся создать у себя гражданское общество, однако до сих пор ни одно из них не может уверенно заявить об успехе. Но прежде чем анализировать ситуацию в целом государстве, надо рассмотреть, какие требуются условия для возникновения гражданского общества. Есть ли эти условия, например, на предприятиях и в организациях, в регионах, городах и районах?
Итак, может ли сформироваться гражданский коллектив (общество) на различных предприятиях в реальной экономике? Мы твердо знаем, что в структурных подразделениях реальной экономики гражданского общества нет. Почему? Да хотя бы потому, что зарплата у рабочих и служащих предприятий в сто и более раз меньше, чем у руководителей, а собственники или владельцы имеют баснословные доходы. Причем отношение собственников (капиталистов) и руководителей структур реальной экономики к труженикам никак нельзя назвать бережным или хотя бы товарищеским. Наемные работники для них — просто рабсила, место которой в случае чего быстро займут многочисленные безработные.
А какова ситуация в организациях и учреждениях образования, здравоохранения, науки и культуры, в которых сосредоточена основная часть трудовой интеллигенции страны? Заработная плата, уровень жизни и благосостояние этих тружеников тоже плачевны. Педагог, врач, инженер, младший персонал, от которых зависит научно-техническое и экономическое развитие страны, прогресс и духовный мир граждан, не в состоянии обеспечить своим семьям даже минимально достойную жизнь. В то время как их руководство и собственники купаются в роскоши и беззастенчиво демонстрируют свой разгульный образ жизни.
В городах, районах и регионах также в результате антинародных реформ произошло расслоение, размежевание до изоляции, формирование обществ по имущественному признаку, что явно препятствует становлению гражданского общества. И неуправляемое расслоение граждан по доходам за последние годы только растет.
Становление гражданского общества в Дагестане, как и в новой России, происходит в сложной политической и социально-экономической обстановке. Когда агрессивные силы раскачивают социальную стабильность дагестанского общества, профсоюзы республики, как и всей страны, занимали и занимают твердую позицию. Она направлена на мирное достижение достойного уровня жизни членов профсоюзов, всех тружеников — на основе справедливых условий и оценки труда, обеспечения максимальной занятости трудоспособного населения. Главная задача профсоюзов, да и сама их природа — это всесторонняя забота о человеке-труженике, создание ему комфортных условий на работе и в жизни.
Профсоюзы ищут пути и методы для более эффективной защиты прав и интересов своих членов, способствуют решению социально-экономических проблем. Профсоюзы постоянно и на всех уровнях власти заявляют, что ключом к становлению гражданского общества является государственная политика повышения доходов людей наемного труда. На то же нацелена и обозначенная президентом РФ В.В. Путиным задача преодоления бедности.
Профсоюзы ведут целенаправленную и систематическую работу с чиновниками, властями и работодателями на всех уровнях. Разъясняют проблему бедности, требуют ее решения. Доказывают, что нельзя отрываться от реалий, что большинство россиян, в том числе дагестанцев, испытывают материальное унижение, последствием чего не может быть ни социальная стабильность, ни солидарное общество. Тем не менее реальные доходы населения России снижаются. Заметно снизился спрос на товары, граждане стали больше платить за услуги из-за высокой инфляции…
Исторические факты свидетельствуют: из социальной несправедливости, бедности и унижения вырастал народный гнев, а гнев приводит к непредсказуемым и ужасным последствиям для граждан и общества, да и для самого государства.
Профсоюзы широко используют трехсторонний социальный диалог с властью и работодателями, требуя обеспечить рост благосостояния и улучшение условий жизни тружеников. К сожалению, в полной мере эти требования госорганами не выполняются.
В отличие от многочисленных общественных организаций, зарегистрированных в стране и Дагестане, только профсоюзы систематически и целенаправленно работают против зарождения вражды и зависти между социальными слоями общества, добиваясь для этого подъема уровня и благосостояния людей наемного труда.
Абсолютно прав председатель ФНПР М.В. Шмаков, говоря, что “. крупнейшая общественная организация — российские профсоюзы — это становой хребет гражданского общества”. Деятельность профсоюзов направлена на становление гражданского общества: ФНПР — в России, Дагестанского республиканского союза организаций профсоюзов — в Дагестане.
Источник
Профсоюзы — основа гражданского общества
29 апреля в информационном центре партии «Единая Россия», в рамках проекта «Гражданский университет» выступил Председатель Федерации Независимых Профсоюзов России Михаил Шмаков. Трансляция лекции на тему «Профсоюзы как элемент гражданского общества» осуществлялась во все регионы РФ, слушали и участвовали в обсуждении вопросов профсоюзные и партийные представители.
В основу лекции легла более чем столетняя история российского профсоюзного движения, от первых профсоюзов, официально образованных в 1905 году, до реалий сегодняшнего дня. По словам М.Шмакова, смысл деятельности профсоюзов состоит в том, чтобы «найти баланс между трудом и капиталом, найти справедливое соотношение при распределении продуктов труда». Главной актуальной задачей профсоюзов является заключение коллективных договоров на предприятиях. Кроме того, М.Шмаков заявил, что в судах из 16 тысяч дел в год профсоюзные юристы, защищая рядовых работников, побеждают в 92 % случаях.
Профсоюзный лидер озвучил позицию профсоюзов по поводу желания работодателей ужесточить условия труда с целью получения дополнительной прибыли. «Повышать производительность труда необходимо только за счет внедрения новых технологий в отраслях», — подчеркнул М.Шмаков.
В конце своего выступления Председатель ФНПР пригласил всех принять участие в шествии 1 мая и резюмировал, что «профсоюзы – это не только элемент гражданского общества, но и его основа».
После лекции М.Шмаков ответил на вопросы слушателей «Гражданского университета», которые касались Трудового Кодекса РФ, запрета заемного труда, реформирования структуры ФНПР, профсоюзного членства работников и многие другие.
Мы попросили прокомментировать лекцию М.Шмакова ректора Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, академика Российской Академии наук, доктора культурологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации Александра Запесоцкого. Он рассказал, что за выступлением лидера ФНПР внимательно следили и профессура, и студенчество, отмечая характерную связь теории и практики, наличие глубокой концептуальной проработки затрагиваемых в лекции тем.
А.Запесоцкий особо подчеркнул, что те слушатели, кто познакомился с лекцией М.Шмакова, признают, что она безусловно направлена на развитие интересов государства, но с другой стороны — полностью отвечает интересам людей труда. По словам ученого те, кто внимательно следит за развитием событий новейшей российской истории, отмечают возрастание роли профсоюзов в постсоветский период. Есть полное ощущение того, что в современном мире профсоюзы опираются на серьезные общественные потребности, в том числе на восстановление традиционных для России ценностей: ценностей труда, справедливости, ценностей общего дела, тех истинных ценностей, которые имеют глубокие исторические корни в нашем государстве.
Что особенно важно, отметил А.Запесоцкий, – глубокое научное выступление М.Шмакова было доходчивым и понятным большинству слушателей, что не часто бывает в публичной жизни.
Источник
Российские профсоюзные организации как важный элемент гражданского общества
Свидетельство
Разработка цикла занятий потеме «Российские профсоюзные организации как важный элемент гражданского общества» реализуется по программе «Правовой университет» в детском объединении «Подросток и закон» в рамках раздела «Трудовые правоотношения» (приложение № 1).
Тема изучается в заключении раздела, так как связана с большим количеством понятийного аппарата и функционирования правовых норм по трудовому праву.Я считаю, что темадостаточно актуальна и необходима подросткам, так как совсем скоро они встанут перед выбором своего жизненного пути. Именно от занятой позиции, знания своих прав, способности защитить свои интересы, умения участвовать в социальном диалоге зависит их будущее и будущее нашей страны. То, что дается на «профсоюзных» занятиях в виде теории, очень скоро станет для ребят жизненной практикой первого трудового опыта.
Занятие№ 1 (Презентация 1)
Тема занятия: Профессиональные союзы, их цели и задачи.
Цель: обеспечить понимание обучающимися основных понятий функционирования профсоюзного движения.
Задачи:
Оразовательные:
— изучить содержание и суть профсоюзного движения;
— узнать функции профсоюзов;
— познакомится с историей развития профсоюзного движения.
Развивающие:
— формировать умение анализировать актуальную информацию;
— способствовать развитию умений оперировать юридическими понятиями:
— устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные
— повышение гражданской культуры обучающихся;
— воспитания чувства ответственности засебя, за коллектив.
Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал, документы по теме.
Ход занятия
1. Оргмомент (слайд 1)
2. Актуализация опорных знаний, мотивация изучения новой темы (слайд 2)
Педагог
Вопросы:
Что Вы знаете о защите трудовых правтрудящихся?
А есть лиспециальная организация, занимающаяся урегулированием споров между работником и работодателем?
А теперь давайте попробуем ответить навопрос, что же такое профессиональные союзы?
— Зачем нужен профсоюз?
— Куда идут членские взносы?
— Почему состоять в профсоюзе выгодно?
Педагог: Слово «профсоюз» стало для нас привычным и обычноассоциируется с оказанием материальной помощи нуждающимся, распределением путёвок и организацией культмассовой и физкультурно-оздоровительной работы.
1 задание «Истории возникновения профсоюзного движения в России». (результат оформляет в презентации Microsoft Power Point)
Примерный план:
1. Что такое профсоюзы?
2. Положение рабочего классав России в конце 19 века.
3. Положение рабочего классав начале 20 веке.
4. Положение работника в 21 веке.
2 задание «Социологический опрос» (результат оформляет впрезентации Microsoft Excel).
Примерные вопросы:
1. Есть ли в Вашем учреждении профсоюз?
2. Являетесь ли Вы членом профсоюза?
3. Когда в последний раз было профсоюзное собрание?
4. Какую помощь Вам оказал профсоюз?
5. Нужен ли профсоюз?
6. Ваши предложения по улучшению профсоюза.
Занятие№ 2 (Презентация 2)
Тема занятия:
Профессиональные союзы как важный элемент гражданского общества.
Цель: дать представление опрофсоюзных организациях как факторе социального регулирования в обществе.
Задачи:
Образовательные:
— рассмотреть примеры акций профсоюзногодвижения;
— раскрыть функции профсоюзов врегулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества
Развивающие:
— формировать умение анализировать актуальную информацию;
— способствовать развитию умений оперировать юридическими понятиями:
— устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные:
— повышение гражданской культуры обучающихся;
— воспитания чувства ответственности засебя, за коллектив.Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал, документы по теме.
Ход занятия
1. Оргмомент.
(слайд 1)
2. Актуализация опорных знаний, мотивация изучения новой темы.
(слайд 2)
Педагог: Что вы знаете опрофсоюзах?
Кто может входить в профсоюзы?
Правильно.
Главная цель объединения в профсоюзы – обеспечение представительства социально-демократических и трудовых интересов и прав
Источник