Растить гражданина, патриота, семьянина
статья
Статья предназначена для выступления на родительском собрании, педагогическом совете, педчтениях по теме гражданское воспитание младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_rastit_grazhdanina_patriota_semyanina.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
“Растить гражданина, патриота, семьянина”
Татариновой Оксаны Викторовны,
учителя начальных классов
МБОУ гимназии №184
Будущее общества зависит от того, как воспитывают нынешнее поколение. Эта мысль уже в Древней Греции считалась прописной истиной: «Кто двигается вперёд в знании, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд», — сказал Аристотель.
Одним из главных направлений воспитательной работы в современной школе является нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения. На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения; начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Принятая Правительством Российской Федерации государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 – 2015 годы» позволяет учителю выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.
Как воспитать маленького гражданина?
Гуманитарные дисциплины, преподаваемые в общеобразовательной школе, обладают значительным потенциалом для патриотического воспитания учащихся. Предметы филологического цикла предоставляют школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют позитивный социальный опыт детей и подростков. В начальной школе — это литературное чтение, история, гражданское образование, детская риторика, окружающий мир.
На воспитание человека культуры, гражданина и патриота направлен весь учебно-воспитательный процесс. Особое место в нём отводится работе по патриотическому воспитанию во внеучебное время.
Данная деятельность осуществляется по следующим направлениям:
Первое направление: «Я и моя семья» (духовно-нравственное) – осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности и поведении; повышение культуры и образованности, усвоение высоконравственных норм поведения, формирование чести, ответственности и коллективизма. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, прежде всего к матери.
Все начинается с родного дома и матери – хранительницы семейного очага. Семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше уделяют внимания детям и их воспитанию, растет число неполных семей. Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому, а ведь это основа основ патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.
Второе направление: «Родина моя – бескрайняя Россия» ( историко-краеведческое ) – познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, своей неразрывности с ней, гордость за сопричастность к деяниям предков и современников, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций нашего народа, героического прошлого различных поколений.
В краеведческой работе нужно помнить неоспоримую истину – большое начинается с малого: необходимо пробудить у детей интерес к истории родного края, зажечь искры любви к своему дому, улице, городу. Нужно постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая Родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с ним – большая Родина – Россия, Российская Федерация.
На сегодня существует проблема – Россия не знает Россию, и каждое новое поколение в массе своей знает еще меньше. Детей нужно знакомить со своей страной, и прежде всего, со своим родным краем, чтобы полюбить свою землю, на которой родился, и каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать, уметь с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, школы, города, а в дальнейшем и всей страны.
Третье направление: «О доблести, о подвигах, о славе» (героико-патриотическое) – беззаветная любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, ориентация на пропаганду героических профессий, выдающихся личностей и знаменательных героических дат отечественной истории.
Чем нам можно гордиться, так это своей историей. Хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма, и первопроходцев космоса. Нашим детям есть чем гордиться, они не должны расти Иванами, не помнящими родства. Подрастая, человек с особым пониманием начинает относиться к чувству героизма. Добрые и благородные герои и их поступки оставляют свой след в детских душах, а российская история всегда была богата на героев. Поэтому рассказы «о доблести, о подвигах, о славе» всегда находят нужный отклик в сердцах ребят, волнуя их воображение. Что, несомненно, посеет первые семена любви к родной земле.
Четвёртое направление: «Я — гражданин России» (гражданско-правовое) – воспитание правовой культуры и законопослушания, ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, воспитание высокой нравственности и общей культуры, чёткой гражданской позиции, готовности к сознательному и бескорыстному служению своему народу, формирование у личности тех черт, которые позволят ей быть полноценным участником общественной жизни, чувства собственного достоинства, дисциплинированности, активной социальной позиции.
Правовое воспитание – еще один путь воспитания личности ребенка. Дети должны знать о своих правах. Ребенок может требовать соблюдения своих прав, прав других людей. Дети должны уметь принять важное правило: уважение других даёт право для уважения самого себя.
Родившись, человек становится частью общества. Сначала – это семья, группа детского сада, школа, соседи, но уже в этих маленьких сообществах действуют разные правила и традиции, которые выполняют все члены этого сообщества. В жизни также существуют различные правила: правила дорожного движения, правила безопасности, правила гигиены, правила поведения в общественных местах, правила поведения в школе. В обществе взрослых, помимо правил, действуют законы. Выполнение законов обязательно для всех в равной степени. Жить в обществе и быть свободным от общества, нельзя.
Печальная реалия сегодняшнего дня — межнациональные конфликты как следствие отсутствия культуры межнациональных отношений. Один из путей выхода из кризисных ситуаций в межнациональных отношениях – этическое воспитание, сориентированное на межнациональное общение. Необходимо ознакомление детей с отдельными зарубежными странами и элементами их культуры, расширив в своем сознании границы мира (проект “Дети планеты Земля”).
Пятое направление: «Вечные символы России» (культурные и народные традиции) – изучение произведений народного творчества, осознание талантливой самобытности российских народов, восхищение изделиями мастеров разных направлений прикладного искусства, художественных промыслов народов России.
Дети любят подражать взрослым. Проигрывая с ними элементы русских народных праздников, можно познакомить их со старинными обычаями и традициями, культурным наследием предков. Большую помощь в воспитательной работе может оказать устное народное творчество – пословицы и поговорки, загадки, песни, былины, которые знакомят детей со славными подвигами богатырей – защитников земли Русской.
Шестое направление: «Экологические игры» (экология) – классные часы, посвящённые природе родного края, позволят расширить знания младших школьников об окружающем мире, экологических проблемах, помогут задуматься над тем, какую посильную помощь в сохранении природы они могут оказать: озеленение кабинета, высадка зелёных насаждений в парке или на пришкольном участке, уборка мусора с лесной полянки после своего отдыха на ней…
Педагог должен не только дать представление о природе и ее законах, но и научить видеть ее красоту, жить с ней в мире и добрососедстве, жить в ней, не нарушая ее ритма, защищать ее.
Седьмое направление: «Вместе» — работа по нравственному воспитанию, становлению и сплочению детского коллектива. Развитие у учащихся коммуникативных навыков, формирование умения понимать себя и других, давать правильную оценку поступкам других людей, вести диалог, участвовать в совместных мероприятиях, обучать детей уважительному и толерантному общению друг с другом. Очень важно в деле формирования детского коллектива привлекать родителей. Это поможет повысить положительные результаты по созданию комфортной и свободной обстановки в детском коллективе для каждого ребёнка.
Для реализации данных направлений и выборе форм проведения необходимо учитывать возрастные особенности учащихся начальной школы. Мероприятия не должны иметь назойливого характера. Всегда при составлении занятия можно найти форму, которая стала бы увлекательной и интересной для учащихся младших классов: игра-путешествие, КВН, фольклорные праздники, экскурсии, патриотические игры, утренники и викторины, конкурсы и состязания, коллажи и стенгазеты, конкурсы инсценированной песни, уроки мужества, урок-конференция, устный журнал, творческий проект, тематический вечер, благотворительные акции.
В заключение хочется сказать: патриотизм российского народа уникален, он является отличительной чертой его бытия. Он глубоко коренится в душе русского человека, ибо формировался долгим историческим опытом в борьбе с многочисленными врагами за многонациональное Отечество, и как высшая духовная ценность передаётся от поколения к поколению.
Хочется надеяться, что воспитание патриотизма у подрастающего поколения поможет вырастить людей убеждённых, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и ёмким словом – патриот.
1. Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 г.г.”. М.,2006.
2. Как научить детей любить Родину. Под ред. Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. //М. 2003.
3. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. //авт.-сост. А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович.-М.: Глобус, 2007.
4. Мы – патриоты! И.А. Агапова, М.А.Давыдова. //М.: ВАКО, 2008.
5. Воспитывая маленького гражданина. Т.А. Ковалева //М.2003.
6. С чего начинается Родина? Под ред. Л.А. Кондрыкинской //М. ТЦ Сфера – 2003.
7. Я- гражданин России.//Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.-М.: ВАКО, 2006.
Источник
Умный подход к сотрудникам. Мотивационные типы
Представьте себе компанию, в которой сотрудники понимают вас с полуслова, своевременно выполняют план по продажам, с которыми легко и приятно работать…
Это возможно в двух случаях:
- Фантастический вариант — если вам просто повезло и в вашей компании именно такая ситуация!
- Достижимый вариант — если вы можете найти подход к своим сотрудникам и грамотно управлять ими. В таком случае, вам поможет знание, к какому мотивационному типу относится каждый из сотрудников.
Рассмотрим мотивационные типы сотрудников.
Мотивационные типы
1. Инструментал
Отличительные черты: от работы ожидает прежде всего, чтобы она приносила хороший доход; стремится самостоятельно обеспечить свою жизнь.
Уровень квалификации: средний.
Уровень ответственности: средний. При наличии мотивации может быть довольно ответственным исполнителем.
Предпочтения в работе: инструментал рассматривает работу исключительно как источник заработка. Если его работа будет высоко оплачиваться, он и выполнять её будет хорошо, какой бы сложной она ни была.
Отношение к деньгам: ожидает сдельной зарплаты, которая будет зависеть от достигнутых результатов работы.
Как мотивировать: конечно же, деньгами! Возможна предметная мотивация (покупка или аренда жилья, автомобиля); если возникает необходимость применения антистимулов, то они должны быть так же связаны с деньгами (например, штрафы).
2. Профессионал
Отличительные черты: стремление к самовыражению. Профессионал готов без конца доказывать себе и другим, что он лучший.
Уровень квалификации: высокий, он действительно становится профессионалом в своём деле.
Уровень ответственности: достаточно высокий. Характерна самостоятельность.
Предпочтения в работе: творческая работа с возможностью самовыражения. Профессионала интересует содержание работы, которую он выполняет. Если работа его не заинтересует, он не согласится взяться за неё ни за какие деньги.
Отношение к деньгам: оплата труда, с учётом различий в квалификации.
Как мотивировать: общественное признание, как лучшего в своей сфере; карьерный рост; улучшение условий труда.
Источник
Профессионал своего дела патриот семьянин это пример
В тексте перечислены черты поведения, которых не должно и не может быть у патриота. Назовите любые три черты и поясните антипатриотическую сущность любой одной из них.
«Патриотизм» — широкое понятие. Всё зависит от того, какое конкретное содержание вкладывается в это слово. Просвещённый патриотизм — это чувство, которым можно и следует гордиться. Оно предполагает деятельную любовь к родине, проявляющуюся в конкретных делах, приносящих пользу людям.
Патриотом может быть простой человек, бескорыстно сделавший добро ближним и дальним. Патриотом является творческий деятель, возвеличивший своим трудом свою страну и, тем самым, всё человечество. Безусловные патриоты — защитники Родины от иноземных захватчиков, тем более отдавшие за неё жизнь.
Иными словами, патриот — это не тот, кто постоянно напоминает о своём патриотизме, а тот, кто плодотворно трудится на благо общества, помогает обездоленным, лечит больных и воспитывает детей, создаёт новые знания и умения, борется с насилием, выступает против эксплуатации и рабства, содействует прогрессу общества. И, напротив, не может считаться патриотом тот, кто подавляет граждан и осложняет их существование, живёт не для людей, а за их счёт, унижает иностранцев и тех, кого он считает «инородцами», консервирует отжившие порядки, навязывает ложные идеи и цели обществу.
Подлинный патриот вправе не только гордиться своей страной, но и испытывать за неё стыд, когда совершаются неправомерные поступки. Часто такой стыд и такая боль порождают глубоко нравственные поступки, подвижничество людей.
(адаптировано по ст. В. Б. Славина)
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) просвещённый патриотизм и его сущность;
2) кого можно и кого нельзя назвать патриотом;
3) отношение патриота к истории своей страны.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Каких людей, по мнению автора, можно считать настоящими патриотами? Назовите три типа таких людей.
В правильном ответе должны быть названы следующие типы людей:
1) простые люди, которые делают добро;
2) творческие люди, возвеличивающие страну своим трудом;
3) защитники Отечества.
Типы людей могут быть названы в иных, близких по смыслу формулировках.
Автор считает, что патриотизм выражается в конкретной работе на благо общества. Используя текст, знания курса и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами это мнение.
В правильном ответе могут быть приведены примеры:
1) коммерческий банк занимается благотворительностью и помогает детям-инвалидам;
2) инициативная группа граждан после пожаров летом 2010 г. организовала сбор предметов первой необходимости людям, пострадавшим от стихии;
3) семья взяла на воспитание ребёнка-сироту.
Могут быть приведены другие уместные примеры.
Автор полагает, что патриот может испытывать стыд и боль за неправомерные действия своей страны. Объясните, почему эти переживания не противоречат патриотизму. Используя текст, знания курса и факты общественной жизни, приведите два объяснения.
Могут быть приведены такие объяснения:
1) патриотизм предполагает переживание за судьбы своей страны, в т. ч. когда совершаются неправомерные действия, способные в будущем причинить ей вред;
2) переживание несовершенств в жизни своей страны побуждает подлинных патриотов прилагать всё большие усилия для улучшения ситуации.
Могут быть приведены иные объяснения.
Каких людей, по мнению автора, можно считать настоящими патриотами? Назовите три типа таких людей. В тексте перечислены черты поведения, которых не должно и не может быть у патриота. Назовите любые три черты. Поясните антипатриотическую сущность любой одной из них.
1) простые люди, которые делают добро;
2) творческие люди, возвеличивающие страну своим трудом;
3) защитники Отечества.
1) подавление граждан и осложнение их существования (это мешает нормальному взаимодействию граждан, развитию страны);
2) жизнь не для людей, а за их счёт;
3) унижение иностранцев и «инородцев»;
4) консервация отживших порядков;
5) навязывание обществу ложных идей и целей.
3. Подавление граждан и осложнение их существования (это мешает нормальному взаимодействию граждан, развитию страны).
В правильном ответе должны быть указаны черты и дано пояснение одной из них, например:
1) подавление граждан и осложнение их существования (это мешает нормальному взаимодействию граждан, развитию
2) жизнь не для людей, а за их счёт (такое поведение явно противоречит патриотизму, который предполагает, что человек полезен для своей страны, соотечественников);
3) унижение иностранцев и «инородцев» (патриотизм предполагает бескорыстную любовь к своей стране, а не унижение других народов и стран);
4) консервация отживших порядков (это мешает развитию страны);
5) навязывание обществу ложных идей и целей (препятствует нормальному развитию страны, может даже причинить ей значительный ущерб).
Черты могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.
Источник