Профессионал своего дела как социальный работник

Профессионал своего дела как социальный работник

Быть профессионалом своего дела – значит быть первоклассным специалистом в своей области, обладая всеми нужными квалификационными знаниями и умениями. Но есть одна профессия, для которой профессиональные знания не более важны, чем набор личных качеств, нужных для выполнения профессиональных задач. Эта профессия – социальный работник.

Состояться в данной профессии очень нелегко, а проработать не один десяток лет – воистину подвиг. Ежеминутно нужно быть готовым к столкновению с человеческой бедой, горем, одиночеством… Уметь быть для своего клиента и другом, и психологом, и педагогом, и юристом… Быть успешным в данной профессии – значит быть человеком с большим сердцем, умеющим делиться своим теплом, заботой и участием с другими.

Есть в Комплексном центре социального обслуживания населения Ракитянского района социальные работники — настоящие профессионалы своего дела . Одной из них является Елена Васильевна Погорелова. Более 26 лет Елена Васильевна помогает пожилым п. Ракитное.

Е.В. Погорелова ответственный, отзывчивый, добропорядочный работник. Своим трудолюбием, умением быть сдержанной, терпеливой, деликатной она заслужила уважение среди коллег и обслуживаемых. Доставить продукты, лекарства, оплатить коммунальные услуги, измерить давление, помочь с уборкой, стиркой, глажкой – всё по плечу Елене Васильевне. Она не скупится на доброту и помогает пожилым во всех их просьбах – написать письмо, сопроводить в больницу, научить пользоваться сотовым телефоном, чтобы держать связь с детьми. Да много ли всяких мелочей, из которых состоит жизнь человека… Е.В. Погорелова никогда не остаётся равнодушной к чужой просьбе, чужой беде. За её добрые дела и отзывчивость обслуживаемые отзываются о ней только с положительной стороны. Её опытность, умение найти подход к пожилым помогают ей быть незаменимым наставником для молодого поколения социальных работников.

За её многолетний добросовестный труд Е.В. Погорелова награждена Почётной грамотой управления социальной защиты населения Ракитянского района, Почётной грамотой Главы администрации Ракитянского района, Благодарностью управления социальной защиты населения Белгородской области. Также Елена Васильевна удостоена чести быть занесённой на Доску почёта Ракитянского района.

Быть успешным в профессии «социальный работник», состояться как профессионал своего дела – трудная задача. Но всё по плечу таким сотрудникам как Елена Васильевна Погорелова, таким, кто готов трудиться, справляться со всеми трудностями, кто готов ежедневно совершать подвиг, помогая другим. Маленький подвиг души и сердца, позволяющий получить реальную помощь и поддержку, в которой так нуждаются люди пожилого возраста.

Источник

Профессионализм социального работника — главное условие эффективной деятельности отделения в целом

Профессионализм социального работника — главное условие эффективной деятельности отделения в целом. Шутьева Л.М., специалист по социальной работе, отделение социального обслуживания на дому, государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Щербиновский комплексный центр социального обслуживания населения», ст. Старощербиновская

Специфика современной социальной работы требует высокого уровня профессионализма, знания всех тонкостей и деталей своей профессии.

Профессионализм в социальной работе – это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения и навыки социального работника, обеспечивающие квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем. Это умение трезво оценить фронт работ и рационально распределить свои силы для их выполнения.

Профессионалами не рождаются, ими становятся в процессе постоянного обучения, нарастающего опыта работы, общения с более опытными людьми и повышения своей квалификации.

Профессионализм – это личная философия успеха. Он обеспечивает уважение в обществе, со стороны коллег и обслуживаемых пенсионеров.

Профессионализм социального работника характеризуется наличием у него (Рисунок 1):

  • профессионального призвания;
  • профессиональных знаний, умений и мастерства;
  • профессиональной гордости своим трудом;
  • глубокой мотивации к выполнению труда в различных его модификациях
  • духовно-нравственных качеств, склонности к работе с людьми, социально-генетической предрасположенности к работе с человеком;
  • объективно-критического отношения к своей деятельности;
  • способности всю жизнь учиться и самореализовываться.

Социальная работа объединяет в себе и призвание, и профессию, поэтому профессионализм может измеряться степенью гармонизации этих составляющих, их целостностью и системностью.

Читайте также:  Бизнес пак как создать накладную

Успех любой коллективной деятельности лежит в отношениях сотрудничества и доверия, взаимопомощи и профессионализма. При этом не менее вaжнo oпpeдeлить индивидyaльнo-пcихoлoгичecкиe кaчecтвa личнocти каждого сотрудника, их peaльнoe cocтoяниe и вoзмoжнocти, cтeпeнь кoнфликтнocти и кoммyникaбeльнocти.

Сплочённый коллектив – это сам по себе потенциально мощный стимул трудовой активности, который приносит удовлетворение своим членам, ставит высокие цели, создает творческую атмосферу. He зря говорят, что человек счастлив тогда, когда он c хорошим настроением идёт на работу и c таким же возвращается домой. Совместное решение производственных интересов уменьшает стрессовые ситуации, повышает профессиональный потенциал сотрудников.

Работая специалистом по социальной работе (заведующим отделением) отделения социального обслуживания на дому № 7 государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Краснодарского края «Щербиновский комплексный центр социального обслуживания населения» (далее – ГБУ СО КК «Щербиновский «КЦСОН») более 10 лет, считаю, что необходимое условие для эффективного осуществления социальной работы, и функционирования отделения в целом возможно при высокой квалификации социальных работников, профессионалов своего дела.

Актуальность этой проблемы определило тему моего проекта «Профессионализм социального работника как главное условие эффективной деятельности отделения в целом».

Объект исследования: коллектив социальных работников отделения социального обслуживания на дому № 7 ГБУ СО КК «Щербиновский КЦСОН»

Предмет исследования: особенности личностных качеств социальных работников отделения, влияющих на их профессионализм и качество предоставляемых услуг получателям социальных услуг.

Цель данной работы: изучение влияния профессионализма социальных работников на эффективную деятельность отделения в целом.

Методы исследования: классификация, обобщение, сравнительный анализ, анкетирование и статистические методы обработки имеющейся информации.

Оценка работы персонала призвана дать ответ на вопрос: насколько эффективным является деятельность социальных работников в отделении? Например, можно потратить много сил и времени на выполнение той или иной работы, и всё же не получить желаемого результата: обслуживаемый пенсионер окажется недовольным сроком или качеством предоставленных услуг. В этом случае затрат усилий много, а эффективность низкая. Таким образом, если работа с большим темпом и высокой производительностью имеет итогом неприемлемый результат, то её нельзя считать эффективной.

Оценка результатов труда – одна из функций по управлению персоналом, направленная на определение уровня эффективности выполнения работы.

Учёт различных факторов, их классификация обязателен при проведении оценки результативности труда конкретных социальных работников в конкретных условиях места и времени, так как повышает степень обоснованности, объективности и достоверности выводов оценивания.

Классификация факторов,
учитываемых при проведении оценки результативности труда

Выполнение должностных обязанностей

Соблюдение трудовой дисциплины

Интенсивность и напряжённость работы

Перевыполнение норм нагрузки

Рациональное использование рабочего времени

Оперативность и инициативность в работе

Применение инновационных форм работы

Участие в мероприятиях, конкурсах, опросах и т.д.

Специфичность и своевременность решаемых задач

Психофизиологическое состояние работника

Моральный климат в коллективе

Коммуникабельность, бесконфликтное взаимодействие

В ходе исследования были изучены следующие факторы.

Уровень образования социальных работников отделения

В отделении социального обслуживания № 7 работает 11 социальных работников. Из них имеют средне специальное образование – 7 человек, 1 – обучается в средне специальном учебном заведении (далее – колледж) и 3 человека имеют среднее (полное) образование.

В процентном соотношении это выглядит так: 63,6% социальных работников имеют средне профессиональное образование, 27,3% — среднее (полное) и 9,1% – обучается в колледже. Таким образом, можно сделать вывод, что коллектив обладает достаточным уровнем знаний и умений (Диаграмма 2).

Опыт социальных работников отделения (на основании стажа)

По результатам статистического анализа следует, что: 81,9 % социальных работников работает в отделении от 5 до 10 лет (27,3 %); от 10 до 15 лет (27,3 %) и от 15 до 27 лет (27,3 %), и лишь 18,1% работают в этом отделении менее 3 лет (Диаграмма 3).

Таким образом, коллектив социальных работников отделения социального обслуживания на дому № 7 достаточно устоявшийся, основную часть которого составляют работники, имеющие стаж от 5 до 27 лет. Поэтому с уверенностью можно сказать, что коллектив достаточно опытен в оказании социальных услуг, у сотрудников сформировано профессиональное поведение: отмечен положительный опыт в выполнении должностных обязанностей и функций социального работника.

Физические способности социальных работников отделения (на основании возраста)

Коллектив отделения женский, а для женщины характерны доброта, гуманность, отзывчивость к чужим переживаниям, одним словом, женщина – это стабилизатор цивилизации и всего общества.

Возраст социальных работников от 42 лет до 59 лет, средний возраст — 48 лет. К этому возрасту большинство «задач» своей жизни женщина в этом возрасте уже выполнила: создала семью, родила и воспитала детей, обустроила дом — фактически она на середине своего пути. Имеет какой – то свой жизненный опыт, не молода и не стара – «золотая середина». Отличный возраст для работы в социальной сфере, в том числе с пожилыми людьми.

В ходе исследования проведено анкетирование социальных работников, позволяющее определить степень готовности работников к повышению уровня образования, готовности к восприятию инновационных методик в работе.

Работникам были предложены следующие вопросы:

  1. Считаете ли Вы свои профессиональные знания и умения достаточными для работы в социальной сфере обслуживания на дому?

На данный вопрос 72,7% (8 человек) социальных работников ответили да, 27,3% (4 человека) — скорее всего, да.

Знания всегда тесно связаны с действиями.

Умение – это успешный способ выполнения деятельности в новых условиях.

Навыки – это частично автоматизированные действия.

Таким образом, большинство опрошенных социальных работников считают себя подготовленными к работе с пожилыми гражданами, состоящими на социальном обслуживании, т.е. владеющими достаточным уровнем знаний, умений и навыков, позволяющих достичь наиболее эффективных результатов в деятельности отделения в целом.

  1. Считаете ли Вы необходимым повышать свое образование, проходить курсы повышения квалификации?

При ответе на данный вопрос 100% (11 человек) ответили «да», что говорит о том, что они идут в ногу со временем, постоянно отслеживают вновь появляющиеся технологии в социальной работе, изучают их и применяют в своей практике. Коллектив понимает и видит путь оптимального развития профессиональной компетентности – это получение специального образования, прохождение курсов повышения квалификации, самообразование, обмен опытом с коллегами, участие в конкурсах профессионального мастерства «Лучший социальный работник», использование в работе различных Интернет-ресурсов.

  1. Как часто вы используете нестандартные методы, приемы, технологии в работе с обслуживаемыми пенсионерами?

На данный вопрос 81,8 %, т.е. 9 человек, отвечают «часто». И в тоже время 18,2 % (2 человека) отвечают: «иногда используют нестандартные методы и приемы в работе с получателями социальных услуг».

Социальные работники отделения всегда находят индивидуальный подход к каждому обслуживаемому пенсионеру, грамотно используя слабые и сильные стороны характера любого человека.

В результате анализа анкетирования можно сделать следующие выводы:

  • коллектив обладает достаточным уровнем знаний, умений;
  • коллектив социальных работников достаточно устоявшийся;
  • в коллективе сформировано профессиональное поведение;
  • социальные работники имеют организаторские способности;
  • большую часть составляют работники, имеющие среднее профессиональное образование;
  • социальные работники считают своих коллег профессионалами в своем деле;
  • в коллективе существует благоприятный психологический климат, существенная удовлетворенность своей деятельностью.

Следовательно, деятельность коллектива отделения социального обслуживания на дому № 7 ГБУ СО КК «Щербиновский КЦСОН» является эффективной и направлена на поддержание активного долголетия граждан пожилого возраста и инвалидов.

Но, останавливаться на этом не стоит. Поэтому, в своей работе продолжаю использовать различные способы и механизмы мотивации повышения эффективности труда:

  1. Maтepиaльнoe стимулирование.

В ГБУ СО КК «Щербиновский КЦСОН» разработано Положение о материальном стимулировании работников и установлены различные надбавки за интенсивность, напряженность и качество выполняемой работы. Выплаты социальным работникам производятся ежемесячно и поквартально.

  1. Совершенствование организации труда.
  • Формирую атмосферу доверия в отделении.
  • Определяю конкретный срок, когда необходим результат.
  • Систематически контролирую выполнения поставленных задач.
  1. Вовлечение социальных работников впроцесс организационной деятельности отделения.
  • Поздравления с Днём рождения работников и получателей социальных услуг.
  • Корпоративный отдых коллективом и совместно с семьями.
  • Субботники, волонтёрская деятельность.
  1. Не денежное стимулирование.
  • Персональная публичная похвала.
  • Коллективное признание заслуг и достижений в труде.
  • Размещение благодарственных отзывов получателей социальных услуг на специальном стенде.
  • Представление к награждению ведомственными грамотами.

5.Профилактика синдрома профессионального выгорания.

  • Разграничение работы и жизни — работа не должна занимать большую часть жизни.
  • Перераспределение участков обслуживания в случаях назревания конфликтной ситуации или психологической несовместимости социального работника и обслуживаемого пенсионера.
  • Возможность обсуждения проблем с коллективом, создание атмосферы взаимопомощи и эмоционального комфорта, возможность подмены социальных работников, четкое распределение обязанностей и их соблюдение.

Таблица 2. Результативность мотивации по повышению эффективности труда.

Факторы Содержание факторов
Естественно-биологические
№ п/п ПОКАЗАТЕЛИ Предыдущий год:

9 месяцев 2017г

Текущий год:

9 месяцев 2018г

Темп роста %
1 Обслуженные граждане 112 134 119,6%
2 Принятые граждане на социальное обслуживание 16 14 87,5%
3 Предоставленные им услуги в трудозатратах 22277,69 24341,87 109,3%
4 Оказанные услуги, в том числе: 28671 30671 107,0%
социально-бытовые 19105 19741 103,3%
социально-медицинские 2379 3008 126,4%
социально-психологические 6889 7159 103,9%
социально-правовые 51 10 19,6%
Дополнительные платные услуги 247 753 304,9%
5 Средства, поступившие на спец. счёт за обслуживание и допуслуги 174,15 247,70 142,2%
6 Социальные работники, штат 12 11 91,7%

Возникает вопрос, как же вдохновить сотрудников на постоянное повышение эффективности в работе? Прежде всего, надо точно знать, что вдохновляет каждого сотрудника по отдельности, что движет социальными работниками: деньги, личностное развитие или всеобщее благополучие?

Для этого, я условно распределяю социальных работников в группы по эффективности их труда (Рисунок 2), личностным особенностям и мотивам, определяющим их отношение к работе, использую, так называемый, индивидуальный подход к работнику. Это очень мощный приём вдохновения. В работе с социальными работниками я избегаю критики, не ругаю без причины, а объясняю плюсы и минусы выполненного задания, указываю над чем стоит ещё поработать. И хорошим дополнением служит обязательная похвала за прогресс.

Для того, чтобы социальному работнику было комфортно работать, чтобы он шёл на работу с желанием выполнить как можно больше необходимых пенсионеру услуг, мог легко оказать психологическую поддержку и т.д., я создаю участки обслуживания, учитывая психотипы социальных работников и пенсионеров. Эти участки обслуживания при необходимости могут меняться.

Психотип человека – это часто наблюдаемые качества, черты характера, особенности темперамента, поведения и другие индивидуальные особенности личности. При грамотном сочетании психотипов работников и получателей социальных услуг всегда образуется положительная взаимосвязь среди них, повышается качество и результативность труда социальных работников, улучшается жизненный потенциал обслуживаемых пенсионеров.

Психологические типы социальных работников
  1. Сопереживающий – способность глубоко понять и вчувствоваться в проблемы пенсионера
  2. Директивный – социальный работник выступает в роли учителя, указывающего, как следует поступить и что делать в конкретной ситуации
  3. Эмоционально-нейтральный – эмоциональная дистанционность социального работника от глубинных проблем пенсионера, ориентированность на текущие проблемы и практическое их решение
  4. Недирективный – основан на принципе партнёрства, положительные установки пенсионеру даются не в виде указаний, а косвенно, не игнорируя его точку зрения.
Социально-психологические типы пенсионеров
  1. «Вздорный человек, негативист, нигилист»
  2. «Позитивный человек»
  3. «Всезнайка, болтун»
  4. «Хладнокровный, неприступный собеседник»
  5. «Важная птица, большой начальник»

В итоге, за последние несколько лет функционирования отделения в его адрес не поступило ни одной жалобы от получателей социальных услуг. При проверке выполнения индивидуальных программ предоставления социальных услуг 100% обслуживаемых довольны сроками и качеством предоставляемых им услуг.

От обслуживаемых пенсионеров регулярно поступают письменные и устные благодарности за добросовестное отношение социальных работников к своим должностным обязанностям, за уважительное отношение к их преклонному возрасту.

Подводя итоги результата деятельности социальных работников отделения, можно отметить их уверенное и постоянное продвижение к намеченной цели, к положительному результату – к росту эффективности их труда, а это значит, можно говорить об их профессионализме.

Источник

Читайте также:  Как организовать свой бизнес с китайцами
Оцените статью