Проект по истории родного края
специалист в области арт-терапии
Университетский казачий кадетский корпус(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет технологий и
управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)»
Великая Отечественная война в судьбе моего народа.
Кадет 11 взвода
Жизнь и боевой путь Д.Ф. Лавриненко ….….…………………………….……. 3
На исследовательскую работу ученице 11 класса Кузнецова Д. по теме «Великая Отечественная война в судьбе моего народа». Проект посвящён 75- летию Победы в Великой Отечественной войне. Участие в работе над этим проектом есть дань признательности и уважения к ныне живущим ветеранам той страшной войны. Проблемные вопросы, предлагаемые для исследования, позволяют прикоснуться к тем испытаниям, которые выпали на долю всего советского народа. При их изучении необходимо проводить собственные исследования и делать соответствующие выводы. Цель исследования: Увековечение памяти погибших земляков — участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Оживить творческую и поисково-исследовательскую активность учащихся через проектную деятельность. Создать альбом об участниках и тружениках тыла Великой Отечественной войны — родственниках и земляках: «Я помню, я горжусь…» и стенд в библиотеке «Наши земляки — Герои Советского Союза» Гипотеза: Актуальность данного проекта продиктована стремлением сохранить память о земляках — участников Великой Отечественной войны, погибших и необходимостью формирования в детях патриотизма и чувства любви к Родине, чувства гордости за свою малую Родину, за своих земляков.
-формулировка целей исследования
-выдвижение гипотезы исследования
а) изучение источников
б) анализ событий
-метод приобретения фактического материала
-метод переработки фактического материала
-методы рационального изложения результатов
Новизна исследования: новизна состоит в том что, именно личное соприкосновение подрастающего поколения с исторической и современной информацией о людях, которые своими трудовыми и боевыми подвигами прославляли имя родной страны. Позволит задуматься о мерах своей сопричастности в необходимости уберечь и сохранить мир. Результаты работы и выводы: всесторонне изучены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне. О вкладе земляков в Победу.
Область практического применения результатов: Создаваемый проект предполагает пропаганду патриотического воспитания путём вовлечения школьников, родителей, общественности в совместные мероприятия по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию. Результаты исследований могут быть использованы при проведении уроков истории, тематических классных часов и Уроков Мужества подрастающего поколения. Нынешнее поколение в неоплатном долгу перед теми, кто остался на полях сражений, перед теми, кто вернулся, обеспечив нам мирную, спокойную жизнь на Земле. Именно поэтому наш долг — помнить о тех суровых днях и героях войны. Все стремительнее уводит нас время от ужасов войны. И тем значимее для нас, молодого поколения XXI века, живые воспоминания свидетелей той суровой эпохи.
Меня увлекла данная тема. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом, которые живут рядом с нами, об их судьбах, ведь об их жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Я решил узнать от родственников живых свидетелей того времени о жизни советского народа в годы Великой Отечественной войны на примере своих земляков, познакомить со своими исследованиями учащихся нашей школы. В этом заключается практическое значение моей работы.
Предмет исследования — жизненный путь ветеранов.
Цель данной исследовательской работы — увековечивание в памяти подрастающего поколения подвига наших земляков в годы ВОВ.
Моя исследовательская работа, связана с решением творческой задачи в области антифашистской пропаганды, патриотизма, развития трепетного отношения к истории своей страны, своего народа, своей семьи, через сохранение памяти предков, участвовавших в борьбе за свободу и независимость своей Отчизны.
Научная значимость работы заключается в выявлении условий жизни людей, их выживания в суровые годы войны, тяжёлого труда в военные годы, жертв принесённых во имя Победы. Людей проживающих рядом с нами, проанализировать их жизнь и цену победы. Осуществление поиска, изучения и систематизации документальных материалов об участниках Великой Отечественной войны.
Тема моей исследовательской работы называется «Казаки — герои Великой Отечественной Войны». Работа над проектом проводилась во внеурочное время. Я узнал, что за годы Великой Отечественной Войны звания Героя Советского Союза были удостоены 262 казака. Казаки воевали не только в казачьих кавалерийских соединениях. Сотни тысяч служили в пехоте, артиллерии, танковых войсках, авиации. Подробнее хотел бы рассказать о казаке-герое Великой Отечественной войны Д.Ф Лавриненко.
Жизнь и боевой путь Д.Ф. Лавриненко
Дмитрий Фёдорович Лавриненко родился 1 (14) октября 1914 г. (по другим сведениям — 10 сентября) в станице Бесстрашной (ныне Отрадненского района Краснодарского края) в семье кубанского казака.
Отец, Фёдор Прокофьевич Лавриненко, участник Первой мировой войны, в годы Гражданской войны был красногвардейцем и погиб в боях с белоказаками. Мать, Матрёна Прокофьевна, после установления советской власти вступила в ВКП(б). После смерти мужа в одиночку растила сына.
Дмитрий Фёдорович Лавриненко, после окончания школы крестьянской молодёжи в станице Вознесенской, а затем и учительских курсов в г. Армавир, работал учителем вплоть до добровольного ухода в армию в 1934 г., где был направлен в кавалерию. В мае 1938 г. по сжатой программе окончил Ульяновское бронетанковое училище. Наука Дмитрию давалась хорошо, он отличался особым трудолюбием и выдержкой. Очень любил технику. За отличное владение всеми видами оружия имел прозвище „Снайперский глаз».
Первый военный поход Дмитрия Лавриненко состоялся в 1939 г., и это была Западная Украина, а через год – Бессарабия.
Великую Отечественную Дмитрий Фёдорович Лавриненко встретил в звании лейтенанта. Он был командиром танкового взвода 15-й дивизии, входившей в состав 16-го механизированного корпуса. В начале Великой Отечественной войны это воинская часть довольно долго не вступала в бой, а только отступала вглубь страны, при постоянном сокращении материальной базы. Из-за нехватки боевых машин, многим танкистам приходилось участвовать в боях в роли пехотинцев. Командование вовремя осознало свою ошибку и отозвало наиболее квалифицированных танкистов, в числе которых был и Дмитрий Лавриненко. Будучи хорошим танкистом, он попал на службу в 4-ю танковую бригаду под командованием полковника М. Е. Катукова. В это время на вооружение армии стали поступать новые модели танков Т-34 и КВ. Старшего лейтенанта Лавриненко назначили командиром танкового взвода, которому достались легендарные Т-34. В октябре бригада приняла участие в боях недалеко от Мценска против одной из механизированных групп немецкого генерал-полковника Г. Гудериана. Именно здесь начался славный боевой путь экипажа Лавриненко. В первом же бою, состоявшемся 6 октября 1941 г., были уничтожены четыре боевых машины противника. Согласно различным источникам, экипаж Дмитрия Лавриненко уничтожил от 7 до 19 машин под Мценском.
Дмитрий Фёдорович Лавриненко провёл множество результативных боёв, во время которых он несколько раз был ранен, терял экипаж вместе с танком, но судьба по-прежнему была к нему благосклонна. Именно в танковом деле проявились его тонкое чутьё, точность расчёта, хладнокровность и профессионализм.
Старший лейтенант Лавриненко 5 декабря 41-го года был представлен к званию Героя Советского Союза. На тот момент на счету экипажей его Т-34 было уже 37 подбитых вражеских танков.
Последний бой 1-я танковая бригада, в которой служил Дмитрий Лавриненко, вышла к Волоколамску 18 декабря 1941 года. Бои завязались вблизи деревень Покровское, Сычево, Чисмена и Гряды. Во время расчистки от мин маршрутов, по которым должны были двигаться основные силы бригады, танковая рота Дмитрия Лавриненко неожиданно наткнулась на немцев. Командир решил не дожидаться подхода основных сил, а самим атаковать неприятеля в селе Покровское. По воспоминаниям однополчан, советская танковая рота ворвалась в населенный пункт и своим огнем уничтожила фашистский гарнизон. Затем Лавриненко завязал бой в соседнем селе Горюны, где базировалась немецкая бронетехника. К этому времени уже подоспели основные силы бригады, и вражеская группировка была уничтожена. В том сражении Дмитрий Лавриненко уничтожил свою 52-ю немецкую бронемашину. Таким образом, он стал самым результативным танковым асом Красной армии в период Великой Отечественной войны. Сразу же после окончания боя на село Горюны обрушился мощный вражеский артиллерийский и минометный обстрел. Покинув свой танк, ст. лейтенант Лавриненко направился к командиру бригады полковнику Черноярову, чтобы доложить обстановку. Но ему так и не удалось этого сделать: он погиб от осколка разорвавшегося минометного снаряда.
Герой Советского Союза Дмитрий Фёдорович Лавриненко был похоронен прямо на месте своего последнего боя: вблизи шоссе, между двумя селами – Горюны и Покровское. Несколько позже было принято решение о перезахоронении останков героя на территории небольшого братского мемориального комплекса в деревне Деньково, которая находится в Истринском районе Московской области.
К сожалению, доблестные заслуги Дмитрия Фёдоровича Лавриненко перед Отечеством были признаны не сразу. Несмотря на то, что он был представлен к званию Героя Советского ещё в декабре 1941 года, только 5 мая 1990 г. этот мужественный человек все же получил это звание посмертно. А 22 декабря 1941 года его уже посмертно удостоили ордена Ленина. После войны его родственникам вручили медаль «Золотая Звезда» и орден Ленина. Лавриненко Дмитрий Федорович, подвиг которого должен навсегда остаться в памяти потомков, был настоящим героем. Его именем названы улицы во многих городах России, таких как Краснодар, Армавир, Волоколамск, Орёл, Серпухов, а также в его родной станице Бесстрашная.
Казаки участвовали во многих сражениях, освобождая территорию огромной страны, часто ценой собственной жизни. Не является исключением и казак-танкист Д.Ф. Лавриненко. Ценой своей жизни он сумел отстоять Родину и внести существенный вклад в победу на всеобщим врагом. И впоследствии Верховное командование высоко оценило его подвиг, и он был награждён званием Героя Советского Союза посмертно. Таким образом, я смог рассказать биографию и боевой путь героя-казака Великой Отечественной войны Д.Ф. Лавриненко. По моему мнению было бы интересно изучить и других героев ВОВ. Результаты моего исследования могли бы помочь ребятам в изучении истории. В процессе написания работы я узнал много нового о Д.Ф Лавриненко и его подвигах.
Источник
Педагогический проект историческое краеведение
методическая разработка по краеведению
Педагогический проект. Историческое краеведение. Этот материал может помочь учителям, педагогам дополнительного образования в разработке краевеведческого материала, для составления педагогических проектов, для работы над краеведческим материалом, для разработки воспитательных материалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_proekt_istoricheskoe_kraevedenie.docx | 30.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Республика Марий Эл, Моркинский район
Муниципальное образовательное учреждение «Моркинская средняя школа №2»
История страны через историю своего края»
Автор проекта: Никифорова Ирина Георгиевна,
Учитель истории 1 категории
Год составления-2019 г
1. Направления проекта:
1. «Знакомство с историей Моркинского края»
2. «История моей семьи в истории поселка Морки»………….8
2. Этапы реализации проекта…………………………………………9-11
3. Планируемые результаты…………………………………………….12
4. Критерии эффективности проекта…………………………………12-13
IY. Использованная литература…………………………………………..14
Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, — значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, — значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, — он, как правило, равнодушен к своей стране”.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что «малая родина», отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам — к замечательной Моркинской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей «малой родине», отчему краю.
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности.
Сегодня наше общество нуждается в поддержке культурно-исторического сознания, так как остро ощущается духовный кризис молодого поколения. Первостепенная задача учителей истории — воспитание чувства уважения и гордости к свое земле. Краеведение является фундаментом патриотического воспитания. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей большой и малой Родине.
О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе Российской Федерации “Об образовании в РФ”, один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
В “Национальной доктрине образования в Российской Федерации” подчеркивается, что система образования призвана обеспечить “историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России”.
Проблема частичной утраты своего культурно-исторического самосознания школьниками ощущается нами, учителями истории, достаточно часто и поэтому тема проекта считается актуальной. Наше время-это время глобализации. Учащиеся начинают терять связь со своим родным языком, со своей культурой. Постепенно теряется связь поколений. В дальнейшем может произойти утрата языковой и культурной принадлежности.
В связи с указанной проблемой разработан данный проект, определены цель, объект, предмет исследования. В дальнейшем данный проект можно использовать в образовательной и воспитательной деятельности.
Цель данного проекта — формирование познавательной активности и интереса обучающихся к истории своей страны через изучение истории своего края.
1. Повышать у обучающихся учебную мотивацию к изучению истории.
2.Развивать навыки самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности.
3.Способствовать формированию уважительного отношения к людям, внесшим определенный вклад в историю города, страны.
4.Формировать коммуникативные качества обучающихся и навыки публичного выступления.
5.Расширять кругозор в области краеведческих знаний.
6.Привлекать учащихся к научно-практической и исследовательской деятельности, изучив способности каждого участника проекта
7.Описать и обобщить собственный опыт как конечный продукт проекта.
Гипотеза: если учащиеся будут изучать историю своей малой Родины, то это будет фундаментом патриотического воспитания и будет способствовать повышению уровня исторического образования и воспитания общей культуры школьников.
Объект исследования – становление исторического краеведения в контексте изучения истории своей страны и своего края.
Предмет исследования — теоретические основы и практика реализации школьного краеведческого образования.
Участники проекта: учителя истории и обществознания МОУ МСШ №2 Александрова Н.А., Сергеева Л.Ю., учащиеся 5 -9-ых классов, родители.
Стратегия и механизм данного проекта вытекают из цели и задач, которые были определены:
1. Выявление возможностей уроков истории, краеведения, часов внеурочной деятельности для приобщения учащихся к изучению родного края. Знакомство с трудами ученых, опытом работы коллег, методической литературой, интернет- ресурсами по данной проблеме. 2. Разработка и апробация уроков, классных часов по темам, а также выполнение творческих работ учащихся.
3.Участие в конкурсах, фестивалях, акциях по краеведческим темам.
4. Описание и обобщение опыта.
- Технология проектной деятельности.
- Технология критического мышления.
- Технология проблемного обучения.
-анкетирование, интервьюирование учащихся;
-коллективные творческие дела;
— краеведческие конференции, выставки;
-составление буклета «История Моркинского края», составление альбома, презентаций, проектов.
Место реализации: МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа№2».
Сроки реализации проекта : 2018-2019, 2019-2020 уч.
Источник