Прогнозирование и проектирование педагогической деятельности
Султанова Галина Анатольевна
Прогнозирование и проектирование педагогической деятельности
Статья на тему «Прогнозирование и проектирование педагогической деятельности»
Всестороннее знание личности, особенностей класса как коллектива и данные анализа конкретной педагогической ситуации, составляющие основу педагогического диагноза, являются необходимой предпосылкой важного этапа конструирования образовательного процесса — прогнозирования. Оно открывает возможности обоснованного диагностического задания целей. Движение от личности с ее исходным уровнем развития тех или иных свойств к адекватной постановке целей образования — условие преодоления «бездетности» в педагогике. Диагностичность является общим требованием к разработке целей и задач воспитания. Она означает вполне определенное, однозначное описание целей, способов их выполнения, измерения и оценки.
Педагогическое прогнозирование обычно определяется как процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы. Объектами при этом выступают класс, ученик, знания, отношения и т. п.
Методы прогнозирования, которыми должен в совершенстве владеть преподаватель,достаточно разнообразны: моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполяция и др.
Принято различать два вида прогнозирования:
1. Нормативное прогнозирование, принимая заданность объекта преобразования, связано с нахождением оптимальных путей достижения заданного состояния.
2. Поисковое прогнозирование. Поисковое прогнозирование непосредственно направлено на определение будущего состояния объекта, исходя из учета логики его развития и влияния внешних условий;
При конструировании педагогического процесса элементы поискового и нормативного прогнозирования теснейшим образом связаны. Возможные пути достижения прогнозируемого результата есть не что иное, как своеобразные гипотезы об оптимальности способов решения педагогической задачи, переборку которых в актах мышления осуществляет педагог.
Прогнозирование в деятельности преподавателя позволяет предвосхищать результаты деятельности благодаря уникальной человеческой способности к целеполаганию. Цель педагогической деятельности вне зависимости от сложности путей достижения – это всегда смоделированный результат еще не осуществленной деятельности, представленный в сознании как проект реальных количественных и качественных изменений педагогического процесса, его отдельных компонентов. Соответственно видам педагогических задач по их временному признаку есть основания различать стратегическое, тактическое и оперативное прогнозирование.
Педагогическое прогнозирование, являясь связанным с целеполаганием, своим итогом имеет конкретизацию педагогических целей и их трансформацию в систему педагогических задач. При этом происходит материализация педагогической задачи через ее воплощение в конкретном учебном материале с учетом подготовленности и ближайших резервных возможностей личности и коллектива, т. е. тех данных, которые дает педагогическая диагностика. Как результат научно обоснованного прогнозирования, педагогическая задача синтезирует содержательную, мотивационную и операциональную стороны деятельности и педагога и школьника. Педагог формулирует педагогическую задачу сначала для себя и лишь затем «озадачивает» воспитанников и включает их в решение. Квалифицированно проведенное педагогом прогнозирование составляет базу для педагогического проектирования образовательного процесса.
Педагогическое проектирование заключается в содержательном, материально-техническом, организационно-методическом и социально-психологическом (коммуникативном, эмоциональном и т. п.) оформлении замысла реализации целостного решения педагогической задачи.
Педагогическое проектирование — это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем коммуникативная, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или организаторская. Педагогическим проектированием исследователи называют сейчас предварительную разработку деталей педагогических систем.
Термин «проектирование»внедрился в педагогику из технического знания. Развитие педагогического знания, рост числа форм, методов, средств обучения и воспитания, развитие педагогического творчества и новаторства усложняют педагогическую деятельность, педагогу все труднее осваивать эти знания и умения. Поэтому как одно из направлений развития педагогики стали развиваться идеи педагогических технологий и педагогического проектирования в значительной мере как техническая, технократическая ориентация, как заимствование подходов, применяющихся в технике и промышленном производстве.
Проектирование говорит о наличии у педагога совокупности творческих способностей, исследовательских умений, качеств, среди которых важное место занимают активность и инициативность, глубокоя наблюдательность и внимание, богатое воображение и интуиция, искусство нестандартно мыслить, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность выводов и суждений.
Разработка проекта будет эффективной при выполнении следующих условий осуществления педагогического проектирования:
1.. Наличие проектировочной компетенции педагога.
2. Наличие положительной мотивации педагога
3. особенностей проектного замысла и конкретность путей его реализации.
4. Создание среды для осуществления проектирования. Учет
5. Педагогически обоснованный выбор и поэтапное выстраивание способов и форм учебного процесса.
6. Включенность основных субъектов образовательного процесса во все этапы создания и реализации педагогического проекта.
7. Мониторинг проектировочной деятельности.
Проектирование направлено на создание моделей планируемых (будущих) процессов и явлений (в отличие от моделирования, которое может распространяться и на прошлый опыт в целях его более глубокого осмысления). Компонентами проектной деятельности могут выступать конкретные модели или модули (функциональные узлы, объединяющие совокупность элементов, например, образовательной системы).
В теории педагогического проектирования выделяют:
1. Модель мониторинга для создания механизмов обратной связи и способов корректировки возможных отклонений от планируемых результатов.
2. Прогностическую модель для оптимального распределения ресурсов и конкретизации целей.
3. Инструментальную модель, с помощью которой можно подготовить средства исполнения и обучить преподавателей работе с педагогическими инструментами.
4. Рефлексивную модель, которая создается для выработки решений в случае возникновения неожиданных и непредвиденных ситуаций.
5. Концептуальную модель, основанную на информационной базе данных и программе действий.
Проектирование педагогических систем, процессов и технологий – сложная и многоступенчатая деятельность. В. С. Безрукова выделяет три этапа педагогического проектирования:
1. Моделирование. Разработка целей (общей идеи) создания систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.
2. Проектирование. Дальнейшая разработка модели и доведение ее до уровня практического использования.
3. Конструирование. Детализация созданного проекта для применения в конкретных условиях реальными участниками отношений и деятельности [8].
Потребность в радикальном повышении качества образования не может не привести к постановке концептуальных вопросов: понимание сущности и функций проектирования педагогической деятельности, а также роли в современном процессе образования.
1. Афанасьев В. В., Ермолаева С. С. / Педагогическое проектирование образовательного процесса как вид профессиональной деятельности педагога в вузе // Теория и практика общественного развития. 2012. №2. С. 128-130
2. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. – Воронеж, 1977. — С. 45.
3. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996. [Электронный ресурс].
4. Гершунский Б. С. Прогностические методы в педагогике. – Киев, 1974.
5. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: учеб. пособие для студентов, педагогов, практиков [Текст] / Е. С. Заир-Бек. – СПб. : Просвещение, 2005. – 238 с.
6. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование [Текст] / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская.— М: Издательский центр «Академия», 2009. — 288 с.
7. Мингазов Р. Х., Фадеева Е. Ю., Сабитов Н. А. Роль педагогического проектирования в профессиональной деятельности учителя // КПЖ. 2012. №4 (94). С. 24-27
8. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
Аналитический отчет о педагогической деятельности за 2016–2017 год Прошедший год был очень интересным и насыщенным. Многообразие мероприятий заинтересовывали и вовлекали не только детей, но и их родителей.
Фоторепортаж о продуктивной самоизоляции и педагогической деятельности Фоторепортаж о продуктивной самоизоляции и педагогической деятельностиВоспитатель: Симонова Л. А. В нашу жизнь вошло новое слова, ситуация.
Информационная справка о методической и педагогической деятельности воспитателя 1. Прохождение курсов повышения квалификации: Наименование учреждения: Рязанский областной институт развития образования Название образовательной.
Презентация «Научная концепция педагогической деятельности» Научная концепция педагогической деятельности: «Осуществление преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой» Районный.
Отчет о самообследовании педагогической деятельности воспитателя I категории На своём опыте поняла всю сложность нынешней аттестации, главное следовать пунктам и ограничениям! Поэтому решила опубликовать свои наработки,.
Отчет о самообследовании педагогической деятельности воспитателя I категории (окончание) Раздел 4 Результаты профессиональной деятельности. 4.1. В соответ-ствии с планом ВШК мною ежегодно проводится классно – обобщающий кон-троль,.
Самоанализ педагогической деятельности (1 часть) 2 часть Я, Даваева Светлана Сергеевна, работаю в Малодербетовском муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении №1 «Колокольчик».
Самоанализ педагогической деятельности (2 часть) 1 часть Я являюсь пользователем ПК. Для улучшения и развития своих возможностей прошла краткосрочные курсы по теме «Базовая подготовка.
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Хагасовой Фатимы Хазраиловны Содержание 1. Введение. 2. Аналитическая.
Самоанализ педагогической деятельности воспитателя Минченко Н. В. за 2018–2019 учебный год Общая характеристика группы. В старшей группе на начало учебного года — 6 мальчиков. По решению.
Источник
Проектирование педагогической деятельности
Самостоятельная работа «Проектирование педагогической деятельности»
Составление проекта педагогической деятельности
Цель работы: выполняя это задание, Вы получите опыт составления проекта педагогической деятельности.
Задание 1: на основании мониторинга потребностей и интересов детей выбрать целевые ориентиры воспитательной деятельности;
Задание 2. подготовить проект педагогической деятельности, составив паспорт проекта, раскрыть основные этапы проекта. Проект должен включать в себя 2 и более реализованных мероприятия.
Дата выполнения работы
Форма для заполнения паспорта проекта:
1. Персональные данные
Студентка 3 курса группы ППЗ-16-1
Сазанова Евгения Борисовна
Проверила кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики Арифулина Рамиля Умяровна
2. Название проекта*
Театральная мастерская – студия Улыбка
3. Аннотация проекта*
Краткая аннотация содержания проекта
Проект Театральная мастерская — студия Улыбка реализуется в досуговой внеурочной деятельности детей и подростков.
Цикл деловых игр с проживанием социальных ролей в сказках на новый лад с использованием кукол на руку и самодельных костюмов. Дети и подростки становятся участниками театральной труппы, узнают о театральных профессиях, своими силами готовят спектакли к показу.
Проектная деятельность основана на групповой работе, ролевых установках. На протяжении всей работы задумано планирование этапов деятельности, оценивание, рефлексия. Проект, интегрированный. На творческих занятиях мастер классах идет подготовка театральных декораций, костюмов, афиш.
Во внеурочное время организуются репетиции, премьера спектакля с последующим анализом. Задача проектной деятельности — формирование чувства прекрасного, ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни, а также развитие личности, речи, и координации движений, саморазвития, самовыражения, борьба с комплексами и зажимами.
4. Стадия проекта*
Разработка: создание детального варианта проекта.
Экспертиза: оценка косвенных последствий, угроз и рисков
5. Проблема*
Обеспечить условия, создать такую образовательную среду, которая способствовала бы самоутверждению личности в различных сферах творческой деятельности. Воля бессильна, пока она не вдохновится желанием.
Жить — это значит действовать.
опишите проблему(ы), решению/снижению остроты которой(ых) посвящён проект. (не более 2000 знаков)
Актёр должен научиться трудное сделать привычным, привычное лёгким и лёгкое прекрасным. Мы ненавидим театральность в театре, но любим сценичное на сцене. Это огромная разница. Дом кладут по кирпичу, а роль складывают по маленьким действиям. Хорошие декорации для любителей — спасение. Сколько актёрских грехов прикрывается живописностью, которая легко придает всему спектаклю художественный оттенок! Недаром же так много актёрских и режиссёрских бездарностей усиленно прячутся на сцене за декорации, костюмы, красочные пятна, за стилизацию, кубизм, футуризм и другие «измы», с помощью которых стараются эпатировать неопытного и наивного зрителя. Нельзя плевать в алтаре, а потом молиться там же, на заплёванном полу. Либо вы (режиссёр) инициатор творчества, а мы (актёры) простой материал в ваших руках, попросту ремесленники, либо, наоборот, мы творим, а вы нам только помогаете. Иначе что же выйдет? Понять — значит почувствовать. Пускай старая мудрость направляет юную бодрость и силу, пускай юная бодрость и сила поддерживают старую мудрость. Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим. Любите искусство в себе, а не себя в искусстве. Талант — это желание работать, а во-вторых, работоспособность. Театр начинается с вешалки. 75 % того, что делается на репетиции, обычно не входит в спектакль. Чувство зафиксировать нельзя. Сцену нужно сделать, а потом сыграть. Не верю! Учитесь слушать, понимать и любить жестокую правду о себе. Это закон дешёвого, провинциального театра — вскакивать с места на каждую выигрышную фразу. В старину актёры так и говорили: «Ох, и дам же свечу на этой фразе», то есть так подпрыгну, что весь зал ахнет! Ну вот и скакали на сцене какие-то кузнечики! Кто выше, кто резче вскочит! Но я, как назло, был высок, неуклюж, неграциозен и косноязычен на многих буквах. Я отличался исключительной неловкостью: когда я входил в маленькую комнату, спешили убирать статуэтки, вазы, которые я задевал и разбивал. Однажды на большом балу я уронил пальму в кадке. Другой раз, ухаживая за барышней и танцуя с ней, я споткнулся, схватился за рояль, у которого была подломана ножка, и вместе с роялем упал на пол. Вдохновение является лишь по праздникам. Поэтому нужен какой-то более доступный, протоптанный путь, которым владел бы актёр, а не такой, который владел бы актёром, как это делает путь чувства. Таким путем, которым может легче всего овладеть актёр и который он может зафиксировать, является линия физических действий. Когда эти физические действия ясно определяются, актёру останется только физически выполнять их. (Заметьте, я говорю — физически выполнять, а не пережить, потому что при правильном физическом действии переживание родится, само собой. Если же идти обратным путем и начать думать о чувстве и выжимать его из себя, то сейчас же случится вывих от насилия, переживание превратится в актёрское, а действие выродится в наигрыш).
Что такое режиссёр? Раньше я отвечал, что режиссёр — это сват, который сводит автора и театр и при удачном спектакле устраивает обоюдное счастье тому и другому. Потом я говорил, что режиссёр — это повитуха, которая помогает родиться спектаклю, новому произведению искусства. К старости повитуха становится иногда знахаркой, многое знает; кстати, повитухи очень наблюдательны в жизни. Но теперь я думаю, что роль режиссёра становится всё сложнее и сложнее. Что такое талант? — Душа. Долго жил. Много видел. Был богат. Потом обеднел. Видел свет…
Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру. Искал славы. Нашел. Видел почести.
Был молод. Состарился. Скоро надо умирать. В чём счастье на земле? В познании. В искусстве и в работе, в постигновении его. Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу — талант! Выше этого счастья нет. А успех? Бренность.
Константин Сергеевич Станиславский
6
7. Срок проекта*
Полгода или 6 месяцев.
напишите дату начала и окончания проекта.
дату начала 01.09.18 дата окончания проекта 01.04.19
8. Цель проекта*
Гармоничное развитие личности ребенка через формирование основных компетенций посредством познания театра и театральной деятельности как особого вида искусства.
9. Основные задачи проекта*
Образовательные: формировать практические навыки творческой деятельности учащихся.
Развивающие: развивать культуру и технику речи, память, воображение, артистические способности.
Воспитательные: воспитывать способность улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев произведений.
10. Целевая аудитория проекта*
Чаще всего это воспитанники Центра, которые в семьях подвергались жестокому обращению (пренебрежение нуждами) и были свидетелями физического и психологического насилия, пережившие различные психотравмы, проживающие с родителями, которые имеют различные зависимости и т.д. Всё это формирует определённые психологические особенности:
Высокий уровень тревожности (особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте). Тревожное состояние формируется социальной средой, в которой жил ребёнок, и, как правило, проявляется агрессивным поведением по отношению к окружающим.
11. Календарный план реализации проекта*
наименование и описание мероприятия
сроки начала и окончания
дату начала 01.09.18 дата окончания проекта 01.04.19
Проведение мини спектакля по творчеству Филатова –костюмированное погружение в персонаж.
Развитие речи, и координации движений, самовыражение, победа над комплексами и зажимами.
Организация и проведение творческого вечера по стихам Есенина и Маяковского, чтение стихов поэтов батл-дуэль спор о поэзии.
Размышление о искусстве как значимой сфере человеческой жизни на примере поэтов.
Посещение матча Торпедо Словаки, правила поведения на массовых выходах, представление греческой арены какая бывает сцена.
4-1 Торпедо победило ура! Понимание массовой радости и ликование болельщиков, а также в воочию присутствие на зрелище.
Организация и встреча Нового Года кукольное представление Старые сказки на новый лад.
Позитивный настрой на новые свершения и вера в собственные силы воспитанников, оставшихся без родителей.
Проведение спектакля «Ещё раз про Красную Шапочку». Встреча гостей организация чаепития встреча старого нового года.
Ознакомление с календарными праздниками и сказками разных стран мира
Проведение Дня защитников отечества 23 февраля как урок мужества, рисуем открытки поздравления мальчикам, делаем сами подарки, танцевально- музыкальный вечер.
Ознакомление с календарными праздниками, ручной труд, изобразительная деятельность, развитие мелкой моторики и координации движений.
Проведение Международного женского дня 8 марта, рисуем открытки поздравления девочкам, делаем сами подарки, танцевально- музыкальный вечер.
Ознакомление с календарными
праздниками, ручной труд, изобразительная деятельность, развитие мелкой моторики и координации движений.
12. Команда проекта*
Напарник педагог, группа детей подростков от 7 до 14 человек и с разрешения администрации привлечение добровольцев от 3 до 7 человек артистов театра, музыкантов, студентов практикантов.
13. Партнеры проекта*
Работники Нижегородской железной дороги взрослой и детской.
церковнослужители Нижегородской епархии.
14. Результаты проекта*
Планируемые результаты
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
Личностные результаты: проявлять ценностное отношение к театру как виду искусства; проявлять понимание чувства прекрасного, эстетические чувства, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им; развивать самостоятельность и личную ответственность; целенаправленно пополнять свой активный словарный запас.
Внеурочная деятельность: различать театральные профессии и термины театральной деятельности; средствами художественной выразительности передавать характер героя произведения, инсценировать фрагменты произведения; «Мета предметные результаты»
Познавательные ориентироваться в своей системе знаний; ставить, формулировать проблему и планировать действия выхода из проблемной ситуации; анализировать процесс деятельности и ее продукт, выбирая для этого основания и критерии.
Регулятивные принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей; — корректировать – вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.
Коммуникативные-целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
совершенствовать речевое оформление; работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты; развивать навык коллективной деятельности при планировании этапов работы и рефлексии; — осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Информационные-искать информацию в соответствующих возрасту базах данных, системах поиска; — готовить и проводить презентацию перед аудиторией.
15. Методы оценки результатов*
«результат-идеал» Факт, что дети подростки становятся участниками совместного творческого процесса, выбирая для себя интересную посильную деятельность.
Дети стали больше проявлять активность и инициативу, с большим желанием участвовать в играх, коллективных творческих делах. У детей в большей степени развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца). Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи. У детей появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи), появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории, сочинять танцы.
16. Дальнейшая реализация проекта*
Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера.
Диагностика уровня готовности восприятия материала по театрализации с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам.
Посещение детьми театров.
Просмотр театров и работа по ним.
Проведение игр — превращений (учимся владеть собой)
Чтение художественной и познавательной литературы.
Продуктивная деятельность детей.
Инсценировки и театрализации
Подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
Театрализовано — познавательные праздники.
как вы видите продолжение работы после завершения проекта
17. Бюджет проекта. * Оформляется в виде нижеследующей таблицы:
Источник