Проект сахалин 1 инвестиции

Проект «Сахалин-1»: прошлое, настоящее, будущее

Несмотря на набившие оскомину призывы о диверсификации экономики, наполнение российского бюджета во многом зависит от продажи энергоносителей. Значительная часть действующих месторождений нефти и газа была открыта еще в советский период, поэтому лучшие их времена далеко в прошлом. Чтобы объем экспорта не уменьшался, необходимо находить и разрабатывать новые площадки, а это требует много времени и еще больше денег.

В сознании обывателя добывать нефть или газ очень просто – сделал дырку в земле, и только успевай считать барыши. На самом деле, это очень далеко от реальности: добыча углеводородов – сложная и весьма высокотехнологическая отрасль, требующая огромных затрат и инвестиций. Поэтому вдвойне приятно слышать об успешной реализации в нашей стране масштабных проектов в нефтегазовой сфере. Один из самых известных из них — «Сахалин-1». Месторождения углеводородов на шельфе этого острова были открыты в 70-е годы прошлого века, однако, активная их разработка началась только после распада Советского Союза.

Общее описание

«Сахалин-1» — это проект по добыче углеводородов на шельфе Сахалина. Он предусматривает разработку сразу нескольких месторождений: Аркутун-Даги, Одопту и Чайво. Там находятся значительные богатства. Согласно современным данным, совокупный объем запасов, доступных к извлечению на этих площадках, составляет:

  • 485 млрд м3 природного газа.
  • 2,3 млрд баррелей нефти;

На Одопту подъем «черного золота» осуществляется с помощью скважин большой длины, на Аркутун-Даги она производится с платформы «Беркут», на Чайво для добычи сырья используется платформа «Орлан» и береговая площадка. Сырье, полученное на всех трех месторождениях, транспортируется на комплекс подготовки, где доводится до необходимых кондиций. Нефть после обработки перекачивается по трубопроводу на терминал Де-Кастри. Уже оттуда осуществляются ее экспортные поставки.

Буровая установка «Ястреб» представляет собой огромную конструкцию, сравнимую по размерам с 22-х этажным зданием. Она максимально автоматизирована и полностью закрыта снаружи. «Ястреб» способен работать при температуре -40° C, ему нестрашны сильные землетрясения. Оборудование платформы изготавливалось в пяти различных странах, а окончательная сборка происходила в американской Луизиане.

На Чайво извлечение нефти и газа осуществляется с использованием морской платформы «Орлан». Она разрабатывалась специально для использования в арктических широтах, поэтому прекрасно чувствует себя в жестких условиях Сахалина. В создании «Орлана» участвовало ЦКБ «Рубин», а оборудование устанавливали в Южной Корее.

Еще большее впечатление производит платформа «Беркут», которая начала работать на Аркутун-Даги в начале 2015 года. Ее плановая мощность достигает 4,5 млн тонн нефти в год. «Беркут» может бурить до 45 скважин, ему нестрашны низкие температуры, натиск двухметрового льда и девятибалльные землетрясения. 90% всех материалов для нижней части конструкции закупались у российских производителей, а верхняя часть с промысловыми и буровыми модулями изготавливалась в Южной Корее. Общая масса конструкции достигает 40 тыс. тонн.

Транспортировка нефти с терминала осуществляется танкерами высокого ледового класса типа Aframax. Проект обслуживается несколькими многофункциональными ледокольными судами.

На месторождениях добывается нефть сорта Sokol, содержащая 0,23 % серы, с плотностью 37,9 API. Со всех скважин добытая нефтегазовая смесь отправляется на комплекс подготовки (БКП) «Чайво». Здесь осуществляется разделение нефти, газа и воды, после чего «черное золото» отправляется в Де-Кастри. За сутки БКП может перерабатывать до 250 тыс. тонн сырья.

Проект «Сахалин-1» настолько сложен технически, что он разделен на несколько промежуточных этапов. С момента его реализации уже поставлено несколько впечатляющих рекордов. Например, в 2011 году на Одопту в эксплуатацию ввели самую протяженную в мире нефтяную скважину – 12 345 метров. Через два года этот рекорд был побит: на Чайвинском месторождении нефтяники пробурили Z-42, ее длина составила 12,7 км. Следует добавить, что на сегодняшний день девять из десяти самых длинных скважин находятся именно на «Сахалине-1».

Кто разрабатывает проект

Сегодня «Сахалин-1» – один из самых амбициозных проектов в сфере добычи нефти и газа в нашей стране. Его реализация проходит на основе Соглашения о разделе продукции. Его можно назвать лидером по притоку прямых зарубежных инвестиций в отечественную экономику. Уже к началу 2006 года их совокупный объем составил 4,5 млрд американских долларов.

Разработкой проекта занимается транснациональный консорциум, в который вошли представители четырех государств. Оператор «Сахалина-1» —Exxon Neftegas Limited — «дочка» мирового нефтегазового гиганта ExxonMobil. Ей принадлежит 30% акций. Остальными участниками являются:

  • «Роснефть», имеющая долю в 20%;
  • группа японских компаний SODECO – 30% акций;
  • корпорация ONGC с долей 20%.

Проект «Сахалин-1» можно назвать прекрасным примером использования самых передовых методов и технологий для освоения природных богатств Арктики и Дальнего Востока. Он уже принес нашей стране уникальный опыт, который в будущем российские нефтяники смогут применить на других арктических и субарктических месторождениях. Эксплуатация месторождений на сахалинском шельфе продолжится до середины нынешнего столетия.

Всю необходимую информацию о реализации проекта можно получить на сайте компании-оператора.

Немного об истории проекта

Десятилетия активной эксплуатации привели к истощению наземных месторождений нефти и газа на Сахалине. В 70-е годы на остров была направлена морская экспедиция, занимавшаяся разведкой новых запасов. Ей удалось обнаружить крупные залежи, находящиеся на шельфе острова. В 1977 году геологи открыли месторождение Одопту, в 1979 – Чайво, а в 1989 были разведаны значительные запасы на Аркутун-Даги. В середине 90-х годов появилось несколько проектов разработки этих площадок, которые получили общее наименование «Сахалин».

Читайте также:  Сколько может майнить видеокарта 1650

Планировалось, что добыча полезных ископаемых будет вестись в рамках нескольких соглашений о разделе продукции (СРП). Соответствующий документ относительно «Сахалина-1» утвердили в июне 1995 года, и через двенадцать месяцев он вступил в силу. С 1995 по 2000 год продолжались поисково-оценочные работы, в ходе которых пробурили несколько разведывательных скважин, а с помощью сейсмологических методов была исследована площадь более 1 тыс. кв. км.

Далеко не все шло гладко. Довольно долго стороны не могли договориться о разделе продукции, затем Комитет по экологии запретил бурение на площадках, выделенных под проект, а в 2001 году начался конфликт между властями Сахалина и участниками консорциума относительно способов транспортировки нефти. Природоохранное ведомство выступало против сейсморазведочных работ, которые, по его мнению, наносили вред популяции китов в Охотском море. Компания Exxon несколько раз угрожала выйти из проекта.

В 2001 году консорциум официально заявил о рентабельности добычи углеводородов. Данное событие можно назвать окончанием этапа разведки месторождений. В 2004 году российское правительство утвердило технико-экономическое обоснование проекта, что позволило приступить к началу масштабного строительства.

Следует понимать, что условия добычи нефти и газа на «Сахалине-1» уникальны для нашей страны. Месторождения находятся под дном Охотского моря, а на его поверхности бушуют ураганные ветра, метели, циклоны. Этот суровый край нередко посещают мощные тайфуны. Огромную опасность для нефтедобывающих сооружений представляют так называемые ледяные штормы – сильное волнение моря при наличии на его поверхности большого количества плавающего льда. Чтобы преодолеть все эти трудности, потребовались знания специалистов из разных стран мира и самые передовые технологии.

Проект «Сахалин-1» изначально был разделен на несколько стадий. Планировалось, что на первом этапе консорциум приступит к разработке Чайво и Одопту. Для добычи на них предполагалось использовать платформу «Орлан», установку «Ястреб», береговое оборудование, систему трубопроводов, комплекс подготовки нефти, а также терминал в поселке Де-Кастри для отгрузки продукции.

В 2005 году началась работа на Чайво. Сегодня природный газ, добываемый на данной площадке, идет на обеспечение потребностей Хабаровского края. Озвучивались планы по постройке газопровода в Японию, но они так и не были реализованы. Согласно существующим оценкам, его стоимость составляет примерно 2,6 млрд долларов. В следующем году начала работать система транспортировки нефти с Чайвинского месторождения до Де-Кастри.

В 2005 году акционеры проекта вступили в конфликт с «Газпромом» из-за природного газа, добываемого на месторождениях. Российский монополист заявил, что желает выкупать весь газ с сахалинских месторождений. Эту идею поддержало российское правительство, но она абсолютно не понравилась участникам проекта, которые хотели распоряжаться газом самостоятельно. Окончательно этот вопрос удалось урегулировать только в 2017 году.

В 2007 и 2008 году на площадке были пробурены сразу несколько нефтяных скважин сверхбольшой длины. В 2008 году проект был отмечен наградой на конференции по нефтегазовым технологиям. В этом же году он вышел на окупаемость и начал выплачивать налог на прибыль. В 2009 году терминал в Де-Кастри, получил на конгрессе почетное звание «Терминал года».

В 2010 году первая нефть пошла с месторождения Одопту. Она позволила компенсировать уменьшение выхода с Чайво. В 2011 году здесь был поставлен очередной рекорд: запущена в эксплуатацию скважина ОР-11 с общей длиной ствола 12,345 метра. В 2012 году произошла отгрузка пятисотого танкера с Де-Кастри, а поставки газа с месторождений проекта достигли 10 млрд куб. В декабре того же года был торжественно открыт Технический нефтегазовый институт СахГУ.

В 2014 году на Аркутун-Даги доставили и установили самую мощную на тот момент в мире платформу «Беркут». Уже в начале 2015 года с нее пошла первая нефть.

В 2017 году на Чайво была пробурена скважина протяженностью более 15 тыс. метров.

В ближайшие несколько лет планируется увеличение объема природного газа, добываемого на Чайво. К июлю 2020 года на всех месторождениях проекта добыли более 100 млн «черного золота». Только в 2017 году потребителям было отправлено 2,3 млрд куб. газа. На юге острова запланирован завод по сжижению газа, а его запуск состоится в 2025 году.

Реализация проекта и санкции Запада

В отличие от других совместных проектов в сфере добычи нефти и газа, «Сахалину-1» удалось счастливо избежать западных санкций. Вероятно, что главная заслуга в этом принадлежит лоббистам компании ExxonMobil, которые сумели вывести свое детище из-под удара.

В августе 2020 года представители компании официально сообщили, что санкции США, веденные против России, не окажут негативного влияния на реализацию «Сахалина-1». Это заявление последовало сразу после введения американским Государственным департаментом нового пакета санкций («дело Скрипалей»).

Экологические аспекты проекта

«Эксон Нефтегаз Лимитед» и другие члены консорциума не устают повторять, что экологическая безопасность является приоритетом при реализации проекта «Сахалин-1». Однако экологические организации и местные «зеленые» активисты к подобным заявлениям относятся довольно скептически.

Читайте также:  Втб инвестиции кто платит налоги

Согласно информации оператора проекта, за время реализации «Сахалина-1», на защиту природы острова и его прибрежных акваторий потрачено около 2,5 млрд долларов. Exxon Neftegas Limited неоднократно заявляла, что для осуществления природоохранных мероприятий привлекаются самые передовые технологии и новейшие методы мониторинга.

Одним из примеров приводится использование технологии бурения скважин с большим отклонением от вертикали. Благодаря этому методу удалось отказаться от использования дополнительных морских платформ, отпала необходимость создания большого количества береговых площадок – теперь для бурения многих скважин достаточно одного участка. Это значительно уменьшает сеть промысловых нефтепроводов, что существенно снижает риск техногенных аварий.

Сами трубопроводы имеют сейсмостойкую конструкцию и могут выдержать сильное землетрясение. Платформы «Орлан» и «Беркут» имеют надежную дренажную систему, способную предотвратить даже серьезную утечку нефти.

Экологические организации крайне негативно относятся к реализации данного проекта. В 2008 году активисты пытались через суд отменить строительство очередного нефтепровода через Пильтунскую лагуну. Ответчиком тогда выступали Ростехнадзор и Росприроднадзор. По мнению природоохранных организаций, экологическая экспертиза по проекту «Сахалин-1» была проведена с грубыми нарушениями, что чревато серьезными рисками для окружающей среды и коренных народов, проживающих на острове.

Шельф острова Сахалин имеет одну уникальную особенность – это единственное в мире место летней кормежки серых китов. Поэтому экологи изначально были против любой добычи нефти в водах острова. Животных пугает шум большого количества танкеров, буксиров, кораблей обеспечения, которые теперь регулярно курсируют в данном районе. Еще большую опасность представляет для них сейсморазведка. Три наиболее известные международные экологические организации – Международный фонд защиты животных (IFAW), Гринпис и Всемирный фонд дикой природы (WWF) создали группу по защите серых китов и требуют открытия сезонного заказника для серых китов в водах Сахалина.

В 2008 году научный совет, в состав которого входили отечественные и зарубежные специалисты, опубликовал отчет о сокращении популяции серых китов в зоне добычи нефти и газа. С момента начала реализации проекта неоднократно случались разливы нефти, причем несколько раз компания-оператор откровенно пыталась замолчать чрезвычайную ситуацию.

Источник

Острова инвестиций

В актуальном ренкинге «экономического здоровья» регионов агентства RAEX («Эксперт РА») Сахалинская область лидирует среди субъектов РФ с показателем 89%, опережая даже Москву (82%). По критериям «экономического здоровья» населения и бизнеса она сегодня уступает лишь ЯНАО и Тюменской области. Сахалинская область — первая среди субъектов РФ по налоговым поступлениям в региональный бюджет — 10,2 тыс. руб. на душу населения. Обороты розничной торговли на человека в год превышают 305 тыс. руб. (выше только у Москвы и Подмосковья). «У Сахалинской области отсутствует региональный долг. По этому показателю регион занимает первое место в России», — говорит партнер департамента финансового консультирования, руководитель отдела сопровождения сделок компании «Делойт, СНГ» в России Артем Самсонов.

В конце 2018 года регион возглавил Валерий Лимаренко. Для повышения качества жизни и закрепления людей была запущена масштабная программа по строительству новых объектов в здравоохранении и образовании, активизировалась работа по ликвидации ветхого и аварийного жилья, развитию дорожной инфраструктуры и по многим другим направлениям.

Привлекательные инвестиции

По версии Национального рейтингового агентства, Сахалинская область уже не первый год удерживает лидирующие позиции. В рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов RAEX за 2018 год она занимает 55-е место по инвестиционному потенциалу. По оценкам делового и экспертного сообщества, на основе которых составляется ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности Агентства стратегических инициатив, в прошлом году регион добился существенного прогресса, поднявшись с 79-й строчки на 37-ю.

Более 80% всех инвестиционных вложений приходится на долю добывающего сектора. В среднесрочной перспективе объем инвестиций в нефтегазовую отрасль Сахалинской области будет определяться развитием проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», реализацией планов ПАО «Газпром» в рамках проекта «Сахалин-3», результатами геолого-геофизических и буровых работ на лицензионных участках ПАО «НК «Роснефть».

При этом особое внимание в регионе уделяется несырьевому сектору экономики. Все это малые и средние предприятия (МСП). Здесь индекс предпринимательской активности стремится к лидерству по стране — на 1 тыс. островитян трудоспособного возраста приходится 36 субъектов МСП. По этому показателю область уступает лишь Москве с Подмосковьем, Санкт-Петербургу, Ленинградской и Калининградской областям. Такая пропорция обусловлена в том числе беспрецедентными мерами поддержки бизнеса, ведущего свою деятельность на островах, — от субсидирования предпринимательских затрат до налоговых преференций в рамках территорий опережающего развития (ТОР) и Свободного порта Владивосток. Только в 2018 году Сахалинское агентство по привлечению инвестиций провело более 1250 консультаций для действующих предприятий и потенциальных инвесторов, а госпомощь тем, кто уже вкладывает средства в экономику региона, в совокупности оценивается более чем в 800 млн руб.

Хвосты по осени считают

Рыбохозяйственный комплекс занимает второе место в экономике области после нефтегазового. Большинство предприятий по добыче, переработке и воспроизводству водно-биологических ресурсов являются градообразующими в тех небольших населенных пунктах, где они расположены.

«Основными перспективами для отрасли стали искусственное воспроизводство тихоокеанских лососей, добыча скумбрии, сельди иваси, модернизация существующей береговой инфраструктуры, приобретение нового флота», — говорит Артем Самсонов. В качестве примеров он приводит недавно построенные рыбоводные заводы на реках Чеховка в Холмском районе и на реке Вольной в Невельском. Южно-Курильским рыбокомбинатом запущено производство рыбных муки и жира, компанией «Дивия-Фарм Сахалин» — концентрата из морских водорослей. «Направления глубокой переработки рыбопродукции и переработки рыбных отходов в Сахалинской области имеют значительный потенциал роста, — продолжает эксперт. — Еще один пример — рыбокомбинат «Островной» сейчас строит один из крупнейших в стране рыбоперерабатывающих комплексов. Этот инвестпроект первым получил статус резидента ТОР «Курилы» и уже пользуется преференциями в рамках этого экономического режима».

Читайте также:  Gtx 1070 расчет майнинга

Из недавно реализованных проектов, не связанных с углеводородами, замдиректора Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Дмитрий Кувалин также выделяет появление в прибрежных водах порта Шахтерск уникального для России плавучего терминала-перегружателя угля. Его приобретение — совместный инвестпроект с Сингапуром. Привлечение иностранного капитала стало возможным благодаря получению компанией преференций резидента Свободного порта Владивосток в Углегорском муниципальном округе. «В Азиатско-Тихоокеанском регионе сахалинский уголь сейчас хорошо продается», — констатирует эксперт.

В качестве еще одного примера инвестпроекта, реализуемого на Сахалине, Дмитрий Кувалин называет возведение молочно-товарной фермы на тысячу голов скота и сопутствующих производств на базе совхоза «Корсаковский».

Фьюжен и микс культур

На Сахалине и Курилах огромный потенциал для развития рекреационных зон и туризма: Тихий океан, близость Японии, Кореи, Китая, обилие морепродуктов, расположение на пути круизных рейсов из Азиатско-Тихоокеанского региона, красивейшая природа. «Это то, на чем, используя опыт городов со схожим географическим положением, можно построить целую индустрию, — отмечает руководитель Агентства по туризму Сахалинской области Наталья Пахолкова. — Сахалин — это фьюжен и микс культур».

Базовым проектом для развития туристско-рекреационной инфраструктуры на Сахалине стал горнолыжный курорт «Горный воздух», который расположен в самом центре Южно-Сахалинска. Он имеет статус резидента ТОР.

Сахалинская область входит в топ-20 регионов России по туристической привлекательности. Эксперт по путешествиям компании RussiaDiscovery Ксения Рубцова отмечает большой потенциальный спрос на посещение Сахалина и Курил. «Туристы поднимаются на вулканы, наблюдают за колониями морских птиц, купаются в термальных источниках и Охотском море», — говорит она.

Еще одним местом притяжения для туристов могут быть Курильские острова. Но пока на этом направлении недостаточно развита логистика. Правительство Сахалинской области ищет различные варианты решений, в том числе приобретение нового судна для перевозки пассажиров по этому направлению.

«На Сахалине и Курилах недостаточно техники для туристов: катеров, теплоходов, вертолетов, самолетов. Этот вопрос правительством области прорабатывается. Камчатка, где все это уже давно и активно используется, значительно обгоняет соседей по туристической привлекательности», — констатирует эксперт.

В настоящее время, по мнению специалистов, необходимо понять, какие маршруты интересны. Тогда можно будет сконцентрировать поток туристов на двух-трех основных направлениях и предложить бизнесу построить на их пересечении гостиницы, магазины. Со своей стороны островное правительство готово оказывать предпринимателям поддержку, в том числе предоставлять прямое субсидирование затрат.

Еще одно перспективное туристическое направление — Корсаковский городской округ. На совместном совещании представителей областного правительства, руководства ВЭБ.РФ, Корпорации развития Дальнего Востока и представителей администрации приморского города Валерий Лимаренко представил три «подпроекта» развития Корсакова и Корсаковского морского торгового порта. Упор будет сделан на развитие портового хозяйства, благоустройство прибрежной территории города и создание делового и туристического центра. Это позволит увеличить туристический и грузовой потоки в южных морских воротах Сахалина. Также в рамках проектов развития была представлена идея создания в гавани базы для размещения сервисных служб нефтегазовой и рыболовецкой отраслей.

Созданный промышленный порт с объемом переработки около 25 млн т грузов сможет принимать до 40 круизных лайнеров в год (каждый вмещает от 3 тыс. до 4 тыс. пассажиров). Для этого будут проведены работы по дноуглублению, модернизации пирсов, созданию в порту убежища от штормов.

Городская ткань столицы

По словам исполнительного директора фонда «Институт экономики города» Татьяны Полиди, для привлечения инвесторов, в том числе иностранных, в Южно-Сахалинске необходимо отрегулировать систему оформления и согласования градостроительной документации. За последний год в островной столице прошло несколько градостроительных конкурсов, в которых участвовали ведущие архитектурные организации из России и из-за рубежа. Переосмыслить «городскую ткань», чтоб создать комфортные условия для жителей, гостей и инвесторов, — такова задача на ближайшую перспективу.

Эксперт отмечает, что в Сахалинской области существует проблема оттока населения и необходимо создать систему арендного жилья. Попытки «привязать» людей к территории с помощью ипотеки здесь, по ее мнению, не работают.

Точки роста

В среднесрочной перспективе нефтегазовая отрасль продолжит играть ведущую роль в островной экономике, подтверждает Валерий Лимаренко. Для снижения зависимости от мировой нефтяной конъюнктуры в области намечена реализация сразу нескольких стратегических проектов с привлечением частного капитала. Среди них — перевод автотранспорта на газомоторное топливо и использование природного газа для теплоснабжения некоторых населенных пунктов, строительство крупного лесоперерабатывающего предприятия; рассматривается возможность строительства нефтехимического производства.

Есть также перспективы, связанные с проектом железнодорожного перехода с материка на остров. Этот проект неразрывно связан с глубокой реконструкцией портов с выходом на возможность обработки в них более 50 млн т грузов в год. «Даже на стадии реализации столь гигантские инвестпроекты дадут серьезный импульс экономике острова», — говорит Дмитрий Кувалин.

Источник

Оцените статью