Беседа «Мастер своего дела»
материал на тему
Цель: содействие расширению представлений воспитанников о разнообразном мире профессий.
Задачи:
- показать важность труда в любой профессиональной деятельности;
- содействовать формированию реалистических представлений о труде людей;
- обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить давать полные ответы на вопросы;
- активизировать внимание и память, развивать логическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_master_svoego_dela.docx | 35.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа «Мастер своего дела»
Цель : содействие расширению представлений воспитанников о разнообразном мире профессий.
- показать важность труда в любой профессиональной деятельности;
- содействовать формированию реалистических представлений о труде людей;
- обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить давать полные ответы на вопросы;
- активизировать внимание и память, развивать логическое мышление.
Оборудование: толковый словарь.
Ознакомление с темой сегодняшнего мероприятия.
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте строители и швеи, повара и сапожники, не удивляйтесь, что я вас так называю.
Пройдут школьные годы, и именно вы построите уютные дома, сошьёте красивую и удобную одежду, испечёте самый вкусный в мире пирог, сошьёте такие сапожки, что позавидует любая модница.
Но чтобы кем-то стать в жизни, вам надо прежде вырасти и выучиться. Поэтому сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по стране профессий. Во время него каждый сможет подумать, какая профессия ему больше нравится и, возможно, уже сейчас вы сможете определить то, что больше всего любите делать, что привлекает вас в жизни.
А как возникли профессии?
Профессия — это труд, которому человек посвящает свою жизнь. (Работа ученика с толковым словарём )
Представьте первобытных людей, живших в далёком каменном веке. Люди одного племени занимались разными делами. Какими?
Ответы: мужчины изготавливали орудия для охоты — лук, стрелы, дротики. С хорошим оружием охота обычно была успешной, и охотники приносили крупную дичь, оленя, кабана или буйвола.
А чем занимались женщины?
Ответы: они растили детей, собирали ягоды и плоды, коренья, обрабатывали звериные шкуры, шили из шкур одежду и одеяла.
Мы видим, что уже в те древнейшие времена люди разделяли между собой разные дела. Профессии появились тогда, когда между людьми возникло разделение труда.
Как же всё-таки узнать, какую профессию выбрать?
Некоторые дети очень рано чувствуют своё призвание. Девочки любят рисовать фасоны модных платьев, шить, вязать, вышивать. Мальчики что-то мастерить, строить модели кораблей. Многие дети свободно держатся на сцене: любят петь, читать стихи, танцевать. Профессия должна приносить радость и самому человеку и людям. Профессий много. С какими профессиями знакомят у нас в школе?
Послушайте шутливый стих о том, кем мечтают стать в жизни ваши одноклассники.
В кухне шторка не нужна,
Нет и вида из окна.
Кукле платье я строчу,
Модельером стать хочу.
Нужны ли специалисты, чтобы люди были модно одеты?
Для того, чтобы стать хорошим модельером, нужно обладать талантом и фантазией, уметь придумывать новые модели одежды, хорошо рисовать, вести математические расчёты и составлять чертежи. Для этого нужно серьёзно учиться.
Друзья, помните ли вы считалочку:
«На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной!»
Коль, королевич и сапожник сидят рядом! Ещё бы! Портной — очень древняя и уважаемая профессия! Портной = швея. Портные одевают нас и летом, и зимой, и осенью, и весной, даря нам сарафаны и красивые платья, юбки, блузки и рубашки, пальто и куртки.
В давние времена, когда первобытные люди одевались в одежды из звериных шкур, они научились сшивать их с помощью воловьих жил. А первобытная игла представляла собой тонкую заострённую пластинку из камня. Много позже появилась стальная игла и льняная нитка. С их помощью портные сшивали куски кожи, меха, ткани. В 18-19 веках появились первые швейные машины. Сначала они выполняли только самые простые операции по сшиванию краёв ткани, но постепенно механики вносили в устройство швейных машин всё новые и новые усовершенствования. И вот с помощью швейной машины стало возможно не только шить, но и вышивать, обмётывать петли, простёгивать подкладку и даже пришивать пуговицы.
Подумайте, ребята, какие качества нужны портному?
Общительность — умение легко и свободно общаться с заказчиком, умение его выслушать и понять, каким ему хочется видеть свой новый наряд. Ещё нужен вкус, умение работать аккуратно, кропотливо, добиваясь совершенства, чтобы люди сказали: «У этого портного — золотые руки!»
Тесто круто навела, пирожки я испекла:
Сладкие, солёные, горькие, перчёные.
Всё в них щедро положила.
И до слёз всем угодила.
Чтобы стать хорошим поваром, что нужно знать и уметь?
Да, профессия повара очень важна. Если он готовит еду вкусную и полезную, то дарит нам здоровье и хорошее настроение.
Старинная русская пословица гласит: «Добрый повар стоит доктора». От питания во многом зависит здоровье человека. Питание всухомятку, на бегу, не вовремя, может привести к болезням желудка, так же, как и питание однообразное, в котором не хватает витаминов и других полезных веществ.
Выбирают профессию повара обыкновенно человек, который любит готовить, проявлять фантазию, выдумку. Многие повара сами придумывают новые блюда. Послушайте любопытную историю о том, как появились «Пожарские» котлеты.
Один путешественник ехал из Москвы в Петербург и остановился в городе Торжке. Он зашёл в трактир (так в старину называли небольшие придорожные рестораны) и попросил трактирщика приготовить ему котлет из телятины. Но телятины не оказалось, и трактирщик, фамилия которого была Пожарский, приготовил котлеты из куриного мяса. Путешественнику они очень понравились, и с тех пор эти котлеты вошли в меню под названием «Пожарских» котлет.
Словарная работа: меню — подбор кушаний, а также листок с их перечнем.
Знают повара секреты
Приготовленья вкусных блюд.
Спасибо скажем им за это —
Быть поваром — нелёгкий труд.
Каждая профессия требует крепких знаний. Чтобы стать профессионалом, надо хорошо учиться и не бояться труда. Ведь не зря у нас так много пословиц о труде. Ребята, поиграем?
К первой половине пословицы вам нужно подобрать вторую половину так, чтобы она имела законченный смысл.
Финны любят повторять: принеси сперва издалека — близкое всегда взять (успеешь).
Немцы сложили такую поговорку: люби порядок — он сохранит тебе (время и силы).
Армянская пословица гласит: не откладывай на завтра то, что (можно сделать сегодня).
Русские говорят так: делали наспех, а (сделали на смех).
Афганская пословица утверждает: неоконченное дело, что (конь о трёх ногах).
Вьетнамцы говорят: легко нажитое богатство и без ног (убежит).
Вот так каждый народ разными словами говорит, в сущности, об одном и том же. О чём?
Угадайте, какая профессия у человека по ключевым словам.
Ножницы, фен, причёска:
Топор, пила, гвозди:
Весы, товар, прилавок:
Плита, кастрюля, блюдо:
Краски, кисти, побелка:
Кирпичи, цемент, дом:
Теплица, рассада, овощи:
Мы увидели, что каждый из вас будет настоящим мастером своего дела, профессионалом, если не будет бояться трудностей. Придёт время, и вы будете стоять перед выбором, кем быть? Но сегодня ваш главный труд — это учёба. А кроме хорошей учёбы вы должны уметь и себя обслуживать, и помогать маме, папе, бабушке:
Передо мной открыты все дороги,
Как много от судьбы своей я жду.
Но помню я со школьного порога:
Всё, что посею, то же и пожну.
Знайте, ребята! От знаний зависят
Сила страны и здоровье людей.
«Троечный» трактор в труде не помощник,
Воин на двойку — врага он страшней.
Труд наш сегодня — это учёба.
Разве нам стыдно свой труд показать?
Так постараемся сделать работу
Пусть на четыре, а лучше на пять.
Итак, ребята, о чём состоялся наш сегодняшний разговор?
О каких профессиях мы говорили?
Попробуйте поставить каждый себе оценку за работу на занятии и объясните, почему.
Источник
Проект мастер своего дела обществознание
Автор: Бунатян Эличка Гарниковна
Организация: МБОУ СОШ №27
Населенный пункт: Краснодарский край, г. Новороссийск
Цель: способствовать формированию представлений учащихся о связи мастерства работника с его заработной платой, жизненным успехом, познакомить учеников с современными профессиями.
Задачи:
- Познакомить учащихся с понятиями «мастер», «мастерство», «квалификация работника», «заработная плата», «количество и качество труда».
- Способствовать пониманию учащимися побудительной роли мотивов в трудовой деятельности человека, значения трудовой деятельности для личности и общества.
- Содействовать достижению личностного образовательного результата — мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни.
- Способствовать развитию у учащихся УУД:
Личностные — независимость и критичность мышления; воля и настойчивость в достижении цели.
Регулятивные – совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
— продвижение своих мыслей, убеждений, взглядов, осознавать суть своих суждений и взглядов, выбирать средства достижения цели, а также искать их самостоятельно;
— составлять (индивидуально или в группе) план действий для достижения своих целей;
— в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные – совокупность умений по использованию специальных знаний по теме урока;
— совокупность умений критически мылить и доказывать свою точку зрения;
— совокупность умений по работе с информацией.
Коммуникативные — совокупность умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в классе;
— отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
— в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
— учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его (если оно таково);
— понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
— уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с участниками иных позиций.
Оборудование урока
Мультимедиапроектор, компьютер, учебник.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы вспомним ранее изученное, познакомимся с новой темой. Работать будем в группах
Чтобы урок был продуктивным, предлагаю каждому из вас нарисовать таблицу 1:
Какую цель ставили
Что хочется узнать
Что нового узнали
Что было интересным
Где данные знания можно применить
- Актуализация ранее полученных знаний.
Учащиеся выполняли домашние задания (на выбор):
- Подобрать пословицы и поговорки о труде. Объясните одну из них, приведя примеры из жизни.
- Ответьте на любой из вопросов:
«Каким видом труда ты хочешь заниматься в будущем?»
«Зачем человеку работать?»
«Какие качества работника ценятся в современном обществе?»
«За что люди ценят настоящих мастеров?» - Объясните, как вы понимаете следующее высказывание:
«Экономическое благополучие страны и её населения во много зависит от уровня квалификации работников». Назовите несколько причин.
4.Запишите рассказ родителей, знакомых, бабушек, дедушек о том, как они выбирали свою профессию?
Что общего в заданиях, которые вы выполняли?(ответы учеников)
III.Выявление места и причины затруднения.
( обращаемся к таблице 1)
Кратко ответьте на вопросы:
Из чего складывается мастерство работника?
Каждый ли может стать профессионалом в своём деле?
Каковы условия качественного труда?
Как оценивается труд человека?
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Почему у вас вызвало затруднение, отвечая на данные вопросы?
Эпиграфом нашего урока будет пословица „Мастер — золотые руки“.
Давайте подумаем, о ком так говорят? (о человеке, который выделяется своими умениями, результатами труда и вызывает заслуженное уважение окружающих).
А сейчас я предлагаю вам послушать музыку (звучит скрипка Антонио Страдивари), Обратимся к учебнику и прочитаем историю мастера скрипки из рубрики «Жил на свете человек» (Материал учебника стр 73-74).
Чему научился Антонио у своего учителя?
• Сразу ли ему удалось стать мастером?
• Чем отличался труд Страдивари от труда других скрипичных мастеров?
Как будет звучать тема урока?
Вам, наверное, приходилось слышать такие пословицы как: «Дело мастера боится», «Мастер золотые руки», «Всякая работа мастера хвалит» и многие другие. Так говорят о людях, которые вызывают уважение в обществе благодаря своим умениям и навыкам
Каких мастеров из художественной литературы все вы знаете?(ответы учеников)
V. Реализация нового материала.
1. Рассказ учителя. Учащиеся основные положения записывают в тетради (оформляют в виде таблицы)
Мастер – это человек, превосходно знающий своё ремесло.
Как вы думаете, из чего складывается мастерство работника?
«Можно ли стать мастером своего дела?» Чем для этого необходимо овладеть человеку? (ответы учеников)
Прежде всего из полученных профессиональных знаний, практических умений и навыков, также надо иметь особые способности.
А где мы можем получить знания?
А можно ли стать мастером, не любя свой труд?
Вывод: (стр 74) Чтобы преуспеть в любом деле, надо любить свою работу, вкладывать душу в свой труд.
Какие требования к работнику предъявляет современное производство?
А как эти требования мы можем назвать одним словом?
Давайте дадим определение понятию «квалификация»?
Квалификация работника – это профессиональные знания, умения и навыки, полученные работником.
Любой труд требует отдельных профессиональных знаний. Например, если человек получил педагогическое образование, то он вряд ли сможет хорошо работать у станка на заводе, так как для этого нужно обладать совершенно иными знаниями.
В нашей стране такие знания можно приобрести в высших или средне специальных учебных заведениях, которые готовят будущих высококвалифицированных специалистов.
Чем сложнее труд, тем больше он требует специальных знаний, умений и навыков, которыми должен обладать работник, тем дольше надо учиться, чтобы их освоить.
Мастером своего дела можно назвать представителей самых различных профессий: и учителя, и врача, и повара, и художника, и артиста театра, и поэта, и музыканта. Ведь научиться можно не всему. Например, чтобы стать певцом, поэтом, художником или актёром надо иметь особые способности, которые принято называть «талантом». Хотя и для актёров, поэтов, художников и музыкантов существуют специальные учебные заведения, где им помогают раскрыть свой талант.
В зависимости от того, в какой степени труд требует специальных знаний, умений, навыков, опыта, различают высококвалифицированный и малоквалифицированный труд.
Высококвалифицированный труд требует умения выполнять сложные операции, трудовые приёмы, что невозможно без специальных знаний, умений, и навыков. И специалист, который делает подобную работу серьёзно подготовлен.
Низкоквалифицированный труд – это простая работа, не требующая специальных умений и навыков, которую можно быстро освоить. Благополучие общества во многом зависит от уровня квалификации работников. Но это не означает, что низкоквалифицированный труд не нужен обществу, так как не влияет на его благополучие.
Давайте определим к какому виду труда относятся данные профессии.
учитель, врач, инженер, охранник, доярка, дворник, уборщик помещений, грузчик, швея, продавец, бухгалтер.
Если спросить у людей, зачем они работают, можно получить самые разные ответы. Одни скажут, что работа приносит удовлетворение и радость. Другие отметят, что работа позволяет выразить себя. Третьи подчеркнут, что работа дает им общественное признание, уважение, известность. Это характерно для артистов, политиков, общественных деятелей. Но преобладать, вероятно, будет такой ответ: работа дает средства для удовлетворения своих потребностей.
С детских лет ты слышишь от старших слово «зарплата». С этим словом связаны в твоей памяти долгожданные покупки, подарки, сюрпризы.
Зарплата – это сокращенный вариант выражения заработная плата, т.е. плата за работу. По научному она называется трудовым денежным вознаграждением.(Запись в тетрадь)
Распространены две системы оплаты труда: повременная, по которой работнику платят за отработанное время, и сдельная, при которой заплата зависит от количества произведенной продукции и объема выполненных работ. Давайте более подробно остановимся на заработной плате и определим от каких факторов зависит их размер?
— Качество и количество труда. (Это главный принцип оплаты, при котором учитывается как работал, трудился работник и сколько он сделал продукции.)
— Сложность труда и уровень квалификации. (Чем сложнее труд, тем дольше ему надо обучаться и тем выше оплата труда высококвалифицированных работников.)
— Условия труда. (На некоторых тяжелых, вредных производствах зарабоная плата компенсирует повышенные нагрузки. Таким нагрузкам подвергаются, например, работники металлургических, химических предприятий, шахтеры.
— Социальная значимость труда. (Величина зарплаты может определяться тем, на сколько данный труд нужен обществу. Государство стремиться поощрять тех людей, чей труд наиболее значим для страны.) — Степень риска.(Учитывается то, что в одних случаях работник может рисковать жизнью и здоровьем (летчик – испытатель, космонавт), в других – вложенными в дело деньгами).
— Уникальность труда. (Зарплата отдельных работников чрезвычайно высока из – за их особого таланта и популярности. К таким работникам относятся, а пример, выдающиеся музыканты, певцы, актеры)
VI. Самостоятельная работа.
Выполнение заданий по группам. Используя изученное на уроке, подготовьте развёрнутый ответ на вопрос:
1 гр. Объясни выражение «Мастер – золотые руки».
2 гр. Каковы условия качественного труда?
3 гр. Что должен знать и уметь человек, чтобы получить достойную работу?
4 гр. Что называют квалификацией работника?
5 гр. Приведи по три примера высококвалифицированного и малоквалифицированного труда.
6 гр. Для чего необходимо повышать свою квалификацию?
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Возвращаемся к таблице
Какую цель ставили
Что хочется узнать
Что нового узнали
Что было интересным
Где данные знания можно применить
Источник