- ГЧП в сфере школьного образования
- МОДУЛЬ №4. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В КОНТЕКСТЕ РЕШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЗНАЧИМЫХ ЗАДАЧ (Разработка проекта государственно-частного партнерства в области образования).
- Задание .
- Рефлексия деятельности
- 1 Какие чувства и ощущения возникали у меня во время работы над заданием № 4?
- 2. Каковы мои главные результаты сегодня? Благодаря чему мне удалось их достичь?
- 3. Какие трудности встретились во время выполнения задания, и как я их преодолевал (пытался преодолевать)?
- 4. Вопросы, возникшие в связи с выполняемым заданием.
- Проект государственно частного партнерства для своей образовательной организации
ГЧП в сфере школьного образования
Обширная практика использования механизмов ГЧП[1] для модернизации образовательных учреждений в России еще не сложилась, однако все больше регионов проявляют интерес к заключению ГЧП-соглашений в обозначенной сфере.
Особое внимание в настоящее время сосредоточено на школах — на федеральном уровне утверждена программа «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях»[2], цель которой модернизация образовательной инфраструктуры, оптимизация загруженности школ и развитие негосударственного сектора образования.
Для достижения целей указанной программы могут быть использованы такие законодательно урегулированные модели ГЧП, как концессионное соглашение и соглашение о ГЧП. Например, Сбербанк России предлагает регионам и инвесторам «коробочное» концессионное решение по строительству школ[3]. Его использование позволит концессионерам претендовать на финансировании проектов со стороны Сбербанка России.
Предлагаем рассмотреть некоторые аспекты, на которые необходимо обращать внимание при подготовке ГЧП-проекта в сфере школьного образования.
- Собственность на объект образования
Модель концессионного соглашения предусматривает исключительно публичную собственность на объект. В отличие от нее модель соглашения о ГЧП обязывает передать объект в частную собственность – затем он может быть возвращен публичному партнеру как через непродолжительное время, так и к моменту окончания проекта.
В отдельных случаях возможность получения объекта образования в собственность может существенно повысить привлекательность проекта для частных инвесторов, поскольку допускает залог объекта в пользу финансирующей организации. Поэтому выбор правовой модели запуска проекта должен осуществляться с учетом данного фактора.
- Распределение эксплуатационных обязательств
Помимо обязательств по инвестированию средств и модернизации имущества, базовый элемент ГЧП-проекта – это привлечение частной стороны к целевой эксплуатации (осуществлению образовательной деятельности) и (или) техническому обслуживанию имущества.
В связи с отсутствием на рынке крупных операторов образовательных услуг, за частной стороной, как правило, закрепляется обязательство по техническому обслуживанию имущества, а за образовательный процесс отвечает привлеченное образовательное учреждение (государственное или муниципальное).
Соглашение о ГЧП позволяет гибко распределить обязательства по эксплуатации между сторонами: частный оператор отвечает только за техническое обслуживание, а публичный партнер за образовательную деятельность (привлекает образовательное учреждение). В рамках концессионной модели ответственным за целевую эксплуатацию объекта перед концедентом всегда будет являться концессионер, несмотря на факт привлечения для целевой эксплуатации муниципального или государственного образовательного учреждения. Однако правильное конструирование условий соглашения позволяет снизить риски инвестора, связанные с целевой эксплуатацией имущества, поэтому выбор между концессией и соглашением о ГЧП должен осуществляться в контексте всех преимуществ и недостатков правовых моделей, а также публичных интересов.
- Осуществление коммерческой деятельности
Условия ГЧП-проекта могут предусматривать осуществление частной стороной коммерческой деятельности с использованием объекта – дополнительные образовательные и спортивные программы, секции, организация питания и т.д. В таком случае важно закрепить продуманный регламент взаимодействия частной стороны (или лица, привлеченного для оказания дополнительных услуг) с образовательным учреждением (распределение часов, помещений и др.).
Осуществление коммерческой деятельности создает дополнительный финансовый поток для частной стороны, что позволяет снизить финансовую нагрузку на бюджет публичной стороны, за счет которого фондируются подобные проекты. Например, это позволит использовать концепцию минимально гарантированного дохода вместе с фиксированными бюджетными платежами – в таком случае часть платежей будет выплачиваться публичной стороной только в случае недостижения определенного уровня доходности частным партнером.
Примерная структура отношений сторон в рамках ГЧП-проекта в сфере образования
[1] Здесь и далее под государственно-частным партнерством понимается также муниципальное партнерство.
[2] Распоряжение Правительства РФ от 23.10.2015 N 2145-р «О программе «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016 — 2025 годы».
Источник
МОДУЛЬ №4. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В КОНТЕКСТЕ РЕШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЗНАЧИМЫХ ЗАДАЧ (Разработка проекта государственно-частного партнерства в области образования).
специалист в области арт-терапии
Модуль. Государственно-частное партнерство в контексте решения общественно-значимых задач.
Задание .
Разработка проекта государственно-частного партнерства в области образования .
Футбольное поле (для МАОО ДОД ЦДТ «Радуга»).
Общая стоимость проекта
Субъект РФ, муниципалитет
Муниципальный район Бирский район Республики Башкортостан.
Полное описание проекта
Футбольное поле (для МАОО ДОД ЦДТ «Радуга»).
Общая площадь 2400 кв.м (60м/40м).
Технические характеристики футбольного поля:
Общая площадь 2400 кв.м (60м/40м).
1) снятие растительного слоя, укатка основания, вывоз мусора с территории, санирование.
2) изготовление ленточного фундамента шириной по периметру площадки, шириной 15см, высотой 45 см.
3) изготовление «подушки» основания:
1. Песок, толщина слоя 10 см
2. Крупный щебень фракции 40-80мм, слой 10 см
3. Щебень фракции 20-40 мм, слой 8 см
4. Щебень фракции 5-20 мм, слой 7 см
5. Щебень фракции 0-5 мм, слой 5 см
6. Доломитовая крошка, слой 5 см
1) Ограждение по всему периметру площадки в виде 4-метровых столбов, расстояние между которыми 4 м с боковых частей и 2 м за воротами. К столбам закрепляется сетка-рабица при помощи тросов и тяжей.
2) За воротами дополнительное ограждение высотой 8 м при помощи капроновой сетки.
3) Окраска всех столбов, изготовление входной калитки, въездных ворот.
4) Изготовление укрытия для запасных игроков в количестве 2 шт. с одной из боковых сторон.
III. Искусственный газон.
Газон марки Optigrass Plus 50 MF в рулонах размерами 40/4 м.
1. Монтаж и склейка в сухую и теплую погоду. Склеивание специальным двухкомпонентным клеем для искусственных газонов, наносимым на специальную шовную ленту. До монтажа разметочных линий предварительная склейка рулонов между собой.
2. Засыпка наполнителя. Засыпка газона кварцевым песком и резиновой крошкой при помощи специализированной техники. Определение количество песка и резины в соответствии с паспортными данными монтируемой марки газона.
14 Монтаж металогаллогеновых прожекторов мощностью 1000Вт, установленных на высоте 6 метров, по бокам каждой площадки симметрично с обоих сторон.
Рефлексия деятельности
1 Какие чувства и ощущения возникали у меня во время работы над заданием № 4?
При выполнении задания возникло чувство недоумения, ощущение непонимания, поскольку было сложно выбрать какие аспекты проекта требуется осветить при его разработке.
2. Каковы мои главные результаты сегодня? Благодаря чему мне удалось их достичь?
Благодаря ранее выполненному заданию по модулю№5 удалось быстро разработать проект «Футбольное поле». Этот проект возник с подачи руководителя республики Рустэма Хамитова, обещавшего 3 июля 2014 года помочь Бирску в решении вопроса о его создании (ОАО ИА «Башинформ» https://news.mail.ru/politics/18422282/ )
3. Какие трудности встретились во время выполнения задания, и как я их преодолевал (пытался преодолевать)?
Было сложно определиться с проектом, поскольку наравне с разработкой проекта «Футбольное поле», хотелось рассмотреть реализуемый в муниципалитете проект по «Созданию и нфраструктуры образования – единой локальной муниципальной сети » через ООО «РИК», что ближе к курируемому направлению в МКУ Управлении образования, однако никакой финансовой поддержки данный проект со стороны государства не ожидает.
4. Вопросы, возникшие в связи с выполняемым заданием.
Вопросы в связи с выполняемым заданием не возникли.
Источник
Проект государственно частного партнерства для своей образовательной организации
Современная рыночная система определяет взаимодействие субъектов рынка с представителями всех видов предпринимательства: от мелкого до крупного. Рыночные преобразования необходимы и в сфере образования. Реформа системы образования диктуется требованием времени, глобализацией экономики, внедрением информационных технологий и должна осуществляться, прежде всего, через партнерство государства и бизнеса. Для осуществления кооперации и сотрудничества возможно применение механизма государственно-частного партнерства.
Правительство Российской Федерации в Программе экономического развития на период до 2020 года определяет государственно-частное партнерство основной системой развития как экономики в целом, так и образования всех уровней в частности [1]. Поэтому разработка методики его внедрения в сферу образования – важное условие достижения целей экономического развития Российской Федерации. На сегодняшний день можно считать, что выполняется политика государства по повышению заинтересованности учреждений образования в качественном выполнении своих функций, а также созданию благоприятных условий для их самостоятельной работы.
Государственно-частное партнерство в сфере образования можно рассматривать как институт модернизации образования. Главные задачи обозначены новым федеральным законом, ФЗ-273 «Об образовании», вступившим в действие с 01.09.2013 года [2]. В нем определено создание правовых условий для обновления и развития системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики.
Следовательно, государственно-частное партнерство можно рассматривать как инструмент для решения таких задач современного образования, как получение образования детьми с различными образовательными потребностями; объединение и привлечение средств для улучшения качества обучающих программ; обеспечение условий для психофизиологической безопасности учащихся.
Объективно можно выделить ряд преимуществ государственно-частного партнерства.
Во-первых, возможность ускорения социально-экономического развития. Чаще всего элементами государственно-частных партнерств выступают социально весомые институты и инфраструктура, уменьшение временного интервала между выявлением необходимости создания нового объекта и реальным его воплощением становится реальным и значимым. В связи с этим государственно-частное партнерство может стать самым рациональным решением, позволяющим реализовать перспективные проекты «сегодня и сейчас» через привлечение частного капитала, как схемы финансового сотрудничества. Это дает дополнительное преимущество государственно-частному партнерству в виде сокращения воздействия на местный или региональный бюджеты через их более рациональное освоение.
Во-вторых, уменьшение расходования средств из государственного бюджета. Государственно-частное партнерство дает возможность привлечения капитала частных лиц к объектам социальной инфраструктуры, что дает возможность рационализации государственных инвестиций за счет грамотного распределения во времени финансового потока, который рассчитан на конкретный период действия соглашения.
В-третьих, реформирование государственного сектора. Внедрение государственно-частного партнерства даст возможность переориентирования на предоставление качественных услуг населению, что позволит решить многие региональные проблемы, реализовать программы развития муниципалитетов. Возможно вливание инновационных технологий и современных методов управления в государственные компании.
В-четвертых, увеличение реализованных проектов с высоким уровнем эффективности. Это возможно благодаря более качественному отбору предлагаемых проектов с учетом нужд населения и привлечения управленческого опыта частного партнера.
В-пятых, минимизация рисков и получение синергического эффекта. Синергический эффект взаимодействия государственных органов и частного сектора дает возможность переноса рисков проекта на каждого партнера, исходя из их возможности управления ими. То есть происходит перераспределение ответственности в рамках проекта на частного партнера в рамках всего цикла проекта.
В-шестых, повышение качества услуг. Государственно-частное партнерство через введение инновационных технологий и методов управления создает более высокие управленческие стандарты, что существенно влияет на качество оказываемых услуг населению.
В-седьмых, ослабление коррупционных действий и незаконной практики на всех этапах реализации проекта. Государственно-частное партнерство в рамках своей деятельности юридически закрепляет распределение прав и обязанностей сторон, что обеспечивает выполнение проектов в соответствии со сметой и графиком, исключая непрозрачность конкурсных процедур и антикоррупционных действий среди чиновников.
Для правильного применения инструмента, такого как ГЧП, важно понять механизм, то есть совокупность всех форм и моделей реализации в практике. В процессе эволюции и развития государственно-частного партнерства сложилось много схем по взаимодействию бизнеса и государства.
Работоспособная модель взаимоотношений бизнеса, органов власти и учебных заведений приведена на рисунке [3].
«Закольцованная система образования» включает в себя уровни административного, территориального комплексов образованной сферы. Региональный административный уровень формирует контрольные цифры потребности в специалистах и суммы ассигнований образовательной деятельности. Создание структуры образования включает в себя: систему дошкольных образовательных учреждений, систему профессиональных учебных заведений (колледж, вуз, научно-исследовательский институт повышения квалификации).
С учетом инновационного характера проводимых в Пермском крае преобразований можно рассмотреть конкретные решения вопросов построения непрерывного образования, многоканального финансирования, функционирования механизмов внутреннего предпринимательства с ориентацией на рынок, взаимодействие с работодателем. Представлена модель взаимосвязи структур «закольцованной системы образования» всех уровней обучения.
Успешное решение задач модернизации профессионального образования, их направленность на конечного потребителя свидетельствует о целесообразности реализации предлагаемой инновационной модели. «Закольцованная система образования» создает образовательную организацию нового типа во взаимодействии с администрацией Пермского края, рынком труда, работодателями, включая все ступени и формы непрерывного образования. Это важно на всех этапах формирования мирового образовательного пространства.
Модель взаимодействий бизнеса, органов власти и учебных заведений в «закольцованной системе образования»
Использование механизмов государственно-частного партнерства в образовании позволяет обеспечить:
● расширение рынка и усиление добросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг;
● апробирование новых для образовательных структур организационно-правовых форм альянса с бизнесом;
● выработку предложений по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы реформирования профессиональной школы;
● тиражирование передового опыта; отработку инструментов многоканального финансирования;
● развитие взаимодействия работодателей и вузов;
● совершенствование системы управления в сфере инновационной деятельности путем обработки содержания и методик администрирования, подготовки повышения квалификации управленческих специалистов.
Существует разнообразная вариативность механизмов партнерства. Это зависит от имущественных факторов, возможных рисков и распределения ответственности (таблица).
Рассматривая инструменты финансового обеспечения государственно-частного партнерства в сфере образовательных услуг, выделим следующие важные преимущества: во-первых, привлечение инвестиций частных лиц для финансовой поддержки обновления инфраструктуры учебных заведений снижает нагрузку с государственного бюджета, которому необходимо учесть расходы на выполнение запланированных проектов лишь в течение 2–3 лет. Во-вторых, образовательная сфера – это тот сегмент, в котором экономические выгоды могут напрямую исходить из социальной ответственности частного бизнеса.
Направления реализации механизмов ГЧП [5]
● проведение исследований и опытных разработок совместно с университетами, создание исследовательского центра;
● поддержка и реконструкция инфраструктуры вузов в целях совершенствования их материально-технической базы, проведение реставрации и ремонтно-восстановительных работ;
● строительство для вузов новых зданий и сооружений с заключением инвестиционных контрактов с органами государственной власти;
● совместная финансовая поддержка вузов государством и представителями частного сектора;
● поддержка преподавателей вузов и студентов со стороны представителей частного бизнеса (гранты, стипендии и т.д.);
● кредиты на образование, кредитование на льготных условиях;
● участие представителей частного сектора в создании учебно-методического обеспечения, в организации образовательного процесса, руководстве учебными подразделениями;
● проведение семинаров и конференций;
● организация на производстве компании-партнера практики для студентов вузов
● учреждение благотворительных фондов (в виде некоммерческих организаций) представителями частного бизнеса;
● создание (в форме юридических лиц) при участии университетов и представителей частного бизнеса исследовательских центров;
● открытие субъектами частного сектора, в качестве учредителей, бизнес-школ;
● учреждение корпоративных университетов в форме некоммерческих партнерств с участием государственного университета и субъектов частного сектора.
Форма общественного взаимодействия
формирование попечительских советов для вузов, в которых участвуют представители субъектов частного сектора
Бизнес сегодня призван и активно способствует развитию социальных инвестиций в области образования. В наше время основным содержанием социальной ответственности компаний является взаимодействие их с образовательными учреждениями, их структурными подразделениями, учебными и научными коллективами, расширение присутствия компаний как в самом образовательном процессе, так и в управляющих органах. Если раньше частный сектор ограничивался лишь благотворительной помощью, спонсорством или просто пожертвованиями, то сегодня он ориентирован на активное участие в жизни учебного заведения, его развитие, совершенствование материальной базы, в том числе и в рамках государственно-частного партнерства. Характерным признаком последнего времени является создание корпоративных университетов, как в самих компаниях, так и в рамках высшего учебного заведения [4]. Таким образом, можно сказать, что механизмы государственно-частного партнерства в обозримом будущем могут стать одними из основных направлений финансирования развития инфраструктуры и кампусов высших учебных заведений.
Рецензенты:
Светлакова Н.А., д.э.н., профессор кафедры организации производства и предпринимательства в АПК, Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь;
Прудский В.Г., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой менеджмента, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь.
Источник