Прочие иностранные инвестиций что это такое

Методологический комментарий к международной инвестиционной позиции Российской Федерации

Концептуальной и методологической основой является шестое издание Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции Международного валютного фонда (РПБ6).

Общие понятия статистики международной инвестиционной позиции

Международная инвестиционная позиция (МИП) представляет собой статистический отчет, отражающий на определенный момент времени стоимость финансовых требований резидентов к нерезидентам, а также золота в слитках, служащего резервным активом, и обязательств резидентов перед нерезидентами.

В МИП отражаются остатки активов и обязательств на отчетную дату, а также изменения за период, которые произошли в результате операций, стоимостных изменений (переоценки) и прочих изменений.

Изменения в результате операций показывают чистые изменения иностранных активов/обязательств, которые произошли в результате финансовых операций между резидентами и нерезидентами с этими активами/обязательствами. Эти операции отражаются в финансовом счете платежного баланса.

Изменения в результате переоценки и прочие изменения отражают изменения, не связанные с финансовыми операциями между резидентами и нерезидентами. В составе изменений в результате переоценки учитываются чистые изменения в объеме активов/обязательств в результате изменения валютных курсов и уровня цен на финансовые инструменты. В прочие изменения включаются все остальные изменения в объеме активов/обязательств. К ним относятся: изменения в результате списания активов или обязательств; переклассификация (перераспределение) между институциональными секторами или функциональными категориями; изменения, вызванные сменой резидентной принадлежности институциональной единицы.

Разница между внешними финансовыми активами и обязательствами представляет собой чистую инвестиционную позицию, которая может быть положительной — страна является чистым кредитором по отношению к остальному миру — или отрицательной — страна является чистым заемщиком.

Структура и характеристика международной инвестиционной позиции Российской Федерации

Данные МИП Российской Федерации распространяются (публикуются) в нескольких презентациях, имеющих различные группировки данных и степень их детализации.

Основные агрегаты. Презентация представляет собой набор главных компонентов международной инвестиционной позиции.

Стандартные компоненты. Перечень компонентов для данной презентации определен Международным Валютным Фондом (МВФ) и является стандартным для всех стран при передаче данных в МВФ в соответствии со Специальным стандартом распространения данных (ССРД). Он является наиболее подробным и включает собственно стандартные компоненты и дополнительные статьи. Стандартные компоненты представляют собой неотъемлемые компоненты системы, учитываемые при расчете результирующих показателей.

Дополнительные статьи — компоненты, которые составляются в зависимости от конкретных экономических условий. В презентации стандартных компонентов дополнительные статьи выделяются курсивом.

Финансовые активы и обязательства в стандартном представлении МИП классифицируются следующим образом:

— по функциональным категориям — прямые инвестиции, портфельные инвестиции, производные финансовые инструменты, прочие инвестиции, международные резервы (резервные активы);

— по финансовым инструментам — инструменты участия в капитале и паи инвестиционных фондов, долговые ценные бумаги, опционы, контракты форвардного типа, прочие финансовые активы и обязательства;

— по институциональным секторам и подсекторам — центральный банк; банки; органы государственного управления; прочие секторы, в состав которых включаются другие финансовые организации (кроме банков), нефинансовые организации, домашние хозяйства и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

— по срокам погашения (в случае долговых инструментов): долгосрочные (с первоначальным сроком погашения свыше одного года) и краткосрочные (с первоначальным сроком погашения один год и менее или выплачиваемые по требованию).

Дополнительно разрабатываются основные агрегаты МИП в распределении на позиции в национальной валюте и в иностранной валюте, а также валютная структура внешних долговых требований и внешних долговых обязательств, которая включает классификацию по секторам, срокам и видам валют (российский рубль, доллар США и евро). Кроме того, разрабатывается МИП в разрезе финансовых инструментов и институциональных секторов с выделением сектора нефинансовых организаций.

Функциональные категории и финансовые инструменты

Иностранные инвестиции классифицируются в МИП на активы и обязательства, распределяемые в соответствии с экономической моделью поведения инвесторов по функциональным категориям (на прямые, портфельные и прочие инвестиции, производные финансовые инструменты, резервные активы), которые, в свою очередь, детализируются по видам финансовых инструментов, охватывающих полный перечень финансовых взаимоотношений с нерезидентами.

Прямые инвестиции

Прямые инвестиции — это категория иностранных инвестиций, которые осуществляются институциональной единицей-резидентом одной страны с целью осуществления контроля или приобретения устойчивого влияния на управление предприятием, расположенным в другой стране.

Непосредственные отношения прямого инвестирования возникают, когда прямой инвестор напрямую владеет инструментами участия в капитале, обеспечивающих ему 10 и более процентов голосов в управлении предприятием прямого инвестирования.

Прямые инвестиции учитываются в форме участия в капитале (котируемые и некотируемые акции, доли, паи, недвижимость), реинвестирования доходов и долговых инструментов (ценные бумаги, ссуды и займы), исключая операции с долговыми инструментами между финансовыми посредниками, связанными отношениями прямого инвестирования.

К прямым инвестициям относятся операции по приобретению предприятием прямого инвестирования долевых и долговых инструментов своего прямого инвестора (обратное инвестирование) и операции между сестринскими предприятиями. К сестринским относятся те предприятия, которые находятся под контролем или влиянием одного и того же непосредственного или косвенного инвестора, но не имеют никакого контроля или влияния друг на друга.

Портфельные инвестиции

Портфельные инвестиции — категория иностранных инвестиций в обращающиеся долговые ценные бумаги и ценные бумаги, обеспечивающие участие в капитале, кроме тех, которые включены в прямые инвестиции и резервные активы.

Производные финансовые инструменты

Производные финансовые инструменты — финансовые инструменты, которые привязаны к другим специфическим инструментам, показателям или биржевым товарам и с помощью которых на финансовых рынках могут перепродаваться финансовые риски независимо от базового инструмента. Выделяются две категории производных финансовых инструментов: опционы и контракты форвардного типа.

Прочие инвестиции

Прочие инвестиции представляют собой остаточную категорию финансовых инструментов, которые не включены в категории прямых и портфельных инвестиций, производных финансовых инструментов и резервных активов. В их составе выделяются: прочее участие в капитале, наличная валюта и депозиты, ссуды и займы, страховые и пенсионные программы, программы стандартных гарантий, торговые кредиты и авансы, специальные права заимствования (СДР) в части обязательств, прочая дебиторская/кредиторская задолженность (включая задолженность по объявленным, но не выплаченным дивидендам по акциям российских предприятий, принадлежащим иностранным портфельным инвесторам).

Резервные активы

Резервные активы представляют собой высоколиквидные иностранные активы, которые находятся в распоряжении Банка России и Правительства Российской Федерации и контролируются ими в целях удовлетворения потребностей в финансировании платежного баланса, проведения интервенций на валютных рынках для оказания воздействия на валютный курс и в других соответствующих целях. Резервные активы включают: монетарное золото, СДР, резервную позицию в МВФ и прочие резервные активы (наличная валюта и депозиты, ценные бумаги, прочие требования).

Институциональные секторы

Институциональные секторы и подсекторы в международной инвестиционной позиции соотносятся с сектором (подсектором) резидентов, а не с сектором контрагентов, то есть в случае активов это сектор (подсектор) российского инвестора или кредитора и в случае обязательств — сектор (подсектор) российского эмитента или заемщика.

Центральный банк представлен Центральным банком Российской Федерации.

Банки — кредитные организации (кроме небанковских кредитных организаций) и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» без учета его деятельности в качестве агента Правительства Российской Федерации.

Органы государственного управления — органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные органы управления.

Читайте также:  Gas price ethereum что это

Прочие секторы — аналитическая группировка, включающая другие финансовые организации (кроме банков), нефинансовые организации, домашние хозяйства и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКОДХ):

— другие финансовые организации — небанковские кредитные организации и иные организации, для которых основной вид деятельности — предоставление финансовых услуг;

— нефинансовые организации — предприятия, основной деятельностью которых является производство товаров или нефинансовых услуг. К нефинансовым организациям относятся юридические лица, а также квазикорпорации — организации, действующие без образования юридического лица (отделения и представительства организаций-нерезидентов, условные единицы-резиденты, владеющие недвижимостью);

— домашние хозяйства — институциональные единицы, состоящие из одного физического лица или группы физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей;

— некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКОДХ) — институциональные единицы, являющиеся нерыночными производителями, созданные для оказания социальных услуг домашним хозяйствам. К ним относятся благотворительные общества, профсоюзы, профессиональные и научные общества, религиозные учреждения и т.п.

Источник

Прочие инвестиции

Прочие инвестиции это остаточная категория, которая не попадает под определение прямых и портфельных инвестиций. Из прочих инвестиций выделяются:

• торговые кредиты (сюда относится предварительная оп­лата за импорт или экспорт и предоставление кредитов для им­порта или экспорта);

• прочие кредиты (включают различные кредиты, кроме торговых, полученные .не от прямых инвесторов); в их числе выделяются кредиты, полученные от международных финансо­вых организаций: Мирового банка, Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития и т.п.;

• банковские вклады (к ним относятся собственные счета зарубежных юридических лиц в российских банках (инвестиции в Россию из-за рубежа) и российских юридических лиц в зару­бежных банках (инвестиции из России за рубеж);

• прочее (в эту остаточную категорию входят все неотра­женные выше финансовые активы и пассивы, например, деби­торские и кредиторские задолженности, относящиеся к про­сроченным процентным платежам, просроченным ссудным платежам, невыплаченной заработной плате, неуплаченным налогам).

Доля прочих иностранных инвестиций в общем объеме привлеченных инвестиций в российскую экономику в 1998 г. составляет 76,5% и в последние годы имеет тенденцию к росту. Если учитывать, что к категории прочих иностранных инвес­тиций относятся торговые кредиты и банковские вклады, то они представляют собой короткие, или «горячие», деньги, ко­торые быстро изымаются из экономики страны Это негатив­ным образом отражается на стабильности развития народного хозяйства России. Например, в декабре 1997 г., в ходе финан­сового кризиса в Юго-Восточной Азии значительная часть ино­странных инвесторов в спешном порядке выводила из России свои капиталы, что дестабилизировало денежно-кредитную сферу страны и в итоге экономику в целом. Таким образом, структуру иностранных инвестиций в российскую экономику можно охарактеризовать как не вполне благоприятную.

Более подробно тенденции изменения в структурном соста­ве привлекаемых Россией иностранных инвестиций раскрыва­ются в диаграмме «Динамика изменения структуры привлекае­мых иностранных инвестиций в Российскую Федерацию в 1994—1997 гг.» (см. рис. 8.2).

* Бюллетень иностранной коммерческой информации. — 1998. — № 45. — С. 2.

Темпы прироста объемов привлекаемых Россией иностран­ных инвестиций достигают внушительных значений. Так, в 1995 г. темп прироста составил 28,4%, в 1996—1997 гг. — свыше 50%, а за первую половину 1998 г. — 30%. Однако общая вели­чина привлеченных Российской Федерацией иностранных ка­питалов в 1998 г. составила всего 34 млрд долл. СЩА. Для на­шей страны это, несомненно, недостаточно.

Согласно оценкам Министерства экономики РФ, разрыв между совокупными потребностями в инвестициях для прове­дения структурной перестройки на период до 2010 г. (800—900 млрд долл. США) и внутренними возможностями страны при их максимальном использовании (400—600 млрд долл. США) составляет 300—400 млрд долл. США. Одним из важ­ных источников покрытия этого дефицита может служить ры­нок международных капиталов, где совокупные объемы миро­вого экспорта капитала на современном этапе составляют при­мерно 600 млрд долл. США в год. Более подробно о структуре участников мирового рынка капиталов в 1996—1997 гг. в табл. 8.2.

Потоки прямых инвестиций по ряду стран ОЭСР, в млрд долл. США

Источник: Экономика и жизнь. — 1998. — № 41. — С. 5.

Данные таблицы показывают, что совокупный объем экспорта капитала разделяется на два крупных встречных потока — от стран ОЭСР (среди которых выделяются безусловные лидеры — США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Голлан­дия — около 75% всего экспорта капитала из стран ОЭСР) и остального мира. При этом экспорт капитала стран ОЭСР, как правило, превышает экспорт капитала остальных стран мира. Так, в 1997 г. страны ОЭСР экспортировали иностранных ин­вестиций на 382 млрд долл. США, а экспорт капитала стран остального мира в страны ОЭСР составил 258 млрд долл. США, т.е. на 124 млрд долл. США меньше. По сути сальдо превышения экспорта капитала стран ОЭСР составило в ос­новном инвестиции в развивающиеся страны и государства с переходной экономикой, из них 10,5 млрд долл. США было экспортировано в 1997 г. в Россию.

На этом фоне размеры ежегодных иностранных инвестиций в российскую экономику составляют очень скромные размеры — менее 10 млрд долл. США. А если сравнивать объемы поступив­ших в страну иностранных капиталов по показателю на душу населения, то масштабы привлечения инвестиций в Россию становятся совсем незначительными. На начало 1998 г. накоп­ленные прямые иностранные инвестиции в нашу страну соста­вили около 10 млрд долл. США, или 70 долл. США на душу населения (для сравнения, в Польше — 140 долл. США на ду­шу населения, в Венгрии — 300 долл. США на душу населе­ния). Все прямые иностранные инвестиции сделаны в России из стран ОЭСР.

Выход России на мировой рынок капиталов и расширение своего участия в нем подразумевают организацию правового и экономического механизмов сведения основных экспортеров капитала и российских импортеров капитала, освоения важ­нейших финансовых рынков. Схематично механизм поступле­ния иностранных инвестиций в Россию показан на рис. 8.3.

Схема наглядно демонстрирует разнообразие и сложность возникающих взаимоотношений партнеров при организации «цепочек» поступления иностранных инвестиций от поставщи­ков капитала до конечных его импортеров. Основным источни­ком инвестиций, как правило, служат накопления физических и юридических лиц (индивидуальные инвесторы) страны — экспортера капитала, которые могут их предоставлять напря­мую, что бывает крайне редко; через национальных и ино­странных финансовых посредников (институциональные инве­сторы) — наиболее распространенный способ; либо непосредственно через мировой финансовый рынок. Финансовые ин­ституты — экспортеры капитала могут участвовать в работе ми­ровых финансовых рынков как на стороне спроса, так и на стороне предложения.

Рассматривая поступление иностранных инвестиций в Рос­сию, необходимо помнить, что они поступают либо через рос­сийских финансовых посредников, либо через национальный финансовый рынок как составной мирового, либо путем выхо­да российских заемщиков напрямую на мировые денежные рынки и рынки капиталов. Нужно отметить и тот факт, что российские институциональные инвесторы могут участвовать не только как заемщики, но и как кредиторы, хотя и в гораздо меньших объемах, и в основном на денежном рынке. Важней­шую роль в привлечении и распределении иностранных инве­стиций в российскую экономику играет государство в лице Правительства РФ.

Мировой рынок предлагает большое количество коммерче­ских источников и инструментов финансирования инвестици­онных проектов, которые потенциально открыты для всех за­емщиков, в том числе и из России.

Коммерческие банки всегда были одним из самых популяр­ных и наиболее крупных источником проектного финансиро­вания — финансирования под проект. Однако в настоящее время через инструменты рынка капитала — акции и облига­ции — мобилизуется около 2/3 международных инвестицион­ных ресурсов. Инвестиционные ресурсы, поступающие в Рос­сию, формируются главным образом за счет комбинации бан­ковских ссуд, займов и совместного финансирования. Это объ­ясняется слабой развитостью российского фондового рынка и его удаленностью от мировых потоков капитала.

Читайте также:  Pny tesla v100 майнинг калькулятор

Тем не менее Правительству РФ удалось разместить на ми­ровом валютном рынке (рынке евровалют) с декабря 1996 г. по апрель 1998 г. свои облигационные займы на сумму более 7,5 млрд долл. США (в пересчете по курсу евровалют к доллару США), в том числе в 1998 г. — 1,11 млрд долл. США, из кото­рых 700 млн долл. США в немецких марках на 7 лет под 9,375% годовых и 410 млн долл. США в итальянских лирах на 5 лет под 9% годовых. Сумма плановых платежей России по всем ранее выпущенным евробондам в 1998 г. составляет 2,13 млрд долл. США.

Статистические данные табл. 8.3 отражают расстановку стратегических интересов основных стран-инвесторов в рос­сийскую экономику, которые в какой-то степени обоснованы стратегией присутствия этих стран на рынке мировых капиталов.

США занимают ведущие позиции в мировой экономиче­ской системе и в значительной мере определяют распределение инвестиционных ресурсов в мире (см. также данные табл. 8.2) как через прямой экспорт капитала, так и косвенным путем — через вложения контролируемых американским капиталом ТНК, расположенных в Западной Европе, Канаде и других странах. Определяющим фактором для американских компаний при принятии решения о зарубежном инвестировании является норма прибыли, которая на американские инвестиции примерно в два раза выше, чем средний показатель в мире. В отрасле­вом разрезе — более половины вывозимых из США прямых иностранных инвестиций направляются в сферу услуг, в орга­низационном — создание предприятий со 100%-м участием американского капитала в уставном фонде компании.

Структура иностранных инвестиций, привлеченных Российской Федерацией по основным странам-инвесторам, по состоянию на 1 января 1998 г.

Источник: Бюллетень иностранной коммерческой информации. № 45. — С. 2 — 3.

Американские инвесторы не являются самыми крупными по объему вложений в иностранные акции и облигации. На этом рынке среди институциональных инвесторов доминируют компании Великобритании. Но США являются лидером в мо­билизации капитала для местных и иностранных компаний че­рез систему депозитных свидетельств. Использование таких свидетельств фактически снимает для американских инвесторов значительную часть рисков вложений в иностранные ценные бумаги при условии их сертификации американской Комиссией по ценным бумагам и биржам. Эта комиссия уже приняла ре­шение, позволяющее конвертировать акции российских пред­приятий в американские сертификаты. Предпринимаются и другие шаги в направлении расширения операций с ценными бумагами российских компаний.

На протяжении последних 10—15 лег происходило повыше­ние роли Западной Европы в общей сумме инвестиций в мире.

Основными центрами, из которых поступают почти 100% портфельных инвестиций из Западной Европы, являются Лон­дон, Цюрих и Кипр. Через Лондон осуществляются междуна­родные операции ряда крупных американских, немецких и гол­ландских банков. Например, крупнейшие немецкие портфель­ные инвесторы приняли принципиальное решение об освоении российского фондового рынка через Лондон. Из Лондона так­же поступают средства для крупнейших из работающих в Рос­сии венчурных фондов. Цюрих является центром портфельных инвестиций Швейцарских компаний, американских и австрий­ских инвестиционных фондов. Через оффшоры на Кипре дей­ствует ряд крупнейших американских пенсионных и инвести­ционных фондов, которым запрещено работать на рынке раз­вивающихся стран, а также компании, зарегистрированные в других странах нашими соотечественниками. Развитие еврова­лютного рынка превратило Западную Европу в крупнейший центр международного кредитования, на который приходится около половины всего объема международных кредитов.

В последнее десятилетие в Европе так же, как и в США, наметилась тенденция опережающего роста международного кредитования в форме облигационных займов, а не в форме банковского кредита. Однако выход отдельных российских хо­зяйственных субъектов на международный рынок ссудного ка­питала затруднен, причем не столько из-за политического рис­ка, сколько из-за отсутствия доверия к их финансовому поло­жению.

Среди западных инвесторов, осуществляющих свои инве­стиции в Россию, преобладают немецкие, австрийские, фин­ские и итальянские компании, которые в большинстве случаев создают совместные предприятия. Европейские компании при­держиваются практики формирования небольшого уставного капитала совместных предприятий и увеличения своей доли в уставном фонде совместного предприятия за счет предоставления кредитных ресурсов и гарантированного сбыта продукции на западных рынках.

Специфика европейских компаний — повышенный инте­рес, по сравнению с американскими и японскими инвестора­ми, к предприятиям обрабатывающей промышленности. Гер­манские фирмы активно вкладывают капитал в машинострое­ние, химическое и фармацевтическое производство, финские — в лесозаготовку и деревообработку, итальянские инвесторы — в отрасли легкой промышленности.

Японцы не слишком заинтересованы в инвестировании российских предприятий, хотя их довольно сильно интересуют возможности внутреннего российского рынка и приграничные территории. Отраслевая структура японских капиталовложений за рубеж в 1990—1997 гг. оставалась достаточно стабильной. Основные приоритеты японских инвесторов — электронная и химическая промышленность, автомобилестроение. Россия за­нимает 13-е место в списке стран, в которые вкладываются средства Японии. Общий объем задолженности Российской Федерации Японии — 1,1 млрд долл. США.

По данным японских деловых кругов, в 1996—1997 гг. япон­ские инвестиции в российскую экономику составили более 20 млн долл. США. Были реализованы контракты на 700 млн долл. США, По схеме «газ — трубы» выделено 0,2 млн долл. США для ре­конструкции радиорелейной линии Москва — Хабаровск и 400 млн долл. США для закупок в Японии оборудования для трех российских предприятий, в том числе 50 млн долл. США — пе­тербургскому предприятию «Импульс», 200 млн долл. США — Ярославскому нефтеперерабатывающему предприятию, 150 млн долл. США — КАМАЗу.

Активно начинают инвестировать за рубеж и конкурировать с традиционными экспортерами капитала «азиатские драконы» — Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг. Если компании Европы и Америки не выделяют определенные регионы в мире для инвестирования, то интересы инвесторов этих стран имеют чисто выраженный географический характер. Так, в России их взоры направлены исключительно на Дальний Восток.

Структура иностранных инвестиций в Российской Федера­ции по основным странам-инвесторам по своему характеру яв­ляется динамичной: страны, занимавшие лидирующие позиции, с течением времени оттесняются на второстепенные роли, и наоборот, страны, имевшие наименьшую долю в иностранных инвестициях в российскую экономику, становятся лидерами. Например, до недавнего времени инвестиции от немецких партнеров в экономику СССР, а затем и России являлись ос­новными, в то время как поток инвестиций из США в СССР и в Российскую Федерацию в первые годы экономических ре­форм был незначительным. В настоящее время ситуация изме­нилась с точностью до наоборот (см. диаграмму на рис. 8.4).

* Экономика и жизнь. — 1998. — № 3. — С. 1.

Однако Германия продолжает оставаться крупнейшим кре­дитором и торговым партнером России в мире, и прежде всего из-за накопленных инвестиций из этой страны, доставшихся от СССР. Совокупная задолженность составляет 131 млрд нем. марок (приблизительно 73,4 млрд долл. США, или около 53% общей задолженности России с учетом долгов СССР), около 90% из которых выдано под государственные гарантии по ли­нии немецкого ВТО «Гермес».

Задолженность России федеральному правительству Герма­нии составляет 74,2 млрд нем. марок, в том числе:

Читайте также:  Метод связанных инвестиций для определения коэффициента капитализации

50,8 млрд нем. марок — неосуществленные экспортные контракты СССР — ФРГ;

14,7 млрд нем. марок — задолженность собственно России;

8,7 млрд нем. марок — несвязанные немецкие кредиты.

Требования немецких коммерческих банков к России, по дан­ным Бундесбанка, достигают 52,1 млрд нем. марок. 4,7 млрд нем. марок выделили России ведущие немецкие предприятия и компании.

Как правило, страны, инвестирующие свои капиталы в Рос­сийскую Федерацию, являются членами Парижского клуба, ко­торый представляет собой неформальную организацию промышленно развитых стран, где обсуждаются проблемы урегу­лирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран-заемщиков. Во избежание одностороннего моратория (отсрочки платежа) страны-кредиторы, члены Парижского клу­ба, ведут переговоры с должниками «лицом к лицу» об услови­ях пересмотра внешних займов. Начало деятельности клуба от­носится к 1956 г., когда кредиторы Аргентины были приглаше­ны в Париж на переговоры с должниками.

Периодические заседания Парижского клуба в 70-х гг. сме­нились активной работой в 80—90-х гг. в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся стран, а затем стран Восточной Европы и России. Вопросы, выносимые на рассмотрение заседаний клуба, решаются, ско­рее, с политической точки зрения. Россия в 1997 г. была при­нята в Парижский клуб, что должно повысить доверие к ней при выделении международных кредитов.

Основными иностранными инвесторами, осуществляющими косвенные инвестиции, т.е. финансирующими российскую экономику посредством Правительства РФ, являются следую­щие финансовые институты:

§ Международный валютный фонд (МВФ);

§ Всемирный банк (The World Bank);

§ Международная финансовая корпорация (МФК);

§ Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР);

§ правительства зарубежных стран — членов Парижского клуба;

§ зарубежные коммерческие банки — члены Лондонского клуба;

§ специализированные финансово-кредитные организации, среди которых:

— «Российско-американский фонд предпринимательства»;

— « КС Ферст Бостон — Россия » (CS First Boston — Russia);

— «Пионер Инвестмент» (Pioneer Investment);

— «Брансвик Инвестмент» (Brunswick Investment);

— «Фонд крупных российских предприятий»;

— «Фрэмлинггон Русский Инвестиционный фонд»;

— «Российско-Американский Инвестиционный банк» (РАИБ);

— «Флеминг Российская Инвестиционная Корпорация» (ФРИК).

Зарубежные банки-кредиторы на основе коммерческого ин­тереса объединились в Лондонский клуб, который представляет собой международное объединение частных коммерческих бан­ков. Он был сформирован в конце 70-х гг. для решения про­блем, возникших из-за неспособности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать свою внешнюю задолженность. В отличие от Парижского, Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой госгарантий или страхования.

Основные методы решения долговых проблем: реструктури­зация задолженности, отсрочка погашения, предоставление во­зобновляемых кредитов. Первое заседание клуба состоялось в 1976 г. в связи с проблемами Заира. Всего в 1981—1983 гг. за­ключено 14 соглашений на 10 млрд долл. США, в последующие два года, после разразившегося мирового долгового кризиса 1982 г., — 47 соглашений на 130 млрд долл. США.

В клуб сегодня входит около 600 коммерческих банков промышленно развитых стран мира ( Deutsche Bank AG , Dresdner Bank , Commerzbank AG , Banka Commerciale Italiana , Bank of America , Midland Bank , Bank of Tokyo — Mitsubishi , Industrial Bank of Japan , Credit Lyonnais , Creditanstalt — Bankverein и др.). В числе кредиторов, связанных с Внешэкономбанком РФ, — 430 банков во главе с Банковским консультативным комитетом, который вырабатывает общие принципы по урегулированию задолжен­ности Внешэкономбанка РФ перед коммерческими банками — кредиторами СССР.

Сумма основного долга Внешэкономбанка РФ (бывшего СССР) банкам Лондонского клуба составляет 24 млрд долл. США, процентные платежи — 8,3 млрд долл. США*. По дого­воренности с Лондонским клубом от октября 1997 г., сумма российского долга оформляется следующим образом: основной долг переводится в ценные бездокументарные бумаги, а про­центы — в бумажные процентные облигации. Погашение долгов будет осуществляться в течение 25 лет с семилетним льгот­ным периодом, во время которого выплачиваются только про­центы по ставке LIBOR +13/16.

* Маковская Е. Искусство вылезать из петли / Эксперт. — 1997. — № 39. — С. 13.

Значительная доля иностранных инвестиций, привлеченных именно Российской Федерацией, приходится на международные валютные и кредитно-финансовые организации: МВФ, Всемир­ный банк, ЕБРР. По состоянию на 1 января 1998 г. на них прихо­дится около 60% общего объема иностранных инвестиций, при­влеченных в российскую экономику за годы реформ.

Доля инвестиций в Россию в портфеле Всемирного банка на начало 1998 г. составляет 9,9 млрд долл. США, из которых 5,4 млрд долл. США уже освоены. Приоритеты сотрудничества Всемирного банка и России постепенно сдвигаются от бюджетозамещающих займов к инвестиционному кредитованию (см. диаграмму на рис. 8.5).

* Галиев А., Максимов В. Всемирный банк кредитует инвестиции и регионы / Эксперт. — 1999. — № 19. — С. 24.

В стратегии инвестирования Всемирного банка в Россию региональный подход будет доминировать над отраслевым. Центр тяжести по принятию решений Всемирного банка отно­сительно кредитования российских реформ все больше перемещается в глубь России, т.е. приоритетным направлением станет оказание содействия экономическим и социальным ре­формам на региональном уровне.

По последним данным, объем вложений ЕБРР в нашу страну составил 2,5 млрд ЭКЮ. Участие в акционерном капитале россий­ских компаний оценивается по совокупности в 7 млрд ЭКЮ. Рос­сийская доля в общем портфеле ЕБРР составляет порядка 25%.

За период 1992—1997 гг. МВФ предоставил России несколь­ко видов кредитов, причем год от года их размеры увеличива­лись. По состоянию на начало 1998 г. за Россией числится за­долженность на сумму 13,7 млрд долл. США, которая склады­вается из остатков ссудной задолженности по резервному кре­диту 1992 г.; кредита системной трансформации 1993—1994 гг.; резервного кредита 1995—1996 гг., или 43,7% общей суммы за­долженности; расширенного кредитования в 1996—1997 гг., что составляет 33,5% суммы задолженности МВФ.

Таким образом, в последнее время кредиты МВФ выступа­ют для России наиболее доступными и часто используемыми денежными средствами в чрезвычайных экономических ситуа­циях. Кредиты, предоставляемые Российской Федерации ЕБРР и Всемирным банком, предназначены для долгосрочных вло­жений, связанных с перестройкой и обновлением инфраструк­туры народного хозяйства страны, поддержанием и развитием важнейших для рыночной экономики отраслей.

Что касается инвестиций, сделанных специализированными финансово-кредитными организациями в Россию, то они яв­ляются узкоспециализированными, достигают незначительных объемов и направлены в основном на создание и поддержание информационной рыночной инфраструктуры в отдельных об­ластях экономики.

Международные экономические отношения (в широком смысле этого понятия) .
Именно эти отношения в сфере МЭО регулируются международным экономическим правом

Международные экономические отношения находят свое практическое выражение в
международной торговле, валютно-финансовых, инвестиционных и других

Литература: Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М., 1997;
Богуславский М.М. Международное экономическое право. .

Международное публичное право рассматривается как самостоятельная правовая .
являются международные гражданские отношения, которые включают

Важную роль в регламентации экономических отношений играют международные
организации, как универсальные (учреждения ООН), так и региональные

Международное экономическое право принято характеризовать как совокупность
принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и иными

Международные экономические отношения представляют собой в настоящее время
обширный комплекс торговых, производственных, научно-технических, .
bibliotekar.ru/biznes-35/46.htm

РАЗДЕЛ V. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ . 14.5.
Международное экономическое сотрудничество в современных условиях .
bibliotekar.ru/biznes-36/50.htm

Международное публичное право рассматривается как самостоятельная правовая .
являются международные гражданские отношения, которые включают

. валютно-кредитные и финансовые организации располагают большими полномочиями
и ресурсами и призваны регулировать международные экономические отношения. .

Источник

Оцените статью