Основные проблемы при создании предприятия
1.3 Основные проблемы при создании предприятия
В настоящее время многие граждане, пытающиеся зарегистрировать субъект предпринимательской деятельности — юридическое лицо, сталкиваются с проблемами, которые ставят их в тупик, и зачастую, напрочь отбивают желание легально заниматься предпринимательством. Характерно, что государственные органы, с которыми приходится иметь дело в процессе создания субъекта предпринимательской деятельности, не только не помогают разрешить эти проблемы, но, как правило, сами их создают.
Обычно у людей недостаточно времени вникать во все юридические тонкости, и они ограничиваются беглым просмотрам основных нормативных актов, регламентирующих процесс регистрации предприятия (закон Украины «О предприятиях в Украине», «О предпринимательстве», «О собственности», «О хозяйственных обществах»). Вследствие этого многие важные нюансы, не попавшие в поле зрения будущего предпринимателя, выплывают уже на тех стадиях регистрации, когда изменить что — либо уже невозможно или для этого необходимы большие финансовые затраты. [19]
Непосредственно могут возникнуть проблемы с выбором организационно-правовой формы предприятия, что впоследствии влияет не только на само управление данным предприятием, но и на регистрацию. Так при выборе такой организационно-правовой формы, как Открытое акционерного общества (ОАО), устанавливается минимум 7-8 месяцев. Ускорение невозможно, поскольку закон предусматривает 6-месячный срок подписки на акции после публикации в прессе информации о намерении создать ОАО.
Сам процесс регистрации предприятий очень сложный, поскольку процесс подготовки документов для регистрации и процесс регистрации предприятия достаточно жестко регламентированы.
Иногда начинающие предприниматели, чтобы избежать издержек по регистрации предприятия и затрат по внесению средств в уставный фонд, приобретают уже готовые, ранее действовавшие предприятия. При этом учредители могут не учесть, что к новым собственникам могут перейти различного рода долги и другие обязательства, выполнение которых в дальнейшем окажется невозможным.
Еще до начальной стадии регистрации предприятия учредители могут столкнуться, с очень существенной проблемой. В конце января 2002 г. частные нотариусы и государственные нотариальные конторы получили телефонограмму из Министерства юстиции, которой предписывалось значительно увеличить размер госпошлины при удостоверении учредительных договоров. Согласно информации, распространенной Минюстом, и подкрепленной письмом ГНАУ №10808/5/170561 от 26.12.02 г. при удостоверении учредительных договоров в обязательном порядке должна взиматься госпошлина в размере 1 % уставного фонда. Поскольку в налоговой администрации решили, что учредительные договоры — не что иное, как договоры подлежащие оценке.
На сегодняшний день практика показывает, что мнения нотариусов не всегда совпадают, и некоторые из них все же не взимают 1 % уставного фонда при заключении учредительного Договора, т.к. отнесение учредительных договоров к категории подлежащей оценки выглядит спорно. Нигде не отражено, распространяется ли это нововведение на изменения, вносимые в учредительный Договор, в которых вообще речь не ведется об уставном фонде. Ведь изменения в учредительный Договор происходят весьма часто, и каждый раз платить 1 % для предприятий, уставный фонд которых исчисляется миллионами гривен, по меньшей мере, накладно.
Часто при составлении учредительных документов не учитываются различные немаловажные нюансы. Так, например, статьей 9 Закона Украины «О предприятиях в Украине» определено, что в наименовании предприятия указывается его название (завод, фабрика, мастерская и др.) и вид (частное, коллективное, государственное и т.п.), что, как правило, при составлении документов не учитывается. [5] Также при составлении учредительных документов применяют стандартные типовые их формы. Очень важно как можно тщательно отображать взаимоотношение между учредителями именно в учредительном Договоре, поскольку в дальнейшей деятельности часто возникают проблемы, для решения которых учредители вынуждены обращаться в суд. Как правило, при составлении учредительного Договора упускают и то обстоятельство, что в нем необходимо отображать не только размер уставного Фонда, но и порядок, размеры и формы вкладов каждого из учредителей.
Также органы государственной регистрации могут требовать от субъекта предпринимательской деятельности дополнительные документы, например, обязательные нотариально заверенные протоколы собрания учредителей (если предоставление таковых обязательно), что не чем не предусмотрено. Также органы государственной регистрации в качестве подтверждения права собственности требуют помимо договоров аренды еще и заверенные копии правоустанавливающих документов на помещение, которое арендодатель предоставляет вновь создаваемому предприятию, хотя никого отношения к регистрации эти документы и близко не имеют. Требуют и ксерокопии паспортов и идентификационных номеров учредителя и директора предприятия, а также многое другое, не предусмотренное не какими нормативными актами, и зачастую усложняющее и очень затягивающее процесс приема документов и саму регистрацию, а также вынуждающее предпринимателей нести непредвиденные и нечем не обусловленные финансовые затраты. Это может создать проблемы для учредителей.
На завершающем процессе государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности возникает проблема его регистрации в других государственных органах. Этот процесс требует подготовки большого количества документов, а количество документов утверждений, в которых необходимо обратиться перед началом непосредственного ведения хозяйственной деятельности, очень велико.
Источник
Основные проблемы при создании предприятия
При организации нового юридического лица предприниматели неизбежно сталкиваются с теми или иными проблемами. Проблемы при регистрации предприятий встречаются, но, скорее, это проблемы не организационного плана, а большой «свободы» законодательства.
Например, в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что юридическое лицо регистрируется по месту нахождения его исполнительного органа. По ранее существовавшему правилу (до вступления в силу ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») при регистрации предприятия лицо, предоставляющее помещение для местонахождения предприятия, должно было предоставить и справку о том, что оно не возражает против нахождения на его территории определенного предприятия.
Сегодня ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» напрямую запрещает регистрирующему органу требовать подобного рода документы. На практике используется понятия «юридический» и «фактический» адрес того или иного предприятия, хотя Федеральный Закон № 129-ФЗ такого понятия не дает. Допускается регистрация нескольких юридических лиц по одному и тому же адресу, и в результате многие предприятия регистрируются по одному и тому же адресу без должных оснований, не изжита практика недобросовестного предоставления юридических адресов исключительно для целей государственной регистрации. Таким образом, при регистрации можно указать практически любой адрес.
Другой проблемой можно назвать то, что нет компетентного органа, контролирующего наименование того или иного предприятия, что влечет не желательные последствия в случае появления «двойника»
В соответствии с частью 2 статьи 13 главы IV Федерального Закона N 129-ФЗ предоставление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона, которая устанавливает, что при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:
— руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
— учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
— иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 439 от 19.06.2002 г., утверждены формы документов (заявлений, сведений, сообщений) для подачи в Федеральную налоговую службу. При этом независимо от того, лично обратился к регистратору учредитель (руководитель) или доверенное лицо, необходимо предоставить заявление (сведения, сообщение и т.п.) по установленный форме и заверенное нотариально. Нотариальное заверение вышеназванных документов должно являться гарантией их предоставления в налоговый орган действительно правомочным лицом. Однако, при действующем порядке нотариально заверяется только часть сведений заявления о регистрации, касающиеся лишь полномочий по предоставлению документов в налоговую службу, сами сведения (их смысловое содержание), будь то внесения изменений в учредительные документы, принятие новой редакции. Устава, учредительного договора и прочих изменений, заверяются лишь подписью уполномоченного лица, подающего документы на регистрацию. Указанный порядок создает почву для всевозможных злоупотреблений, при которых осуществляется государственная регистрация сведений о юридическом лице, несоответствующих волеизъявлению правомочных на то лиц. Данное утверждение подтверждается имеющейся к настоящему времени обширной судебной практикой по конкретным арбитражным делам о признании недействительными решений налоговых органов о государственной регистрации сведений в отношении юридических лиц, вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц при том условии, что с формальной точки зрения налоговыми органами соблюдены все нормы действующего Федерального Закона № 129-ФЗ.
Таким образом, можно сделать вывод, что указанные выше проблемы при государственной регистрации в отношении юридических лиц, требуют немедленного разрешения, так как создают благодатную почву для всевозможного рода злоупотреблений. Например, все решения участников юридических лиц, являющихся основаниями для последующей государственной регистрации сведений в отношении юридических лиц, заверять нотариально.
43 вопрос: Проблемы и сложности при учреждении предприятия
При организации нового юридического лица предприниматели неизбежно сталкиваются с теми или иными проблемами. Проблемы при регистрации предприятий встречаются, но, скорее, это проблемы не организационного плана, а большой «свободы» законодательства.
Например, в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что юридическое лицо регистрируется по месту нахождения его исполнительного органа. По ранее существовавшему правилу (до вступления в силу ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») при регистрации предприятия лицо, предоставляющее помещение для местонахождения предприятия, должно было предоставить и справку о том, что оно не возражает против нахождения на его территории определенного предприятия.
Сегодня ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» напрямую запрещает регистрирующему органу требовать подобного рода документы. На практике используется понятия «юридический» и «фактический» адрес того или иного предприятия, хотя Федеральный Закон № 129-ФЗ такого понятия не дает. Допускается регистрация нескольких юридических лиц по одному и тому же адресу, и в результате многие предприятия регистрируются по одному и тому же адресу без должных оснований, не изжита практика недобросовестного предоставления юридических адресов исключительно для целей государственной регистрации. Таким образом, при регистрации можно указать практически любой адрес.
Другой проблемой можно назвать то, что нет компетентного органа, контролирующего наименование того или иного предприятия, что влечет не желательные последствия в случае появления «двойника»
В соответствии с частью 2 статьи 13 главы IV Федерального Закона N 129-ФЗ предоставление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона, которая устанавливает, что при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:
— руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
— учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
— иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 439 от 19.06.2002 г., утверждены формы документов (заявлений, сведений, сообщений) для подачи в Федеральную налоговую службу. При этом независимо от того, лично обратился к регистратору учредитель (руководитель) или доверенное лицо, необходимо предоставить заявление (сведения, сообщение и т.п.) по установленный форме и заверенное нотариально. Нотариальное заверение вышеназванных документов должно являться гарантией их предоставления в налоговый орган действительно правомочным лицом. Однако, при действующем порядке нотариально заверяется только часть сведений заявления о регистрации, касающиеся лишь полномочий по предоставлению документов в налоговую службу, сами сведения (их смысловое содержание), будь то внесения изменений в учредительные документы, принятие новой редакции. Устава, учредительного договора и прочих изменений, заверяются лишь подписью уполномоченного лица, подающего документы на регистрацию. Указанный порядок создает почву для всевозможных злоупотреблений, при которых осуществляется государственная регистрация сведений о юридическом лице, несоответствующих волеизъявлению правомочных на то лиц. Данное утверждение подтверждается имеющейся к настоящему времени обширной судебной практикой по конкретным арбитражным делам о признании недействительными решений налоговых органов о государственной регистрации сведений в отношении юридических лиц, вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц при том условии, что с формальной точки зрения налоговыми органами соблюдены все нормы действующего Федерального Закона № 129-ФЗ.
Таким образом, можно сделать вывод, что указанные выше проблемы при государственной регистрации в отношении юридических лиц, требуют немедленного разрешения, так как создают благодатную почву для всевозможного рода злоупотреблений. Например, все решения участников юридических лиц, являющихся основаниями для последующей государственной регистрации сведений в отношении юридических лиц, заверять нотариально.
Отказ в регистрации юридического лица может быть получен из-за неправильной подачи требуемых документов на регистрацию при создании организации, подачи документов ошибочно в другой налоговый орган, несоблюдение процедуры отправки документов на регистрацию по почте. Поэтому необходимо грамотное оформление и правильная подача необходимых для регистрации документов, иначе создание предприятия будет невозможным.
По закону РФ длительность регистрации юридического лица составляет 5 рабочих дней и происходит по принципу одного окна. Но в жизни этот срок часто бывает в два раза больше. При возврате документов для исправления неточностей, срок увеличится более, чем в 2 раза.
Наша юридическая компания позволит вам сохранить драгоценное время. Оформление всех необходимых документов будет качественно и быстро выполнено нашими высококвалифицированными специалистами.
Вопрос: Содержание традиционной системы налогообложения
Традиционная (общая) система (режим) налогообложения. Предусматривает уплату наибольшего количества налогов: налог на прибыль, уплачиваемый юридическими лицами; НДФЛ для индивидуальных предпринимателей и физических лиц; налог на добавленную стоимость; единый социальный налог и прочие налоги. Традиционная система в обязательном порядке применяется теми налогоплательщиками, чьи условия не подходят ни под одну систему налогообложения, либо они не приняли решения о применении других систем налогообложения.
Общепринятая (традиционная) система налогообложения — это система налогообложения , при которой предприниматель платит все необходимые налоги, сборы, платежи, если он не освобожден от их уплаты.
Традиционная (общая) система (режим) налогообложения. Предусматривает уплату наибольшего количества налогов: налог на прибыль, уплачиваемый юридическими лицами; НДФЛ для индивидуальных предпринимателей и физических лиц; налог на добавленную стоимость; единый социальный налог и прочие налоги. Традиционная система в обязательном порядке применяется теми налогоплательщиками, чьи условия не подходят ни под одну систему налогообложения, либо они не приняли решения о применении других систем налогообложения.
Если вы остановили свой выбор на традиционной системе налогообложения (общий режим налогообложения), то в своей деятельности вам придется руководствоваться строго главой 23 НК РФ, приказом МНС России от 29.11.00 № БГ-3-08/415 «Об утверждении Методических рекомендаций налоговым органам о порядке применения главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса Российской Федерации», приказом МНС России от 24.10.02 № БГ-3-04/592 «Об утверждении форм деклараций по налогу на доходы физических лиц и Инструкции по ее заполнению», приказом МНС России от 2.12.02 № БГ-3-04/686 «Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2002 год», а также совместным приказом Минфина России и МНС России от 13.08. 02 № 86н и № БГ-3-04/430 «Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей».
В соответствии со статьей 227 НК РФ в случае появления у вас в течение года доходов от предпринимательской деятельности вы будете обязаны подать в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию с указанием предполагаемого дохода от указанной деятельности в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. Форма декларации № 3-НДФЛ утверждена приказом МНС России от 24.10.02 № БГ-3-04/592 «Об утверждении форм деклараций по налогу на доходы физических лиц и Инструкции по ее заполнению». Размер предполагаемого дохода указывается на втором листе декларации — пункт 11.
На основании статьи 227 п. 8 НК РФ налоговый орган обязан произвести расчет суммы налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ), исходя из указанного в вашей декларации размера ожидаемого до конца текущего года дохода.
Исчисленный таким образом НДФЛ разбивается на три части и уплачивается авансовыми платежами в следующие сроки:
— За январь — июнь не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей.
— За июль — сентябрь не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
— За октябрь — декабрь не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
Если доход от предпринимательской деятельности возник в течение года и декларация подается после истечения первого или второго сроков Уплаты авансовых платежей, то сумма НДФЛ разбивается соответственно не на три, а на две части либо не разбивается вовсе.
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность не первый год, уплачивают по одной трети годовой суммы НДФЛ, исчисленной по доходам за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 НК РФ, в те же сроки.
В случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода индивидуальный предприниматель обязан представить в налоговый орган новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по не наступившим срокам уплаты.
Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации (п. 10 ст. 227НКРФ). Перерасчет может быть произведен именно по не наступившим срокам уплаты, т.е. новая налоговая декларация должна быть представлена в налоговый орган в сроки, указанные в приведенной выше таблице. Если же декларация не представлена до наступления срока очередного платежа, то установленная сумма НДФЛ должна быть внесена в бюджет независимо от того, получен на этот момент доход в тех размерах, как предполагалось, или нет.
В случае прекращения деятельности и (или) прекращения существования источника иного дохода до конца текущего года налоговая декларация должна быть подана в налоговый орган в пятидневный срок со дня прекращения деятельности и (или) прекращения существования иного источника дохода (ст. 229 НК РФ).
Иными словами, если деятельность не ведется и доходы отсутствуют, налоговая декларация должна быть подана своевременно, в противном случае вам придется нести финансовую ответственность в виде налоговых санкций (ст. 119НКРФ).
Итак, свидетельство получено, не позже чем через месяц и пять дней после возникновения источника дохода подана декларация, суммы НДФЛ и сроки платежей на текущий год известны. Вы приступили к самостоятельной работе. И если в течение года вы не будете вынуждены внести изменения в налоговую декларацию относительно размеров ожидаемого вами до конца года дохода или не прекратите совсем свою предпринимательскую деятельность, то следующим этапом для вас станет подача налоговой декларации о фактически полученных за отчетный год доходах.
Физические лица, получающие доходы от предпринимательской деятельности (ст. 227 НК РФ), обязаны не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, подать в территориальную инспекцию МНС России по месту учета (месту жительства) налоговую декларацию по форме №3-НДФЛ (ст. 229 НК РФ).
В декларации необходимо указать сведения о всех полученных доходах за год, каждый источник выплаты и все суммы начисленного и уплаченного НДФЛ, стандартные и профессиональные налоговые вычеты.
Разница между суммой НДФЛ, исчисленного по годовой декларации, и суммой НДФЛ, фактически уплаченного в отчетном году, подлежит взысканию с индивидуального предпринимателя (или возврату ему) налоговыми органами не позднее 15 июля года, следующего за отчетным.
Таким образом, для индивидуальных предпринимателей, использующих традиционную систему налогообложения, отчетность перед налоговым органом предусмотрена практически лишь раз в год — при подаче налоговой декларации по НДФЛ
Вопрос: Содержание специальных налоговых режимов, применяемых к малым предприятиям
Сущность и роль специальных налоговых режимов для малого бизнеса
Специальный налоговый режим — особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определённого периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.
В Налоговом кодексе РФ (часть первая, ст. 18) с 1 января 1999 года было введено понятие «специальный налоговый режим».
Специальный налоговый режим создается в рамках специальной (и не обязательно льготной) системы налогообложения, для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог, как центральное звено, и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом либо нецелесообразно, либо просто невозможно.
Специальный налоговый режим, по сравнению с общим режимом налогообложения, можно рассматривать в качестве особого механизма налогового регулирования определенных сфер деятельности.
Специальный налоговый режим следует рассматривать с двух методологических позиций: как организационно-финансовую категорию управления объективными налоговыми отношениями и как особую форму (механизм) налогового регулирования.
Как организационно-финансовая категория, специальный налоговый режим также имеет две субстанции:
— с одной стороны, ее содержание составляет движение стоимости (объективные финансовые отношения) в налоговой форме;
— с другой стороны, — это категория особой организации налогообложения, строящаяся на специальных принципах, и управления налоговым процессом в строго определенных сферах деятельности (субъективная сущность).
Поскольку объективную сущность специального налогового режима составляют налоговые отношения, следует определиться в таком вопросе, как функции налогов. Наиболее общепризнанными в научной среде считаются две функции налогов: фискальная и регулирующая. При этом, чем эффективнее налоги выполняют регулирующую функцию, тем выше фискальный эффект.
Анализ предполагает выделение не только субъектов, но и объекта исследуемого явления. Таковым выступает специальная система налогов, определяющих особенности, индивидуальность и общность специальных налоговых режимов.
Как уже отмечалось ранее, общим для всех них является то, что центральное место в объекте специального режима отводится единому налогу. Взимание единого налога не освобождает его налогоплательщиков от обязанности уплаты ограниченного числа других налогов, которые нельзя включать в совокупный единый платеж в силу отсутствия прямой связи с производством и реализацией базовой продукции, служащей основанием для перевода на специальный налоговый режим, а также в силу особой значимости, специфики и строго целевой направленности налогов.
К такого рода налоговым платежам следует отнести следующие:
— налоги, взимаемые субъектами в качестве налоговых агентов у источника выплат (в основном налоги на доходы своих работников);
— акцизы на отдельные виды товаров;
— взносы (платежи) на обязательное государственное пенсионное страхование;
— лицензионные и регистрационные сборы;
— налоги, уплачиваемые физическими лицами с личного или иного имущества, не связанного с производством и реализацией базовой продукции;
— другие налоги и сборы, поступающие в целевые бюджетные фонды, непосредственно не связанные с основной деятельностью субъекта.
Все не перечисленные выше налоговые платежи, установленные общим режимом налогообложения, включая налог на добавленную стоимость и налог на прибыль (за исключением операций по реализации продукции и прибыли или доходов от деятельности, не связанной с основной) должны быть учтены в базовой ставке единого налога в размере 70% фактических налоговых поступлений за год (или в среднем за 3 года), предшествующего переводу на специальный режим.
Такие налоги ни в коем случае не должны взиматься в качестве самостоятельных налоговых платежей с плательщиков единого налога. В противном случае, пропадает экономический смысл введения специального налогового режима и единого налога и вряд ли можно ждать от такого механизма желаемой фискальной и регулирующей отдачи.
Как организационно-финансовая категория, специальный налоговый режим должен строиться на определенных принципах построения. В основе таких базовых требований лежат известные общие принципы налогообложения — справедливости, эффективности, нейтральности и простоты.
Названные основополагающие требования достаточно четко реализуются в специальных налоговых режимах, базирующихся на использовании единого налога. Именно это и позволяет отделить специальные налоговые режимы от системы налоговых льгот в рамках общего режима налогообложения, направленных на создание условий для минимизации налогов, зачастую, в нарушение принципов налогообложения, в то время как специальный налоговый режим направлен на более полную реализацию этих принципов через единый налог в той или иной форме. Он может предполагать общее снижение налоговой нагрузки, но чаще всего — достижение более значимого экономического и фискального эффекта.
Налоговое регулирование в форме специального налогового режима может проявляться в двух ипостасях: в виде упрощения общей системы налогов, налогообложения, учета и отчетности (не обязательно влекущее за собой снижение налогового бремени) и в виде реального снижения налоговой нагрузки по сравнению с общим налоговым режимом.
Регулирующие способности специального налогового режима во многом зависят от объекта и базы обложения единым налогом. Объект обложения единым налогом и его налоговая база, по возможности, не должны «наказывать» предприятия и предпринимателей за улучшение показателей производственной, экономической и финансовой деятельности.
Однако на практике такой регулирующий подход не всегда применим в связи со спецификой той или иной деятельности, попадающей под специальный режим, к примеру, некоторые виды предпринимательской деятельности.
Поэтому на практике приходится принимать в качестве налоговой базы доход малого предприятия или натуральный объем произведенного продукта другого налогоплательщика.
С 1 января 2002 г. вступили в силу раздел 8 «Специальный налоговый режим» и соответствующие им главы Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая):
1. Глава 26.1 «Единый сельскохозяйственный налог» – с 1.01.2002 г.
2. Глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения» — с 1.01.2003 г.
3. Глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налого на вмененный доход для отдельных видов деятельности» — с 1.01.2003 г.
4. Глава 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции» — с 1.01.2004 г.
Единый сельскохозяйственный налог и Упрощенная система налогообложения могут применяться субъектами малого бизнеса наряду с общим режимом налогообложения, т. е. переход осуществляется в добровольном порядке, а переход на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности осуществляется в обязательном порядке.
Источник