Проблемы с инвестициями татарстана

Содержание
  1. «Задача Татарстана — запустить новый цикл инвестиций»: Минэкономики РТ подвело итоги 2020 года
  2. Удар пандемии: ВРП просел, обработка и сельское хозяйство показали рост
  3. Выход из стагнации: республике нужен новый инвестцикл
  4. Про поддержку в пандемию: «Татарстан получил беспрецедентную помощь»
  5. О работе ТОСЭР: «С задачами справились не все районы»
  6. Федеральная оценка: «Татарстан воплощает лучшие практики для нашей страны»
  7. Кудрин про «Стратегию 2030»: «Ее нужно переосмыслить с учетом цифровизации»
  8. Минниханов об экономических аутсайдерах РТ: «Каждый район должен внести свою долю»
  9. Чтобы пандемия осталась в прошлом: в Татарстане намерены вакцинировать 1,5 млн человек
  10. Про исполнение нацпроектов: «Нужно участвовать во всех федеральных инициативах»
  11. Инвестиционный потенциал Республики Татарстан и барьеры для привлечения иностранных инвестиций в регион
  12. Библиографическое описание:

«Задача Татарстана — запустить новый цикл инвестиций»: Минэкономики РТ подвело итоги 2020 года

Удар пандемии: ВРП просел, обработка и сельское хозяйство показали рост

Подведение экономических итогов республики в этом году проходило с учетом ковидных ограничений: перед входом в главный зал организаторы расставили санитайзеры, а рассадка участников производилась в шахматном порядке.

Еще одной особенностью коллегии стали доклады спикеров, которые были не только на русском, но и на татарском языках.

По итогам 2020 года валовой региональный продукт Татарстана составил 2 трлн 447 млрд рублей. Это 97,1% в сопоставимых ценах к уровню 2019 года, рассказал глава Министерства экономики РТ Мидхат Шагиахметов.

«Несмотря на сохраняющуюся высокую степень неопределенности экономических условий, для роста реальных доходов населения и перехода к устойчивому развитию экономики стоит серьезная и напряженная задача по обеспечению роста ВРП на 3,9% в 2021 году (2 трлн 631 млрд рублей)», — сообщил Шагиахметов.

Он добавил, что эта цель была сформирована на основе планов развития отраслей экономики, районов республики и самих предприятий.

Пандемия негативно повлияла и на татарстанскую промышленность. Индекс промышленного производства в прошлом году составил 96,4%. Обрабатывающая промышленность показала умеренный рост (на 2%). Положительный вклад в экономику внесло сельское хозяйство (плюс 4%). Собран рекордный за последние 12 лет урожай зерновых. Объем строительных работ составил 96%.

Выход из стагнации: республике нужен новый инвестцикл

Непростой год пандемии не повод отказываться от амбициозных планов развития. Ключом к решению задачи роста экономики в республике видят приток новых инвестиций: денежные потоки оживят отрасли и создадут базу для дальнейшего развития. Для этого Минэкономики Татарстана планирует запустить новый инвестиционный цикл.

«Важным фактором ускорения темпов экономического развития является запуск нового инвестиционного цикла, включающего в себя развитие механизмов поддержки инвестиций, реализацию инвестпрограмм в госсекторе и инфраструктурных проектов, стимулирование региональных инвестиций», — сказал Шагиахметов.

По словам министра, в прошлом году республика привлекла 605 млрд рублей инвестиций в основной капитал. В этом году прирост должен составить 4,5%, или 662 млрд рублей.

Объем инвестиций будет формироваться за счет собственных средств предприятий и организаций, заемных и бюджетных средств.

«Наша совместная задача с депутатами Госдумы, отраслевыми министерствами и предприятиями — максимально обеспечить привлечение в экономику республики федеральных средств, предусмотренных в госпрограммах РФ и ФАИПах», — подчеркнул Мидхат Шагиахметов.

Про поддержку в пандемию: «Татарстан получил беспрецедентную помощь»

Говоря о мерах поддержки, которые были оказаны со стороны федеральных и республиканских властей, министр отметил их колоссальный масштаб.

«Системообразующие организации получили более 7 млрд рублей льготных кредитов. Семьи с детьми поддержаны на сумму более 18 млрд рублей», — подчеркнул Шагиахметов.

Малый бизнес республики получил более 2,5 млрд рублей субсидий на неотложные нужды для более чем 40 тыс. предпринимателей, свыше 7,5 тыс. льготных кредитов под 0% и 2% годовых на 17 млрд рублей, а для более чем 46 тыс. предпринимателей были продлены сроки уплаты налогов.

Кроме того, по поручению Президента РТ был оперативно разработан и воплощен в жизнь комплекс республиканских мер на общую сумму 3,3 млрд рублей. В 2021 году предпринимателей республики продолжат поддерживать благодаря национальному проекту.

О работе ТОСЭР: «С задачами справились не все районы»

Раздел о работе ТОСЭР Глава Минэкономики РТ зачитал на татарском языке. Он напомнил, что одним из ключевых инструментов развития экономики региона являются территории опережающего социально-экономического развития. Несмотря на сложности эпидемии, в 2020 году число резидентов этих площадок выросло.

«На этих территориях появились 40 новых резидентов, это даст возможность внести в экономику моногородов 8,7 млрд рублей инвестиций и создать 4170 рабочих мест. На сегодняшний день из 113 резидентов 65 начали свою работу, 30 на этапе строительства и закупки оборудования, 13 готовят проектные документы, пять резидентов остановили реализацию проектов», — обратился к участникам встречи Шагиахметов.

Читайте также:  Основные направления роста инвестиций

Он перечислил районы-аутсайдеры, где ТОСЭР до сих пор развиваются слабо.

«В Чистопольском и Менделеевском районах план не выполнен по всем трем показателям: привлечению кредитов, инвестициям и созданию новых рабочих мест. В Нижнекамском ТОСЭР наряду с хорошими инвестициями наблюдается отставание по числу созданных рабочих мест», — добавил он.

Министр обратился к руководству Набережных Челнов, Нижнекамского, Зеленодольского, Чистопольского, Менделеевского районов, а также к Агентству инвестиционного развития РТ.

«Нахождение новых резидентов — только одна часть работы, главная задача — реализация проектов. Для этого надо оказывать всестороннюю помощь резидентам», — заметил Шагиахметов.

Федеральная оценка: «Татарстан воплощает лучшие практики для нашей страны»

Опыт республики в создании комфортного инвестклимата будут применять в других субъектах страны. Для этого Татарстану нужно создать специальный штаб по масштабированию успешных практик на межрегиональном уровне. С таким предложением перед участниками коллегии выступил федеральный гость — первый замглавы Минэкономразвития России Андрей Иванов.

«Предлагаю сделать совместный инвестиционный штаб. Татарстан для нас является регионом, в котором в 2021 году мы будем отрабатывать механизмы поддержки новых инвестиционных проектов и создания для них соответствующих условий», — отметил Иванов.

Новый штаб будет собираться ежеквартально, чтобы обсуждать ход работы над инвестиционными проектами и определять «болевые точки», которые мешают развитию.

«Мы просим о штабе не потому, что считаем, что вы не справляетесь с какими-то вопросам. Наоборот, Республика Татарстан — один из лидеров рейтинга инвестиционной привлекательности, это лучшие практики для нашей страны. Очень хочется, чтобы республика стала методологическим центром для работы всех регионов страны по созданию условий для привлечения инвестиций, реализации новых инвестпроектов», — объяснил первый замминистра экономического развития России.

Кудрин про «Стратегию 2030»: «Ее нужно переосмыслить с учетом цифровизации»

Стратегия развития Татарстана до 2030 года нуждается в обновлении, которое учтет изменения последних лет. Главный упор в новой редакции документа нужно сделать на цифровизацию экономики. Таким мнением с участниками заседания поделился председатель Счетной палаты России Алексей Кудрин.

«Это не значит, что стратегия изменится кардинально, необходимо убедиться в актуальности поставленных целей и ориентиров. При обновлении считаю целесообразным усилить аспект, связанный с цифровизацией, учитывать мировые тренды, в том числе 17 целей устойчивого развития», — отметил Кудрин.

Глава Счетной палаты РФ добавил, что ситуация с пандемией также подталкивает власти республики пересмотреть стратегию. Обновляя документ, необходимо создать меры по повышению шоковой устойчивости экономики региона, подчеркнул Кудрин.

«Стратегия 2030» была принята еще в 2015 году и допускает внесение изменений в свою структуру каждые 6 лет. За время реализации документа в Татарстане построили 150 детсадов и 42 школы.

Минниханов об экономических аутсайдерах РТ: «Каждый район должен внести свою долю»

В заключение коллегии перед ее участниками выступил Президент Татарстана. Он призвал районы республики активнее работать над экономическим развитием. Вопрос будут еженедельно обсуждать по ВКС с руководителями районов.

«Каждый район и муниципалитет должны внести свою долю. У нас есть ряд муниципалитетов, где последние пять лет не видим продвижения: Арский, Апастовский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Тюлячинский», — перечислил Минниханов.

В период пандемии в некоторых районах сократилось число представителей малого и среднего бизнеса. Так произошло в Аксубаевском, Апастовском, Тетюшском районах. Минниханов призвал поддержать и сохранить бизнес-инициативы на местном уровне.

Другая «болевая точка» — промышленные площадки. Они есть почти во всех районах республики, однако пока недостаточно загружены. По семи районам загрузка составляет около 30%: это Камско-Устьинский, Тукаевский, Актанышский, Кайбицкий, Мензелинский, Апастовский и Заинский районы. Чтобы площадки не простаивали, к работе подключатся АИР РТ и Инвестиционно-венчурный фонд Татарстана. Они возьмут под свое кураторство по 10-12 промышленных площадок.

Главной стратегической целью экономического развития республики останется рост объема валового регионального продукта до 5 трлн рублей к 2030 году. Эта задача была заложена в «Стратегии 2030» и должна остаться приоритетной, даже если сам документ изменится, подчеркнул Минниханов.

«Нам необходимо внести коррективы по нашей стратегии, но задача в 5 трлн рубелей ВРП была и остается», — резюмировал руководитель республики.

Чтобы пандемия осталась в прошлом: в Татарстане намерены вакцинировать 1,5 млн человек

Воплотить все намеченные цели в жизнь не получится без решения главной экономической угрозы последнего года — коронавируса. И главным инструментом здесь является вакцинация людей, заметил Рустам Минниханов. По его словам, чтобы проблема осталась в прошлом, антиковидную прививку нужно сделать как минимум 1,5 млн татарстанцев.

Читайте также:  Виды инвестиций состав реальных инвестиций

«Мы научились работать в пандемию, но сегодня перед нами стоит очень серьезная задача по вакцинации населения. Я считаю, что на предприятиях и организациях эту работу нужно проводить системно. Сегодня мы провакцинировали около 40-50 тыс. человек. Наша задача — провакцинировать не менее 1,5 млн наших жителей», — сказал Минниханов.

Про исполнение нацпроектов: «Нужно участвовать во всех федеральных инициативах»

Также Рустам Минниханов затронул тему реализации национальных проектов. Для их успешного исполнения республике нельзя замыкаться на региональном уровне — нужно участвовать во всех федеральных начинаниях.

«Мы должны максимально участвовать не только в республиканских проектах. Нужно готовить материалы и подключаться ко всем проектам, которые есть и на федеральном уровне», — объяснил Президент РТ.

Отметил руководитель республики и предстоящие выборы в Госдуму, которые состоятся в России этой осенью.

«Мы внимательно посмотрим, кто и как себя проявляет и какую пользу приносит нашей родной республике», — заключил Рустам Минниханов.

Источник

Инвестиционный потенциал Республики Татарстан и барьеры для привлечения иностранных инвестиций в регион

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 11.05.2014 2014-05-11

Статья просмотрена: 4434 раза

Библиографическое описание:

Шабанова, К. Р. Инвестиционный потенциал Республики Татарстан и барьеры для привлечения иностранных инвестиций в регион / К. Р. Шабанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 433-435. — URL: https://moluch.ru/archive/66/10961/ (дата обращения: 11.06.2021).

В статье изучается инвестиционный климат в Республики Татарстан, а также проблемы привлечения иностранных инвестиций в регион.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, иностранный инвестор, инвестиционный потенциал, социально-экономическое развитие, инвестиционный климат.

В настоящее время привлечение иностранных инвестиций в Россию становится главным стратегическим вопросом для развития экономики. Актуальность необходимости изучения проблем привлечения иностранных инвестиций, определяет то обстоятельство, что Россия, обладая огромным инвестиционным потенциалом для иностранных инвесторов, все же обладает некоторыми рисками, которые являются барьером для вливания иностранного капитала в российскую экономику.

В России наблюдается диспропорция инвестиционной привлекательности регионов для иностранных инвесторов. Увеличиваются контрастные разрывы между регионами в социально-экономическом развитии. Некоторые регионы России более привлекательны для иностранных инвестиций. Лидирующие позиции по благоприятному инвестиционному климату благодаря продуманной инвестиционной стратегии и активному стремлению властей сформировать привлекательные условия для иностранных инвесторов занимает Республика Татарстан.

Инвестиционная стратегия Республики Татарстан направлена на формирование эффективной институциональной среды, обеспечивающей высокие показатели инвестиционной и инновационной деятельности, для реализации экономических возможностей и повышения предпринимательской активности в регионе, формирование высокого уровня доходов и качества жизни населения.

Анализ эффективности реализации Инвестиционной стратегии Республики Татарстан осуществляется на основе анализа влияния на развитие экономики республики институциональных факторов и достижения макроэкономических показателей.

Кроме того, в регионе разрабатывается Стратегия развития Республики Татарстан до 2030 года, в соответствии с которой будут определены ключевые направления развития Республики до 2030 года с учетом перспективных направлений развития республики. Ключевыми в Стратегии развития Республики Татарстан до 2030 года станут вопросы регулирования инвестиционной деятельности в Республике, а также сопутствующие мероприятия, выделенные в отдельный раздел [2].

К настоящему времени в Татарстане сформированы все условия и предпосылки, необходимые для успешной деятельности российских и иностранных инвесторов. Передовое инвестиционное законодательство гарантирует максимально благоприятный режим для отечественных предприятий и компаний-нерезидентов. На уровне Правительства регулярно утверждается перечень приоритетных инвестиционных проектов, нуждающихся в различных мерах государственной поддержки.

Татарстан располагает обширной и разнообразной инфраструктурой стимулирования инвестиционной активности. В её состав входят: особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга», особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Иннополис», технополисы «Химград» и «Смарт Сити Казань», а также несколько индустриальных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов и инвестиционных и венчурных фондов. При помощи этих институтов развития, регион может в короткие сроки локализовать проекты различной направленности и любого уровня сложности на полностью подготовленных индустриальных площадках.

Стимулирование инвестиционной активности и формирование комфортного делового климата являются незыблемыми приоритетами экономической политики Республики Татарстан [3].

Результатом успешной работы Республики в указанных направлениях является высокий уровень инвестиционной привлекательности, что выражено в соответствующих макроэкономических показателях.

Важное значение инвестиционного климата как фактора привлечения инвестиций в Республику Татарстан подчеркивается тем, что этот опыт использовался Агентством стратегических инициатив в качестве основы для разработки «Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе» [4].

Читайте также:  Видеокарты для майнинга какие брать список

Руководство региона для привлечения инвестиций, а также всесторонней поддержки инвесторов создало ряд органов отвечающих за формирование благоприятных условий для эффективной работы и дальнейшего развития партнерства:

— Инвестиционный совет Республики Татарстан;

— Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан;

— ОАО «Корпорация развития Республики Татарстан»;

— ОАО «Корпорация продвижения экспорта и инвестиций Республики Татарстан»;

— МУП «Агентство по привлечению инвестиций и развитию территории»;

В Республике за инвестиционную политику отвечают сразу два министерства: Министерство экономики и Министерство промышленности и торговли, а также проходят постоянные заседания исполкома Консультативного совета по иностранным инвестициям в России. Так как иностранному инвестору не всегда понятны распределение полномочий между министерствами, руководство Республики обеспечило реализацию принципа «одного окна» через Инвестиционный совет Республики Татарстан и Агентство инвестиционного развития, которые призваны улучшить инвестиционный климат в регионе и наладить прямой диалог инвесторов с властью.

Иностранных инвесторов Республика пытается привлечь в региональную экономику путем усовершенствования законодательной, научной, инфраструктурной и кадровой базы. Также руководство региона предлагает инвестору ряд преференций и льгот.

Рис. 1. Доступная инфраструктура Республики Татарстан для размещения производственных и иных объектов инвесторов

Татарстан — единственная площадка в России, где сосредоточены одновременно две особые экономические зоны. Однако, по сравнению с 2012 годом, по данным Агентства Инвестиционного развития Республики Татарстан, прямых иностранных инвестиций в 2013 году было привлечено примерно на треть меньше. Причем около 80 % из них приходится на долю особой экономической зоны «Алабуга» [5], которая привлекает иностранных инвесторов прежде всего подготовленностью промышленно-производственных участков всей необходимой инфраструктурой.

Наиболее привлекательными отраслями для иностранных инвесторов в регионе являются: нефтеперерабатывающая, машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность. Наибольший объем иностранных инвестиций приходится на химическую промышленность.

Негативными факторами, влияющие на инвестиционный климат региона, по мнению руководства Агентства Инвестиционного развития Республики Татарстан, являются: высокие тарифы на энергоресурсы и подключение к инженерным сетям, высокая стоимость строительства и долгое получение разрешений, дорогое сырье и логистические услуги, а также высокие ставки по кредитам. В то же время, многие барьеры можно ликвидировать лишь на федеральном уровне [1].

Также ключевыми проблемами, как по всей России, так и в регионе — это:

— дефицит квалификационных кадров;

— изношенность коммуникаций, энергосистемы и другой инфраструктуры;

— диспропорция развития территорий внутри региона;

— не все промышленные площади полностью готовы для заселения, а инвесторы не хотят строиться за свой счет;

— бюрократия и несогласованность во взаимодействии между различными уровнями власти;

— иностранные инвесторы средней величины в отличии от крупных инвесторов сильно зависимы от региональной политики и получают иной уровень поддержки;

— недостаточная известность Республики Татарстан за рубежом;

— экологическая нагрузка на территории ряда производств.

В регионе ведутся работы по одновременному созданию и развитию производственных площадок в нескольких муниципальных образованиях, которые смогут предложить те же условия для развития, что и особая экономическая зона, чтобы равномерно охватить территорию региона и преодолеть непропорциональное социально-экономическое развитие территорий региона.

В настоящее время за иностранного инвестора, особенного крупного, идет жесткая конкуренция. Многие регионы России для повышения социально-экономического развития и оттока квалификационной рабочей силы в другие регионы, стали уделять должное внимание инвестиционной политике и созданию благоприятной деловой среды. Практически все регионы обладают хорошим инвестиционным потенциалом и предлагают инвесторам похожие продукты в виде льгот, преференций и промышленных площадок. Чтобы Татарстан продолжал занимать лидирующие позиции в атмосфере жесткой конкуренции в области привлечения иностранных инвестиций, рекомендуется:

1. Продолжать формировать и развивать инновационную инфраструктуру региона необходимую для размещения производственных и иных объектов инвесторов.

2. Уделить особое внимание на подготовку квалифицированных кадров, для решения проблемы дефицита кадров. Создать учебные центры, которые будут готовить специалистов по рабочим специальностям, так как кадры являются ключевым фактором внедрения передовых технологий в экономику региона.

3. Обратить внимание на развитие логистики, так как от качества логистической инфраструктуры зависит развитие предприятий, отраслей и региона в целом.

4. Решить вопросы с проблемой бюрократизма и местной власти.

5. Особенное внимание нужно обратить на диспропорции развития территорий в регионе и продолжить работу в реализации планов по созданию производственных площадей.

6. Повысить узнаваемость Республики Татарстан за рубежом и донести информацию об инвестиционном потенциале региона до иностранных инвесторов.

Источник

Оцените статью