- Проблемы правового регулирования иностранных инвестиций
- Основные проблемы правового регулирования предоставления некоторых привилегий иммунитетов и льгот, направленных на привлечение иностранных инвестиций, обеспечение их стабильности, гарантий иностранных инвестиций. Льготы по уплате таможенных платежей.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Правовое регулирование иностранных инвестиций в России
- Библиографическое описание:
Проблемы правового регулирования иностранных инвестиций
Основные проблемы правового регулирования предоставления некоторых привилегий иммунитетов и льгот, направленных на привлечение иностранных инвестиций, обеспечение их стабильности, гарантий иностранных инвестиций. Льготы по уплате таможенных платежей.
Рубрика | Государство и право |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 16.08.2018 |
Размер файла | 16,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
проблемы правового регулирования иностранных инвестиций
Латышевич Наталья Валентиновна
Липецкий государственный технический университет
Россия, г. Липецк
Завьялов Сергей Олегович
Липецкий государственный технический университет
Россия, г. Липецк
В статье рассматриваются проблемы правового регулирования предоставления некоторых привилегий иммунитетов и льгот, направленных на привлечение иностранных инвестиций, обеспечение их стабильности, гарантий иностранных инвестиций
Ключевые слова: инвестиции, иммунитеты, льготы, гарантии, стабилизационная оговорка, иностранные капиталовложения.
Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Многие считают, что причиной его возникновения явилось реформирование экономики в России и постепенное вхождение ее в зону кризисного развития. [1, с. 3] На современном этапе развития российского государства и общества, возрастает потребность в эффективном правовом регулировании. К важнейшим тенденциям антикризисного управления на федеральном уровне в числе прочих относится разработка комплекса нормативно-правовых актов, направленных на укрепление экономической стабильности страны. Российская Федерация заинтересована в притоке инвестиций в национальную экономику. Формирование инвестиционной политики страны происходит на основе нормативно-правовых актов, регулирующих основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Внутреннее законодательство РФ направлено на привлечение и эффективное использование в экономике иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. Ряд положений инвестиционной деятельности регулируется международными соглашениями, договорами общего характера, а также соглашениями с международными финансовыми институтами. На двусторонней основе действует ряд международных соглашений о поощрении и взаимной защите капитальных вложений. [2, с. 113]
«Инвестиции»-относительно новый для российской экономики термин. Обычно под инвестициями (от лат. investre — одевать, облачать) принято понимать вложения финансовых ресурсов «сегодня» с расчетом получить доходы в будущем. Такой подход к пониманию инвестиций является преобладающим как в отечественной, так и зарубежной экономической литературе. [3, с. 5] Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталовложений» и Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации определяет понятие инвестиций. В качестве инвестиционных товаров могут выступать денежные средства, финансовые активы, имущество как движимое, так и недвижимость, имущественные права, права пользования природными ресурсами, в том числе и землей. Ряд авторов дают более детализированное и уточненное определение данному понятию и считают, что под инвестициями в широком смысле необходимо понимать денежные средства, имущественные и интеллектуальные ценности государства, юридических и физических лиц, направляемые на создание новых предприятий, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих, приобретение недвижимости, акций, облигаций и других ценных бумаг и активов в целях получения прибыли и(или) иного положительного эффекта.[3, с. 272] Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» имеет особую сферу регулирования: отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации. Статья 1 данного нормативно-правового акта, устанавливающего сферу его действия, носит отсылочный характер, а именно нормам, содержащимся в банковском, страховом законодательстве и законодательстве о некоммерческих организациях.
В сложных ситуациях нестабильности и кризиса очень важным становится искусство нахождения компромисса, результат которого выражается, в том числе, и в законодательных актах при помощи установления исключений из общих правил, юридических оговорок. С развитием экономики значительно увеличивается количество и качественное разнообразие юридических оговорок. Одним из эффективных способов установления и гарантированности условий стабильности деятельности иностранных инвесторов является включение в законы, регламентирующие их деятельность, или в соглашения об инвестиционном сотрудничестве стабилизационной оговорки, которая сохраняет для инвестора неизменными условия, существовавшие до принятия государством нового законодательства, ухудшающего условия деятельности инвестора. Ст. 9 ФЗ от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2017) содержит сразу две оговорки. Одна из них — «дедушкина» оговорка, следует за общим правилом о том, что принимаемое вновь законодательство Российской Федерации не может ухудшать положения инвесторов или коммерческих организаций с иностранными инвестициями, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты. Суть ее заключается в том, что если такие нормативно-правовые акты приняты и действуют в государстве, то их положения не применяются к указанным компаниям в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем семи лет сначала его финансирования за счет иностранных инвестиций. Вторая оговорка обслуживает предыдущую и гласит, что в исключительных случаях, когда суммарный объем иностранных инвестиций не мене 1 млрд. руб. правительство РФ может продлить этот срок. Оговорки служат эффективным инструментом привлечения иностранных инвестиций.
В настоящее время законодательно закреплены гарантии, используемые для привлечения иностранного капитала. К ним относятся налоговые льготы, «налоговые каникулы», освобождение от таможенных пошлин и сборов. «Налоговые каникулы» — полное или частичное освобождение коммерческой организации от уплаты налога на прибыль в течение определенного периода времени после размещения инвестиций для повышения привлекательности размещения инвестиций. Согласно положениям действующих двусторонних договоров, заключенных с иностранными государствами, при осуществлении зарубежной компанией своей деятельности в России через постоянное представительство, налогообложению подлежит только та часть дохода, которая относится к хозяйственной деятельности данного представительства. Таким образом, исключается двойное налогообложение организаций с иностранным капиталом. Кроме того, некоторые виды льгот предусматриваются Налоговым кодексом России. Иностранному инвестору, осуществляющему приоритетный инвестиционный проект, должны предоставляться льготы по уплате таможенных платежей, налогов и сборов. В Таможенном кодексе РФ отсутствует легальное понятие таможенных льгот, однако в ряде статей присутствуют упоминания о возможности применения льготного порядка либо об условиях предоставления льгот.
Льготы по уплате таможенных платежей могут касаться таможенной пошлины, НДС, акцизов, таможенных сборов. К иностранным инвесторам применяется принцип защиты от ужесточения национального законодательства, регулирующего режим инвестиций в течение конкретного периода; платежи, уплаченные таможенным органам Российской Федерации при ввозе имущества в качестве вклада иностранного инвестора в уставной фонд хозяйственного общества с иностранными инвестициями, а также имущества, предназначенного для собственного материального производства, учитываются при уплате налогов в Российской Федерации этим предприятием с иностранными инвестициями; а также иностранное юридическое лицо, уплатившее налоги в бюджет Российской Федерации, при исполнении денежного обязательства по внешнеэкономическому контракту не может считаться не исполнившим денежное обязательство; кроме того иностранному инвестору предоставляются льготы в связи с устранением двойного налогообложения согласно вступившим в силу международным договорам Российской Федерации; иностранным предпринимателям предоставляются налоговые льготы согласно нормативным актам о создании свободных экономических зон. Кроме законодательства РФ льготы и гарантии иностранным инвесторам предусмотрены положениями международных договоров и соглашений. РФ заключила более 30 соглашений, так как иностранные инвесторы, осуществляющие в России капиталовложения полагают, что те гарантии, которые предоставило им российское законодательство недостаточны. Международные соглашения предусматривают предоставление справедливого и равноправного режима для иностранных инвестиций; обеспечение беспрепятственного перевода за границу доходов и прибылей от иностранных инвестиций; обеспечение надлежащей защиты иностранной частной собственности. Так Сеульская конвенция 1985 года об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, гарантирует защиту иностранных инвестиций от рисков в случаях перевода валюты, экспроприации или аналогичных мер, войны и гражданских беспорядков, а также при нарушении договора, за исключением риска девальвации или обесценивания валюты.
В последнее время прослеживается настоятельная потребность в юридическом упорядочении экономических отношений с иностранным элементом. Для привлечения иностранных инвестиций необходим такой механизм правового регулирования, который должен иметь системный характер с учетом динамики развития экономики страны. Требуется расширение сферы применения стабилизационных оговорок, которые следует применять и к российским партнерам иностранных инвесторов в целях стабильности договорных отношений. Необходимо внесение некоторых поправок в Таможенный кодекс РФ с тем, чтобы в нем содержалось легальное понятие «таможенных иммунитетов», а их перечень и виды для иностранных инвесторов имели системный характер для успешной реализации в процессе правоприменения. Для конкретизации правового регулирования необходимо на теоретическом уровне систематизировать иммунитеты и привилегии иностранных инвесторов с учетом принципа разумности и справедливости, а также целесообразности. Неоправданное предоставление некоторых льгот указанным субъектам может привести к вывозу российского капитала за границу с целью дальнейшего получения статуса иностранного инвестора и соответствующих льгот. Дискуссионным до настоящего времени остается вопрос о принятии Инвестиционного кодекса. На наш взгляд, недостаточная теоретическая разработанность проблем, связанных с данными инвестициями, влечет за собой определенные сложности в их толковании на практике судами и иными правоприменительными органами, поэтому требуется дальнейшее изучение вышеназванных вопросов и формирование более четкого определения соответствующего понятийного аппарата. Инвестиционный кодекс на основе углубления детализации регулирования иностранных инвестиций позволит интегрировать правовую регламентацию данной сферы общественных отношений. Необходимость принятия единого кодифицированного нормативно-правового акта, в котором будут установлены и гарантии и льготы для инвесторов, обусловлено тем, что ряд статей действующего ФЗ «Об иностранных инвестициях» носит отсылочный характер, что существенно усложняет их практическую реализацию. Решение обозначенной задачи потребует немало усилий со стороны субъектов правотворчества и, прежде всего, законодателя, повышения уровня их правовой культуры, знаний правил и средств юридической техники, обладание высоким уровнем юридической практики и способностью к качественному обобщению правового материала.
иностранный инвестиция льгота проблема
1. Антикризисное управление: Учебник/ Под ред. Э.М.Короткова. М.: ИНФРА-М, 2008. 620 c.
2. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирования: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 542 c.
3. Экономическая оценка инвестиций в развитие туризма: учеб. пособие для студ. высш. проф. учеб. заведений/ В.С.Боголюбов, С. П. Быстров, С.А. Боголюбова. М.: Академия, 2009. 272 с.
Источник
Правовое регулирование иностранных инвестиций в России
Дата публикации: 17.04.2015 2015-04-17
Статья просмотрена: 16122 раза
Библиографическое описание:
Бутузова, А. С. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России / А. С. Бутузова, Е. В. Афанасьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 711-713. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17516/ (дата обращения: 11.06.2021).
Иностранные инвестиции представляют собой важный процесс, необходимый для нормального функционирования производственной деятельности любой страны. И Россия не является исключением. Конечно, данный процесс вызывает множество самых разнообразных проблем, которые сложно решить даже самым опытным специалистам. Однако эти препятствия являются лишь стимулом к нахождению, разработке новых способов достижения наилучших результатов при осуществлении инвестиционной деятельности.
Возникновение проблем с привлечением иностранных инвестиций в России связано с недостаточной разработкой правовой системы регулирования инвестиционной деятельности, правовых институтов иностранных инвестиций и неточностью толкования норм в законах. Необходимо рассмотреть сложившуюся ситуацию, так как сфера иностранного инвестирования постепенно приобретает важное значение для производственной деятельности субъектов РФ, так и для России в целом.
Следовательно, правовое регулирование имеет огромное значение для России. Поэтому и необходимо обращать внимание на данную проблему, для устранения существующих недостатков и внедрения более эффективных механизмов её функционирования.
Понятие и сущность иностранных инвестиций
В соответствии со статьей 2 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» иностранная инвестиция — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации [1].
Нормативно-правовые акты России об иностранных инвестициях
Одним из самых главных нормативно-правовых актов, предусматривающих регулирование поступлений инвестиций от иностранных инвесторов в Российской Федерации, является Федеральный закон № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”.
Правовые нормы в России охватывают все многообразие проблем, возникающих в связи с осуществлением иностранной инвестиционной деятельности, входят в разные отрасли права. Этим и объясняется деление законодательства РФ на специальное и универсальное.
Специальное законодательство представляет собой комплекс, состоящий из законов и подзаконных актов, осуществляющих регламентирование организации инвестиционной деятельности и ее правовой формы, легализованной в Российской Федерации. Подобными нормативно-правовыми актами являются Федеральный закон № 39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений”, принятый 25 февраля 1999 года, Федеральный закон № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”, принятый 9 июля 1999 года и др. [2].
Универсальное законодательство содержит в себе основные принципы и общие правила, согласно которым происходит осуществление деятельности иностранных инвесторов наравне с остальными субъектами РФ, а также регулирование гражданских правоотношений в различных направлениях экономики. В качестве примеров таких нормативных актов выступают кодексы Российской Федерации, Федеральный закон “Об акционерных обществах” и другие [3].
Принципы регулирования иностранных инвестиций в России
Выделяют три основных принципа правового регулирования иностранных инвестиций:
1) Инвестиции регулируются только на федеральном уровне;
2) Осуществление равной защиты прав как иностранных инвесторов, так и российских. Данный принцип предполагает предоставление защиты каждому из инвесторов вне зависимости от формы инвестиций и их принадлежности иностранным или российским субъектам.
3) Принятие норм международных договоров о правовом регулировании иностранных инвестиций российским законодательством.
Правовые гарантии иностранных инвесторов в Российской Федерации
В Российской Федерации с помощью федеральных законов, международных договоров и иных нормативно-правовых актов обеспечивается защита интересов иностранных инвесторов.
Выделяют следующие виды правовых гарантий зарубежных инвесторов:
1) Право осуществления инвестиций в различных формах на территории РФ;
2) Право передачи своих прав и обязанностей другому лицу;
3) Право на получение компенсации при отчуждении или реквизиции имущества;
4) Право на защиту от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации;
5) Право на осуществление рационального разрешение спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиционной деятельностью;
6) Право на использование правомерных доходов от инвестиций на территории России и перевода этих доходов за пределы РФ;
7) Право на беспрепятственный вывоз из Российской Федерации имущества, документов, записей на электронных носителях, которых были ввезены в Россию в качестве иностранных инвестиций;
8) Право на приобретение выпускаемых государством и российскими коммерческими организациями ценных бумаг;
9) Право на возможное участие в процессе приватизации;
10) Право на получение земельных участков, других природных ресурсов, зданий и сооружений и иные виды недвижимого имущества;
11) Право на получение льгот по уплате таможенных платежей;
12) Право на получение льгот от органов местного самоуправления и субъектов РФ. [4]
Проблемы правового регулирования инвестиций
Несмотря на наличие нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность и многообразие гарантий, представляемых иностранным инвесторам, можно выделить ряд проблем в правовом регулировании иностранных инвестиций.
Можно выделить следующие приоритетные направления изменения правой основы инвестиционной деятельности, поступления иностранных инвестиций в РФ:
1) Более глубокий анализ гарантий, предоставляемых зарубежным инвесторам. В частности введение полноценной стабилизационной оговорки, которая представляет собой полноценную гарантию от вступления в силу федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, изменяющих налоговую нагрузку иностранных инвесторов или режим запретов, возлагаемых на них, в течении всего периода осуществления инвестиционного проекта. Так как согласно Федеральному закону № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ” стабильность инвестора поддерживается не более семи лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта, кроме исключительных случаев, предусмотренных данным законом.
2) Обеспечение законодательного сотрудничества между федеральным центром и его регионами, с целью достижения соглашения в сфере регулирования инвестиционной деятельности иностранных инвесторов. Необходимо также определить различие в формах, содержании и предназначении гарантий, предоставляемых органам государственной и субъектам Российской Федерации, а также их ответственность и обязанность при осуществлении данных гарантий.
3) Развитие в российском законодательстве более эффективной системы использования международных норм, способных разрешать инвестиционные споры.
4) Обеспечение возможности разрешать споры, возникающие в процессе инвестиционной деятельности в международных арбитражных судах.
5) Разработка конкретных правовых институтов, отвечающих за предоставление выгоды от инвестиционного проекта иностранным инвестором, а также за выплату последним компенсаций в случае причинения им вреда.
6) Возможно, большое значение сыграли бы специализированные арбитражные суды, созданные для разрешения споров, возникающих при участии иностранных инвесторов. Это послужило бы к созданию атмосферы более полного доверия зарубежных инвесторов к правовой системе России, осуществляющей защиту их интересов.
7) Учреждение специального уполномоченного органа, в полномочия которого входит рассмотрение жалоб иностранных инвесторов.
8) Закрепление всех необходимых условий осуществления поступлений иностранных инвестиций, а также основных взиманий и льгот [5].
Главной чертой правового регулирования государством инвестиционных отношений является двоякая роль государства: в одних случаях оно выступает непосредственно как лицо, осуществляющее инвестиции, а в других — как лицо, обладающее властными полномочиями, гарантирующее осуществление инвестиционной деятельности. В форме инвестиционных договоров, договоров долевого участия в строительстве, строительного подряда, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, возмездного оказания услуг, государственными контрактами на выполнение подрядных работ для государственных нужд, финансовой аренды (лизинга), соглашениями о разделе продукции будут представлены отношения, связанные с осуществлением капитальных вложений.
Смешанный предпринимательский договор, содержащий наряду с гражданско-правовыми нормами также публично-правовые (налоговые, административные, в области природопользования и пр.) представляет собой соглашение о разделе продукции. Правовой режим соглашения о разделе продукции заключается в том, что инвестор освобождается от уплаты федеральных региональных и местных налогов и сборов, за исключением налога на прибыль, платежей за пользование недрами, единого социального налога и замене традиционного налогообложения разделом продукции [6].
Правовое регулирование иностранных инвестиций носит комплексный характер, который создает в практике применения права и законодательной деятельности, четко выраженные трудности. Основой правового регулирования должен быть принцип равноправия всех участников инвестиционной деятельности независимо от их отечественного или зарубежного происхождения, организационно-правовых форм и форм собственности.
4. В. Т. Батычко Международное частное право. Конспект лекций. — Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.
5. Крупко С. Инвестиционная деятельность в субъектах Российской Федерации // Хозяйство и право. 2000. N 10.
6. Платонова Н. Проблемы законодательного регулирования соглашений о разделе продукции // Хозяйство и право. 1998. N 3, 4.
Источник