Проблемы привлечения инвестиций казахстан

Проблемы привлечения и использования иностранных инвестиций в Казахстане

Министерство Науки и Образования Республики Казахстан

Казахский Национальный Университет имени аль-Фараби

Кафедра теоретической экономики

«Проблемы привлечения и использования

иностранных инвестиций в Казахстане»

Выполнила студентка III курса

факультета «Экономики и Бизнеса»

Глава 1. Инвестиционный процесс

1.1. Роль инвестиций в экономике

1.2. Преимущества и недостатки импорта инвестиций

Глава 2. Государственная инвестиционная политика

2.1. Принципы и проблемы инвестиционной политики

2.2. Инвестиционный климат

Глава 3. Привлечение и использование иностранных инвестиций

3.1. Проблемы и задачи

3.2. Механизм государственно-правового регулирования

Приложение 1 Использованная литература

На современном этапе развития Казахстана как нового независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным на­правлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государст­ва, нацеленной на обеспечение вы­соких темпов экономического роста и повышение эффективности эконо­мики.

Для решения этих задач, а также для обеспечения структурных преоб­разований экономики на основе про­граммы действий правительства по уг­лублению реформ и в условиях огра­ниченности внутренних источников финансирования исключительно важ­ное значение приобретает привлече­ние иностранного капитала в эконо­мику республики.

Привлечение и эффективное ис­пользование иностранных инвести­ций в экономику республики являет­ся основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического со­трудничества Казахстана с зарубеж­ными странами. [ ]

Иностран­ные инвестиции окажут существенное воздействие на ход экономических преобразований — и предлагают объ­ективно оценить возможные негатив­ные и позитивные, последствия при­влечения внешних факторов произ­водственного развития, выработать инвестиционную политику, отвечаю­щую интересам Казахстана, его на­рода, обеспечивающую преодоление кризисных явлений и достижение перспективных целей.

С помощью иностранных инвес­тиций можно реально улучшить де­формированную производственную структуру экономики Казахстана, со­здать новые высокотехнологические производства, модернизовать основ­ные фонды и технически перевоору­жить многие предприятия, активно задействовать имеющийся потенциал квалифицированных специалистов и рабочих республики, внедрить пере­довые достижения в области менедж­мента, маркетинга и ноу-хау, напол­нить внутренний рынок качественны­ми товарами отечественного производства с одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны.[ ]

Инвестиции сегодня выступают единственно реальным рычагом выхода из кризиса, перехода от затянувшейся депрессии к экономическому подъему. Именно пониманием этого вызваны предпринимаемые Президентом и Правительством последние шаги по активизации инвестиционного процесса в республике. Так, Указом Президента РК образован Государственный Комитет Республики Казахстан по инвестициям.

Сейчас совершенно ясно, что импорт международных инвестиций представляет собой один из наиболее эффективных и скорейших путей оживления инвестиционного процесса в республике. Это обусловлено недостаточностью средств для проведения структурно-нвестиционной политики в приоритетных направлениях, таких как топливно-энергетическая, металлургическая, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, золотодобывающая промышленность, транспорт и коммуникации, насыщение внутреннего рынка товарами народного потребления и продовольствием.

Инвестиционная политика является важнейшим элементом экономической стратегии страны и определяется ее целями и задачами. Государственная политика привлечения международного капитала и инвестиций в соответствии с логикой экономических реформ исходит из необходимости максимального ее содействия структурной перестройке произ-водства в условиях кризиса и высокой инфляции, а также развитию рыночных преобразо-ваний, существенному повышению инвестиционной активности государственных и частных инвесторов.

На сегодня в республике в основном сформирована необходимая экономическая среда и система гарантий для привлечения иностранного капитала: вступили в действие Граждан-ский, Таможенный и Налоговый кодексы; принят и совершенствуется Закон «Об иностран-ных инвестициях»; максимально либерализирована внешнеэкономическая деятельность; действует Институт Правительственных гарантий для приоритетных инвестиционных проектов. Правительством определены главные, приоритетные направления инвестиционных вложений в промышленность которые в совокупности решают задачи:

 развития и укрепления сырьевой базы черной и цветной металлургии;

 коренной реконструкции и — коренной реконструкции и модернизации экспортоориентированных производств на основе прогрессивных экологически чистых технологий и оборудования;

 создания новых производств по выпуску импортозамещающей продукции, а также продукции высокой товарной готовности из отечественного сырья и материалов;

Читайте также:  Чем выше внутренняя норма доходности тем

технического перевооружения предприятий и производства конкурентоспособных на мировых рынках товаров.

По мнению западных экспертов, инвестиционный климат в Казахстане в целом благоприятный, но серьезные преграды в виде бюрократических препонов, финансовых рисков, недостатков в налоговом законодательстве и администрировании, недостаточно развитой правовой инфраструктуры в сфере страхования, залогов и т.д. могут начать сдерживать процесс притока иностранного капитала и инвестиций. С другой стороны, Казахстан считается для зарубежных инвесторов привлекательным рынком по самым базовым параметрам делового климата; республике свойственны крупный рыночный потенциал, изобилие природных и трудовых ресурсов. Потенциальная прибыльность инвестиций выступает существенным фактором для инвесторов, ожидающих получить больше прибыли от инвестиций в Казахстане.

Все это в определенной мере послужило тому, что зарубежный капитал стал сегодня серьезнейшим фактором в экономике. Практически весь достигнутый незначительный рост в экономике связан с иностранным капиталом, занявшим серьезную и долгую нишу в экономическом развитии страны. Закупки товаров, строительство крупных объектов на средства международных кредитов, участие зарубежного капитала в прямой форме, при передаче в управление и покупке контрольных пакетов акций предприятий, — эти и другие события стали неотъемлемой частью экономической жизни республики.

В то же время следует отметить, что достигнутые результаты далеки от потенциальных. Роль и отношение к зарубежному капиталу и инвестициям до сих пор не осознаны на концептуальном, государственном и политическом уровне. Международный капитал привлекается и используется на интуитивной, зачастую хаотической основе по принципу «дают — бери».

Между тем, как показывает опыт других стран мира, зарубежный капитал может сыграть как положительную (при его правильном использовании), так и отрицательную роль, ввергнув экономику и страну в острейший долговой кризис. Привлечение его в максималь-ных размерах — не самоцель (к сожалению, это иногда слабо понимают государственные чиновники), хотя Казахстан и привлекает в сотни раз меньше, чем страны той же Латинской Америки, Восточной Европы, Китая, стран Юго-Восточной Азии. Проблема — в эффективном использовании и придании положительного мультипликативного эффекта вложениям, который позволил бы соразмерно возросшему вследствие этого уровню экономического развития привлечь новый капитал, а затем и перейти к самофинансированию инвестиций.

Отсутствие долгое время эффективной государственной политики и концепции работы с зарубежным капиталом, использования его в инвестиционных целях в определенной мере уже сказывается на экономических процессах в виде увеличения внешнего долга (при приближающейся черте обслуживания долга), возрастающих неплатежей, существенного снижения инвестиционного рейтинга, ограничения интереса инвесторов только сырьевыми отраслями и т.д. Положение стало исправляться лишь с созданием Государственного Комитета по инвестициям и принятием Парламентом закона «О государственной поддержке прямых инвестиций».

Одной из причин этому является то, что в самой экономической науке до сих пор системно не проанализирован мировой опыт по привлечению и эффективному использо-ванию инвестиционного капитала из-за рубежа, не выработаны принципы государственной политики в этой сфере, механизмы действенного государственного регулирования. Без научного же осознания природы, роли движения в международных масштабах капитала, принципов его использования во благо страны невозможно проводить правильную безошибочную государственную политику.[ ]

Привлечение и эффективное использование внешних инвестицион­ных ресурсов призваны обеспечить решение следующего круга задач:

• реструктуризацию национальной экономи­ки,

• ликвидацию диспропорций в экономичес­ком и социальном развитии регионов,

• усиление экспортного потенциала страны,

• развитие импортозамещающих произ­водств,

• формирование частного и смешанного сек­торов экономики, способствующих разви­тию конкурентной среды,

• создание рыночной инфраструктуры,

• привлечение передовой зарубежной техно­логии, ноу-хау и управленческого опыта.[ ]

В Казахстане проблемами привлечения и использования иностранных инвестиций (кроме специальных органов) занимаются такие ученные, как Ахметов Бура (д.э.н., профессор, завкафедрой «Экономика предприятия» КазГТУ), Нурланова Н.К.(замдиректора Института Экономики МН и ВО РК, д.э.н.), С. Калмырзаев (к.э.н.), А.Нурсеитов (к.э.н., старший эксперт Агенства РК по инвестициям), Кенжегузин М. (д.э.н., директор ИЭ НАН РК) и др.

Читайте также:  Что такое историческая доходность

Источник

Некоторые проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Казахстана

Вместе с тем, тенденции сокращения масштабов инвестиционных вложений в Казахстан, сформировавшиеся к концу 2001 года, продолжают действовать и в настоящее время. При этом наблюдается сокращение по всем составляющим иностранных инвестиций (прямым, портфельным и прочим).

Многие иностранные инвесторы считают инвестиционный климат в Казахстане неблагоприятным из-за политической и экономической нестабильности, неотработанности законодательства, обременительной налоговой системы, неразвитости инфраструктуры.

Так, они отмечают наличие в Казахстане противоречащих друг другу и быстро изменяющихся законодательных актов и постановлений, касающихся иностранных инвестиций, различное толкование или даже игнорирование их отдельными организациями и местными властями. На такие принципиальные вопросы, как право собственности на землю, механизмы реализации зало­говых форм, иностранные инвесторы не получат однозначных ответов. На­логовая система не стимулирует инвестиционную активность.

Недостаток коммерческой информации о рынке в Казахстане, регионах и конкретных предприятиях, транспортной и телекоммуникационной системах, правовой базе также является препятствием на пути иностранного инвес­тирования в экономику Казахстане, особенно для малых и средних зарубежных компаний и фирм.

В настоящее время открываются новые перспективы притока иностран­ных инвестиций в казахстанскую экономику.

Первое, самое главное направление привлечения иностранного капи­тала — освоение с его помощью невостребованного научно-технического потенциала Казахстана, особенно на конверсируемых предприятиях оборонной промышленности.

Второе направление — расширение и диверсификация экспортного по­тенциала Казахстана.

Третье направление — создание импортозамещающих производств, раз­витие производства товаров народного потребления, продовольственных товаров, медикаментов.

Пятое направление — содействие притоку иностранных инвестиций в трудоизбыточные регионы (в первую очередь в Центральный и Северо-западный), в восточные районы страны, обладающие богатыми природными за­пасами.

От правительства РК требуются вполне конкретные практи­ческие меры по улучшению работы с иностранными инвесторами — в области законодательства, кредитно-финансовой и налоговой политики, в органи­зационной и информационной сферах. Существующее законодательство об иностранных инвестициях не отражает экономические реалии страны и тре­бует доработок. По степени риска вложения капитала Казахстан находится на одном из последних мест. Поэтому правительство должно принять ряд но­вых акций по привлечению иностранных инвестиций. Для этого Министерство Экономики Казахстана должно обеспе­чить:

— систематическую, увязанную с другими направлениями экономичес­кой политики правительства, разработку предложений в сфере международ­ного финансово-инвестиционного сотрудничества;

— формирование и реализацию государственной политики по привлече­нию иностранных инвестиций, а также координацию сотрудничества в ин­вестиционной сфере с международными финансовыми организациями;

— работу по заключению международных договоров о поощрении и вза­имной защите капиталовложений, организации и проведению международных тендеров, заключению концессионных договоров и соглашений о разделе продукции, наполнению кредитов, получаемых от международных финансовых организаций и иностранных государств, конкретными инвестиционными про­ектами, созданию свободных экономических зон и регулированию в них де­ятельности иностранных инвесторов.

Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей — выхода из современного общественно-экономическо­го кризиса, преодоления спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь ввиду что, интересы казахстанского об­щества, с одной стороны, и иностранных инвесторов — с другой, непос­редственно не совпадают. Казахстан заинтересован в восстановлении, об­новлении своего производственного потенциала, насыщение потребитель­ского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении ан­ти импортной политики, в привнесение в наше общество западной управлен­ческой культуры. Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка Казахстане, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабо­чей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его на достижение общественных целей.

Читайте также:  Уровень относительной доходности предприятия

Роль инвестиций при любом способе производства заключается в повышении промышленного производства, его эффективности и в конечном итоге увеличения валового национального продукта.

Особенностью казахстанской экономики является спад производства, высокая инфляция, привязка внутренних цен к валютному курсу. В основе кризиса лежит технологическая отсталость предприятий, проявляющаяся в высокой энергоемкости, материалоемкости и трудоемкости продукции, её низком качестве, а также неэффективность управления.

В мировых ценах большинство предприятий перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства оказываются нерентабельными даже при нашей низкой заработной плате.

Для повышения технического уровня отраслей народного хозяйства требуются значительные инвестиции, предусматривающие внедрение прогрессивных технологий и совершенствования системы управления.

Либерализация казахстанской экономики сопровождалась ростом инфляции, особенно в период 2005-2008гг. Рост инфляции сдерживает инвестиционный процесс, особенно в реальное производство. В этот период преобладают инвестиции в финансовый сектор, доля портфельных инвестиций в несколько раз превышает прямые вложения в экономику. Растут кредитные ставки и доля краткосрочных кредитов. Монетарная политика ограничения спроса и снижения за счет этого уровня инфляции, проводимая в 2006-2007г.г. не принесла ожидаемых результатов, а только усугубила дальнейший спад производства.

В современных условиях Казахстана основными источниками инвестиций могут быть амортизационные отчисления, кредиты банков, включая иностранные, а также собственная прибыль предприятий и сбережения населения. Реально же, огромная масса наличной валюты на руках у населения, является омертвленным инвестиционным ресурсом. Привлечение в экономику даже части накоплений населения позволило бы провести реконструкцию и модернизацию многих отечественных предприятий. Кроме того, рост внутренних инвестиций в стране важен и для привлечения иностранных инвесторов.

Сегодня, для обеспечения финансирования реконструкции экономики невозможно полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор. Необходима активная и целенаправленная политика государства в отношении развития рынка ценных бумаг.

Активизация инвестиционной деятельности неразрывно связана с проведением рациональной налоговой политики, призванной стимулировать вложение свободных денежных средств в реальное производство (снижение налогов, льготы по налогу на прибыль). Это будет способствовать созданию условий, при которых бы исключалась возможность роста теневой экономики.

За период 2005-2009 годах общеэкономический кризис резко обострил ситуацию в финансово-платежной и долговой сферах. Он вызвал паралич банковской системы, обвал валютного рынка и рынка государственных ценных бумаг, повысил уровень коммерческих и некоммерческих рисков, существенно снизил рейтинг Казахстана и привел к резкому падению доверия к Казахстана со стороны потенциальных западных инвесторов и кредиторов.

Инвестиционные риски, рост процентных ставок по кредитам и сохранение устойчивой тенденции к снижению рентабельности предприятий спровоцировали отток как отечественных, так и иностранных инвестиций из реального сектора экономики.

Важнейшим фактором повышения эффективности производства является научно-технический прогресс. По данным США рентабельность капиталовложений в научные исследования составляет от 100-200%.

Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в казахстанскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

1. М.Д. Тинасилов /Экономические реформы инвестиционного сотрудничества государств участников ЦАС/, Алматы – 2002.

2. А.Р. Уркумбаева /Приоритеты развития инвестиционных проектов в условиях рынка/. Монография. Алматы — 2007.

Источник

Оцените статью