Проблемы привлечения и использования иностранных инвестиций в Казахстане
Министерство Науки и Образования Республики Казахстан
Казахский Национальный Университет имени аль-Фараби
Кафедра теоретической экономики
«Проблемы привлечения и использования
иностранных инвестиций в Казахстане»
Выполнила студентка III курса
факультета «Экономики и Бизнеса»
Глава 1. Инвестиционный процесс
1.1. Роль инвестиций в экономике
1.2. Преимущества и недостатки импорта инвестиций
Глава 2. Государственная инвестиционная политика
2.1. Принципы и проблемы инвестиционной политики
2.2. Инвестиционный климат
Глава 3. Привлечение и использование иностранных инвестиций
3.1. Проблемы и задачи
3.2. Механизм государственно-правового регулирования
Приложение 1 Использованная литература
На современном этапе развития Казахстана как нового независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики.
Для решения этих задач, а также для обеспечения структурных преобразований экономики на основе программы действий правительства по углублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно важное значение приобретает привлечение иностранного капитала в экономику республики.
Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику республики является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Казахстана с зарубежными странами. [ ]
Иностранные инвестиции окажут существенное воздействие на ход экономических преобразований — и предлагают объективно оценить возможные негативные и позитивные, последствия привлечения внешних факторов производственного развития, выработать инвестиционную политику, отвечающую интересам Казахстана, его народа, обеспечивающую преодоление кризисных явлений и достижение перспективных целей.
С помощью иностранных инвестиций можно реально улучшить деформированную производственную структуру экономики Казахстана, создать новые высокотехнологические производства, модернизовать основные фонды и технически перевооружить многие предприятия, активно задействовать имеющийся потенциал квалифицированных специалистов и рабочих республики, внедрить передовые достижения в области менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнить внутренний рынок качественными товарами отечественного производства с одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны.[ ]
Инвестиции сегодня выступают единственно реальным рычагом выхода из кризиса, перехода от затянувшейся депрессии к экономическому подъему. Именно пониманием этого вызваны предпринимаемые Президентом и Правительством последние шаги по активизации инвестиционного процесса в республике. Так, Указом Президента РК образован Государственный Комитет Республики Казахстан по инвестициям.
Сейчас совершенно ясно, что импорт международных инвестиций представляет собой один из наиболее эффективных и скорейших путей оживления инвестиционного процесса в республике. Это обусловлено недостаточностью средств для проведения структурно-нвестиционной политики в приоритетных направлениях, таких как топливно-энергетическая, металлургическая, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, золотодобывающая промышленность, транспорт и коммуникации, насыщение внутреннего рынка товарами народного потребления и продовольствием.
Инвестиционная политика является важнейшим элементом экономической стратегии страны и определяется ее целями и задачами. Государственная политика привлечения международного капитала и инвестиций в соответствии с логикой экономических реформ исходит из необходимости максимального ее содействия структурной перестройке произ-водства в условиях кризиса и высокой инфляции, а также развитию рыночных преобразо-ваний, существенному повышению инвестиционной активности государственных и частных инвесторов.
На сегодня в республике в основном сформирована необходимая экономическая среда и система гарантий для привлечения иностранного капитала: вступили в действие Граждан-ский, Таможенный и Налоговый кодексы; принят и совершенствуется Закон «Об иностран-ных инвестициях»; максимально либерализирована внешнеэкономическая деятельность; действует Институт Правительственных гарантий для приоритетных инвестиционных проектов. Правительством определены главные, приоритетные направления инвестиционных вложений в промышленность которые в совокупности решают задачи:
развития и укрепления сырьевой базы черной и цветной металлургии;
коренной реконструкции и — коренной реконструкции и модернизации экспортоориентированных производств на основе прогрессивных экологически чистых технологий и оборудования;
создания новых производств по выпуску импортозамещающей продукции, а также продукции высокой товарной готовности из отечественного сырья и материалов;
технического перевооружения предприятий и производства конкурентоспособных на мировых рынках товаров.
По мнению западных экспертов, инвестиционный климат в Казахстане в целом благоприятный, но серьезные преграды в виде бюрократических препонов, финансовых рисков, недостатков в налоговом законодательстве и администрировании, недостаточно развитой правовой инфраструктуры в сфере страхования, залогов и т.д. могут начать сдерживать процесс притока иностранного капитала и инвестиций. С другой стороны, Казахстан считается для зарубежных инвесторов привлекательным рынком по самым базовым параметрам делового климата; республике свойственны крупный рыночный потенциал, изобилие природных и трудовых ресурсов. Потенциальная прибыльность инвестиций выступает существенным фактором для инвесторов, ожидающих получить больше прибыли от инвестиций в Казахстане.
Все это в определенной мере послужило тому, что зарубежный капитал стал сегодня серьезнейшим фактором в экономике. Практически весь достигнутый незначительный рост в экономике связан с иностранным капиталом, занявшим серьезную и долгую нишу в экономическом развитии страны. Закупки товаров, строительство крупных объектов на средства международных кредитов, участие зарубежного капитала в прямой форме, при передаче в управление и покупке контрольных пакетов акций предприятий, — эти и другие события стали неотъемлемой частью экономической жизни республики.
В то же время следует отметить, что достигнутые результаты далеки от потенциальных. Роль и отношение к зарубежному капиталу и инвестициям до сих пор не осознаны на концептуальном, государственном и политическом уровне. Международный капитал привлекается и используется на интуитивной, зачастую хаотической основе по принципу «дают — бери».
Между тем, как показывает опыт других стран мира, зарубежный капитал может сыграть как положительную (при его правильном использовании), так и отрицательную роль, ввергнув экономику и страну в острейший долговой кризис. Привлечение его в максималь-ных размерах — не самоцель (к сожалению, это иногда слабо понимают государственные чиновники), хотя Казахстан и привлекает в сотни раз меньше, чем страны той же Латинской Америки, Восточной Европы, Китая, стран Юго-Восточной Азии. Проблема — в эффективном использовании и придании положительного мультипликативного эффекта вложениям, который позволил бы соразмерно возросшему вследствие этого уровню экономического развития привлечь новый капитал, а затем и перейти к самофинансированию инвестиций.
Отсутствие долгое время эффективной государственной политики и концепции работы с зарубежным капиталом, использования его в инвестиционных целях в определенной мере уже сказывается на экономических процессах в виде увеличения внешнего долга (при приближающейся черте обслуживания долга), возрастающих неплатежей, существенного снижения инвестиционного рейтинга, ограничения интереса инвесторов только сырьевыми отраслями и т.д. Положение стало исправляться лишь с созданием Государственного Комитета по инвестициям и принятием Парламентом закона «О государственной поддержке прямых инвестиций».
Одной из причин этому является то, что в самой экономической науке до сих пор системно не проанализирован мировой опыт по привлечению и эффективному использо-ванию инвестиционного капитала из-за рубежа, не выработаны принципы государственной политики в этой сфере, механизмы действенного государственного регулирования. Без научного же осознания природы, роли движения в международных масштабах капитала, принципов его использования во благо страны невозможно проводить правильную безошибочную государственную политику.[ ]
Привлечение и эффективное использование внешних инвестиционных ресурсов призваны обеспечить решение следующего круга задач:
• реструктуризацию национальной экономики,
• ликвидацию диспропорций в экономическом и социальном развитии регионов,
• усиление экспортного потенциала страны,
• развитие импортозамещающих производств,
• формирование частного и смешанного секторов экономики, способствующих развитию конкурентной среды,
• создание рыночной инфраструктуры,
• привлечение передовой зарубежной технологии, ноу-хау и управленческого опыта.[ ]
В Казахстане проблемами привлечения и использования иностранных инвестиций (кроме специальных органов) занимаются такие ученные, как Ахметов Бура (д.э.н., профессор, завкафедрой «Экономика предприятия» КазГТУ), Нурланова Н.К.(замдиректора Института Экономики МН и ВО РК, д.э.н.), С. Калмырзаев (к.э.н.), А.Нурсеитов (к.э.н., старший эксперт Агенства РК по инвестициям), Кенжегузин М. (д.э.н., директор ИЭ НАН РК) и др.
Источник
Некоторые проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Казахстана
Вместе с тем, тенденции сокращения масштабов инвестиционных вложений в Казахстан, сформировавшиеся к концу 2001 года, продолжают действовать и в настоящее время. При этом наблюдается сокращение по всем составляющим иностранных инвестиций (прямым, портфельным и прочим).
Многие иностранные инвесторы считают инвестиционный климат в Казахстане неблагоприятным из-за политической и экономической нестабильности, неотработанности законодательства, обременительной налоговой системы, неразвитости инфраструктуры.
Так, они отмечают наличие в Казахстане противоречащих друг другу и быстро изменяющихся законодательных актов и постановлений, касающихся иностранных инвестиций, различное толкование или даже игнорирование их отдельными организациями и местными властями. На такие принципиальные вопросы, как право собственности на землю, механизмы реализации залоговых форм, иностранные инвесторы не получат однозначных ответов. Налоговая система не стимулирует инвестиционную активность.
Недостаток коммерческой информации о рынке в Казахстане, регионах и конкретных предприятиях, транспортной и телекоммуникационной системах, правовой базе также является препятствием на пути иностранного инвестирования в экономику Казахстане, особенно для малых и средних зарубежных компаний и фирм.
В настоящее время открываются новые перспективы притока иностранных инвестиций в казахстанскую экономику.
Первое, самое главное направление привлечения иностранного капитала — освоение с его помощью невостребованного научно-технического потенциала Казахстана, особенно на конверсируемых предприятиях оборонной промышленности.
Второе направление — расширение и диверсификация экспортного потенциала Казахстана.
Третье направление — создание импортозамещающих производств, развитие производства товаров народного потребления, продовольственных товаров, медикаментов.
Пятое направление — содействие притоку иностранных инвестиций в трудоизбыточные регионы (в первую очередь в Центральный и Северо-западный), в восточные районы страны, обладающие богатыми природными запасами.
От правительства РК требуются вполне конкретные практические меры по улучшению работы с иностранными инвесторами — в области законодательства, кредитно-финансовой и налоговой политики, в организационной и информационной сферах. Существующее законодательство об иностранных инвестициях не отражает экономические реалии страны и требует доработок. По степени риска вложения капитала Казахстан находится на одном из последних мест. Поэтому правительство должно принять ряд новых акций по привлечению иностранных инвестиций. Для этого Министерство Экономики Казахстана должно обеспечить:
— систематическую, увязанную с другими направлениями экономической политики правительства, разработку предложений в сфере международного финансово-инвестиционного сотрудничества;
— формирование и реализацию государственной политики по привлечению иностранных инвестиций, а также координацию сотрудничества в инвестиционной сфере с международными финансовыми организациями;
— работу по заключению международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений, организации и проведению международных тендеров, заключению концессионных договоров и соглашений о разделе продукции, наполнению кредитов, получаемых от международных финансовых организаций и иностранных государств, конкретными инвестиционными проектами, созданию свободных экономических зон и регулированию в них деятельности иностранных инвесторов.
Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей — выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоления спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь ввиду что, интересы казахстанского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов — с другой, непосредственно не совпадают. Казахстан заинтересован в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщение потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении анти импортной политики, в привнесение в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка Казахстане, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его на достижение общественных целей.
Роль инвестиций при любом способе производства заключается в повышении промышленного производства, его эффективности и в конечном итоге увеличения валового национального продукта.
Особенностью казахстанской экономики является спад производства, высокая инфляция, привязка внутренних цен к валютному курсу. В основе кризиса лежит технологическая отсталость предприятий, проявляющаяся в высокой энергоемкости, материалоемкости и трудоемкости продукции, её низком качестве, а также неэффективность управления.
В мировых ценах большинство предприятий перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства оказываются нерентабельными даже при нашей низкой заработной плате.
Для повышения технического уровня отраслей народного хозяйства требуются значительные инвестиции, предусматривающие внедрение прогрессивных технологий и совершенствования системы управления.
Либерализация казахстанской экономики сопровождалась ростом инфляции, особенно в период 2005-2008гг. Рост инфляции сдерживает инвестиционный процесс, особенно в реальное производство. В этот период преобладают инвестиции в финансовый сектор, доля портфельных инвестиций в несколько раз превышает прямые вложения в экономику. Растут кредитные ставки и доля краткосрочных кредитов. Монетарная политика ограничения спроса и снижения за счет этого уровня инфляции, проводимая в 2006-2007г.г. не принесла ожидаемых результатов, а только усугубила дальнейший спад производства.
В современных условиях Казахстана основными источниками инвестиций могут быть амортизационные отчисления, кредиты банков, включая иностранные, а также собственная прибыль предприятий и сбережения населения. Реально же, огромная масса наличной валюты на руках у населения, является омертвленным инвестиционным ресурсом. Привлечение в экономику даже части накоплений населения позволило бы провести реконструкцию и модернизацию многих отечественных предприятий. Кроме того, рост внутренних инвестиций в стране важен и для привлечения иностранных инвесторов.
Сегодня, для обеспечения финансирования реконструкции экономики невозможно полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор. Необходима активная и целенаправленная политика государства в отношении развития рынка ценных бумаг.
Активизация инвестиционной деятельности неразрывно связана с проведением рациональной налоговой политики, призванной стимулировать вложение свободных денежных средств в реальное производство (снижение налогов, льготы по налогу на прибыль). Это будет способствовать созданию условий, при которых бы исключалась возможность роста теневой экономики.
За период 2005-2009 годах общеэкономический кризис резко обострил ситуацию в финансово-платежной и долговой сферах. Он вызвал паралич банковской системы, обвал валютного рынка и рынка государственных ценных бумаг, повысил уровень коммерческих и некоммерческих рисков, существенно снизил рейтинг Казахстана и привел к резкому падению доверия к Казахстана со стороны потенциальных западных инвесторов и кредиторов.
Инвестиционные риски, рост процентных ставок по кредитам и сохранение устойчивой тенденции к снижению рентабельности предприятий спровоцировали отток как отечественных, так и иностранных инвестиций из реального сектора экономики.
Важнейшим фактором повышения эффективности производства является научно-технический прогресс. По данным США рентабельность капиталовложений в научные исследования составляет от 100-200%.
Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в казахстанскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.
1. М.Д. Тинасилов /Экономические реформы инвестиционного сотрудничества государств участников ЦАС/, Алматы – 2002.
2. А.Р. Уркумбаева /Приоритеты развития инвестиционных проектов в условиях рынка/. Монография. Алматы — 2007.
Источник