Проблемы международных прямых инвестиций

ПРОБЛЕМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ

Качмазова А.Д.

Студент, Северо-осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

ПРОБЛЕМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ

Аннотация

В данной статье рассматриваются проблемы, которые возникают у иностранных инвесторов при прямом инвестировании в экономику России, и предлагаются пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: экономика, прямые иностранные инвестиции, инвестиционный климат, политика государства, административные барьеры, коррупция, санкции.

Kachmazova A.D.

Student, North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov

THE PROBLEM OF ATTRACTING FOREIGN DIRECT INVESTMENT IN RUSSIA

Abstract

This article discusses the problems that arise from foreign investors for direct investments in the Russian economy, and suggests ways to solve this problem.

Keywords: economy, foreign direct investment, investment climate, government policies, administrative barriers, corruption, sanctions

Прямые иностранные инвестиции в современном государстве поддерживают возникновение новых инновационных производств, развивают экономику в целом, содействуют пополнению государственного бюджета посредством налогов, а также предупреждают снижение занятости в стране. Этим обусловлено стремление развитых государств к развитию сектора иностранных инвестиций.

Когда бизнесмен собирается инвестировать в экономику другого государства, при принятии данного решения важнейшим фактором для него становится имидж страны, с помощью которого инвестор может спрогнозировать выгоду и безопасность своего вложения.

Важно отметить, что имидж России улучшается с каждым годом. Богатство страны природными ресурсами, что является сильным конкурентным преимуществом, а также привлечение все новых ресурсов гарантирует долгосрочное первенство России в энергетическом секторе. Несмотря на это, зависимость страны от природных ресурсов, особенно исчерпаемых, показывает нестабильность ожиданий от вложений зарубежных инвесторов и, как следствие, негативно влияет на их мнение. Проблема в том, что многие инвесторы оглядываются на прошлое России, ведь еще 15-20 лет назад экономика нашей страны была весьма шаткой и всякие вложения предполагали значительную долю риска.

Важным элементом хорошего инвестиционного климата считается показатель благоприятного уровня для ведения бизнеса. В рейтинге Всемирного Банка наша страна занимает 92 место из 189 возможных и имеет положительную динамику по данному показателю. Это реально благодаря правильной политике государства, которая направлена на развитие инновационной деятельности и эффективное промышленное производство.

Несмотря на это, имеет место быть снижение объема прямых иностранных инвестиций в Россию. В частности, по данным UNCTAD в 2014 году доля прямые иностранные инвестиции упали на 70% по сравнению с 2013 годом и составили 19 млрд.долл.

Можно назвать множество причин такого крутого спада, в том числе и политическую ситуацию России, ее положение на мировой арене. Украинский конфликт, а затем санкции, которые многие западные страны установили в отношении России, насторожили инвесторов из развитых государств. Крупные иностранные компании и бизнесмены отдадут предпочтение стране, у которой нет очевидных конфликтов с Западом.

Но это не единственная причина сокращения иностранных инвестиций в Россию. Сюда можно включить и уровень коррупции. В 2014 году Россия заняла 136 место из 174 возможных, наряду с Нигерией, Ливаном и Ираном. Можно заметить, что объем иностранных инвестиций останется не только на прежнем уровне, но и станет сокращаться до тех пор, пока основная часть руководства зарубежных компаний будет придерживаться мнения, что в России крайне трудно вести легальный, честный бизнес, не отступая от этических и правовых международных стандартов. [1]

Еще одной проблемой при инвестировании для иностранцев являются административные барьеры, которые в значительной степени увеличивают издержки ведения бизнеса. Оформление различных лицензий, разрешений, заключений, виз и т.д. отнимает не только много времени, но и денег, что заметно затрудняет хозяйственную деятельность, а также увеличивает сроки реализации инвестиционных проектов.

Чтобы справиться и изменить возникшую ситуацию в сфере иностранных инвестиций необходимо: осуществить эффективную реализацию экономических и административных реформ, сделать борьбу с коррупцией продуктивной и действенной, а также заняться модернизацией законодательной базы и правоприменительной практики. Кроме того, нужно создать совершенный механизм, который позволит упростить процедуру регистрации иностранных и смешанных фирм. Для улучшения российского инвестиционного климата и преодоления существующих барьеров, которые тормозят приток иностранных инвестиций, целесообразно развивать производство и малый бизнес, и более того, всеми способами стимулировать развитие новых производственных предприятий, а также поощрять уже существующие для их дальнейшего роста.

Читайте также:  Период инвестиционной окупаемости формула

Увеличение иностранных инвестиций в экономику России главным образом зависит от повышения имиджа страны за рубежом. Это поможет нашему государству скорее встать на пусть устойчивого экономического развития и занять достойную нишу на мировом рынке.

Источник

Условия и проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций

2.3 Условия и проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций

Меры, ориентированные на создание привлекательных условий для притока ПИИ, включают в себя 3 основные группы:

— базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата;

— правовые и административные основы деятельности иностранных инвесторов;

— специфические стимулы для ПИИ.

В отличие от большинства стран Центральной и Восточной Европы, страны СНГ не смогли пока решить задачу создания благоприятного инвестиционного климата, предусматривающего формирований стабильных политических и макроэкономических условий, защиты прав собственности. Однако улучшение инвестиционного климата само по себе не способно обеспечить резкое увеличение объемов иностранных инвестиций. Как показывает опыт стран с развивающейся и переходной экономикой, улучшение инвестиционного климата является необходимым, но не достаточным условием притока ПИИ. Решение этой задачи требует реализации мероприятий по созданию правовых основ деятельности иностранных инвесторов и специфических стимулов для ПИИ, направленных на повышение инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов и привлечения их внимания к перспективным инвестиционным проектам на территории страны.

Эффективность формирования правовых основ деятельности иностранных инвесторов решающим образом зависит от того, в какой степени стране удалось реализовать базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата. Вследствие этого один и тот же набор законодательных механизмов и гарантий может по разному влиять на инвестиционную привлекательность стран, различающихся по уровню стабильности инвестиционного климата и его соответствия интересам иностранных инвесторов. Страны с развивающейся и переходной экономикой в большинстве случаев предоставляют иностранным инвесторам дополнительные гарантии хозяйственной деятельности, нередко выступающие в качестве важных поощрительных изъятий из национального режима.

В современных условиях наиболее важными видами специфических стимулов для иностранных инвесторов являются следующие:

— фискальные стимулы: налоговые каникулы, льготы по налогу на прибыль, льготы в отношении средств, используемых на инвестиции и реинвестиции, ускоренный режим амортизационных списаний, льготы по подоходному налогу для иностранных сотрудников предприятий с иностранным участием, льготы при осуществлении деятельности, связанной с НИОКР, льготы при осуществлении внешнеторговых операций и другие;

— финансовые стимулы: выплата правительственных субсидий на покрытие части стартовых издержек, предоставление льготных кредитов или гарантий по кредитам, обеспечение льготных условий государственного страхования, государственное участие в акционерном капитале;

— иные стимулы — государственные расходы на создание инвестиционной инфраструктуры, создание зон со специальным экономическим статусом и другие.

Несмотря на достаточно критическое отношение международных организаций к использованию указанных стимулов, они активно применяются большинством стран мира в конкурентной борьбе за привлечение ПИИ. Более того, использование стимулирующих мер в мире значительно расширилось. При этом страны с рыночной экономикой в своей практике больше опираются на финансовые стимулы и вложения в инвестиционную инфраструктуру, а развивающиеся страны и страны с переходной экономикой – на фискальные меры.

Для коренного изменения сложившейся в странах СНГ ситуации и интенсификации притока ПИИ необходимо пересмотреть политику в области иностранных инвестиций. Кардинальные сдвиги в политике привлечения ПИИ предполагают использование принятых в мире принципов в отношении иностранных инвестиций, пересмотр приоритетов в отношении сфер приложения инвестиций. Россия не имеет возможности осуществлять стимулирование ПИИ в значительных масштабах. Ограниченность средств требует четкого решения таких вопросов, как методы стимулирования, на какие цели должны тратиться средства, приоритетные области привлечения ПИИ, кому, на каких условиях и кем могут предоставляться льготы.

Стратегической целью политики в сфере привлечения ПИИ должно являться предоставление иностранным инвесторам национального режима, обеспечивающего благоприятные условия для притока ПИИ в экономику России. Для этого необходима серьезная подготовительная работа по изменению налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства, которая могла бы способствовать интенсификации инвестиционного процесса. Существующий в России национальный режим хозяйственной деятельности крайне непривлекателен для иностранных компаний. Учитывая обострение конкуренции в мире за иностранные инвестиции, сопровождающееся предоставлением странами многочисленных льгот иностранным инвесторам, а главное – неблагоприятный инвестиционный климат в странах СНГ, принцип национального режима в должен быть дополнен системой льгот и гарантий для иностранных инвесторов. Наряду с применением принципа национального режима необходима также реализация иных принятых в международной практике принципов правового регулирования иностранных инвестиций. В первую очередь, речь идет о режиме наибольшего благоприятствования (РНБ), который предоставляется многими государствами с целью исключить дискриминацию по отношению к инвесторам из каких-либо стран. Режим в отношении ПИИ в должен характеризоваться высокой транспарентностью. Принцип транспарентности означает, что правовые нормы, регулирующие деятельность иностранных инвесторов, должны быть открытыми и не допускать неоднозначной интерпретации, а процедуры пересмотра этих норм должны быть гласными и проходить в условиях, обеспечивающих для заинтересованных сторон (включая иностранные компании) возможность высказать свою позицию по обсуждаемым вопросам. Политика по отношению к ПИИ должна включать следующие обязательные характеристики:

Читайте также:  Сервис по добыче криптовалют

— четкая последовательная стратегия, отражающая серьезность и долговременность намерений государства в привлечении ПИИ, вызывающая доверие инвесторов;

— согласованность основных положений политики привлечения ПИИ во всех ветвях власти на региональном и федеральном уровне, а также в предпринимательских кругах;

— соответствие деклараций и реальных действий, отсутствие конъюнктурных политических изменений, ясность конкретной программы действий органов власти федерального и регионального уровня, обеспечивающих улучшение инвестиционного климата.

Приоритеты политики привлечения ПИИ в страны СНГ должны быть сосредоточены на нескольких аспектах:

— поощрение отдельных, важных для экономики видов деятельности, включая экспорт конкурентоспособной продукции и импорт новых технологий;

— отраслевые приоритеты: привлечение ПИИ в высокотехнологичные отрасли (информационные технологии, аэрокосмическая и атомная промышленность), отрасли, имеющие характер “узких мест” в экономике и отрасли, обусловливающие развитие экспорта – Машино- и станкостроение для лесной, нефтяной, газовой промышленности, энергетики, металлургии;

— приоритеты в отношении компаний: в настоящее время нецелесообразно отказываться от стимулирования инвестиций крупных компаний (хотя в более отдаленной перспективе это нужно делать), но в то же время следует обратить внимание на привлечение инвестиций мелких и средних иностранных компаний, которые в гораздо большей степени нуждаются в совершенствовании общей законодательной базы стимулирования ПИИ и предоставлении гарантий стабильности условий инвестиционной деятельности на федеральном уровне;

— приоритеты регионального развития: вместо практики создания искусственно благоприятных условий инвестиционной деятельности в отдельных субъектах путем предоставления им статуса свободных экономических зон необходимо использовать новую стратегию, направленную на использование ресурсного потенциала регионов с учетом развития инфраструктуры и административных институтов, необходимых для целевого привлечения перспективных инвесторов;

— страновые приоритеты: активизация процесса привлечения ПИИ в экономику требует диверсификации страновых источников притока инвестиций как за счет экономически развитых стран, так и стран с динамично развивающимися рынками.

В соответствии с международной практикой, важным средством реализации приоритетов может стать создание специфических стимулов для прямых инвестиций. В ближайшей перспективе стоит задача четкого определения возможных изъятий из национального режима хозяйственной деятельности. При этом, как и другим странам с переходной экономикой, придется в большей степени опираться на фискальные (налоговые и таможенные льготы), нежели на финансовые льготы. Расширение круга льгот может происходить только в рамках соблюдения принципа РНБ, т.е. использование индивидуальных льгот для инвесторов из отдельных стран категорически исключено. Дискуссия о допустимости льгот для иностранных инвесторов после десяти лет ожидания инвестиционного бума вообще основана на возможности очень быстрого формирования благоприятного инвестиционного климата. Международная практика показывает, что создание такого климата и приток инвестиций тесно взаимосвязаны. В этом контексте прямой задачей Правительства остается определить, что является более важным и существенным: получение налогов от доходов на сравнительно небольшие по объемам инвестиции, лишенные всяких льгот; или предоставление льгот, способных наряду с другими мерами дать эффект в виде достаточно быстрого и значительного притока ПИИ и, соответственно, роста налоговых поступлений в будущем. Льготы должны предоставляться исключительно транспарентно, на основе закона, а не на индивидуальной основе, правительственными решениями, что открывает дорогу лоббизму. Получившая распространение практика предоставления льгот создает также возможности для коррупции, неравные условия для разных иностранных инвесторов. В законе должны быть четко прописаны сроки, размер и условия предоставления льгот. Целесообразно, чтобы льготы предоставлялись на заранее определенный срок и не менялись в течение этого времени. Политика в отношении ПИИ должна быть сфокусирована на ликвидации формальных ограничений и административных барьеров на пути иностранного капитала, на использовании системы гарантий, ориентированных на специфику иностранного инвестирования и призванных компенсировать негативные последствия сложившегося инвестиционного климата. Проблемы привлечения иностранных инвестиций рассмотрим на примере России. Осуществление грандиозных проектов реконструкции и развития предприятий производственной сферы и соответствующей инфраструктуры предполагает большой прилив капиталовложений, среди них важная роль отводится возможным притокам иностранных инвестиций.

Читайте также:  Правовые методы регулирования иностранных инвестиций

Важнейшей проблемой привлечения иностранных капиталовложений в РФ, на мой взгляд, являются их высокие производственные и непроизводственные затраты. Как бы не относился иностранный предприниматель к России, вкладывать денежные средства в ее экономику, он будет, прежде всего, в зависимости от экономической, а не политической целесообразности. Его интересует в первую очередь уровень рентабельности инвестиционного проекта, степень возможного превышения доходов от проекта над издержками производства. Из чего следует, что целью любого предпринимателя является прибыль. Высокие издержки производства в отдельных странах (в том числе в России) при строительстве объектов производственного назначения и создании производственной инфраструктуры (дороги, связь, энерго-, газо-, водо-, и теплоснабжение) по экологическим, географическим и климатическим условиям делают эти страны малопривлекательными для инвесторов, побуждая их перемешать свои капиталы в страны с меньшими издержками производства, следовательно, и с меньшими инвестиционными рисками. Данный процесс перемещения капиталов получил название «глобализация экономики». Полное включение России в орбиту мирового рынка, что планируется в результате ее вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), сделает Российскую Федерацию более открытой для проникновения иностранных товаров, более дешевых и более конкурентоспособных, чем наши отечественные, Однако потекут ли в страну капиталовложения, останется вопросом. Ведь объективные условия останутся теми же самыми, что и раньше: не снизится резко стоимость возводимых производственных зданий, не уменьшатся затраты на строительство дорог, энергоносители, добычу сырья, банковское обслуживание и др. Из выше написанного можно сделать вывод, что привлечь иностранные инвестиции можно лишь при условии существенного снижения производственных и непроизводственных издержек.

Для этого потребуется:

— намного увеличить расходы госбюджета на НИОКР, которые бы позволили увеличить число научно-технических разработок по проблемам снижения себестоимости выпуска и реализации продукции;

— ввести жесткие ограничения на вывоз валюты. Одно лишь отсутствие государственных границ и визового режима для большинства жителей бывших советских республик, ставших независимыми странами, приводит к гигантской утечке валюты за границу.

По мнению многих аналитиков, к причинам снижения инвестиционной активности в России относятся:

— высокая стоимость коммерческого кредита;

— недостаточное финансирование инвестиций из бюджетных средств и других финансовых источников;

— отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции;

— высокий уровень финансовых (в том числе инвестиционных) рисков из-за слабого правового обеспечения защиты внутренних и внешних инвесторов.

Необходимо ужесточить финансовый и административный контроль над целевым использованием кредитов, взятых специально для осуществления инвестиционных программ. На возможность привлечения иностранных инвестиций могут оказать влияние таможенные правила, ограничивающие ввоз отдельных товаров (особенно тех, которые производятся в настоящее время и могут производиться в долгосрочной перспективе у нас в стране) на территорию Российской Федерации. Безусловно, жесткая протекционистская политика должна проводиться и после присоединения России к ВТО. Весьма важно, чтобы после присоединения к ВТО соблюдались интересы государства, и чтобы российские товары и российское производство не были вытеснены товарами из других стран. Проблемы привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций не могут занимать ведущего места в системе общих проблем роста инвестиционной активности в Российской Федерации. Первостепенное значение имеет существенное увеличение объема отечественных инвестиций в нашу экономику, в том числе в финансовые активы.

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Источник

Оцените статью