Проблемы инвестиций во франции
Ключевые слова: инвестиции, иностранные инвестиции, прямые иностранные инвестиции, инвестиционные отношения, Россия, Франция
Инвестиционные отношения России и Франции имеют исключительно важное значение для устойчивого развития национальных экономик обеих стран, особенно в условиях современного мирового финансово-экономического кризиса.
Исторически Франция являлась одним из основных инвесторов Российской империи в начале XX в. Так, доля французского капитала составляла около трети всех иностранных капиталов, вложенных в акционерные общества России. По размерам ввозимого в Россию капитала на первом месте стояла Франция, на втором — Англия, затем шли Германия, Бельгия, США и др.
При участии французского капитала в России были созданы такие отрасли как тяжелая промышленность на Урале и в Донецкой области, а также кредитная система. Так, в 1913 г. из 19 российских банков 5 были с французским участием, 4 — с немецким, 2 — с английским и только в 8 оставшихся не было иностранного капитала. Франция также была главным кредитором России по государственным займам.
Следует заметить, что французские инвестиции в Российской империи носили в основном портфельный характер, а также осуществлялись в форме займов. Обычно инвестиции были долгосрочными (срок погашения российских облигаций на европейских рынках составлял 50-80 лет) и бессрочными. Таким образом, в период существования Российской империи французский капитал играл немаловажную роль в российской экономике, однако, возможности контроля предприятий реального сектора у французских инвесторов были сужены, так как вложения капитала осуществлялись преимущественно не в форме прямых инвестиций.
В период существования Советского Союза отношения с Францией носили не столько экономический, сколько политический характер. После революции и гражданской войны экономические отношения между странами осложнились вследствие национализации французского капитала в России.
Во время Второй мировой войны были заложены основы взаимного торгово-экономического сотрудничества, а союзные отношения, в сочетании с отложенными на неопределенный срок претензиями по взаимным долгам, подготовили почву для заключения соглашений о долгосрочном экономическом сотрудничестве.
Таким образом, несмотря на отрицательное в целом отношение Франции к политической системе Советского Союза после Второй мировой войны были заложены основы инвестиционного сотрудничества между СССР и Францией в сферах энергетики, нефтехимии, аграрного сектора, железно- и автодорожного транспорта, электроники, информатики, коммуникаций, телевидения, аэрокосмических исследований. Вместе с тем инвестиционные отношения между Францией и Россией носили преимущественно односторонний характер и затрагивали, в первую очередь, отрасли добывающей промышленности. Ряд соглашений был продиктован также и политико-дипломатическими соображениями.
В Советском Союзе представительство французского бизнеса было сведено к минимуму. Даже когда стал облегчаться доступ иностранных фирм в советскую экономику в начале перестроечного периода, среди лидеров инвестирования оказалось не так много французских компаний. Например, из более чем 200 предприятий с иностранным капиталом, зарегистрированных в РСФСР к весне 1989 г., с французским участием было только около десяти, и по этому показателю Франция уступала многим западноевропейским странам. Более того, французские предприятия концентрировались в основном в Москве, тогда как западногерманские, итальянские и финские фирмы стремились освоить значительное число регионов России.
После распада Советского Союза Россия уступила требованиям Франции и частично приняла к выплате долговые обязательства Российской империи с целью масштабного привлечения французских инвестиций. Но необходимо отметить, что данная цель была достигнута в достаточно ограниченном масштабе. Объемы и структура привлеченных из Франции инвестиций оказались значительно меньше, чем это необходимо для модернизации структурообразующих отраслей российской промышленности.
Однако следует заметить, что после распада СССР и создания Европейского союза Франция, равно как и Германия, на протяжении последних десятилетий в наибольшей степени из всех стран ЕС были заинтересованы в укреплении экономических отношений с Россией. Такая позиция Франции и Германии обусловлена их стремлением играть лидирующую роль в ЕС, что, по мнению многих российских и зарубежных ученых и экспертов, с геополитической и геоэкономической точки зрения не соответствует интересам США и Великобритании.
Для активизации двухсторонних экономических отношений в 1992 г. был создан Российско-французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам, а в 1996 г. — Российско-французская комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств, в 1997 г. — Российско-Французская Торгово-промышленная палата, в 2010 г. — Российско-французский Центр по Энергетической эффективности. Деятельность данных организаций во многом способствовала увеличению притока французских инвестиций в российскую экономику.
В таблице 1 представлена динамика и структура иностранных инвестиций из Франции в российской экономике за период 2004-2010 гг.
Структура французских инвестиций в РФ в 2004-2010 гг., млн долл.
В период с 1995 по 2008 г. инвестиции Франции в экономику России выросли в 62 раза и достигли в 2007 г. рекордного уровня в 6696,4 млн долл. (5,5 % совокупного объема иностранных инвестиций, поступивших в экономику нашей страны в этом году).
Начиная с 1990-х гг. в структуре французских инвестиций в России постепенно увеличивалась доля прямых инвестиций (ПИИ), что соответствовало внешнеэкономической стратегии Франции, направленной на расширение присутствия в странах Центральной и Восточной Европы. ПИИ составили от 10 до 36 % от всех полученных инвестиций из Франции за рассматриваемый в таблице 1 период.
Французский капитал особенно охотно шел в отрасли ТЭК, поскольку внешнеторговая политика России с начала 1990-х гг. была ориентирована преимущественно на экспорт энергоносителей. Объем накопленных французских инвестиций в сфере добычи топливно-энергетических ресурсов в России составил в 2010 г. 13,1 % от всех накопленных инвестиций из Франции. Основные инвесторы в этих отраслях — французские компаниии «Total», «Electricite de France», «Areva». Следующими по значимости отраслями, в которую направляются французские инвестиции, являются оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, в которых аккумулировано 10,7 % от всех накопленных инвестиций из Франции. Также одной из основных отраслей приложения французского капитала стала аэрокосмическая отрасль, где обе страны имеют значительный научно-технический потенциал. Основные инвесторы — «EADS», «Safran», «Thales».
Географически французские инвестиции концентрируются в европейской части России, особенно в крупных мегаполисах — Москве и Санкт-Петербурге, а также в Московской области. Так, в 2010 г. в Центральный федеральный округ РФ из Франции поступило 530,8 млн долл. прямых инвестиций, что составило 55% всех французских ПИИ в этом году. Из них в Москву направлено 377,8 млн долл. (39 % всех французских ПИИ), в Московскую область — 146,3 млн долл. (15 % всех ПИИ), в Санкт-Петербург — 3,6 млн долл. (0,4 % всех ПИИ). Объем накопленных французских инвестиций на конец 2010 г. в России составил 10,3 млрд долл., из которых 32,9 % приходятся на г. Москву, 8,1 % — на Московскую область, 18,4 % -на г. Санкт-Петербург.
Таким образом, географическая структура французских прямых инвестиций в России носит ассиметричный характер. Явно выделяется район Центрального федерального округа, куда направляется более половины всех ПИИ из Франции.
Однако в последние годы наметились позитивные сдвиги в оптимизации региональной структуры французских прямых инвестиций в России (однако говорить о качественных изменениях в этой области пока преждевременно). Этому способствовал ряд факторов, в том числе усиление конкуренции на рынках Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга, рост потребительского спроса в ряде российских регионов, усиление внимания правительства Франции к данной проблеме.
В 2003 г. Министерством экономики, финансов и торговли Франции был принят План действий в отношении России, в котором, среди прочих мероприятий предусматривалось расширение географии экономического сотрудничества двух стран, в частности, включены в список приоритетных направлений для французских инвесторов девять регионов России (Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, Самара, Ростов-на-Дону, Великий Новгород, Мурманск, Калининград и Архангельск).
Так, группа «Ашан» развивает сеть торговых точек в России, являясь одним из крупнейших работодателей в России, предприятие «Автофрамос», которое было создано совместно группой Renault и правительством Москвы, выпускает автомобили в разных регионах нашей страны, группа Peugeot Оггоеп построила завод в Калуге и т. д.
Вместе с тем масштабы и структура французских инвестиций в России, особенно в условиях мирового финансово-экономического кризиса, не отражают возможностей обеих стран в инвестиционном сотрудничестве.
Основной проблемой для французского капитала (как и для других иностранных инвесторов в России) является неблагоприятный инвестиционный климат и связанный с ним отток российского капитала из страны. Препятствием на пути полномасштабного привлечения французского капитала в Россию является также и характер французского предпринимательства — предельная осторожность, высокая чувствительность к изменениям экономической и политической ситуации в стране приложения капитала.
Вместе с тем интерес к развитию инвестиционного сотрудничества существует с обеих сторон, и этот интерес значительно вырос в период финансово-экономического кризиса. В рамках стратегии развития инвестиционных отношений между двумя странами проводится ряд мероприятий с участием как представителей государства, так и бизнеса. Проведение в 2010 г. года Франции в России и России — во Франции, а в его рамках -круглых столов, конференций, Международного экономического форума по отдельным отраслям сотрудничества (автомобилестроение, фармацевтика, сельское хозяйство, энергоэффективность), подписание соглашений о сотрудничестве в различных сферах, в том числе научных исследований, развития энергоэффективных технологий, космической медицины, геохимии окружающей среды и т.д. способствовало укреплению двухстороннего инвестиционного сотрудничества.
Несмотря на кризис, приток французских инвестиций в Россию в перспективе может иметь тенденцию к росту. Так, в российский автомобильный сектор в настоящее время продолжают поступать инвестиции от двух крупных автомобильных концернов — Renault и Peugeot Снтоеп; в пищевую промышленность — от «Danon», «Bon-duelle»; в черную металлургию — от «Arselor»; в производство строительных материалов — от «Saint-Gobain», «Lafarge»; в шинную промышленность — от «Michelin»; в розничную торговлю — от «Auchan»; в гостиничное хозяйство — от «Accor»; в банковский сектор — от «Societe generale».
Для России инвестиции из Франции крайне важны с точки зрения модернизации национальной экономики, особенно ее высокотехнологичных отраслей. Россия готова пойти на увеличение доли французского капитала, к примеру, в аэрокосмической отрасли, в которой обе страны имеют значительный научно-технический потенциал.
Перспективными инновационными проектами являются расширение деятельности совместного предприятия Renault и правительства Москвы — ОАО «Афтофрамос»; совместная программа «Урал» по разработке ракет-носителей будущего и созданию пилотируемой транспортной системы; проекты в авиастроении «Суперджет-100», самолеты-амфибии Бе-200, вертолеты Ка-226Т и Ка-62, участие французской компании «Томсон» в российской Программе перехода к 2015 г. на цифровое телерадиовещание; сотрудничество в рамках модернизации и строительства новых АЭС в третьих странах; модернизация российских АЭС за счет поставок высокотехнологичного французского оборудования в рамках деятельности совместного предприятия «Альстом» и «Атомэнергомаш» и др.
Таким образом, инвестиционное сотрудничество России и Франции в условиях глобализации не лишено определенных проблем, но вместе с тем, как показывает исторический опыт, оно может принести выгоды обеим странам, особенно в условиях реформирования мировой экономической и финансовой системы.
Кроме этого, развитие инвестиционных отношений между Россией и Францией будет способствовать расширению внешнеэкономических связей России с другими странами Европейского союза и способствовать заключению нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС-2) между Россией и ЕС.
Источник
Инвестиционное сотрудничество России и Франции: влияние санкций
Четверикова А.С.
Инвестиционные связи между Россией и Францией в настоящее время являются следствием влияния ряда факторов, проявившихся в последние два года и носящих, главным образом, негативный характер. Ключевыми из них стали кризисные явления в российской экономике и обоюдные санкции. Хотя Франция и относится к числу стран, воспринимающих санкции как временную меру в отношениях с Россией [1, с. 83], тем не менее ограничения изменили характер экономического взаимодействия двух стран. Появились дополнительные «ограничения» инвестиционного сотрудничества новые как для санкционных секторов, так и для инвесторов, в первую очередь со стороны банковской сферы. На этом фоне ухудшение экономической ситуации в РФ, включая значительное ослабление российского рубля, стало критичным в основном для российских инвесторов. Кроме того, в 2014-2015 гг. сохранялись негативные тенденции и во французской экономике, что также сказалось на инвестиционном сотрудничестве обеих стран.
Общестрановые последствия санкций в инвестиционных связях России и Франции
Эти страны представляют взаимный интерес в инвестиционной сфере как два государства — экспортера капитала. Кроме того, Франция является одной из первых стран, которая предложила России помощь в модернизации ее экономики, несмотря на существование «типичных» сложностей при инвестировании в РФ. К ним ряд экспертов относит бюрократизм, коррупцию, административные барьеры, проблемы кредитования и несовершенство законодательства [2, с. 95, 107]. В ряде других исследований упоминаются также инфраструктурные ограничения и проблемы с трудовыми ресурсами [3]. Однако несмотря на подобные сложности Франция с 1990-х годов увеличивала прямые инвестиции в Россию, что в целом соответствовало ее внешнеэкономической стратегии по наращиванию присутствия в странах Центральной и Восточной Европы [4, с. 186].
О сохраняющемся интересе Франции к российской экономике продолжали заявлять представители бизнеса и власти на протяжении 2014-2015 гг. Деловые круги Франции проявляли заинтересованность в российском рынке и в реализации новых, а также в продолжении старых инвестиционных проектов, высказывались за отмену санкций как контрпродуктивной меры. По оценкам экспертов, французские инвестиции в РФ в 2015 г. должны были составить несколько миллиардов долларов. Пока же российская статистика свидетельствует об обратном (табл. 1). Так, по результатам 2014 г. французские инвестиции продолжили поступать в РФ, но их масштабы сократились: индекс роста нетто-притока составил 98,2%. По итогам 2015 г. падение продолжилось: индекс роста нетто-притока снизился до 80,9%. При сохраняющихся тенденциях нетто-приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) Франции в Россию в 2016 г. также не превысит 2 млрд. долл. Однако и такие инвестиции свидетельствуют о сохранении относительно благополучной ситуации: так, темпы 2015 г. обеспечат поток французских ПИИ в Россию, почти втрое превышающий уровень «кризисного» 2009 г. Иначе складывается ситуация с российскими ПИИ во Францию. Их объем возрастал и в полугодовом, и в годовом измерении в 2013-2014 гг. По итогам 2014 г. поток российских вложений увеличился на 16%. Однако 2015 г. стал провальным: было отмечено практически семикратное сокращение нетто-притока по результатам года. Поток российских ПИИ во Францию за первый квартал 2016 г. почти в 5 раз меньше показателей «кризисного» 2009 г. Тем самым российские инвестиции во французскую экономику, скорее всего, по результатам 2016 г. также будут ниже уровня «кризисных» 2008-2009 гг.
Взаимные потоки ПИИ России и Франции в 2013-2015 гг., млн. долл.*
ПИИ
2009 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
* Здесь и далее таблицы составлены по данным [5].
По взаимным накоплениям ПИИ в экономиках России и Франции уже в 2014 г. было отмечено падение показателей (табл. 2). Индекс роста накопленных ПИИ Франции в России составил 68,5%. Сокращение накопленных российских ПИИ во Франции было слабее — индекс роста в 2014 г. составил 94,4%. Результаты первого полугодия 2015 г. отражали «компенсацию» падения предыдущего года, однако реальные итоги 2015 г. оказались не столь оптимистичными: падение продолжилось. Особенно это можно отнести к накопленным российским ПИИ во Франции, по объемам которых данные ЦБР, используемые при составлении таблиц, более чем в два раза превышают данные Банка Франции.
Подобные расхождения в объемах ПИИ обусловлены разной методикой учета, используемой во Франции и РФ: например, недоучетом российской стороной ряда инвесторов. При этом следует отметить, что информация французской статистики близка к оценкам ИМЭМО РАН, согласно которым накопленные российские ПИИ во Франции в 2013-2014 гг. сохранялись на уровне 1,73 млрд. долл. [6]. Статистика Центрального банка РФ зачастую занижает объемы российских вложений во многих странах, так как не учитывает офшоры российских ТНК. Однако по Франции российские оценки ниже, поскольку значительная часть ПИИ РФ направляется не компаниями, а физическими лицами, причем в сферу недвижимости, которая слабо учитывается в методологии ИМЭМО РАН.
Накопленные ПИИ России и Франции, млн. долл. (на конец года)
Накопленные ПИИ
2009 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
Общим негативным фактором для инвесторов обеих стран в сложившихся условиях стал недостаток финансирования со стороны банковской сферы, на которую были наложены санкции. Появилась проблема привлечения средств для российских проектов французских компаний. Последнее касается и российских инвесторов во Франции.
Россия не входит в число основных стран-инвесторов французской экономики. Превалирующую роль среди них играют США и Германия. В 2013-2014 гг. они обеспечили около трети инвестиционных проектов [7; 8]. Россия занимала в 2014 г. 16-е место, на ее долю пришлось 1,2% проектов и 1,3% занятых на предприятиях с иностранным капиталом. В настоящее время общий объем российских инвестиций во Франции, по французским официальным данным (кстати, отличающимся от оценок ИМЭМО, менее чем на 10%), превышает 1,6 млрд. долл. [9].
Среди крупнейших российских инвесторов французской экономики насчитывается 43 компании [10, с.5], на деятельности которых тем или иным образом отразились введенные санкции. При этом в санкционные списки попал лишь один российский инвестор с французскими активами — «Уралвагонзавод». 12 сентября 2014 г. компания была включена в список ЕС, что повлекло за собой арест активов и запрет дальнейшего финансирования. В результате на французском производителе вагонного литья Sambre et Meuse, купленного «Уралвагонзаводом» в 2010 г., из 300 занятых было уволено 200 чел. [11]. В марте 2015 г. предприятие было признано банкротом. Сложившаяся ситуация с французскими мощностями «Уралвагонзавода» свидетельствует об отсутствии возможностей у российских компаний страховать свои иностранные активы от политических рисков в ряде государств, к которым относится и Франция.
В отношении французских активов российских компаний действует двустороннее соглашение о поощрении и защите инвестиций, которое заключено в конце 1980-х годов между СССР и Францией и преимущественно нацелено на защиту французских инвестиций в России. Тем самым РФ будучи правопреемницей по этому соглашению лишена возможности защиты своих инвестиций во Франции. Использование же международного инструмента Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям (MIGA), направленного на стимулирование инвестиционной деятельности развивающихся стран, в том числе обеспечивающего страхование от политических рисков, исключено, так как Франция входит в число 25-ти развитых стран, которые априори не могут конфисковать иностранные активы без соответствующей компенсации. Если подобное происходит в настоящее время, то иностранный инвестор признается «непострадавшей» стороной.
Однако это не останавливает российские компании: в 2014 г. во Франции стартовали 8 новых российских проектов, в 2015 г. рассматривались еще 15 проектов с российскими инвестициями. К инвестиционным мотивам российской стороны можно отнести доступ на европейский рынок, наличие инвестиционно привлекательных секторов французской экономики. Российские инвестиции направляются в сферу туризма, агропромышленный комплекс, машиностроение, металлургию, сектор информационных технологий. Однако санкционные условия на фоне повышенного налогового бремени во Франции, конкуренции со стороны европейских компаний, трудностей российских компаний с их активами в РФ и ряда других факторов ограничивают расширение российских инвестиций в стране.
Значимость Франции как инвестора для РФ существенно больше, страна входит в число крупнейших инвесторов российской экономики: в последние годы для французских компаний были созданы привлекательные условия в таких отраслях экономики РФ, как топливно-энергетический сектор, космическая и авиационная, машиностроение [12, с. 116]. Согласно данным Банка Франции, накопленные французские инвестиции в России в 2014 г. составили более 10,3 млрд. долл. [9], здесь действует 508 французских компаний. При этом в РФ, как и в других странах мира, основную роль в инвестиционной деятельности играют крупнейшие французские компании, чья доля в вывозе капитала оценивается в три четверти общих средств [13, с. 122]. В РФ насчитывается более 220 дочерних структур французских ТНК. Компании Франции работают во многих отраслях российской экономики. Именно секторальная специфика определила функционирование французских инвесторов в РФ на фоне санкций и экономического кризиса. Менее всего пострадали французские компании сферы торговли, наиболее — автомобилестроения (уровень продаж снизился более чем на 40%), нефтегазовый сектор, напрямую затронутый санкциями.
Например, «Рено» останавливал московский автозавод на несколько недель в начале 2015 г. «Тоталь» заморозила свое участие в совместном проекте по добыче сланцевой нефти с «Лукойлом», проблемы долгосрочного финансирования коснулись проекта «Ямал СПГ», заморожена покупка акций второго российского производителя газа «Новатэка», появились сообщения о выходе компании из проекта по разработке Штокмановского нефтяного месторождения. Однако компания не намерена покидать российский рынок, на котором она работает почти 25 лет и который обеспечивает ей около 10% общей годовой добычи нефти. В частности, «Тоталь» начала добычу нефти совместно с «Новатэком» на Термокарстовом месторождении.
Финансовый сектор, как и нефтегазовый, также затронут санкционными условиями. Крупнейшие французские банки — «БНП Париба» и «Сосьете женераль» — начали оптимизировать свой бизнес в России (только «Со-сьете женераль» в 2014 г. сократил 1500 сотрудников), их инвестиционная активность почти прекратилась. В то же время российское подразделение «Сосьете женераль» в 2014-2015 гг. продолжало терпеть убытки.
В целом французские инвесторы не стремятся уходить из РФ и даже начинают новые инвестиционные проекты, хотя их риски недополучения прибыли и возращения вложенных капиталов больше по сравнению с российской стороной [14, с. 308].
Региональный аспект российско-французского инвестиционного сотрудничества. Инвестиционная активность компаний Франции особенно заметна на региональном уровне. Взаимодействие Франции с субъектами РФ имеет долгосрочный характер, многие регионы имеют соглашения о сотрудничестве, поэтому отношения не прекратились в условиях санкций. Продолжились визиты делегаций французских предприятий, совместные мероприятия. Французская сторона в 2014-2015 гг. провела встречи с представителями Калужской, Московской, Новосибирской, Орловской, Ростовской, Самарской, Свердловской областей, С.-Петербурга, Республики Татарстан и других регионов. В экономической плоскости результаты взаимодействия выразились в поддержании инвестиционных связей. В этой сфере выделяется ряд российских регионов, где деятельность французской стороны наиболее масштабна. Преимущественно те же субъекты РФ отличаются своей инвестиционной активностью во Франции. В первую очередь в эту группу попадают инвестиционно привлекательные и экономически благополучные территории, например, Самарская область — в Новокуйбышевске запущена доставка цветов и букетов от My-present.ru https://my-present.ru/dostavka-cvetov-russia/novokuibishevsk/ и Свердловская область, Краснодарский край, а также «столичные» регионы, объединяющие оба города федерального подчинения и столичные области.
На конец 2014 г. 3 /5 субъектов РФ вложили во французскую экономику более 1 млн. долл., при этом только у седьмой части российских регионов объем прямых инвестиций превысил 10 млн. долл. (табл. 3). Среди этих 13-ти субъектов РФ, большинство из которых расположены в европейской части России, было несколько, продолживших инвестиционную деятельность и в 2015 г.: С.-Петербург, Ставропольский край и Воронежская область. Ключевая роль в этом инвестиционном процессе остается за двумя столичными городами при превалирующем значении Москвы, обеспечивающей 83,7% всех ПИИ 13 крупнейших регионов-инвесторов французской экономики и 79,2% российских инвестиций за 2015 г. Это является следствием регистрации многих компаний в столице РФ.
Источник