SWOT-анализ образовательного учреждения
SWOT-анализ образовательной системы как оценка внутренних и внешних перспектив развтития школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
SWOT-анализ образовательного учреждения | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
SWOT-анализ состояния образовательной системы
МБОУ «Гимназия №13»
за 2012-2013 учебный год
Оценка внешних и внутренних перспектив развития школы
Все годы МБОУ «Гимназия № 13» динамично развивается, внедряя в образовательный процесс современные образовательные технологии и вариативность учебных программ. Для полноценного и всестороннего развития гимназии необходим качественный анализ сильных и слабых сторон потенциала школы.
SWOT-анализ работы гимназии за 2012-2013 учебный год и является итоговой формой такого анализа.
SWOT-анализ проводился в форме открытого индивидуального интервью с членами администрации гимназии, а также заведующими предметными кафедрами.
SWOT – анализ потенциала развития гимназии:
- «Новое качество образования»
(ФГОС – обновление содержания образования,
углубленное изучение предметов, учебно-методические комплексы)
Оценка внутреннего потенциала гимназии
Оценка перспектив развития школы исходя из внешнего окружения
- В начальной школе с 2010-2011 учебного года в 1-м классе в пилотном режиме введён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-в классы), с 2011-2012 года ФГОС НОО введен уже в четырех 1-х классах (1 а,б,в,г), в 2012-2013 учебном году поступивщшие первые классы также обучаются по ФГОС НОО (1 а,б,в). Таким образом на данный момент в гимназии 8 классов начальной школы обучаются по ФГОС НОО (1-а,б,в; 2-а,б,в,г; 3-в);
- Созданы условия для выполнения Федеральных образовательных стандартов начального общего образования;
- В гимназии существует потенциал и созданы все условия для постепенного перехода на ФГОС ООО с 2013-2014 учебного года;
- В гимназии отобран профессиональный состав педагогов, способный работать по требованиям ФГОС, и формировать знание и развитие учеников по новому стандарту;
- С введением ФГОС НОО происходит постоянное развитие учащихся и формирование у них различных как предметных так и метапредметных навыков;
- С использованием УМК знания учащихся систематизируются, сокращает время поиска необходимой информации как для учителя так и для ученика;
- С введением обновленного содержания образования у учащихся развивается абстрактное мышление, учащиеся стремятся к самосовершенствованию, происходит личностный рост, а также рост в развитии;
- Учащиеся быстрее адаптируются к школе, требованиям, коллективу;
- Наличие в гимназии автоматизированного рабочего места учителя, современное оборудование кабинетов позволяет педагогам делать процесс обучения более интенсивным, интересным, мотивирующим, а также охватывающим весь потенциал учащихся;
- Насыщенность урочной и внеурочной деятельности, потенциально возможные перегрузки учащихся, в сочетании с не сформированным здоровым отдыхом вне школы может вызывать усталость у некоторых учащихся;
- При обновлении содержания образования нет полноценной поддержки от родительской общественности, частично проявляется сниженная активность и заинтересованность в участии жизни школы, а также при переходе на ФГОС;
- Не все учащиеся готовы обучаться по ФГОС (нет или не сформированы необходимые компетенции);
- У педагогов проявляется привычка работать по известной привычной модели подачи знаний, присутствует страх перед вступлением в эксперимент ФГОС ООО;
- Внедрение инновационных технологий развивающего обучения;
- Внедрение в систему воспитательной работы школы технологии социального проектирования;
- Создание системы повышения уровня педагогической просвещенности родителей;
- Привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях;
- Внедрение метода социального проектирования.
Привлечение социальных партнеров к решению вопросов развития школы;
- Нет существенной профессиональной поддержки при освоении ФГОС со стороны внешних партнеров, приходится реализовывать ФГОС внутри организации, вследствие чего возможны угрозы допустимых ошибок;
- Ограничения освоение ФГОС и углубленного изучения предметов вносит физическая не готовность некоторых учащихся воспринимать обновленное содержание образования, нет или недостаточно сформированы компетенции для их освоения у некоторых учащихся;
- Консервативный подход некоторых педагогов по отношению к изменению системы обучения может вызвать трудности при освоении ФГОС ООО;
- Риск увеличения объема работы, возлагающийся на членов администрации и педагогов;
- Реализация проекта «Талантливые дети:
технологии качественного сопровождения и поддержки»
Оценка внутреннего потенциала школы
Оценка перспектив развития школы исходя из внешнего окружения
- Выстроена система работы с одаренными и талантливыми детьми;
- Проводятся элективные курсы, индивидуальные консультации, внутришкольные олимпиады, конференции, «малая академия», участие в интеллектуальных играх, выездных проектах «Талантливые дети»;
- Участие в олимпиадах и конференциях на городском и всероссийском уровне;
- Существует сопровождение и подготовка учащихся со стороны педагогов;
- Недостаточная подготовка учащихся со стороны привлеченных профессионалов, консультантов, научных деятелей ввиду отсутствия финансовых средств на оплату привлечения данных специалистов;
- Дефицит временных ресурсов, как у учителя, так и у ученика;
- Недостаточно помещений в школе для максимального развития детей (например, спортивных тренировочных площадок, кабинетов);
- Недостаточное систематическое сопровождение со стороны воспитательной части (нет систематически проводимых мероприятий, направленных на вовлечение в участие в олимпиадах, конференциях и т.д. – например в форме внутришкольных конкурсов, викторин, брейн-рингов и т.п.);
- Выявлением и поддержанием талантливых детей занимаются не все педагоги, существуют учителя, не преследующие данной цели в процессе обучения;
- Повышение эффективности работы с одаренными и талантливыми детьми с привлечением социальных партнеров;
- Систематизация урочной и внеурочной деятельности учащихся;
- Привлечение педагогов школы для участия в развитии и совершенствовании знаний и талантов учащихся;
- Создание систематически проводимых мероприятий, направленных на вовлечение учащихся в участие в олимпиадах, конференциях и т.д. – например в форме внутришкольных конкурсов, викторин, брейн-рингов и т.п.);
- Вовлечение студентов, аспирантов ВУЗов, для шефства и создания микрогрупп, для осуществления проектной деятельности;
Самые большие опасности для школы:
- Снижение численности учащихся, или изменение уровня поступаемых детей в связи с распределением учащихся в школы по районам;
- Финансирование системы образования, вызывающее отсутствие возможности привлечения со стороны профессионалов, консультантов, научных деятелей для качественного и полноценного развития талантливых детей;
- Изменение статуса гимназии.
- Качество жизни ученика: границы и возможности гимназии.
Оценка внутреннего потенциала школы
Оценка перспектив развития школы исходя из внешнего окружения
- Расписание, урочная и внеурочная деятельность, кабинеты, оборудования соответствуют СанПИНам;
- Углубленный медосмотр, контроль и отслеживание медицинских показателей учащихся;
- Реализация городской целевой программы «Школьное молоко»;
- Витаминизированное питание, отлаженное расписание работы школьной столовой;
- Просветительская работа педагогов, классных руководителей на темы здоровьясбережения, учителей физической культуры и ОБЖ;
- Спортивная работа (спортивные мероприятия, эстафеты, проведение дней здоровья, спартакиад);
- Привлечение социального партнерства в здоровьесбережение учащихся (проведение уроков физкультуры в крупных спортивных комплексах);
- Организация медицинских осмотров для учащихся и учителей школы;
- Использование здоровьесберегающих технологий во время уроков (использование мультимедийных технологий, зарядка, физкультминутка;
- Недостаточное использование здоровьесберегающих технологий на уроках, периодически нецелесообразная рассадка учащихся в кабинете (обучающиеся с плохим зрением не всегда сидят на первых партах);
- Для учащихся в спец. медгруппах нет специальных занятий физической культурой со специалистом медицинского профиля (ввиду отсутствия средств);
- Нет дополнительных помещений и ресурсов для организованных спортивных занятий (например, спортивная площадка для занятий спортом на свежем воздухе);
- Ограниченная возможность для привлечения социальных партнеров для занятий в бассейне, на катке, лыжах и других видов спортивной деятельности;
- Привлечение социальных партнеров, меценатов, спонсоров для организации учащимся полноценного физического спортивного развития (создание площадки для спортзанятий на свежем воздухе, организация турникетов на территории школы, проведения занятий в бассейне, на катке, на лыжах и др.);
- Перегрузка учащихся урочной и внеурочной деятельностью;
- Отсутствие возможности расширения площади (помещений), пригодных для здоровья сбережения;
- Нездоровый и малоконтролируемый образ жизни семей;
- Качество работы школы – слагаемое достижений работающих в ней учителей.
Оценка внутреннего потенциала школы
Оценка перспектив развития школы исходя из внешнего окружения
- Наличие в гимназии профессиональной команды педагогов, имеющих регалии местного, областного и всероссийского уровня;
- Регулярно проводимые декады педагогического мастерства, методические объединения, кафедральные заседания;
- Педагоги возглавляют методические объединения города;
- Коллектив профессиональный и творческий;
- Педагоги регулярно участвуют в городских и областных конкурсах «Педагог года», «Самый классный классный», получают призовые места в данных конкурсах;
- Педагогический состав регулярно посещает курсы повышения квалификации, происходит обмен опытом;
- Редко обновляется коллектив молодыми специалистами;
- Работа некоторых классных руководителей частично осуществляется не должным образом, вследствие чего страдает профессионализм в общем, а также поведение учащихся;
- На участие в различных конкурсах городского и областного уровня производятся большие физические и финансовые затраты;
- Часть педагогического коллектива психологически не готовы меняться для работы с учащимися по новым стандартам, присутствует консерватизм, страх перед освоением ФГОС ООО;
- Перераспределение обязанностей членов коллектива;
- Замена кадров, либо устранение или борьба с консерваторскими взглядами на функционал гимназии некоторых педагогов;
- Нежелание должным образом работать с классными коллективами приводит к распаду как педагогического, так и учебного в общем;
- В связи с недооценкой или упущением воспитательной работы в школе происходит распад учебной деятельности в общем;
- Качество социального партнерства: государственно-общественное управление в общеобразовательном учреждении: активация возможностей, поиск новых ресурсов.
Оценка внутреннего потенциала школы
Оценка перспектив развития школы исходя из внешнего окружения
- Совместная деятельность с главным государственным ВУЗом области – Северо-Восточным Государственным Университетом, другими учебно-воспитательными учреждениями;
- В связи с привлечением и взаимодействием с СВГУ появляются новые ресурсы и возможности для развития;
- Взаимодействие с отделом библиотеки для проведения обучающих уроков, развития и саморазвития;
- Педагоги пользуются предметными сайтами, Интернет-ресурсами для обогащения опыта, с помощью Интернет-порталов общаются с педагогами других городов, происходит обмен опытом;
- Не полноценно или не в полной мере используется ресурсный центр для обогащения знаниями и опыта педагогов;
- Ограниченная возможность выездного обучения в ЦРС педагогов для обогащения и обновления знаний, знакомства с педагогами других регионов для расширения профессиональных связей;
- Отдаленность нашего учреждения от других, с кем возможно социальное партнерство (библиотека А.С. Пушкина, музеи и др.);
- Привлечение сторонних специалистов для обогащения опыта, активации возможностей, поиска новых идей и ресурсов;
- Возможность выездного обучения в ЦРС для обогащения опыта и обновления знаний;
- Ограничение состоит в географической отдаленности от ЦРС, так как в связи с этим не всегда получается участвовать в онлайн-конференциях;
- Нет взаимодействия с внебюджетными организациями, коммерческими предприятиями для активации возможностей и поиска новых ресурсов;
Итоги SWOT-анализа работы школы
- Педагогический коллектив с высоким профессиональным уровнем и творческим потенциалом готов к апробации и внедрению в образовательный процесс школы инновационных образовательных программ и технологий, актуальных для развития системы образования.
- Опыт работы с социальными партнерами в организации учебной и внеурочной деятельности учащихся является весомым потенциалом в расширении условий для предоставления доступного качественного образования учащимся школы в соответствии с запросами личности.
- Сформированная система школьного самоуправления, организованная работа органов государственно-общественного управления школой, работа общественных организаций являются основой для расширения социальной открытости школы для окружающего социума и создания системы эффективного управления школой.
- В школе созданы условия для выполнения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования, создается фундамент для экспериментального запуска ФГОС ООО.
- С использованием УМК знания учащихся систематизируются, сокращает время поиска необходимой информации как для учителя так и для ученика. С введением обновленного содержания образования у учащихся развивается абстрактное мышление, учащиеся стремятся к самосовершенствованию, происходит личностный рост, а также рост в развитии. Учащиеся быстрее адаптируются к школе, требованиям, коллективу.
- Выстроена система работы с одаренными и талантливыми детьми. Проводятся элективные курсы, индивидуальные консультации, внутришкольные олимпиады, конференции, «малая академия», участие в интеллектуальных играх, выездных проектах «Талантливые дети». Участие в олимпиадах и конференциях на городском и всероссийском уровне. Существует сопровождение и подготовка учащихся со стороны педагогов.
- Расписание, урочная и внеурочная деятельность, кабинеты, оборудования соответствуют СанПИНам. Углубленный медосмотр, контроль и отслеживание медицинских показателей учащихся. Реализация городской целевой программы «Школьное молоко». Витаминизированное питание, отлаженное расписание работы школьной столовой. Просветительская работа педагогов, классных руководителей на темы здоровьясбережения, учителей физической культуры и ОБЖ. Спортивная работа (спортивные мероприятия, эстафеты, проведение дней здоровья, спартакиад). Привлечение социального партнерства в здоровьесбережение учащихся (проведение уроков физкультуры в крупных спортивных комплексах). Организация медицинских осмотров для учащихся и учителей школы. Использование здоровьесберегающих технологий во время уроков (использование мультимедийных технологий, зарядка, физкультминутка;
Источник