Проанализировать с точки зрения структуры свою деятельность

Проанализируйте структуру деятельности. Психологическая теория деятельности О.М.Леонтьева

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — динамическая система активных взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе коих субъект целенаправленно воздействует на объект, за счет чего удовлетворяет свои потребности; происходит появление и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. Уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в деятельности ориентировочно-исследовательской, призванная обслуживать такое взаимодействие. В ее задачу входит обследование внешнего мира и формирование образа ситуации для осуществления у животного регуляции поведения двигательного соответственно условиям стоящей перед ним задачи. Если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений. В деятельности с позиции ее структуры принято выделять движения и действия. В содержании деятельности можно выделить такие психологические компоненты, как познавательные (в том числе перцептивные, мнемические и мыслительные), эмоциональные и волевые. Итак, психологический анализ деятельности, в том числе деятельности психической, позволяет классифицировать ее с позиции структурных элементов, характера выполняемых функций и качественных особенностей получаемых результатов. В структуре деятельности выделяются:

1) мотивы — побуждающие субъекта к деятельности;

2) цели — как прогнозируемые результаты этой деятельности;

3) операции с помощью коих деятельность выполняется. Использование категории деятельности — отличительная черта отечественной психологии. Для отечественной психологии характерны два момента:

1) положение о единстве психики и деятельности, противопоставляющее отечественную психологию как различным вариантам психологии сознания, изучавшим психику вне поведения (-> психология интроспективная; гештальт-психология), так и разным натуралистическим течениям поведенческой психологии, исследующим поведение вне психики (-> бихевиоризм; необихевиоризм);

2) введение принципов развития и историзма, воплощение коих в конкретных исследованиях необходимо предполагает обращение к деятельности как движущей силе развития отражения психического. Согласно А. Н. Леонтьеву, деятельность — форма активности. Активность побуждается потребностью, то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида. Потребность не переживается как таковая — она представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в активности поисковой. В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом — фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С момента «встречи» активность становится направленной, потребность опредмечивается — как потребность в чем-то конкретном, а не «вообще», — и становится мотивом, который может и осознаваться. Именно теперь можно говорить о деятельности. Она соотносится с мотивом: мотив — то, ради чего совершается деятельность, а деятельность-совокупность действий, кои вызываются мотивом. Итак, деятельность-совокупность действий, вызываемых мотивом. Единица анализа деятельности — действие. Деятельность следует отличать от поведения. Успех деятельности субъекта зависит от взаимодействия трех компонент: знаний, умений и мотивации. Как объяснительный принцип психики, категория деятельности используется:

1) при изучении различных областей психической реальности — психология процессов познавательных, мотивации, воли, эмоций, личности, внутригрупповых процессов;

2) при построении различных отраслей психологии (психология общая, социальная, возрастная, педагогическая, медицинская, инженерная, психология труда и зоопсихология). Использование категории деятельности как объяснительного принципа привело:

1) к изменению принципов анализа психики в психологии общей: а) принцип единства сознания и деятельности; b) принцип единства строения внешней и внутренней деятельности; с) принцип интериоризации-экстериоризации как механизма усвоения общественно-исторического опыта (принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности), и пр.;

Читайте также:  Как оформить свое частное предпринимательство

2) к разработке положений: а) о планомерном формировании умственных действий; b) о деятельности ведущей как основе периодизации развития психики; с) о микроструктурном анализе познавательной и исполнительной деятельностей; d) об опосредовании деятельностном отношений межличностных и пр. Основные характеристики деятельности — предметность и субъектность. Специфика предметной определенности деятельности — в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, но лишь будучи преобразованы в ходе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Филогенетические предпосылки предметности проявляются в деятельности животных как ее обусловленность свойствами объектов — раздражителями ключевыми, служащими удовлетворению биологических потребностей, а не любыми воздействиями внешнего мира. В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, фиксированными в схемах действия, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и нормах социальных. Субъективность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности; и в смысле личностном-«значении для себя», придаваемом мотивами различным событиям, действиям и деяниям.

При анализе деятельности выделяются три плана ее рассмотрения:

1) генетический — в нем исходной формой любой человеческой деятельности является социальная деятельность совместная, а как механизм развития психики выступает интериоризация, в ходе коей происходит переход внешней по форме деятельности во внутреннюю деятельность;

2) структурно-функциональный — в основе такого рассмотрения строения деятельности лежит принцип анализа «по единицам»: разложение реальности на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому; иерархические взаимосвязи между единицами деятельности подвижны, и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяются содержание отражения психического, уровень отражения (осознаваемый или неосознаваемый) и вид регуляции деятельности (произвольный или непроизвольный);

3) динамический — здесь при рассмотрении деятельности изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: активность надситуативная, определяющая саморазвитие деятельности и появление ее новых форм; установка, обусловливающая устойчивость целенаправленной деятельности в изменчивой реальности. Деятельность производится на базе психофизиологических механизмов, изученных в русле физиологии активности (-> концепция уровней построения движений), теории систем функциональных (-> акцептор результатов действия) и представлений о системной организации функций психических высших.

Леонтьев вносит понятие операция – способ выполнения деятельности.

10. Раскройте психологическую сущность видов деятельности(игры, научения, труда) и их значение в развитии личности

Деятельностью называется совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов. Психология различает 3вида деятельности:

Игра – вид деятельности в условных ситуациях,направленный на усвоение общественного опыта.Это особый вид д-ти,результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Чаще всего игры имеют характер развлечения, используются для отдыха. Существует несколько типов игр:

Индивидуальные представляют собой род д-ти, когда игрой занят один человек

Групповые – включает несколько индивидов

Предметные – связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов

Сюжетные разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях

Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя

Игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Бывают и смешанные типы игр.Отношения, складывающиеся между людьми в игре,как правило, носят искусственный характер в том смысле, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основанием для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых.

Учение процесс систематического овладения ЗУНами, необходимыми для выполнения трудовой д-ти

Читайте также:  Как создать организационную структуру компании

Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях.Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах д-ти как их побочный, дополнительный результат.у взрослых людей учение может приобретпть характер самообразования. Особенности учебной д-ти состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.

Труд – д-ть направленная на создание общественно полезного продукта, удолетворяющего материальные ил духовные потребности людей.

Благодаря ему человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития.С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда.Они, в свою очередь, явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства.

Труд вложенный — психологический феномен, состоящий в том, что субъект в большей мере, чем другими компонентами (затраченным временем и пр.), дорожит вкладываемым в деятельность личностно значимым отношением к ней, реализующим его возможности, особенно творческие. Вследствие своей социальной сущности он испытывает потребность в том, чтобы ценимое и переживаемое им как труд вложенный стало предметом признания и положительной оценки со стороны других.

Труд коллективный — в его условиях впервые появляются такие операции, кои не направлены прямо на предмет потребности — биологический мотив, но на некий промежуточный результат.

Источник

Анализ подходов к выделению структуры деятельности. Основные виды человеческой деятельности.

1.Деятельность как целое (рассматр ее виды)

2.Уровень действий. Действие – часть деятельности, имеющее цель. Может быть предметная (внешняя) или устная (внутренняя)

3.Уровень операций. Операции – способы выполнять деятельности (техническая сторона). Отражена в автоматизированности приемов и навыков. Мало осознаваемое или не осознаваемое.

4.Уровень психофизических функций (базовый). Определен природными возможностями человека. Способность к ощущениям, движениям, речи. Это одновременно и предпосылки, и средства деятельности.

II.Выделение в деятельности внешних и внутренних компонентов:

Внутренних – производный от внешнего (умственный, психический)

Интериодизация – процесс приобретения внешних действий во внетрпсих план. Действие в уме производится с образами предметов, вместо реального продукта получается мысленный результат. При энете-ризации внешняя деятельность трансформируется: отдельные действия и операции сокращаются, некоторые выпадают. Поэтому процесс во внутреннем плане быстрый. Экстериоризация — обратный процесс.

III. Выделение структурных элементов: навыки –автоматизированные компоненты деятельности, сформировавшиеся в процессе упражнений. Для сохранения требуется возвращение к нему.

Умение – способы успешного выполнения действия, соответствие целям и условиям деятельности. Опираются на знания. Сознательно контролируемые части деятельности, включают в себя навыки.

Навыки и умения включены в характерные виды деятельности, сокращая кол-во ошибок, убирая лишние действия, сокращая физическое и умственное усилия.

Привычки – негибкая часть деятельности, выполняемая механически, не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. Навыки — специально организованные условия, привычка — случайно.

Игровая деятельность – направлена на процесс игры

Учебная деятельность: цель – обретение знаний, умений, характер самообразования

Трудовая деятельность – создание материальных и духовных ценностей

Источник

Раскройте понятие о деятельности. Проанализируйте психологическую структуру деятельности.

Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов

Деятельность по своей природе социальна. Это состоит прежде всего в её исторической преемственности. Предшествующее поколение передаёт последующему орудия и средства труда, способы их использования. Кроме того, человеческая деятельность изначально коллективна. Усложнение производства приводит ко всё большей специализации работников и делает их зависимыми друг от друга. Налаживание совместного производства требует контактов и общения, в которых планируется деятельность и осуществляется обмен продуктами.

Читайте также:  Зачем компании обучают своих сотрудников

В процессе деятельности человек познаёт окружающий мир. Деятельность формирует человека как личность. В деятельности раскрываются и формируются умственные способности личности, отношение к окружающему, желания, цели, интересы, способности, мировоззрение, идеалы, черты характера, воля, закрепляются знания, познание себя через сравнения с другими людьми. С другой стороны, сама деятельность в свою очередь зависит от уровня развития личности. В процессе деятельности человек создаёт материальные (пищу, одежду, жильё и т.д.) и духовные продукты (книги, наука, литература, музыка и т.д.) продукты. Человек посредством деятельности преобразует действительность (положительно или отрицательно).

Различаю три вида деятельности:

§ Игра – вид деятельности в условиях ситуации, направленной на усвоение общественного опыта.

§ Учение – это процесс систематического овладения знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности

§ Труд – это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.

1. Мотивы – это внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той или иной деятельностью. Одна и та же деятельность обычно носит не один, а несколько мотивов (например, учёба в колледже – любовь к детям, продолжить образование, интерес к изучаемым предметам и т.д.). при этом один из мотивов обычно имеет основное (доминирующее) значение для человека, другие же менее значимы.

2. Способы и приемы (действия) — это действия, предпринимаемые человеком, чтобы достичь целей деятельности.

Действие – относительно законченный элемент действительности, направленный на достижение осознаваемой цели.

Каждое действие состоит, как правило, из системы движений, или операций.

Действия бывают вполне осознанными, если есть цель, последовательность её достижения, результат, контроль, и не вполне осознанными (импульсивность поведения).

Внешние (практические) действия – это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Они складываются из определенных движений (взять, поднять, переместить, опустить и т.п.). Имеют большое значение в познавательной деятельности (при восприятии и мышлении). На их основе возникают внутренние (умственные) — разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания (перцептивные – формируется целостный образ восприятия предметов или явлений; мнемические –запоминание, удерживание и припоминание какого-либо материала; мыслительные – решение мыслительных задач, имажитивные – деятельность воображения в процессе творчества).

Действия человека неотделимы от речевой деятельности, которая выполняет следующие функции: внутренняя речь – мысленное проговаривание, помогает словесно оформить задачи, которые стоят перед человеком, действия и наметить план, изменить характер действия, исправить ошибки.

Всякая деятельность включает в себя и внутренние и внешние действия.

Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме (интериоризация). Однако затем действия в уме, направленные в конечном счёте вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризация).

3. Цель – то, на что непосредственно направлена деятельность, её конечный результат. В качестве цели деятельности выступает её продукт:

§ реальный физический предмет, создаваемый человеком;

§ определённые ЗУН. Приобретаемые в ходе деятельности;

§ творческий продукт (мысль, идея, теория, произведения искусства).

Цель деятельности не равнозначна мотиву, хотя и могут совпадать.

Цели, как и мотивы, могут быть близкими и далёкими, личными и общественными, в зависимости от того, какую значимость им придаёт человек и какую роль в общественной жизни играет его деятельность.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Раскройте понятие о деятельности. Проанализируйте психологическую структуру деятельности.

Раскройте понятие о деятельности. Проанализируйте психологическую структуру деятельности.

Раскройте понятие о деятельности. Проанализируйте психологическую структуру деятельности.

Источник

Оцените статью