Привлекательность страны для международных инвестиций

Инвестиционная привлекательность стран Европы за 2020 год: Россия

Управляющий партнер EY по странам СНГ, заместитель руководителя по работе с клиентами по странам Центральной, Восточной, Юго-Восточной Европы и Центральной Азии

Управляющий партнер, активно участвует в проектах по улучшению инвестиционного климата в России, любит спорт.

Показать вложения

Исследование инвестиционной привлекательности стран Европы за 2020 год: Россия

Несмотря на кризис, вызванный пандемией COVID-19, иностранные инвесторы продолжают рассматривать Россию как один из привлекательных для инвестиций регионов.

Кратко

  • Россия заняла 11 место в списке 20 наиболее привлекательных для инвестиций стран Европы.
  • Германия, Китай и США активно инвестируют в российскую экономику.
  • Отрасль производства и агропродовольственный сектор остаются самой привлекательными направлениями для инвестиций в России.
  • Москва и Московская область – самый востребованный у иностранных инвесторов регион.

В 2020 году нестабильность, вызванная распространением коронавирусной инфекции, привела к снижению притока прямых иностранных инвестиций в Европу на 13% по сравнению с 2019 годом (5 578 инвестиционных проектов).

Несмотря на это иностранные компании продолжают рассматривать Европу как один из наиболее стабильных регионов с квалифицированными, высоко профессиональными трудовыми ресурсами, который хорошо подходит для долгосрочных инвестиций.

В 2021 году ожидается рост инвестиций в связи с появлением отложенного спроса на реализацию проектов: 40% респондентов планируют развивать или расширять бизнес в Европе, в начале 2020 года этот показатель составлял 27%.

63% участников исследования выражают долгосрочный оптимизм в отношении Европы как направления для инвестиций и считают, что привлекательность региона улучшится в течение следующих трех лет.

Общее количество проектов ПИИ в России: снижение вместе с Европой

В 2020 году зарубежные инвесторы вложили средства в 141 проект на территории Российской Федерации. По сравнению с 2019 годом количество ПИИ сократилось на 26%. Этот показатель сравним с динамикой других европейских стран: средний процент падения количества ПИИ по странам Европы с отрицательной динамикой составил 21%.

Тем не менее этот показатель позволил России остаться в списке наиболее привлекательных для инвестиций стран Европы.

место заняла Россия в 2020 году в списке 20 наиболее привлекательных для инвестиций стран Европы.

Количество проектов ПИИ в России за 2020 год близко к показателям 2014 года. Международные инвесторы реализовали в прошлом году меньше проектов, чем могли бы в более благоприятных условиях. Пандемия коронавируса и санкционные риски повлияли на их решение сильнее всего.

Такие результаты для России в 2020 году также связаны с высокой базой прошлых лет. Но на фоне экономического спада пандемия оказала влияние на иностранные инвестиции, сопоставимое по силе с санкционным шоком 2014 года.

Страны-инвесторы: Германия, Китай и США остались в тройке лидеров

В рейтинге стран, активно инвестирующих в российскую экономику, первое место, как и в 2019 году, заняла Германия. Половина германских инвестиций была направлена в агропродовольственный сектор, что говорит о растущей привлекательности и рентабельности этого направления. Стоит отметить, что на протяжении всего периода проведения исследования Германия всегда входила в число наиболее активных иностранных инвесторов на территории России.

За последние два десятилетия германским бизнесом было реализовано 418 проектов. Это самый лучший результат среди всех стран Европы, охваченных нашим исследованием.

В 2020 году второе место разделили между собой Китай и США, каждая страна вложила средства в 15 проектов. Более половины американских компаний, как и немецкий бизнес, инвестировали в агропродовольственный сектор. Работающие здесь американские компании отмечают, что роль страны для их бизнеса останется прежней: Россия — один из лидеров на развивающихся рынках и присутствовать здесь — стратегическое решение для многих международных компаний 1 .

Китай продолжил тенденцию развития высокотехнологичных направлений: наибольшее количество китайских проектов в 2020 году было в сфере электроники, а годом ранее лидером китайских инвестиций была отрасль программного обеспечения и ИТ-услуг.

На третье место с седьмого в 2019 году поднялась Италия, увеличив количество инвестиционных проектов в России в два раза. Таким образом, Италия восстанавливает свои позиции одного из главных инвесторов в российскую экономику после резкого сокращения инвестиционных проектов в России в 2019 году. Более половины итальянских инвестиций были связаны с производством машин и оборудования.

Впервые за последние десять лет в топ-10 стран по количеству ПИИ в российскую экономику вошли Индия и Швеция.

Отрасли: производство сохраняет привлекательность

Производство неизменно остается самой привлекательной отраслью для инвестиций в России. Количество ПИИ в этой области по сравнению с 2019 годом осталось неизменным и составило 107 проектов. Больше всего проектов в области производства принадлежат Германии, Китаю, Италии и США.

В условиях пандемии многие компании снизили свою медийную активность и инвестиции в продвижение, в результате чего количество ПИИ в отрасли маркетинга и продаж сократилось.

Третью строчку заняли бизнес-услуги, 3 из 8 проектов в этой категории реализует Индия. Бизнес-услуги первый раз вошли в тройку ведущих отраслей в 2020 году.

Секторы: агропродовольственный сектор лидирует несколько лет подряд

Лидером среди иностранных инвесторов, как и в предыдущие годы, стал агропродовольственный сектор, количество проектов ПИИ — 42. Один из факторов успеха этого сектора — импортозамещение. Другая причина — действующее с 2014 года продовольственное эмбарго. В агропром больше всего инвестируют Германия и США.

Второе место неизменно занимает производство машин и оборудования. Здесь лидерами являются Италия, Германия, США и Китай.

Третье и четвертое место по количеству проектов ПИИ разделили сектор производства мебели, деревянных изделий, керамики и стекла и сектор производства химической продукции, пластика и каучука.

Регионы: Москва и область опережают другие регионы

Как и в прошлом году, самыми востребованными у иностранных инвесторов регионом стала Москва и Московская область. Больше всего проектов в этом регионе принадлежит Франции, Германии и США. Годом ранее самым активным инвестором в Московском регионе также была Франция, которая вложила средства в 16 проектов ПИИ.

проект ПИИ зафиксирован в Москве и Московской области.

Большинство проектов на территории Москвы и Московской области относятся к сфере производства машин и оборудования и агропрома. Столичный регион всегда был центром притяжения инвестиций и деловой активности. Развитая инфраструктура, большой рынок и высокое положение в национальном инвестиционном рейтинге 2 — те факторы, которые продолжают привлекать иностранных инвесторов.

Читайте также:  Etc криптовалюта прогнозы апрель

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области инвестиции направлены в 16 проектов. Основная страна-инвестор в проекты региона — Германия.

Третье место в списке в этом году заняла республика Татарстан — 10 проектов ПИИ, что на 11% выше, чем в 2019 году. Главный инвестор региона — Китай, который инвестирует в секторы электроники и производства и поставок транспорта. Татарстан входит в топ-3 региона с лучшим инвестиционным климатом с 2015 года.

Также среди лидеров по иностранным ПИИ — Калужская область, ключевой сектор — производство мебели, деревянных изделий, керамики и стекла.

Методология исследования

Наша оценка реальных ПИИ в Европе основана на защищенной авторским правом базе данных EY European Investment Monitor (EIM), которая формируется в сотрудничестве с консультационной фирмой OCO.

База данных отслеживает проекты ПИИ, в результате которых создаются новые объекты и рабочие места. В базе данных не учитываются портфельные инвестиции, сделки слияния и приобретения, благодаря чему она показывает реальные инвестиции иностранных компаний в сектор производства и сектор услуг на европейском континенте. Данные о ПИИ широко доступны.

Как правило, инвестиция в компанию учитывается как ПИИ, если иностранный инвестор приобрел более 10% акционерного капитала и влияет на органы управления компании. ПИИ включают в себя акционерный капитал, реинвестированные доходы и внутрикорпоративные кредиты.

Для подтверждения точности собранных данных исследовательские группы стремятся непосредственно опросить более 70% компаний, осуществляющих такие инвестиции. Следующие категории инвестиционных проектов в базу данных EY EIM не включаются:

  • Сделки слияния, поглощения и совместные предприятия (если не ведут к созданию новых объектов или рабочих мест)
  • Лицензионные соглашения
  • Объекты розничной торговли и досуга, гостиницы и объекты недвижимости*
  • Коммунальные предприятия (включая телекоммуникационные сети, аэропорты, порты и другие объекты фиксированной инфраструктуры)*
  • Добыча полезных ископаемых (руд, других минералов и энергоносителей)*
  • Портфельные инвестиции (пенсионных фондов, страховых и финансовых компаний)
  • Инвестиции для замены выбывающего оборудования (например: замена старого оборудования без создания новых рабочих мест)
  • Некоммерческие организации (благотворительные фонды, торговые ассоциации и государственные учреждения).

Инвестиционные проекты компаний в данных категориях учитываются в определенных случаях: например, данные о конкретной инвестиции в новую гостиницу или предприятие розничной торговли не учитываются, но если гостиница или торговое предприятие откроет головной офис или дистрибуционный центр, то проект будет соответствовать условиям включения в базу данных.

При этом наши показатели учитывают также инвестиции в такие физические активы, как завод и оборудование. Указанные данные обеспечивают ценную информацию о том:

  • Как реализуются проекты ПИИ
  • В какие виды деятельности инвестируются средства
  • Где расположены проекты
  • Кто их осуществляет.

База данных EY EIM — один из ведущих онлайн провайдеров информации, отслеживающих инвестиции в европейскую экономику. Этот широко известный информационный источник предоставляет подробные данные о трансграничных инвестиционных проектах и тенденциях в Европе. Среди постоянных пользователей базы данных EY EIM государственные учреждения, организации частного сектора и корпорации, стремящиеся выделить значимые тенденции в области занятости, промышленного производства, бизнеса и инвестиций.

База данных EY EIM формируется на основе объявлений об инвестициях, количестве созданных рабочих мест и, где возможно, соответствующем долевом участии в капитале. Проекты выявляются на основе ежедневого мониторинга более чем 10 000 информационных источников.

Источник

Инвестиционная привлекательность стран мира

ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ (НА ПРИМЕРЕ МИРОВОГО ОПЫТА)

Инвестиционная привлекательность стран мира

Инвестиционная стратегия государства— это стра­тегия и программа стимулирования притока инвестиций в общее развитие страны, в отрасли, сектора экономики, предприятия, в повышение уровня икачества жизни населения, в развитие и рост человеческого капитала, в развитие инфраструктуры, в институциональное разви­тие страны.

Инвестиционная стратегия государства включает и оп­ределение приоритетов развития — предпочтительных объектов и субъектов долгосрочного финансирования и развития.

Основные цели инвестиционной стратегии государ­ства— создание привлекательного инвестиционного кли­мата и привлекательного предпринимательского клима­та (оба термина, по существу, синонимы); создание кон­курентоспособной экономики; повышение эффективнос­ти самого государства; повышение уровня и качества жизни населения; решение оборонных и геополитиче­ских задач государства.

Инвестиционная стратегия тесно связана с общей стра­тегией государства, с инновационной стратегией и дру­гими частными стратегиями.

На международном уровне результаты реализации ин­вестиционных стратегий стран и экономического разви­тия субъекта, инвестиционная привлекательность стран, регионов и предприятий оцениваются тремя ведущими мировыми рейтинговыми агентствами (Moody’s, Standard & Poor’s (S&P) и Fitch). Рейтинги этих компаний суще­ственно влияют на величину потока инвестиций в субъект экономики. Позитивные изменения в экономике России получили международное признание в форме присвое­ния России инвестиционного рейтинга (ВВВ-) по версии Moody’s (8 октября 2004 г.), Fitch (18 ноября 2004 г.) и Standart & Poor’s (31 января 2005 г.).

Для получения высокого инвестиционного междуна­родного рейтинга страна должна обеспечить стабильность и эффективность государства и его экономики.

Инвестиционная привлекательность страны— это интегральный показатель, который определяется по со­вокупности ее экономических и финансовых показате­лей, показателей государственного, общественного, за­конодательного, политического и социального развития. Инвестиционная привлекательность определяет вектор движения физического, финансового, интеллектуально­го и человеческого капиталов в страну или за ее рубежи.

Базовыми факторами и показателями для присвое­ния стране инвестиционного рейтинга ведущими миро­выми агентствами являются финансовое состояние стра­ны, ее экономические и социальные показатели, поли­тическая ситуация в стране. Учитываются при расчетах и оценках платежеспособность страны, величина внеш­него и внутреннего долга, стабильность курса националь­ной валюты, величина экспорта и чистого экспорта, ве­личина золотовалютных резервов, уровень инфляции, со­стояние бюджета и др. Принимаются во внимание ста­бильность роста экономики (ВВП), а также политиче­ская и социальная стабильность.

Инвестиционная привлекательность страны опреде­ляет поток в страну или отток из нее денежного капита­ла, прямых инвестиций, портфельных инвестиций, спе­циалистов, лицензий и высоких технологий.

Россия после дефолта 1998 г. получила рейтинг на уровне дефолта (рейтинг страны-банкрота, инвестиции в которую очень рискованны и не рекомендуются). По­степенная стабилизация финансового и экономического состояния РФ привели к росту ее инвестиционного рей­тинга, и в 2004—05 гг. ей был всеми ведущими агентствами (с оговорками) присвоен инвестиционный рей­тинг, однако сравнительно низкой градации.

Основные критические замечания аналитиков рейтин­говых агентств связаны с голландской болезнью России. Голландская болезнь — это жизнь страны за счет дохо­дов от продаж природных ресурсов (в основном нефти и газа). Названа эта болезнь так по имени страны, кото­рая наиболее отчетливо продемонстрировала негативные особенности данной болезни для экономики и развития страны и общества. В прошлом у Голландии был пери­од, когда, получив значительные доходы от продаж не­фти, она снизила темпы развития производств с высо­кой добавленной стоимостью и в результате временно отстала от ведущих стран мира по уровню и качеству жизни населения.

Россия в первом десятилетии XXI в. получает ос­новные доходы от продаж нефти, газа, металла, леса за рубеж, то есть за счет экспорта сырьевых товаров без глубокой их переработки внутри страны. Рост ВВП в 2000-2006 гг. на уровне 6-8% в год обеспечил, глав­ным образом, рост цен на эти товары на мировых рын­ках и, как следствие, рост чистого экспорта и его значи­тельный вклад в ВВП, в консолидированный бюджет РФ, в увеличение золотовалютных резервов страны (с 1999 г. они выросли с 12 млрд долл. до 170 млрд долл. в 2005 г.). В то же время основные производства в машинострое­нии, радиоэлектронном комплексе, информационном сек­торе и других секторах экономики с высокой добавлен­ной стоимостью, высокими технологиями сокращаются, стагнируют. Все это привело к тому, что доля инноваци­онной российской продукции не превышает 4%, а доля инновационных предприятий — 5%. И это происходит несмотря на наличие государственных концепций, стра­тегий и программ развития науки и высоких техноло­гий. То есть налицо все признаки длительной голланд­ской болезни, диагноз которой поставили России как ино­странные эксперты, так и национальные эксперты и ана­литики.

Читайте также:  Уровни поддержки биткоина что это

Все годы трансформационного периода развития России превалировал отток капитала из России (см. табл. 2.1.1), что говорит о низкой реальной инвестици­онной привлекательности страны. Доходы от продаж нефти и газа очень высоки, но они уходят в основном за рубеж. И это — свидетельство недостаточной инвести­ционной привлекательности России. Частный денежный капитал стремится туда, где меньше риски его потерь, выше общая стабильность и норма прибыли.

Таблица 2.1.1 Чистый вывоз капитала частного сектора (млрд долл.)

Год Чистый вывоз капитала частного сектора, всего (2+5) Чистый вывоз капитала банками (3+4) в том числе: Чистый вывоз капитала нефинансовыми предприятиями и домашними хозяйствами
иностранные активы иностранные пассивы
-14,4 -2,0 -3,0 1,0 -12,4
-3,9 6,8 4,0 2,9 -10,7
19% -23,8 1,3 -2,9 4,2 -25,1
-18,2 7,6 -1,3 8,9 -25,9
-21,7 -6,0 0,3 -6,3 -15,7
-20,8 -4,3 -3,4 -0,9 -16,5
-24,8 -2,1 -3,5 1,4 -22,8
-15,0 1,3 -1,4 2,7 -16,2
-8,1 2,5 3,6 -10,6
-2,3 10,3 -1,0 11,2 -12,6
-9,3 3,8 -3,6 7,4 -13,1

Отток из страны частного капитала, который при­веден в табл. 2.1.1, это только часть его общего оттока за рубеж. Основной вклад в отток капитала вносят Банк России и Министерство финансов РФ. Так Банк России отправил за границу на депозиты ведущих западных банков в 2005 г. за 11 месяцев около 44 млрд долл., а за 2004 г. — 47,5 млрд долл. И это без учета оттока средств стабилизационного фонда Правительства РФ и нелегаль­ного вывоза валюты. Дело в том, что Банк России пред­почитает хранить под небольшие проценты (5-6% годо­вых) золотовалютные резервы в западных банках в фор­ме депозитов или государственных ценных бумаг США и ведущих стран Европы. Объясняет свою позицию Банк России высокой надежностью западных банков и госу­дарственных ценных бумаг развитых стран мира. Од­нако при этом накопленные резервы России работают на экономики западных стран и на повышение их ин­вестиционной привлекательности, а не на развитие эко­номики России. Более того, недоверие к национальной банковской системе, национальной валюте — рублю, к российским банкам и государственным ценным бума­гам, выраженное в подобной форме, снижает общий инвестиционный рейтинг страны и ее инвестиционную привлекательность. Если ведущие финансовые инсти­туты страны осуществляют портфельные инвестиции за рубежом, а не внутри страны, то солидные иностран­ные инвесторы не рискуют вкладывать средства в эконо­мику такой страны. Существует четкое правило для инвестора (за исключением финансовых спекулянтов): надежность страны он оценивает по поведению нацио­нальных инвесторов. И если местные предпринимате­ли и финансовые институты выводят капиталы и дохо­ды из страны, региона или фирмы, то эти страна, реги­он или предприятие не вызывают доверия у зарубеж­ных инвесторов.

Инвестор оценивает инвестиционную привлекатель­ность страны или региона по движению капитала, уров­ню инфляции, политической, экономической, законода­тельной и социальной стабильности, а также по уровню и качеству человеческого капитала. Последнее означает, что он отвечает себе на естественные вопросы: а можно ля работать с такими людьми, можно ли им доверять свои деньги, прибыль, свое будущее? Инвестиции сами по себе не работают без специалистов, без человека и чело­веческого капитала должного уровня и качества. И по­этому в настоящее время основные инвестиции в разви­тых странах направляются именно в развитие челове­ческого капитала. Именно на базе высокого качества человеческого капитала любая страна, регионы и пред­приятия способны эффективно использовать инвестиции. В противном случае при недостаточности человеческого капитала и его низком качестве инвестиции в промыш­ленность дают нулевую или низкую отдачу.

К сожалению, инвестиции в человеческий капитал в России пока низки по сравнению с развитыми страна­ми, хотя и постепенно растут. Российский человеческий капитал в результате многовековой несвободы не под­готовлен к рыночной экономике и качественному тру­ду, и это — главное препятствие на пути роста промыш­ленности, диверсификации экономики, развития стра­ны и становления гражданского общества. Однако и эту сверхтрудную задачу необходимо и можно решить за счет приоритетного потока инвестиций в развитие человеческого капитала (в воспитание, включая его ду­ховную составляющую, образование, науку, культуру, здоровье населения, в инфраструктуру, в обеспечение безопасности граждан и бизнеса, в информатизацию страны). И средства, и возможности у страны для этого имеются.

Данные по валютным резервам страны, которые были использованы для оценки оттока государственного ка­питала (золотовалютный резерв и средства стабилизаци­онного фонда Правительства РФ) в зарубежные банки, приведены в таблицах 2.1.2-2.1.3. За 2004 г. они вы­росли почти вдвое. В 2005 г. рост по абсолютной величи­не превысил величину роста в 2004 г. Подобных темпов роста золотовалютных резервов не знает ни одна страна в мире.

Изменение международных резервных активов РФ в 2004 г. (млн долл.)

Дата Международные резервные активы в том числе:
резервные активы в иностранной валюте золото другие резервные активы
01.01.04 76 938 63 134 3 763
01.01.05 124 541 119 099 3 732

Таблица 2.1.3Изменение золотовалютных резервов РФ в 2005 г. (млрд долл.).

Дата Объем
02.12.05 168,4
31.12.04 124,5

Выше отмечалось, что одним из основных показате­лей инвестиционной привлекательности страны является уровень инфляции. За последние годы большинство развивающихся стран мира и стран с переходными эко­номиками решили свои проблемы с инфляцией и снизи­ли ее уровень ниже 4%. Развитые страны удерживают инфляцию ниже 3%, проводя жесткую политику тарге-тирования. В России же инфляцию так и не удалось сни­зить до значений, которые принято называть в экономи­ке умеренными.

Проблема инфляции в России в совокупности с про­блемой инвестиций в экономику, инфраструктуру и со­циальную сферу приобрела особо острый характер в 2004-06 гг. В средствах массовой информации развер­нулась общенациональная дискуссия по поводу исполь­зования средств стабилизационного фонда и золотова­лютных резервов в качестве инвестиций. Основные до­воды Правительства и Банка России против использования этих фондов в качестве инвестиций сводятся к опа­сениям роста инфляции.

Таблица 2.1.4 Инфляция в России, в %

11-12

Годы
Темп прироста цен потребитель­ских товаров 160,4 2508,8 839,9 215,1 131,3 21,8 11,0
Годы 2005*
Темп прироста цен потребитель­ских товаров 84,4 36,5 20,2 18,6 15,1 11,7
Темп прироста цен инвестици­онных товаров на н,д, н,д, н,Д, нл н,д, 28,8 «

До 2003 г. (после дефолтовского всплеска) инфля­ция в России постепенно снижалась (см. табл. 2.1.4). Но в 2003-05 гг. инфляция (рост цен на потребитель­ские товары) остановилась примерно на отметке 12% в год. По общепринятой градации — это высокая инфля­ция, которая является дополнительным налогом на на­селение и экономику, негативно сказывается на инвес­тиционном процессе, снижает инвестиционную привле­кательность страны, тормозит общее развитие страны, снижает рост доходов населения и качество его жизни. Причем инфляция, рассчитанная по инвестиционным товарам в России, как правило, была выше инфляции, рассчитанной по потребительской корзине товаров. В частности, в 2004 г. она была примерно вдвое выше и составляла 28,8% (см. табл. 2.1.4). Это показывает, что действительный рост цен на потребительские товары был выше уровня официального показателя инфляции по потребительским товарам, поскольку рост цен на инвестиционные товары (средства производства) автоматически переносится на потребительские товары.

Повышенная инфляция по инвестиционным товарам является препятствием на пути инвестиций в реальный сектор экономики. Для оживления экономики, для ожив­ления предпринимательской деятельности необходимо стимулирование со стороны государства приобретения предпринимателями новых современных средств производства, создания новых производств, приобретения но­вых технологий с целью выпуска конкурентоспособных товаров. И в условиях трансформирующейся (переход­ной) экономики — это одна из основных задач государ­ства.

Рассмотрим возможности использования фондов Пра­вительства и ЦБ РФ в качестве инвестиций. В конце 2005 г. золотовалютные резервы достигли 170 млрд долл., стабилизационный фонд Правительства РФ составил око­ло 40 млрд долл. В целом, золотовалютные запасы стра­ны превысили 200 млрд долл. В соответствии с мировым опытом и экономической теорией в условиях экономи­ческой стабильности необходим и достаточен трехмесяч­ный запас валюты по импорту. Для первого полугодия 2005 г. по расчетам, по данным Банка России, это соста­вит 35,4 млрд долл. С учетом рисков сумму золото­валютных резервов страны можно удвоить, и тогда не­обходимые запасы на кризисные ситуации составят примерно 70 млрд долл. Остальное можно инвестиро­вать в обустройство и развитие России при условии ис­пользования безынфляционных механизмов инвестиро­вания.

Основным инфляционным механизмом в России в пос­ледние годы является рост денежной массы (наряду 6 ростом цен на продукцию госмонополий). В результате скупки Банком России валюты за эмиссионные рубли (дополнительно печатаемые) с 2000—2005 гг. (на 01.10.05) денежная масса М2 выросла в 7,4 раза (табл. 2.1.5). Причем только за 10 месяцев 2005 г. она выросла более чем на 20%. Таблица 2.1.5 Динамика денежной массы

Денежная масса М2 714,6 1154,4 1612,6 2134,5 3212,7
в том числе:
наличные деньги МО 266,1 418,9 583,8 763,2 1147,0
безналичные средства 448,4 735,5 1028,8 1371,2 2065,6

Источник: Федеральная служба государственной статис­тики.

В сущности, это довольно простой и ясный механизм инфляции. Соответственно и методы борьбы с ним дос­таточно известны в мировой науке и практике.

Поскольку этот механизм связан с покупкой Банком России валюты и эмиссией денег, которыми ЦБ рассчиты­вается за валюту, необходимо в этой цепочке сократить до разумных пределов эмиссию безналичных рублей и их диффузию в форме не обеспеченных товарами дохо­дов. А «стерилизацию» доходов в виде валюты и эмис­сии рублей осуществлять в форме инвестиций и предло­жения государством социальных и инвестиционных то­варов и продукции, купленных, в том числе, за рубежом (импортных товаров). Суть схемы инвестирования зак­лючается в непрямом обмене нефти и газа на инвестици­онные и потребительские и социальные товары, предло­жение которых компенсирует возросший спрос, а инвес­тиционные товары развивают инфраструктуру РФ и про­изводства социально значимых товаров и услуг. Под об­меном здесь понимаются не примитивный бартер, а сдел­ки, в которых на входе, например, нефть, а на выходе — инвестиционная продукция, товары и услуги.

В 2006 г. доходы бюджета России предусматривают­ся на уровне 5 трлн 46,1 млрд рублей, расходы — 4 трлн 270,1 млрд рублей. Профицит планируется в размере 776 млрд рублей. Объем ВВП на 2006 г. прогнозируется в объеме 24 трлн 380 млрд рублей, инфляция — на уровне 7-8,5%, среднегодовой курс рубля к доллару США —28,6 рубля за доллар. В долларах ВВП составит 852,44 млрд долл, а ВВП на душу населения по биржевому кур­су — около 5720 долл. Цена на нефть марки Urals про­гнозируется в размере 40 долл. за баррель (эта цена оп­ределяет значительную часть доходов бюджета от экс­порта). Объем стабилизационного фонда на конец 2006 г. прогнозируется в размере 2 трлн 242,3 млрд рублей, инвестиционный фонд — 69,7 млрд рублей.

Таким образом, только в стабилизационном фонде Правительства РФ накопится в 2006 г. 78 млрд долл. а в инвестиционный фонд направляется всего 2,44 млрд долл., что составляет 0,3% ВВП, 1,6% расходов бюдже­та и 3% от стабфонда.

Общий объем накопленных государством средств соста­вит в 2006 г. свыше 300 млрд долл. (золотовалютные резервы + стабфонд). Доля же инвестиционного фонда правительства от этих средств составляет около 0,8%.

Как видим, вплоть до 2007 г. инвестиции со сторо­ны правительства через его инвестиционный фонд со­ставляют ничтожную долю от накопленных государ­ством средств, которые формируют основной поток капи­тала из России и инвестируются в экономики развитых стран.

Накопленные средства позволяют, в принципе, решать многие экономические, финансовые и инфраструктур­ные проблемы на федеральном (и особенно на региональ­ных) и местных уровнях, в частности построить дороги и развивать инфраструктуру. По этой схеме можно ра­ботать во многих сферах, но задача государства, прежде всего, состоит в развитии инфраструктуры, социальной сферы и повышении уровня и качества жизни населения. Поэтому государственные инвестиции в воспитание, обра­зование, медицину, науку, в развитие инфраструктуры регионов из накопленных страной средств должны стать приоритетными.

Для повышения инвестиционной привлекательности России необходимы:

— экономическая стабильность (стабильные темпы роста ВВП, стабильный курс рубля, низкая инф­ляция);

— стабильная финансовая система (умеренные про­центные ставки по кредитам, сбалансированные бюджеты всех уровней, достаточные валютные ре­зервы, развитые финансовые институты и рынки);

— дебюрократизация экономики и государства и повы­шение эффективности государственных институтов;

— декриминализация экономики и государства и тор­жество закона;

— низкая инфляция (ниже 3%);

— стабильный курс национальной валюты;

— стабильный рост уровня и качества жизни населе­ния;

— «излечение» экономики страны от голландской бо­лезни.

В России формирование рыночной экономики осуще­ствляется во многом «командными методами» сверху. Эти методы получили название сильного государствен­ного регулирования экономики. Приведенный список задач и проблем, которые необходимо решить для при­влечения значительного потока инвестиций в страну, для создания эффективной экономики и государства, пока­зывает огромное значение государства в становлении российской цивилизованной рыночной экономики и эф­фективных механизмов ее функционирования.

Источник

Читайте также:  Расчет налогов при инвестициях
Оцените статью