- Инвестиционная привлекательность стран Европы за 2020 год: Россия
- Показать вложения
- Исследование инвестиционной привлекательности стран Европы за 2020 год: Россия
- Несмотря на кризис, вызванный пандемией COVID-19, иностранные инвесторы продолжают рассматривать Россию как один из привлекательных для инвестиций регионов.
- Общее количество проектов ПИИ в России: снижение вместе с Европой
- Страны-инвесторы: Германия, Китай и США остались в тройке лидеров
- Отрасли: производство сохраняет привлекательность
- Секторы: агропродовольственный сектор лидирует несколько лет подряд
- Регионы: Москва и область опережают другие регионы
- Методология исследования
- Инвестиционная привлекательность стран мира
Инвестиционная привлекательность стран Европы за 2020 год: Россия
Управляющий партнер EY по странам СНГ, заместитель руководителя по работе с клиентами по странам Центральной, Восточной, Юго-Восточной Европы и Центральной Азии
Управляющий партнер, активно участвует в проектах по улучшению инвестиционного климата в России, любит спорт.
Показать вложения
Исследование инвестиционной привлекательности стран Европы за 2020 год: Россия
Несмотря на кризис, вызванный пандемией COVID-19, иностранные инвесторы продолжают рассматривать Россию как один из привлекательных для инвестиций регионов.
Кратко
- Россия заняла 11 место в списке 20 наиболее привлекательных для инвестиций стран Европы.
- Германия, Китай и США активно инвестируют в российскую экономику.
- Отрасль производства и агропродовольственный сектор остаются самой привлекательными направлениями для инвестиций в России.
- Москва и Московская область – самый востребованный у иностранных инвесторов регион.
В 2020 году нестабильность, вызванная распространением коронавирусной инфекции, привела к снижению притока прямых иностранных инвестиций в Европу на 13% по сравнению с 2019 годом (5 578 инвестиционных проектов).
Несмотря на это иностранные компании продолжают рассматривать Европу как один из наиболее стабильных регионов с квалифицированными, высоко профессиональными трудовыми ресурсами, который хорошо подходит для долгосрочных инвестиций.
В 2021 году ожидается рост инвестиций в связи с появлением отложенного спроса на реализацию проектов: 40% респондентов планируют развивать или расширять бизнес в Европе, в начале 2020 года этот показатель составлял 27%.
63% участников исследования выражают долгосрочный оптимизм в отношении Европы как направления для инвестиций и считают, что привлекательность региона улучшится в течение следующих трех лет.
Общее количество проектов ПИИ в России: снижение вместе с Европой
В 2020 году зарубежные инвесторы вложили средства в 141 проект на территории Российской Федерации. По сравнению с 2019 годом количество ПИИ сократилось на 26%. Этот показатель сравним с динамикой других европейских стран: средний процент падения количества ПИИ по странам Европы с отрицательной динамикой составил 21%.
Тем не менее этот показатель позволил России остаться в списке наиболее привлекательных для инвестиций стран Европы.
место заняла Россия в 2020 году в списке 20 наиболее привлекательных для инвестиций стран Европы.
Количество проектов ПИИ в России за 2020 год близко к показателям 2014 года. Международные инвесторы реализовали в прошлом году меньше проектов, чем могли бы в более благоприятных условиях. Пандемия коронавируса и санкционные риски повлияли на их решение сильнее всего.
Такие результаты для России в 2020 году также связаны с высокой базой прошлых лет. Но на фоне экономического спада пандемия оказала влияние на иностранные инвестиции, сопоставимое по силе с санкционным шоком 2014 года.
Страны-инвесторы: Германия, Китай и США остались в тройке лидеров
В рейтинге стран, активно инвестирующих в российскую экономику, первое место, как и в 2019 году, заняла Германия. Половина германских инвестиций была направлена в агропродовольственный сектор, что говорит о растущей привлекательности и рентабельности этого направления. Стоит отметить, что на протяжении всего периода проведения исследования Германия всегда входила в число наиболее активных иностранных инвесторов на территории России.
За последние два десятилетия германским бизнесом было реализовано 418 проектов. Это самый лучший результат среди всех стран Европы, охваченных нашим исследованием.
В 2020 году второе место разделили между собой Китай и США, каждая страна вложила средства в 15 проектов. Более половины американских компаний, как и немецкий бизнес, инвестировали в агропродовольственный сектор. Работающие здесь американские компании отмечают, что роль страны для их бизнеса останется прежней: Россия — один из лидеров на развивающихся рынках и присутствовать здесь — стратегическое решение для многих международных компаний 1 .
Китай продолжил тенденцию развития высокотехнологичных направлений: наибольшее количество китайских проектов в 2020 году было в сфере электроники, а годом ранее лидером китайских инвестиций была отрасль программного обеспечения и ИТ-услуг.
На третье место с седьмого в 2019 году поднялась Италия, увеличив количество инвестиционных проектов в России в два раза. Таким образом, Италия восстанавливает свои позиции одного из главных инвесторов в российскую экономику после резкого сокращения инвестиционных проектов в России в 2019 году. Более половины итальянских инвестиций были связаны с производством машин и оборудования.
Впервые за последние десять лет в топ-10 стран по количеству ПИИ в российскую экономику вошли Индия и Швеция.
Отрасли: производство сохраняет привлекательность
Производство неизменно остается самой привлекательной отраслью для инвестиций в России. Количество ПИИ в этой области по сравнению с 2019 годом осталось неизменным и составило 107 проектов. Больше всего проектов в области производства принадлежат Германии, Китаю, Италии и США.
В условиях пандемии многие компании снизили свою медийную активность и инвестиции в продвижение, в результате чего количество ПИИ в отрасли маркетинга и продаж сократилось.
Третью строчку заняли бизнес-услуги, 3 из 8 проектов в этой категории реализует Индия. Бизнес-услуги первый раз вошли в тройку ведущих отраслей в 2020 году.
Секторы: агропродовольственный сектор лидирует несколько лет подряд
Лидером среди иностранных инвесторов, как и в предыдущие годы, стал агропродовольственный сектор, количество проектов ПИИ — 42. Один из факторов успеха этого сектора — импортозамещение. Другая причина — действующее с 2014 года продовольственное эмбарго. В агропром больше всего инвестируют Германия и США.
Второе место неизменно занимает производство машин и оборудования. Здесь лидерами являются Италия, Германия, США и Китай.
Третье и четвертое место по количеству проектов ПИИ разделили сектор производства мебели, деревянных изделий, керамики и стекла и сектор производства химической продукции, пластика и каучука.
Регионы: Москва и область опережают другие регионы
Как и в прошлом году, самыми востребованными у иностранных инвесторов регионом стала Москва и Московская область. Больше всего проектов в этом регионе принадлежит Франции, Германии и США. Годом ранее самым активным инвестором в Московском регионе также была Франция, которая вложила средства в 16 проектов ПИИ.
проект ПИИ зафиксирован в Москве и Московской области.
Большинство проектов на территории Москвы и Московской области относятся к сфере производства машин и оборудования и агропрома. Столичный регион всегда был центром притяжения инвестиций и деловой активности. Развитая инфраструктура, большой рынок и высокое положение в национальном инвестиционном рейтинге 2 — те факторы, которые продолжают привлекать иностранных инвесторов.
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области инвестиции направлены в 16 проектов. Основная страна-инвестор в проекты региона — Германия.
Третье место в списке в этом году заняла республика Татарстан — 10 проектов ПИИ, что на 11% выше, чем в 2019 году. Главный инвестор региона — Китай, который инвестирует в секторы электроники и производства и поставок транспорта. Татарстан входит в топ-3 региона с лучшим инвестиционным климатом с 2015 года.
Также среди лидеров по иностранным ПИИ — Калужская область, ключевой сектор — производство мебели, деревянных изделий, керамики и стекла.
Методология исследования
Наша оценка реальных ПИИ в Европе основана на защищенной авторским правом базе данных EY European Investment Monitor (EIM), которая формируется в сотрудничестве с консультационной фирмой OCO.
База данных отслеживает проекты ПИИ, в результате которых создаются новые объекты и рабочие места. В базе данных не учитываются портфельные инвестиции, сделки слияния и приобретения, благодаря чему она показывает реальные инвестиции иностранных компаний в сектор производства и сектор услуг на европейском континенте. Данные о ПИИ широко доступны.
Как правило, инвестиция в компанию учитывается как ПИИ, если иностранный инвестор приобрел более 10% акционерного капитала и влияет на органы управления компании. ПИИ включают в себя акционерный капитал, реинвестированные доходы и внутрикорпоративные кредиты.
Для подтверждения точности собранных данных исследовательские группы стремятся непосредственно опросить более 70% компаний, осуществляющих такие инвестиции. Следующие категории инвестиционных проектов в базу данных EY EIM не включаются:
- Сделки слияния, поглощения и совместные предприятия (если не ведут к созданию новых объектов или рабочих мест)
- Лицензионные соглашения
- Объекты розничной торговли и досуга, гостиницы и объекты недвижимости*
- Коммунальные предприятия (включая телекоммуникационные сети, аэропорты, порты и другие объекты фиксированной инфраструктуры)*
- Добыча полезных ископаемых (руд, других минералов и энергоносителей)*
- Портфельные инвестиции (пенсионных фондов, страховых и финансовых компаний)
- Инвестиции для замены выбывающего оборудования (например: замена старого оборудования без создания новых рабочих мест)
- Некоммерческие организации (благотворительные фонды, торговые ассоциации и государственные учреждения).
Инвестиционные проекты компаний в данных категориях учитываются в определенных случаях: например, данные о конкретной инвестиции в новую гостиницу или предприятие розничной торговли не учитываются, но если гостиница или торговое предприятие откроет головной офис или дистрибуционный центр, то проект будет соответствовать условиям включения в базу данных.
При этом наши показатели учитывают также инвестиции в такие физические активы, как завод и оборудование. Указанные данные обеспечивают ценную информацию о том:
- Как реализуются проекты ПИИ
- В какие виды деятельности инвестируются средства
- Где расположены проекты
- Кто их осуществляет.
База данных EY EIM — один из ведущих онлайн провайдеров информации, отслеживающих инвестиции в европейскую экономику. Этот широко известный информационный источник предоставляет подробные данные о трансграничных инвестиционных проектах и тенденциях в Европе. Среди постоянных пользователей базы данных EY EIM государственные учреждения, организации частного сектора и корпорации, стремящиеся выделить значимые тенденции в области занятости, промышленного производства, бизнеса и инвестиций.
База данных EY EIM формируется на основе объявлений об инвестициях, количестве созданных рабочих мест и, где возможно, соответствующем долевом участии в капитале. Проекты выявляются на основе ежедневого мониторинга более чем 10 000 информационных источников.
Источник
Инвестиционная привлекательность стран мира
ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ (НА ПРИМЕРЕ МИРОВОГО ОПЫТА)
Инвестиционная привлекательность стран мира
Инвестиционная стратегия государства— это стратегия и программа стимулирования притока инвестиций в общее развитие страны, в отрасли, сектора экономики, предприятия, в повышение уровня икачества жизни населения, в развитие и рост человеческого капитала, в развитие инфраструктуры, в институциональное развитие страны.
Инвестиционная стратегия государства включает и определение приоритетов развития — предпочтительных объектов и субъектов долгосрочного финансирования и развития.
Основные цели инвестиционной стратегии государства— создание привлекательного инвестиционного климата и привлекательного предпринимательского климата (оба термина, по существу, синонимы); создание конкурентоспособной экономики; повышение эффективности самого государства; повышение уровня и качества жизни населения; решение оборонных и геополитических задач государства.
Инвестиционная стратегия тесно связана с общей стратегией государства, с инновационной стратегией и другими частными стратегиями.
На международном уровне результаты реализации инвестиционных стратегий стран и экономического развития субъекта, инвестиционная привлекательность стран, регионов и предприятий оцениваются тремя ведущими мировыми рейтинговыми агентствами (Moody’s, Standard & Poor’s (S&P) и Fitch). Рейтинги этих компаний существенно влияют на величину потока инвестиций в субъект экономики. Позитивные изменения в экономике России получили международное признание в форме присвоения России инвестиционного рейтинга (ВВВ-) по версии Moody’s (8 октября 2004 г.), Fitch (18 ноября 2004 г.) и Standart & Poor’s (31 января 2005 г.).
Для получения высокого инвестиционного международного рейтинга страна должна обеспечить стабильность и эффективность государства и его экономики.
Инвестиционная привлекательность страны— это интегральный показатель, который определяется по совокупности ее экономических и финансовых показателей, показателей государственного, общественного, законодательного, политического и социального развития. Инвестиционная привлекательность определяет вектор движения физического, финансового, интеллектуального и человеческого капиталов в страну или за ее рубежи.
Базовыми факторами и показателями для присвоения стране инвестиционного рейтинга ведущими мировыми агентствами являются финансовое состояние страны, ее экономические и социальные показатели, политическая ситуация в стране. Учитываются при расчетах и оценках платежеспособность страны, величина внешнего и внутреннего долга, стабильность курса национальной валюты, величина экспорта и чистого экспорта, величина золотовалютных резервов, уровень инфляции, состояние бюджета и др. Принимаются во внимание стабильность роста экономики (ВВП), а также политическая и социальная стабильность.
Инвестиционная привлекательность страны определяет поток в страну или отток из нее денежного капитала, прямых инвестиций, портфельных инвестиций, специалистов, лицензий и высоких технологий.
Россия после дефолта 1998 г. получила рейтинг на уровне дефолта (рейтинг страны-банкрота, инвестиции в которую очень рискованны и не рекомендуются). Постепенная стабилизация финансового и экономического состояния РФ привели к росту ее инвестиционного рейтинга, и в 2004—05 гг. ей был всеми ведущими агентствами (с оговорками) присвоен инвестиционный рейтинг, однако сравнительно низкой градации.
Основные критические замечания аналитиков рейтинговых агентств связаны с голландской болезнью России. Голландская болезнь — это жизнь страны за счет доходов от продаж природных ресурсов (в основном нефти и газа). Названа эта болезнь так по имени страны, которая наиболее отчетливо продемонстрировала негативные особенности данной болезни для экономики и развития страны и общества. В прошлом у Голландии был период, когда, получив значительные доходы от продаж нефти, она снизила темпы развития производств с высокой добавленной стоимостью и в результате временно отстала от ведущих стран мира по уровню и качеству жизни населения.
Россия в первом десятилетии XXI в. получает основные доходы от продаж нефти, газа, металла, леса за рубеж, то есть за счет экспорта сырьевых товаров без глубокой их переработки внутри страны. Рост ВВП в 2000-2006 гг. на уровне 6-8% в год обеспечил, главным образом, рост цен на эти товары на мировых рынках и, как следствие, рост чистого экспорта и его значительный вклад в ВВП, в консолидированный бюджет РФ, в увеличение золотовалютных резервов страны (с 1999 г. они выросли с 12 млрд долл. до 170 млрд долл. в 2005 г.). В то же время основные производства в машиностроении, радиоэлектронном комплексе, информационном секторе и других секторах экономики с высокой добавленной стоимостью, высокими технологиями сокращаются, стагнируют. Все это привело к тому, что доля инновационной российской продукции не превышает 4%, а доля инновационных предприятий — 5%. И это происходит несмотря на наличие государственных концепций, стратегий и программ развития науки и высоких технологий. То есть налицо все признаки длительной голландской болезни, диагноз которой поставили России как иностранные эксперты, так и национальные эксперты и аналитики.
Все годы трансформационного периода развития России превалировал отток капитала из России (см. табл. 2.1.1), что говорит о низкой реальной инвестиционной привлекательности страны. Доходы от продаж нефти и газа очень высоки, но они уходят в основном за рубеж. И это — свидетельство недостаточной инвестиционной привлекательности России. Частный денежный капитал стремится туда, где меньше риски его потерь, выше общая стабильность и норма прибыли.
Таблица 2.1.1 Чистый вывоз капитала частного сектора (млрд долл.)
Год | Чистый вывоз капитала частного сектора, всего (2+5) | Чистый вывоз капитала банками (3+4) | в том числе: | Чистый вывоз капитала нефинансовыми предприятиями и домашними хозяйствами | иностранные активы | иностранные пассивы |
-14,4 | -2,0 | -3,0 | 1,0 | -12,4 | |
-3,9 | 6,8 | 4,0 | 2,9 | -10,7 | |
19% | -23,8 | 1,3 | -2,9 | 4,2 | -25,1 |
-18,2 | 7,6 | -1,3 | 8,9 | -25,9 | |
-21,7 | -6,0 | 0,3 | -6,3 | -15,7 | |
-20,8 | -4,3 | -3,4 | -0,9 | -16,5 | |
-24,8 | -2,1 | -3,5 | 1,4 | -22,8 | |
-15,0 | 1,3 | -1,4 | 2,7 | -16,2 | |
-8,1 | 2,5 | -М | 3,6 | -10,6 | |
-2,3 | 10,3 | -1,0 | 11,2 | -12,6 | |
-9,3 | 3,8 | -3,6 | 7,4 | -13,1 |
Отток из страны частного капитала, который приведен в табл. 2.1.1, это только часть его общего оттока за рубеж. Основной вклад в отток капитала вносят Банк России и Министерство финансов РФ. Так Банк России отправил за границу на депозиты ведущих западных банков в 2005 г. за 11 месяцев около 44 млрд долл., а за 2004 г. — 47,5 млрд долл. И это без учета оттока средств стабилизационного фонда Правительства РФ и нелегального вывоза валюты. Дело в том, что Банк России предпочитает хранить под небольшие проценты (5-6% годовых) золотовалютные резервы в западных банках в форме депозитов или государственных ценных бумаг США и ведущих стран Европы. Объясняет свою позицию Банк России высокой надежностью западных банков и государственных ценных бумаг развитых стран мира. Однако при этом накопленные резервы России работают на экономики западных стран и на повышение их инвестиционной привлекательности, а не на развитие экономики России. Более того, недоверие к национальной банковской системе, национальной валюте — рублю, к российским банкам и государственным ценным бумагам, выраженное в подобной форме, снижает общий инвестиционный рейтинг страны и ее инвестиционную привлекательность. Если ведущие финансовые институты страны осуществляют портфельные инвестиции за рубежом, а не внутри страны, то солидные иностранные инвесторы не рискуют вкладывать средства в экономику такой страны. Существует четкое правило для инвестора (за исключением финансовых спекулянтов): надежность страны он оценивает по поведению национальных инвесторов. И если местные предприниматели и финансовые институты выводят капиталы и доходы из страны, региона или фирмы, то эти страна, регион или предприятие не вызывают доверия у зарубежных инвесторов.
Инвестор оценивает инвестиционную привлекательность страны или региона по движению капитала, уровню инфляции, политической, экономической, законодательной и социальной стабильности, а также по уровню и качеству человеческого капитала. Последнее означает, что он отвечает себе на естественные вопросы: а можно ля работать с такими людьми, можно ли им доверять свои деньги, прибыль, свое будущее? Инвестиции сами по себе не работают без специалистов, без человека и человеческого капитала должного уровня и качества. И поэтому в настоящее время основные инвестиции в развитых странах направляются именно в развитие человеческого капитала. Именно на базе высокого качества человеческого капитала любая страна, регионы и предприятия способны эффективно использовать инвестиции. В противном случае при недостаточности человеческого капитала и его низком качестве инвестиции в промышленность дают нулевую или низкую отдачу.
К сожалению, инвестиции в человеческий капитал в России пока низки по сравнению с развитыми странами, хотя и постепенно растут. Российский человеческий капитал в результате многовековой несвободы не подготовлен к рыночной экономике и качественному труду, и это — главное препятствие на пути роста промышленности, диверсификации экономики, развития страны и становления гражданского общества. Однако и эту сверхтрудную задачу необходимо и можно решить за счет приоритетного потока инвестиций в развитие человеческого капитала (в воспитание, включая его духовную составляющую, образование, науку, культуру, здоровье населения, в инфраструктуру, в обеспечение безопасности граждан и бизнеса, в информатизацию страны). И средства, и возможности у страны для этого имеются.
Данные по валютным резервам страны, которые были использованы для оценки оттока государственного капитала (золотовалютный резерв и средства стабилизационного фонда Правительства РФ) в зарубежные банки, приведены в таблицах 2.1.2-2.1.3. За 2004 г. они выросли почти вдвое. В 2005 г. рост по абсолютной величине превысил величину роста в 2004 г. Подобных темпов роста золотовалютных резервов не знает ни одна страна в мире.
Изменение международных резервных активов РФ в 2004 г. (млн долл.)
Дата | Международные резервные активы | в том числе: | резервные активы в иностранной валюте | золото | другие резервные активы |
01.01.04 | 76 938 | 63 134 | 3 763 |
01.01.05 | 124 541 | 119 099 | 3 732 |
Таблица 2.1.3Изменение золотовалютных резервов РФ в 2005 г. (млрд долл.).
Дата | Объем |
02.12.05 | 168,4 |
31.12.04 | 124,5 |
Выше отмечалось, что одним из основных показателей инвестиционной привлекательности страны является уровень инфляции. За последние годы большинство развивающихся стран мира и стран с переходными экономиками решили свои проблемы с инфляцией и снизили ее уровень ниже 4%. Развитые страны удерживают инфляцию ниже 3%, проводя жесткую политику тарге-тирования. В России же инфляцию так и не удалось снизить до значений, которые принято называть в экономике умеренными.
Проблема инфляции в России в совокупности с проблемой инвестиций в экономику, инфраструктуру и социальную сферу приобрела особо острый характер в 2004-06 гг. В средствах массовой информации развернулась общенациональная дискуссия по поводу использования средств стабилизационного фонда и золотовалютных резервов в качестве инвестиций. Основные доводы Правительства и Банка России против использования этих фондов в качестве инвестиций сводятся к опасениям роста инфляции.
Таблица 2.1.4 Инфляция в России, в %
Годы | ||||||||
Темп прироста цен потребительских товаров | 160,4 | 2508,8 | 839,9 | 215,1 | 131,3 | 21,8 | 11,0 | |
Годы | 2005* | |||||||
Темп прироста цен потребительских товаров | 84,4 | 36,5 | 20,2 | 18,6 | 15,1 | 11,7 | ||
Темп прироста цен инвестиционных товаров | на | н,д, | н,д, | н,Д, | нл | н,д, | 28,8 | « |
До 2003 г. (после дефолтовского всплеска) инфляция в России постепенно снижалась (см. табл. 2.1.4). Но в 2003-05 гг. инфляция (рост цен на потребительские товары) остановилась примерно на отметке 12% в год. По общепринятой градации — это высокая инфляция, которая является дополнительным налогом на население и экономику, негативно сказывается на инвестиционном процессе, снижает инвестиционную привлекательность страны, тормозит общее развитие страны, снижает рост доходов населения и качество его жизни. Причем инфляция, рассчитанная по инвестиционным товарам в России, как правило, была выше инфляции, рассчитанной по потребительской корзине товаров. В частности, в 2004 г. она была примерно вдвое выше и составляла 28,8% (см. табл. 2.1.4). Это показывает, что действительный рост цен на потребительские товары был выше уровня официального показателя инфляции по потребительским товарам, поскольку рост цен на инвестиционные товары (средства производства) автоматически переносится на потребительские товары.
Повышенная инфляция по инвестиционным товарам является препятствием на пути инвестиций в реальный сектор экономики. Для оживления экономики, для оживления предпринимательской деятельности необходимо стимулирование со стороны государства приобретения предпринимателями новых современных средств производства, создания новых производств, приобретения новых технологий с целью выпуска конкурентоспособных товаров. И в условиях трансформирующейся (переходной) экономики — это одна из основных задач государства.
Рассмотрим возможности использования фондов Правительства и ЦБ РФ в качестве инвестиций. В конце 2005 г. золотовалютные резервы достигли 170 млрд долл., стабилизационный фонд Правительства РФ составил около 40 млрд долл. В целом, золотовалютные запасы страны превысили 200 млрд долл. В соответствии с мировым опытом и экономической теорией в условиях экономической стабильности необходим и достаточен трехмесячный запас валюты по импорту. Для первого полугодия 2005 г. по расчетам, по данным Банка России, это составит 35,4 млрд долл. С учетом рисков сумму золотовалютных резервов страны можно удвоить, и тогда необходимые запасы на кризисные ситуации составят примерно 70 млрд долл. Остальное можно инвестировать в обустройство и развитие России при условии использования безынфляционных механизмов инвестирования.
Основным инфляционным механизмом в России в последние годы является рост денежной массы (наряду 6 ростом цен на продукцию госмонополий). В результате скупки Банком России валюты за эмиссионные рубли (дополнительно печатаемые) с 2000—2005 гг. (на 01.10.05) денежная масса М2 выросла в 7,4 раза (табл. 2.1.5). Причем только за 10 месяцев 2005 г. она выросла более чем на 20%. Таблица 2.1.5 Динамика денежной массы
Денежная масса М2 | 714,6 | 1154,4 | 1612,6 | 2134,5 | 3212,7 |
в том числе: | |||||
наличные деньги МО | 266,1 | 418,9 | 583,8 | 763,2 | 1147,0 |
безналичные средства | 448,4 | 735,5 | 1028,8 | 1371,2 | 2065,6 |
Источник: Федеральная служба государственной статистики.
В сущности, это довольно простой и ясный механизм инфляции. Соответственно и методы борьбы с ним достаточно известны в мировой науке и практике.
Поскольку этот механизм связан с покупкой Банком России валюты и эмиссией денег, которыми ЦБ рассчитывается за валюту, необходимо в этой цепочке сократить до разумных пределов эмиссию безналичных рублей и их диффузию в форме не обеспеченных товарами доходов. А «стерилизацию» доходов в виде валюты и эмиссии рублей осуществлять в форме инвестиций и предложения государством социальных и инвестиционных товаров и продукции, купленных, в том числе, за рубежом (импортных товаров). Суть схемы инвестирования заключается в непрямом обмене нефти и газа на инвестиционные и потребительские и социальные товары, предложение которых компенсирует возросший спрос, а инвестиционные товары развивают инфраструктуру РФ и производства социально значимых товаров и услуг. Под обменом здесь понимаются не примитивный бартер, а сделки, в которых на входе, например, нефть, а на выходе — инвестиционная продукция, товары и услуги.
В 2006 г. доходы бюджета России предусматриваются на уровне 5 трлн 46,1 млрд рублей, расходы — 4 трлн 270,1 млрд рублей. Профицит планируется в размере 776 млрд рублей. Объем ВВП на 2006 г. прогнозируется в объеме 24 трлн 380 млрд рублей, инфляция — на уровне 7-8,5%, среднегодовой курс рубля к доллару США —28,6 рубля за доллар. В долларах ВВП составит 852,44 млрд долл, а ВВП на душу населения по биржевому курсу — около 5720 долл. Цена на нефть марки Urals прогнозируется в размере 40 долл. за баррель (эта цена определяет значительную часть доходов бюджета от экспорта). Объем стабилизационного фонда на конец 2006 г. прогнозируется в размере 2 трлн 242,3 млрд рублей, инвестиционный фонд — 69,7 млрд рублей.
Таким образом, только в стабилизационном фонде Правительства РФ накопится в 2006 г. 78 млрд долл. а в инвестиционный фонд направляется всего 2,44 млрд долл., что составляет 0,3% ВВП, 1,6% расходов бюджета и 3% от стабфонда.
Общий объем накопленных государством средств составит в 2006 г. свыше 300 млрд долл. (золотовалютные резервы + стабфонд). Доля же инвестиционного фонда правительства от этих средств составляет около 0,8%.
Как видим, вплоть до 2007 г. инвестиции со стороны правительства через его инвестиционный фонд составляют ничтожную долю от накопленных государством средств, которые формируют основной поток капитала из России и инвестируются в экономики развитых стран.
Накопленные средства позволяют, в принципе, решать многие экономические, финансовые и инфраструктурные проблемы на федеральном (и особенно на региональных) и местных уровнях, в частности построить дороги и развивать инфраструктуру. По этой схеме можно работать во многих сферах, но задача государства, прежде всего, состоит в развитии инфраструктуры, социальной сферы и повышении уровня и качества жизни населения. Поэтому государственные инвестиции в воспитание, образование, медицину, науку, в развитие инфраструктуры регионов из накопленных страной средств должны стать приоритетными.
Для повышения инвестиционной привлекательности России необходимы:
— экономическая стабильность (стабильные темпы роста ВВП, стабильный курс рубля, низкая инфляция);
— стабильная финансовая система (умеренные процентные ставки по кредитам, сбалансированные бюджеты всех уровней, достаточные валютные резервы, развитые финансовые институты и рынки);
— дебюрократизация экономики и государства и повышение эффективности государственных институтов;
— декриминализация экономики и государства и торжество закона;
— низкая инфляция (ниже 3%);
— стабильный курс национальной валюты;
— стабильный рост уровня и качества жизни населения;
— «излечение» экономики страны от голландской болезни.
В России формирование рыночной экономики осуществляется во многом «командными методами» сверху. Эти методы получили название сильного государственного регулирования экономики. Приведенный список задач и проблем, которые необходимо решить для привлечения значительного потока инвестиций в страну, для создания эффективной экономики и государства, показывает огромное значение государства в становлении российской цивилизованной рыночной экономики и эффективных механизмов ее функционирования.
Источник