Привлекательность прямых инвестиций для страны

Инвестиционная привлекательность стран на примере России

Если верить классической экономической теории, то ни одна страна в мире не может рассчитывать на стабильное и поступательное развитие национальной экономики без постоянного притока внутренних и иностранных инвестиций.

При этом следует понимать, любой инвестор, прежде чем вкладывать денежные средства в тот или иной инвестиционный актив, задается вопросом о целесообразности этого действия и, следовательно, о прибыльности подобных вложений. Когда в качестве объекта инвестирования выступает государство, имеет смысл говорить о его инвестиционной привлекательности.

Сущность явления

Инвестиционная привлекательность страны является показателем, характеризующим текущую политическую и экономическую ситуацию в ней в целом, а также ее отдельные составные части. Среди них можно выделить:

  • инвестиционный климат;
  • стабильность политической системы;
  • существующую систему налогообложения;
  • нормативно-правовую базу;
  • существующие риски;
  • структуру и объем внутреннего рынка;
  • степень финансового суверенитета;
  • динамику стоимости национальной валюты;
  • развитость элементов инфраструктуры;
  • наличие собственной сырьевой базы;
  • прочие факторы.

Рассматривая инвестиционную привлекательность страны, также обязательно следует учитывать основные макроэкономические показатели.

Российская специфика

Инвестиционная привлекательность России является достаточно изменчивым показателем. Это стало особенно заметным на фоне обострения внешнеполитической ситуации, произошедшего в 2015-2016 годах. Тем не менее нельзя не отметить, что снижение объема иностранных инвестиций прежде всего обусловлено политической конъюнктурой, нежели объективными экономическими причинами.

Тем не менее международный рейтинг инвестиционной привлекательности Российской Федерации остается на довольно высоком уровне. Серьезную роль в этом играет благоприятная деловая среда и отсутствие серьезных политических, экономических и социальных потрясений в стране на протяжении длительного времени.

В то же самое время потенциальным инвесторам прежде чем делать капиталовложения в ту или иную отрасль или территорию РФ необходимо познакомиться со спецификой государства. Прежде всего нужно учитывать существенные различия в развитости отдельных субъектов федерации и территорий. Подробный анализ данной темы вы найдете в статье «Инвестиционная привлекательность регионов».

Положительные факторы

В настоящее время основой инвестиционной привлекательности России по-прежнему остается колоссальная сырьевая и ресурсная база. Кроме того, в стране хорошо развита добывающая отрасль. На сегодняшний день большинство зарубежных инвесторов вкладывают собственные капиталы именно в предприятия, которые заняты добычей и частично переработкой нефти, газа, металлов и прочих природных ресурсов.

Не стоит забывать и о серьезном человеческом потенциале, которым обладает Российская Федерация. Несмотря на глобальный развал системы образования, которым были отмечены 90-е годы прошлого века, еще с советских времен осталось большое количество квалифицированных рабочих, ученых, управленцев и сотрудников других специальностей. В последние годы к ним стали примыкать новые кадры, выпускаемые высшими и средними образовательными учреждениями. Последних отличает принципиально новый уровень компетенций и готовность работать на современном инновационном оборудовании.

Уровень развития транспортной и производственной инфраструктуры России сложно назвать удовлетворительным. Сохранившиеся с советских времен объекты нуждаются в серьезной модернизации. Тем не менее даже существующего уровня транспортной и производственной инфраструктуры достаточно для того, чтобы Российская Федерация оставалась привлекательной для инвесторов.

Нельзя не отметить и серьезного развития современных телекоммуникационных и интернет-технологий. В настоящее время глобальная паутина стала обыденной частью жизни большинства россиян. Бизнес также активно использует все возможности, которые открывает перед ним интернет.

Отрицательные факторы

Инвестиционную привлекательность РФ до сих пор трудно назвать образцово-показательной. Это связано с рядом серьезных проблем, существующих в государстве на протяжении длительного времени.

Читайте также:  Потребление сбережение инвестиции кейнс

Прежде всего следует сказать, про странную экономическую политику, проводимую соответствующими министерствами Правительства России. Ее корни следует искать в 90-х годах, когда государство было отдано на откуп либералам. Их вера в то, что свободный рынок способен себя полностью регулировать полностью провалилась. После прихода к власти В.В. Путина Российская Федерация в целом изменила свой курс. В то же самое время экономический блок Правительства России по-прежнему сформирован старыми либеральными кадрами.

Серьезной проблемой, непосредственно отражающейся на инвестиционной привлекательности Российской Федерации, является высокий уровень коррупции и бюрократии. 2016 год проходит под знаком серьезной и бескомпромиссной борьбы со взяточниками и коррупционерами. Тем не менее на этом фронте страна находится только в начале длительного пути.

Дополнительно следует сказать про существенные несовершенства, которые присутствуют в федеральном и региональном законодательстве, регулирующем инвестиционные правоотношения.

Нельзя также не сказать о недостаточном уровне деловой бизнес-культуры и низкой производительности труда. По этим показателям Российская Федерация серьезно уступает своим западным иностранным партнерам.

Вывод

В России есть все ресурсы, которые необходимы для быстрого экономического развития. Тем не менее для того чтобы повысить рейтинг инвестиционной привлекательности в стране, необходимо провести серьезные преобразования в области:

  • борьбы с бюрократией и коррупцией;
  • корпоративной культуры и производительности труда;
  • усовершенствования инвестиционного законодательства.

Развитие нашей страны на протяжении последних лет в целом имеет положительную динамику. У нас есть все основания для того, чтобы смотреть в будущее с оптимизмом. По существующим экспертным оценкам все описанные выше положительные процессы получат свое развитие в 2017 году.

Источник

Рейтинг стран мира по уровню прямых иностранных инвестиций

Информация об исследовании

Глобальный рейтинг стран и территорий мира по уровню прямых иностранных инвестиций в номинальном (абсолютном) значении, выраженном в долларах США в текущих ценах.
Наиме­но­ва­ние: Прямые иностранные инвестиции / Foreign Direct Investment.
Тематика исследо­вания: Страны и регионыЭкономическое развитие
Направ­ление исследо­вания: Экономика Изучение экономических процессов.
Отрасль исследо­вания: Управление Экономический анализ Финансовый анализ.
Методы исследо­вания: Системный анализ Сравнительный анализ.
Перио­дич­ность исследо­вания: Регулярно (ежегодно).
Органи­зация исследо­вания:
  • Группа Всемирного банка / The World Bank Group.
  • Международный валютный фонд / International Monetary Fund.
  • Конференция Организации Объединённых Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) / United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD).
Сайт исследо­вания: http://worldbank.org/
Послед­нее исследо­вание: The World Bank: Foreign Direct Investment 2019.
Текст статьи: © Центр гуманитарных технологий. Настоя­щий доку­мент подго­тов­лен совместно с орга­ни­за­цией World Bank Development Research Group. Републи­ка­ция текста не разре­шена. Инфор­ма­ция на этой стра­ни­це пери­оди­чески обнов­ля­ется. Последняя редакция: 10.03.2021.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) — это форма участия иностранного капитала в реализации инвестиционных проектов на территории государства-реципиента инвестиций, которая представляет собой долгосрочные капиталовложения иностранного инвестора в производственные, торговые и иные коммерческие предприятия с целью получения прибыли.

В методологии Международного валютного фонда (МВФ), который ежегодно рассчитывает объёмы прямых иностранных инвестиций на международном уровне, указывается, что иностранные инвестиции могут считаться прямыми иностранными инвестициями в том случае, если они подразумевают приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном капитале коммерческой организации на территории государства-реципиента инвестиций и позволяют инвестору (или его представителю) оказывать стратегическое влияние на инвестируемые предприятия, включая частичный или полный контроль над ними. На практике, однако, в некоторых странах доля в 10% в уставном капитале инвестируемого предприятия считается недостаточным для установления эффективного контроля над управлением или демонстрации долговременной заинтересованности инвестора. Таким образом, прямые иностранные инвестиции в целом должны быть достаточно крупными и долгосрочными для того, чтобы позволить иностранному инвестору установить эффективный контроль над управлением инвестируемым предприятием и обеспечить его долговременную заинтересованность в успешном функционировании и развитии этого предприятия. При этом длительный срок капиталовложений в рамках ПИИ ограничивает для инвесторов возможности быстрого ухода с рынка и тем самым усиливает к ним интерес стран-импортёров ПИИ. Во многих странах реализация инвестиционных проектов с участием иностранного капитала регулируется законодательно, а в структуре исполнительной власти, как правило, присутствует государственный орган, ответственный за выработку и реализацию государственной политики в области инвестиций.

Основным стимулом интенсивного развития международного инвестиционного процесса является необходимость крупного бизнеса повышать свою конкурентоспособность на международном уровне посредством расширения деятельности на новых рынках, рационализации производства, снижения издержек, диверсификации рисков и получения доступа к ресурсам и стратегическим активам в экономиках разных государств. В настоящее время основным субъектом ПИИ являются международные компании и финансовые группы.

Основу данных о ПИИ в экономиках разных государств составляют периодические выпуски статистических отчётов серий «Balance of Payments Statistics» Международного валютного фонда, «World Development Indicators» Всемирного банка, «World Investment Report» Конференции Организации Объединённых Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), а также ежегодные экономические отчёты национальных статистических институтов, данные из которых аккумулируются указанными международными организациями.

Результаты исследования

Эта страница содержит актуальный (периодически обновляемый) список стран мира и административных территорий без государственного статуса, упорядоченных по размеру прямых иностранных инвестиций (ПИИ), произведённых в их экономику в течение указанного года. В качестве источника информации о размерах ПИИ выступает база данных Всемирного банка «Показатели мирового развития» (World Development Indicators). В рейтинговой таблице представлен перечень экономик с подтверждённой оценкой ПИИ по номинальному (абсолютному) значению, выраженному в долларах США в текущих ценах (без поправки на инфляцию). Отрицательные значения показателя ПИИ некоторых экономик означают, что экспорт инвестиций опережает их импорт, или отток инвестиций из экономики превышает их приток в экономику. Текущие данные представлены по состоянию на 2018 год (опубликованы в 2019 году).

Источник

Инвестиционная привлекательность Российской Федерации

Развитие экономики любой страны мира не может обойтись без регулярного вливания капитала в её отрасли и отдельные объекты.

Существенную роль в этом процессе играет не только капитал, циркулирующий внутри страны, но и финансы, исходящие от международных инвесторов.

Желая стать участником экономического развития, каждый инвестор оценивает целесообразность выделения и направления определённой суммы своего капитала на развитие того или иного экономического объекта или создание нового. Инвестор в первую очередь оценивает всевозможные риски проекта, реализацию которого он запланировал. Для того чтобы проанализировать слабые и сильные стороны конкретного инвестиционного решения, необходимо взять во внимание деловой климат государства или его отдельной административно-территориальной единицы.

Инвестиционная привлекательность страны представляет собой показатель, который характеризует качество среды для ведения бизнеса на определённый момент времени.

Для изучения деловой привлекательности государства необходимо взять во внимание показатели макроэкономики, которые являются индикаторами развития социальной сферы, технологий, инноваций и производства. Среди таких показателей обычно выделяют:

  • степень риска инвестирования;
  • политическую обстановку;
  • объём рынка и его структура;
  • степень независимости от финансовой помощи других государств;
  • объём внешнего долга;
  • валюту;
  • объём накоплений страны;
  • степень развития инфраструктуры.

Ситуация в России

Инвестиционная привлекательность РФ как государства представляет собой переменчивое явление, которое зависит от большого количества взаимосвязанных факторов.

Рейтинг России как государства с благоприятной деловой средой во многом определяется особенностью функционирования её экономики и социальной сферы. Среди особенностей можно выделить такие:

  1. Россия находится на этапе трансформации экономики административного типа в рыночный.
  2. Инвестиционное пространство России неоднородное, так как страна имеет в своём составе огромное количество территории с особыми экономическими условиями и инвестиционным потенциалом.
  3. Существенное отличие в развитии отдельных административно-территориальных единиц.
  4. Богатая база природных ресурсов, особенно нефти.
  5. Сформированный средний класс.
  6. Значительный уровень бюрократии и коррупции.

Позитивные характеристики

Инвестиционная привлекательность России с точки зрения иностранных инвесторов заключается в том, что в государстве качественно налажено функционирование отраслей тяжёлой промышленности: металлургии, машиностроения, химической и нефтедобывающей. Инвесторы из-за рубежа предпочитают направлять свой капитал на развитие российских предприятий, принадлежащих данным отраслям.

В России сконцентрирована большая рабочая сила, состоящая из образованных и высококвалифицированных работников. Это и есть дна из положительных характеристик деловой привлекательности государства.

Россия богата природными ресурсами, что является дополнительным стимулом для вкладывания капитала зарубежными инвесторами. Кроме того государство имеет налаженную и развитую транспортную и производственную инфраструктуру, позволяющую сокращать стоимость транспортировки ресурсов для производства и готовую продукцию к конечному потребителю.

Государство тесно взаимодействует с высокоразвитыми странами мира в сфере развития использования технологических новинок и инноваций.

Особое внимание стоит обратить на интенсивное развитие рынка онлайн-услуг, ведь большая часть населения России активно пользуется интернетом и совершает через глобальную сеть торговые операции.

Негативные характеристики

Состояние инвестиционного климата тяжело назвать отличным из-за ряда его неблагоприятных особенностей. Россия ещё не полностью отказалась от типа управления экономикой, характерного для административного типа. Это обуславливает наличие чрезмерного вмешательства органов исполнительной власти в функционирование экономики. Также актуальной является проблема наличия барьеров для инвесторов, формируемых сложными бюрократическими процедурами.

Непривлекательной чертой инвестиционного климата государства считается несовершенная законодательная база в сфере инвестиционных операций. В законах, регламентирующих инвестиционные операции, зафиксированы некоторые неточности и противоречия. Кроме того, не существует чёткой процедуры предоставления гарантий и льгот зарубежным инвесторам. В инвестиционном законодательстве общие положения, значительно преобладают над конкретными.

Главным препятствием формирования высокого инвестиционного рейтинга России считается коррупция, подразумевающая непрозрачность выбора приоритетных инвестиционных проектов, оформление документов и распределение финансов. Коррупция также препятствует целевому использованию бюджетных средств.

Коррупция негативно влияет на имидж и авторитетность судовой системы. На данный момент в России остро стоит проблема независимости судов. Для функционирования судовой системы государства характерен субъективизм, что существенно мешает независимой работе.

Недостаточный уровень культуры ведения бизнеса является острой для России проблемой. Всё дело в том, что страна не полностью отошла от методов и способов управления экономикой, характерных для советского периода.

За последнюю пару лет инвестиционный климат России существенно ухудшился. Особенно это касается проведения международных инвестиционных операций. Причиной ухудшения качества деловой среды стал экономический кризис, спровоцированный введенными против государства санкциями со стороны многих стран мира.

Из-за снижения мировой стоимости нефти приоритетная отрасль экономики России существенно пострадала. С точки зрения инвесторов предприятия, специализирующиеся на добывании нефти и изготовлении продуктов из неё, утратили свою привлекательность из-за высокого уровня риска инвестирования в них.

Ухудшение отношений России с зарубежными партнёрами отрицательно повлияло на осуществление торговых операций, что также является негативной чертой инвестиционной среды.

Для того чтобы сделать Россию более привлекательной с точки зрения инвесторов страной, необходимо:

  • усовершенствовать корпоративную культуру;
  • разработать эффективные методы борьбы с коррупционными явлениями;
  • усовершенствовать инвестиционное законодательство.

Особенно актуальной является процедура стандартизации бухгалтерского учёта в России в соответствии с международными стандартами.

Особенности инвестиционного потенциала Тюменской области.

Инвестиционный климат Нижегородской области.

Условия сотрудничества с Российским фондом прямых инвестиций.

Источник

Читайте также:  Самые крупные обменники криптовалюты
Оцените статью