Секрет производства (ноу-хау): правовой статус
Ведущий юрисконсульт ООО «ЯНДЕКС»
специально для ГАРАНТ.РУ
Настоящая колонка посвящена обзору секрета производства (известного также как ноу-хау) как результата интеллектуальной деятельности в понимании российского законодательства и в срезе российской судебной практики. В статье рассматривается правовой статус секрета производства, отдельные аспекты режима коммерческой тайны в отношении такого объекта, особенности реализации права распоряжения им, ситуации, при которых у такого результата интеллектуальной деятельности могут быть несколько независимых правообладателей.
Периодически юридическому сообществу становится известно о судебных процессах в отношении информации, являющейся секретом производства (например, Постановление Суда по интеллектуальным правам от 16 ноября 2017 г. по делу № А33-28905/2016). Иногда такие судебные споры становятся следствием перехода сотрудника из одной организации в другую, когда в связи с трудовой деятельностью на предыдущем месте работы ему стал известен секрет производства, в отношении которого был введен режим коммерческой тайны, а работник (например, ввиду недобросовестности или в корыстных целях) разгласил его коллегам на новом месте работы.
Поскольку для судебной практики секрет производства, как объект споров сторон, не такое частое явление и нередко возникают вопросы относительно его правового статуса, разграничения с понятием коммерческой тайны, целью данной колонки является освещение правового статуса секрета производства (ноу-хау) как результата интеллектуальной деятельности и его соотношение с коммерческой тайной.
Понятие секрета производства
Секрет производства как результат интеллектуальной деятельности знаком действующему российскому законодательству, что нашло свое закрепление в главе 75. «Право на секрет производства (ноу-хау)» Гражданского кодекса. Понятие секрета производства приведено в ст. 1465 ГК РФ следующим образом: «Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны».
Двойное именование обсуждаемой категории результатов интеллектуальной деятельности (как секрет производства, так и ноу-хау) объясняется тем, что ноу-хау – это результат калькирования в отечественное законодательство термина know-how из англо-саксонского права. Дословно его можно перевести как «знать-как» (то есть под этим понимаются знания практического или технического характера, ставшие известными в результате опыта или исследования). И в целях гармонизации отечественной нормативно-правовой базы праву иностранных государств (в том числе и для защиты отечественных обладателей секретов производства) было введено такое дополнительное обозначение к термину секрет производства.
В качестве сведений, составляющих секрет производства, В. Никитин выделяет следующие 1 :
- сведения о результатах научных исследований;
- техническая и технологическая документация;
- результаты опытов и испытаний;
- методики;
- материалы исследования применяемых технологий и технологических процессов;
- прогнозируемые оценки рыночной конъюнктуры;
- тенденции развития техники и технологий;
- сведения о поставщиках и покупателях;
- информация об условиях и ценах по договорам, которые заключаются или о заключении которых ведутся переговоры.
Этот перечень не является исчерпывающим, и в перечень таких сведений могут входить и иные сведения.
В качестве конкретных примеров секрета производства можно вспомнить процесс создания гидроизолирующего материала «Пенетрон», химического состава напитка «Кока-Кола», техническую документацию по блокам подготовки газа автоматический БПГА «Исток-1» (по последнему примеру см. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 января 2017 г. № Ф06-15816/2016 по делу № А65-7789/2016).
Однако не все такие сведения могут быть признаны секретом производства. Пункт 2 ст. 1465 ГК РФ определяет, что секретом производства не могут быть признаны сведения, обязательность раскрытия которых либо недопустимость ограничения доступа к которым установлена законом или иным правовым актом.
Правовая охрана секрета производства (ноу-хау)
Правовая охрана секрета производства выражается в том, что секрет производства признается законодательством самостоятельным результатом интеллектуальной деятельности, в виду чего обладателю секрета производства принадлежит исключительное право его использования и распоряжения любым не противоречащим закону способом, в том числе при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений (см. п. 1 ст. 1466 ГК РФ).
Ввиду этого, если лицо неправомерным образом получит информацию, представляющее собой секрет производства ее обладателя, и это станет причиной нарушения исключительного права такого обладателя, последний будет вправе защищать свои нарушенные права всеми допустимыми с точки зрения закона средствами, добиваясь устранения такого нарушения.
Однако если лицо добросовестно и независимо от других обладателей секрета производства стало обладателем сведений, составляющих содержание охраняемого секрета производства, такое лицо приобретает самостоятельное исключительное право на этот секрет производства (п. 2 ст. 1466 ГК РФ). Такая норма позволяет сделать вывод о том, что у секрета производства может быть несколько независимых обладателей, если каждый из них правомерно и отдельно от других смог в силу опыта, знаний либо исследований достигнуть того информационного результата, который представляет собой соответствующий секрет производства.
В то же время, наличие этой нормы позволяет говорить о том, что законодатель, в целях развития и стимулирования инноваций и конкуренции (в первую очередь, в промышленной сфере деятельности), тем самым позволяет различным лицам получить правовую охрану на один и тот же, по сути, секрет производства.
При этом, законодательно определено, что правовая охрана в отношении секрета производства (в виде предоставления его обладателю в отношении него исключительного права на секрет производства) действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание (ст. 1467 ГК РФ). Как только конфиденциальность сведений, составляющих секрет производства, утрачивается, исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей. При этом если обладатель такого секрета производства пожелает прекратить его правовую охрану путем правомерного раскрытия конфиденциальной информации, составляющей секрет производства, законодательно он не обязан уведомлять иных обладателей такого секрета производства о своем решении и наступающих вследствие этого правовых последствиях и тем более согласовывать с ними такие свои действия.
Сведения могут считаться конфиденциальными, если в отношении них введен режим коммерческой тайны. Этот вывод сделан на основании п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ от 26 марта 2009 г. № 29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», который изложен следующим образом: «Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны».
Соответственно, чтобы обладатель информации мог считать такую информацию своим секретом производства, он должен принять все необходимые меры, чтобы в отношении такой информации действовал режим коммерческой тайны, который предусмотрен положениями Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». При отсутствии режима коммерческой тайны лицензионный договор на секрет производства может быть признан незаключенным (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2017 г. по делу № А40-137995/2016).
Как верно отмечает П. Гулидов 2 , указанный федеральный закон не предусматривает определенного способа прекращения режима коммерческой тайны в отношении информации конфиденциального характера. Также ни этот закон, ни положения ГК РФ не предусматривают исключений для восстановления режима правовой охраны секрета производства, если действия по разглашению такой информации носили неправомерный характер. Поэтому если представить ситуацию, в соответствии с которой в ходе открытого судебного разбирательства будет установлено, что разглашение лицом сведений, составляющих содержание секрета производства, было незаконным и данное лицо будет привлечено к ответственности за разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, исключительное право на такой секрет производства все равно можно считать прекращенным уже по тому основанию, что указанные сведения стали известны неопределенному кругу лиц.
Распоряжение правами на секрет производства
Помимо такого своеобразного вида распоряжения исключительным правом на секрет производства, как совершение действий по раскрытию сведений, составляющих его содержание (то есть досрочное прекращение исключительного права), обладатели вправе также передать (произвести отчуждение) исключительное право на секрет производства в полном объеме другой стороне (ст. 1467 ГК РФ) или предоставить другой стороне право использования (лицензию) соответствующего секрета производства в установленных договором пределах (ст. 1468 ГК РФ).
И если в отношении отчуждения исключительного права следует, главным образом, иметь в виду положения п. 2 ст. 1467 ГК РФ, согласно которым при отчуждении исключительного права на секрет производства лицо, распорядившееся своим правом, обязано сохранять конфиденциальность секрета производства до прекращения действия исключительного права на секрет производства (то есть чтобы прежний обладатель исключительного права, после получения вознаграждения за секрет производства, не обнулил коммерческую ценность переданного секрета производства путем разглашения его содержания, и тем самым лишил выгоды нового обладателя), то про лицензионный договор можно рассуждать более подробно.
Лицензионный договор на ноу-хау
Как и в случае с отчуждением исключительного права на секрет производства, к отношениям сторон по лицензионному договору также применимы ограничения относительно разглашения информации. Так, согласно ст. 1469 ГК РФ, лица, получившие соответствующие права по лицензионному договору, обязаны сохранять конфиденциальность секрета производства до прекращения действия исключительного права на секрет производства. Это объясняется той же необходимостью сохранить коммерческую ценность секрета производства в случаях, когда лицензиат перестал быть связан условиями такого лицензионного договора. И чтобы у него не было соблазна раскрыть сведения, составляющие секрет производства, по истечении срока действия договора (и тем самым причинить вред действующим обладателям такой информации), полагаем, на этот случай и предусмотрено данное законодательное ограничение.
Если говорить про срок действия лицензионного договора, то ГК РФ не устанавливает определенные требования к нему. Лицензионный договор может быть заключен как с указанием, так и без указания срока его действия. Однако если срок в договоре не конкретизирован, то за каждой из сторон законодательно закреплено право на односторонний отказ от договора с обязательным условием предварительного предупреждения другой стороны об этом в срок не позднее, чем за 6 месяцев до даты вступления такого отказа в силу (ст. 1469 ГК РФ). При этом, стороны вправе закрепить в договоре иной, более длительный срок такого предварительного уведомления.
Лицензия на использование секрета производства может быть предоставлена в том числе и в рамках договора коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ, Решение Советского районного суда г. Казани (Республика Татарстан) № 2-2216/2017 2-2216/2017
В целом, можно говорить о том, что такой правовой институт, как секрет производства, нашел определенное правовое закрепление в действующем законодательстве, что позволяет обладателям сведений, составляющих секрет производства, в полной мере реализовывать свои правомочия относительно такого объекта интеллектуальных прав и защищать такие свои права в судебном и внесудебном порядке на основании действующей нормативно-правовой базы.
Высказанные в настоящей статье суждения являются личным мнением автора и могут не совпадать с официальной позицией ООО «ЯНДЕКС».
Источник
Стратегии и формы привлечения инвестиций
Чтобы финансировать проект грамотно, необходимо разработать стратегию привлечения инвестиций.
Во-первых, важно определить способы привлечения инвестиций. Ими могут стать:
- Частные инвестиции — финансирование за счет средств физлиц и юрлиц.
- Заемные инвестиции — средств от банков, лизинговых и факторинговых компаний, кредитных объединений.
- Государственные инвестиции — средства из бюджета, льготы, квоты и дотации.
Важно определиться, на какие цели вы планируете использовать инвестиции. Проблемы привлечения инвестиций заключаются в том, что вкладчик сталкивается с финансовыми рисками, дополнительными издержками (например, при получении заемных инвестиций), потерей полного контроля за источниками финансирования.
Поэтому выбирать вид инвестиций приходится исходя из полноценного анализа функционирования предприятия, стадии его развитии, остроты потребности в средствах.
Потенциальные кредиторы, в которых заинтересован вкладчик, должны получить обоснование, чтобы понимать, есть ли смысл вкладываться в проект. И сам инвестор вследствие этого должен выбрать форму привлечения инвестиций, исходя из анализа:
- Длительности проекта
- Кредитной истории предприятия
- Деловой репутации на рынке
- Стратегии развития
- Финансовой ситуации в целом
Анализ проекта и условий привлечения инвестиций должен проводиться при участии компетентных специалистов, поскольку это, во-первых, поможет избежать финансовых просчетов и, следовательно, рисков потери денежных средств, которые придется возвращать, а, во-вторых, поможет кредиторам получить ясное представление о проекте, чтобы вложения стали для них привлекательной нишей.
План привлечения инвестиций и источники финансирования
Если коротко, то этапов плана привлечения инвестиций четыре:
Для привлечения финансовых инвестиций нужен проект. При его подготовке составляется бизнес-модель с качественными экспертными оценками ситуации компании. Модель покажет, привлекателен ли проект для инвестирования в целом.
Только после этого можно готовить непосредственно бизнес-план для привлечения прямых инвестиций, учредительные документы. Презентации, финансовую отчетность, документы, которые гарантируют финансовую стабильность и возможность залога имущества в качестве обеспечения.
Далее формируется программа привлечения инвестиций, то есть инвестор ищет источники финансирования и заинтересованных лиц, располагающих средствами. В России существует до 250 инвестфондов, и привлечение частных инвестиций уже давно перестало быть проблемой.
Есть агрегаторы, — фонды — которые аккумулируют средства вкладчиков и оценивают перспективность проектов. Они выживают за счет маржи, и сотрудничество выгодно всем участникам альянса. Однако за последние годы краудфандинг теряет былую популярность, в основном из-за несовершенства законов РФ и недобросовестности участников проектов.
Зато альтернативным методом привлечения инвестиций становится возрастание популярности блогов, публичных страниц в соцсетях, где вполне быстро и даже без особых бюрократических проволочек можно собрать вполне приличные суммы для старта проекта. В качестве затрат на бизнес-план можно считать расходы на пиар кампании в медиапространстве.
Другая форма привлечения инвестиций — это программы государственного или регионального бюджета. При этом привлечение государственных инвестиций было и остается подконтрольным властям способом монетизации проекта. Априори взятые у государства деньги — это необходимость следовать жестким шаблонам деятельности. Строго прописанным в документации к проекту. Это самый трудоемкий механизм привлечения инвестиций, но зато деньги выделяются на льготных условиях и процент кредита очень низкий.
На этапе привлечения государственных инвестиций можно рассмотреть Фонд Бортника (Фонд социальных инноваций), программы Минэкономразвития, Минпромторга.
Задача и цель привлечения инвестиций от госструктур — обеспечить выгоду целеполагающей структуры. То есть инвестор обязан отчитываться по плану кредитора, не расходовать бюджетные средства не по назначению. Важно понимать, что предприятия с проблемной кредитной историей вряд ли смогут воспользоваться таким способом поддержки. Требования программ господдержки во многом диктуются на основании указаний Банка России.
Заемные средства можно привлечь лишь при условии отсутствия плохой кредитной истории. Остается вариант привлечения зарубежных инвестиций, и здесь для инвестора в настоящее время существуют хорошие перспективы. Начиная с 2013 года, в России образовалось множество межгосударственных фондов, куда охотно вкладывают средства представители Азии и Европы.
При этом привлечение иностранных инвестиций — самый надежный способ обезопасить активы, а тем более ноу-хау. Из-за несовершенства российского законодательства многие инвесторы предпочитают основывать бизнес в других стран мира.
Когда инвестор найден, наступает этап переговоров. На этой стадии целесообразно привлекать экспертов, которые позиционируют проект с максимальной выгодой. В дальнейшем понадобится и правовая поддержка, чтобы договориться об условиях управления, защите от рисков и оформлении юридической документации.
Остается лишь выполнять программу привлечения инвестиций, создавать резервные бюджеты, контролировать расходы и обеспечить сохранность активов, например, застраховать проект. Во избежание рейдерского захвата бизнеса неплохо заручиться поддержкой сильных иностранных контрагентов, не вкладывать средства в рискованные направления, создать такую документально подкрепленную правовую базу, чтобы смысл поглощения или уничтожения проекта был слишком дорогим или нецелесообразным для конкурентов.
Важно помнить, что использовать сразу все формы привлечения инвестиций невозможно, поэтому концентрировать усилия нужно на одном источнике.
Источник