- Привлечение средств населения для инвестиций
- Инвестирование в регионы – вложения для развития экономики и поднятия уровня жизни населения
- Инвестиции в регионы – как привлечь инвесторов и для чего это нужно?
- Сколько времени понадобится на то, чтобы проекты стали приносить доход?
- В настоящее время региональное инвестирование
- В некоторых регионах
- Целью государственного регулирования
Привлечение средств населения для инвестиций
По оценкам экспертов население нашей страны к концу 1998 года располагало в наличной форме не менее чем 400 млрд. деноминированных рублей. Вполне очевидно, что привлечение даже небольшой части этих средств в виде инвестиций в экономику страны способно радикально поменять макроэкономическую ситуацию, существенно снизить уровень «инвестиционного голода».
Необходимо отметить, что фактически роль населения в процессе инвестирования весьма пассивна. Оно может лишь выбирать формы вложения средств, которые предлагают ему государство и различные финансово-кредитные учреждения.
В связи с этим возникает разделение функций населения и государства при вовлечении денежных средств в хозяйственный оборот.
Население (каждый гражданин как собственник сбережений) обладает первичным правом выбора направлений, форм и методов вложения средств, исходя из своих потребностей и возможностей. Граждане могут использовать резервные средства либо индивидуально, либо коллективно; могут передавать их, если им это выгодно, в распоряжение специальных частных или государственных инвестиционных структур.
Государство, в свою очередь, обязано:
– обеспечить правовые и хозяйственные основы вовлечения в хозяйственный оборот резервных ресурсов;
– гарантировать населению свободный выбор любого из вариантов вложения средств по критерию их выгодности с точки зрения интересов и приоритетов их собственников;
– реализовывать собственные интересы, обеспечивая населению более выгодные условия вложения его средств;
– осуществлять надзор за деятельностью структур, работающих со средствами населения, выступать гарантом прав и интересов собственников этих средств;
– создавать правовые и организационные предпосылки для работы со средствами населения на муниципальном и организационном уровнях.
Такой подход позволит разработать наиболее рациональные формы вложения сбережений, приведет к согласованию интересов всех участников этого процесса.
Одним из основных направлений привлечения средств населения в инвестиционных целях является более рациональное использование государственных ценных бумаг. Существуют два пути размещения средств в такие ценные бумаги: либо по линии федерального правительства и общегосударственных федеральных займов, либо по линии органов исполнительной власти субъектов.
Однако прежде чем принимать решение о выпуске государственных ценных бумаг, необходимо определить цель, которая преследуется этим выпуском: финансирование конкретных инвестиционных программ, защита сбережений населения от инфляционного обесценения, финансирование дефицита бюджета и т.д.
Что касается привлечения сберегаемых средств в коммерческие банки, то здесь необходимо поддерживать их попытки наладить работу с населением, однако обязательно формирование экономических механизмов страхования их рисков. Это – проблема создания фонда или корпорации страхования депозитов.
Вместе с тем, должна быть определена минимальная сумма страхового депозита. Именно эта сумма страхового депозита в случае банкротства полностью компенсируется населению, с повышением суммы депозита сумма страховки пропорционально снижается. Введение минимальной суммы депозита в целях его 100-процентного страхования необходимо в интересах вкладчиков.
В качестве самостоятельного направления – привлечения временно свободных денежных средств населения – выделяют еще и фондовый рынок, точнее, его сегмент, в котором обращаются ценные бумаги компаний реального сектора экономики.
Необходимо отметить, что в инвестиционных целях может рассматриваться и небанковский сегмент финансового рынка. В рамках данного сегмента можно выделить:
– инвестиционные компании, не имеющие статуса инвестиционных фондов;
– частные (негосударственные) пенсионные фонды;
– медицинские страховые компании (негосударственное медицинское страхование).
Учитывая специфику их деятельности, повышение привлекательности инвестиций в данную сферу будет определяться такими факторами, как:
1. Общее состояние экономики.
Поскольку в стране экономический кризис, привлечение инвестиций в ценные бумаги инвестиционных компаний и фондов, работающих с реальным сектором экономики, будет крайне сложным.
2. Нормализация ситуации на фондовом рынке, повышение его регулируемости и эластичности.
3. Повышение устойчивости фондов и рост доверия населения к их деятельности, что может иметь место только на длительных временных отрезках.
Использование населением собственных средств возможно в форме организации кредитных товариществ, кооперативов, союзов. Подобные организации, с одной стороны, могли бы частично решить такую актуальную проблему реформирования, как создание рынка кредита для мелкого производителя. С другой – способствовали бы не только сохранению, но и приумножению средств населения, согласного вложить в организацию мелкого кредита свои сбережения.
Особую роль, например, в организации кредитных и ссудно-сберегательных товариществ играет муниципальная власть. Она может как поддерживать все начинания, связанные с организацией мелкого кредита – кредитных кооперативов, различного рода ссудно-сберегательных товариществ и т.п., так прямо и непосредственно участвовать в создании организаций мелкого кредита.
Такой подход представляется очень перспективным в современных условиях, когда сбережения населения наряду с муниципальными средствами могут быть направлены на осуществление социальных проектов по обучению детей, получению новых специальностей и навыков молодежью и взрослым населением, развитию и благоустройству территорий и т.д.
Самоорганизация населения могла бы сыграть существенную роль в ликвидации последствий деятельности многочисленных финансовых компаний, собравших у населения средства и закончивших свое существование, не вернув ничего вкладчикам.
В этих условиях необходимо искать экономические формы организации пострадавшего населения, используя им же созданные комитеты, союзы, фонды помощи потерпевшим от спекуляций и афер в сфере экономики и финансов. Необходимо узаконить права этих организаций по созданию паевых обществ, имеющих право распоряжаться оставшимися от бывших компаний имуществом, ценными бумагами, прочими активами, предприятиями, помещениями и т.д.
Следует также разработать правовые основы таких организаций, в частности, чтобы обезопасить будущих вкладчиков от потери сбережений или финансового ущерба. Если подобные организации будут активно функционировать, население сможет, не изымая средства, использовать их в рамках новых паевых фондов, обществ или товариществ.
Одним из важнейших направлений вложения сбережений населения является малое предпринимательство, так как, во-первых, вложения средств населения в малое предпринимательство, особенно в производственную деятельность, означает непосредственное инвестирование. Во-вторых, малое предпринимательство, как правило, предполагает совпадение интересов инвестора и производителя, выступающих в данном случае в одном лице.
Кроме того, малое предпринимательство, как свидетельствует мировой опыт, дает относительно быструю и эффективную отдачу на вложенный капитал; с этой точки зрения инвестирование в него накоплений населения способствует: росту производства, увеличению дохода от производственной деятельности, смягчению безработицы, развитию конкурентной среды, расширению сферы услуг и товаров.
Помимо указанных направлений вложения временно свободных денежных средств населения, в литературе выделяют конкретные организованные формы таких вложений.
Таким образом, определены следующие методы трансформации сбережений в инвестиции:
1. Расширение потребительского кредита на покупку товаров длительного пользования.
Предоставление кредита на приобретение товаров (автомобилей, мебели, бытовой и аудио-видеотехники), производимых на территории России, позволит увеличить спрос на них, сделает потребительский рынок привлекательным для отечественных и иностранных инвесторов, стимулирует рост их производства.
Развитие этого направления сдерживается высоким уровнем коммерческого риска, который возможно ограничить на основе:
– льготного налогообложения доходов коммерческих банков, получаемых за счет предоставления такого кредита;
– введения поручительства за кредитора со стороны его работодателя, что, в свою очередь, обеспечивает ему закрепление ценных, высококвалифицированных кадров.
2. Развитие ипотечного кредита.
Ипотечный кредит необходим, поскольку без него невозможно поддержать спрос на жилье и тем самым обеспечить высокий уровень активности в строительной области.
3. Выпуск национального облигационного займа.
В этом направлении важной проблемой является обеспечение доверия населения к выпускаемой в обращение ценной бумаге. Решение этой задачи возможно на основе следующих мер:
– гарантии выпущенного займа золотовалютными резервами Центрального банка РФ;
– привлечения к гарантированию этого займа иностранных партнеров в обмен на их участие в управлении инвестированием привлеченных средств;
– проведения активной рекламной кампании в средствах массовой информации;
– поддержания курса облигационного займа Центральным банком.
Доверие к займу может быть усилено за счет создания системы управления, исключающей какие-либо политические спекуляции: управлять инвестициями должен неправительственный государственный фонд.
При этом важно, чтобы средства были включены в высоко прибыльные проекты с относительно небольшими сроками окупаемости.
4. Компенсация дореформенных сбережений вкладчиков Сбербанка.
Проиндексированные вклады вначале «замораживаются», а вкладчикам выплачивается определенный процент. Этот процент должен ежегодно устанавливаться при утверждении федерального бюджета.
Постепенно в течение 10 лет, с учетом возраста вкладчика или суммы вклада, проводится выдача целевых долговых обязательств (ЦДО), которые в дальнейшем будут свободно обращаться в качестве ценных бумаг. Эта мера может стимулировать инвестиционный процесс через использование ЦДО в качестве залога при потребительском кредитовании, а также при покупке жилья.
Таким образом, как видно, существует множество путей и способов привлечения сбережений населения в процесс инвестирования на уровне экономики страны в целом.
В этой связи особо актуальным становится вопрос о восстановлении доверия населения к различным финансово-кредитным учреждениям, и без решения данной проблемы использование средств граждан в качестве инвестиций в реальный сектор экономики – трудновыполнимая задача.
Источник
Инвестирование в регионы – вложения для развития экономики и поднятия уровня жизни населения
Правительство России призывает инвесторов к увеличениям вложений в регионы, однако, особой активности пока не наблюдается. Власть предлагает поощрительные механизмы для администраторов в регионах с целью стимулирования инвестиционных процессов в отдельных субъектах.
Если учесть, что наши инвестиции представляют собой финансовые средства из офшоров, то и методы стимулирования аналогичные. Михаил Мишустин заявил, что будут списываться бюджетные кредитные обязательства регионов на размер предполагаемых налогов (бюджетных доходов) от внедренных инвестиционных проектов.
Но как вычислить размер этих доходов? Когда реально будет списание?
Инвестиции в регионы – как привлечь инвесторов и для чего это нужно?
Сколько времени понадобится на то, чтобы проекты стали приносить доход?
На это понадобится время, зато долги будут присутствовать. К тому же, для того чтобы запустить проекты, и контролировать их нужны квалифицированные специалисты, а их у нас очень мало.
В границах региона инвестирование предполагает следующие направления:
— улучшение региональной самостоятельности (хозяйственной и экономической),
— устранение имеющегося дисбаланса в развитии разных отраслей хозяйственной деятельности,
— решение проблем социального характера (увеличение заработной платы, наличие рабочих мест и т.д.)
Инвестиции в регионы важны не только для конкретной территории, но и в масштабах государства. От этого зависит решение задач в области управления инвестициями, а также ряда проблем в экономике регионов. Привлечение инвестиций способствует установлению баланса во всех сферах жизнедеятельности между соседними регионами, а это, в целом, стабилизирует экономическое развитие страны, а также социальное положение.
Все российские регионы отличаются по своей привлекательности для инвесторов. Правильная оценка привлекательности инвестиций регионов особенно важна в случае, когда планируется крупное инвестирование, имеющее национальное значение. Для этого применяются значения валового регионального продукта.
В настоящее время региональное инвестирование
вызывает интерес не только со стороны государства, но и частных инвесторов, для которых есть реальная возможность получать доход с экономической деятельности на определенной территории. Надо заметить, что для инвесторов, не имеющих большого опыта и значительных капиталов, масштабные регионы с развитой инфраструктурой недоступны из-за большой конкуренции и четкого разграничения рынка. Некоторые регионы представляют собой «лакомый кусок» для многих инвесторов, так как есть большой выбор для вложения денег в разные области хозяйственной деятельности (к примеру, создание малого и среднего бизнеса, а также деятельности на фондовых рынках, развитии жилищного строительства).
Надо сказать, что в нашей стране, объемы инвестиций в регионы не велики. Это наглядно видно из статистики показателей жизненного уровня и доходов граждан крупных регионов и небольших, удаленных от современных центров с развитой бизнес-структурой.
Это объясняется рядом причин, к примеру, неграмотно организованной федеральной политикой, основным направлением которой является стремление местных властей единолично управлять всеми процессами. Кроме того, большой бедой являются бюрократические препоны, препятствующие привлечению инвестиций не только для иностранных инвесторов, но и для российских. Местные власти не могут контролировать конкуренцию между компаниями, ведущими деятельность на определенной территории.
Для определения необходимости вложения капитала в конкретный регион инвестор, как правило, изучает его экономическую привлекательность: имеет значение жизненный уровень граждан, населяющих данную территорию, уровень цен, степень занятости населения, среднемесячный доход, объем производства и т.д. Все эти показатели связаны между собой. Кроме этого, важное значение имеют местные законодательные документы, установленные ставки по налогам, степень защищенности от разного рода рисков, отношение местных властей к инвестиционной деятельности.
В некоторых регионах
ситуация складывается таким образом, что создается впечатление, будто региональным властям не важны долгосрочные программы. Относительно инвестирования, решения принимаются спонтанно, инвестиционной политике не уделяется должного внимания, в принимаемых региональных программах развития нет никакой информации о разработке механизмов для привлечения инвестиций иностранных инвесторов. Только за счет изменения данной инвестиционной стратегии можно обеспечить прирост валового регионального продукта примерно на 2 %.
Немаловажной причиной низкого развития регионов является тот факт, что за границей РФ о многих ее регионах ничего не известно.
А ведь для привлечения иностранного капитала необходима информационная открытость, достоверные сведения об имеющихся ресурсах, инвестиционном климате региона. Стоит сказать о том, что за последние годы в российских регионах сформированы различные региональные фонды, компании развития, однако, большинство из них работают формально. Пока местные власти не поймут, что привлечение инвестиций является тоже, своего рода, инвестицией, которая требует вложения капитала не только в новые технологии, но и в человека, рассчитывать на большой прорыв в данном направлении, вряд ли возможно.
По статистике, кроме нескольких регионов (Краснодарский край, респ. Татарстан, г. Санкт-Петербург, Московская, Липецкая, Воронежская, Тамбовская, Курская, Ленинградская, Белгородская области) где инвестиционные риски относительно невысокие, в остальных регионах России картина не такая оптимистичная. В любом случае, для привлечения капитала в регионы необходимо использовать все возможные механизмы (к примеру, специальные экономические зоны, индустриальные парки, кластеры и т.д.).
Целью государственного регулирования
социальных инвестиций регионов является обеспечение определенного равновесия во взаимодействии государства, населения и инвесторов при улучшении жизненного уровня. Субъектами социальных инвестиций могут выступать: государство, зарубежные инвесторы, организации (как коммерческие, так и некоммерческие), частные инвесторы.
Государственные инвестиции направлены на развитие различных отраслей экономики, получить которые представители малого бизнеса могут в двух случаях:
— на создание собственного бизнеса (для разных регионов размер субсидий варьируется от 50 до 90 тысяч рублей. В России это делают центры занятости),
— на развитие своего дела, получение субсидий порядка 300 тысяч рублей (это задача министерства экономического развития).
В любом случае, необходимо активно действовать, так как на фоне дефицита бюджета (как федерального, так и регионального), увеличения безработицы, снижения доходов граждан — привлечение инвестиций в регионы является показателем эффективной работы региональных властей. Не имеет значения какие инвесторы (иностранные либо отечественные), главное, чтобы поднялся уровень жизни в регионах, развивалась региональная экономика, создавались новые рабочие места и т.д.
Источник