Формы привлечения сбережений населения для активизации инвестиционной деятельности.
Сбережения населения как потенциальный финансовый ресурс развития экономики страны являются объектом внимания многих финансовых и инвестиционных структур, особенно в условиях, когда сбережения в иностранной валюте становятся малопривлекательными и проценты по вкладам не позволяют уберечь средства от инфляционного обесценения, а население ищет другие пути сбережения своих средств. Поэтому для банков важны определение всех возможных направлений привлечения сбережений и разработка мероприятий, ориентированных на повышение эффективности работы с населением.
Три основных направления привлечения сбережений населения банками:
- расширение потребительского кредита на покупку товаров длительного пользования, производимых на территории России;
- развитие ипотечного кредита с целью расширения спроса на недвижимость, и прежде всего, жилье;
- развитие банковских структур с целью привлечения денежных ресурсов домашних хозяйств.
Кроме банков, в инвестиционных целях рассматривают и небанковский сегмент финансового рынка:
– инвестиционные компании, не имеющие статуса инвестиционных фондов;
– частные (негосударственные) пенсионные фонды;
– медицинские страховые компании (негосударственное медицинское страхование).
Методы привлечения делятся на стандартные и нестандартные:
— Наиболее типичным способом привлечения клиентов была и остается реклама.
— Различные акции и бонусы
— банковское меню (нередко используется как носитель рекламы) или множественные коллцентры, которые информируют клиентов о новых видах услуг
Ипотека, ее виды и перспективы развития. Роль ипотеки в формировании кредитов для строительства объектов недвижимости. Первичный и вторичный рынок ипотечного капитала.
Ипотека как правоотношение — это залог недвижимости (земли, основных фондов, зданий, жилья) с целью получения ссуды. Ипотека как ценная бумага — подразумевает закладную: долговой инструмент, удостоверяющий права залогодержателя на недвижимое имущество.
Ипотечное кредитование — это кредитование под залог недвижимости, то есть кредитование с использованием ипотеки в качестве обеспечения возвратности кредитных средств.
Система ипотечного кредитования может быть как сугубо коммерческой, так и социальной, основанной на государственных программах помощи многодетным, малоимущим, молодым семьям и другим категориям граждан.
— Наиболее широкое распространение получила социальная ипотека, субъектами которой обозначены молодые семьи.
— Национальная военная ипотека является программой обеспечения жильем военнослужащих РФ.
— Общероссийская программа ипотечного кредитования «Материнский капитал» является мощным рычагом поддержки сразу двух социальных составляющих, такая система поддерживает рождаемость и помогает улучшить благосостояние российских семей, воспитывающих двоих и более детей
Перспективы развития ипотеки напрямую связаны с общемировой экономикой и затянувшимся кризисом. Перспективы развития ипотечного кредитования в России все же высоки и есть все шансы, что ипотечное жилищное кредитование будет доступно более широким слоям населения страны.
Рынок ипотечного капитала разделяется на первичный и вторичный. На первичном рынке обращаются первичные закладные.На вторичном рынке покупаются и продаются закладные, полученные на первичном рынке.
Основными участниками первичного рынка ипотечного капитала являются кредиторы, которые предоставляют заемный капитал для приобретения и развития недвижимости, и заемщики-инвесторы, покупающие недвижимость в инвестиционных целях. Развитие первичного рынка ипотечного капитала — фактор решения жилищной проблемы посредством ипотечного жилищного кредитования.
На вторичном рынке ипотечного капитала осуществляются сделки купли-продажи закладных, выпущенных на первичном рынке. Существование вторичного рынка призвано обеспечить первичных кредиторов возможностью продать первичную закладную, чтобы за счет полученных средств предоставить другой кредит, посредством чего капитал из более богатых районов страны может быть перераспределен в районы, испытывающие недостаток кредитных ресурсов.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Источник
Привлечение сбережений населения для инвестиций
По оценкам экспертов население нашей страны к концу 1998 года располагало в наличной форме не менее чем 400 млрд. деноминированных рублей. Вполне очевидно, что привлечение даже небольшой части этих средств в виде инвестиций в экономику страны способно радикально поменять макроэкономическую ситуацию, существенно снизить уровень «инвестиционного голода».
Необходимо отметить, что фактически роль населения в процессе инвестирования весьма пассивна. Оно может лишь выбирать формы вложения средств, которые предлагают ему государство и различные финансово-кредитные учреждения.
В связи с этим возникает разделение функций населения и государства при вовлечении денежных средств в хозяйственный оборот.
Население (каждый гражданин как собственник сбережений) обладает первичным правом выбора направлений, форм и методов вложения средств, исходя из своих потребностей и возможностей. Граждане могут использовать резервные средства либо индивидуально, либо коллективно; могут передавать их, если им это выгодно, в распоряжение специальных частных или государственных инвестиционных структур.
Государство, в свою очередь, обязано:
– обеспечить правовые и хозяйственные основы вовлечения в хозяйственный оборот резервных ресурсов;
– гарантировать населению свободный выбор любого из вариантов вложения средств по критерию их выгодности с точки зрения интересов и приоритетов их собственников;
– реализовывать собственные интересы, обеспечивая населению более выгодные условия вложения его средств;
– осуществлять надзор за деятельностью структур, работающих со средствами населения, выступать гарантом прав и интересов собственников этих средств;
– создавать правовые и организационные предпосылки для работы со средствами населения на муниципальном и организационном уровнях.
Такой подход позволит разработать наиболее рациональные формы вложения сбережений, приведет к согласованию интересов всех участников этого процесса.
Одним из основных направлений привлечения средств населения в инвестиционных целях является более рациональное использование государственных ценных бумаг. Существуют два пути размещения средств в такие ценные бумаги: либо по линии федерального правительства и общегосударственных федеральных займов, либо по линии органов исполнительной власти субъектов.
Однако прежде чем принимать решение о выпуске государственных ценных бумаг, необходимо определить цель, которая преследуется этим выпуском: финансирование конкретных инвестиционных программ, защита сбережений населения от инфляционного обесценения, финансирование дефицита бюджета и т.д.
Что касается привлечения сберегаемых средств в коммерческие банки, то здесь необходимо поддерживать их попытки наладить работу с населением, однако обязательно формирование экономических механизмов страхования их рисков. Это – проблема создания фонда или корпорации страхования депозитов.
Вместе с тем, должна быть определена минимальная сумма страхового депозита. Именно эта сумма страхового депозита в случае банкротства полностью компенсируется населению, с повышением суммы депозита сумма страховки пропорционально снижается. Введение минимальной суммы депозита в целях его 100-процентного страхования необходимо в интересах вкладчиков.
В качестве самостоятельного направления – привлечения временно свободных денежных средств населения – выделяют еще и фондовый рынок, точнее, его сегмент, в котором обращаются ценные бумаги компаний реального сектора экономики.
Необходимо отметить, что в инвестиционных целях может рассматриваться и небанковский сегмент финансового рынка. В рамках данного сегмента можно выделить:
– инвестиционные компании, не имеющие статуса инвестиционных фондов;
– частные (негосударственные) пенсионные фонды;
– медицинские страховые компании (негосударственное медицинское страхование).
Учитывая специфику их деятельности, повышение привлекательности инвестиций в данную сферу будет определяться такими факторами, как:
1. Общее состояние экономики.
Поскольку в стране экономический кризис, привлечение инвестиций в ценные бумаги инвестиционных компаний и фондов, работающих с реальным сектором экономики, будет крайне сложным.
2. Нормализация ситуации на фондовом рынке, повышение его регулируемости и эластичности.
3. Повышение устойчивости фондов и рост доверия населения к их деятельности, что может иметь место только на длительных временных отрезках.
Использование населением собственных средств возможно в форме организации кредитных товариществ, кооперативов, союзов. Подобные организации, с одной стороны, могли бы частично решить такую актуальную проблему реформирования, как создание рынка кредита для мелкого производителя. С другой – способствовали бы не только сохранению, но и приумножению средств населения, согласного вложить в организацию мелкого кредита свои сбережения.
Особую роль, например, в организации кредитных и ссудно-сберегательных товариществ играет муниципальная власть. Она может как поддерживать все начинания, связанные с организацией мелкого кредита – кредитных кооперативов, различного рода ссудно-сберегательных товариществ и т.п., так прямо и непосредственно участвовать в создании организаций мелкого кредита.
Такой подход представляется очень перспективным в современных условиях, когда сбережения населения наряду с муниципальными средствами могут быть направлены на осуществление социальных проектов по обучению детей, получению новых специальностей и навыков молодежью и взрослым населением, развитию и благоустройству территорий и т.д.
Самоорганизация населения могла бы сыграть существенную роль в ликвидации последствий деятельности многочисленных финансовых компаний, собравших у населения средства и закончивших свое существование, не вернув ничего вкладчикам.
В этих условиях необходимо искать экономические формы организации пострадавшего населения, используя им же созданные комитеты, союзы, фонды помощи потерпевшим от спекуляций и афер в сфере экономики и финансов. Необходимо узаконить права этих организаций по созданию паевых обществ, имеющих право распоряжаться оставшимися от бывших компаний имуществом, ценными бумагами, прочими активами, предприятиями, помещениями и т.д.
Следует также разработать правовые основы таких организаций, в частности, чтобы обезопасить будущих вкладчиков от потери сбережений или финансового ущерба. Если подобные организации будут активно функционировать, население сможет, не изымая средства, использовать их в рамках новых паевых фондов, обществ или товариществ.
Одним из важнейших направлений вложения сбережений населения является малое предпринимательство, так как, во-первых, вложения средств населения в малое предпринимательство, особенно в производственную деятельность, означает непосредственное инвестирование. Во-вторых, малое предпринимательство, как правило, предполагает совпадение интересов инвестора и производителя, выступающих в данном случае в одном лице.
Кроме того, малое предпринимательство, как свидетельствует мировой опыт, дает относительно быструю и эффективную отдачу на вложенный капитал; с этой точки зрения инвестирование в него накоплений населения способствует: росту производства, увеличению дохода от производственной деятельности, смягчению безработицы, развитию конкурентной среды, расширению сферы услуг и товаров.
Помимо указанных направлений вложения временно свободных денежных средств населения, в литературе выделяют конкретные организованные формы таких вложений.
Таким образом, определены следующие методы трансформации сбережений в инвестиции:
1. Расширение потребительского кредита на покупку товаров длительного пользования.
Предоставление кредита на приобретение товаров (автомобилей, мебели, бытовой и аудио-видеотехники), производимых на территории России, позволит увеличить спрос на них, сделает потребительский рынок привлекательным для отечественных и иностранных инвесторов, стимулирует рост их производства.
Развитие этого направления сдерживается высоким уровнем коммерческого риска, который возможно ограничить на основе:
– льготного налогообложения доходов коммерческих банков, получаемых за счет предоставления такого кредита;
– введения поручительства за кредитора со стороны его работодателя, что, в свою очередь, обеспечивает ему закрепление ценных, высококвалифицированных кадров.
2. Развитие ипотечного кредита.
Ипотечный кредит необходим, поскольку без него невозможно поддержать спрос на жилье и тем самым обеспечить высокий уровень активности в строительной области.
3. Выпуск национального облигационного займа.
В этом направлении важной проблемой является обеспечение доверия населения к выпускаемой в обращение ценной бумаге. Решение этой задачи возможно на основе следующих мер:
– гарантии выпущенного займа золотовалютными резервами Центрального банка РФ;
– привлечения к гарантированию этого займа иностранных партнеров в обмен на их участие в управлении инвестированием привлеченных средств;
– проведения активной рекламной кампании в средствах массовой информации;
– поддержания курса облигационного займа Центральным банком.
Доверие к займу может быть усилено за счет создания системы управления, исключающей какие-либо политические спекуляции: управлять инвестициями должен неправительственный государственный фонд.
При этом важно, чтобы средства были включены в высоко прибыльные проекты с относительно небольшими сроками окупаемости.
4. Компенсация дореформенных сбережений вкладчиков Сбербанка.
Проиндексированные вклады вначале «замораживаются», а вкладчикам выплачивается определенный процент. Этот процент должен ежегодно устанавливаться при утверждении федерального бюджета.
Постепенно в течение 10 лет, с учетом возраста вкладчика или суммы вклада, проводится выдача целевых долговых обязательств (ЦДО), которые в дальнейшем будут свободно обращаться в качестве ценных бумаг. Эта мера может стимулировать инвестиционный процесс через использование ЦДО в качестве залога при потребительском кредитовании, а также при покупке жилья.
Таким образом, как видно, существует множество путей и способов привлечения сбережений населения в процесс инвестирования на уровне экономики страны в целом.
В этой связи особо актуальным становится вопрос о восстановлении доверия населения к различным финансово-кредитным учреждениям, и без решения данной проблемы использование средств граждан в качестве инвестиций в реальный сектор экономики – трудновыполнимая задача.
Источник