Привлечение прямых иностранных инвестиции казахстан

Современные подходы к привлечению инвестиций в экономику Республики Казахстан

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 04.05.2020 2020-05-04

Статья просмотрена: 356 раз

Библиографическое описание:

Федина, В. Г. Современные подходы к привлечению инвестиций в экономику Республики Казахстан / В. Г. Федина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 162-166. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69490/ (дата обращения: 11.06.2021).

Привлечение иностранных инвестиций в экономику Республику Казахстан является одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества с ведущими мировыми странами. В статье представлены основные подходы по стимулированию притока прямых иностранных инвестиций в Казахстан. На основе статистических данных проведено исследование динамики, страновой и отраслевой структуры прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстан. Выявлены особенности отраслевого аспекта вложения иностранными инвесторами инвестиций в основной капитал. В работе рассмотрены предпринимаемые государством меры в целях повышения инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, прямые иностранные инвестиции, динамика прямых иностранных инвестиций, отраслевая структура, иностранные инвесторы, иностранные инвестиции в Казахстан.

Инвестиции являются одним из основных источников для наращивания экономического потенциала государства. Динамика инвестиций оказывает значительное влияние на изменение совокупного спроса и совокупного предложения в экономике, воздействует на динамику макроэкономических показателей, уровень занятости и совокупный доход. Создание благоприятной среды для привлечения инвестиций становится актуальной задачей государственного аппарата.

В условиях ограниченности инвестиционного капитала страны заинтересованы в прямых иностранных инвестициях (ПИИ), представляющих собой долгосрочные вложения капитала и позволяющие инвестору-нерезиденту контролировать объект размещения капитала.

В целях привлечения зарубежного капитала задачей страны-реципиента является формирование благоприятного инвестиционного климата, то есть создание позитивных условий для инвесторов в политической, экономической и социальной сферах. Страны могут применять разные организационные и правовые механизмы по регулированию ПИИ, это и создание специализированных институтов, и использование налоговых, финансовых и нефинансовых методов. Налоговыми методами являются предоставление льгот, освобождение от таможенных пошлин и сборов. Финансовые стимулы включают субсидии, льготы и гарантии по кредитам. Под нефинансовыми методами стимулирования понимается развитие законодательной базы и инфраструктуры, создание свободных экономических зон.

Основные принципы ведения бизнеса в Казахстане и взаимоотношения государства с предпринимателями изложены в Предпринимательском кодексе Республики Казахстан. Кодексом установлен единый инвестиционный режим для внутренних и иностранных инвесторов, что в принципе кодифицирует недискриминацию для иностранных инвесторов [1].

В Казахстане предусмотрены налоговые льготы, освобождение от таможенных пошлин, инвестиционные субсидии и натуральные гранты в качестве стимулов для иностранных и внутренних инвестиций в приоритетных секторах: сельское хозяйство, металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, производство продуктов питания и машиностроение.

С момента обретения независимости Казахстан подписал Конвенции об избежании двойного налогообложения с 54 странами и двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций с 48 странами [2].

В 2015 году Казахстан вступил во Всемирную торговую организацию (ВТО) и начал поднимать требования к местному контенту в соответствии со своими обязательствами по вступлению в ВТО. В июне 2017 года Казахстан присоединился к Декларации Организации международного экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о международных инвестициях и многонациональных предприятиях и стал ассоциированным членом Комитета по инвестициям ОЭСР.

Казахстан с первых лет независимости масштабно использовал иностранные инвестиционные ресурсы в экономике. Инвестиции из-за рубежа способствовали интенсивному освоению крупных нефтегазовых месторождений и обеспечили основу активного экономического роста.

За годы независимости Казахстан привлёк порядка 350 млрд долл. США ПИИ [3]. При этом за последние 10 лет в национальную экономику поступило 231,6 млрд. долл. США. Данная тенденция подтверждает эффективность инвестиционной политики. Наибольший объём ПИИ поступил в 2012 году (28,9 млрд долл. США), в 2011 году (26,5 млрд долл. США) и в 2018 году (24,3 млрд долл. США) [4].

В 2019 году ПИИ поступили в объеме 24,1 млрд. долл. США против 24,3 млрд. долл. США в 2018 году. Таким образом, несмотря на незначительный спад в 0,6 % валовый приток в Казахстан сохранился на уровне 2018 года.

Читайте также:  Складское оборудование рампы мобильные

Лидерами в привлечении инвестиций в Казахстан являются инвесторы из Нидерландов — 7,3 млрд. долл. США (с долей 30,2 %), США — 5,5 млрд. долл. США (23,0 %), Швейцарии — 2,2 млрд. долл. США (9,3 %) (см. табл.1). Стоит отметить, что в 2019 году китайские инвесторы заняли 4 место, потеснив инвесторов из Российской Федерации на пятую позицию.

Валовый приток ПИИ в Республику Казахстан от основных иностранных прямых инвесторов по странам за 2017–2019 годы

Страна

Место

Объем, млрд. долл.США

Доля в структуре объема,%

Источник

Значение иностранных инвестиций для Республики Казахстан /Б. Кнатов/

Б. Кнатов , магистрант КазГЮУ, специальность «юриспруденция», специализация «Конституционное, административное, финансовое право»

На очередном заседании Совета иностранных инвесторов при главе государства в 2011 году Президент Н.А. Назарбаев сообщил, что в настоящее время в Казахстане работает 20 тыс. предприятий с участием иностранного капитала, в том числе 7 тыс. — в несырьевых отраслях. «По привлеченным инвестициям на душу населения наша страна стабильно входит в первую тройку мира в течение последних 10 лет», — отметил глава государства.

Приток прямых иностранных инвестиций в Казахстан осуществляется посредством создания совместных предприятий, дочерних предприятий, приватизации государственных предприятий с участием иностранного капитала, передачи в управление иностранным фирмам крупных промышленных предприятий и инвестирования банковского сектора.

Как известно, главной задачей государственной инвестиционной политики нашей страны является создание благоприятной среды для расширения внебюджетных источников финансирования капитальных вложений и привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций на основе дальнейшего совершенствования нормативно-законодательной базы и государственной поддержки эффективных инвестиционных проектов.

Существует несколько секторов экономики: разработка природных ресурсов, инфраструктура, коммуникации и информация, которые имеют непреходящее значение для нашей страны. Развитие этих отраслей окажет воздействие не только на экономический рост, но и на социальную сферу, а также на интеграцию Казахстана в международное сообщество. Это капиталоемкие отрасли, для развития которых необходим как иностранный капитал, так и жесткий стратегический контроль государства.

Ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики. В сложившихся условиях для обеспечения структурных преобразований экономики на основе программы действий правительства по углублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно важное значение приобретает привлечение иностранного капитала в экономику республики.

Для развития экономики государства необходимо привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций, что является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества между странами. С помощью иностранных инвестиций можно улучшить производственную структуру экономики Казахстана, создать новые высокотехнологические производства, модернизовать основные фонды и технически перевооружить многие предприятия, подготовить специалистов и рабочих, внедрить передовые достижения менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнить внутренний рынок качественными товарами отечественного производства с одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны.

Привлечение иностранных инвестиций в экономику Казахстана является объективно необходимым процессом. Мировой опыт многих стран свидетельствует, что приток иностранного капитала и государственное регулирование его использования позитивно воздействуют на экономику. Инвестиции содействуют становлению и укреплению частного предпринимательства в странах со средним и низким уровнями экономического развития, мобилизуют капитал для реализации серьезных проектов, создания смешанных компаний, рынков ссудного капитала. От того, насколько успешно экономика Казахстана будет интегрироваться в мирохозяйственные связи, зависит стратегия и тактика преодоления кризиса.

Важно отметить, что иностранному инвестору важны не льготные условия налогообложения, а их стабильное, предсказуемое и экономически эффективное и для государства, и для инвестора состояние. Несомненно, то, что все эти факторы связаны с общеэкономической стратегией правительства, поэтому решение этих проблем нуждается в комплексном подходе. Необходим четкий ориентир, программа действий по привлечению иностранных инвестиций, и на основе этой программы необходимо создавать рычаги управления, привлечения и стимулирования внешних капиталовложений. Такое мнение разделяют многие экономисты.

Читайте также:  Финансовые инвестиции малого бизнеса

Не последнюю роль в привлечении иностранных инвестиций, думается, сыграет последовательно проводимый курс на приватизацию собственности и разгосударствление. Создается рыночный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности, адекватный современным международным требованиям. Сложный, бюрократизированный, с превалированием административных методов, он постепенно заменяется на простой и понятный для иностранных партнеров, с четким распределением функций.

Но, несмотря на все преобразования, проводимые правительством республики, основой для широкого и всестороннего инвестиционного сотрудничества остаются богатейшие природные ресурсы Казахстана. По выводам специалистов ЮНЕСКО, земля Казахстана при разумном использовании может прокормить более 1 млрд. человек. Всеобщая грамотность населения и одновременно относительная дешевизна рабочей силы, политическая стабильность, отсутствие межнациональных конфликтов — реальные социально-экономические преимущества Казахстана, стремящегося к широкому инвестиционному сотрудничеству с иностранными партнерами.

Нельзя упускать, что при формировании благоприятного инвестиционного климата следует учитывать не только внутренние, но и внешние факторы, способные оказывать на него влияние, общее состояние рынка мирового капитала и то, что иностранные инвесторы, расширяя сферу своей деятельности, предпочитают иметь дело со странами со стабильной политической ситуацией и схожими социально-экономическими условиями.

Казахстан на протяжении 20 лет независимости прилагает все усилия для создания благоприятного социального, финансово-экономического, правового режима для деятельности иностранных инвесторов и соответствующий их интересам инвестиционного климата. Для того, чтобы решать одновременно свои проблемы и достигать поставленных целей. В связи с этим, Правительством Республики Казахстан был разработан и введен в действие 8 января 2003 года Закон Республики Казахстан «Об инвестициях», который определил правовой режим иностранных инвестиций в Казахстане, установил формы осуществления и объекты вложения иностранных инвестиций в Республике Казахстан.

Правовой режим предусматривает гарантии для иностранных инвесторов, основные из которых:

1) национальный режим, т.е. иностранные инвесторы вправе пользоваться условиями не менее благоприятными, чем отечественные инвесторы;

2) правительственные гарантии от имени республики;

3) гарантии от изменений законодательства и политической ситуации;

4) гарантии от экспроприации и др.

Также Правительством Республики Казахстан были разработаны и введены в действие другие законы и нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в республике. С точки зрения политиков и экономистов республики, с участием иностранного капитала можно решать следующие задачи:

— повысить эффективность экспортного потенциала, преодолеть его сырьевую направленность и развить импортозамещающие производства;

— усилить экспортную экспансию страны и упрочить ее позиции на внешних рынках;

— повысить научно-технический уровень производства с помощью новых технологий, методов управления и сбыта продукции;

— увеличить налоговые поступления в государственный бюджет;

— содействовать развитию отсталых и депрессивных районов и создать новые рабочие места в национальной экономике;

— использовать современный производственный и управленческий опыт через обучение и переподготовку кадров;

— достигнуть экономической самостоятельности Казахстана.

Таким образом, зарубежное инвестирование выступает как объективно необходимый процесс для Казахстана, т.к. он способствует преодолению кризиса и, одновременно, финансовой стабилизации экономики, решает стратегические и тактические задачи макроэкономического характера, такие как борьба с инфляцией, структурная перестройка, искоренение технологической и управленческой отсталости экономики. То есть все эти факторы доказывают важность привлечения и использования внешних капитальных вложений.

На протяжении долгих лет в рамках официальной помощи развития, Казахстан продолжает развивать финансовое сотрудничество с целым рядом международных финансовых, экономических организаций (МФЭО), таких как МВФ, МБРР, АБР, ЕБРР, ИБР и правительствами стран-доноров — Китай, США, Японии и т.д.

Для Казахстана наиболее целесообразным и без рисковым, с точки зрения влияния на инфляцию и внешний долг, является привлечение прямых иностранных инвестиций, так как прямые инвестиции, будучи привлеченные под собственные гарантии заемщиков, снижают финансовые обязательства государства по заимствованию средств на структуризацию экономики.

Целесообразно отметить, что стратегическое положение Казахстана в Азиатском регионе, богатые месторождения полезных ископаемых, значительный потенциал АПК, а также высокий образовательный уровень трудовых ресурсов предопределили значительную роль прямых иностранных инвестиций в общем потоке внешних финансовых ресурсов. Несмотря на неразвитость инфраструктуры казахстанской экономики, отсутствие многих элементов рыночной системы, обеспечивающих необходимый для инвестирования климат, уже в первые 10 лет независимости (1991-2001 гг.) в Казахстан было вложено более 50 млрд. долл. в виде прямых иностранных инвестиций. А в 2012 году объем иностранных инвестиций превысил 120 млрд. долл.

Читайте также:  Как правильно заплатить налоги с криптовалюты

Позиция нашего государства как крупного межрегионального транспортного центра требует установления более либерального режима для иностранных инвестиций. Это позволит нам привлечь необходимый приток финансов и знаний, развить наши возможности и регулярные торговые обмены с зарубежными странами, Открытая и либеральная инвестиционная политика с ясными, эффективными и строго соблюдаемыми законами, исполняемыми беспристрастной администрацией, — это наиболее мощный стимул к привлечению иностранных инвестиций. Выработка такой политики должна стать одной из наших основных задач, поскольку трудно представить себе, как Казахстан может добиться быстрого экономического роста и модернизации без иностранного капитала, технологии и опыта.

Чтобы наш инвестиционный климат стал более благоприятным, а Казахстан вышел в лидеры по объему и качеству привлеченных иностранных инвестиций, необходима политическая воля и реальные действия. Также следует проявить высочайшее мастерство в использовании инструментов, необходимых для привлечения как можно большего количества известных миру инвесторов.

Поэтому иностранные инвестиции рассматриваются как универсальное средство решения всех проблем, связанных с преодолением инвестиционного кризиса, и должны сыграть роль достаточно сильного катализатора в инвестиционном процессе. Тем не менее, обладая определенными привлекательными чертами — богатыми природными ресурсами, наличием достаточно квалифицированной рабочей силы, высоким научно-техническим потенциалом, Казахстан еще не прошел стадию ресурсосбережения, и прежде всего энергосбережения. По этой причине цены внутреннего рынка превышают мировые цены. В связи с этим, правительством республики принимаются меры по ориентации инвестиций на решение задач ресурсосбережения. Она позволит снизить ресурсоемкость экономики, традиционное преобладание сырьевых и топливно-энергетических отраслей, что даст возможность переключить инвестиции в пользу обрабатывающих и конечных отраслей, освоения высоких и трудосберегающих технологий.

Таким образом, нами была сделана попытка определить и выявить основную цель политики привлечения иностранных инвестиций — это преодоление экономической отсталости, обеспечение высокого качества жизни населения страны на основе использования зарубежных капиталов в модернизации и структурных преобразованиях национальной экономики. Достижение данной стратегической цели обеспечит решение следующих задач:

— развитие экспортного потенциала;

— развитие импортозамещающих производств;

— увеличение налоговых поступлений;

— создание новых рабочих мест и т.д.

Для стимулирования притока иностранных инвестиций и финансового контроля за их использованием необходимо совершенствовать действенность механизма государственного регулирования процесса привлечения внешней помощи, включающего организационную структуру управления иностранными инвестициями и широкий арсенал правовых и экономических средств, используемых специалистами этой структуры; совершенствовать систему страхования и перестрахования рисков; налаживать качественное и своевременное информационное обеспечение иностранных инвесторов; осуществлять целый ряд других мер, но главное — инвестиционная политика Республики Казахстан должна быть гибкой, прагматичной и соответствующей происходящим внутренним и внешним экономическим реалиям.

1. Закон РК «О недрах и недропользовании» от 24 июня 2010 г. № 291-IV.

2. Указ Президента РК «О стратегическом плане развития РК до 2020 года».

3. Указ Президента РК «О национальном фонде РК» от 23.08.2000 г. № 402.

4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 июня 2002 года № 708 «Об утверждении Правил представления государственных интересов Национальной компанией в контрактах с подрядчиками, осуществляющими нефтяные операции, посредством обязательного долевого участия в контрактах».

5. «Об инвестициях в основной капитал в РК». Агентство РК по статистике. 2008 г.

6. «Как привлечь зарубежные инвестиции». Чауский, Анатолий. 2010 г.

7. «Привлечение финансирования: от нуля до бесконечности». Фомина А.В., Смирнова Н.К. 2008 г.

8. «Инвестиционное обеспечение экономического роста: теоретические проблемы, финансовые инструменты». Маковецкий М.Ю. 2005 г.

9. «Иностранные инвестиции». Зубченко Л.А., 2004 г.

10. «Инвестиции в реальный сектор экономики: проблемы оценки и развития». Хамитов Е.Н., 2000 г.

11. «Инвестиции как фактор экономического роста». Книга С.Ю. 2010 г.

12. «Инвестиции. Источники и методы финансирования». Ивасенко А.Г. 2006 г.

13. «Экономический рост и инвестиционный процесс вопросы методологии, теории и практики». Квашина Н.А. 2009 г.

Источник

Оцените статью