Привлечение инвестиций экономическая безопасность региона

Инвестиции как фактор экономической безопасности и устойчивого развития региона

Раскрываются особенности реализации модели устойчивого развития в России, связанные с так называемым региональным фактором. Рассматриваются проблемы экономической безопасности страны и регионов в контексте концепции устойчивого развития. Анализируется роль инвестиционных процессов, их значение в качестве «экономического ядра», точек роста и устойчивого развития экономики.

Понятие «регион» является сложным и неоднозначным, активно внедряемым в последнее время в научный и популярный оборот. Российский регион — это сложная многоуровневая структура, обладающая внутренней динамикой и являющаяся важнейшим элементом национальной экономики. Для региональных экономических систем характерно сочетание социальной, экономической, экологической, информационной и других составляющих, наличие множества сложных элементов, большого числа разнообразных связей, циркуляция больших потоков материальных, финансовых и информационных ресурсов.

Основными тенденциями, которые вызваны интернационализацией мировой экономики и оказывают значительное влияние на экономику России, являются глобализация и регионализация. Первая связана с открытостью национального пространства информационным, финансовым и другим потокам, действующим в мировой экономической системе. Вторая — наоборот. Одним из принципов регионализации является защита территории от негативного влияния мирового сообщества путём использования экономических преимуществ регионов. В России, являющейся федеративным государством, ключевыми являются не проблемы ассоциации территорий, а проблемы их экономической самостоятельности, безопасности и устойчивого развития.

Результатом трансформации экономической и социальной структуры общества явилось то, что значительная часть проблем, стоящих на федеральном уровне, перешла на уровень регионов. Выполнение государством своих функций на региональном уровне — поддержание устойчивого развития — в долгосрочной перспективе связано с созданием механизмов обеспечения экономической безопасности регионов.

Классические стандарты устойчивого развития предполагают, что экономика должна в равной степени ориентироваться как на удовлетворение разумных потребностей настоящего времени, так и на сохранение способности будущих поколений удовлетворять свои важнейшие потребности. Одним из этапов оценки степени устойчивого развития является анализ экономической безопасности регионов. В настоящее время разрабатываемые концепции и прогнозы развития регионов, как правило, не увязываются с проблемами экономической безопасности. Тем не менее, экономическую безопасность следует рассматривать в качестве важнейшей характеристики экономической системы, которая определяет способность реализации национально-государственных интересов региона, обеспечения достойных условий жизнедеятельности его населения, устранения возникающих угроз.

Регионы Российской Федерации отличаются большим разнообразием географического положения, природно-климатических условий, демографической ситуации, потенциалом развития. Экономическая самостоятельность и безопасность региональных систем в наибольшей степени зависит от социально-экономического потенциала, размеры и структура которого определяют место региона в территориальном разделении труда, конкурентоспособность производимых в регионе товаров и услуг, а также способствуют комплексному социальному и экономическому развитию региона. Чем больше совокупный потенциал региона, тем больше возможностей имеет регион для устойчивого развития, обеспечения своей экономической самостоятельности и безопасности.

Проблема обеспечения экономической безопасности существовала всегда, однако сегодня она приобрела особую остроту в связи с негативными последствиями реформирования экономики, дезинтеграцией в её реальном секторе, разрывом хозяйственных связей, разбалансированностью между добывающими и перерабатывающими производствами, а также разной степенью готовности регионов к функционированию в условиях рыночной экономики с учётом имеющихся у них потенциалов развития.

В 1996 г. была принята государственная стратегия экономической безопасности РФ, согласно которой под экономической безопасностью подразумевается такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал. Применительно к региону под экономической безопасностью принято понимать такое состояние экономики региона, при котором обеспечивается устойчивый экономический рост, эффективное удовлетворение общественных потребностей, высокое качество управления, защита экономических интересов населения, хозяйствующих субъектов, общества в целом.

Читайте также:  Негосударственные вложения это инвестиции

Одним из главных факторов финансовой, а значит, и экономической безопасности региона являются инвестиции в основные фонды и человеческий капитал. Инвестиции чрезвычайно важны для финансирования экономического роста и обеспечения экономической безопасности. Однако в настоящее время одной из главных проблем российской и региональной экономики остаётся дефицит инвестиционных ресурсов. Многие регионы обладают богатой минерально-сырьевой базой, трудовыми и интеллектуальными ресурсами, но при этом не имеют достаточных финансовых ресурсов, необходимых для обновления основного капитала, преодоления экономического спада и самостоятельного выхода на рынок.

Экономическое развитие России за годы реформ характеризуется беспрецедентным падением объёмов производства и замораживанием инвестиционной активности. С 1992 г. началось обвальное сокращение инвестиций. Особенно драматично снизились в 1992 г. инвестиции в производственные объекты — на 44 % по сравнению с предыдущим годом. При столь удручающем падении объёма инвестиций удельный вес инвестиций, направленных на ввод в действие новых основных фондов, оставался низким. Однако известно, что именно эта часть инвестиций способна в наибольшей степени стимулировать научно-технический прогресс и составляет главную исходную предпосылку для устойчивого экономического роста.

Произошли также существенные структурные сдвиги внутри инвестиций в промышленность. Значительно выросла доля инвестиций в топливную промышленность, при этом в наибольшей степени росли инвестиции в нефтегазодобывающую промышленность.

Происходившие изменения в структуре инвестиций означали ускоренное движение к инвестиционной структуре, характерной для страны, выполняющей роль топливно-энергического и сырьевого придатка мирового рынка. Указанная тенденция особенно отчётливо проявилась на примере отдельных регионов РФ. Произошли изменения и в структуре источников финансирования, что выразилось в резком сокращении удельного веса государственного сектора в финансировании инвестиций. Специалисты констатировали обострение проблемы экономической безопасности России.

Оживлению инвестиционной активности, притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала до сих пор препятствуют многочисленные негативные явления и процессы в экономике страны и регионов, сопряжённые с трудностями переходного периода. Сложные системы с неограниченным разнообразием состояний, каковыми являются региональные экономики, сегодня требуют нового подхода к эффективному управлению и развитию. В последнее время в научной литературе активно обсуждается проблема «экономического ядра», т.е. такой совокупности рыночных субъектов и процессов, которые могут стать генераторами и точками роста устойчивого развития экономики.

Потребность в выделении точек роста на региональном уровне сопряжена с формированием региональной экономической политики, в том числе эффективной инвестиционной политики в регионе, поскольку инвестиции необходимы как воздух для нормального функционирования и устойчивого развития экономики региона. Одним из методов выделения точек роста в регионе является подход с позиций экономической безопасности региона. Суть подхода заключается в определении критических значений для основных экономических параметров развития региона и в выявлении зон устойчивости региональной экономической системы. Для важнейших экономических показателей устанавливаются пороговые значения, которые указывают на вероятность необратимых процессов в экономике и предполагают необходимость оперативного вмешательства руководителей региона с целью изменения опасных тенденций, корректировки осуществляемого курса.

Одним из ведущих в системе важнейших экономических показателей для региона должен быть объём вовлекаемых в экономику инвестиционных ресурсов. Экономическая безопасность региона напрямую связана с объёмами реального инвестирования, обновлением основного капитала, оживлением инвестиционной активности, повышением эффективности инвестиционных процессов. Инвестиционные процессы — пусковые, именно они являются толчком к развитию экономики региона, к активности хозяйствующих субъектов, во многом определяя ход других экономических процессов.

Таким образом, для продвижения России к устойчивому развитию необходима разработка и реализация последовательной и эффективной экономической, инвестиционной, экологической и региональной политики. Переход к устойчивому развитию — сложный и долговременный процесс, который затрагивает фактически весь комплекс проблем долгосрочного развития как страны в целом, так и её отдельных регионов.

Читайте также:  Размещение контейнеров для майнинга

ЛИТЕРАТУРА Большой экономический словарь / под редакцией А.Н. Азрилияна. — М.: «Институт новой экономики», 2008 – 1066 с. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики: учебник / В.И. Бутов, В.Г. Игнатов, Н.П. Кетова — М.: «Финансы и статистика», 2000 – 468 с. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики: учебник / Ю.Н. Гладкий, А.И. Чистобаев — СПб.: Питер, 2006 – 346 с.

Источник

Инвестиционная безопасность регионов России как подсистема экономической безопасности страны

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 19.07.2015 2015-07-19

Статья просмотрена: 4702 раза

Библиографическое описание:

Хиревич, Э. Ю. Инвестиционная безопасность регионов России как подсистема экономической безопасности страны / Э. Ю. Хиревич, С. В. Швейцер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 291-296. — URL: https://moluch.ru/archive/94/21195/ (дата обращения: 11.06.2021).

Статья посвящена актуальной проблеме обеспечения инвестиционной безопасности регионов России. Она является инструментом решения таких проблем как диспропорции в региональном развитии страны и изношенность основных фондов. Факторы инвестиционной безопасности делятся на позитивные (инвестиционный потенциал и привлекательность) и деструктивные (инвестиционные риски и угрозы). При оценке уровня инвестиционной безопасности используются индикаторы инвестиционных угроз, которые помогают определить уровень инвестиционной безопасности того или иного региона. На основе рейтинга инвестиционной привлекательности регионов ЦФО была проанализирована инвестиционная политика преуспевающих областей — Воронежская и Липецкая, а также дана общая характеристика деструктивных регионов ЦФО.

Ключевые слова: национальная безопасность, инвестиционная безопасность, инвестиционный потенциал, индикаторы инвестиционных угроз, инвестиционная привлекательность, инвестиционная политика, инвестиции.

Обеспечение национальной безопасности страны является первоочередной задачей любого государства. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности» определяет национальную безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [1]. Концепцию национальной безопасности Российской Федерации составляет Совет Безопасности, основополагающей задачей которого является формирование стратегии экономической безопасности.

Указом Президента РФ от 12.05. 2009 г. № 537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., в которой отмечено, что «успешную интеграцию России в глобальное экономическое пространство и международную систему разделения труда затрудняют низкие темпы перевода национальной экономики на инновационный путь развития». Однако переход на инновационный путь развития невозможен без высокой инвестиционной активности всех хозяйствующих субъектов. Таким образом, определено, что для обеспечения национальной безопасности необходимо формировать безопасность в инвестиционной сфере.

Инвестиционная безопасность является одной из составляющих экономической безопасности и определяет способы и методы предотвращения инвестиционных рисков и формирования благоприятного инвестиционного климата. Она также решает задачи, от которых зависят преодоление территориального дисбаланса экономического развития субъектов страны и обновление основного капитала, выступающего базисом инвестирования новаций и перехода к инновационной экономике. Таким образом, факторы инвестиционной безопасности, формируя предпосылки радикальной модернизации национальной экономики, выходят на первый план в системе экономической безопасности страны, а также занимают ключевое место в формировании долговременной инвестиционной политики.

В специальной литературе отсутствует единство мнений среди ученых по вопросу о классификации факторов инвестиционной безопасности. Однако самым распространенным является подход разделения их на позитивные факторы, повышающие инвестиционную безопасность, и деструктивные факторы, снижающие уровень инвестиционной безопасности.

К первым факторам относится, в частности, инвестиционный потенциал, то есть наличие производственных, трудовых, информационных, инновационных и финансовых ресурсов регионов. За период 2011–2013 гг. наблюдается рост производственного и трудового потенциалов на 23,6 % и 0,58 % соответственно. Однако рост стоимости основных фондов связан не с их приобретением, а прежде всего с ежегодной переоценкой. Данные информационного и инновационного потенциалов показывают значительное снижение. Так, число научных организаций снизилось за исследуемый период на 5,3 %, а число персонала, занятого научными разработками, — на 2,1 %. Эти тенденции свидетельствуют о наличии проблемы в современном развитии России [2].

Читайте также:  Регионы для привлечения иностранных инвестиций

Ко второй группе факторов относится наличие угроз. Они возникают в сфере инвестирования заемных средств, обусловленной необходимостью воспроизводства и накопления основного капитала, где существуют специфические факторы и риски. Инвестиционные угрозы находят отражение, например, в высоких процентных ставках банковского кредита. Так, с целью снизить девальвационные и инфляционные риски в декабре 2014 года ЦБ РФ поднял ключевую ставку до 17 %, что фактически привело к росту ставок кредитов под оборотные средства до 25–30 %. Таким образом, чем меньше угроз в инвестиционной сфере, тем благоприятнее инвестиционный климат, способствующий повышению инвестиционной активности бизнеса и экономической безопасности страны.

Определение инвестиционной безопасности является очень сложной задачей, так как для предвидения, анализа и предупреждения инвестиционных угроз необходимо учесть различные факторы, а также дополнительные инвестиционные затраты. При оценке уровня инвестиционной безопасности используют индикаторы инвестиционных угроз — предельные показатели инвестиционной деятельности, отражающие воздействие экономических факторов. Как угрозу инвестиционной безопасности выделяют низкую инвестиционную активность, к индикаторам которой относят объем инвестиций в основной капитал на душу населения, руб.; отношение объема инвестиций к ВВП, %; объем инвестиций в основной капитал, % [3].

Относительно инвестиционной активности регионов необходимо отметить наличие существенных диспропорций в региональном развитии страны. На контрастность социально-политического и экономического развития субъектов РФ оказывают серьезное влияние особенности региональных политик. Даже в рамках одного федерального округа прослеживается неравномерность социально-экономического развития российских территорий, что создает серьезную проблему для обеспечения одинаково высокого уровня качества жизни населения в регионах. В частности, это касается и привлечения инвестиций в основной капитал.

Основываясь на данных анализа темпов роста инвестиций в основной капитал федеральных округов Российской Федерации за период 2002–2013 гг. [4], можно сделать следующие выводы. Наблюдается большой разрыв в уровне экономического развития между Центральным федеральным округом и другими федеральными округами. Таким образом, Центральный федеральный округ (ЦФО) является центром инвестиционной привлекательности страны и занимает первое место в России по доле инвестиций в основной капитал, которая на протяжении всего исследуемого периода составляет 24–27 %.

С момента своего образования ЦФО стал одним из наиболее благополучных, с точки зрения социально-экономического развития, макрорегионов России. Однако в рамках самого Центрального федерального округа последовательно прослеживается межрегиональная контрастность в развитии областей. По большому счету, в Центральном федеральном округе успешно развиваются только 3–4 региона. В остальных случаях прослеживаются либо разнонаправленные тренды развития, либо доминирование проблемных зон в социально-экономическом развитии регионов. В связи с этим нами был проведен анализ темпов роста инвестиций в основной капитал регионов ЦФО за период 2002–2013 гг. [4].

Аналитические данные показали, что на протяжении исследуемого периода в целом происходит увеличение объемов инвестиций в основной капитал ЦФО. Однако, существует проблема территориальных диспропорций развития регионов округа. Так, на г. Москва и Московскую область приходится около 70 % инвестиций ЦФО, в то время как Ивановская, Костромская и Орловская области характеризуются самыми низкими уровнями инвестиционной привлекательности в округе. Выделяется Воронежская область, которая с 2009 г. стабильно занимает 3 место по инвестициям в основной капитал в ЦФО. Она входит в число ведущих регионов России по темпам роста объема инвестиций. Аналогичные высокие темпы роста демонстрирует Липецкая область. Что свидетельствует о высоком уровне инвестиционной привлекательности областей и подтверждается рейтингом инвестиционной привлекательности регионов ЦФО, представленном в таблице 1.

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов ЦФО в 2005, 2014 гг. [5]

Максимальный потенциал — минимальный риск (1А)

Источник

Оцените статью