Привлечение инвестиций для структурной перестройки экономики

Роль инвестиций в структурной перестройке экономики

Инвестиции играют центральную роль в экономическом процессе, они предопределяют общий рост экономики. В результате инвестирования средств в экономику увеличиваются объемы производства, растет национальный доход, развиваются и уходят вперед в экономическом соперничестве отрасли и предприятия в наибольшей степени удовлетворяющие спрос на те или иные товары и услуги.

Таким образом, инвестиции, образующиеся за счет национального дохода в результате его распределения, сами обуславливают его рост, расширенное воспроизводство. При этом, чем эффективнее инвестиции, тем больше рост национального дохода, тем значительнее абсолютные размеры накопления (при данной его доле), которые могут быть вновь вложены в производство.

Главная опасность для будущего развития страны заключается в том, что рост инвестиций пока очень неустойчив и во многом базируется на благоприятной конъюнктуре мировых рынков.

При высоких ценах на нефть не происходит перераспределения капитала в другие сферы из-за отсутствия механизма такого распределения.

Не устранены фундаментальные причины слабости российской экономики — незавершенность структурных и институциональных реформ в реальном секторе, его низкая конкурентоспособность и физическая изношенность производственного аппарата, структурные деформации национального хозяйства (перекос в сторону топливно-сырьевых секторов при слабой конкурентоспособности обрабатывающей промышленности и низкой доле высокотехнологичных предприятий), сохранение обширного сектора убыточных производств, низкая восприимчивость предприятий к инвестициям.

Решение этих непростых проблем требует осуществления активной государственной инвестиционной политики, критического переосмысления прошлого опыта государственного регулирования инвестиционной деятельности, накопленных в экономике проблем и выработки новых принципов государственной политики, адекватных задачам посткризисного возрождения страны.

В настоящее время государство предпринимает меры по созданию благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности и стимулирования частных инвестиций (иностранных в том числе) при одновременном ограничении своего участия в качестве непосредственного инвестора. Решающее значение придается росту объема и эффективности именно частных инвестиций, основными источниками которых должны стать как собственные (внутренние) средства предприятий, так и привлеченные (внешние) ресурсы (прежде всего средства банков, институциональных инвесторов и населения).

Инвестиционная деятельность, ее субъекты и объекты

Итак, под инвестиционной деятельностью можно понимать целенаправленную деятельность одного лица или совокупности лиц (субъектов инвестиций- инвесторов) по подготовке, планированию и осуществлению вложений имущественных и неимущественных ценностей (средств инвестиций) в любое другое имущество (активы) , неимущественные ценности, новые виды предпринимательской и иной деятельности, капиталы и доли участия в юридических лицах, иные объекты для достижения социально- полезных целей и создание общественно значимого потенциала (объекты инвестиций) за счет соответствующих источников.

Инвестиционная деятельность — одна из видов предпринимательской деятельности, ей присущи такие признаки предпринимательства, как самостоятельность, систематичность, легитимность, имущественная ответственность, регистрация субъекта, ведущего деятельность, инициативность и риск.

Олейник О.М говорит о том, что отличительные особенности инвестиционной деятельности заключаются в том, что:

1.для инвестиционной деятельности законодатель установил двуединую цель (прибыль и достижение положительного социального эффекта);

2.предоставил инвестору возможность извлекать прибыль(доход) от использования средств в экономическом, хозяйственном обороте не от собственного имени, а от имени хозяйствующего объекта;

3.не требует, в связи с этим от инвестора регистрации в качестве предпринимателя.

Субъектами инвестиционной деятельности выступают инвестор, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности и др. Субъектами могут быть юридические и физические лица, иностранные и отечественные, индивидуальные, коллективные и институциональные инвесторы, инвестиционные институты, профессиональные участники рынка ценных бумаг, другие государства, а также международные организации.

Объектами инвестиционной деятельности выступают реальные (физические) активы (здания, сооружения, оборудование), финансовые (денежные) и нематериальные активы. Объектами инвестиционной деятельности могут быть вновь созданные и модернизированные основные средства, целевые денежные вклады, ценные бумаги, научно-техническая продукция, имущественные права, а также права на интеллектуальную собственность, другие объекты собственности.

Источники инвестиций

Инвестиционная деятельность предприятия может финансироваться из разных источников. Разнообразие последних объясняется как нехваткой собственных ресурсов предприятия, так и различием интересов, преследуемых субъектами инвестиционной деятельности. Источники инвестиций на предприятии делятся на собственные и заемные.

К собственным источникам инвестицийпринято относить:

— собственные финансовые средства, формирующиеся в результате начисления амортизации на действующий основной капитал, отчислений от прибыли на нужды инвестирования, сумм, выплаченных страховыми компаниями и учреждениями в виде возмещения ущерба от стихийных и других бедствий;

— иные виды активов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность в виде патентов, программных продуктов, торговых марок);

— привлеченные средства в результате выпуска и продажи предприятием акций;

— средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями, промышленно-финансовыми группами на безвозвратной основе;

— благотворительные и другие аналогичные взносы.

К заемным источникам инвестицийобычно относят: инвестиционные ассигнования из государственных бюджетов РФ, республик и прочих субъектов РФ, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов, которые выделяются в основном на финансирование федеральных, региональных или отраслевых целевых программ (безвозмездное финансирование из этих источников фактически превращает их в источник собственных средств); иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного материального и нематериального участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений (в денежной форме) международных организаций и финансовых институтов, государств, предприятий (организаций) различныхформ собственности и частных лиц(привлечение иностранных инвестиций обеспечивает развитие международных экономических связей); различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые государством и фондами поддержки предпринимательства на возвратной основе, кредиты банков и других институциональных инвесторов, предприятий, векселя и другие средства.

В зависимости от того, какие источники финансирования привлекает фирма для финансирования своей инвестиционной деятельности, выделяют и следующие основные формы финансирования инвестиций:

— самофинансирование — финансирование инвестиционной деятельности полностью за счет собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников; обычно используется при реализации краткосрочных инвестиционных проектов с невысокой нормой рентабельности;

— кредитное финансирование используется, как правило, в процессе реализации краткосрочных инвестиционных проектов с высокой нормой рентабельности инвестиций;

— долевое финансирование — комбинация нескольких источников финансирования; самая распространенная форма финансирования инвестиционной деятельности, которая может применяться при реализации разнообразных инвестиционных проектов. При выборе источников финансированияинвестиционной деятельности вопрос должен решаться фирмой с учетом многих факторов:

— стоимости привлекаемого капитала;

— эффективности отдачи от него;

— соотношения собственного и заемного капиталов, определяющего уровень финансовой независимости фирмы;

— риска, возникающего при использовании того или иного источника финансирования.

Источник

Проблемы структурной перестройки экономики России

Содержание:

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 24.04.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Россия является одним из крупнейших постсоциалистических государств в процессе перехода к рыночной экономике в своей стране. Российскую экономику нельзя охарактеризовать ни как плановую, ни как рыночную — это своего рода переходная экономика, сопровождаемая кризисными явлениями. Переходный период в России характеризуется как общими законами стран с переходной экономикой, так и их собственными характеристиками.

Проблема экономического перехода во многих отношениях превратилась в глобальную. В настоящее время более 25 стран классифицируются как страны с переходной экономикой в ​​соответствии с международной классификацией. Необходимость понимания проблем переходной экономики России требует учета влияния глобальных законов и опыта в этой области, а также конкретной исторической идентичности нашей страны.

Попытки усовершенствовать экономический механизм в СССР, который заключался в расширении рыночных отношений в экономике. были предприняты в годы «перестройки» (1985-1991). Однако они закончились усилением дисбаланса в экономике страны, усилением кризисных явлений.

После распада СССР в России в 1992 году началась радикальная экономическая реформа, основанная на монетаризме и так называемой «шоковой терапии». Эта реформа, с одной стороны, способствовала росту рыночных элементов в российской экономике, а с другой стороны, привела к обострению многих социально-экономических проблем.

Читайте также:  Индекс инвестиций это ликвидность

Целью данной работы является анализ общих экономических законов, присущих нашей стране, месту России в мировой экономике в контексте ее глобализации. В то же время задача состоит в том, чтобы изучить особенности проявления структурной перестройки в России и изучить социально-экономические последствия проводимой в нашей стране реформы, попытаться определить перспективы ее развития.

Структурная перестройка российской экономики

Проблемы структурной перестройки российской экономики

Структура промышленности во многом определяет общую эффективность экономики, социально-экономические и стратегические цели общества, уровень жизни населения и роль страны в международном разделении труда. Структурная политика сыграла значительную роль в укреплении позиций промышленно развитых стран и быстрому экономическому росту ряда стран с переходной экономикой (например, Восточной и Юго-Восточной Азии).

В середине 80-х гг. неотложной задачей, стоящей перед советской экономикой, была реструктуризация национальной экономики страны, то есть изменение соотношения между отраслями, производящими средства производства, оборонную продукцию, товары народного потребления и услуги; между добывающей и обрабатывающей промышленностью; между промышленностью и сельским хозяйством и др. В стране были непомерно большие военные расходы, тяжелая промышленность была раздута, фронт капитального строительства запредельно растянут. Необходимо было снять ненужное бремя, долгосрочный структурный маневр в пользу сельского хозяйства и легкой промышленности, но правительство Горбачева поставило прямо противоположную задачу — ускорить социально-экономическое развитие страны, более эффективно используя достижения научно-технический прогресс и ускоренное развитие машиностроения. Как и прежде, курс был нацелен на ускоренное развитие отраслей, производящих средства производства в условиях нехватки товаров народного потребления, сельскохозяйственной продукции и сферы услуг. Задача устранения наиболее острых дисбалансов в народном хозяйстве не была поставлена. Это увеличило дисбаланс в экономике.

Более того, во время перестройки было объявлено, что 1 / 3-2 / 3 советской экономики неконкурентоспособны. поэтому они требуют ликвидации. Военно-промышленный комплекс (ВПК), который должен был подвергнуться «кардинальному преобразованию», т. е. переводу его на нужды гражданской экономики, впал в особую неудачу. Интересно отметить, что 80-90% таких потребительских товаров, как холодильники, телевизоры, магнитофоны, фотоаппараты и т. д., производились именно на предприятиях военно-промышленного комплекса. Советское правительство осуществило преобразование без плана, и на практике военные предприятия начали разрушаться на основе хаотических волюнтаристских директив. Непродуманное преобразование военно-промышленного комплекса привело к его оползневому падению и охватило другие отрасли, в которых его подразделения составляли значительную долю.

В 90-х гг. Либеральные реформы усугубили дисбаланс в экономике страны.

Во-первых, это было связано с распадом СССР, который нарушил весь порядок прежнего разделения труда и механизм экономических отношений, а также изменил сам масштаб российской экономики, которая до распада не была независимой национальной экономика, но элемент единого народнохозяйственного комплекса.

Во-вторых, радикальные сдвиги в системе ценообразования (отпускные цены, отказ от государственного регулирования, повышение их уровня) усилили кризис в экономике ряда отраслей.

В-третьих, произошло резкое снижение производства в секторах оборонной промышленности. К середине 90-х годов. общий уровень расходов на оборону снизился по сравнению с концом 80-х годов. 33 раза, в результате чего производство военной продукции сократилось в 1996 году до 5,5% от ранее существовавшего и почти вдвое меньше, чем отечественная продукция гражданского назначения.

В-четвертых, разрешение частного предприятия внесло фундаментальные изменения в цели экономической деятельности. Прежде всего, старая модель производства ради производства и военизированной экономики полностью обесценилась.

В-пятых, отечественные производители потеряли внутренний рынок. Недооцененный доллар по отношению к рублю стимулировал массовый приток иностранных товаров в Россию, который заполнил большую часть внутреннего рынка страны.

В-шестых, в экономической политике по отношению к отечественному производителю доминирует подход, присущий «дикому рынку» — пусть выживает тот, у кого есть финансовые ресурсы. Государство должно изменить этот подход — иначе Россия очень быстро потеряет самые высокотехнологичные виды производства и превратится в сырьевой придаток Запада с ярко выраженными чертами колониальной экономики.

Индекс промышленного производства в России в 1997 году составил 47,5% к уровню 1991 года, в том числе: в добывающей промышленности — 69%, в обрабатывающей промышленности — 44%, в машиностроении и металлообработке — 37%, в легкой промышленности — 14%, в продуктах питания — 47%, а в сельском хозяйстве — 62%.

Спад в высокотехнологичных отраслях был намного больше, чем в отрасли в целом. В то же время наблюдалась ненормальная тенденция: темпы снижения увеличивались с ростом технического уровня отрасли. Таким образом, падение производства в высокотехнологичных отраслях машиностроения составило 80-90%. Доля расходов на исследования и разработки в ВВП сократилась более чем в 5 раз и составляет всего 0,7% ВВП. В нормальном ходе структурного кризиса, как это происходит, например, в западных странах, снижение экономической активности обычно не приводит к сокращению прогрессивных отраслей, которые имеют хорошие перспективы роста на рынке и могут стать локомотивами будущее экономическое развитие страны.

Отрасли сырьевого и топливно-энергетического комплекса в связи со спросом на свою продукцию на экспорт испытали меньший спад. В результате структура российской промышленности все больше приобретает черты колониальной экономики, характеризующейся вывозом сырья из страны и импортом готовой продукции. В то же время Россия импортирует в основном товары народного потребления с резким сокращением импорта производственного оборудования. Кроме того, средства не вкладываются в восстановление сырьевой базы экспортных отраслей, что грозит России через 7-10 лет резким снижением добычи многих видов полезных ископаемых, особенно нефти, никеля, меди, свинца, апатита. соли калия и др.

В России постоянно происходит процесс структурной деградации промышленности, выражающийся в трансформации структуры в сторону первичной, неквалифицированной. менее технологически сложные отрасли, что, безусловно, влечет за собой как увеличение зависимости национальной экономики от мирового рынка, так и последующую деградацию научно-технического потенциала страны.

Основные направления

Российское правительство неоднократно поднимало вопрос о серьезной структурной перестройке экономики, но это не пошло дальше. И дело не только в отсутствии инвестиций. Эффективная структурная политика требует четко определенной концепции экономического развития: принципов социально-экономической структуры и желаемого типа экономики, определения места нашей страны в международном разделении труда, определения источников и факторов экономического роста. Эти пункты не четко определены.

Предполагалось использовать средства от приватизации для модернизации структуры экономики, но, как уже было показано, эти средства оказались в несколько десятков или даже в сотни раз меньше, чем ожидалось. Экономисты сегодня говорят, что приватизация должна была проводиться поэтапно, начиная с отраслей с быстрыми потоками капитала (продукты питания, легкая промышленность, торговля). Отрасли тяжелой промышленности, в которых наблюдается более сильная технологическая взаимозависимость, замедление оборота капитала и высокая капиталоемкость, должны были быть приватизированы позднее, в то время, когда общая экономическая ситуация в стране стабилизировалась. Приватизация всех секторов при неконтролируемом росте цен поставила машиностроительную, химическую и легкую промышленность на грань бедствия.

За годы реформ произошла стихийная перестройка экономики — переориентация с развития тяжелой промышленности как самоцель на рыночный спрос и с особым акцентом на конечное потребление населения. Материально-техническая база производственного и внешнеэкономического потенциала страны фактически оказалась разрушенной.

России нужна новая промышленная политика. До сих пор об этом много говорилось, но на практике это не было сделано по следующим причинам: во-первых, из-за фетишизации монетаризма предполагалось, что финансовая стабилизация выше, чем проблема экономического роста; во-вторых, сознательно принижали роль государства в регулировании экономических процессов при переходе к рыночной экономике.

В 1999 году в России наблюдалось оживление экономики. Это нашло отражение в том, что ВВП страны за год вырос на 3,2%, а объем промышленного производства — на 8,1%. Рост произошел в основном за счет отраслей обрабатывающей промышленности: машиностроения, пищевой и легкой промышленности, которые понесли наибольший ущерб от кризиса трансформации. Впервые в кризисные годы капитальные вложения в национальное производство не сократились, а в импортозамещающих секторах они увеличились. Основными причинами этого роста были следующие.

Читайте также:  Глобальная конкуренция за инвестиции

Во-первых, произошла четырехкратная девальвация рубля, что привело к резкому сокращению импорта. Снижение конкуренции со стороны импорта стало основным фактором восстановления реальной экономики. Стимулируя экспорт товаров, девальвация ослабляет мотивы вывоза капитала и, наоборот, усложняет импорт товаров, определяет приток капитала.

Во-вторых, стимулы для роста предпринимательской активности за этот период увеличились. Это было прежде всего в сокращении производственных затрат в долларовом выражении и, главным образом, заработной платы. После августовского кризиса 1998 года заработная плата в нашей стране стала скудной. По оценкам Минтруда и соцразвития России, доля заработной платы в себестоимости продукции составляет в среднем 55-60%, в мировой экономике, в России — только 25% и имеет постоянную тенденцию к снижению. В начале 2000 года минимальная почасовая заработная плата составляла 5 рублей. в час.

В-третьих, из-за кризиса августа 1998 года внутренние цены на топливо и сырье упали вдвое в долларовом выражении. Они остаются ниже мировых, и это приводит к относительному снижению себестоимости продукции. В рублевом выражении эти цены выросли, и это сыграло на руку производителям, поскольку позволило им покрыть расходы.

В-четвертых, благоприятные внешнеэкономические условия (рост цен на мировом рынке нефти) позволили получить дополнительные средства от экспорта нефти.

Однако существует мнение, что тенденции восстановления нестабильны, что «импульс девальвации» уже исчерпал себя, поэтому необходимы более стабильные факторы экономического роста. Мы можем выделить следующие области, которые способствуют экономическому росту в нашем страна: стимулирование внутреннего спроса на отечественную продукцию; усиление тенденции импортозамещения; налоговые льготы для производителей; снижение банковских процентов, удешевление кредитов; расширение государственных закупок; государственная поддержка предприятий, фирм, производящих конкурентоспособные экспортные товары; повышение степени монетизация экономики, ужесточение контроля над ценами на товары естественных монополий (топливо, энергия, транспортные услуги), проведение политики активной защиты российских производителей от иностранной конкуренции, увеличение инвестиций (внутренних и внешних) в экономику страны, рост в доле накопления в ВВП как минимум в 2,5 раза. Но главное, новая модель развития o Для этого нужна российская экономика, ориентированная прежде всего на производство высокотехнологичной и высокотехнологичной продукции.

Сегодня те страны, которые обеспечивают благоприятный климат для научно-технического прогресса, побеждают в глобальной экономической конкуренции. В развитых странах в настоящее время 70-85% роста ВНП (ВВП) происходит именно благодаря этому фактору. В России за годы реформ ассигнования на исследования и разработки сократились более чем в 10 раз, они оказались в 12 раз ниже затрат на содержание государственного аппарата.

Инвестиционная политика России в переходный период

Реформирование экономики любой страны включает три этана: I этап — разрушение старой экономической системы; II этап — макроэкономическая нестабильность; III этап — экономический рост. Сегодня российская экономика находится на этапе II и переживает мощный экономический кризис. В то же время темпы снижения инвестиций в два раза превышают темпы снижения ВВП и национального дохода.

Инвестиции в основной капитал за 90-е годы. сократился в шесть раз, а уровень этих инвестиций составляет примерно 10% ВВП и уступает развитым и быстро развивающимся странам, где этот показатель достигает 30% и выше. Следует иметь в виду, что ВВП в нашей стране за годы реформ уменьшился в 2 раза и очень низок. Это даже не обеспечивает простого воспроизведения в России. Внутренний рынок России продолжает сокращаться. У большинства предприятий нет оборотных средств, и основные средства были израсходованы. Доля заработной платы в ВВП, как уже говорилось, снижается. В конце 1999 года каждого третьего, а не четвертого человека, как в 1998 году, можно назвать бедным (их доходы ниже прожиточного минимума).

40% всех инвестиций в стране направляются в нефтегазовую отрасль, 12% — в электроэнергетику, а также в такие отрасли, как машиностроение, химическая, легкая промышленность, станкостроение, судостроение, в ходе реформы инвестиции сократились на более чем в 6 раз и сегодня составляют всего 15% от уровня 1990 года, то есть можно говорить о сырьевой ориентации экономики страны. Капитальные вложения в производственные и производственные активы сегодня сократились в 15-20 раз по сравнению с объемами 80-х годов. Наибольшее сокращение инвестиций произошло в инновационных отраслях. В целом, текущий уровень всех инвестиций в экономику сопоставим с уровнем инвестиций конца 60-х годов.

Более 50% российского промышленного оборудования нуждается в срочной замене; Основные средства не обновляются. Для воспроизводства оборудования в секторах топливно-энергетического комплекса необходимо 36 лет, в агропромышленном комплексе — 50 лет, в металлургии — 56 лет, в легкой промышленности — 140 лет. С точки зрения промышленного развития Россия перешла из первой десятки в шестую десятку государств. Экономисты считают, что если вы не обеспечите приток инвестиций в экономику, то через 3-4 года страна столкнется с массовым провалом устаревших производственных активов. Все это свидетельствует о глубоком кризисе в инвестиционной сфере экономики страны.

К причинам инвестиционного кризиса в России относятся следующие: во-первых, негативные тенденции, сложившиеся в 70-80-х годах. в экономике нашей страны; во-вторых, просчеты в государственной экономической политике 90-х годов, которые привели к полной потере управляемости народным хозяйством; в-третьих, реформы привели к децентрализации управления инвестициями, демонтажу системы планирования, переходу к управлению на основе рыночных отношений; в-четвертых, во время приватизации был нанесен тяжелый удар по крупным и очень крупным предприятиям (программное обеспечение и НПО), на основе которых было создано много карликовых предприятий, что привело к резкому ограничению инвестиций в них; в-пятых, резкое сокращение производства в отраслях, поставляющих инвестиционную продукцию; в-шестых, мощный отток капитала за границу, большое количество бартер во всех рыночных сделках (до 54% ​​всех сделок в стране), низкие инвестиции в реальный сектор и услуги.

Состояние инвестиционного климата является важнейшим показателем макроэкономики и перспектив ее развития. В то же время инвестиционный климат формируется под воздействием различных факторов: экономических, структурных и циклических, социальных, исторических, законодательных и других. Недостаток инвестиций является основной причиной трудностей в преодолении экономики страны от затяжного экономического кризиса.

Структурная перестройка экономики требует инвестиций. Государство, находящееся в частной собственности, утратило прежние функции распределения материальных и финансовых ресурсов внутри страны. Предприятия реального сектора экономики не имеют средств и интереса для инвестиций в производство (высокие подоходные налоги).

Переход к системе управления рынком в России связан с формированием новой модели инвестиционного процесса. Благоприятный инвестиционный климат стимулирует рост совокупных инвестиций из различных источников: государственных, частных, иностранных.

Известно, что научно-технический потенциал является важной составляющей экономического роста любой страны. В то же время расходы на НИОКР в 1999 году составили 0,7% ВВП, что в 2,5 раза меньше, чем в 1991 году. В развитых странах 2-3% ВВП расходуется на науку. Доля России на мировом рынке высокотехнологичной продукции составляет 0,3%, в ней проживают 13% ученых мира. Необходимо интенсивно наращивать инвестиции в инновационный сектор, который в России в годы кризиса пережил особенно сильный спад. В нашей стране слабо развиты постиндустриальные технологии. Однако в 1995-1998 гг. в промышленности реализация 1896 инновационных проектов была отложена, 1098 проектов были приостановлены или прекращены, а 1447 проектов не были запущены, и основной причиной этого является отсутствие собственных средств предприятий, слабая финансовая поддержка со стороны государства и высокая стоимость инноваций. Сегодня в мире центрами привлечения капитала являются страны, которым удалось создать основу для формирования производственных и технологических систем новой технологической структуры.

Чтобы Россия вступила на стабильную траекторию экономического роста, потребуется более динамичное наращивание инновационного и технологического обновления физически изношенного и обесцененного кризисом производственного аппарата. Таким образом, удастся повысить конкурентоспособность отечественных производителей. И для этого необходима стабильная финансовая база для расширенного воспроизводства, максимальное вовлечение национальных сбережений в инвестиционную сферу. Прогнозы показывают, что выход на путь устойчивого экономического роста в России потребует увеличения масштаба накоплений в ВВП в 1,6–2 раза.

Сегодня России нужна модель развития, ориентированная в первую очередь на производство высокотехнологичной и высокотехнологичной продукции. Это позволит добиться полной интеграции отечественной экономики в мировую экономику, повысить ее конкурентоспособность и обеспечить равноправное сотрудничество России и развитых стран.

Читайте также:  Сумму собственных источников финансирования инвестиций

Можно выделить ряд потенциальных источников инвестиций в российскую экономику.

Доходы предприятий заблокированы в неплатежах. В то же время только просроченная кредиторская задолженность на начало 2000 года составила 1,3 трлн рублей, что в 3 раза превышает общую денежную массу в стране.

Для оживления жилищного строительства необходимо активно развивать ипотечное кредитование. Возможно расширение создания кредитных союзов, кредитных потребительских кооперативов граждан, партнерств по взаимному финансированию на вере.

Денежные сбережения населения являются основным источником инвестиций в нормальную рыночную экономику. Они материализуются в средствах производства, а также через финансовую инфраструктуру превращаются в депозиты и акции. облигации и другие активы. Однако если в советский период до 70% финансовых активов населения приходилось на депозиты в Сбербанках и до 20% и более наличными, то в 1997 году иностранная валюта в структуре финансовых активов населения стала варьироваться от 58 до 61%, депозиты (в том числе валютные) — 22-24%; денежные средства — 13-14%, ценные бумаги — 4%. В 1999 году сбережения населения составляли 15% ВВП, что ниже аналогичных показателей в промышленно развитых странах. В то же время, по оценкам экспертов, 80-100 миллиардов долларов находятся в руках населения. Государство должно стимулировать рост сбережений во всех секторах экономики и их скорейшее превращение в инвестиции в производство. Ряд экспертов считают, что именно в этом направлении можно найти примерно 3/4 средств для оживления отечественной экономики.

«беглый» капитал за рубежом, который, по экспертным оценкам, составил 150–300 миллиардов долларов. Получается парадокс: Россия для возрождения экономики, капитал которой так необходим, кредитует весь мир. Можно использовать опыт латиноамериканских стран (Бразилия, Аргентина) в возвращении «беглого» капитала в экономику страны, предоставляя им государственные гарантии и режим наибольшего благоприятствования для инвестиций. Но даже полная и безоговорочная амнистия «сбежавшего» капитала и его владельцев ничего не даст, если Россия сохранит нынешний уровень инвестиционных рисков. Правительство должно улучшить национальный фондовый рынок и превратить его в надежный инструмент для привлечения отечественного и иностранного капитала в реальный сектор.

Иностранные инвестиции могут служить источником инвестиций, но инвестиционный риск для них слишком высок. Этот источник до сих пор слабо используется в нашей стране.

Банковские кредиты должны быть более широко вовлечены в производственный сектор и, прежде всего, в инновации. Но российские банки в основном являются центрами краткосрочных инвестиций. Необходима реформа банковской системы, которая позволила бы превратить их в инвестиционные банки, способные финансировать реальный сектор экономики. Лишь некоторые российские банки имеют базу капитала, соответствующую международным стандартам, и только крупные банки могут делать крупные инвестиции.

Финансово-промышленные группы (ФПГ), являющиеся объединением предприятий, фирм, инвестиционных фондов, торговых предприятий, банков и т. д., становятся субъектами долгосрочной инвестиционной деятельности.

источником дополнительных валютных поступлений могут быть доходы от российского военного экспорта. По оценкам экспертов, Россия может экспортировать до 40% своей военной продукции, получая ежегодно доходы от 20 до 30 миллиардов долларов, как это было в советские времена. В настоящее время они составляют около 5 миллиардов долларов в год.

Государство может принимать только частичную поддержку инвестиционных проектов (обычно в форме государственных гарантий). Цель поддержки — дать стартовый импульс высокоэффективным инвестициям, привлечь дополнительный коммерческий капитал. Государство должно поддерживать так называемые «точки роста» в экономике: проекты с быстрой оплатой в агропромышленном комплексе (АПК), легкой и медицинской промышленности и некоторые другие. Он должен поддерживать экспортную ориентацию высокотехнологичных отраслей, несырьевых отраслей, которые работают для удовлетворения внутреннего спроса, и ведущих в отрасли NTP. Однако на Всероссийской конференции по проблемам топливно-энергетического комплекса (ТЭК) Владимир Путин заявил, что в ближайшие 10 лет топливно-энергетический комплекс должен стать основным фактором роста отечественной экономики. Это противоречит тенденциям постиндустриальной экономики. Следует помнить, что инновации становятся ключевым фактором рыночной конкуренции и повышения эффективности производства. И сегодня это единственный возможный выбор для нашей страны.

По оценкам экспертов, для модернизации российской экономики необходимы инвестиции в размере 2-2,5 трлн. Доллары США на 10-25 лет, то есть на 100 миллиардов долларов в год. В то же время бюджет 2000 года, как и все предыдущие, имеет явный приоритет потребительских расходов над инвестициями. И это сдерживает экономический рост.

Вывод:

Россия находится на этапе переходной экономики, для которой характерен ряд общих законов стран с переходной экономикой: изменение экономической роли государства, приватизация, структурная перестройка экономики, изменение инвестиционных стратегий: формирование новых субъекты рынка экономики, рынка капитала и рынка труда; особенности ценообразования; изменение положения страны в мировой экономике.

Несмотря на несогласованность происходящих процессов, в качестве позитивного момента в рыночных преобразованиях российской экономики можно отметить следующее: монополия государственной собственности была подорвана, процесс формирования многоуровневой экономики начался, хотя и противоречиво; аппарат административно-командного управления и распределения нарушен, если не полностью; инфраструктура рыночной экономики развивается, особенно интенсивно в финансовом и банковском секторе; равновесие достигнуто на потребительском рынке; прослойка предпринимателей новой волны возникла и расширяется, ориентируясь на рыночные модели поведения.

Однако эти сдвиги не являются результатом восстановления российской экономики, не несут долгосрочных тенденций и оплачиваются по неоправданно высокой цене. За годы реформ в России (1991-1997) прямые потери национального богатства нашей страны составили 1,2 трлн. Долларов США (а в годы Великой Отечественной войны — 420 миллиардов долларов). За последние семь лет более 70 тысяч заводов и фабрик остановились. Численность работников за 1992-1998 гг. Сократилась на 9,5 млн. По сравнению с РСФСР в 1985 г. объем производства в современной России сократился в 5 раз, оборот розничной торговли — в три раза, валовая продукция сельского хозяйства — на 72%. Существует незаконный вывоз иностранной валюты и валютных резервов из России. Занимая первое место в мире по объему национального богатства, Россия находится во второй десятке по объему ВВП.

Российская экономика характеризуется тенденцией к сужению воспроизводства в реальном секторе, ускоренному развитию торгового, финансового и банковского секторов, а также снижению эффективности использования ресурсов. Россия больше не может обеспечивать себя продуктами питания, товарами народного потребления и средствами производства. Страна живет только за счет своих природных ресурсов и быстро превращается в сырьевой придаток развитых стран. Резкое падение объемов производства и еще большее падение объемов инвестиций приводит к дальнейшему снижению уровня жизни.

Важнейшим критерием реформы является повышение качества жизни. Занятость в стране снижается, зоны бедности расширяются, платежеспособный спрос снижается, и в результате всех процессов снижается уровень и качество жизни большинства населения (1/3 населения живет ниже черта бедности). В 1998 году безработица в России составила 9,7 млн ​​человек. (13,3% от экономически активного населения страны); По оценкам, к 2001 году он достигнет 14,4 млн. человек, что на 8% больше, чем текущий уровень.

Низкий уровень жизни россиян — яркое тому подтверждение. что курс реформ сдерживает колоссальные возможности для развития нашей страны. Переход на сам рынок не может быть целью экономических реформ ни в одной стране. Реформы должны быть социально ориентированными. Пренебрежение человеческими интересами является, пожалуй, одной из коренных причин провала российских реформ. Люди должны быть уверены, что экономические преобразования в стране приведут к улучшению качества их жизни, тогда они будут заинтересованы в проведении реформы.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в whatsapp.

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназачен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Источник

Оцените статью