Привлечение инвестиций для школ

Привлечение частных инвестиций в школьное образование

Русман Аркадий Львович,

ГБОУ СПО «Краснодарский колледж электрон-ного приборостроения» Краснодарского края,

руководитель центра дополнительных образовательных услуг, Краснодарский край

Аннотация
Предложен механизм привлечения частных инвестиций в систему школьного образования на основе социального партнерства школы, ССУЗа и предприятия. Рассмотрен образовательный проект объединения профильного обучения с профессиональной подготовкой. Приведен конкретный пример инвестиции частных предприятий в создание и оснащение учебных лабораторий и мастерских, а также по финансированию оплаты труда учителей и преподавателей, по финансированию целевой контрактной подготовки специалистов.

Начну доклад выдержкой из выступления Федора Прокопова, руководителя Департамента социальной политики и социального партнерства РСПП (Российского союза промышленников и предпринимателей): «Бизнес прагматичен, он не будет просто так финансировать образование и науку. Пока система образования будет рассматривать бизнес как источник благотворительных средств, большого эффекта система партнерства не получит» [1].

Трудно не согласиться.
Однако, как должны строиться отношения бизнеса и образования, чтобы были учтены и удовлетворены интересы всех участников партнерства – муниципальных и региональных органов управления, бизнес-структур и образовательных учреждений?
Один из вариантов решения (опять же предложенный руководством РСПП), это создание ресурсных фондов, которые будет формировать бизнес. Эти деньги и активы не расходуются образовательными учреждениями, а управляются нанятыми управляющими компаниями, и таким образом доход от вложения средств используются на развитие собственно образовательных систем. Эти технологии зародились еще в позапрошлом веке во многих странах, европейских и североамериканских, они доказали свою эффективность [2].
Может это решение и подходит для системы высшего профессионального образования, но если мы рассмотрим отдельно взятое муниципальное образовательное учреждение, то очевидно необходимо искать совсем другие механизмы привлечения частных инвестиций, совсем другие механизмы партнерства бизнеса и образования.
В настоящее время наиболее распространенный способ дополнительного финансирования школ, это оказание платных дополнительных образовательных услуг и благотворительные средства спонсоров.
Хочу поделиться опытом работы по привлечению дополнительных финансовых и материальных ресурсов в систему школьного образования, накопленным в совместной работе Краснодарского колледжа электронного приборостроения и двух школ города Краснодара МОУ СОШ №65 и МОУ СОШ №29.
Идея сетевого взаимодействия колледжа со школами заключалась в объединении профильного обучения учащихся старших классов с их параллельной профессиональной подготовкой в колледже.
Учащиеся школ в течении двух лет (10 и 11 класс) параллельно с освоением профильных элективных дисциплин, дополнительно обучались по восемь учебных часов в неделю в колледже по программе профессиональной подготовки. Причем программы профильных дис-циплин и программа профессиональной подготовки были взаимоувя-заны и согласованы на уровнях:
1. МОУ СОШ;
2. Колледж;
3. Предприятие – социальный партнер.
Заинтересованность всех сторон (в том числе и родителей) очевидна. Учащиеся школ кроме аттестата о полном среднем общем образовании приобретают в колледже за два года параллельного обу-чения рабочую профессию. Колледж получает потенциальных студентов с хорошей подготовкой, и главное профессионально мотивированных. Предприятие – начиная со школьной скамьи готовит для себя квалифицированные кадры рабочих, техников (если эти ребята продолжат обучение в колледже) и инженеров (если опять же эти ребята по окончании колледжа продолжат обучение в ВУЗе).
Остается ответь на вопрос «Где здесь инвестиции?).
Ответ. Главный заинтересованный субъект – это предпри-ятие! Именно оно вкладывает средство в реализацию указанной схемы непрерывного профессионального образования. Причем инвестиции могут быть направленны на:
1. Создание в школе учебного центра (компьютерной лаборатории, учебной мастерской) профильного обучения учащихся.
2. Целевое финансирование профильного и профессионального обучения учащихся.
3. Оплату труда учителей школ и преподавателей колледжей, осуществляющих профильное и профессиональное обучение.
4. Целевое финансирование повышение квалификации и стажировки учителей и преподавателей.

Если быть до конца откровенным, то небольшую часть затрат за обучение учащихся названных школ (порядка 25%) взяли на себя ро-дители, но остальное, это инвестиции социальных партнеров наших образовательных учреждений – ООО «Солнечный центр» г. Краснодар и ООО «ТехИнформ» г. Краснодар.
Причем предприятия пошли различными путями.
«Солнечный центр» построил автономную электростанцию на солнечных батареях стоимостью около 280 тыс.руб. Учащиеся школ на этом оборудовании могут изучать элективные курсы по физике и технологии и проходить профессиональное обучение по программе монтажник электронного оборудования.
«ТехИнформ» предоставил свой учебный компьютерный центр в безвозмездное пользование для учащихся школ, выбравших в качестве элективных курсов информационные технологии и финансировал повышение квалификации учителей и преподавателей. Такие затраты составляют порядка 150 тыс.руб. ежегодно.
Таким образом, профильное обучение школьников, объединенное с их профессиональной подготовкой в колледже, позволило привлечь к взаимовыгодному сотрудничеству предприятия региона и получить надежный источник дополнительных средств как для муниципальных образовательных учреждений среднего образования, так и для образовательного учреждения среднего профессионального об-разовани.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1.Прокопов Ф.Т. Партнерство бизнеса и образования. Газета СПП ВО, Выпуск №8.

Читайте также:  Срок окупаемости капиталовложений с учетом дисконтирования это

2. Шохин А.Н. Партнерство государства и бизнеса в образовании.

Сборник докладов 13-го Всероссийского интернет-педсовета

Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.

Источник

Как найти инвестора для школы

Можно ли найти инвестора для строительства школы? Задача непростая, ведь инвестиции, как правило, невозвратные. Однако практика показывает, что и на таких условиях привлечь спонсора вполне реально. Martela EdDesign разбирает три истории создания школ на привлеченные деньги. Эти примеры наглядно показывают плюсы и минусы подобного партнерства.

Высокие покровители: муниципальная школа и частные деньги

В 2010 году развитием школьного образования заинтересовались два видных государственных деятеля: первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов и сенатор от Дагестана, миллиардер Сулейман Керимов. У обоих есть дома в поселке Заречье Одинцовского района Московской области, неподалеку от которых работала

«Зареченская средняя общеобразовательная школа», сданная в эксплуатацию в 1976 году. Школа была муниципальной собственностью и принадлежала Одинцовскому району. Шувалов с Керимовым решили превратить ее в школу будущего.

«Идея была в том, чтобы из старой сельской школы сделать не просто суперсовременную муниципальную школу, а наладить социальный лифт с помощью нее: в школе могли бы учиться и получать самое лучшее образование по мировым стандартам все дети из округи», — пояснил источник, знакомый с проектом.

В 2010 году в Заречье жило 6270 человек, среди которых, помимо Керимова и Шувалова, миллиардеры Михаил Прохоров, Роман Абрамович и другие. С 2010-х в Заречье реализовывались крупные девелоперские проекты, ожидалось, что население поселка вырастет в два-три раза. В 2013 году поселок признан самым дорогим городом Московской области по цене недвижимости, сообщал «Московский комсомолец». Однако прироста населения не случилось: по итогам 2017 года число жителей Заречья снизилось до 5928 человек.

«Ведомости» писали, что в 2010 году Керимов решил выделить на идею $100 млн, а вице-премьер взял строительство школы под свой патронат и лично следил за ходом работ. «У Шувалова в этом проекте была общественно-публичная роль, пояснил источник, знакомый с проектом. — Игорь Иванович — большой общественный деятель в том районе, где он живет, и обустройство пространства — любимая его тема. Он не вкладывал в проект деньги, но поддерживал его с точки зрения координации своим авторитетом: знакомил людей друг с другом, предлагал свое видение».

Проект финансировался из специально созданного в 2010 году благотворительного фонда развития Зареченской школы. «Деньги на реконструкцию перечислял Благотворительный фонд Сулеймана Керимова», — сообщила директор Зареченской школы Ирина Коротеева. — Фонд школы был создан по инициативе Керимова, а, вернее, его супруги: они хотели поделиться с детьми Заречья своими возможностями».

К декабрю 2010 года уже было вложено 180 млн руб., 25 млн руб из них потрачено на полный ремонт существующего здания школы, писали Ведомости. Согласно отчетности фонда, в 2014 году его основные средства составляли 2 346 017 000 рублей, в долларах по среднему курсу 2014 года это примерно $62 млн. Данных за 2015 год нет.

Реконструкцию закончили в 2015 году. Были возведены четыре новых корпуса. Новая школа, похожая на здание МИДа (витражные окна высотой с первого до третьего этажа, колонны), приняла около 900 учащихся, ее проектная мощность составляет 1100 человек. «У нас учатся обычные дети, которые проживают на закрепленной за учреждением территории: наш поселок и еще четыре ближайшие деревни, — рассказывает Ирина Коротеева. — Обучение бесплатное».

После реконструкции в школе появилось два бассейна, четыре спортивных зала, ледовая арена, где сейчас размещается школа фигурного катания Ирины Слуцкой, оборудованные учебные классы и аудитории, концертный зал, клуб «Что? Где? Когда?», тир, библиотека и медиатека.

Сейчас покровители школы, ставшей в 2012 году автономным учреждением, в ее судьбе участия не принимают. Фонд развития Зареченской школы находится в стадии ликвидации. Керимов официально посетил школу в феврале 2017 года, когда губернатор Московской области Андрей Воробьев награждал его орденом первой степени за заслуги перед Московской областью. «После того, как президент Владимир Путин поручил Шувалову стать куратором от правительства масштабного проекта Научно-технологической долины МГУ, он сосредоточился на этом проекте», — пояснил источник, знакомый с ситуацией.

Частная школа, благотворители и бюджет

В апреле 2016 года большая компания москвичей во главе с миллиардером, основателем благотворительного «Рыбаков фонда» Игорем Рыбаковым и директором фонда бизнесменом Оскаром Хартманом появились в коридоре волгоградской общеобразовательной школы «Поколение». Люди из делегации посетили несколько уроков, пообщались с педагогами, погоняли в футбол детьми, а в конце дня внезапно приняли решение учредить для школы «Поколение» Фонд целевого капитала.

Рыбаков с Хартманом оказались в волгоградской школе почти случайно. Благотворители приехали в город с визитом к своему приятелю, местному бизнесмену Александру Малашкину, который в рамках экскурсии по социально значимым местам Волгограда предложил посетить «Поколение». В этой школе у бизнесмена учатся дети.

«После экскурсии по школе у нас было небольшое с чаепитие с Игорем и Оскаром. Они задавали довольно острые вопросы, например, как сильно мы зависим от родителей учеников, можем ли отчислить школьника, нарушающего принципы школы или принять талантливого ученика, не смотря на финансовые возможности его родителей, — вспоминает один из соучредителей и директор школы Михаил Сукиасян. – Конечно, для таких решений нужно иметь солидную финансовую базу, основу финансовой независимости. Оскар привел в пример известные европейские школы с эндаумент-фондами. Их наличие — важнейший фактор процветания и независимости этих школ, сказал он. А Игорь Рыбаков предложил отработать на примере нашей школы такую практику в России и сформировать фонд целевого капитала».

Читайте также:  Rx560 4gb майнинг ravencoin

«В фонд было вложено 3 млн рублей – это минимальная сумма для создания эндаумент-фонда в России. Деньги, направленные на формирование целевого капитала, размещаются на депозитных счетах, а сам целевой капитал неприкосновенен — школа получает лишь доходы от инвестирования», пояснила помощник вице-президента образовательных программ «Рыбаков фонда» Елена Савина.

Фонд целевого капитала общеобразовательной школы «Рыбаков Фонд» сформировал впервые. Почему была выбрана школа «Поколение»? Решение благотворителей хоть и неожиданное, но объяснимое, считает соучредитель и исполнительный директор «Поколения» Александра Сукиасян.

«Сами по себе мы — очень активная школа, всегда стремились самостоятельно зарабатывать. Открывшись в 2005 году на базе старой муниципальной школы, находившейся в аварийном состоянии и взятой в аренду у города, мы отреставрировали ее. Потратили 22 млн рублей, часть из которых было кредитными деньгами, и стали прибыльной школой, — рассказала Александра Сукиасян. — Думаю, Рыбаков и Хартман увидели в нас тот тип управленцев, который им близок: социально ориентированных и нацеленных на результат».

Сейчас «Поколение» функционирует как образовательный комплекс, рассчитанный на 350 человек (детский сад, общеобразовательная школа, школьный университет, федеральный центр подготовки к ЕГЭ и ОГЭ и семейный клуб «Облако»). Однако в планах – новая стройка.

«У нас давно была необходимость расшириться, — пояснил Михаил Сукиасян. — А рядом с нами как раз находится муниципальное учреждение — детская-юношеская спортивная школа по волейболу. Здание у них старое и ветхое, хотя потребность в развитии волейбола в городе есть». На базе этого соседства родился договор о муниципально-частном партнерстве между учредителями «Поколения» и мэрией в рамках которого, пожалуй, впервые в России школа выступит инвестором.

Муниципалитет передаст «Поколению» территорию ДЮСШ вместе с имуществом (стоимостью около 5 млн рублей), а взамен владельцы школы обязуются построить Спортивный комплекс на 850 кв.м. Аварийное здание ДЮСШ будет снесено, а на его месте появится «Центр дополнительного образования» «Поколения» на 1500 кв.м, ходить куда смогут не только ученики школы, но и детишки из соседних дворов, рассказала Александра Сукиасян.

Вложения «Поколения» составят более 40 млн рублей: по 20 млн на каждый из возводимых объектов. Откуда школа возьмет эти деньги? «Конечно, придется прибегнуть к кредитным ресурсам, но мы готовы к таким масштабам затратам, — утверждает Михаил Сукиасян. — Комплекс «Поколение» достаточно успешен и в финансовом смысле». «Мы будем использовать все возможности, которые предоставляют банки, фонды поддержки, Агентство стратегических инициатив и другие крупные игроки социальному бизнесу, а также будем искать инвесторов, с которыми сможем разделить затраты», — добавила Александра Сукиасян. Кроме того, деньги, потраченные на строительство Спорткомплекса, мэрия планирует частично вернуть инвестору в виде субсидии к 2021 году.

Источник

Школа для инвестора. Как привлечь частные средства в сферу образования

Вот уже четверть века мы сокрушаемся по поводу недофинансирования российского образования, которое сейчас, по оценкам экспертов, получает лишь 30% от необходимого.

Школы, где дети учатся в три смены и сидят за ветхими партами — это неприемлемо для страны, которая претендует на статус инновационной державы. Впрочем, бюджетных денег на образование не хватает ни в одной стране мира, поэтому без привлечения средств частных инвесторов злободневные задачи развития страны не решить.

Частные инвестиции в сферу образования, согласно отчету Росстата, снижаются на протяжении последних трех лет. В 2014 году в нее было вложено 242 млрд рублей, а в 2016 году — только 210 млрд рублей, которые составляют всего лишь 1,4% от общего объема частных инвестиций.

Очевидно, что для коммерческого сектора эта отрасль занимает одно из последних мест по привлекательности. Это вполне объяснимо — норм и правил инвестирования в эту сферу не существует, гарантий возврата средств нет, контроль за расходованием денег довольно слабый. При этом в России сейчас есть все возможности для создания эффективной системы привлечения частных средств для нужд образовательных учреждений. С помощью этих денег мы можем решить самые насущные проблемы нашей образовательной системы.

Инвестиции в развитие

В 2016 году официально вступили в силу «Цели устойчивого развития» (ЦУР), которые были приняты на Генеральной ассамблее ООН как план действий для всего человечества на ближайшие 15 лет. Создатели этой программы определили 17 целей, к достижению которых необходимо стремиться. На четвертое место эксперты ООН поставили вопрос получения «всеохватного и справедливого качественного образования».

Читайте также:  Swipe криптовалюта перспективы развития

Победить безграмотность и обеспечить всем людям доступ к качественному образованию невозможно только усилиями отдельных государств — необходимо глобальное объединение ресурсов наций и крупнейших компаний. И в ООН придумали способ, как это сделать, разработав механизм стимулирования инвестиций в ЦУР.

Сегодня любая крупная компания, которая хочет стать глобальной и выйти на международные рынки, должна учитывать в своей работе ЦУР и делать свой вклад в их достижение. Теперь инвестиции в цели устойчивого развития — это своего рода входной билет в клуб глобальных игроков. Такова политика всех государств, одобривших программу ООН.

В России все больше крупных компаний («Роснефть», «Газпром», «Лукойл», «Росатом» и т.д.) запускают инвестиционные проекты, которые направлены на достижение ЦУР. Это вопрос не только репутации, но и эффективности бизнеса. При получении крупных контрактов, оценке надежности партнера, проведении IPO теперь учитывается, следует ли компания ЦУР.

Однако пока сохраняются некоторые сложности в сфере инвестиций в образование.

Полоса препятствий

Основные проблемы, как это часто бывает, сосредоточены в законодательной сфере. Дело в том, что отдельные положения закона «Об образовании» не согласуются с другими нормативными актами — например, с законом о государственно-частном партнерстве (ГЧП). Закон о ГЧП просто невозможно применить в системе образования.

В результате возникает парадоксальная ситуация: в крупных городах существует проблема нехватки школ. В Самарской области есть школы, в которых одновременно учатся 14 первых классов в три смены. В одном из районов Улан-Уде, где живет 200 000 человек, нет ни одного образовательного учреждения. Власти пытаются, конечно, решить эти вопросы. Но построить одну школу стоит в среднем 1 млрд рублей. А их нужны сотни.

Здесь бы и мог помочь крупный бизнес — компании международного уровня могут выделить в качестве инвестиций деньги на строительство школ при условии их постепенного возврата на протяжении 10-15 лет. Это можно делать за счет внесения средств в уставной капитал школы. Но, увы, как мы уже было сказано, это не предусмотрено законом о государственно-частном партнерстве.

Устранения только этого барьера, впрочем, недостаточно для увеличения инвестиционной привлекательности сферы образования. Каждый бизнесмен хочет быть уверенным в возврате своих вложений. При существующем порядке финансирования учебных учреждений гарантировать это довольно сложно.

Дело в том, что сейчас в образовании действует институт подушевого финансирования. Сам по себе этот механизм разумный и эффективный: чем выше качество образовательных услуг, тем больше детей в школе, и тем больше ее финансирование. Однако в таком виде система работает только в Москве. В регионах же она действует только на бумаге.

А все потому, что на уровне муниципалитетов происходит «самостийное» перераспределение средств, утвержденных финансовым нормативом. В результате механизм в изначальном виде просто не работает. А значит, бизнесмены, которые хотели бы вложить средства в финансирование образовательных учреждений, не смогут оценить эффективность своих инвестиций.

Простые решения

Выход здесь простой: оставить лишь ограниченное число возможностей для увеличения финансирования на одного человека. Например, если ребенок имеет ограничения по здоровью или особенности психофизического развития, конечно, может применяться поправочный коэффициент. В других случаях за каждым учеником должен быть закреплен определенный бюджет.

Эти коэффициенты должны определяться на региональном уровне. И муниципалитеты должны быть лишены возможности нарушать принципы «подушевого» финансирования. Тогда чиновники и педагоги будут заинтересованы в повышении качества образования.

Кроме этого, необходимо внедрить эффективные механизмы распределения денег и контроля за выделяемыми средствами. Здесь опять же не обойтись без тонкой настройки законодательства.

Ключевая проблема в этой сфере возникает от несогласованности двух законов — «Об образовании» и «О местном самоуправлении». Сейчас в России работает более 40 000 школ, учредителями большинства из них являются муниципалитеты. Создается ситуация двоевластия: устанавливает стандарты и определяет учебные программы Минобрнауки, региональное министерство образования выделяет деньги, а муниципалитеты, как учредители школ, перераспределяют их по своему усмотрению.

Получается, что региональное министерство образования, отдавая деньги, не контролирует, как они расходуются, поэтому чиновники на местах могут принимать подчас странные решения.

Например, в одной из дагестанских школ муниципалитет выделил средства на образовательное оборудование — как оказалось, к таковому были причислены алюминиевые ступеньки для лестницы в бассейне. Думаю, что это самый безобидный пример вольного расходования средств. Для решения этой проблемы необходимо снова наделить региональные департаменты образования правом распределения и контроля средств, сделав их учредителями школ.

Все эти меры направлены на то, чтобы изменить сам подход к привлечению и расходованию средств в системе образования. Они позволят перейти от традиционной модели расходования денег к инвестиционной. По нашим подсчетам, таким образом можно привлечь дополнительно от крупного и среднего бизнеса до 200 млрд рублей инвестиций в строительство, оснащение, переоснащение школ, центров дополнительного школьного среднего и профессионального образования, центров подготовки и переподготовки кадров для этих структур.

Источник

Оцените статью