Привлечение инвестиций для развития социально экономических

Привлечение инвестиций для развития социально экономических

Библиографическая ссылка на статью:
Журавлева К.А. Роль инвестиций в социально-экономическом развитии муниципального образования // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/11/25320 (дата обращения: 31.05.2021).

Реализация планов социально-экономического развития муниципальных образований, а также отдельных целевых программ требует привлечения инвестиций. Муниципальная власть заинтересована в создании условий для привлечения и удержания инвестиций на своей территории. Целенаправленная деятельность органов местного самоуправления по привлечению и наиболее эффективному использованию средств, вкладываемых на территории муниципального образования, составляет суть муниципальной инвестиционной политики.

Акцентируя внимание на проблематике инвестиционного обеспечения устойчивого роста российской экономики можно сказать о том, что муниципальные образования выступают фокусы территориального социально-экономического развития, концентрирующие субъекты инновационно-инвестиционной активности и локализующие соответствующие финансово-инвестиционные ресурсы [2, с. 5].

Под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимаются организующие действия органов местного самоуправления по созданию на подведомственной территории такого взаимосвязанного сочетания производств и видов деятельности, которое обеспечивает усиление конкурентных преимуществ и улучшение финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов, рост количества, ассортимента и качества предоставляемых на территории муниципального образования экономических благ, увеличение реальных доходов населения, что, в итоге, будет способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей жителей местного сообщества.

Для обеспечения комплексного социально-экономического развития муниципального образования требуется рост инвестиций в его экономику и, в первую очередь, в инфраструктуру, разработка мер самой администрацией для привлечения и удержания инвестиций, усиление влияния инвестиций на улучшение условий жизнедеятельности населения и конкурентного положения и финансовых результатов хозяйствующих субъектов муниципального образования.

Особый характер субъекта управления – органы местного самоуправления и особый характер объекта управления – инвестиционная деятельность хозяйствующих субъектов и инвестиций, осуществляемые за счет средств местного бюджета, определяют особенности управления инвестиционными процессами органами местного самоуправления, к которым относятся:

— необходимость ориентации управления инвестиционными процессами на комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

— способность к самоорганизации, которая в наибольшей степени присуща инвестиционной деятельности в крупных и крупнейших городах;

— особое место органов местного самоуправления в системе управления инвестициями в государстве, заключающееся в одновременном равенстве органов местного самоуправления с другими участниками инвестиционной деятельности в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, и установлении органами местного самоуправления как носителей публично-властных отношений общеобязательных правил в инвестиционной деятельности на территории муниципального образования и контроле за их соблюдением [1, с. 129].

Эти особенности оказывают непосредственное влияние на методы управления инвестициями, которые классифицируются по трем основным группам:

— экономические методы (регулирующие методы, методы прямого участия);

Содержание управления инвестициями органами местного самоуправления определяется принципами – коренными началами и научными идеями, лежащими в основе деятельности соответствующей организации, обусловленные природой местного самоуправления и условиями его осуществления. Среди них:

— комплексность социально-экономического развития муниципального образования, которая означает, что управление инвестициями со стороны органов местного самоуправления должно быть ориентировано, прежде всего, на комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, и это должно находить отражение в стратегии развития;

— единоначалие в координации действий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования и управления инвестиционными процессами;

— наличие первого должностного лица в структуре органа местного самоуправления, ответственного за весь блок вопросов, связанных с развитием и управлением инвестициями и способного определять приоритетность оперативных и стратегических проблем развития муниципального образования;

— согласованность муниципальных правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность в пространстве муниципального образования как между собой, так и с федеральными и региональными нормативно-правовыми актами по вопросам организации местного самоуправления и управления инвестиционными процессами;

— резонансность мероприятий по управлению инвестициями, который предполагает, что приоритетными представляются точечные инвестиции и регулирующие инвестиционную деятельность воздействия, находящие резонанс в самоорганизующееся системе, каковой и является по существу муниципальное образование. Важен не столько масштаб проводимых органами местного самоуправления мероприятий, а сколько многократно усиленный самой системой социально-экономический эффект от них;

— учет вектора саморазвития экономики муниципального образования, означающий, что действия органов местного самоуправления по управлению инвестиционными процессами должны поддерживать процессы самоорганизации и саморазвития экономики муниципального образования, за исключением случаев, когда они не отвечают стратегии социально-экономического развития муниципального образования [3, с. 81].

Читайте также:  Финансовая структура центра инвестиций

Таким образом, привлечение инвестиций в экономику муниципального образования является одной из наиболее важных задач, решение которой позволит достичь динамичного социально-экономического развития территории. Инвестиционная политика муниципального образования напрямую зависит от политики необходима теснейшая взаимосвязь между региональной и муниципальной инвестиционной политикой. Политика региональных, муниципальных органов власти и деятельность бизнес-структур существенно влияют на уровень инвестицион­ной активности и темпы экономического роста территорий.

Библиографический список

  1. Ветров, Г.Ю. Управление муниципальным экономическим развитием / Г.Ю. Ветров. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2006. – 426 с.
  2. Игонина, Л.Л. Инвестиции: Учеб. пособие / под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. – М.: Экономист, 2003. – 478 с.
  3. Колчина, О.А. Разработка методики оценки инвестиционного климата муниципального образования / О.А Колчина // Муниципальная власть. – 2006. –№3.

Количество просмотров публикации: Please wait

Источник

Привлечение инвестиций для развития социально экономических

Одной из важнейших задач Минэкономразвития России является содействие привлечению инвестиций в российскую экономику.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан и реализуется План действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в валовом внутреннем продукте, а также по созданию условий для их привлечения.

Актуальность задачи обусловлена необходимостью технологической модернизации производств, разработки инновационной и конкурентоспособной на мировом рынке продукции, увеличения несырьевого неэнергетического экспорта. Привлечение инвестиций также направлено на получение новых технологий и результатов НИОКР (участие в совместных НИОКР, получение прав на ключевые результаты интеллектуальной деятельности и создание собственных результатов интеллектуальной деятельности), получение доступа на зарубежные рынки, создание новых высокотехнологичных рабочих мест и повышение квалификации персонала. Результатом реализации задачи привлечения инвестиций является создание и модернизация отечественных производств, встроенных в цепочки добавленной стоимости на мировом рынке и имеющих научно-технический задел для проведения НИОКР.

Особое внимание уделяется созданию прозрачных условий для бизнеса (в части создания условий для честной конкуренции, прав собственности, стабильности финансово-банковской системы, отсутствия административных барьеров, справедливого антимонопольного регулирования), проводится работа по созданию и поддержанию положительного имиджа Российской Федерации (в том числе в сфере промышленности и инфраструктуры), популяризации информации как о российских перспективных инвестиционных проектах, так и о реализуемых на территории Российской Федерации мерах, направленных на стимулирование реализации инвестиционных проектов по созданию новых высокотехнологических производств конкурентоспособной на мировых рынках продукции.

Источник

7.5. Привлечение инвестиций в социально-экономическое развитие муниципального образования

Реализация планов социально-экономического развития муниципальных обра­зований, а также отдельных целевых программ требует привлечения инвести­ций.

Под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имуще­ство и права, имеющие денежную оценку и вкладываемые в целях получения прибы­ли или иного полезного эффекта. Под инвестиционной деятельностью понимаются вложение средств (инвестирование) и практические действия по их использованию.

Законодательную базу инвестиционной деятельности в РФ составляют феде­ральные законы: «О бюджете развития РФ», «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», «Об иностранных инве­стициях в РФ».

Различают два вида инвестиций — инвестиции в форме капитальных вложений, обеспечивающие воспроизводство основных средств, и портфельные инвестиции (приобретение ценных бумаг), обеспечивающие воспроизводство финансовых средств. Для муниципальных образований основную роль играют капитальные вложения — затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и тех­ническое перевооружение действующих объектов, приобретение оборудования, проектно-изыскательские работы и т. д.

Условия и предпосылки привлечения инвестиций на территорию муниципального образования

Для привлечения инвестиций на территорию муниципального образования необхо­димы как объективные, так и субъективные условия и предпосылки.

Инвестиционный потенциал территории складывается из ряда факторов (рис. 7.5.1)

Рис. 7.5.1. Инвестиционный потенциал территории муниципального образования

Инвесторы всегда тщательно изучают инвестиционный потенциал террито­рии, но прежде всего его должна хорошо изучить и представлять инвесторам сама муниципальная власть. Для этого она должна знать, в каком направлении будет развиваться экономика муниципального образования, т. е. иметь стратегический план развития, который можно продемонстрировать инвесторам.

Субъективные условия и предпосылки привлечения инвестиций на террито­рию муниципального образования связаны с регулирующей деятельностью орга­нов местного самоуправления. Здесь могут иметь место две ситуации.

В первом случае, когда в качестве инвесторов выступают организации немуни­ципальной формы собственности, роль органов местного самоуправления сво­дится к созданию благоприятных условий для инвестиционной деятельности. Это предполагает:

♦ исследование инвестиционного потенциала территории муниципального обра­зования и представление его результатов потенциальным инвесторам или маркетинг территории (подробнее об этом см. ниже);

♦ выделение земельных участков для строительства, обеспечение возмож­ности подключения к инженерным и транспортным коммуникациям;

♦ экспертиза и согласование проектной документации на строительство с точ­ки зрения интересов местного сообщества;

♦ установление льгот по уплате местных налогов, льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

♦ защиту интересов инвесторов;

♦ расширение использования средств населения и иных внебюджетных источни­ков для финансирования жилищного и социально-культурного строительства.

Во втором случае органы местного самоуправления напрямую участвуют в ин­вестиционной деятельности. Наряду с перечисленными мерами по созданию бла­гоприятных условий для инвестирования, такое участие предполагает:

♦ использование средств местных бюджетов для полного или частичного фи­нансирования инвестиционных проектов;

♦ разработку и утверждение инвестиционных проектов, осуществляемых за счет или с участием бюджетных средств;

♦ привлечение для инвестиционной деятельности кредитных ресурсов путем выпуска муниципальных займов (подробнее об этом см. ниже);

♦ проведение конкурсов исполнителей, экспертизы и отбора инвестиционных проектов.

Контроль над целевым и эффективным использованием средств местных бюд­жетов, направляемых на капитальные вложения, осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Важным направлением инвестиционной политики органов местного самоуп­равления является работа по включению инвестиционных проектов, важных для жизнеобеспечения муниципального образования, в федеральные и региональные инвестиционные программы. Эта работа особенно актуальна для таких сфер, как снос ветхого жилья, коммунальная энергетика, социальная сфера и т. п. Как пра­вило, мероприятия федеральных и региональных программ финансируются из бюджетов нескольких уровней на основе долевого участия. При участии органов местного самоуправления в финансировании инвестиционных проектов на уров­не всей страны или субъектов РФ их разработка и утверждение согласовываются с органами местного самоуправления.

Маркетинг территории муниципального образования

Под маркетингом территории понимается деятельность органов местного са­моуправления, направленная на создание, развитие, эффективное продвижение и использование конкурентных преимуществ территории в интересах привлече­ния внутренних и внешних инвесторов.

В СССР вопросы размещения инвестиционных объектов решались централи­зованно, на уровне Госплана. В условиях рыночной экономики этот процесс носит стихийный характер и его результат во многом зависит от случайных факторов.

В основе маркетинга территории муниципального образования, согласно ми­ровой практике маркетинга, лежат четыре компонента: продукт, цена, позицио­нирование, продвижение (рис. 7.5.2):

Рис. 7.5.2. Компоненты маркетинга территории муниципального образования

Применение этого подхода к муниципальному маркетингу характеризуется следующим.

Маркетинговым продуктом в муниципальном образовании является его инве­стиционный потенциал.

Цена продукта (инвестиционного потенциала территории) определяется с учетом того, что в стоимости каждого инвестиционного проекта есть две составляющих: одна зависит от технологических характеристик самого объекта строительства, другая — от условий его размещения. Именно вторая составляющая определяется условия­ми конкретного муниципального образования. Она включает в себя: транспорт­ные расходы, расходы, связанные с выбором и подготовкой площадки, стоимость местных строительных материалов, стоимость и время оформления необходимых документов, доступность и своевременность получения достоверной информа­ции. Как производитель любого товара ищет пути снижения его себестоимо­сти, так и муниципальная власть должна искать пути снижения расходов воз­можных инвесторов, связанных с использованием территории.

Позиционирование маркетингового продукта. Для потенциальных инвесторов важно знать, какие товары или услуги выгоднее всего производить на той или иной территории.

Продвижение маркетингового продукта. Для муниципального маркетинга это означает проведение грамотной рекламной кампании, чтобы как можно лучше использовать имеющиеся возможности в целях привлечения инвесторов. С этой целью необходимо определить каналы продвижения информации, разработать формы и объемы доносимой информации, определить степень ее воздействия на инвесторов и вносить в свои действия своевременные изменения.

Одним из направлений привлечения инвесторов могут стать объекты незавер­шенного строительства. В этом случае необходима полная инвентаризация таких объектов, оценка степени строительной готовности, возможностей их перепрофи­лирования с учетом стратегических целей развития муниципального образования.

Другое возможное направление — высвобождающиеся в результате сокраще­ния производства здания цехов и промышленных предприятий с транспортными подходами и инженерной инфраструктурой. И здесь муниципальной власти не­обходимы четкий перечень и технические характеристики таких зданий, а также соглашения с их собственниками о возможном размещении новых производств по инвестиционным проектам.

Третье возможное направление привлечения инвесторов — использование ноу-хау мирового уровня. Такие разработки и технологии имеются в ряде муни­ципальных образований с развитым научным потенциалом. Крайне важно знать об имеющихся разработках, провести их соответствующую экспертизу, осуще­ствить рекламу.

Для реализации целей муниципального маркетинга необходим ряд условий (рис. 7.5.3).

Рис. 7.5.3. Условия реализации целей маркетинга территории муниципального

образования

Случаи, когда внешний инвестор полностью финансирует инвестиционный про­ект, достаточно редки.

Основным способом привлечения финансовых ресурсов для инвестирования подобных программных мероприятий являются муниципальные займы. Феде­ральный закон 2003 г. предоставляет муниципальным образованиям право на привлечение заемных средств, в т. ч. за счет выпуска ценных бумаг, в порядке, ус­тановленном представительным органом муниципального образования в соот­ветствии с действующим законодательством.

Специфика муниципальных займов состоит в том, что их цель — решение мест­ных проблем — существенно отличается от целей других эмитентов. Основные держатели муниципальных облигаций и жилищных сертификатов (жители му­ниципального образования, а также расположенные на его территории предпри­ятия и учреждения) заинтересованы именно в решении проблем, ради которых выпускаются займы, а не в получении дивидендов по займу. Они должны быть готовы получить всю или часть своей выгоды иным, не денежным способом, а, на­пример, квартирами или объектами муниципальной инфраструктуры, которыми они в дальнейшем будут пользоваться. Муниципальный заем в этом смысле ма­лопривлекателен для внешних инвесторов.

Алгоритм выпуска муниципального займа включает ряд этапов (рис. 7.5.4).

Рис. 7.5.4. Алгоритм выпуска муниципального займа

Для организации размещения займа привлекается специальная организация или банк. После размещения муниципальных облигаций не менее сложными процедура­ми являются управление займом в процессе его исполнения, обеспечение координа­ции взаимодействия участников займа, мониторинг, своевременное предотвраще­ние рисков. От уровня выполнения этой работы будет зависеть конечный результат.

Отбор инвестиционных проектов

С вопросом привлечения средств тесно связан вопрос отбора наиболее эффек­тивных инвестиционных предложений. Если инвестор сам исполняет свой проект, та­кой проблемы не возникает. Однако когда инвесторов много, в роли распорядите­ля средствами муниципального бюджета, включая заемные средства, выступает местная администрация.

Порядок размещения на’конкурсной основе средств местных бюджетов и заем­ных средств для финансирования инвестиционных проектов утверждается пред­ставительным органом муниципального образования. При участии органов местно­го самоуправления в финансировании инвестиционных проектов, осуществляемых федеральными органами государственной власти и субъектами РФ, их разработ­ка и утверждение осуществляются по согласованию с органами местного самоуп­равления. Последние гарантируют всем субъектам инвестиционной деятельно­сти равные права при осуществлении инвестиционной деятельности и гласность при обсуждении инвестиционных проектов. Однако, выбирая исполнителей, му­ниципальная власть должна учитывать определенные требования к инвесторам, претендующим на получение муниципальных инвестиций, и к победителям кон­курсов инвестиционных проектов (рис. 7.5.5).

Рис. 7.5.5. Требования к инвесторам

Бизнес-планы претендентов на реализацию проекта должны быть подвергну­ты всесторонней экспертизе, по результатам которой принимается решение о до­пуске проекта к конкурсу на получение муниципальных инвестиций. Конкурс проводится после проведения экспертизы. С его победителем заключается дого­вор о предоставлении заемных средств на возвратной и платной основах. Возврат и уплата процентов за полученные бюджетные средства должны иметь надлежа­щее обеспечение. В качестве его могут выступать: залог ликвидного имущества, гарантия банка, поручительство третьих лиц, обладающих необходимыми денеж­ными средствами или ликвидным имуществом.

Бизнес-план заемщика по реализации инвестиционного проекта прилагается к договору и подписывается обеими сторонами. Финансирование инвестицион­ных проектов начинается после официального решения о включении их в пере­чень муниципальных инвестиционных программ.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое инвестиционный потенциал территории муниципального обра­зования?

2. В чем состоят объективные и субъективные условия и предпосылки для при­влечения инвестиций на территорию муниципального образования?

3. Что такое маркетинг территории муниципального образования?

4. Каковы основные компоненты маркетинга территории?

5. Какую роль в привлечении инвестиций на территорию муниципального об­разования могут играть муниципальные займы?

6. Каков порядок (алгоритм) выпуска муниципального займа?

7. Каковы критерии отбора инвестиционных проектов органами местного са­моуправления?

Источник

Читайте также:  Binance mining pool calculator
Оцените статью