- Анализ опыта стран СНГ в привлечении иностранных инвестиций
- Выявление и анализ основных проблем развития экономических отношений России со странами СНГ. Разработка и обоснование оптимальных путей и механизмов региональной интеграции с учетом специфики проведения рыночных реформ в России и странах содружества.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Анализ опыта стран СНГ в привлечении иностранных инвестиций
Выявление и анализ основных проблем развития экономических отношений России со странами СНГ. Разработка и обоснование оптимальных путей и механизмов региональной интеграции с учетом специфики проведения рыночных реформ в России и странах содружества.
Рубрика | Международные отношения и мировая экономика |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 26.03.2012 |
Размер файла | 54,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки РФ
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сибирский государственный Аэрокосмический Университет им. ак. М.Ф. Решетнева»
По дисциплине «Иностранные инвестиции»
«Анализ опыта стран СНГ в привлечении иностранных инвестиций»
Студент группы ФКЗУ-91/5
Прямые иностранные инвестиции в страны СНГ
Условия и проблемы привлечения прямые иностранных инвестиций
Основные инвестиционные проекты стран СНГ и России
Инвестиционное сотрудничество между Москвой и государствами-участниками СНГ
Инвестиции в переходной экономике стран СНГ в РФ
Прямые иностранные инвестиции в странах СНГ. Современные проблемы
Список используемой литературы
В современных условиях и на перспективу динамичное развитие экономических отношений России со странами СНГ приобретает особую значимость, определяя в немалой степени ее геостратегические позиции на постсоветском и евразийском пространстве, а также в глобализирующемся мире в целом. Отношения эти претерпели существенные метаморфозы с момента распада СССР. Сложившаяся непростая ситуация требует долгосрочных политических и экономических решений и, в первую очередь, должного теоретического осмысления реальных перспектив содружества как такового, так и отношений с отдельными его членами. Следует разработать, в частности, комплексную стратегию развития экономических отношений России со странами СНГ, на основании которой стало бы возможным принимать обоснованные решения по широкому спектру вопросов их экономического взаимодействия.
Отношения России, с республиками бывшего СССР (за исключением прибалтийских государств) в настоящее время оформлены в рамках Содружества Независимых Государств. Однако проблема состоит в том, что СНГ представляет собой скороспелое юридически неясное образование, рассчитанное, прежде всего на развод, а не сплочение его членов общей целью, потому что ни в одном из документов СНГ не содержится конкретных определений статуса и сферы компетенции этого регионального объединения. Таким образом, ближайшие задачи России и заинтересованных партнеров из СНГ состоят в отработке эффективных организационно-правовых и экономических механизмов действенной региональной интеграции, функционирующей на равноправной взаимовыгодной основе. Центральной задачей реформирования внешнеэкономических связей России со странами СНГ становится формирование организационно-экономических основ нового интеграционного объединения, принципов и механизмов двустороннего и многостороннего сотрудничества, что прямо вытекает из итогов последнего саммита СНГ.
Степень разработанности темы. В российской и зарубежной экономической литературе существует значительное число публикаций, посвященных различным аспектам региональной интеграции, включая вопросы взаимодействия России и других стран СНГ в развитии экономических отношений. После распада СССР в российской экономической литературе проблематика региональной интеграции получила масштабное звучание. В то же время отдельные вопросы комплексных аналитических исследований, посвященных рассмотрению современной системы внешнеэкономических связей России со странами СНГ, нуждаются в более глубокой научной проработке, особенно с учетом последних обстоятельств в ее отношениях с рядом этих стран.
Все это и предопределило выбор темы настоящего исследования, его цель и задачи.
Цель исследования состоит в выявлении и анализе основных проблем развития экономических отношений России со странами СНГ, обосновании оптимальных путей и механизмов региональной интеграции с учетом специфики проведения рыночных реформ в России и странах СНГ.
Для достижения этих целей в курсовой поставлены следующие конкретные задачи:
— проанализировать взаимосвязь и взаимовлияние рыночных преобразований во внутрихозяйственной и внешнеэкономической сферах в России и других странах СНГ;
— наметить основополагающие направления и пути совершенствования экономических отношений России со странами СНГ, способствующие созданию жизнеспособного регионального интеграционного объединения;
— определить основные тенденции развития внешнеэкономических связей России со странами СНГ, в частности, внешнеторговых взаимоотношений в рамках СНГ;
— выявить основные направления экономической политики России в отношении стран СНГ;
— проанализировать организационно-правовые предпосылки укрепления интеграционных процессов в рамках СНГ, в частности, роль таможенного союза в расширении взаимной торговли;
— наметить основные проблемы и направления дальнейшего совершенствования Экономического союза стран СНГ, в том числе связанные с предполагаемым формированием Платежного союза. Объект исследования — экономические отношения России со странами СНГ. Предметом исследования являются проблемы развития экономических отношений России со странами СНГ и пути дальнейшей координации взаимных интеграционных усилий, формирование более совершенного механизма экономического взаимодействия в рамках Содружества в предстоящий период и на перспективу.
Прямые иностранные инвестиции в страны СНГ
экономический региональная интеграция рыночная
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ), считаются наиболее важными для стран с переходной экономикой. Компенсируя дефицит внутренних сбережений, эти инвестиции по самой своей природе предполагают создание новых предприятий, либо коренную реструктуризацию и расширение существующих компаний и тем самым в наибольшей степени способствуют экономическому росту. В реальной жизни они чаще всего представляют собой вложения в акции экспортно-ориентированных предприятий, что также приносит определенные выгоды странам-реципиентам за счет увеличения их валютных поступлений. Важны ПИИ и как источник новых технологий и навыков управления. Классификация стран Содружества. При анализе притока ПИИ в страны СНГ можно разделить эти государства на три ключевые группы. Прямые иностранные инвестиции и инвестиционный климат в странах СНГ глазами зарубежных экспертов, Прежде всего, выделяется группа стран — экспортеров энергоресурсов (Азербайджан, Казахстан, Россия и Туркменистан). ПИИ в них отличаются от капиталовложений в другие государства Содружества, поскольку направляются в основном в топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Мотивация таких инвестиций иная, чем мотивация капиталовложений в другие сектора экономики — здесь на первый план выходят специфические для данной отрасли факторы: размер, качество и географическое расположение ресурсов. Кроме того, налоговый режим в добывающих секторах часто заметно отличается от среднего по экономике. В то же время опыт России и Казахстана показывает, что даже в такой специфической сфере капиталовложений, как ТЭК, общий инвестиционный климат (законодательное обеспечение, прозрачность и качество корпоративного управления) заметно влияет на принятие инвестиционных решений.
В 2008 г. иностранные инвестиции Азербайджана сократились на 16,3% и составили 2,777 млрд. долл. или 24,5 % всех инвестиций. Великобритания инвестировала в экономику Азербайджана 1274,2 млн. долл. или 45,9% всех инвестиций (-12,2%). Инвестиции из США сократились на 29,5% — до 541,1 млн. долл., Япония инвестировала 276,7 млн. долл. (-31,4%), Турция — 183,9 млн. долл. (-7,5%), Норвегия — 173,2 млн. долл. (-31,5%), Россия — 12,4 млн. долл. (рост в 6,8 раза). Иностранные инвестиции в Азербайджан составили 2,777 млрд. долл., За три квартала 2009 года в экономику Азербайджана вложено $3 млрд. 627 млн. иностранных инвестиций, что на $1 млрд. 780 млн. меньше чем за соответствующий период прошлого года. Отмечу, что за три квартала 2008 года объем иностранных инвестиций составлял $5 млрд. 407 млн., причем с приростом на 4,8%. Там же Рост притока ПИИ в Республику Казахстан за 2008 г. составил 7,3 % (19,8 млрд. долл.) по отношению к предыдущему году. При этом за 2007 год по отношению к 2006 г. (10,6 млрд. долл.) рост составил 73% (18,5 млрд. долл.). За 2008 год валовой отток ПИИ составил 4,24 млрд. долл., что выше уровня 2007 года на 60,9 % (2,64 млрд. долл.).Исполнительный комитет СНГ (Обзор торговой политики Республики Казахстан), 2008 г. В структуре валового притока иностранных прямых инвестиций по странам в отчетном периоде доминировали Нидерланды (22,0% от валовых поступлений ПИИ), США (10,4%), Великобритания (9,1%), Франция (6,1%), Каймановы острова (Британские) — 4,9%, и Канада (4,8%). Валовые поступления ПИИ из стран СНГ увеличились на 10,6%, составив в сумме 887,3 млн. долл. (Таблица № 2.1).
Таблица №. 2.1 Структура валового притока ПИИ по основным странам-инвесторам
Каймановы острова (Британские)
Источник: ФТС России и Росстат
В структуре валового притока ПИИ по видам деятельности основное вложение прямых инвестиций осуществлялось в операции с недвижимым имуществом — 40% от суммы валовых поступлений ПИИ, в горнодобывающую промышленность — 15%, в финансовую деятельность — 11%, а также обрабатывающую деятельность — 9 % (диаграмма № 2.1).
Следует отметить значительное увеличение объема ПИИ, в обрабатывающую промышленность на 65% (2007 г. — 1 061,2 млн. долл., 2008 г. — 1 756,5 млн. долл.), что составляет 9% от общего валового притока ПИИ по видам деятельности, и увеличение по отношению к предыдущему году на 2,6%, в том числе в черную металлургию (в 19 раз) обусловлено признанием реинвестированных доходов инвесторов. Исполнительный комитет СНГ (Обзор торговой политики Республики Казахстан), 2008 г.
По состоянию на 1 января 2009 г. в Казахстане зарегистрировано 19109 предприятий с участием иностранного капитала (137 стран). За десять месяцев 2009 г. объем освоенных капиталовложений в Туркменистане за счет всех источников финансирования в 2,2 раза превысил уровень соответствующего периода прошлого года.
Туркменистан привлекает иностранные инвестиции из Турции, Франции, Украины, России и других стран. Туркменские министерства, ведомства и компании заключили с иностранными партнерами по состоянию на 1 января 2009 г. контракты на сумму 11,7 млрд. долл. на реализацию 530 инвестиционных проектов, 295 проектов из них осуществляют турецкие фирмы. Туркменистан экспорт импорт внешней торговли международная торговля экспорта импортеры,
Во вторую группу (Армения, Грузия, Киргизия, Молдова, Таджикистан и Украина) входят страны, не имеющие больших запасов энергоресурсов, но активно проводящие рыночные реформы. Формально эти государства сильно отличаются друг от друга. Тем не менее, в их опыте привлечения ПИИ есть много общего. В Армении, Грузии и Молдове приватизация в энергетическом секторе и проекты создания нефтепроводов приняли на себя основную массу ПИИ.
Опыт Киргизии и Таджикистана по привлечению иностранных инвестиций ограничивается в основном одним крупным проектом в сфере золотодобычи (по одному в каждой стране), при этом приток ПИИ в другие сектора крайне мал. ПИИ на Украине были более диверсифицированными, что отражает более развитую структуру ее промышленности. Общий объем поступивших в экономику Армении иностранных инвестиций (с учетом государственного управления и кредитов, полученных банковской системой) возрос в годовом разрезе на 43,1% и достиг по итогам 2008 г. 1934,8 млн. долл.
Экономика Армении, В структуре поступивших иностранных инвестиций на прямые иностранные инвестиции (ПИИ) пришлось 1132,4 млн. долл. (годовой рост на 69,1%), на прочие инвестиции — 795,8 млн. долл. (годовой рост на 16,7%), на портфельные инвестиции — 6,6 млн. долл. (годовой рост в 47 раз). Отток инвестиций из республики в течение 2008 г. составил 72,5 млн. долл. Там же Общий объем поступивших в экономику Армении иностранных инвестиций возрос в годовом разрезе на 48,8% и достиг по итогам 2008 г. 1257,6 млн. долл..
На ПИИ пришлось 1000,9 млн. долл. с годовым ростом на 71,9%. Без учета приватизационных средств общий объем инвестиций в реальный сектор возрос вгодовом разрезе на 56,3%, а ПИИ — на 84,8%. За 2008 г. 24% иностранных инвестиций (301,6 млн. долл.) и 15,8% ПИИ (157,8 млн. долл.) были направлены в сферу связи, 47,6% (476,3 млн. долл.) ПИИ — в сферу энергетики, водхоза и газоснабжения, 13,6% (136,3 млн. долл.) ПИИ — в сферу сухопутного транспорта, 4,2% иностранных инвестиций (53,2 млн. долл.) — в металлургическую промышленность, 2,7% (33,8 млн. долл.) и 3,4% ПИИ (33,8 млн. долл.) — в горнодобывающую промышленность, 3,1% (39,4 млн. долл.) и 2,5% ПИИ (25,4 млн. долл.) — в пищевую промышленность (включая напитки).Лидером по объемам иностранных инвестиций в экономику Армении за 2008 г. выступила Россия — 880,1 млн. долл. (из коих ПИИ — 714,5 млн. долл.), после которой следуют Франция — 90,8 млн. долл. (из коих ПИИ — 83,8 млн. долл.), Аргентина — 90,1 млн. долл. (из коих ПИИ — 87,7 млн. долл.), Ливан — 40,6 млн. долл. (из коих ПИИ — 11,8 млн. долл.), США — 30,2 млн. долл. (из коих ПИИ — 17,7 млн. долл.), Германия — 24 млн. долл. (из коих все ПИИ). По сравнению с 2007 г. российские инвестиции возросли на 95,8% (ПИИ — в 2,4 раза), французские — в 4,8 раза (ПИИ — в 4,5 раза), аргентинские — в 3,4 раза (ПИИ — в 4,8 раза), в то же время зафиксирован спад немецких инвестиций — на 57,1%, американских — на 9,7% (ПИИ — на 31,2%), ливанских — на 69,7% (ПИИ — на 85,7%). Экономика Армении, В 2008 г. прямые иностранные инвестиции в экономику Молдовы составят 600-650 млн. долл., или на 20% больше в сравнении с прошлым годом.
В первом полугодии 2009 года в Кыргызстан поступили в качестве прямых иностранных инвестиций $309 миллионов 78,5 тысячи. Это на два процента больше, чем в аналогичном периоде 2008-го. В качестве прямых инвестиций из стран СНГ в Кыргызстан поступили $158 миллионов 505,9 тысячи. $142 миллиона 647,2 тысячи, в частности, направил в экономику КР Казахстан. В первом полугодии 2009 года РК являлся крупнейшим прямым инвестором, несмотря на то, что в сравнении с итогом аналогичного периода 2008-го объем капиталовложений сократился на 18 процентов. Кыргызстан. Больше всего прямых иностранных инвестиций в экономику Кыргызстана поступило в первом полугодии 2009 г.
Поступление прямых иностранных инвестиций в 2007 г. возросло на 17,4% — до 393,9 млн. долл., их положительное сальдо составило 207,6 млн. долл. Из этой суммы 45,2 % вложили инвесторы из Казахстана. В январе — июне 2008 г. поступление прямых иностранных инвестиций возросло на 46,7 % — до 303,0 млн. долл. Приток прямых иностранных инвестиций из стран СНГ в 2007 г. по сравнению с 2006 г. возрос на 22,9 % — до 193,3 млн. долл. Прямые иностранные инвестиции в Казахстан, Поступление прямых иностранных инвестиций из стран СНГ в 2007 г. увеличилось на 12,4 % и составило 200,6 млн. долл. Основными странами — инвесторами являлись Великобритания, Германия, Китай и Турция. В январе-июне 2008 г. приток прямых иностранных инвестиций из стран СНГ увеличился в 2 раза и достиг 194,8 млн. долл. Приток прямых иностранных инвестиций из стран вне СНГ снизился на 2,6 % и составил 108,2 млн. долл. Там же
На 1 января 2009 г. накопленные прямые иностранные инвестиции в экономику Республики Таджикистан составили 1,3 млрд. долл. Из них в 2008 г. поступило 425,7 млн. долл. (рост к 2007 году — 9,6%). Увеличение поступления прямых иностранных инвестиций в 2008 г. обусловлено в основном за счет российских вложений в гидроэнергетику. По оценке Торгпредства России в Таджикистане, прямые инвестиции российских компаний в экономику Таджикистана в 2008 г. составили 326 млн. долл., что на 7% больше по сравнению с 2007 г. Таджикистан экспорт импорт внешней торговли международная торговля экспорта импортеры,
На 1 июля 2009 г. объем накопленных прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Таджикистан составил 1,31 млрд. долл., из них 56,7% — российские вложения.
За первое полугодие объем поступивших российских инвестиций составил 87,7 млн. долл., что в 3,5 раз меньше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Такое снижение связано с окончанием строительства Сангтудинской ГЭС-1, а также пятизвездочной гостиницы «Хайят» и Бизнес-центра. В настоящее время в Таджикистане зарегистрированы и работают в различных отраслях экономики более 100 совместных российско-таджикских предприятий.
В 2008 г. в экономику Украины иностранными инвесторами вложено 10911,1 млн. долл. прямых инвестиций, что на 25,3% больше поступлений 2007 год.
Общий объем прямых иностранных инвестиций, внесенных в Украину, на 1 января 2009 г. составил 35723,4 млн. долл., что на 20,9% больше объемов инвестиций на начало 2008 г. В расчете на одного человека объем прямых иностранных инвестиций составляет 775,3 млн. долл. и является наибольшим за годы наблюдения годовым показателем. Информация Торгпредства РФ в Республике Украина за период 16 февраля — 2 марта 2009 г. Из стран ЕС поступило 8766,4 млн. долл. (80,3% общего объема), из стран СНГ — 932,9 млн. долл. (8,6%), из других стран мира — 1211,8 млн. долл. (11,1%). За 2008 год нерезидентами изъят капитал на сумму 847,8 млн. долл. В целом прирост совокупного объема иностранного капитала в экономике страны, с учетом его переоценки, потерь, курсовой разницы (минус 3,9 млрд. долл.) за 2008 год составил 6180,7 млн. долл. (77,9% уровня предыдущего года). В текущем году выросли объемы капитала из Кипра — на 1736,5 млн. долл., Италии — на 763,9 млн. долл. Нидерландов — на 672,0 млн. долл. Германии — на 475,5 млн. долл. Российской Федерации — на 389,2 млн. долл. и Австрии — на 378,2 млн. долл. Инвестиции поступили с 124 стран мира. В десятке основных стран-инвесторов, на которые приходится свыше 81% общего объема прямых инвестиций, входят: Кипр — 7682,9 млн. долл., Германия — 6393,8 млн. долл., Нидерланды — 3180,8 млн. долл., Австрия — 2445,6 млн. долл., Соединенное Королевство — 2273,5 млн. долл. , Российская Федерация — 1851,6 млн. долл., США — 1471,5 млн. долл., Виргинские Острова, Британские — 1316,1 млн. долл., Швеция — 1263,0 млн. долл. и Франция — 1226,1 млн. долл.
Напомню, в январе-сентябре 2008 г. в экономику Украины иностранными инвесторами вложено 8 524,3 млн. долл. прямых инвестиций, в т.ч. из стран ЕС поступило 7 093,7 млн. долл. (83,2% общего объема), из стран СНГ — 711,8 млн. долл. (8,4%), из других стран мира — 718,8 млн. долл. (8,4%). В то же время нерезидентами изъят капитал на сумму 659,4 млн. долл. Страны третьей группы, Беларусь и Узбекистан, с точки зрения западных экспертов, крайне медленно и неохотно проводят рыночные реформы. Поэтому приток ПИИ в них весьма ограничен, за исключением капиталовложений, связанных со строительством принадлежащего «Газпрому» Ямалского трубопровода на территории Беларуси. В Узбекистане чистый приток ПИИ не превышает 1% ВВП. Из выше сказанного можно отметить, что страны СНГ имеют отрицательную динамику в привлечении иностранных инвестиций.
Условия и проблемы привлечения прямых иностранных инвестиций
Меры, ориентированные на создание привлекательных условий для притока ПИИ, включают в себя 3 основные группы:
— базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата;
— правовые и административные основы деятельности иностранных инвесторов;
— специфические стимулы для ПИИ.
В отличие от большинства стран Центральной и Восточной Европы, страны СНГ не смогли пока решить задачу создания благоприятного инвестиционного климата, предусматривающего формирований стабильных политических и макроэкономических условий, защиты прав собственности. Однако улучшение инвестиционного климата само по себе не способно обеспечить резкое увеличение объемов иностранных инвестиций. Как показывает опыт стран с развивающейся и переходной экономикой, улучшение инвестиционного климата является необходимым, но не достаточным условием притока ПИИ. Решение этой задачи требует реализации мероприятий по созданию правовых основ деятельности иностранных инвесторов и специфических стимулов для ПИИ, направленных на повышение инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов и привлечения их внимания к перспективным инвестиционным проектам на территории страны.
Эффективность формирования правовых основ деятельности иностранных инвесторов решающим образом зависит от того, в какой степени стране удалось реализовать базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата. Вследствие этого один и тот же набор законодательных механизмов и гарантий может по разному влиять на инвестиционную привлекательность стран, различающихся по уровню стабильности инвестиционного климата и его соответствия интересам иностранных инвесторов. Страны с развивающейся и переходной экономикой в большинстве случаев предоставляют иностранным инвесторам дополнительные гарантии хозяйственной деятельности, нередко выступающие в качестве важных поощрительных изъятий из национального режима.
В современных условиях наиболее важными видами специфических стимулов для иностранных инвесторов являются следующие:
— фискальные стимулы: налоговые каникулы, льготы по налогу на прибыль, льготы в отношении средств, используемых на инвестиции и реинвестиции, ускоренный режим амортизационных списаний, льготы по подоходному налогу для иностранных сотрудников предприятий с иностранным участием, льготы при осуществлении деятельности, связанной с НИОКР, льготы при осуществлении внешнеторговых операций и другие;
— финансовые стимулы: выплата правительственных субсидий на покрытие части стартовых издержек, предоставление льготных кредитов или гарантий по кредитам, обеспечение льготных условий государственного страхования, государственное участие в акционерном капитале;
— иные стимулы — государственные расходы на создание инвестиционной инфраструктуры, создание зон со специальным экономическим статусом и другие.
Несмотря на достаточно критическое отношение международных организаций к использованию указанных стимулов, они активно применяются большинством стран мира в конкурентной борьбе за привлечение ПИИ. Более того, использование стимулирующих мер в мире значительно расширилось. При этом страны с рыночной экономикой в своей практике больше опираются на финансовые стимулы и вложения в инвестиционную инфраструктуру, а развивающиеся страны и страны с переходной экономикой — на фискальные меры.
Стратегической целью политики в сфере привлечения ПИИ должно являться предоставление иностранным инвесторам национального режима, обеспечивающего благоприятные условия для притока ПИИ в экономику России. Для этого необходима серьезная подготовительная работа по изменению налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства, которая могла бы способствовать интенсификации инвестиционного процесса. Существующий в России национальный режим хозяйственной деятельности крайне непривлекателен для иностранных компаний. Учитывая обострение конкуренции в мире за иностранные инвестиции, сопровождающееся предоставлением странами многочисленных льгот иностранным инвесторам, а главное — неблагоприятный инвестиционный климат в странах СНГ, принцип национального режима в должен быть дополнен системой льгот и гарантий для иностранных инвесторов.
Наряду с применением принципа национального режима необходима также реализация иных принятых в международной практике принципов правового регулирования иностранных инвестиций. В первую очередь, речь идет о режиме наибольшего благоприятствования (РНБ), который предоставляется многими государствами с целью исключить дискриминацию по отношению к инвесторам из каких-либо стран. Режим в отношении ПИИ в должен характеризоваться высокой транспарентностью.
Принцип транспарентности означает, что правовые нормы, регулирующие деятельность иностранных инвесторов, должны быть открытыми и не допускать неоднозначной интерпретации, а процедуры пересмотра этих норм должны быть гласными и проходить в условиях, обеспечивающих для заинтересованных сторон (включая иностранные компании) возможность высказать свою позицию по обсуждаемым вопросам. Политика по отношению к ПИИ должна включать следующие обязательные характеристики:
— четкая последовательная стратегия, отражающая серьезность и долговременность намерений государства в привлечении ПИИ, вызывающая доверие инвесторов;
— согласованность основных положений политики привлечения ПИИ во всех ветвях власти на региональном и федеральном уровне, а также в предпринимательских кругах;
— соответствие деклараций и реальных действий, отсутствие конъюнктурных политических изменений, ясность конкретной программы действий органов власти федерального и регионального уровня, обеспечивающих улучшение инвестиционного климата.
Приоритеты политики привлечения ПИИ в страны СНГ должны быть сосредоточены на нескольких аспектах:
— поощрение отдельных, важных для экономики видов деятельности, включая экспорт конкурентоспособной продукции и импорт новых технологий;
— отраслевые приоритеты: привлечение ПИИ в высокотехнологичные отрасли (информационные технологии, аэрокосмическая и атомная промышленность), отрасли, имеющие характер “узких мест” в экономике и отрасли, обусловливающие развитие экспорта — Машино- и станкостроение для лесной, нефтяной, газовой промышленности, энергетики, металлургии;
— приоритеты в отношении компаний: в настоящее время нецелесообразно отказываться от стимулирования инвестиций крупных компаний (хотя в более отдаленной перспективе это нужно делать), но в то же время следует обратить внимание на привлечение инвестиций мелких и средних иностранных компаний, которые в гораздо большей степени нуждаются в совершенствовании общей законодательной базы стимулирования ПИИ и предоставлении гарантий стабильности условий инвестиционной деятельности на федеральном уровне;
— приоритеты регионального развития: вместо практики создания искусственно благоприятных условий инвестиционной деятельности в отдельных субъектах путем предоставления им статуса свободных экономических зон необходимо использовать новую стратегию, направленную на использование ресурсного потенциала регионов с учетом развития инфраструктуры и административных институтов, необходимых для целевого привлечения перспективных инвесторов;
— страновые приоритеты: активизация процесса привлечения ПИИ в экономику требует диверсификации страновых источников притока инвестиций как за счет экономически развитых стран, так и стран с динамично развивающимися рынками.
Важнейшей проблемой привлечения иностранных капиталовложений в РФ, на мой взгляд, являются их высокие производственные и непроизводственные затраты. Как бы не относился иностранный предприниматель к России, вкладывать денежные средства в ее экономику, он будет, прежде всего, в зависимости от экономической, а не политической целесообразности. Его интересует в первую очередь уровень рентабельности инвестиционного проекта, степень возможного превышения доходов от проекта над издержками производства. Из чего следует, что целью любого предпринимателя является прибыль. Высокие издержки производства в отдельных странах (в том числе в России) при строительстве объектов производственного назначения и создании производственной инфраструктуры (дороги, связь, энерго-, газо-, водо-, и теплоснабжение) по экологическим, географическим и климатическим условиям делают эти страны малопривлекательными для инвесторов, побуждая их перемешать свои капиталы в страны с меньшими издержками производства, следовательно, и с меньшими инвестиционными рисками. Данный процесс перемещения капиталов получил название «глобализация экономики». Полное включение России в орбиту мирового рынка, что планируется в результате ее вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), сделает Российскую Федерацию более открытой для проникновения иностранных товаров, более дешевых и более конкурентоспособных, чем наши отечественные, Однако потекут ли в страну капиталовложения, останется вопросом. Ведь объективные условия останутся теми же самыми, что и раньше: не снизится резко стоимость возводимых производственных зданий, не уменьшатся затраты на строительство дорог, энергоносители, добычу сырья, банковское обслуживание и др. Из выше написанного можно сделать вывод, что привлечь иностранные инвестиции можно лишь при условии существенного снижения производственных и непроизводственных издержек.
Для этого потребуется:
— намного увеличить расходы госбюджета на НИОКР, которые бы позволили увеличить число научно-технических разработок по проблемам снижения себестоимости выпуска и реализации продукции;
— ввести жесткие ограничения на вывоз валюты. Одно лишь отсутствие государственных границ и визового режима для большинства жителей бывших советских республик, ставших независимыми странами, приводит к гигантской утечке валюты за границу.
По мнению многих аналитиков, к причинам снижения инвестиционной активности в России относятся:
— высокая стоимость коммерческого кредита;
— недостаточное финансирование инвестиций из бюджетных средств и других финансовых источников;
— отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции;
— высокий уровень финансовых (в том числе инвестиционных) рисков из-за слабого правового обеспечения защиты внутренних и внешних инвесторов.
Необходимо ужесточить финансовый и административный контроль над целевым использованием кредитов, взятых специально для осуществления инвестиционных программ. На возможность привлечения иностранных инвестиций могут оказать влияние таможенные правила, ограничивающие ввоз отдельных товаров (особенно тех, которые производятся в настоящее время и могут производиться в долгосрочной перспективе у нас в стране) на территорию Российской Федерации. Безусловно, жесткая протекционистская политика должна проводиться и после присоединения России к ВТО.
Весьма важно, чтобы после присоединения к ВТО соблюдались интересы государства, и чтобы российские товары и российское производство не были вытеснены товарами из других стран. Проблемы привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций не могут занимать ведущего места в системе общих проблем роста инвестиционной активности в Российской Федерации. Первостепенное значение имеет существенное увеличение объема отечественных инвестиций в нашу экономику, в том числе в финансовые активы.
Основные инвестиционные проекты стран СНГ и России
Большинство инвестиционных проектов, осуществляемых совместно странами СНГ, сегодня концентрируется в двух отраслях — энергетике и телекоммуникациях. Однако в условиях мирового экономического кризиса объем инвестиций и торговли стал постепенно сокращаться. По мнению экспертов, преодолеть негативные тенденции можно путем устранения формальных и неформальных барьеров и развития экономических институтов.
Для большинства стран СНГ Россия остается центром притяжения как более сильный и экономически развитый партнер. Российская сторона также заинтересована в сохранении хозяйственных связей, сложившихся еще в советский период. Прежде всего, это касается области энергетики, транспортной и оборонной промышленности, а также сферы торговли сырьевыми ресурсами и некоторыми потребительскими товарами. В совместных инвестиционных проектах ведущая роль также принадлежит российскому капиталу.
По данным Росстата, объем накопленных российских инвестиций в странах СНГ на 1 января 2008 г. превысил 2,5 млрд. долл. (более свежих данных, увы, не приводится), а объем накопленных инвестиций стран СНГ в экономику России за тот же период составил 1,5 млрд. долл. С 2000 по 2008 гг. объем накопленных инвестиций России в страны ЕврАзЭС, куда входят помимо России Казахстан, Белоруссия, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия (Армения, Грузия и Украина на правах наблюдателей), вырос на 160%, а в страны СНГ в целом — на 350% (без учета финансового сектора). Инвестиционный диссонанс // Передовики производства Приложение к газете «Коммерсантъ» №233/П (4288) от 14.12.2009 г. По оценке начальника отдела экономического анализа Евразийского банка развития (ЕАБР), перед наступлением мирового финансового кризиса произошел не только количественный, но и качественный рывок во взаимных инвестициях: «Затронутыми оказались практически все крупные секторы: ТЭК, металлургия, машиностроение, сельское хозяйство, транспортный сектор, телекоммуникационная отрасль.
Прямо на глазах возникали первые евразийские транснациональные корпорации. Хотя абсолютные объемы еще низки и несопоставимы с размером экономик, мы стали свидетелями бурного роста и фактического восстановления кооперационных связей на новой, рыночной основе». Однако на пути экономической интеграции стран СНГ наблюдается целый ряд препятствий. В первую очередь макроэкономического характера. Уровень развития экономик стран СНГ сегодня слишком разный, отраслевая специализация слишком узкая, что не создает благоприятной базы для взаимных инвестиционных проектов. В Россию инвестиции текут в основном в машиностроительную и энергетическую отрасль, а в других странах СНГ — в основном в сырьевой сектор.
Кроме того, ряд крупных инвестиционных проектов в энергетике должен быть реализован в ближайшем будущем. Например, строительство в Казахстане третьего энергоблока Экибастузской ГРЭС-2 мощностью 500 МВт. Финансирование проекта начнется в 2010 г., а завершится к 2013 г. Стоит отметить, что еще в 2007 г. проект был утвержден Анатолием Чубайсом, специально для этого прилетавшим в Казахстан. Строительство было запланировано на 2008 г., но «Интер РАО ЕЭС» почти год не мог перечислить 1,5 млн. долл. на докапитализацию станции (без этого банки не давали кредита), а потом начался кризис. В итоге соглашение между «Интер РАО ЕЭС» и АО «Станция «Экибастузская ГРЭС-2»« об условиях финансирования строительства было подписано только 20 ноября в присутствии премьер-министров двух стран — Карима Масимова и Владимира Путина. Финансирование будут осуществлять Внешэкономбанк (ВЭБ), ЕАБР и «Самрук-Энерго».
Предполагается, что ВЭБ и ЕАБР предоставят на паритетных началах мультивалютный 15-летний кредит на 770 млн. долл. Инвестиционный диссонанс // Передовики производства Приложение к газете «Коммерсантъ» №233/П (4288) от 14.12.2009 г. Еще одним совместным проектом в нефтегазовой отрасли, существующим пока только на бумаге, стало строительство Прикаспийского газопровода для транспортировки газа с Каспийского шельфа и других месторождений Центральной Азии на территорию России. Участниками проекта выступили Россия, Казахстан и Туркмения. Строительство газопровода общей протяженностью 1700 км (Туркменбаши—Александров Гай) должно было начаться в 2009 г., но было отложено после взрыва на газопроводе в Туркмении в апреле. Судьба его пока остается неопределенной. Сферой реального доминирования российских компаний на территории стран СНГ являются телекоммуникации.
Несмотря на успешную реализацию нескольких крупных проектов, процесс взаимного инвестирования в странах СНГ то и дело тормозится. Стимулировать его может как государственное регулирование, так и сугубо финансовые меры. К первым можно отнести проект создания нового многостороннего договора о зоне свободной торговли в странах СНГ в соответствии со стандартами ВТО, что, в частности, предусмотрено стратегией экономического развития СНГ на период до 2020 г.. Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии, который начнет функционировать с января 2010 г., также будет способствовать объединению бизнесов этих стран.
По мнению ряда экспертов, национальные лидеры стран СНГ должны сами стремиться к тому, чтобы стимулировать инвестиции. Способствовать корпоративной интеграции на евразийском пространстве может, прежде всего, благожелательное внимание власти к таким проектам: «Такие системы работают во многих странах. Пример в Казахстане — активная деятельность совета иностранных инвесторов и прямое общение президента страны и других высших должностных лиц с иностранными инвесторами».
Главная задача государств заключается не столько в стимулировании, сколько в устранении барьеров — формальных и особенно неформальных (коррупция и лоббизм). Впрочем, выделяют стратегические отрасли, для которых стоит сделать исключение. К ним можно отнести ОПК, в частности самолетостроение, атомную промышленность, а также трансграничные инфраструктурные отрасли (гидроэнергетика Центральной Азии).
Немаловажная роль в интеграционных процессах принадлежит межгосударственным банкам, которые работают на основании межгосударственных соглашений и пользуются налоговым иммунитетом, что позволяет им более спокойно вести инвестиционные проекты. Примером успешной проектной работы может служить финансирование Евразийским банком развития проекта освоения крупнейшего месторождения хромовых руд Восход в Актюбинской области Казахстана. Запасы рудника составляют 19,5 млн. тонн руды, и, согласно плану, на месторождении будет добыто 1,3 млн. тонн, которые будут переработаны в 950 тыс. тонн хромового концентрата. Треть этого объема будет перерабатываться Тихвинским ферросплавным заводом, входящим в группу «Мечел», остальное — реализовываться на российских и международных рынках. Инвестиции в ГОК составили 120 млн. долл., причем половину этой суммы выделил Евразийский банк развития.
В целом бытует мнение, что искусственным образом объединить бизнесы стран СНГ все равно не удастся: рынок сам определяет, насколько ему интересны те или иные инвестиционные проекты. Тем не менее, необходима планомерная совместная работа по устранению многочисленных барьеров в торговле товарами и услугами. Она не требует значительных финансовых вливаний и вполне возможна в условиях жестких бюджетных ограничений. Кроме того, она даст возможность совершить рывок, который позволит национальным экономикам евразийских соседей стать конкурентоспособнее и развиваться быстрее.
Инвестиционное сотрудничество между Москвой и государствами-участниками СНГ
Общий вклад стран СНГ в экономику города Москвы в 2011 году составил 2 млрд. 610 млн. долл. США, что выше показателя 2010 года в 2,8 раза. При этом объем накопленных инвестиций из стран СНГ в экономике города Москвы на конец декабря 2011 года составил 752,3 млн. долл. США, что выше аналогичного показателя 2010 года на 30%. Экспортеры капитала из государств-участников СНГ активизировали свою инвестиционную активность, о чем говорит возрастание объема инвестиций из государств-участников СНГ в экономику столицы в 2,8 раза.
Объем прямых инвестиций из стран государств-участников СНГ составил 3,1 млн. долл. США, или 0,08% от объема привлеченных прямых иностранных инвестиций в экономику г. Москвы в 2011 году.
Лидерами по привлечению инвестиций в экономику города Москвы по итогам 2011 года среди государств-участников СНГ являются Казахстан, Беларусь, Киргизия, Армения, Украина. Эти страны привлекли в общей совокупности 2 млрд. 592 млн. долл. США, или 2,1% всех иностранных инвестиций, поступивших в экономику города Москвы в 2011 году.
Таблица 2. Распределение иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики города Москвы, по итогам 2011 года по государствам-участникам СНГ
Источник