- Инвестирование в регионы – вложения для развития экономики и поднятия уровня жизни населения
- Инвестиции в регионы – как привлечь инвесторов и для чего это нужно?
- Сколько времени понадобится на то, чтобы проекты стали приносить доход?
- В настоящее время региональное инвестирование
- В некоторых регионах
- Целью государственного регулирования
- Факторы инвестиционной привлекательности региона
- Инвестиционный потенциал
- Инвестиционные риски
- Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов
Инвестирование в регионы – вложения для развития экономики и поднятия уровня жизни населения
Правительство России призывает инвесторов к увеличениям вложений в регионы, однако, особой активности пока не наблюдается. Власть предлагает поощрительные механизмы для администраторов в регионах с целью стимулирования инвестиционных процессов в отдельных субъектах.
Если учесть, что наши инвестиции представляют собой финансовые средства из офшоров, то и методы стимулирования аналогичные. Михаил Мишустин заявил, что будут списываться бюджетные кредитные обязательства регионов на размер предполагаемых налогов (бюджетных доходов) от внедренных инвестиционных проектов.
Но как вычислить размер этих доходов? Когда реально будет списание?
Инвестиции в регионы – как привлечь инвесторов и для чего это нужно?
Сколько времени понадобится на то, чтобы проекты стали приносить доход?
На это понадобится время, зато долги будут присутствовать. К тому же, для того чтобы запустить проекты, и контролировать их нужны квалифицированные специалисты, а их у нас очень мало.
В границах региона инвестирование предполагает следующие направления:
— улучшение региональной самостоятельности (хозяйственной и экономической),
— устранение имеющегося дисбаланса в развитии разных отраслей хозяйственной деятельности,
— решение проблем социального характера (увеличение заработной платы, наличие рабочих мест и т.д.)
Инвестиции в регионы важны не только для конкретной территории, но и в масштабах государства. От этого зависит решение задач в области управления инвестициями, а также ряда проблем в экономике регионов. Привлечение инвестиций способствует установлению баланса во всех сферах жизнедеятельности между соседними регионами, а это, в целом, стабилизирует экономическое развитие страны, а также социальное положение.
Все российские регионы отличаются по своей привлекательности для инвесторов. Правильная оценка привлекательности инвестиций регионов особенно важна в случае, когда планируется крупное инвестирование, имеющее национальное значение. Для этого применяются значения валового регионального продукта.
В настоящее время региональное инвестирование
вызывает интерес не только со стороны государства, но и частных инвесторов, для которых есть реальная возможность получать доход с экономической деятельности на определенной территории. Надо заметить, что для инвесторов, не имеющих большого опыта и значительных капиталов, масштабные регионы с развитой инфраструктурой недоступны из-за большой конкуренции и четкого разграничения рынка. Некоторые регионы представляют собой «лакомый кусок» для многих инвесторов, так как есть большой выбор для вложения денег в разные области хозяйственной деятельности (к примеру, создание малого и среднего бизнеса, а также деятельности на фондовых рынках, развитии жилищного строительства).
Надо сказать, что в нашей стране, объемы инвестиций в регионы не велики. Это наглядно видно из статистики показателей жизненного уровня и доходов граждан крупных регионов и небольших, удаленных от современных центров с развитой бизнес-структурой.
Это объясняется рядом причин, к примеру, неграмотно организованной федеральной политикой, основным направлением которой является стремление местных властей единолично управлять всеми процессами. Кроме того, большой бедой являются бюрократические препоны, препятствующие привлечению инвестиций не только для иностранных инвесторов, но и для российских. Местные власти не могут контролировать конкуренцию между компаниями, ведущими деятельность на определенной территории.
Для определения необходимости вложения капитала в конкретный регион инвестор, как правило, изучает его экономическую привлекательность: имеет значение жизненный уровень граждан, населяющих данную территорию, уровень цен, степень занятости населения, среднемесячный доход, объем производства и т.д. Все эти показатели связаны между собой. Кроме этого, важное значение имеют местные законодательные документы, установленные ставки по налогам, степень защищенности от разного рода рисков, отношение местных властей к инвестиционной деятельности.
В некоторых регионах
ситуация складывается таким образом, что создается впечатление, будто региональным властям не важны долгосрочные программы. Относительно инвестирования, решения принимаются спонтанно, инвестиционной политике не уделяется должного внимания, в принимаемых региональных программах развития нет никакой информации о разработке механизмов для привлечения инвестиций иностранных инвесторов. Только за счет изменения данной инвестиционной стратегии можно обеспечить прирост валового регионального продукта примерно на 2 %.
Немаловажной причиной низкого развития регионов является тот факт, что за границей РФ о многих ее регионах ничего не известно.
А ведь для привлечения иностранного капитала необходима информационная открытость, достоверные сведения об имеющихся ресурсах, инвестиционном климате региона. Стоит сказать о том, что за последние годы в российских регионах сформированы различные региональные фонды, компании развития, однако, большинство из них работают формально. Пока местные власти не поймут, что привлечение инвестиций является тоже, своего рода, инвестицией, которая требует вложения капитала не только в новые технологии, но и в человека, рассчитывать на большой прорыв в данном направлении, вряд ли возможно.
По статистике, кроме нескольких регионов (Краснодарский край, респ. Татарстан, г. Санкт-Петербург, Московская, Липецкая, Воронежская, Тамбовская, Курская, Ленинградская, Белгородская области) где инвестиционные риски относительно невысокие, в остальных регионах России картина не такая оптимистичная. В любом случае, для привлечения капитала в регионы необходимо использовать все возможные механизмы (к примеру, специальные экономические зоны, индустриальные парки, кластеры и т.д.).
Целью государственного регулирования
социальных инвестиций регионов является обеспечение определенного равновесия во взаимодействии государства, населения и инвесторов при улучшении жизненного уровня. Субъектами социальных инвестиций могут выступать: государство, зарубежные инвесторы, организации (как коммерческие, так и некоммерческие), частные инвесторы.
Государственные инвестиции направлены на развитие различных отраслей экономики, получить которые представители малого бизнеса могут в двух случаях:
— на создание собственного бизнеса (для разных регионов размер субсидий варьируется от 50 до 90 тысяч рублей. В России это делают центры занятости),
— на развитие своего дела, получение субсидий порядка 300 тысяч рублей (это задача министерства экономического развития).
В любом случае, необходимо активно действовать, так как на фоне дефицита бюджета (как федерального, так и регионального), увеличения безработицы, снижения доходов граждан — привлечение инвестиций в регионы является показателем эффективной работы региональных властей. Не имеет значения какие инвесторы (иностранные либо отечественные), главное, чтобы поднялся уровень жизни в регионах, развивалась региональная экономика, создавались новые рабочие места и т.д.
Источник
Факторы инвестиционной привлекательности региона
Инвестиционная привлекательность региона формируется за счет совокупность объективных социальных, экономических и природных ресурсов, возможностей и ограничений. Другими словами, чем удобнее и выгоднее инвестировать средства в данную территорию, тем выше будет ее привлекательность для бизнеса. Так образуется приток капитала на территорию, который реализуется посредством хозяйственной активности бизнеса.
На практике оценка инвестиционной привлекательности региона осуществляется через оценку двух показателей:
- инвестиционного риска;
- инвестиционного потенциала.
Инвестиционный потенциал
Инвестиционный потенциал показывает спектр возможностей, которые есть у предпринимателя на данной территории. С другой стороны, инвестиционный риск иллюстрирует масштаб проблем, которые могут возникнуть в данном регионе у инвестора.
Инвестиционный потенциал территории складывается из следующих частных потенциалов:
- туристический потенциал региона характеризуют наличие привлекательных для посещения мест, развитие гостиничной и ресторанной инфраструктуры, развитие транспорта;
- потребительский потенциал территории характеризуется покупательной способностью населения, структурой распределения доходов, наличием групп с высокими доходами;
- инфраструктурный потенциал иллюстрирует обеспеченность региона потребительской и предпринимательской инфраструктурой (магазины, учреждения, организации, предоставляющие различные услуги);
- институциональный потенциал территории – уровень развития ключевых экономических и правовых институтов (работа банковской системы, судов, защита прав потребителей, регистрация сделок);
- финансовый потенциал территории складывается из уровня доходов населения, уровня прибыльности и рентабельности действующих предприятий, объема собираемых налогов, объема федеральной бюджетной поддержки;
- трудовой – достаточность трудовых ресурсов и качество человеческого капитала (возрастная структура населения, распространенность хронических болезней, структура смертности, уровень и качество образования персонала);
- инновационный – достигнутое в регионе развитие науки и степень внедрения инноваций в производство (число вузов и научно-исследовательских организаций, количество научных публикаций, аспирантов, кандидатских и докторских защит, наличие бизнес-инкубаторов и венчурных организаций);
- производственный потенциал – развитие на территории ключевых промышленных отраслей (число предприятий и объем их деятельности);
- природно-ресурсный – обеспеченность региона важнейшими природными ресурсами, наличие редких и уникальных ресурсов.
к оглавлению ↑
Инвестиционные риски
Уровень инвестиционного риска в регионе определяется как интегральная оценка отдельных рисков. Среди них выделяют экономический, социальный, финансовый, криминальный, управленческий и экологический риски.
Естественно, чем больше в регионе возможностей для бизнеса, тем выше уровень его привлекательности для инвесторов. И наоборот – высокий уровень риска обоснованно отталкивает предпринимателей и сокращает инвестиционную привлекательность территории. к оглавлению ↑
Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов
Инвестиционная привлекательность любого территориального образования определяется совокупностью информации о характере инвестиционной деятельности в регионе. Инструментом для получения такой информации является рейтинг инвестиционной привлекательности регионов. Он ежегодно составляется компанией «Эксперт.РА» и публикуется в общем доступе.
Для построения рейтинга используются статистические данные основных федеральных ведомств, среди которых:
- ЕМИСС;
- Госкомстат;
- Министерство финансов;
- Казначейство России;
- МВД;
- Банк России
- Минкомсвязь;
- Минприроды России.
По результатам оценки статистических данных каждый регион получает свой рейтинг инвестиционной привлекательности. Он рассчитывается как индекс, характеризующий соотношение между уровнями инвестиционного потенциала и инвестиционного риска территории. Имеется 13 рейтинговых категорий.
Территориям с максимальным инвестиционным потенциалом и минимальным уровнем риска присваивается наивысший рейтинг 1А. Регионы, у которых имеется низкий потенциал и прослеживается экстремальный риск для инвесторов, получают минимальный рейтинг 3D.
В декабре 2016 г. рейтинг 1А был присвоен Санкт-Петербургу, Московской области и Краснодарскому краю. Москва и Свердловская область получили рейтинг 1В, при этом рейтинг Москвы понизился по сравнению с прошлым годом. Белгородская область, Республика Татарстан и Нижегородская область отмечены рейтингом 2А, при этом рейтинг Нижегородской области повышен по сравнению с 2015 годом. Также в десятку наиболее привлекательных для инвесторов территорий входят Красноярский край и Республика Башкортостан с рейтингом 2В. Минимальный рейтинг 3D получили Тыва и Ингушетия. Среди наименее перспективных территорий также следует назвать Чукотский автономный округ, Магаданскую область, Чечню, Карачаево-Черкессию, Калмыкию, Северную Осетию и Камчатский край.
- У локомотивов, полюсов роста и опорных регионов имеется высокий инвестиционный потенциал и значительные внутренние ресурсы развития. В результате эти территории самостоятельно развиваются без привлечения федеральной поддержки.
- Точки роста отличаются небольшой численностью населения и ограниченной экономической мощью, но и инвестиционный риск в таких регионах низкий. Перспективы экономического роста у данных территорий невысокие и исчерпываются через 10-15 лет. Это обусловлено ограниченностью природных, трудовых и прочих видов ресурсов. В результате край больше не может привлекать дополнительные инвестиции.
- Проблемными являются территории, ресурсы роста которых использованы не полностью по причине неблагоприятного инвестиционного климата. При повышении привлекательности для инвесторов крупные регионы могут достичь положения полюсов роста, а небольшие могут стать точками роста.
- Территории с неопределенными перспективами – это наиболее многочисленная группа отечественных регионов. Их дальнейшее положение напрямую зависит от управленческой компетентности региональной власти.
- Инвестиционная политика региона представляет собой совокупность действий региональных властей, направленных на расширение и обновление потенциала территории. Ее цель – достижение стабильной финансовой устойчивости края в настоящем и будущем периодах, создание условий для воспроизводства капитальных ресурсов.
Разработкой инвестиционной политики на микроуровне занимается муниципальная и региональная администрация. Здесь оцениваются перспективы развития территорий, формируются проекты и целевые программы. На макроуровне федеральные органы власти определяют объем бюджетного финансирования представленных проектов, разрабатывают собственные меры поддержки перспективных территорий и отраслей.
Источник