Приоритетный инвестиционный проект
Согласно Федеральному закону, изданному 09 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», приоритетным инвестиционным проектом считается проект общий объем иностранных инвестиций в который превышает 1 миллиард рублей или эквивалентную сумму в любой иностранной валюте.
Согласно тому же закону приоритетным инвестиционным проектом признается коммерческая организация, с иностранным финансированием, в уставном капитале которой минимальная доля вклада иностранного инвестора составляет не менее 100 миллионов рублей или эквивалентную сумму в иностранной валюте.
Другими словами приоритетный инвестиционный проект это проект, реализующий какую-либо инвестиционную либо бизнес идею и использующий в качестве источников финансирования иностранный капитал в объеме, установленном Российским законодательством.
Особенности приоритетных инвестиционных проектов в их исключительном праве на обладание и использование особых льгот и гарантий, которые им способно обеспечить государство. Такие преференции недоступны участникам других проектов.
Также согласно статье 2 ФЗ № 160 для того чтобы инвестиционный проект признали приоритетным он должен отвечать всем требованиям законодательства в части объемов и источников финансирования, а также должен быть включен в реестр таких проектов.
Перечень приоритетных инвестиционных проектов устанавливается правительством Российской Федерации и включает в себя проекты, способствующие развитию импортозамещения в стране, технологий и увеличению объёмов экспорта.
И так, приоритетный инвестиционный проект федерального округа это один или группа взаимосвязанных проектов, стоимость которого превышает 500 миллионов рублей. Источники финансирования при этом никакой роли не играют. Целью их создания является образование очагов экономического и социального развития в регионах нашей страны, появлению новых производственных и туристических кластеров.
Льготы и гарантии
При реализации приоритетных инвестиционных проектов иностранные инвесторы обладают следующими гарантиями, предоставленными им государством:
- правовая защита
- доступ к различным формам осуществления инвестиций
- право передать права и обязанности третьему лицу
- гарантия на компенсацию в случаи национализации либо реквизиции их деятельности
- гарантия свободного использования дохода полученного от ведения коммерческой деятельности (возможность использования этого капитала, как на территории страны, так и за её пределами)
- страховка от изменения законодательства не в пользу инвестора (здесь говорится о том, что в случае принятия новых законодательных актов, увеличивающих налоговую нагрузку на иностранных инвесторов, а также другие их отчисления в бюджет, то иностранные инвесторы, занимающиеся реализацией приоритетных инвестиционных проектов освобождаются от действия этих законов до определенного времени, оговоренного в статье 2 федерального закона №16-ФЗ)
- гарантия объективного разрешения споров возникших в результате осуществления инвестиций (юридически правомерное решение вопросов в суде)
- возможность участия в приватизации, в покупке ценных бумаг на территории страны
- неограниченное движение инвестиций в форме информации, технологий и т.п. (в случае если иностранный инвестор завез на территорию страны какие-либо информационные файлы либо документацию в виде инвестиций, то государство не вправе ограничивать вывоз такой информации обратно)
- возможность приобретения земельных участков и других видов природных ресурсов и т.п.
Предоставляемые льготы иностранным инвесторам при осуществлении приоритетных инвестиционных проектов:
- льготы по таможенным платежам
- сопутствующие льготы, предоставляемые субъектами страны и органами местного самоуправления.
Требования
Для того чтобы проект принял статус приоритетного, он должен соответствовать следующим требования, обозначенным правительством РФ:
- стоимость не менее 500 миллионов рублей
- эффект от реализации должен носить положительный социальный, экономический и бюджетный эффект
- осуществление инвестиций в объекты капиталовложений на территории одного или нескольких федеральных округов
- соответствие всем утвержденным стратегиям экономического развития, как на уровне страны, так и на уровне регионов, а также направлениям деятельности Правительства РФ.
Источник
Приоритетные национальные проекты иностранные инвестиции
Одной из важнейших задач Минэкономразвития России является содействие привлечению инвестиций в российскую экономику.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан и реализуется План действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в валовом внутреннем продукте, а также по созданию условий для их привлечения.
Актуальность задачи обусловлена необходимостью технологической модернизации производств, разработки инновационной и конкурентоспособной на мировом рынке продукции, увеличения несырьевого неэнергетического экспорта. Привлечение инвестиций также направлено на получение новых технологий и результатов НИОКР (участие в совместных НИОКР, получение прав на ключевые результаты интеллектуальной деятельности и создание собственных результатов интеллектуальной деятельности), получение доступа на зарубежные рынки, создание новых высокотехнологичных рабочих мест и повышение квалификации персонала. Результатом реализации задачи привлечения инвестиций является создание и модернизация отечественных производств, встроенных в цепочки добавленной стоимости на мировом рынке и имеющих научно-технический задел для проведения НИОКР.
Особое внимание уделяется созданию прозрачных условий для бизнеса (в части создания условий для честной конкуренции, прав собственности, стабильности финансово-банковской системы, отсутствия административных барьеров, справедливого антимонопольного регулирования), проводится работа по созданию и поддержанию положительного имиджа Российской Федерации (в том числе в сфере промышленности и инфраструктуры), популяризации информации как о российских перспективных инвестиционных проектах, так и о реализуемых на территории Российской Федерации мерах, направленных на стимулирование реализации инвестиционных проектов по созданию новых высокотехнологических производств конкурентоспособной на мировых рынках продукции.
Источник
Реализация целей национальных проектов
Общеизвестно, что оборот денег в экономике происходит под влиянием финансовых институтов, и прежде всего, банков, которые связаны со всеми отраслями и секторами экономики. Банки обеспечивают финансирование предпринимательской, производственной и непроизводственной деятельности. В целях наилучшего удовлетворения потребностей своих клиентов банк совершенствует филиальную сеть, развивает спектр банковских продуктов и услуг. Приоритетным в развитии данного направления деятельности банка становится увеличение объемов предоставляемых услуг при одновременном снижении их себестоимости и повышении качества стандартного и индивидуального обслуживания 1 . Текущее состояние банковской отрасли характеризуется ужесточением межбанковской конкуренции, появлением новых каналов сбыта банковских продуктов и, как следствие, — изменением методов ведения банковского бизнеса. Адаптация к изменяющимся условиям среды функционирования, освоение новых банковских технологий, разработка различных сценариев выживания и дальнейшего развития в условиях кризиса требуют выработки инновационных подходов в деятельности коммерческого банка.
Глобальный характер экономического кризиса, вскрывший высокую степень зависимости современной экономики от банковского сектора, и глубина преобразований в мировой финансовой системе указывают на то, что сложившиеся ранее способы построения банковских стратегий стремительно устаревают. Отечественные банки, добившиеся успехов в развитии своих стратегий, не способны применять даже ранее созданные наработки. Сегодня требуется сформировать новые подходы к планированию банковского бизнеса с учетом интересов как частных, так и государственных. Это становится одним из ключевых вопросов выживания в текущих условиях и посткризисного банковского развития.
Тема необходимости активного вовлечения банковской системы в решение основных социальных задач в условиях кризиса является предметом дискуссий на всех уровнях управления. Представители финансово-кредитных учреждений участвуют в реализации национальных проектов, осуществляя внедрение различных схем ипотечного кредитования населения, выдавая кредиты на оплату обучения, предоставляя ссуды на развитие сельскохозяйственных предприятий. По мнению В. Путина «..банки должны активнее подключаться к реализации приоритетных национальных проектов, а банковская система России должна отвечать новым задачам и современным потребностям граждан» 2 .
В современных условиях развития банки, по мнению Казанцева О.В., должны более активно искать свое место в реализации приоритетных проектов, а именно формировать новые банковские продукты, расширять перечень банковских услуг, которые вписываются в рамки национальных проектов 3 . В своем послании Федеральному Собранию Путин В.В. отметил, что поставленные в нацпроекте высокие ориентиры, такие как ввод к 2010 году ежегодно 80 млн.кв. метров жилья, уже не могут удовлетворить потребности современного российского общества: «То, что считалось достижением при советской власти, уже не будет соответствовать потребностям даже в среднесрочной перспективе. Необходимо активно привлекать кредитные организации к решению важнейших общественных задач» 4 . Сегодня многие кредитные организации делают ставку на активное проникновение в различные сектора экономики — строительство, промышленность, сельское хозяйство. Так, например, при участии ОАО «Тюменьэнергобанк» в 2005 году создан крупнейший строительный холдинг, объединяющий все этапы строительства: от отвода земельного участка, проектирования и строительства до реализации объектов строительства 5 .
Вместе с тем, развитие кредитования в агропромышленном комплексе сталкивается с рядом трудностей. Во-первых – это недостаточно развитая филиальная инфраструктура банков. Вторая проблема — это недоверие банков к потенциальным заемщикам. К сожалению, банки не имеют действенных механизмов оценки имущественного состояния и кредитной надежности предприятий и физических лиц, что естественным образом сдерживает объемы кредитования реального сектора экономики. В-третьих, например, развертывание строительства животноводческих комплексов в рамках нацпроекта «Развитие АПК» тормозится нерешенностью вопросов законного правообладания на необходимые земельные участки под данное строительство.
По мнению Президента Ассоциации региональных банков России А.Аксакова для совершенствования процессов взаимодействия российской банковской системы и государства в реализации национальных проектов необходимо разработать и принять ряд мер, направленных на повышение доступности банковских услуг для населения средних и малых городов, а также сельских населенных пунктов. Для этих целей глава Ассоциации предлагает шире использовать современные финансовые и коммуникационные технологии, обеспечивающие доступ к финансовым услугам всех слоев населения. При этом наряду с усилением региональной активности банков и небанковских финансово-кредитных организаций, следует, по мнению банкира, применять технологии, основанные на внеофисном (дистанционном) предоставлении услуг, которые опираются на сети банкоматов и платежных терминалов, использование банковских карт и электронных платежных систем, а также на массовое привлечение розничных агентов 6 .
Разработкой форм и методов сотрудничества с банковской сферой в деле финансирования отдельных направлений нацпроектов занимаются многие представители региональной власти. Так, под руководством Нижегородской области используется партнерство в форме системы соглашений с региональным кредитным сектором, цель которых — обеспечение доступности жилья для жителей области через систему ипотечного кредитования. В рамках обозначенной системы основному участнику со стороны кредитного сектора — Волго-Вятскому банку Сбербанка России предоставлено право входить в региональный Совет по разработке и реализации программ строительства и модернизации объектов недвижимости и коммунальной инфраструктуры.
По словам председателя правления Волго-Вятского банка Сбербанка России Д. Давыдова, заключение соглашения о сотрудничестве способствует развитию и совершенствованию в Нижегородской области системы долгосрочного жилищного кредитования 7 . «Волго-Вятский банк Сбербанка России приступил к работе с правительством области над созданием в Нижегородской области новой эффективной схемы улучшения жилищных условий населения, которая в перспективе позволит гражданам приобретать и строить качественное жилье не только за счет собственных сбережений, но и с помощью доступных ипотечных кредитов 8 . Помимо финансового участия, Волго-Вятский банк Сбербанка России проводит регулярные информационно-разъяснительные семинары совместно с органами местного самоуправления по разъяснению целей национальных проектов и роли банковской системы в успешности их реализации. Разработанная схема взаимодействия власти и капитала в Нижегородской области предполагает также организацию банком консультационных точек по кредитованию населения на территории районных администраций.
Следует отметить в деле реализации важнейших социальных приоритетов государства и роль Внешторгбанка. В целях повышения роли группы ВТБ в реализации проектов «Доступное и комфортное жилье», «Развитие АПК», «Образование» и «Здоровье», то есть, тех областях, где важнейшее место отводится отечественному банковскому сектору, — во Внешторгбанке создан постоянно действующий коллегиальный орган — Комиссия по реализации приоритетных национальных проектов. В состав Комиссии вошли руководители основных подразделений Внешторгбанка, что позволило сформировать единую политику Банка по участию в реализации национальных проектов. Работа комиссии призвана способствовать выработке концептуальных основ и согласованных предложений по реализации приоритетных национальных проектов, ускорению принятия решении по кредитным сделкам, инвестиционным и иным операциям, связанным с участием ВТБ в национальных проектах. На данный орган также возложено обеспечение организационного взаимодействия Внешторгбанка с органами государственной власти, межведомственными рабочими группами по приоритетным национальным проектам при Совете при Президенте Российской Федерации и другими организациями по вопросам реализации национальных проектов.
В настоящее время в рамках работы Комиссии Внешторгбанк уже рассмотрел ряд перспективных направлений развития своей деятельности по реализации национальных проектов. В частности, в рамках разработанной «Концепции участия Группы Внешторгбанка в реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» предполагается дальнейшая активизация финансирования строительной отрасли. Внешторгбанк намерен развивать инвестирование в создание и модернизацию производственных мощностей индустриального домостроения, в том числе малоэтажного, проекты реконструкции и модернизации коммунальной инфраструктуры, а также создания инженерной инфраструктуры новых участков, выделяемых под жилищное строительство.
Участие Внешторгбанка в реализации приоритетных национальных проектов, помимо очевидной цели содействия ведущего российского банка в решении важнейших задач социально-экономического развития России, способствует созданию коммерчески эффективных механизмов частно-государственного партнерства. Для Внешторгбанка это также и возможности расширения своего присутствия на основных сегментах банковского рынка и упрочения собственной репутации как социально ответственного финансового института.
Новые формы освоены при взаимодействии банка с профильными Министерствами. Так, имеет место Соглашение об организации антикризисного сотрудничестве по Государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы».
Рис. 1. Направления антикризисного сотрудничества ВТБ и Министерства сельского хозяйства РФ по приоритетному национальному проекту «Развитие агропромышленного комплекса»
В соответствии с условиями Соглашения, кредитная организация Внешторгбанк будет способствовать продвижению Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы» в регионах Российской Федерации с использованием филиальной сети группы ВТБ. Важным направлением сотрудничества в перспективе станет участие ВТБ совместно с другими банками в формировании системы жилищного и земельно-ипотечного кредитования в сельских регионах Российской Федерации. Также планируется осуществление региональной сетью Банка расчетно-кассового обслуживания организаций, связанных с реализацией приоритетного национального проекта 9 .
Рис. 2. Конкурентные преимущества банка ВТБ как участника национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса»
На данный момент группа ВТБ активно включена в процессы развития регионов России. Формой банковского участия служит национальных проект «Доступное жилье гражданам России». Реализация партнерства власти и капитала в данном случае опирается на соглашение, подписанное с Министерством регионального развития Российской Федерации в 2006 году. Предметом указанного соглашения является сотрудничество сторон по следующим направлениям:
– разработка пилотных проектов частно-государственного партнерства;
– привлечение частных, в том числе иностранных инвестиций, для реализации приоритетного национального проекта;
– развитие градостроительства, модернизация строительной индустрии и жилищно-коммунального комплекса;
– формирование региональной социальной инфраструктуры;
– развитие региональных рынков доступного жилья, за счет использования механизмов ипотечного жилищного кредитования;
– развитие инновационного потенциала при реализации приоритетного национального проекта.
Основные формы взаимодействия в целях реализации положений соглашения группируются по участникам, а именно:
– предоставляет Банку не имеющую ограничений для использования со стороны государственных органов Российской Федерации информацию по приоритетному национальному проекту и оказывает Банку содействие в получении необходимой информации и материалов от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
– привлекает представителей Банка к участию в работе экспертных групп, комиссий, советов и других органов, создаваемых как в Министерстве, так и при его участии, по финансовым, экономическим и другим вопросам, относящимся к предмету настоящего Соглашения;
– предоставляет Банку технико-экономические обоснования, бизнес-планы и иную документацию, связанную с финансированием/софинансированием и реализацией приоритетного национального проекта с участием Банка;
– привлекает Банк в качестве финансового консультанта по вопросам организации финансирования приоритетного национального проекта;
– рассматривает возможность участия Банка в реализации федеральных целевых программ в части, связанной с приоритетным национальным проектом;
– участвует в работе экспертных групп, комиссий, советов и других органов, создаваемых как в Министерстве, так и при его участии, по финансовым, экономическим и другим вопросам, относящимся к предмету настоящего Соглашения;
– рассматривает возможность организации финансирования/софинансирования инвестиционных проектов и программ, осуществляемых в рамках реализации приоритетного национального проекта;
– осуществляет экспертный анализ финансовых, экономических, правовых и других вопросов, относящихся к совместно реализуемым проектам;
– рассматривает возможность использования региональной сети филиалов Банка и дочерних банков для продвижения приоритетного национального проекта в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;
– участвует посредством региональной филиальной сети в расчетно-кассовом обслуживании организаций, связанных с реализацией приоритетных национальных проектов;
– участвует в формировании системы ипотечного жилищного кредитования и рынка ипотечных ценных бумаг в регионах Российской Федерации;
– участвует в организации информационной поддержки в целях формирования позитивного имиджа приоритетного национального проекта среди клиентов Банка и у населения России;
– участвует в выработке предложений по внесению изменений и дополнений в банковское, налоговое и иное законодательство в целях повышения эффективности реализации приоритетного национального проекта.
Следует согласиться с мнением к.э.н. Бухвостова Ю.В. в том, что включение финансовых и кредитных институтов в реализацию приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и дальнейшая его трансформация в государственную программу «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы» способны преодолеть системный кризис дефицита финансовых ресурсов в освоении агроинноваций 10 , позволяет в кратчайшие сроки провести техническое перевооружение аграрного производства и ввести в эксплуатацию новые мощности, закупить племенной скот, увеличить объемы и уровень товарности производства, повысить конкурентоспособность и рентабельность продукции. Развитие производства предполагает одновременное решение и таких социальных проблем, как создание дополнительных рабочих мест, обеспечение жильем молодых специалистов и членов их семей на селе 11 .
Привлечение финансовых организаций к реализации приоритетных национальных проектов способно оказать значительное влияние на поступательное антикризисное развитие важнейших секторов экономики России. Эффективная организация антикризисного взаимодействия государства и финансовых структур в рамках реализации приоритетных национальных проектов может стать катализатором долгосрочных системных изменений по основным направлениям развития экономики России.
Анализ опыта ведущих российских банков показывает, что развитие банковского и финансового бизнеса тесно связано с реализацией национальных проектов. Так, руководство Финансовой Корпорации «УРАЛСИБ» утверждает, что появление национальных проектов дало толчок к развитию рынка ипотечного кредитования. Многие банки России сегодня разработали новые стратегии ипотечного кредитования и стремятся к тому, чтобы ипотечные кредиты были востребованы населением, стараясь не только сделать предложение ипотеки доступным, но и подкрепить его надежными предложениями со стороны рынка жилья 12 . Формой участия в национальном проекте «Доступное жилье» ФК «УРАЛСИБ» избрала модель по созданию надежных закрытых паевых инвестиционных фондов для финансирования проектов строительства жилой недвижимости 13 .
Привлекая и вкладывая средства в реализацию наиболее значимых для национальной экономики проектов, Корпорация активно содействует промышленному росту российских регионов. Внедряя модель «Финансовый супермаркет» в регионах, Корпорация выполняет стратегическую задачу, стоящую перед российским обществом, — улучшение условий жизни граждан РФ. Вместе с этим Корпорация добивается увеличения региональной доли видов услуг по продуктам — локомотивам.
Благодаря совместным усилиям ОАО «ЮгРосПродукт» и ФК «УРАЛСИБ» в течение одного года было осуществлено строительство и запуск в эксплуатацию современного технологичного производства — Красногвардейского стеклотарного завода. Проектная мощность нового завода составляет 120 млн условных единиц стеклотары в год. Продукция, производимая КСТЗ, отвечает всем требованиям мировых стандартов и выпускается с использованием современных технологий.
«БАНК УРАЛСИБ» и ОАО «Агентство по Ипотечному Жилищному Кредитованию» подписали соглашение об условиях поставки закладных. Благодаря этому соглашению существенно возросла вовлеченность Банка в реализацию Федеральной программы ипотечного кредитования. ФК «УРАЛСИБ» сможет предоставлять ипотечные кредиты по Федеральной программе в 36 регионах России.
Таким образом, очевидна особая роль кредитной сферы в реализации национальных проектов. Эта роль, во-первых, связана с самой функцией банков как кредитных организаций, которые трансформируют сбережения в инвестиции в экономике и обеспечивают перетекание финансового капитала между отраслями. Во-вторых, использование кредитного механизма при осуществлении национальных проектов позволяет минимизировать неэффективное расходование средств, связанное с коррупцией. Следует также упомянуть, что многие инструменты экономической политики, используемые государством для поддержки приоритетных отраслей, напрямую связаны с деятельностью банков. В их числе, например, субсидирование процентных ставок по кредитам. Именно обеспечение доступности банковских кредитов играет важную роль для реализации многих национальных проектов. Речь идет об ипотеке, о кредитовании сельскохозяйственных производителей, об образовательных кредитах и кредитах на развитие приоритетных отраслей экономики. При этом важно, что решение о предоставлении средств остается за коммерческим банком, это обеспечивает тем самым его более высокую эффективность, а субсидирование повышает доступность финансовых ресурсов для более широкого круга заемщиков. Участие российских банков в реализации приоритетных национальных проектов позволяет, с одной стороны, минимизировать неэффективное использование средств, связанное с коррупцией, а с другой — обеспечить прозрачность денежных потоков и банковской системы в целом.
Как справедливо отмечает Г. Тосунян, банки с каждым годом все больше и больше становятся публичными институтами 14 . Руководители кредитных организаций заинтересованы в повышении уровня жизни в стране. Они понимают: в обществе, где люди живут на более высоком уровне достатка, меньше риска для их бизнеса и больше спрос на их услуги.
1 См. более подробно Господинова Е.А., Мхитарян В.С., Шишова И.А. Оптимизация работы службы инкассации банка // Экономические науки, т. 46, №6, 2008
2 Путин В.В. Из выступлений о реализации национальных проектов в г.Новосибирске//Новая политика от 14.12.2005.
3 Казанцев О.В. Приоритетные национальные проекты и новая идеология для России. М.: ВАГРИУС, 2007, С.93
4 Путин В.В. Главная задача — сбережение нации. Послание Президента РФ Федеральному Собранию//Парламентская газета от 11.05.2006 г.
5 См. Выступление председателя Тюменской областной Думы С.Е.Корепанова на региональной конференции «О роли банковского сектора Тюменской области в реализации национальных проектов» 15.06.2007
6 Аксаков А. Предложения по укреплению национальной банковской системы// Электронная версия http://www.aksakov.ru/publictext/public/id/725949.html
7 Информационно-аналитический строительный Интернет-журнал. Электронная версия статьи — http://www.i-stroy.ru/new5917.html?archive
8 В рамках отдельных программ и соглашений о сотрудничестве с правительством региона Сбербанк готов предоставлять населению ипотечные кредиты под 13% годовых на срок до 20 лет
9 Как заявил на церемонии подписания Соглашения Президент-Председатель Правления ВТБ Андрей Костин, «в настоящий момент доля Группы ВТБ на рынке кредитования АПК составляет около 10%. К 2010 году планируется рост объемов кредитования АПК в 2–2,5 раза, и увеличение доли Группы ВТБ на рынке кредитования АПК до 20–25%. Общий объем инвестиций Группы ВТБ по национальному проекту «Развитие агропромышленного комплекса» к 2010 году превысит 50 млрд. рублей».
10 Агроинновация — это инновация, затрагивающая непосредственно (или опосредованно, в рамках технологической цепи) процессы, участниками которых является человек, средства производства (машина, оборудование, инструмент и т.п.) и компонент биологической среды (животные, растения), существование которых в естественной среде без участия человека невозможно, или возможно, только с утратой базовых функциональных характеристик.
11 Бухвостов Ю.В. Инновационность и конкурентоспособность российской экономики: современные проблемы и пути их решения [Текст] / Ю.В. Бухвостов // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — Сер. Аспирантские тетради. — СПб. — 2008. — №31(69). — С. 42–46
12 Корпоративный социальный отчет компании Уралсиб за 2005 г., С.36
14 Тосунян Г. Ответственность должна быть взаимной// Национальный банковский журнал №7(19), июль, 2005 г.
Источник