- Приоритетные направления привлечения иностранных инвестиций
- Иностранные инвестиции и основные направления их привлечения
- Стратегия и способы привлечения иностранных инвестиций в регионы
- Стратегия привлечения иностранных инвестиций
- Почему важно привлечь иностранные инвестиции?
- Оценка экономических показателей проекта
- Оценка сильных и слабых сторон проекта
- Оценка юридической стратегии привлечения инвестиций
Приоритетные направления привлечения иностранных инвестиций
Одной из важнейших задач Минэкономразвития России является содействие привлечению инвестиций в российскую экономику.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан и реализуется План действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в валовом внутреннем продукте, а также по созданию условий для их привлечения.
Актуальность задачи обусловлена необходимостью технологической модернизации производств, разработки инновационной и конкурентоспособной на мировом рынке продукции, увеличения несырьевого неэнергетического экспорта. Привлечение инвестиций также направлено на получение новых технологий и результатов НИОКР (участие в совместных НИОКР, получение прав на ключевые результаты интеллектуальной деятельности и создание собственных результатов интеллектуальной деятельности), получение доступа на зарубежные рынки, создание новых высокотехнологичных рабочих мест и повышение квалификации персонала. Результатом реализации задачи привлечения инвестиций является создание и модернизация отечественных производств, встроенных в цепочки добавленной стоимости на мировом рынке и имеющих научно-технический задел для проведения НИОКР.
Особое внимание уделяется созданию прозрачных условий для бизнеса (в части создания условий для честной конкуренции, прав собственности, стабильности финансово-банковской системы, отсутствия административных барьеров, справедливого антимонопольного регулирования), проводится работа по созданию и поддержанию положительного имиджа Российской Федерации (в том числе в сфере промышленности и инфраструктуры), популяризации информации как о российских перспективных инвестиционных проектах, так и о реализуемых на территории Российской Федерации мерах, направленных на стимулирование реализации инвестиционных проектов по созданию новых высокотехнологических производств конкурентоспособной на мировых рынках продукции.
Источник
Иностранные инвестиции и основные направления их привлечения
Ухудшение внутренней инвестиционной политики в странах СНГ, включая Россию, породило надежды на привлечение капиталов из других стран. Приток иностранных инвестиций определяется инвестиционным климатом. Инвестиционный климат – это ожидаемое соотношение доходности в данной стране или регионе от инвестиций в определенную отрасль народного хозяйства и их риска по сравнению с другими странами или сферами вложения капитала. Обычно инвестиционный климат, характеризующий приток иностранных инвестиций в различные страны, оценивается по нескольким направлениям.
На первом месте в качестве определяющего выдвигается политическая и экономическая стабильность в данной стране, которая включает наличие стабильного хозяйственного законодательства; механизма исполнения законов и контрактов; гарантий защиты собственности; а также размеры распространения организованной преступности и коррупций.
На втором месте находится устойчивость национальной валюты, включая уровень инфляции, гарантии ее превращения в свободную конвертируемую валюту, возможности вывоза полученных доходов и прибылей в процессе производственной деятельности в другие страны, соответствие учета международным стандартам.
На третьем месте – наличие рабочей силы, ее качество, квалификация и дисциплинированность, а также уровень оплаты. Сочетание этих характеристик рабочей силы с низкими затратами на ее использование позволяет создать конкурентоспособную продукцию на основе современных технологий.
На четвертом месте – налоговая система, и прежде всего уровень ставок налогов на прибыль, а также норма амортизации, возможности приобретения недвижимости и т. д.
В современных условиях зарубежные эксперты, оценивая инвестиционную привлекательность развивающихся стран, называют 10 важнейших факторов, которые обеспечивают иностранным инвесторам возможности беспрепятственно вкладывать свои капиталы в экономику этих стран:
· темпы экономического роста (прирост ВВП);
· политическая стабильность (опасность переворотов, уровень преступности, гражданские конфликты);
· размеры рынка – произведение численности населения на душевое производство ВВП;
· зависимость от иностранной помощи и способность к самостоятельному развитию;
· внешний долг (в % к ВВП);
· конвертируемость валюты и возможность вывоза прибылей;
· темп инфляции и стабильность валюты;
· уровень внутренних накоплений (в % к ВВП);
· уровень развития инфраструктуры (транспорт, связь, информация);
· правовая защита (процедура аренды и приобретения имущества, регистрации и страхования бизнеса, стабильность налогов, ограничения на изменение цен и т. д.).
Основные направления привлечения иностранных инвестиций.Говоря о привлечении иностранных инвестиций, необходимо иметь в виду, что интересы российского общества и иностранных инвесторов не совпадают.
Интересы России направлены на решение следующих базовых положений:
1. Восстановление и обновление своего производственного потенциала с учетом внедрения новейших технологий.
2. Насыщение потребительского рынка отечественными высококачественными и недорогими товарами, проведение политики ограничения импорта.
3. Развитие и осуществление структурной перестройки собственного экспортного потенциала. Перенесение центра тяжести с расширения экспорта сырьевых ресурсов на увеличение вывоза конкурентоспособной трудоемкой и наукоемкой продукции.
Интересы иностранных инвесторов:
1. Получение прибыли за счет освоения обширного внутреннего рынка России.
2. Развитие производства на основе богатых природных ресурсов.
3. Использование квалифицированной и дешевой рабочей силы, а также отечественного научно-технического потенциала.
В результате перед нашим государством стоит весьма сложная задача: с одной стороны, необходимо привлекать в страну иностранный капитал, создавая ему определенные стимулы; с другой – требуется система мер экономического регулирования, направленная на реализацию общественных целей государства.
В странах СНГ функционирование иностранных инвесторов можно подразделить на четыре группы.
Первая группа – международные экономические организации. Они включают Всемирный банк, Европейский и Азиатский банки реконструкции и развития (ЕБРР, АБРР). Так, Всемирный банк предоставляет кредиты на льготных условиях на 35 лет правительствам, местным органам власти и надежным банкам стран, где ВВП на душу населения ниже $865 в год.
Вторая группа – транснациональные корпорации (ТНК). На их долю приходится более половины мировых инвестиций. ТНК выступают как стратегические инвесторы. Они создают в странах СНГ свои предприятия со 100 %-ными иностранными инвестициями (ПИИ) и смешанные предприятия (СП). Так, швейцарско-шведская корпорация АББ наладила в России выпуск экономичных турбин. Зарубежные инвесторы, купив контрольный пакет акций, реконструировали российские бумажные комбинаты в Сегеже, Котласе и других городах.
Третья группа – финансовые инвесторы (инвестиционные фонды и банки). Они приобретают, как правило, высокодоходные и менее рискованные ценные бумаги, в то же время они не располагают какими-либо производственными технологиями. Получение таких денежных средств позволяет улучшать платежный баланс страны, выплачивать задолженность по налогам и заработной плате, покрывать бюджетный дефицит. Однако высокая доля портфельных инвесторов (портфельные инвестиции – это покупка ценных бумаг без права участия в управлении фирмой) с краткосрочными конъюнктурными интересами ставит бюджет и весь фондовый рынок, как это было с ГКО, в сильную зависимость от финансово-экономического положения на иностранных биржах. Чтобы не допустить подобных случаев, следует усилить внимание к отечественным инвесторам и по возможности ограничивать внешние портфельные заимствования.
Четвертая группа – малый и средний бизнес. Он не располагает крупными финансовыми ресурсами и поэтому ориентируется на торговые и посреднические операции. Этот сектор нуждается в особом контроле. В ряде случаев он представлен иностранными фирмами с сомнительной репутацией. Так, по данным международной конференции «Бизнес и безопасность» (1997 г.), среди иностранных компаний, которые стремятся на российский рынок, всего 15 % могут быть признаны вполне надежными, 44 находятся в тяжелом финансовом положении, 22 – банкроты, 19 % имеют криминальный характер.
В результате можно сделать вывод, что России нужны не всякие инвестиции, а лишь такие, которые позволяют привлекать современные новые технологии, не выпускаемое в СНГ оборудование и комплектующие изделия. При этом необходимо учитывать, во-первых, характер вкладываемого капитала; во-вторых, в какие отрасли и регионы он направляется; в-третьих, условия инвестирования, включающие принципы распределения прибыли при создании совместных предприятий, процентные ставки по кредитам, сроки вложения капиталов, создание новых рабочих мест.
Источник
Стратегия и способы привлечения иностранных инвестиций в регионы
Современный зарубежный опыт показывает, что в любом достаточно развитом государстве существует строгая система защиты своих национальных рынков от чрезмерного проникновения зарубежного капитала, причем привлечение из-за рубежа финансовых и других ресурсов всегда основывается на тщательно разработанной государственной концепции привлечения иностранных инвестиций.
Для разработки региональной политики привлечения иностранных инвестиций необходимо структурировать отрасли экономики региона с позиции целесообразности использования в них внешнего капитала. При этом необходимо выделить, по крайней мере, три группы отраслей, в которые:
а) запрещен доступ иностранного капитала;
б) доступ иностранного капитала ограничен и возможен только после получения лицензии;
в) возможен беспрепятственный доступ иностранного капитала.
Отбор инвестиционных проектов с участием зарубежных партнеров должен быть произведен исходя из первоочередных государственных интересов, предусматривающих решение следующих задач:
1) ограничение доступа иностранного капитала в отрасли, имеющие стратегическое значение (оборонно-промышленный комплекс, электроэнергетика и др.), а также в области, где необходимо проведение протекционистских мер с целью поддержания и развития собственных производителей;
2) развитие отсталых регионов и территорий (сельское хозяйство, традиционные промыслы, арктическая зона);
3) реализация крупных инвестиционных проектов, где без помощи иностранных инвесторов с их технологиями, деловым администрированием и финансовыми ресурсами сейчас не обойтись;
4) внедрение новых высокотехнологичных, экологически чистых производств, которые могли бы качественно поднять уровень эффективности производства и реструктурировать промышленность региона в целом.
При этом ограничение притока иностранных инвестиций в стратегически важные отрасли или предприятия, являющиеся естественными монополиями, совершенно необходимо для сохранения экономической безопасности страны и региона.
Следующий этап разработки региональной политики в сфере привлечения иностранных инвестиций – определение предельной доли иностранных капитальных вложений в экономику региона в течение конкретного периода времени. Можно определить и зафиксировать конкретный предельный объем иностранных инвестиций в экономику региона в зависимости от размера внутреннего регионального продукта или объема валовых инвестиций.
Приоритетными направлениями привлечения иностранных инвестиций в экономику большинства регионов являются:
реализация крупных инвестиционных проектов; развитие и модернизация традиционной промышленной базы; организация новых производств, которые основываются на нетрадиционных для региона технологиях, способствуют разрешению структурных проблем экономики (развитие отсталых в экономическом или социальном плане территорий, способствуют повышению занятости населения, улучшению экологической ситуации и т.д.) или насыщают рынок качественно новыми товарами или услугами.
Реализация каждого из направлений использования иностранных инвестиций нуждается в разграничении степени государственного вмешательства. Осуществление крупных инвестиционных проектов требует как усилий со стороны региональных органов власти, так и жесткого государственного контроля. Контроль со стороны правительства должен быть опосредован финансовыми интересами государства. Третье направление нуждается лишь в создании эффективной обезличенной системы государственной поддержки и выработке своеобразных правил игры, возможно, более лояльных к иностранным инвестициям, чем общепринятые нормы. Помимо этого необходимо перейти к применению дифференцированных подходов, т.е. оригинальных, адекватных способов инвестирования или их комбинации в зависимости от текущей ситуации, определяющей условия реализации того или иного проекта.
К позитивным последствиям иностранных инвестиций можно отнести приток достижений мирового научно-технического прогресса в национальную экономику. Вместе с тем имеются и негативные последствия. К их числу относится, например, увеличение структурной безработицы, усугубление диспропорции в развитии добывающего и производящего секторов экономики, ухудшение экологической обстановки, рост социального неравенства и т.д.
Источник
Стратегия привлечения иностранных инвестиций
Почему важно привлечь иностранные инвестиции?
Сегодня ставки по кредитам из-за финансового кризиса и увеличения ставки рефинансирования выросли настолько, что даже получение кредита нивелирует потенциальную прибыль. Увеличение ставки по кредитам ведет к тому, что компании не могут заложить в сметах нужную рентабельность.
Например, в строительной отрасли во втором квартале 2015 г. наблюдалось ухудшение ситуации с обеспеченностью строительных организаций кредитными и заемными финансовыми средствами (по сравнению с предшествующим кварталом). Баланс оценки изменения показателя снизился на 4 п. п. и составил –11 %.
Недостаточный спрос на продукцию, низкая платежеспособность заказчиков и высокие ставки по кредитам в коммерческих банках не способствовали повышению инвестиционной активности организаций. Среди строительных компаний с различной численностью занятых наиболее активно осуществляли инвестиционную деятельность крупные фирмы (90 %), малых организаций было значительно меньше (61 %).
За рубежом кредиты и займы достаточно дешевые. Правда, получить их в европейских странах сложно, поэтому многие компании обращаются к азиатским инвесторам (Китай, Сингапур).
Для любой компании привлечение иностранных инвестиций можно рассматривать с нескольких позиций:
- получение статуса международной компании;
- получение дополнительных средств на развитие;
- возможность создания холдинговой структуры и расширения географии бизнеса;
- получение гарантий со стороны иностранных инвесторов в отношении российских кредиторов.
Оценка экономических показателей проекта
В большинстве случаев инвесторам не требуются дорогостоящие отчеты и бизнес-планы компании. Для потенциального инвестора важно понять, какую прибыль он получит, когда вложения окупятся и принесут максимально ощутимый эффект. Прежде всего нужно показать потенциальному инвестору, какие капиталовложения необходимы для реализации того или иного проекта. Обычно достаточно рассчитать планируемые доходы и расходы в пятилетней перспективе. Пример таких вложений в строительной компании представлен в таблице.
Расчет показателей вложений в проект и выручки, тыс. руб.
№ п/п
Показатель
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
Инвестиционная деятельность
Прирост собственного капитала
Сальдо инвестиционной деятельности
Операционная деятельность
Выручка от реализации
Фонд оплаты труда со страховыми взносами
Стоимость материальных ресурсов (сырье, материалы, энергия)
Налоги в себестоимости
Проценты по кредитам
Прибыль до налогообложения (п. 2.1 – п. 2.2 – п. 2.3 – п. 2.4 – п. 2.5 – п. 2.6 – п. 2.7)
Налог на прибыль (20 %)
Оценка сильных и слабых сторон проекта
Как показывает практика, очень часто для развития компании важно получить доступ к заемным средствам, иметь достаточный спрос и предложение на товары и услуги. В данном случае нужно представить инвестору SWОТ-анализ, предполагающий оценку различных положительных и отрицательных моментов деятельности.
Рассмотрим пример оценки сильных и слабых сторон строительной компании (рис. 1).
Преимущества компании
Недостатки компании
• опыт работы в строительной отрасли с 1998 г.;
• опыт возведения 12 жилых домов;
• опыт грунтовых работ и проведения работ в тяжелых климатических условиях;
• партнерство с европейскими компаниями (Bauer, SoilMec);
• наличие гарантийных условий после сдачи домов в эксплуатацию в течение двух лет;
• наличие программы социальной ответственности;
• наличие высококвалифицированных рабочих
• отсутствие возможности получить банковское финансирование по низким процентам;
• непостоянство денежных средств и наличие дебиторской и кредиторской задолженности, нереальной к взысканию;
• высокие издержки строительного производства;
• слабая маркетинговая политика
Возможности рынка
Угрозы рынка
• необеспеченность потенциальных потребителей дешевым жильем;
• наличие постоянного спроса на жилье;
• приток частного и внешнего (иностранного) капитала в строительную отрасль
• угроза нарушения сроков строительства и штрафных санкций;
• дефицит специалистов в области строительства;
• изменение контроля в области строительства;
• угроза поглощения более крупной компанией
Рис. 1. SWОТ-анализ строительной компании
Исходя из слабых и сильных сторон, строительная компания может выбрать одно из четырех направлений развития:
1. Стратегия быстрого роста. Пути реализации данной стратегии:
- внешнее кредитование иностранными инвесторами;
- продажа части компании или выход на IPO с целью получения новых финансовых возможностей для реализации новых проектов в строительной отрасли.
2. Стратегия укрупнения посредством слияния и поглощения. Подобная стратегия характеризуется слиянием с другими строительными компаниями, продажей части акций иностранному инвестору с целью получения дополнительного финансирования для реализации новых строительных проектов.
3. Стратегия диверсификации предполагает:
- выпуск на рынок новых продуктов (например, предложение вариантов малоэтажного, дачного строительства);
- кооперацию с другими отраслями (производство бетона и железобетонных конструкций).
4. Создание холдинга. Для привлечения иностранных инвестиций компания может разработать концепцию создания холдинговой структуры с иностранным участием.
Иностранные инвесторы часто опасаются заключать договоры с российскими компаниями непосредственно в России и предпочитают выбрать иную юрисдикцию, которая позволит максимально обезопасить финансовые вложения. Это может быть как европейская юрисдикция (Великобритания, Германия), так и азиатское направление с использованием в холдинговой структуре Сингапура, Китая.
Оценка юридической стратегии привлечения инвестиций
Необходимо представить инвестору правовые аспекты привлечения инвестиций.
1. Продажа акций компании. При использовании данной стратегии важно понять, какую долю компании-учредители готовы продать для привлечения инвестиций.
Согласно ст. 93 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) переход доли или части доли участника общества в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к другому лицу допускается на основании сделки или в порядке правопреемства либо на ином законном основании. Важно, чтобы все участники общества были готовы на отчуждение доли иностранному инвестору, ведь они пользуются преимущественным правом покупки доли или части доли участника общества.
Порядок осуществления преимущественного права и срок, в течение которого участники общества могут воспользоваться указанным правом, определяются законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества. Уставом общества также может быть предусмотрено преимущественное право покупки обществом доли или части доли участника общества, если другие участники общества не использовали свое преимущественное право покупки доли или части доли в уставном капитале общества.
Публичные и непубличные общества вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и осуществлять свободную продажу акций с учетом требований правовых актов Российской Федерации (Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) «Об акционерных обществах»).
2. Привлечение займов и кредитов. Привлечение займов и кредитов позволяет при сохранении доли владения компанией получить дополнительные инвестиции и открыть новые проекты и направления деятельности. Плюсом такой схемы является возможность сохранения контроля над компанией, минусом — необходимость выплаты процентов.
Предоставляя целевое финансирование, иностранные инвесторы часто прописывают в договоре специальные условия в отношении достижения объемов производства или продаж. В связи с этим необходимо внимательно изучать все пункты договора.
В соответствии со ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
Предметом договора займа может быть иностранная валюта (п. 2 ст. 807 ГК РФ). Займы в иностранной валюте также имеют свои особенности. Поскольку контрагентом организации является нерезидент России, валютные операции, связанные с исполнением договора займа, осуществляются без ограничений (подп. «б» п. 7 ст. 1, ст. 6 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле»).
Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения прибыли пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату признания соответствующего дохода (расхода) (п. 8 ст. 271, п. 10 ст. 272 Налогового кодекса РФ; далее — НК РФ).
В силу положений подп. 7 п. 4 ст. 271, подп. 6 п. 7 ст. 272 НК РФ датой признания доходов и расходов в виде курсовых разниц по имуществу и требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте, является последнее число текущего месяца.
Из приведенных норм можно сделать вывод: пересчет обязательств по займу, выраженных в иностранной валюте, и признание доходов и расходов в виде курсовых разниц следует производить ежемесячно.
3. Создание новой компании. Часто инвесторы предлагают создать совместное предприятие для целей реализации нового инвестиционного проекта. Порядок создания такого предприятия определяется сторонами. Российская компания может внести НИОКР, свой бренд и имущество, иностранный инвестор — денежные средства. Создание такой компании можно показать схематично (рис. 2).
Рис. 2. Создание совместного предприятия
Создание совместного предприятия с участием иностранного капитала позволяет повысить привлекательность компании, расширить географию работы компании.
Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и ГК РФ. Особенность данной схемы: создается новое юридическое лицо, не обремененное рисками предыдущей деятельности учредителей, директоров, принятием неправильных решений. Репутация компании создается заново.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).
4. Выход на IPO. Выход на IPO позволяет действительно привлечь в компанию денежные средства. Например, в российской экономике в первой половине 2000-х гг. отсутствовали длинные инвестиционные деньги при хорошем экономическом росте. В эти годы наши компании массово отправились за инвестиционными деньгами на международные рынки капитала. В результате повального выхода российских компаний на IPO сформировался отчетливый тренд по приглашению в состав совета директоров иностранного директора. Это обеспечивало условную уверенность иностранных инвесторов в приемлемом качестве корпоративного управления, а следовательно, более высокую оценку стоимости акций.
Публичным признается обращение ценных бумаг на организованных торгах, а также обращение ценных бумаг путем их предложения неограниченному кругу лиц, включая использование рекламы.
Публичное обращение эмиссионных ценных бумаг возможно только при наличии следующих условий, которые должны быть соблюдены одновременно:
- регистрация проспекта ценных бумаг, допуск биржевых облигаций или российских депозитарных расписок к организованным торгам с представлением бирже проспекта ценных бумаг либо допуск эмиссионных ценных бумаг к организованным торгам без их включения в котировальные списки;
- раскрытие эмитентом информации в соответствии с требованиями, установленными в законе, а в случае допуска к организованным торгам эмиссионных ценных бумаг, в отношении которых не осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг, — в соответствии с требованиями организатора торговли.
Сегодня азиатские биржи с удовольствием принимают российские компании для выхода на IPO. Азиатские зарубежные компании готовы инвестировать даже в маленький бизнес. Достаточно получить независимое заключение и разместить биржи с помощью посредников на зарубежных площадках, таких как Сингапур или Китай.
Источник