Пример инвестиций для города

Зачем ваш город нужен инвестору?

Андрей Крылов — эксперт Практической академии государственного и муниципального управления «ОПОРЫ РОССИИ»

В октябре этого года я проводил опрос среди лидеров общественного мнения различных муниципальных образований на тему «Что должно привлекать инвесторов в территорию?».

Что можно было узнать из этого опроса?

Чтобы предприниматель пришёл в регион и построил производство, нужно, чтобы территория обладала транспортной доступностью, чтобы ему было легко организовать логистику на другие территории до рынков сбыта или при поставке сырья. Географическое положение — фактор, на который сами регионы или муниципалитеты повлиять не могут, но могут повлиять на транспортную инфраструктуру, её развитие и качество.

Также для инвестора важна репутация города и региона. На это можно повлиять маркетинговыми инструментами — разработкой брендинга территории, фирменного стиля, распространением привлекательных посланий по нужным каналам коммуникации. Предпринимателю важно знать, что власть надёжна, последовательна, а в регионе действуют понятные правила игры (даже если руководители меняются). Личные отношения и договорённости в российской специфике при низком уровне доверия в обществе играют огромную роль. Увидеть реальные изменения внешней репутации региона можно уже через 3-5 лет, и она начнет набирать кумулятивный эффект, если территория будет последовательна в шагах развития.

Инвестору также надо понимать, насколько инвестиционные площадки, где он может начать дело, можно доработать под свои задачи: просто ли подвести туда коммуникации, можно ли без волокиты и лишней коррупционной составляющей подготовить все документы по системе «одного окна», насколько власть держит обещания и соблюдает договорённости.

Когда инвестиционный проект реализуется, производство построено, нужно, чтобы там были люди, специалисты, которые будут там работать. Возникает вопрос в качестве человеческого капитала. У некоторых городов есть специфика: например, моногорода имеют более взрослое население, молодёжь ищет работу в других местах. Инвестору нужно заранее понимать: какой профиль компетенций специалистов, инженеров, квалифицированных рабочих нужен под его проект.

Нужно оценивать активность населения на территории. Депрессивный ли это город? Каково качество городской среды? Если к проекту подключается новая управленческая команда, которая будет жить в регионе, то логично, чтобы на месте были удобная инфраструктура и гарантии безопасности, места, где можно отдохнуть и где будут учиться дети.

Важная составляющая инвестиционной привлекательности — отношение чиновников администрации. Сами чиновники во власти должны быть замотивированы на работу с инвесторами. Важно проводить мотивацию чиновников через легальные механизмы, чтобы чиновник получал финансовые бонусы и привилегии, исходя из прозрачной схемы, отражающей его работу с инвесторами.

Стратегические сессии для команды во власти, которая заинтересована в привлечении инвесторов, должны проводиться, например, раз в 2 месяца. Важно, чтобы на стратегической сессии была не только местная власть, но и региональная, там должны быть и предприниматели, включая малый бизнес и потенциальных инвесторов, должны быть представлены активные группы населения, которые могут познакомиться с обстановкой, убедиться, в правильном ли направлении они идут. Все участники должны сессии должны прийти к общему пониманию способов развития, договориться и сформировать образ коллективного желаемого будущего и того, как оно будет достигнуто.

Читайте также:  Чиа мантэк чиа мэниван ци нейцзан ii массаж внутренних органов

Команда — лишь повод начать работать. Во время работы на проектных сессиях нужно находить отличительные особенности и качества территории, которые будут привлекательны для инвестора. Дальше анализируем географию, логистику, наличие уже имеющихся предприятий и площадок, ресурсы, в том числе человеческие, сложившиеся практики и так далее. Но важно возвращаться к исходной точке «что нужно инвестору», смотреть на все ситуации его глазами. Нужно сглаживать слабые аргументы, находить и акцентировать сильные основания для инвестора вкладывать в проект на своей территории. Следующий шаг на сессии — работа над тем, что должен сделать лично каждый, какие шаги предпринять, чтобы развить инвестиционную привлекательность своей территории. Это уже дорожная карта, план работ по конкретным проектам и задачам. А если проекты уже идут, то на сессиях должна быть проработка текущих проектных задач.

Для ускорения развития инвестиционной привлекательности необходимо, чтобы муниципальные образования делились опытом друг с другом, рассказывали, что и как они делают для улучшения инвестиционной привлекательности и реализации конкретных инвестпроектов. Взаимное сравнение между людьми, командами, городами, муниципалитетами — сильнейший фактор развития. Это хорошо делать «вживую» на федеральном уровне. Чужие успехи разогревают активность исполнительной власти в построении инвестиционной привлекательности на своей территории, стимулируют копировать лучший опыт близких и дальних соседей.

Например, в конце сентября был проведён межрегиональный (Башкирия, Удмуртия, Пермский край) форсайт «Кама-2035». На форсайте был трек по развитию города будущего и моногородов. В течение пяти дней мы договаривались и проектировали: какое будущее нас ждёт и как каждый из нас может повлиять на него через проекты развития. На треке «Моногорода» были главы муниципалитетов и управлений по экономике города, представители агентств по развитию ряда регионов и городов, представители законодательной власти, заместитель руководителя Фонда развития моногородов и представители НКО. В итоге родился проект «Я — хозяин города», основанный на технологиях проектного управления, цифровой платформы, криптовалют и блокчейна. Проект предполагает участие горожан в форме конкретных действий по благоустройству.

Инструменты маркетинга и брендинга помогают сделать территорию и регион заметным, акцентировать коммуникацию на привлекательных для инвестора аспектах при её большей клиентоориентированности. Заинтересованные стороны брендинга территорий — это местная власть, жители, действующий малый бизнес, сами инвесторы и регион. Власть должна быть в позиции сервисной функции по отношению к инвесторам, она должна понять, что предприниматели — это её клиенты, развивающие территорию.

В качестве примера позитивного опыта создания инвестиционной привлекательности приведу город Сарапул в Удмуртской Республике. Недавно он получил статус ТОСЭР, процесс был сложным. Но что сразу заметно: глава Сарапула пришёл во власть из бизнеса, у его команды горят глаза, им нравятся, что они делают, они хотят и добиваются результатов. Они открыты для взаимодействия, быстро отвечают на вопросы и активны в социальных сетях. Я вижу в городе новую набережную, строится дорога, идет возведение новых зданий для туристов, проводятся мероприятия. В ресторане около набережной нас познакомили с необычными блюдами, рассказывая увлекательные истории из жизни известных горожан. Всё вместе это оставляет позитивный опыт, влияющий на имидж города. Инвесторы, администрация, бизнес Сарапула получают совместный опыт, вырабатывая доверие друг к другу, от этого растёт безопасность и определенность для инвестора. Тогда они могут действовать как команда. Формируется эмоциональная ценность от работы, и вероятность результата реализации инвестиционного проекта повышается.

Общие формулы для создания инвестиционной привлекательности есть, но они звучат банально. Во-первых, вам необходимо понять: кем вы уже являетесь и кем бы хотели быть. Выберите основные конкурентные преимущества территории и распространите эти ассоциации на вашу целевую аудиторию: инвесторов, туристов, квалифицированных специалистов, которых вы хотите привлечь, на самих жителей. Трансляция вашего имиджа целевой аудитории должна быть подкреплена реальными действиями. Сверяйте реализацию с целями развития и окружением, оперативно вносите коррективы — раз в 3-4 месяца. Будьте при этом последовательны. Формируйте максимальное доверие как к территории, так и к администрации. Делайте это постоянно в течение года, 3, 5, 15, 50, 100 лет и дальше. И ещё раз повторю: собирайте — хотя бы раз в квартал — всех заинтересованных лиц в одном месте на проектной сессии, превращая накопившиеся проблемы в задачи совместной деятельности. Делайте так, чтобы все заинтересованные стороны участвовали в развитии города не словами, а делами.

Читайте также:  Решение задачи по определению доходности облигации

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Источник

Инвестирование в регионы – вложения для развития экономики и поднятия уровня жизни населения

Правительство России призывает инвесторов к увеличениям вложений в регионы, однако, особой активности пока не наблюдается. Власть предлагает поощрительные механизмы для администраторов в регионах с целью стимулирования инвестиционных процессов в отдельных субъектах.

Если учесть, что наши инвестиции представляют собой финансовые средства из офшоров, то и методы стимулирования аналогичные. Михаил Мишустин заявил, что будут списываться бюджетные кредитные обязательства регионов на размер предполагаемых налогов (бюджетных доходов) от внедренных инвестиционных проектов.

Но как вычислить размер этих доходов? Когда реально будет списание?

Инвестиции в регионы – как привлечь инвесторов и для чего это нужно?

Сколько времени понадобится на то, чтобы проекты стали приносить доход?

На это понадобится время, зато долги будут присутствовать. К тому же, для того чтобы запустить проекты, и контролировать их нужны квалифицированные специалисты, а их у нас очень мало.

В границах региона инвестирование предполагает следующие направления:

— улучшение региональной самостоятельности (хозяйственной и экономической),

— устранение имеющегося дисбаланса в развитии разных отраслей хозяйственной деятельности,

— решение проблем социального характера (увеличение заработной платы, наличие рабочих мест и т.д.)

Инвестиции в регионы важны не только для конкретной территории, но и в масштабах государства. От этого зависит решение задач в области управления инвестициями, а также ряда проблем в экономике регионов. Привлечение инвестиций способствует установлению баланса во всех сферах жизнедеятельности между соседними регионами, а это, в целом, стабилизирует экономическое развитие страны, а также социальное положение.

Все российские регионы отличаются по своей привлекательности для инвесторов. Правильная оценка привлекательности инвестиций регионов особенно важна в случае, когда планируется крупное инвестирование, имеющее национальное значение. Для этого применяются значения валового регионального продукта.

В настоящее время региональное инвестирование

вызывает интерес не только со стороны государства, но и частных инвесторов, для которых есть реальная возможность получать доход с экономической деятельности на определенной территории. Надо заметить, что для инвесторов, не имеющих большого опыта и значительных капиталов, масштабные регионы с развитой инфраструктурой недоступны из-за большой конкуренции и четкого разграничения рынка. Некоторые регионы представляют собой «лакомый кусок» для многих инвесторов, так как есть большой выбор для вложения денег в разные области хозяйственной деятельности (к примеру, создание малого и среднего бизнеса, а также деятельности на фондовых рынках, развитии жилищного строительства).

Надо сказать, что в нашей стране, объемы инвестиций в регионы не велики. Это наглядно видно из статистики показателей жизненного уровня и доходов граждан крупных регионов и небольших, удаленных от современных центров с развитой бизнес-структурой.

Это объясняется рядом причин, к примеру, неграмотно организованной федеральной политикой, основным направлением которой является стремление местных властей единолично управлять всеми процессами. Кроме того, большой бедой являются бюрократические препоны, препятствующие привлечению инвестиций не только для иностранных инвесторов, но и для российских. Местные власти не могут контролировать конкуренцию между компаниями, ведущими деятельность на определенной территории.

Читайте также:  За иностранными инвестициями заседание

Для определения необходимости вложения капитала в конкретный регион инвестор, как правило, изучает его экономическую привлекательность: имеет значение жизненный уровень граждан, населяющих данную территорию, уровень цен, степень занятости населения, среднемесячный доход, объем производства и т.д. Все эти показатели связаны между собой. Кроме этого, важное значение имеют местные законодательные документы, установленные ставки по налогам, степень защищенности от разного рода рисков, отношение местных властей к инвестиционной деятельности.

В некоторых регионах

ситуация складывается таким образом, что создается впечатление, будто региональным властям не важны долгосрочные программы. Относительно инвестирования, решения принимаются спонтанно, инвестиционной политике не уделяется должного внимания, в принимаемых региональных программах развития нет никакой информации о разработке механизмов для привлечения инвестиций иностранных инвесторов. Только за счет изменения данной инвестиционной стратегии можно обеспечить прирост валового регионального продукта примерно на 2 %.

Немаловажной причиной низкого развития регионов является тот факт, что за границей РФ о многих ее регионах ничего не известно.

А ведь для привлечения иностранного капитала необходима информационная открытость, достоверные сведения об имеющихся ресурсах, инвестиционном климате региона. Стоит сказать о том, что за последние годы в российских регионах сформированы различные региональные фонды, компании развития, однако, большинство из них работают формально. Пока местные власти не поймут, что привлечение инвестиций является тоже, своего рода, инвестицией, которая требует вложения капитала не только в новые технологии, но и в человека, рассчитывать на большой прорыв в данном направлении, вряд ли возможно.

По статистике, кроме нескольких регионов (Краснодарский край, респ. Татарстан, г. Санкт-Петербург, Московская, Липецкая, Воронежская, Тамбовская, Курская, Ленинградская, Белгородская области) где инвестиционные риски относительно невысокие, в остальных регионах России картина не такая оптимистичная. В любом случае, для привлечения капитала в регионы необходимо использовать все возможные механизмы (к примеру, специальные экономические зоны, индустриальные парки, кластеры и т.д.).

Целью государственного регулирования

социальных инвестиций регионов является обеспечение определенного равновесия во взаимодействии государства, населения и инвесторов при улучшении жизненного уровня. Субъектами социальных инвестиций могут выступать: государство, зарубежные инвесторы, организации (как коммерческие, так и некоммерческие), частные инвесторы.

Государственные инвестиции направлены на развитие различных отраслей экономики, получить которые представители малого бизнеса могут в двух случаях:

— на создание собственного бизнеса (для разных регионов размер субсидий варьируется от 50 до 90 тысяч рублей. В России это делают центры занятости),

— на развитие своего дела, получение субсидий порядка 300 тысяч рублей (это задача министерства экономического развития).

В любом случае, необходимо активно действовать, так как на фоне дефицита бюджета (как федерального, так и регионального), увеличения безработицы, снижения доходов граждан — привлечение инвестиций в регионы является показателем эффективной работы региональных властей. Не имеет значения какие инвесторы (иностранные либо отечественные), главное, чтобы поднялся уровень жизни в регионах, развивалась региональная экономика, создавались новые рабочие места и т.д.

Источник

Оцените статью